Что делает физик ядерщик. Профессия физика-атомщика. Что придется делать

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 с углубленным изучением английского языка

Реферат по теме:

«Физик-ядерщик. Укротитель ядра»

Выполнила

Клипенко Виктория

ученица 9 «Б» класса МОУ СОШ № 80

Проверил

Чернышев Руслан Александрович

Ярославль, 2011


1. Введение

2. История профессии

3. Сущность профессии

3.1 Кто такой физик

3.2 Кто не рискует, тому не быть физиком

3.3 Быть или не быть

4.Условия получения профессии

5. Заключение

6. Примечания

7. Список используемой литературы


1. ВВЕДЕНИЕ

О физика, любовь моя...

Я верю, вы её полюбите, как я...

Она достойна королевских почестей,

На свете нет наук, сравнимых с ней!

И.Денисова

Физика – наиболее фундаментальная отрасль науки о природе. Все, что окружает нас - физические тела; все, что происходит вокруг нас - физические явления. Достижения современной физики столь значительны, что не могут не вызывать восхищения. Физика - многогранна, поэтому так непросто очертить границы этой науки, и, несомненно, она несет в себе огромную пользу для всего человечества.

Мы сталкиваемся с физикой каждый день, не обращая своего внимания на это. Ведь это все - привычные явления, вошедшие и укрепившиеся в нашей жизни.

Но как много мы знаем об этой удивительной науке?

Меня заинтересовал этот вопрос, так как многие думают, что человек, разумнейшее существо, и появившись на Земле, сумел подчинить себе ее стихии, ее необузданный нрав и девственные просторы. Но он замахнулся на цитадель, доселе незыблемую, - творение материи и ее превращение.

На рубеже XIX и XX веков началась история штурма атомного ядра, героями которой стали физики-ядерщики, укротители атомного ядра. Кто выиграет в этой битве? Неизвестно. Построив первую АЭС, ученые предпологали, что стали властителями энергии. Вот он способ покорить атом! Но 26 апреля 1986 года изменило все. Атом взял верх над человеком.

Целью моей работы является определение сущности и основных особенностей профессии. Данная цель определила следующие задачи работы.

1. Сбор и систематизация материала.

2. Раскрытие сущности профессии.

3. Определение основных особенностей профессии.


2. История профессии

Появление отдельного термина для обозначения учёного, занимающегося физикой, следует отнести к середине XIX века, когда физика выделяется как отдельная наука со своими объектами изучения и применяемыми методами.

Ядерная (атомная) физика - раздел физики, в котором изучаются структура и свойства атомных ядер и их превращения - радиоактивный распад, деление ядер, ядерные реакции.

Уже в 1896 году А. Беккерель открыл явление радиоактивности. А в период с 1911 по 1932 год было установлено следующее:

В центре атома находится тяжелое положительно заряженное ядро ничтожно малого по сравнению с атомом размера, в котором сосредоточена почти вся масса атома;

Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.

В 1935 году предложена идея ядерных сил, удерживающих эти частицы в ядре. В дальнейшем в ядерной физике определилось несколько направлений:

· физика ядерных реакций;

· нейтронная физика;

· ядерная спектроскопия и др.

В самостоятельные разделы выделились: физика элементарных частиц, физика и техника ускорителей заряженных частиц.

Изучение деления ядер в 1940- 1950-х годах привело к открытию цепных реакций на деления ядер урана, созданию ядерных реакторов (Э. Ферми, 1942), ядерной энергетики и ядерного оружия. Был открыт также термоядерный синтез легких ядер в звездах, создано термоядерное оружие, начаты работы по осуществлению управляемого термоядерного синтеза. Результаты и методы исследования ядерной физики получили применение как в других областях физики, так и в химии, биологии, геологии, технике, медицине и др. Развитие ядерной физики привело к необходимости решения проблем, связанных с воздействием радиации на природную среду и человека, захоронением ядерных отходов и т. п., что стимулировало развитие разных профессий, в том числе и той, которая получила название "физик-ядерщик".


3. Сущность профессии

3.1 Кто такой физик-ядерщик?

Физик-ядерщик - специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения. Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин. Специалист осуществляет деятельность как в помещении (пункте управления, рабочем кабинете, лаборатории), так и вне помещения. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

3.2 Что должен знать физик-ядерщик?

· ядерная физика;

· устройство и технология атомных реакторов;

· практика контроля за работой оборудования, его диагностике;

· практическая отработка специальных нормативов.

Доминирующие виды деятельности профессии физик-атомщик:

· обслуживание реакторных залов, снятие показаний приборов, расположенных на реакторах;

· на основе полученных данных вынесение заключения о состоянии атомного реактора;

· в случае необходимости запуск и перезагрузка атомного реактора.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика-атомщика:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
· аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее); · склонность к рациональному, логическому анализу; · математические способности; · аналитические способности; · хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); · высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени). · склонность к научно-исследовательской деятельности; · самоорганизованность; · любознательность; · ответственность; · самостоятельность; · эмоциональная устойчивость; · склонность к анализу; · стремление к преодолению ошибок; · умение хранить тайну; · развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· неразвитость аналитического мышления и математических способностей;

· неорганизованность, неумение сконцентрироваться на решаемой задаче;

· нерациональность, неосторожность, неосмотрительность;

· эмоциональная неустойчивость;

· неумение хранить тайну.

Области применения профессиональных знаний:

· наукоемкие производства (атомные электростанции);

· лаборатории при научно-исследовательских институтах и академиях наук;

· образовательные учреждения (ВУЗы).

Кто не рискует, тому не быть физиком

Обсуждение радиационно-медицинских и радиационно-экологических вопросов, производство делящихся материалов, испытания ядерного оружия, аварии на атомных подводных лодках и захоронения радиоактивных отходов (не говоря уже о добыче урановых руд) связаны с гибелью людей и ущербом, наносимым природе.

Как известно, физики-ядерщики работают с радиактивными веществами, период полураспада которых, иногда превышает миллионы лет (например, период полураспада плутония-239 составляет 24 тыс. лет, а урана-235 710 млн. лет). Профессию по праву можно назвать рискованной. На плечах физиков лежит огромная ответственность, не только за себя или страну, но и за целый мир.

«Реакторы не ошибаются. Ошибаются люди.»

В ядерной энергетике не может быть ошибок, иначе последствия будут ужасными. Прежде всего, это неблагоприятное воздействие на организм человека.

Лучевая болезнь - заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

У человека лучевая болезнь может быть обусловлена внешним облучением и внутренним - при попадании радиоактивных веществ в организм с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт или через кожу и слизистые оболочки, а также в результате инъекции.

Общие клинические проявления лучевой болезни зависят, главным образом, от полученной суммарной дозы радиации. Дозы до 1 Гр (100 рад) вызывают относительно лёгкие изменения, которые могут рассматриваться как состояние предболезни. Дозы свыше 1 Гр вызывают костно-мозговую или кишечную формы лучевой болезни различной степени тяжести, которые зависят главным образом от поражения органов кроветворения. Дозы однократного облучения свыше 10 Гр считаются абсолютно смертельными.

Как вывести радиацию из организма? Этот вопрос, безусловно, волнует многих. К сожалению, особо эффективных и быстрых способов вывода радионуклидов из организма человека не существет.

Последствия облучения включают в себя:

· склеротические процессы;

· лучевую катаракту;

· радиоканцерогенез;

· сокращение продолжительности жизни;

· нарушение обмена веществ;

· инфекционные заболевания;

· злокачественные опухоли;

· лейкоз;

· мутации;

· нервно-психические расстройства;

· судороги, потеря сознания;

· расстройства слуха;

· расстройства речи;

· изменения в половой системе, бесплодие;

· вестибулярные расстройства;

· тремор рук.

Самое страшное то, что болезнь передается по наследству, это значит, что у человека, страдающего лучевой болезнью, последующие поколения, тоже будут больны. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

О природе главенствующее место, несомненно, принадлежит физике. Нас окружают физические тела, вокруг нас происходят и мы сами являемся частью этого бесконечного процесса. Многогранность этой области знаний трудно переоценить, как и трудно указать пределы её распространения. Практически вся живая и неживая материя может быть объяснена её законами, и это удивительно. Но, пожалуй, наибольшее число загадок и открытий таит в себе ядерная физика.

История появления и специфика профессии

Кто же такой физик-ядерщик, что представляет собой эта профессия? Чтобы ответить на такие вопросы, следует возвратиться в прошлое, на рубеж 19-го и 20-го веков, когда был открыт атом, и учёные определили Сама же ядерная, или атомная физика - одна из областей этой науки, предметом изучения которой являются атом, его структура и свойства, радиоактивные распады и многое другое. Первый своего рода физик-ядерщик, хотя такого термина тогда ещё не было, - французский учёный А. Беккерель. Именно он, продолжая опыты великого Рентгена, открыл радиоактивность как физическое явление. Другие знаменитые физики и математики - семейная пара Кюри - продолжили исследования, получив полоний и радий. Неоценимую лепту в изучение этого явления внёс Резерфорд, определив на многие годы вперёд магистральные пути физической науки.

Начало, как говорится, было положено. И первая половина 20-го века прошла под знаменем изучения свойств атома, атомной энергии, её разрушительных и созидательных сил. Атомное ядро, протон и нейтрон как его главные составляющие привлекли пристальное внимание не только физиков, но и химиков, биологов, математиков, медиков, техников, что способствовало появлению новых научных отраслей и дисциплин, смежных с основной. А ядерная физика постепенно преобразуется в самостоятельное направление, состоящее из таких разделов, как:

В конечном итоге, для того, чтобы изучать, как воздействует радиация на окружающую среду и человека, как контролировать что делать с ядерными отходами, как правильно и безопасно эксплуатировать и разного рода термоядерные установки, и была «создана» профессия физик-ядерщик.

Задача специалистов - выявлять ошибки и устранять их первопричины. Профессия требует от него основательных, прочных знаний и отличной теоретической и практической подготовки. К сферам компетенции относятся, кроме фундаментальных понятий, знание устройства реакторов, технологии их функционирования, умение диагностировать, работать со специальными приборами и многое другое. Именно физик-ядерщик делает заключение о том, насколько работоспособен и экологически безопасен. Он принимает решение запускать ректор или останавливать, оставить работать в прежнем темпе или перезагружать.

Сфера применения

Профессия ядерного физика востребована, прежде всего, в таких наукоёмких производствах, как работа АЭС, в научно-исследовательских и экспериментальных лабораториях, вузах и т.д.

Бомба для дядюшки Джо Филатьев Эдуард Николаевич

Профессия - ядерный физик

Профессия - ядерный физик

Почему в самом начале 30-х годов Курчатов переключился на ядерную физику, чем так заинтересовал его атом, сказать трудно. Доподлинно известно лишь то, что в ту пору Курчатов, будучи весёлым и энергичным молодым человеком, много двигался, много читал. И много курил. Всё свободное время пропадал на кортах Дома учёных. Один из учеников Курчатова, Георгий Флёров, рассказывал:

«Он бил азартен. Любил играть в теннис, как и Ферми. Не так уж часто выигрывал, но, когда выигрывал, торжествовал, радовался самозабвенно и всерьёз».

Шахматы Курчатова не привлекали. Предпочтение отдавалось играм коллективно-застольным, таким как преферанс.

Так же азартно Курчатов относился и к работе. Узнав из журналов, что Ферми в своей лаборатории бомбардирует нейтронами все элементы подряд, Игорь Васильевич занялся тем же самым. В воспоминаниях Георгия Флёрова есть фраза, начинающаяся так:

«Чуть ли не подряд облучая нейтронами элементы, числящиеся в Менделеевской таблице, Курчатов наткнулся…»

Он мечтал получить что-то необыкновенное. Как и Энрико Ферми. Но все опыты неизменно приводили к результатам вполне тривиальным.

Тем временем началась подготовка к проведению всесоюзного совещания по атомному ядру. Игоря Курчатова как молодого энергичного «ядерщика» тотчас выдвинули в состав инициативной группы, занимавшейся организацией этого мероприятия. И даже доверили возглавить подготовительный процесс.

А в курчатовской автобиографии появилась фраза:

«Был председателем Оргкомитета 1-ой Всесоюзной Конференции по Атомному ядру».

И всё же вновь возникает вопрос: в чём причина столь непонятных метаний молодого учёного: от диэлектриков - к полупроводникам, от полупроводников - к физике атомного ядра?

Вопрос не праздный, не риторический. Даже через сорок с лишним лет после описываемых событий он будет волновать коллег Курчатова, которые станут пытаться найти хоть какое-то мало-мальски убедительное объяснение.

Георгий Флёров прямо заявил:

«Понимаете, у Курчатова была особая способность вдруг круто переворачивать свою жизнь. Весь Физтех занимался твёрдым телом. Над сегнетоэлектричеством можно было ещё работать и работатъ, как продолжали работать другие, начинавшие вместе с ним».

Физик Исай Израилевич Гуревич осторожно предположил:

«Курчатов, как человек чуткий к новому, любящий новое, понимающий новое, просто должен был оставить свою прежнюю, хотя и необычайно успешную деятельность. Он услышал глас судьбы и глас истории, звучавший со страниц научных журналов ».

Флеров, однако, полагал, что этот «глас» вовсе не являлся каким-то зовом «судьбы» или «истории». Он прозвучал из уст…

«… из уст Абрама Фёдоровича Иоффе, который ездил на все Сольвеевские конгрессы и подробно о них рассказывал. И, кстати, одновременно с Курчатовым заслышав этот глас, в ядерную физику там же, в Физтехе, перешли А.И. Алиханов и Л.А. Арцимович, которые до этого так же успешно занимались рентгеновскими лучами, как он - твёрдым телом. Ведь предполагались интереснейшие вещи - изучение внутренних ядерных взаимодействий. И никакого давления на них всех никто не оказывал. Ведь Иоффе не пришёл и не распорядился: «Занимайтесь ядерной физикой!» Всё это было свободное волеизъявление, которое показывает, что «и на учёных действуют силы истории».

К этим высказываниям современников и соратников Курчатова можно было бы с пиететом прислушаться. И даже согласиться с ними, если бы не один удивительный нюанс. А, точнее, привычка, которой славился А.Ф. Иоффе. Будучи директором Физтеха, он с особым вниманием присматривался к своим ученикам и сотрудникам. Стоило в ком-то из них заметить искру способности или таланта, как Абрам Фёдорович тотчас стремился отправить подающего надежды юношу за границу. На стажировку.

В 1921 году «папа Иоффе» взял с собой в зарубежную поездку молодого Петра Капицу. И представил его на Британских островах Эрнесту Резерфорду. В результате Пётр Леонидович на долгие годы остался работать в Англии.

Яков Ильич Френкель с благословения директора Ленинградского физтеха провёл 1925-26 годы на стажировке в Германии, Франции и Великобритании.

Два года (1926–1928) пробыл в Кавендишской лаборатории у Резерфорда Юлий Борисович Харитон. Ему там была присвоена почётная степень доктора Кембриджского университета.

Вслед за Харитоном в Англию на два года поехал Кирилл Дмитриевич Синельников (тот самый, с которым Курчатов окончил Крымский университет, а затем работал в ЛФТИ).

Владимир Александрович Фок в 1926-ом был командирован в Гётингенский университет.

Александр Ильич Лейпунский в 1928 году стажировался в Берлинском университете.

Для аспиранта Ленинградского физико-технического института Льва Давидовича Ландау в 1929 году Иоффе устроил командировку от Наркомпроса в Англию, Данию и Швейцарию.

В том же году в Гёттингенский университет был направлен ещё один подававший надежды физик - Георгий Антонович Гамов.

Исаака Константиновича Кикоина, который не успел ещё ничем себя зарекомендовать - в 1930-ом ему было всего 22 года - тоже послали за рубеж! Сам он рассказывал об этом так:

«В 1930 году, когда я только что окончил институт и получил звание инженера-физика, по рекомендации А.Ф. Иоффе меня направили в командировку в Германию, чтобы ознакомиться с физическими лабораториями Запада. Я пробыл в Германии около трёх месяцев и смог познакомиться с работами физических лабораторий Лейпцига, Мюнхена, Гамбурга… Около месяца работал в лаборатории в Мюнхене, в бывшей лаборатории Рентгена».

Вот таким (мудрым и дальновидным) наставником молодых был «папа Иоффе». Даже вчерашнего студента поощрил зарубежной поездкой.

А Игоря Курчатова в заграничные лаборатории Иоффе не направлял.

Попытку дать ответ на этот вопрос предпринял Феликс Щёлкин в книге «Апостолы атомного века»:

«20 сотрудников Физтеха удалось отправить за границу на сроки от полугода до двух лет. И каждый раз, когда Курчатову надо было выезжать, у него шёл интересный эксперимент, который он предпочитал поездке. Это символично: судьба, видимо, „держала“ Игоря Васильевича в „детском садике папы Иоффе“».

Объяснение более чем неубедительное.

Не было случая, чтобы хотя бы один советский физик отказался поехать в те годы за рубеж. И лишь один Курчатов демонстративно оставался дома, предпочитая всем вояжам свои «интересные эксперименты».

Поверить в подобное утверждение сложно.

А может быть, всё было гораздо проще? Иоффе просто не верил в наличие у Курчатова каких-либо способностей. Считал, что исследователь, не сумевший разобраться с тонкослойной изоляцией, никакого «пороха» не выдумает никогда. И звёзд с неба достать не сможет. Зачем же тратить народные деньги, посылая бесталанного физика за рубеж?

Могло быть такое?

Есть ещё одно обстоятельство, которое тоже требует объяснений.

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Ядерный погреб СССР Ни на одном другом участке земного шара не сконцентрировано столько объектов атомной энергетики, как на северо-западе нашей страны - Кольском полуострове. Помимо мощной атомной электростанции, на площади 100 тысяч квадратных километров здесь

Из книги Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] автора Ардашев Алексей Николаевич

Ядерный десант В середине ХХ века США и СССР активно готовились к будущей ядерной войне. В США провели серию ядерных учений с применением военнослужащих. Их было проведено целых десять. Некоторые без использования средств защиты войсками!Известно, что 23 июля 1946 г.

Из книги 23 главных разведчика России автора Млечин Леонид Михайлович

Из книги Нюрнберг: балканский и украинский геноцид. Славянский мир в огне экспансии автора Максимов Анатолий Борисович

Из книги Держать оборону автора Тарнаев Александр Петрович

Приложение 6. Шестнадцатый «ядерный план» против России (1957) К осени 1945 года США находились в апогее своей военно-промышленной мощи. Германия и Япония были экономически подорваны. Англия потерла положение ведущей мировой державы. Крупные американские концерны не имели

Из книги Бомба для дядюшки Джо автора Филатьев Эдуард Николаевич

Есть такая профессия – Родину защищать «Защита Родины есть защита и своего достоинства» Николай Рерих, великий русский художник и мыслитель Работая более двух лет в Комитете Государственной Думы по обороне, вникая более глубоко в вопросы подготовки молодёжи к военной

Из книги Петр Ивашутин. Жизнь отдана разведке автора Хлобустов Олег Максимович

Второй ядерный центр В 1956 году скоропостижно скончался Авраамий Завенягин. Его торжественно похоронили на Красной площади, замуровав прах в кремлёвскую стену. Новым атомным министром назначили Михаила Первухина. Впоследствии он вспоминал:«Вслед за пуском 27 июня 1954 года

Из книги Экстрасенсы и маги в спецслужбах мира автора Грейгъ Ольга Ивановна

Часть I Есть такая профессия… Начала жизненного пути До самого недавнего времени не только история отечественных спецслужб, но и история нашей страны в целом была в немалой степени «обезличена»: лишена имен и судеб ее непосредственных творцов, организаторов и

Из книги автора

История 7 ЭКСТРАСЕНС: ПРОФЕССИЯ ЦВЕТА ХАКИ Большинство случаев использования экстрасенсов в военных, разведывательных и диверсионных операциях остаются за грифом «совершенно секретно». Так же тщательно засекречены и результаты научных исследований, позволяющих

Атомная (ядерная) физика представляет собой раздел физической науки, который изучает структуру и свойства атомных ядер, их превращения (деление, радиоактивный распад ядер, ядерные реакции). Наука о ядерной физике появилась достаточно давно и с тех пор методы и результаты исследований получили применение во множестве других областей физики, биологии, химии, техники, медицины и т.д.

Развитие атомной физики привело к тому, что появилась необходимость в решении проблем, которые связаны с воздействием радиации на человека и природную среду, устранением негативного влияния и захоронением ядерных отходов. Это стимулировало появление и развитие новых профессий, одной из которых является профессия физика-ядерщика.

Среди доминирующих видов деятельности физика-ядерщика можно выделить такие основные, как обслуживание реакторных залов, вынесение заключения про состояние атомного реактора (на основе предоставленных данных), снятие показаний с различных приборов, которые расположены на реакторах, перезагрузка и запуск атомного реактора (при необходимости в таких действиях). Работа является очень ответственной, так как при неправильных действиях специалиста или недостатке знаний могут пострадать люди. Причем, в данном случае речь идет не о нескольких десятках и даже сотнях людей, а о тысячах, иногда миллионах.

Для того, чтобы выбирать профессию физика-ядерщика , в первую очередь необходимо обладать хорошими знаниями физики и желанием работать в данной сфере. Учитывая то, что работа достаточно специфическая и требует наличия определенных качеств и умений, она подходит далеко не всем. Будущий физик должен обладать неординарными аналитическими способностями, склонностью к логическому рациональному анализу, математическими способностями. Очень важным является умение концентрироваться, сосредотачиваться на одном предмете, виде деятельности на протяжении длительного времени. Физику придется проводить различные эксперименты, поэтому он должен любить исследовательскую деятельность и хорошо понимать ее суть.

Современные физики-ядерщики имеют возможность работать как в частных, так и в государственных учреждениях. Как правило, это сфера исследований, контроля, наблюдения за ядерными реакторами. Также специалистам с данной квалификацией доступна научная, преподавательская деятельность. Что касается масштабных исследований и серьезной научной работы, то государство уделяет данной сфере далеко не такое важное место, как следовало бы. Поэтому действительно талантливые физики-ядерщики, обладающие способностями и знаниями, часто эмигрируют в другие страны, где им предоставляется больше возможностей для реализации своих идей и результатов работы.

Для того, чтобы стать физиком-ядерщиком , необходимо поступить в высшее учебное заведение на соответствующую специальность. Абитуриенту необходимо быть готовым к серьезным нагрузкам и достаточно сложной программе обучения, которая потребует хороших знаний физики, математики, других наук. Поэтому перед поступлением желательно заниматься с репетитором, который поможет получить необходимый уровень подготовки.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 с углубленным изучением английского языка

Реферат по теме:

«Физик-ядерщик. Укротитель ядра»

Выполнила

Клипенко Виктория

ученица 9 «Б» класса МОУ СОШ № 80

Проверил

Чернышев Руслан Александрович

Ярославль, 2011

1. Введение

2. История профессии

3. Сущность профессии

3.1 Кто такой физик

3.2 Кто не рискует, тому не быть физиком

3.3 Быть или не быть

4.Условия получения профессии

5. Заключение

6. Примечания

7. Список используемой литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

О физика, любовь моя...

Я верю, вы её полюбите, как я...

Она достойна королевских почестей,

На свете нет наук, сравнимых с ней!

И. Денисова

Физика - наиболее фундаментальная отрасль науки о природе. Все, что окружает нас - физические тела; все, что происходит вокруг нас - физические явления. Достижения современной физики столь значительны, что не могут не вызывать восхищения. Физика - многогранна, поэтому так непросто очертить границы этой науки, и, несомненно, она несет в себе огромную пользу для всего человечества.

Мы сталкиваемся с физикой каждый день, не обращая своего внимания на это. Ведь это все - привычные явления, вошедшие и укрепившиеся в нашей жизни.

Но как много мы знаем об этой удивительной науке?

Меня заинтересовал этот вопрос, так как многие думают, что человек, разумнейшее существо, и появившись на Земле, сумел подчинить себе ее стихии, ее необузданный нрав и девственные просторы. Но он замахнулся на цитадель, доселе незыблемую, - творение материи и ее превращение.

На рубеже XIX и XX веков началась история штурма атомного ядра, героями которой стали физики-ядерщики, укротители атомного ядра. Кто выиграет в этой битве? Неизвестно. Построив первую АЭС, ученые предпологали, что стали властителями энергии. Вот он способ покорить атом! Но 26 апреля 1986 года изменило все. Атом взял верх над человеком.

Целью моей работы является определение сущности и основных особенностей профессии. Данная цель определила следующие задачи работы.

  1. Сбор и систематизация материала.
  2. Раскрытие сущности профессии.
  3. Определение основных особенностей профессии.

2. История профессии

Появление отдельного термина для обозначения учёного, занимающегося физикой, следует отнести к середине XIX века, когда физика выделяется как отдельная наука со своими объектами изучения и применяемыми методами.

Ядерная (атомная) физика - раздел физики, в котором изучаются структура и свойства атомных ядер и их превращения - радиоактивный распад, деление ядер, ядерные реакции.

Уже в 1896 году А. Беккерель открыл явление радиоактивности. А в период с 1911 по 1932 год было установлено следующее:

В центре атома находится тяжелое положительно заряженное ядро ничтожно малого по сравнению с атомом размера, в котором сосредоточена почти вся масса атома;

Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.

В 1935 году предложена идея ядерных сил, удерживающих эти частицы в ядре. В дальнейшем в ядерной физике определилось несколько направлений:

  • физика ядерных реакций;
  • нейтронная физика;
  • ядерная спектроскопия и др.

В самостоятельные разделы выделились: физика элементарных частиц, физика и техника ускорителей заряженных частиц.

Изучение деления ядер в 1940- 1950-х годах привело к открытию цепных реакций на деления ядер урана, созданию ядерных реакторов (Э. Ферми, 1942), ядерной энергетики и ядерного оружия. Был открыт также термоядерный синтез легких ядер в звездах, создано термоядерное оружие, начаты работы по осуществлению управляемого термоядерного синтеза. Результаты и методы исследования ядерной физики получили применение как в других областях физики, так и в химии, биологии, геологии, технике, медицине и др. Развитие ядерной физики привело к необходимости решения проблем, связанных с воздействием радиации на природную среду и человека, захоронением ядерных отходов и т. п., что стимулировало развитие разных профессий, в том числе и той, которая получила название "физик-ядерщик".

3. Сущность профессии

3.1 Кто такой физик-ядерщик?

Физик-ядерщик — специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения. Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин. Специалист осуществляет деятельность как в помещении (пункте управления, рабочем кабинете, лаборатории), так и вне помещения. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

3.2 Что должен знать физик-ядерщик?

  • ядерная физика;
  • устройство и технология атомных реакторов;
  • практика контроля за работой оборудования, его диагностике;
  • практическая отработка специальных нормативов.

Доминирующие виды деятельности профессии физик-атомщик:

  • обслуживание реакторных залов, снятие показаний приборов, расположенных на реакторах;
  • на основе полученных данных вынесение заключения о состоянии атомного реактора;
  • в случае необходимости запуск и перезагрузка атомного реактора.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика-атомщика:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

  • аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);
  • склонность к рациональному, логическому анализу;
  • математические способности;
  • аналитические способности;
  • хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
  • высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени).
  • склонность к научно-исследовательской деятельности;
  • самоорганизованность;
  • любознательность;
  • ответственность;
  • самостоятельность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • склонность к анализу;
  • стремление к преодолению ошибок;
  • умение хранить тайну;
  • развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных).

В России на данный момент параллельно действует две системы подготовки физиков — одноступенчатая («старая») пятилетняя система, по окончании которой вручается диплом специалиста, и двуступенчатая болонская, состоящая из бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). После завершения бакалавриата вручается диплом бакалавра , после магистратуры — диплом магистра. При этом происходит постепенный переход на вторую систему с полным отказом от пятилетней.

После получения высшего физического образования есть возможность продолжить обучение в аспирантуре , по завершении которой обычно происходит защита кандидатской диссертации и присуждение степени кандидата физико-математических наук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука стремительно движется вперед, развивается ядерная энергетика, появляются новые способы получения энергии и укрощения атомного ядра. Будет ли все это на благо человечества? Я так не считаю. Ядерную энергетику нельзя назвать безопасной, она пагубна для всего живого. Многочисленные захоронения радиоактивных отходов вносят свой вклад в тихую гибель планеты.

Она невидима, ее нельзя почувствовать, от нее нет спасения. Все это-радиация. Сколько катастроф должно произойти, чтобы человек осознал всю опасность этой рискованной игры с атомом? Мы не учимся на своих ошибках, мы делаем новые. Несмотря на все это, я очень люблю физику и эту профессию.

И все же вклад физиков велик. Атомы живут в каждом доме и помогают нам в жизни. Я надеюсь, что в будущем человечество не допустит смертельных ошибок.

Все это позволяют сделать вывод о том, что профессия физик-ядерщик играет важную роль в мире. Но нельзя полностью контролировать процесс получения энергии, ведь укротить атом невозможно. Но, может, атом действительно может быть мирным? Будущее покажет.

Примечания

1 Из воспоминаний А. С. Дятлова, бывшего заместителя главного инженера по эксплуатации ЧАЭС

Список используемой литературы

http://www.dozimetr.biz/o_radiacii_i_radioactivnosty.php

Мохов В. Н. Ядерное оружие и проблемы сохранения квалифицированных специалистов // Всемирный Русский Народный Собор. Соборные слушания "Ядерные вооружения и национальная безопасность России". 12 ноября 1996 г. М., 1997. С. 112 - 119.

Петросьянц А.М. От научного поиска к атомной промышленности.

Изд. 2-е. М., Атомиздат, 1972. Ядерная энергетика Советского Союза.

"Хочешь мира - будь сильным!" Сб. материалов конференции по истории разработок первых образцов атомного оружия. РФЯЦ - ВНИИЭФ. Арзамас - 16, 1995.

Поделиться