Описание стиля арт нуво в интерьере. Стиль ар-нуво в современном интерьере — искусство гармонии. Арт-нуво: характеристики и история

; возможно, последний единый художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19–начала 20 в. Время его формирования – 1890-е годы, когда художники предприняли попытку порвать с теми художественными принципами, которые казались им исчерпавшими себя и стереотипными. Живописцы и скульпторы отвергали принцип подражания природе, архитекторы и дизайнеры осуждали копирование старых стилей. Они стремились к стилистическому единству: чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла , столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. Главными особенностями стиля были образная ассоциативность, изощренный символизм форм и значений, подчеркнутая декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. Было не важно, предназначался ли такой линеарный декор для книжной обложки или для фасада здания.

Источники ар нуво разнообразны, к ним можно отнести стиль рококо, кельтское искусство Ирландии и Шотландии , позднюю, «пламенеющую» готику, а также яванские батики, этрусскую вазопись и в особенности японскую гравюру на дереве. Однако непосредственным провозвестником тех художественных идей, которые будут развиты мастерами ар нуво, стало «Движение искусств и ремесел», возникшее в Англии в 1880-е. Стиль ар нуво приобрел интернациональный статус и быстро распространился по всей Европе и обеим Америкам.

В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков ар нуво был Обри Бёрдсли , его эксцентричные рисунки не столько иллюстрировали конкретные эпизоды литературного произведения, сколько служили своеобразным комментарием к ним, содержание которого выходило далеко за пределы текста.

Одним из ведущих представителей ар нуво в Великобритании был Ч.Р.Макинтош , шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.

Во Франции , где и возник термин «ар нуво», этот стиль был тесно связан с символизмом в поэзии и живописи. У истоков французского ар нуво стояли Поль Гоген и художники его круга. Наиболее известным мастером ар нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек . В своих плакатах и литографиях он отдал должное характерному для ар нуво графическому узору, напоминающему арабеск, позволив линиям течь легко и энергично. Важную роль в развитии ар нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар (1867–1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле (1846–1904). Значительное место в искусстве ар нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде (1863–1957) и Виктору Орта (1861–1947); Брюссель был центром развития этого стиля на раннем этапе. Ар нуво имел множество последователей и в Германии, где он получил название «югендстиль». В Испании архитектор Антонио Гауди создал, пожалуй, наиболее индивидуальный и оригинальный вариант ар нуво.


В США архитектор Луис Салливан (1856–1924) использовал орнаменты в стиле ар нуво для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем ар нуво был Луис Комфорт Тиффани , живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.

Стиль ар нуво достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 вв., но затем был вскоре забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 в. Ар нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя. В России для этого стиля принято название модерн, в Австрии – сецессион, в Италии – либерти.

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи - русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль - этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн - это не современный, а исторический стиль , зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику - стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном» , но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль» , в Италии - как «Либерти» , в Шотландии - как «Макинтош» , а в США - как «Тиффани» . Международное название, известное большинству - «Ар-нуво» (Art Nouveau) .

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика - в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров - художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный .

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии - это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, - это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность - яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в , и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии - особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к . Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в . Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво - это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета - это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные - это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже - бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал - дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте.

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев - фактурных или с и рисунком.

Плавные линии, загадочные узоры и натуральные оттенки - так можно охарактеризовать стиль арт-нуво, который пленил всю Европу в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Основная идея этого направления - жизнь в гармонии с природой. Течение стало настолько популярным, что охватило все творческие специальности.

Как всё начиналось

Долгое время представители созидательных профессий в своих работах копировали исторические стили прошлого. Это постепенно приводило к упадку и кризису. И вот на рубеже двух столетий появляются новые взгляды на искусство, которые в различных странах получили самые разные названия - арт-нуво, стиль Вельде, модернизм, модерн, сецессион, Конечно, такие взгляды не возникли сами по себе. Свое влияние оказало японское искусство.

В 1856 году француз Феликс Бракмон был очарован японскими гравюрами на пачках чая. Удивительная природа, утончённые женщины, культ солнца… Это вдохновило живописца на создание абсолютно новых картин, где доминируют округлые формы и натуральные оттенки. Независимость форм и цвета, выразительный силуэт и прихотливые контуры очень скоро появились в работах и других художников.

В 1890 году в Англии зарождается движение, которое пропагандирует ориентированное на орнамент. Формируются целые школы приверженцев «нового стиля» или, как ещё его называют, арт-нуво.

В гармонии с природой

Очень скоро идеями «нового стиля» проникаются мастера не только живописи, но и архитектуры, дизайна интерьеров, ювелирного ремесла.

В каждом из направлений есть свои особенности, но присутствуют и общие черты:

  • Отсутствие прямых линий и углов.
  • Округлые формы, нет чёткости в геометрии.
  • Натуральные оттенки и тона: болотный, коричневый, зелёный, голубой, золотой, серебряный.
  • Во всём присутствуют растительные элементы - ветки, лозы, травы, цветы. Главный символ стиля - цветок цикламен во всех своих проявлениях.
  • Изображение в узорах представителей животного мира.
  • Культ женщины с длинными волосами.
  • Использование в работе самых разных материалов.

Творческий потенциал

Арт-нуво многим творцам «развязал руки» в плане самовыражения. Классика и чёткие стандарты отошли на второй план. Главное в искусстве - новаторский подход, своё виденье природы и человека. Долой подражательство! Множество работ, выполненных в этой технике, настолько уникальны, что на первый взгляд трудно сказать, что это дело рук человека…

Стиль арт-нуво в интерьере

Дизайн квартиры, дома или дачи, осуществлённый в этом стиле, подойдёт творческим и неординарным людям, которые любят природу во всех её проявлениях.

Основной акцент в интерьере делается на отсутствии прямых линий и даже углов комнат. Они всячески визуализируются и затушёвываются. Окна, двери и дверные проёмы максимально округляют и украшают природным орнаментом.

Орнаменты в стиле арт-нуво - утончённые девушки, напоминающие русалок, элементы флоры и фауны - подойдут для оформления как гостиных и детских комнат, так и ванных, и кухонь.

Материал для оформления используют самый разный. Это может быть сочетание металла, камня, дерева. Активно внедряется в предметы интерьера стекло, особенно матовое или витражное. Полы в комнатах нередко делают разноуровневыми. Обязательно должен присутствовать камин (натуральный или имитация).

Особенность в мелочах

Огромное значение имеют детали интерьера: лепка на потолке, лестницы и арки, а также аксессуары - лампы, картины, Особое внимание уделяется причудливым формам зеркал и громадной мебели с округлыми деталями, украшенными цветами и листьями. Мебель должна подчёркивать главный замысел дизайнера - воссоединение с природой. Оригинальностью и чувственностью отличаются работы Эжена, Галли, Луи Мажореля, Виктора Пруве.

Арт-нуво в интерьере - это целостная композиция, где все элементы и детали дополняют друг друга. Нет броскости и яркости, вокруг царит спокойная атмосфера.

Новинки архитектуры

Проникновение стиля в архитектуру повлекло за собой появление новых технологий строения. Применяют такие материалы, как стекло и металл, железобетон, облицовочная керамика. Охотно используются конструктивные элементы - лестницы, столбы, балконы, деревянные балки, террасы. Крыши выполняют в виде складок, изгибов, трещин, оболочек. Стены, окна украшают молдингами и карнизами. Особое внимание привлекает лепка на стенах в виде растительности и женщин с распущенными волосами.

Стиль арт-нуво в архитектуре известен миру работами Виктора Орга (он первым применил идеи стиля в строительстве). Несущие конструкции из железа он выполнял в виде растений, чем не только привлекал внимание, но и вызывал восторг.

Привычные для нас входные павильоны метро увидели мир благодаря архитектору Эктору Гимару. По такому же принципу строились крытые рынки и павильоны для торжеств. той эпохи называли ещё «стилем метро».

Все постройки того времени сложно назвать рукотворными, так гармонично они вписывались в природу.

Ювелирное искусство

Своеобразный застой постиг в конце девятнадцатого века и ювелиров. Дело в том, что для украшений использовался дорогой, натуральный металл. И, конечно же, такие аксессуары были доступны только для обеспеченных слоев населения. Попытка ювелиров употребить в своих работах более дешёвый материал не увенчалась успехом, и даже больше - приводила к упадку ремесла.

Расцвет филигранного мастерства совпал с творчеством чешского живописца и художника Ювелиры вдохновились необычными украшениями, которыми Альфонс украшал женщин на своих плакатах. Вскоре он начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Некоторые из них представлены работами известного парижского ювелира Жоржа Фуке. Самая известная его работа по эскизам Мухи - браслет в виде змеи.

С тех пор в бижутерии ценится не стоимость украшений, а художественный стиль, дизайнерский замысел. На смену дорогим бриллиантам приходят полудрагоценные камни - опалы, турмалины, халцедоны, аквамарины. Излюбленной техникой стала эмаль.

Украшения приобретают более чувственный характер. Среди мотивов - натуралистические темы: цветы, насекомые, животные и пресмыкающиеся.

Изящные нимфы и русалки

Только так можно охарактеризовать живопись периода арт-нуво. Орнамент, изображаемый на полотнах, пленяет своей природностью и ненаигранным характером. Главная направленность произведений художников - женское тело с округлыми формами, распущенными волосами и необычайной красотой. Желание и нежность, провокация и страсть, возбуждение и невинность - сколько чувств излучают арт-нуво-картины!

Воспевание женской красоты пришло после появления плакатов и афиш чешского живописца - А. Мухи. Долгое время оставаясь в тени, он, наконец, раскрылся как настоящий мастер своего дела! Ответом на его творчество стали работы Фоллера, Климта, Хофмана, Гогена, Денни и других известных художников. В России живопись «нового стиля» представлена картинами П. Боннара, М. Врубеля, В. Васнецова, К. Сомова.

На полотнах изображали женщину в тандеме с необычными существами. Очень явно можно отследить культ солнца - на многих работах задний план передаётся в виде круга, украшенного цветами. Не утихают и всё те же природные мотивы: раковины и павлины, стебли и цветы, листья и волны. Особое внимание уделялось форме, а не содержанию.

Арт-нуво-кейтеринг

Понятие «кейтеринг» появилось относительно недавно и для многих остаётся неясным. Однако во всём скрытом и непонятном кроются простые вещи. С английского кейтеринг переводится как «общее питание» и представляет собой выездное обслуживание банкетов и мероприятий. Другими словами - выездной ресторан. Приготовление пищи, подача, сервировка и обслуживание теперь стало доступно и вне пищевых заведений.

Кейтеринговые компании - это чёткость и слаженность работы, это организация праздника от начала до конца, включая украшение зала и уборку.

Подобные организации предоставляют несколько видов услуг:

  • Приготовление пищи в помещении. Для этого используют специальные банкетные залы.
  • Выездное обслуживание на природе. В основном, это свадебные церемонии и росписи.
  • Доставка корпоративных обедов в офис, на конференцию, совещание.
  • Выездной бар (только напитки).
  • Социальный кейтеринг - услуги ресторана, но на оборудовании заказчика.

Стоимость услуг таких компаний зависит от уровня обслуживания. Конечно же, социальный кейтеринг обойдётся дешевле, нежели VIP-кейтеринг.

В среднем, компании берут по 2500-3500 рублей с человека, при этом заказ должен составлять не менее 10 тысяч рублей.

Большой популярностью в наше время пользуются свадебные банкеты на природе. Ведь даже самый элитный ресторан не способен заменить берег моря, реки или лесную опушку. Неважно, в каком месте будет происходить торжество, важен уровень проведения.

Доверив «главное событие жизни» кейтеринговым организациям, хозяева и гости надолго запомнят праздник: декорации, мебель и посуда будут тщательно подобраны в желаемом стиле. Всё проводится на наивысшем уровне, словно в лучших американских фильмах.

Несколько слов в заключение

Стиль арт-нуво после своего рассвета просуществовал совсем недолго. Спустя пару десятков лет это было уличено в манерности и отсутствии естества. На смену ему приходят чёткость и геометрия.

Представители творческих профессий хоть и перестали работать в «новом стиле», он всё-таки не канул в Лету. В наше время это искусство опять приобретает популярность.

Натурализм всегда в моде

Новые технологии и разнообразие материалов позволяют архитекторам и дизайнерам создавать уникальные вещи. Пользуются спросом загородные дома из натурального дерева, которые своим внешним видом и интерьером изнутри воссоединяют с природой и дарят ощущение гармонии и покоя. Натурализм, пропагандируемый арт-нуво, никогда не выйдет из моды.

Актуальными в оформлении помещений остались и литые лестницы со множеством листиков и завитков, а также замысловатые и неординарные потолки. Большим спросом пользуются элементы декора ручной работы - лампы, подсвечники, вазы. Неотъемлемой частью интерьера стали живые цветы, начиная от маленьких фиалок и заканчивая экзотическими пальмами и прочими растениями.

Пробрался этот стиль и в наши ванные комнаты. Округлые раковины, причудливые формы ванн и душевых кабинок не только привлекают оригинальностью, но и значительно экономят пространство в этой комнате.

«Новый стиль» - исторически ценное и самобытное явление. Благодаря ему представители творческих профессий получили возможность самовыражаться, быть индивидуальными и не похожими на других.

«Либерти», «Тиффани», «Югендстиль», «Сецессион», «Модерн»… Эти названия в разных странах применимы к единому художественному направлению, что в переводе с французского значит «новое искусство»: ар-нуво в интерьере, архитектуре, в живописи, в моде – во всем, к чему применимо понятие «дизайн».

Источниками стиля ар-нуво можно считать изящество французского рококо начала XVIII в., оригинальность декоративного , стиль «пламенеющей поздней готики», орнамент яванских батиков, несравненную этрусскую вазопись, яркий колорит японской гравюры по дереву.


Первой ласточкой художественных идей ар-нуво, которые впоследствии воплотятся в жизнь и будут развиты художниками, скульпторами, ювелирами, стало возникшее в Англии в 80-е годы XIX в. «Движение искусств и ремесел». Стиль ар-нуво стал интернациональным и быстро распространился по миру, обретая новых почитателей.


Природа в отражении стиля ар-нуво

Растительный мир, флористический орнамент стали ключевыми элементами ар-нуво, его визиткой в мире искусства. В интерьере, дизайне, живописи, архитектурных решениях, оформлении предметов быта волнистые, плавно изогнутые линии и формы, заимствованные у природы, стали г эталоном. Флористический орнамент вышивки Г. Обриста «Удар бича» стал еще одним культовым образцом.

Мастера стиля ар-нуво могли предметную массивность и громоздкость делать визуально невесомой и хрупкой. Плоскостное восприятие для декоративных объемных предметов стало отличительной особенностью ар-нуво.


Символы ар-нуво – изысканная форма цветка цикламена, ирисы, лилии, водоросли. Цветовая гамма – черные, зеленые, голубые тона. Главные особенности – непрерывность перетекающего пространства, целостный композиционный орнамент. Стиль ар-нуво – это воздержание от прямых линий и углов, использование в дизайне «треугольных роз». Стилизация и орнамент с грациозными стрекозами, бабочками, павлинами, ласточками как природная декоративность способствовали популярности ар-нуво. Благодаря именно этой особенности стиль украшает фасады многих зданий.


Единый художественный стиль с новым рядом признаков и присущими только ему деталями – это лестницы с причудливыми коваными конструкциями фантастических растений. Стилизованные узоры витражей. Резные декоративно-орнаментальные дверные и оконные проемы. Эффектное освещение в сочетании с витражной техникой «Тиффани». Утонченные и высокие вазы. Выразительный стиль картин ар-нуво, сочетающий в себе элементы «коврового фона», символизма, четкость фигур.


В интерьере такие составляющие элементы могут быть индивидуальными или входить в различные комбинации. Современное дизайнерское искусство допускает совмещение разных стилей, деталей разных направлений – некий стильный перфоманс. В дизайне, в интерьере гармония классицизма с элементами стиля ар-нуво считается наиболее простым и беспроигрышным вариантом.


Интерьерные элементы в подробностях

Лестницы в интерьере ар-нуво чаще всего являются центром композиции. Несмотря на их массивность, они все же ажурны и легки. Основное украшение лестниц в стиле ар-нуво – ручная ковка или деревянная резьба ограждения.


Ярко выраженными особенностями стиля ар-нуво в оформлении дверных проемов являются высота, пространственность, резные элементы. Подчеркнуть приоритеты стиля в современном интерьере дизайнеры пытаются за счет гипсокартона. Такой прием для выполнения входной группы в ар-нуво часто не дает желаемого эффекта – растительный орнамент получается «тяжелым» и грубым. Стильное оформление стен – это использование живописи и графики. Картинные репродукции Альфонса Мухи, работ Густава Климта – идеальный вариант подчеркнуть стиль ар-нуво.

Ар-нуво – стиль новой старины, утонченного изыска, пространства.

Мебель, характерная для стиля, находится у антикваров и практически недоступна. Возможно ее изготовление по эскизам и каталогам, но это очень дорогая услуга. В современном интерьере раритет подменяется мебелью из натурального дерева с металлическими вставками причудливых форм.

Тяжелые буфеты, шкафы, комоды замысловатых арочных форм со множеством открытых полок. Стеклянная мебель не противоречит представлениям об ар-нуво, если имеет витражные росписи и пескоструйный рисунок. Винтажные элементы ар-нуво – старинные часы, фото «под старину», зеркала изогнутой формы, растительный орнамент картин, статуэтки, дорогие шторы – смотрятся очень эффектно.


Классика интерьера в стиле ар-нуво

Каноны ар-нуво предполагают наличие характерных признаков, связанных со стилем рококо, причудливую и замысловатую элегантность округлых линий. В интерьерном дизайне присутствует симметрия, многообразие стилизованной орнаментики, колоритные узоры, демократичная техника росписи стен или соответствующие стилю обои.


Массив и тяжесть классической мебели постепенно преобразуются в более легкие изогнутые формы. Инкрустация и аппликативная техника, использование резьбы – неоспоримое свойство современной классики стиля ар-нуво. Актуальные некогда традиционные мебельные стенки – мощные, неподъемные, громоздкие, «во всю стену» – появились именно благодаря направлению ар-нуво. Производный от него стиль ар-деко – своеобразный декоративный жанр, характеризуется использованием не менее дорогих материалов, но исключает резьбу.


Оптическая игра света и тени благодаря использованию витражных решений, цветного стекла в классических интерьерах ар-нуво привносят элемент прозрачности, ажурности пространства.
Кроме того, классику жанра в стиле ар-нуво подчеркивают повышенная интерьерная функциональность и эргономичность.


Для каждой мелочи определено свое место. Шкафы имеют отсеки для часто используемых вещей и предметов, редко вспоминаемых в обиходе. Столовая посуда, являясь декором в интерьере, часто «прячется» в стеклянный буфет. Общая стилистика может быть сохранена и за счет повышенного функционала немного вычурной мебели, легкой по форме и не перегружающей интерьер.

Одно из названий стиля модерн.

Ар нуво (Art Nouveau) - одно из названий стиля модерн. Оно происходит от наименования парижской галереи La maison de l’art nouveau (Дом нового искусства), где проводились первые выставки художников, архитекторов, дизайнеров, керамистов, ювелиров, работавших в этом стиле.

  • 1 из 1

На фото:

Ар нуво возник в Европе в 1880-х годах. Его приверженцы выступали против насаждения «историзма» в искусстве, дизайне и архитектуре, беспорядочного смешения элементов барокко, рококо, классицизма и т.д. Они стремились создать принципиально новый стиль, который распространялся бы на все сферы жизни человека и делал ее гармоничной. В едином ключе должны были быть оформлены дом, как внутри, так и снаружи, мебель, предметы интерьера, бытовые принадлежности. Все должно быть функционально, красиво и эстетично. Подражание природе, использование плавных линий, повторяющих формы растений, сочеталось с широким применением последних технических достижений и новых материалов.


  • 1 из 1

На фото:

В архитектуре в стиле ар нуво одинаково успешно строили как загородные виллы и городские особняки крупных буржуа, так и многоквартирные доходные дома. В последних впервые появились кондиционер и лифт, а также чердак. Стены и крыша украшались пестрой терракотовой мозаикой или стукко (искусственный мрамор), углы сглаживались за счет лепнины в виде древесного ствола, переплетенных лиан и т.п.

На фото: обои в стиле ар нуво.

В особняках и на виллах благодаря увлечению культурой Востока выделялись новые помещения, например просторная курительная комната, обычно оформленная в лаконичном японском стиле. Существенно была модернизирована ванная комната, которая начала восприниматься как интимное пространство.

Интерьеры в этом стиле были нарядными и выглядели просторными и светлыми благодаря большим окнам и палевой цветовой гамме. Полы могли быть мраморными или выложенными паркетом из древесины светлых тонов (ясень, ольха, дуб, береза). Для отделки стен использовались бумажные или шелковые обои с узорами, часто это были огромные причудливые цветы или насекомые.


  • 1 из 1

На фото:

Формы мебели вторили плавным, изогнутым линиям интерьера. Широкое распространение получили небольшие предметы интимного свойства - тумбочки, маленькие столики. Для корпусной мебели характерным было сочетание деревянного каркаса и больших по площади стеклянных поверхностей. В ее отделке активно применялась техника фанеровки древесиной светлых тонов (ольха, орех, дуб). Для украшения использовалась инкрустация темной древесиной (черное дерево), слоновой костью или перламутром. Обивка мягкой мебели по темам узоров перекликалась с обоями.

Популярные мотивы:

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Чем может заинтересовать дизайнера и потребителя компания, производящая колонки для воспроизведения музыки рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.

Архитектурный стиль лофт, возникший из промышленных помещений, дает огромные возможности для фантазии. Именно здесь, в оживленных старинных фабричных зданиях, «производятся» самые креативные идеи.

Сегодня во многих российских домах появилось отдельное помещение для приема пищи. Но так было не всегда. Откуда берет свое начало столовая? Кто ее придумал, и почему она исчезла почти на столетие?

Массовому выпуску самых знаковых предметов повседневного быта предшествовали годы, а порой и десятилетия инженерных поисков. Представляем вам самые полезные изобретения для дома в истории.

В прежние века украшения новогодних ёлок символизировали евангельское предание, затем - достаток и богатство. А в XX веке по декору елей в России можно было узнать о ключевых событиях в жизни страны.

В наше время почти все родители стараются выделить для ребенка отдельную комнату. Но относительно недавно у детей не было собственных «апартаментов» или они сильно отличались от сегодняшних.

Название происходит от англ. hi-tech, сокращения от high technology – высокие технологии. Хай-тек известен также как промышленный стиль. Зародился на волне постмодернизма в Великобритании.

Постмодернистское направление в дизайне, возникшее в Великобритании в 1970-1980-х годах. Характеризуется отказом от проектирования предметов массового производства в пользу выпуска ограниченных

Название стиля происходит от сокращенного popular art (англ.) – популярное искусство. Второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. нечто

Название происходит от фр. postmodernisme – после модернизма. Главной особенностью этого направления считается хаотическое использование элементов, заимствованных из исторических стилей прошлого.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки.

Термин восходит к франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины. Рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Его расцвет (примерно 1725-1750 годы) пришелся на времена правления

Стиль в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века. Название происходит от лат. classicus - образцовый и выражает суть стиля: он ориентирован на формы античного искусства как на

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта

Стиль, существовавший в 1920-х годах преимущественно в России (в архитектуре, оформительском, плакатном, театрально-декорационном искусстве, издательском деле, конструировании, дизайне).

Поделиться