Межличностные отношения в современном мире. Межличностные отношения: виды и особенности. Характерные признаки преступления

Есть три ошибки в общении людей:
Первая - это желание говорить прежде, чем нужно;
Вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно;
Третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Конфуций.

В жизни каждого человека социальные контакты с другими людьми играют очень важную роль. Общаясь, мы непроизвольно вырабатываем свою индивидуальную линию поведения и оказываем определенное воздействие на окружающих.

Многие замечали, что у одних людей получается быстрее находить общий язык с окружающими, а у других – нет. Секрет успеха очень прост – важно знать основные принципы, использование которых делает процесс обмена информацией более успешным и продуктивным.

Правила межличностного общения

  • Если хотите произвести приятное впечатление на собеседника, приведите в порядок свой внешний вид.

    Следите за одеждой, прической, манерой говорить, походкой, помните, что непроизвольно наблюдая за вами, собеседник составляет свое собственное мнение. Во время разговора постарайтесь контролировать свою мимику, выражение лица. Если вы будете слишком явно выражать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные), это может стать преградой для построения конструктивного диалога.

    • Помните, что для того, чтобы сформировалось первое впечатление о собеседнике достаточно нескольких минут разговора: именно в этот период работа всех органов чувств направлена на то, чтобы как можно лучше узнать человека.

      Всего через 4 минуты после начала общения собеседники уже готовы сделать предварительное заключение о том, стоит ли продолжать вести беседу. Если хотите добиться успехов, завоевать доверие оппонента, то с самого начала постарайтесь следить за своим тоном, жестами, мимикой.

      • В начале диалога лучше всего поговорить на нейтральные темы.

        Слушаем собеседника

        • Чтобы стать хорошим собеседником, научитесь слушать других участников диалога.

          Во время разговора постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться на обдумывание вопросов, которые вы бы хотели задать оппоненту. Постарайтесь успокоиться – излишняя эмоциональность мешает восприятию информации. После того, как собеседник закончит свою речь, обязательно продемонстрируйте, что вы его услышали и поняли (с этой целью можно кратко передать сказанное оппонентом своими словами).

          • Психологи рекомендуют применять на практике метод утвердительных ответов.

            Суть его очень проста: не стоит в самом начале разговора упоминать те темы, обсуждая которые участники диалога не смогут прийти к согласию. Избегая острых углов, вы добьетесь лучших результатов. Начните беседу с тех вопросов, на который ваш визави точно ответит утвердительно.

            Не критикуй, и не критикуем будешь!

            • Если хотите произвести хорошее впечатление на окружающих, воздержитесь от критики, оценки в адрес своих собеседников.

              Также не стоит постоянно рассказывать о своих проблемах – это очень быстро наскучит другим участникам диалога.

              • Старайтесь избегать споров и конфликтных ситуаций, особенно, если беседа проходит не с глазу на глаз.

                При любых обстоятельствах старайтесь спокойно выслушать собеседника, только так вы сможете найти выход из непростой ситуации. Если ваш оппонент втягивает вас в ненужный спор, постарайтесь сохранять спокойствие, не поддавайтесь на провокации. В данном случае лучше всего попытаться выяснить: какую цель ставит перед собой собеседник.

                • Если хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности, бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.

В основе взаимодействия лежат межличностные отношения партнеров, т.е. субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе личных и социально значимых целей, установок и ценностных ориентаций, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, однако в большинстве своем они проходят следующие стадии: зарождение , стабилизация и угасание. Станут ли отношения продуктивными, зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное общение одного партнера с другим, в ходе которого межличностные отношения проявляются с различной степенью активности.

Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о деловом партнере пассивно , когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно , когда получаем информацию от других, и интерактивно , когда обращаемся непосредственно к человеку, вступаем с ним в коммуникативный контакт. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, устанавливается контакт глаз, а уже затем происходит вступление в разговор, его поддержание и далее при необходимости переход на более тесные отношения.

В неформальных межличностных отношениях, как известно, существует баланс самораскрытия , когда люди обмениваются биографическими данными, личными идеями и проблемами, трудностями, складывающимися ситуациями и обстоятельствами и описывают свои чувства и переживания, связанные с ними, и обратной связи , как уже отмечалось, вербальных и физических реакций на людей и их сообщения, сопереживание, сочувствие.

В отличие от неформальных отношений совместная деятельность осуществляется для решения конкретной профессиональной задачи, стоящей перед организацией или деловыми партнерами, а также с наличием у ее участников общей цели.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека).

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов, к которым относятся:

  • единая (или совпадающая по ожидаемым результатам) цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
  • общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
  • наличие единого пространства и времени взаимодействия;
  • разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
  • координация и коррекция индивидуальных действий и управление ими;
  • знание каждым участником норм, правил и процедур взаимодействия;
  • необходимость передачи информации, обмен ею;
  • эффективная обратная связь по вертикали и по горизонтали.

Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. поддерживать на этом уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относительно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с другом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытыми для собеседника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположения, предлагать версии, а не устанавливать жесткие догмы; вести переговоры и общаться на равных, не унижая достоинство другого человека, достигать компромисса (от лат. compromissum - соглашение на основе взаимных уступок) и консенсуса (от лат. consensus - согласие, единодушие).

Основной принцип деловых взаимоотношений - рациональность, целевая направленность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности совместной деятельности и общения.

Формальное и неформальное групповое взаимодействие предполагают различие контактов в зависимости от степени формализации.

Взаимодействие в формальных группах позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:

Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

  • обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
  • предметно-целевой характер содержания взаимодействия;
  • соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
  • заинтересованность всех участников взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений;
  • коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил);
  • формальные ограничения (табл. 7.3).

Таблица 73

Виды формальных ограничений в деловом общении

Конвенциональные

Это действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр., как правило, включают соблюдение правовых, т.е. обязательных, социальных (этика отношений и корпоративная культура) и психологических норм взаимодействия (независимо от акцентуированных типов характера участников общения)

Ситуативные

Э го взаимодействие с помощью разнообразных средств, в гой форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается, например, лекция - в монологической форме, с помощью вербальных, визуальных (слайды, презентации) и невербальных средств общения, а круглый стол - в полилогической форме, в убеждающей манере, с помощью дискуссионных средств коммуникации

Эмоциональные

Проявляется в том, что независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым участником взаимодействия высокой эмоциональной культуры и способности к самоуправлению

Насильственные

В практике делового общения допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение)

Для того чтобы взаимодействие участников общения было эффективным, удовлетворяющим обе стороны и соответствующим поставленным целям, людям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним относятся, прежде всего, следование нормам и корпоративным правилам, принятым в обществе и в конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации. Обычаи, как известно, формируются у каждого народа, помогая приспособиться к окружающей обстановке, многие из них закрепляются и передаются от поколения к поколению, опираясь на кросс-культурные различия. Это деловой этикет или этика деловых отношений, корпоративная культура и организационное поведение. Они становятся нравственными нормами, соблюдение которых необходимо каждому работающему.

Социальные и правовые нормы общения разрабатываются и развиваются в профессиональной среде. Нормы - это разновидность правил, общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные , правовые) - обязательны для исполнения, другие (социальные , деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время или на дому). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Неформальные группы, а также команды могут вырабатывать и свои собственные нормы.

Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженностям, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные каналы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль в распределении организационных задач.

В то же время при взаимодействии в неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен. Сплетни это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно правдива. Специалисты в сфере общения отмечают, что сплетни - одна из самых распространенных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто отражают то, что знают в организации о конкретных людях. В жизни происходят разнообразные ситуации, случается, что коллеги разрывают отношения, теряют работу, попадают в аварии, выигрывают призы, гранты и т.д. В этих ситуациях нет ничего тайного, и если человек стал свидетелем или участником подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Человек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом человеке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возможно ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.

С другой стороны, сплетня может наносить вред партнеру, быть злонамеренной, передающей неточную информацию. Особенно злостной сплетня становится тогда, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный момент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплетня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. В то же время, по данным некоторых исследователей, слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.

Нет на свете такого человека, который бы не нуждался в общении с себе подобным.

И совсем не важно, будут ли это отношения между парой или группой. Являются ли эти отношения дружескими или деловыми. В любых отношениях есть свой алгоритм.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать как свои коммуникативные способности, так и способности других людей, необходимо понимать, как они формируются в психике человека начиная с рождения, а также при каких обстоятельствах они могут измениться и почему.

Для построения хорошей коммуникации важно уметь отслеживать, как мешают или помогают те или иные предрассудки и стереотипы, заложенные культурой, требованиями и потребностями того социума, в котором живет человек.

Межличностные отношения играют значимую роль в жизни каждого человека. Они служат связующим звеном, которое соединяет внутренний мир человека с его социальным окружением. Независимо от того, ведет человек активный образ жизни или является отшельником, межличностные отношения в любом случае возникают, и их невозможно просто игнорировать.

Важную роль в отношениях играет личный и социальный опыт человека. На установление и развитие отношений влияют политические, социальные, а также экономические факторы, но в каждом из этих факторов основополагающим является сам человек либо группа людей, к которой принадлежит человек, принимающих участие в формировании отношений. Четкого разграничения между межгрупповыми и межличностными отношениями нет.

Каждый человек одновременно является членом нескольких групп. Сюда входят социальные группы (формальные - рабочий коллектив, профессиональное сообщество, спортивные сообщества; неформальные - различные группировки, фанаты; субкультурные группировки - эмо, ска, готы и так далее) и семейные группы, которые в свою очередь подразделяются на малые семейные (муж, жена, дети, бабушки и дедушки) и на большие, куда входит большое число родственников.

Поэтому при взаимодействии с другими людьми хотя бы одна из групповых принадлежностей человека будет отличаться. В некоторых случаях это помогает формировать крепкие и поддерживающие межличностные отношения, но в других случаях наличие в жизни человека каких-то групп может сыграть не на пользу при построении необходимых коммуникаций.

Взаимодействовать могут люди разных полов, возрастов, профессий, национальностей, политических и культурных взглядов, вероисповеданий. Но в любом случае на их межличностные отношения будут оказывать большое влияние взаимоотношения, принятые в первичных группах, с которыми идентифицирует себя каждый из участников построения межличностных отношений.

Межличностные отношения должны постоянно развиваться, они не являются статичным образованием, причем меняются как сами отношения, так и участвующие в них индивиды. Отношения, которые со временем не меняются и не переходят на качественно новый уровень, со временем либо угасают сами по себе, либо при распаде несут разрушающий характер.

В межличностных отношениях присутствуют эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент составляет основу межличностных отношений, он может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная основа межличностных отношений начинает формироваться в раннем детстве и проходит поэтапно.

Первичными являются взаимоотношения с матерью. Длятся они, как правило, от нуля до полутора лет. В этот период формируется базовое доверие или недоверие к миру, в зависимости от того, как протекали контакты с матерью.

Далее формируются социальные навыки и автономность, от полутора до трех лет. В этот период важной фигурой является отец, именно он «отделяет» ребенка от матери и вводит в мир социальных контактов. Соответственно то, как это сделал отец, будет основополагающим для развития коммуникативных навыков в социуме (человек либо будет легко устанавливать межличностные контакты, либо будет их бояться).

После трех лет у человека формируется понятие собственного «Я», отдельного от родительской пары, и первичные навыки взаимоотношений с группой как «Я сам», но за этим всегда будут стоять первые два этапа.

Без взаимодействия между людьми в индивидуальном и групповом порядке, эмоциональный компонент межличностных отношений не может сформироваться. Эмоции всегда формируются при наличии контакта.

В межличностных отношениях нужно учитывать, что отношения несут в себе субъективный и объективный аспекты. Под субъективным аспектом следует понимать личные навыки восприятия и способы коммуникации объектов общения, но они напрямую зависят от групповой оценки, от тех стереотипов, которые существуют в данном обществе в данное время. Следовательно, эти два аспекта постоянно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Групповое восприятие оказывает большое влияние на формирование способов коммуникации индивида, опыт каждого индивида в отдельности вносит свои коррективы в групповое восприятие и способы коммуникации, как в самой группе, так и за ее пределами.

Трудности в межгрупповой - межкультурной коммуникациях

1) Первая трудность вызвана вербальными и невербальными способами общения. Для межличностных контактов на вербальном уровне в другой культуре или социальной среде, если у человека есть желание или необходимость взаимодействовать с таковой, необходимо знание языка той культуры, в которую человек пытается влиться.

На невербальном уровне необходимо знать специфику поведения и паралингвистические особенности коммуникации, принятые в той среде, с которой у Вас есть желание или потребность коммуницировать.

Паралингвистические особенности в свою очередь делятся на

  • фонационные (темп, тембр, громкость речи);
  • кинетические (жесты, поза, мимика говорящего)
  • графические (особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв - &, § и другие).

Человек зачастую не может усвоить тонкости другого языка, адекватно воспринимать вербальную и невербальную специфику общения, что вызывает определенные трудности в установлении благоприятных межличностных отношений.

Речь и поведение людей, с которыми Вам приходится налаживать контакты, могут восприниматься как агрессивные так же, как и Ваше поведение может восприниматься другим человеком как агрессивное или недружелюбное. Это может быть связанно с этническими, социальными идругими традициями. При межкультурном общении человек должен учитывать и знать их. Например, социальная дистанция между людьми различается у разных народов, и разными культурами воспринимается неоднозначно.

2) Вторая трудность связана с этноцентризмом - способностью рассматривать весь мир сквозь призму собственной культуры. Для преодоления этноцентричного взгляда на мир человеку необходимо усвоить правила и техники межкультурного общения, это требует огромной психологической работы над собой.

3) Третья трудность - это стереотипы восприятия и поведения, ошибки в интерпретациях увиденного и услышанного при взаимодействии с совершенно новым человеком. Особенно это накладывается в тех случаях, когда контактирующие принадлежат к различным этническим группам. Уровень, занимаемый человеком в социуме, также очень влияет в подобных ситуациях.

4) Четвертая трудность - в неопределенности и двусмысленности основных правил, посредством которых будет осуществляться интеракция. Такая неопределенность присуща как вербальному, так и невербальному способам коммуникации.

5) Пятая трудность - неизбежность конфликта и непонимания, связанные с тем, что поведение людей не соответствует взаимным ожиданиям и, как следствие, интерпретируется как покушение на систему ценностей и мораль, существующую в конкретно взятом социуме.

Групповое членство и этническая принадлежность оказывают воздействие на разные по степени близости отношения. На стадии близкой дружбы человек стремятся к равному общению, он может общаться на общие и личные темы. Такое общение способствует разрушению культурных стереотипов, люди свободно обмениваются мыслями, эмоциями и чувствами. При таком общении стереотипы разрушаются и меньше будут оказывать влияние на отношения, сначала в индивидуальном порядке, а в дальнейшем интегрируются в ту группу, к которой принадлежат участники контакта.

Основные «правила» построения межличностных отношений

Тут важно понимать, что правил как таковых нет, но есть некий алгоритм, который поможет Вам выстраивать наиболее благоприятные межличностные отношения.

Важно

Формировать область позитивных эмоций:

  • попытайтесь не принимать другую точку зрения сразу в штыки;
  • будьте в чем-то солидарны с партнером, согласитесь в каких-то моментах, которые на сегодня Вам менее важны;
  • если почувствуете напряжение, не нагнетайте обстановку, дайте возможность партнеру остыть.

Область решения проблем:

  • делайте предложения, не бойтесь говорить о своих идеях и видении построения межличностных отношений;
  • указание на то, что именно и почему Вам не подходит сегодня и сейчас помогут найти решение возникших затруднений;
  • Ваше мнение должно быть высказано, хотя бы для того, чтобы о нем знали;
  • попытайтесь в процессе построения коммуникаций процентов на 60 ориентироваться на партнера/партнеров.

Область постановки проблем:

  • не стесняйтесь просить информацию, которая Вам необходима;
  • говорите о том, что Вам хотелось бы услышать мнение собеседника;
  • для того, чтобы установить область проблем, необходимы указания, иначе все будет трактоваться каждым из участников по-своему.

Область негативных эмоций:

  • без нее построение межличностных отношений невозможно, но ее не стоит бояться. Просто нужно помнить, что в любых коммуникациях у людей всегда возникают несогласие и желание отстоять именно свою позицию. Случаются моменты напряженности и агрессии, и тут важно научиться не бояться ее, а прояснять, почему она возникает, и что за эти стоит.

Удачи Вам! Общайтесь и расширяйте свои контакты!

Человек в группе

Группа - реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодежь, ветераны, городские и сельские жители и др.

Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Малая группа - группа из двух и более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Основные признаки малой группы:

1) взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;

2) небольшое количество участников, оно может колебаться от 2−3 до 20−25 человек;

3) общая деятельность, подчинённая общей цели.

Классификация малых групп

Положение человека в малой группе зависит от многих условий.

Условия, влияющие на положение человека в малой группе:

1) роль и позиции человека в группе;

2) групповые нормы - определенные правила, принимаемые всеми членами группы;

3) групповые интересы;

4) групповые ценности;

5) групповые санкции (запретительные, поощрительные).

В каждой группе складываются определенные правила - групповые нормы.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции - осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.

Конформность или конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Межличностные отношения, общение

Межличностные отношения - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».

Выделяют следующие виды межличностных отношений:

1. Деловые (официальные - от лат. officialis - должностной) - связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель - ученик; директор школы - учитель; президент РФ - председатель Правительства РФ и т. д.).

2. Личные (неофициальные) - складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств - эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:

1) чувства, сближающие людей, - симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);

2) чувства, разъединяющие людей, - антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).

Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека - важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Формы межличностных отношений:

Наименование формы Условия возникновения

Отношения знакомства (знакомство):I уровень - «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);II уровень - «приветствую» (только при взаимном узнавании);III уровень - «приветствую и разговариваю на общие темы».

Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.

Приятельские отношения (приятельство)

Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.

Отношения товарищества (товарищество)

Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.

Дружба

Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.

Любовь

Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.

Общение - вид деятельности, при котором проис­ходит обмен информацией, идеями, оценками, чувства­ми, конкретными действиями. В широком смысле слова общение - взаимные от­ношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура обще­ния.

Культура общения включает в себя:

1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;

2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;

3) демонстрация уступчивости в общении;

4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;

5) внимание к собеседнику;

6) владение культурой речи.

Межличностные конфликты, их разрешение

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия .

Конфликт возникает тогда, когда столкновение инте­ресов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, ес­ли имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:

1) конструктивные - стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений;

2) неконструктивные - одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям.

Фазы конфликта

1. Определение, осознание участниками общения си­туации как конфликтной.

На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной си­туации.

3. Выбор способов действия, если избрана страте­гия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).

На этой фазе определённая культура общения, кото­рой обладают конфликтующие стороны, оказывает ре­шающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разре­шения конфликта.

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи-ческая черта -- эмоциональная основа. Поэтому межличност-ные отношения можно рассматривать как фактор психологиче-ского “климата” группы. Эмоциональная основа межличност-ных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по от-ношению друг к другу. В отечественной школе психологии раз-личаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений лич-ности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоцио-нальных проявлений.

Типы межличностных взаимодействий:

Между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

Между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

Между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

Между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)

Межличностные отношения можно разделить на формальные и неформальные:

Формальные межличностные отношения:

Переговоры о приеме на работу;

Беседа директора с родителями ученика

Отношения между должностными лицами в служебное время

Назначение деловой встречи по телефону

Неформальные межличностные отношения:

Вечеринка друзей;

Поездка с приятелями на пикник;

Туристический поход;

Знакомство с соседом

Беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха-рактеризовать как взаимодействие, взаимопо-нимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (се-мья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж-ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз-никаютконфликты.

Конфликт -- столкновение противополож-ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение -- консенсус.

Консенсус -- согла-сие, взаимное соглашение по какому-либо воп-росу.

Причины межличностных конфликтов:

неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

возрастные

из-за различных представлений по принципиальным вопросам

из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения

по «эффекту заражения» (от одного к другому)

Правонарушение, виды правонарушений

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Основные признаки правонарушения:

1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:

· в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);

· в бездействии , т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).

2) это такое поведение человека, которое противоречит нормам права. Правонарушение прежде всего посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой закона (например, право собственности и др.) Сущность правонарушения состоит именно в поведении, противоречащем нормам права.

3) это виновное поведение субъектов права. Вина - психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению - в виде умысла либо неосторожности.

4) это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций.

5) правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.

Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Состав правонарушения:

Отдельные признаки правонарушений следующие:

объект правонарушения - те общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым нанесен правонарушением действительный или возможный ущерб, те блага, ценности общества и отдельной личности (жизнь, здоровье, материальное благополучие людей, общественный порядок и др.), на которые посягает нарушитель;

субъект правонарушения - деликтоспособное, т.е. достигшее определенного возраста, вменяемое лицо, а также организация (фирма, предприятие, орган печати и др.), которые совершили правонарушение. В юриспруденции действует общий принцип - незнание официально опубликованного закона не освобождает субъекта от юридической ответственности за его нарушение (ignorantia legis non est argumentum);

объективная сторона правонарушения - характеристика элементов противоправного проступка. В первую очередь, это касается самого деяния, способов и обстоятельств его совершения. Для ряда правонарушений необходимо наступление вреда, а также установление причинной связи деяния и наступивших вредоносных последствий. Для таких правонарушений важно, чтобы наступивший вред был причинен именно этим деянием, а не наступил в силу каких-либо иных причин;

субъективная сторона правонарушения определяет вид и степень виновности нарушителя, характеризует его психическое отношение к содеянному, а также мотивы и цели правонарушения.

Виды правонарушений

В зависимости от степени общественной опасности они разделяютсяна преступления и проступки.

Проступки - это противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом. В зависимости от объекта правонарушения, наносимого ущерба и характера санкций они подразделяются на административные, дисциплинарные, а также гражданско-правовые (их часто называют деликтами).

Административные проступки - это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.). Административные правонарушения влекут такие виды взыскания как предупреждение, штраф, лишение специального права (например, на управление автотранспортом), административный арест на срок до 15 суток и др. Субъектами таких правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица.

Дисциплинарные проступки - это нарушения дисциплины, т.е. установленного правом порядка деятельности определенного коллектива (трудового, служебного, воинского, учебного). В качестве примеров можно привести нарушение правил внутреннего трудового распорядка (опоздание, появление на работе в нетрезвом виде и др.), дисциплинарного воинского устава (самовольное оставление части, невыполнение воинского приказа и др.).

Гражданско-правовые нарушения (деликты) - это причинение имущественного внедоговорного вреда лицу или организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договора, нарушение авторских прав и др. Субъектами деликтов могут быть физические и юридические лица.

Преступлениями признаются наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступления влекут наиболее суровые наказания - лишение или ограничение свободы, исправительные работы, значительные штрафы, а за особо опасные преступления - смертную казнь. Субъектами преступлений могут быть только граждане и должностные лица. После отбытия наказания, у лица, осужденного за наиболее серьезные преступления, сохраняется на определенный срок или постоянно особое правовое состояние - судимость.

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Характерные признаки преступления:

общественная опасность - это создание угрозы причинения определенного вреда общественным отношениями, охраняемым законом (ст.2):

а) права и свободы человека и гражданина

б) собственность

в) общественный порядок и общественная безопасность

г) окружающая среда

д) конституционный строй РФ

е) мир и безопасность человечества

уголовная противоправность - состоит в запрещенности преступления соответствующей уголовно- правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания

виновность - это отношение психики лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. (Виновным признается только лицо, способное как по своему возрасту, так и психическому состоянию осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

наказуемость - необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе, возможности применения наказания за деяния (бездействия), предусмотренные уголовным законом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности различают преступления :

небольшой тяжести (наказание не превышает 2-х лет лишения свободы)

средней тяжести (наказание не превышает 5-и лет лишения свободы)

тяжкие (наказание не превышает 10-и лет лишения свободы)

особо тяжкие (лишение свободы на срок более 10-и лет или более строгое наказание).

Соучастниками преступления признаются:

организатор - лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо создавшее организованную группу или преступное сообщество (организацию) либо руководившее ими

исполнитель - лицо непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении с др. лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования др. лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или др. обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом

подстрекатель - лицо, склонившее др. лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом

пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Уголовная ответственность - это элемент уголовного правоотношения, которое порождается юридическим фактом в виде действия или бездействия, содержащего признаки состава преступления.

Существенные признаки наказания :

мера государственного принуждения (наказание назначается от имени государства)

назначается по приговору суда (наказание влечет судимость)

применяется к лицам, виновным в совершении преступления

заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица

отличается от др. мер принуждения своей тяжестью репрессии

Билет № 7

Общение. Культура общения

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:

получает знания об окружающем мире

происходит передача опыта

усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

усваивает правила и нормы поведения

учится оценивать поступки других людей

формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

Виды общения:

между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)

реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему качества субъекта (напр. с животными)

реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)

между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Древние заповеди гласят: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:

Доверие к тому, с кем общаешься

Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться

Уважение к тому, с кем общаешься

Признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо

В психологии общения один из важнейших моментов научить себя выслушивать и понимать того, с кем вы ведете общение.

Учитесь объяснять людям ваши намерения и мысли, из которых вы исходите, тем самым вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в общении с собеседником часто оказывается единственным выходом из кризисной, конфликтной ситуации.

Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга, мата и арго мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Учитесь признавать индивидуальность людей, что наверняка поможет вам понимать людей и как результат - уважать людей и их мнение, даже если оно вам не кажется истинным.

Научившись уважать самого себя, вы наверняка научитесь уважать ваших собеседников. И не забывайте проявлять интерес как к собеседнику, так и к теме вашей беседы, что вызовет интерес собеседника и ваша беседа перейдет в более качественный уровень.

Одной из важных частей культуры общения является речь. Понятно, что каждому человеку приятно было бы слышать выражения, которые вызывают лишь положительные эмоции. Но по причине экономии времени и стремления языка также к экономии, мы ограничиваемся краткими приветствиями, скупыми комплиментами.

Главное в культуре общения

Культура общения, как вы сами понимаете включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Ваши слова и действия не должны вступать в противоречие с вашим внешним видом, вашей одеждой, общим вашим внешним обликом. Другими словами, этикет не будет полностью соблюден, если при всей вашей правильности и вежливости поведения не соблюдены эти правила. То есть необходимо, чтобы ваш внешний облик был адекватен ситуации.

Культура общения имеет в межличностных отношениях очень важное практически для любого человека значение. Здесь смысл имеет все: тон, интонация, жесты, формы обращения и т.д.

Правила ведения спора, полемики, дискуссии .

вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;

не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонаций;

грамотно и четко ставить вопросы;

точно формулировать главные доводы;

не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;

глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;

разговор вести в дружеском спокойном тоне;

не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.

Поделиться