Дошкольное образование в италии. Система образования италии

По данным за 2014/15 учебный год, каждый четвертый подросток в Италии бросает школу. Высшее образование получает каждый пятый, 16% выпускников вузов - безработные

Статистика
Плоды просвещения

Средняя зарплата в Италии в год до вычета налогов - € 28 977

Учитель средней школы со стажем 9–14 лет получает € 23 444 ,
профессор университета - € 43 000 ,
доктор наук - до € 70 000

Стоимость высшего образования:

на севере Италии в среднем 1500 евро в год , на юге - 500–600 евро в год

22 500 - количество школ в Италии. 8500 из них - государственные (8 миллионов учеников). 14 000 - частные (1 миллион учеников). Из них 9300 - католические (700 тысяч учеников)

Стоимость обучения от 1 до 6 тысяч евро в год в зависимости от заведения

€ 7500 в год тратит государство на одного «бесплатного» школьника

Около 2000 детей в Италии получают домашнее образование

от 3 до 6 лет

Дошкольное образование (Scuola dell’infanzia)

Детский сад посещает 98% маленьких итальянцев. Там их учат алфавиту, читать и считать. Где-то за год до школы детей начинают обучать английскому языку.

от 6 до 10–11 лет (всего 5 лет)

Начальная школа (Scuola primaria)

Это начало обязательного образования, которое продолжается до 16 лет. Дети больше всего занимаются итальянским языком. На втором месте по количеству часов - математика, география и история. Затем - английский, физика и религия.

от 10–11 до 13–14 лет (всего 3 года)

Средняя школа 1-го уровня (Scuola secondaria di primo grado)

К общим предметам добавляется изучение второго языка страны ЕС на выбор. На уроках истории детей знакомят с конституцией и основами гражданского права. Для перехода на 2-й уровень нужно сдать государственный экзамен: письменные работы по итальянскому, английскому и второму иностранному языкам, а также устный тест по алгебре и геометрии. После чего выдается диплом об окончании средней школы 1-го уровня, дающий право на дальнейшее обучение.

Средняя школа 2-го уровня (Scuola secondaria di secondo grado)

Ученики продолжают обучение в лицеях и институтах среднего профессионального образования по своему выбору.

Лицей

Здесь учатся те, кто намерен в дальнейшем поступать в вузы. Существует шесть направлений лицеев: гуманитарный, художественный, классический, научный, лингвистический и музыкальный.

Институт

Здесь учатся те, кто хочет получить техническую специальность: от туроператора и механика до повара и сельхозработника. Затем можно устроиться на работу или продолжить обучение в вузе.

От 13–14 до 15–16 лет

I этап

Все учатся по одинаковой общеобразовательной программе. В этот период еще можно изменить свой выбор и перевестись из лицея в институт, или наоборот. По окончании этого этапа дети вообще вправе уйти из школы со справкой об окончании двух классов средней школы 2-го уровня, то есть о неполном среднем образовании. С 16 лет можно устроиться на работу, не требующую квалификации.

От 15–16 до 18–19 лет

II этап

Ученики продолжают изучать общие дисциплины, такие как математика, итальянский язык, география, но большинство предметов - уже по выбранной профессии. В конце обучения в лицеях и институтах выпускники сдают многоступенчатый госэкзамен: сначала - письменные экзамены по итальянскому языку, по одному из профессиональных предметов и по пяти общим. Если ученик успешно справился с этой частью, его допускают к устному экзамену по иностранному языку. Затем - к собеседованию с преподавателями из экзаменационной комиссии, которые могут задать любой вопрос по любому предмету. После успешной сдачи экзаменов выпускники получают диплом об окончании средней школы 2-го уровня.

Высшее образование

Университет или академия

3 года

Laurea В начале первого курса студентам выдают список экзаменов, которые надо будет сдать в течение всего обучения, чтобы получить диплом о высшем образовании (laurea) и получить степень доктора (Dottore) . Посещение лекций необязательно. Некоторые из прогульщиков сдают экзамены в течение 10–15 лет.

2 года

Laurea magistrale Студенты более глубоко изучают предметы, а также занимаются практической работой, ведут проекты, исследования. Выпускник магистратуры, сдавший экзамены, получает диплом о полном высшем образовании (laurea completa) и звание магистра (Dottore Magistrale) .

3–5 лет

Dottorato di ricerca Высшая ступень образования. Степень доктора наук (Dottore di ricerca) присваивается после сдачи экзаменов по основным профессиональным дисциплинам и защиты докторской диссертации.

Система образования в Италии изменяется на протяжении уже многих лет и в настоящий момент проходит очередной цикл реформирования, цель которого - повысить уровень обучения в стране и привести его в соответствие европейским стандартам.

Образование в Италии жестко контролируется государственными органами. Министерство образования самостоятельно разрабатывает все школьные учебные программы и обеспечивает материальную базу на всех уровнях, следит за качеством подготовки учительского состава и устраивает конкурсные тесты для желающих занять должность преподавателя в госучреждении. Вузы пользуются более широкой автономией и могут сами составлять учебные программы. Государство также держит под контролем процесс обучения в частных школах и проверяет качество полученных там знаний.

Хотя Италию не относят к лидерам в сфере образования, это идеальная страна для тех, кто хочет посвятить себя музыке, дизайну или живописи.

Дошкольное

В Италии дошкольное образование не является обязательным и, согласно статистике, находится в плачевном состоянии: в стране острая нехватка заведений подготовительного обучения. По количеству дошкольных учреждений Италия занимает одно из последних мест в Европе. Такая ситуация объясняется давней традицией воспитывать детей дома.

Но сейчас многие женщины работаю наравне с мужчинами, а декретный отпуск длится всего 5 месяцев. Сложившаяся ситуация привела к тому, что с 2009 года в Италии широко практикуется создание так называемых семейных детских садиков. Обучение в них довольно дорогое, но для многих это единственный выход.

Для того чтобы открыть семейный детсад, будущий воспитатель обязан иметь педагогическое образование, а помещение, где будут проходить занятия, должно соответствовать нормам безопасности.

Некоторые государственные учреждения дошкольного образования предлагают родителям доставку детишек из дома в садик на собственном транспорте, что по утрам существенно экономит время. Забирают детей родители уже самостоятельно.

Образовательная программа дошкольных организаций направлена:

  • на знакомство с окружающим миром;
  • адаптацию в коллективе;
  • обогащение словарного запаса и овладение риторикой;
  • физическое развитие ребенка;
  • приобретение элементарных знаний по иностранному языку;
  • формирование самостоятельности и индивидуальности.

Программа некоторых дошкольных учреждений включает в себя дополнительные уроки по кулинарии, плаванию. Ребята занимаются музыкой, лепкой, рисованием, танцами. Детям постарше преподают основы работы с компьютерами.

Также существуют детские садики, организованные монахинями. В таких заведениях в стандартную программу обучения включают молитвы, пение псалмов и участие в религиозных праздниках.

Школьное

Система школьного образования в Италии отличается от принятых в большинстве европейских стран схем. Обучение делится на три этапа:

  • младшие классы: дети 6-11 лет;
  • средняя младшая школа: подростки 11-14;
  • средняя старшая школа: молодые люди 14-19.

Обязательны только первые две ступени.

Начальная школа

Принимают детей в школу в возрасте 5-6 лет, обучение в младших классах длится пять лет. Детям преподают основы арифметики, чтения, грамотности, вокала и рисования. По желанию родителей могут вводиться дополнительные занятия по основам религии. По окончании начальной школы учащиеся сдают экзамены, по их результатам получают аттестат и переводятся на следующую ступень.

Средняя школа

Трехлетний курс включает в себя занятия:

  • по итальянскому и иностранному языкам;
  • математике;
  • истории;
  • химии;
  • географии;
  • искусству;
  • биологии;
  • технологии.

В конце каждого года сдаются экзамены, но оценка не ставится – результаты выставляются по системе «сдал или не сдал». По завершении этапа обучения в средней школе обязательны государственные экзамены по всем предметам. По языкам и математике испытания проходят в письменной форме, по другим дисциплинам – в устной.

Старшая школа

При переходе в старшую школу ученик должен решить, совмещать обучение с профессиональной подготовкой или же заниматься по обычной школьной программе и готовиться к поступлению в вуз.

В первом случае учеба продолжается в колледжах. Заканчивая их, учащиеся вместе с аттестатом о среднем образовании получают свидетельство о профессиональной квалификации. Если после техникума возникнет желание поступить в вуз, придется пройти дополнительный годичный подготовительный курс.

При втором варианте выпускники старшей школы в лицеях накапливают багаж теоретических знаний, необходимых для дальнейшей вузовской учебы. Лицеи бывают нескольких типов:

  • артистические;
  • классические;
  • педагогические;
  • лингвистические;
  • музыкальные;
  • технические;
  • естественно-научные.

По окончании лицея сдается экзамен, который необходим для поступления в вуз.

Высшее

Система высшего образования в Италии имеет глубокие исторические корни. Именно на солнечном полуострове почти тысячу лет назад был основан знаменитый Болонский университет, влияние которого впоследствии распространилось на всю Европу.

Высшие учебные учреждения страны выдают дипломы трех категорий:

  • бакалавра;
  • магистра;
  • доктора наук.

Для того чтобы получить документ о высшем образовании необязательно учиться именно в университете. В Италии широко развит сектор неуниверситетского обучения, который также выдает вузовские дипломы.

В системе образования Италии к неуниверситетским учреждениям относятся:

  • Высшие школы лингвистического обучения, где готовят квалифицированных переводчиков.
  • Учебные заведения, которые находятся под контролем Министерства образования. Тут проходят занятия по дипломатии, военному делу, ресторанному бизнесу.
  • Высшие школы искусств, академии, консерватории - готовят архитекторов, дизайнеров, музыкантов и т. д.

Поступить в итальянский вуз может практически любой абитуриент, однако диплом бакалавра получает лишь каждый третий, так как учиться намного сложнее, чем в большинстве европейских стран.

Обучение в высших учебных заведениях разделено на два семестра, в конце каждого курса студент обязан защитить дипломную работу.

Система образования в Италии – живой процесс, который ежегодно подвергается изменениям и реформированию согласно последнему слову научно-технического прогресса. Государственные органы контролируют всю систему образования: программы и нормы обучения детей и молодёжи, уровень подготовки преподавательского состава и соответствие образовательной системы европейским и мировым стандартам. Благодаря этому образовательный уровень в учебных заведениях, а в особенности – в заведениях высшего профессионального образования – очень высок, и стать студентом итальянского университета мечтают и резиденты, и жители других стран.

Система итальянского образования

Систему образования в Италии условно можно разделить на 3 ступени, каждая из которых отличается своими особенностями:

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Италии получают малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Учебные учреждения, занимающиеся воспитанием детей младшего возраста, представляют собой аналог наших детских садов. Здесь дети не получают никаких специальных навыков. Целью посещения таких учебных заведений является развитие творческих возможностей малышей, изучение окружающего мира, воспитание эстетических, нравственных и моральных норм, социальная адаптация через игры, коммуникацию, общение со сверстниками.

В Италии в большинстве учебных заведений для дошкольников распространена знаменитая система М.Монтессори. Востребованы в Италии и церковно-приходские школы, где кроме светского воспитания занимаются духовным развитием учащихся. Здесь они начинают изучение основ христианства и религии.

Мария Монтессори - первая женщина-врач в Италии, учёный, педагог и психолог. Её система основана на воспитании в детях самостоятельности, развитии чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.

Получение дошкольного образования не является обязательным в Италии. В стране распространено домашнее дошкольное обучение и количество дошкольных учебных заведений ограничено. Это стало проблемой для работающих мам, декретный отпуск которых составляет всего 5 месяцев. Альтернативой детским дошкольным учреждениям стали семейные детские сады, создание которых широко практикуется в Италии последние 5–7 лет. Учёба в них стоит недёшево, но зачастую это единственный выход для работающих родителей.

В итальянских детских садах большое внимание уделяется развитию творческих способностей малышей

Среднее (школьное) образование

Среднее образование в Италии трёхступенчатое:

  • la scuola Elementare – младшая школа;
  • la scuola Media – средняя школа;
  • la scuola Superiore – старшая школа.

La scuola Elementare

Младшая школа является бесплатным обязательным образовательным этапом и включает в себя 2 ступени - младшая школа 1 и младшая школа 2.

Младшую школу дети начинают посещать в Италии по достижении 6 лет и обучаются на протяжении 5 лет. Здесь школьники изучают обязательные дисциплины, такие как математика, музыка, физкультура, учатся читать и писать, а также изучают любой иностранный язык на выбор. По завершении курса начальной школы учащиеся сдают выпускной экзамен. При положительной оценке ребёнок получает документ об окончании базовой образовательной ступени, дающий ему возможность перейти в среднюю школу.

La scuola Media

При успешном окончании младшей школы дети переходят на ступень Media и обучаются там на протяжении двух лет – с 11 по 13.

На этом этапе ребята начинают изучать дополнительные общеобразовательные предметы, такие как итальянский язык, география, история, естественнонаучные дисциплины. По окончании курса обучения для контроля успешности освоения программы выпускники сдают экзамены – обязательные письменные по итальянскому языку и математике, по остальным предметам – устно.

Система сдачи экзаменов в средней школе – зачётная: при сдаче экзамена обучающиеся получают не оценочный балл, а результат «зачтено» или «не зачтено». Интересно, что в Италии действует распространённая у нас система оставления отстающего ученика на второй год. Если ученик не сдаёт успешно выпускные экзамены, он повторно проходит курс обучения.

На этапе получения среднего образования учащиеся делают выбор: какую профессию им предстоит освоить в будущем

La scuola Superiore

Высшая школа - один из самых ответственных этапов обучения, ведь здесь ученик решает, чем он будет заниматься дальше – продолжит ли свою учебную деятельность в ВУЗе или предпочтёт получение профессионального образования.

Существует два варианта учёбы в высшей школе:

  1. Лицеи и школы со специализированным уклоном. Сюда поступают учащиеся, решившие продолжить учебную деятельность в университете. Все лицеи в Италии узкоспециализированные – в зависимости от направлений, которые будут изучать ребята в дальнейшем в университете. Можно поступить в гуманитарный, технический, естественнонаучный лицей, лицей искусств и так далее. По окончании учебного заведения школьники сдают выпускные экзамены, дающие им право поступления в соответствующий ВУЗ.
  2. Профессиональные школы (аналог колледжей) – предназначены для тех, кто принял решение получить профессиональную квалификацию. После окончания курса и успешной сдачи экзамена учащиеся получают аттестат, подтверждающий их профессиональную квалификацию и дающий возможность найти работу.

La scuola Superiore является серьёзным периодом, который дети проходят в возрасте от 13 до 18 лет. На протяжении всех пяти лет учёбы школьники сдают экзамены для перехода из одного класса в другой. Только при условии их успешной сдачи ученик переводится на следующую ступень обучения.

Ученики, получившие профессиональное образование, получают возможность поступления в университет. Однако для этого им придётся пройти годовые подготовительные курсы.

Особенности высшего образования в Италии

Италия считается родиной европейской и мировой культуры и достойно поддерживает лидерские позиции в этих областях и в наши дни. Многие представители творческих профессий, побывавшие в Италии, говорят о том, что сама атмосфера этой страны способствует появлению новых, креативных идей и мыслей.

Сотни абитуриентов со всего мира, а также практикующие дизайнеры, музыканты, певцы и художники мечтают получить специализированное образование в одном из учебных заведений Италии. Наиболее востребованными направлениями считаются дизайн, архитектура и живопись.

Высшее образование в Италии трёхступенчатое:

  1. Corsi di Diploma Universitario – длительность этого периода обучения составляет 3 года. По окончании студент получает степень бакалавра.
  2. Corsi di Laurea – длится до 5 лет (для студентов некоторых специальностей – таких как медицина, химия, фармацевтика – до 6 лет). По окончании студент получает диплом специалиста.
  3. Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfexionamento – данную ступень необходимо пройти тем, кто решил связать свою жизнь с наукой. По окончании обучавшийся получает степень доктора наук.

Поступить в университет возможно как сдав вступительные экзамены, так и без них – зависит от требований выбранного университета.

Высшее образование в Италии имеет сложную трёхступенчатую структуру

Обучение в Италии для иностранных граждан: условия поступления, необходимые документы

Иностранцы имеют право получить среднее образование в Италии только в международных или коммерческих школах. А вот с высшим образованием дело обстоит иначе. Итальянская образовательная система даёт возможность любому абитуриенту иностранного государства стать полноправным студентом и получать образование наравне с итальянскими гражданами, если он соответствует основным требованиям, предъявляемым к поступающим.

Как таковых вступительных экзаменов для абитуриентов во многих ВУЗах не существует. Для поступления достаточно иметь на руках документ о полном среднем образовании. Однако стоит иметь в виду, что среднее образование в Италии получают на год больше, чем в России и Украине, поэтому для поступающих в итальянские ВУЗы важным условием будет иметь на руках не только документ о школьном образовании, но и проучиться в высшем учебном заведении не менее года.

Второй вариант обучения в высшем учебном заведении для иностранных граждан (в том числе для русских, украинцев и белорусов) – получить высшее образование на родине и на основании диплома поступить в магистратуру в Италии. Обучение в магистратуре продолжается 3 года и после окончания студент получает диплом специалиста.

Успешной сдачи вступительных экзаменов недостаточно для поступления в итальянский ВУЗ. Чтобы стать полноценным студентом одного из итальянских университетов, необходимо оформить следующие документы:

  • официальное приглашение от учебного заведения на имя студента. Приглашение отправляется администрацией университета на почтовый или электронный адрес абитуриента. Во втором случае приглашение должно быть распечатано;
  • разрешение на пребывание в стране. Следует обратить внимание, что без оформления этого документа студент не считается зачисленным в учебное заведение;
  • студенческая виза. Оформляется не менее чем за 12 дней до предполагаемой даты отъезда, но и не позднее чем за 3 месяца до него. По истечении полугода пребывания на территории страны оформляется , который следует продлевать ежегодно;
  • аттестат о среднем образовании и/или диплом о высшем образовании, заверенные международной комиссией по подтверждению уровня образования.

Стать студентом одного из итальянских университетов - заветная мечта абитуриентов со всего мира

Стоимость обучения и гранты для русских

Учёба в итальянском университете – это доступная возможность для каждого талантливого студента получить диплом европейского образца. При этом выпускники итальянских университетов считаются одними из самых востребованных специалистов в мире.

Оплата за обучение в государственных ВУЗах представляет собой не оплату как таковую, а своего рода налог на обучение и составляет разумную цифру. Стоимость обучения в государственных университетах Италии - от 300 до 3000 Евро, в частных ВУЗах – от 6 тыс. до 20 тыс. Евро в год.

Для иностранных граждан – в том числе для русских и украинцев – бесплатное обучение в государственном ВУЗе Италии возможно, если заранее была подана заявка на квоту.

Также обучение в итальянском ВУЗе может быть бесплатным, если получить грант на обучение. Грант на обучение – это финансовая поддержка со стороны Министерства образования Италии, оказываемая талантливым магистрантам, аспирантам, бакалаврам, а также преподавателям итальянского языка. Стипендиат получает грант сроком на один год – таким образом он освобождается от обязательной оплаты за обучение, а также имеет право получать стипендию. Главное условие получения гранта – отличное знание итальянского языка.

Большой популярностью пользуются гранты на краткосрочное (летнее) обучение на языковых курсах в Италии. В стране существуют целые языковые школы, принимающие иностранных учеников на летнюю языковую практику.

Видео: как поступить в ВУЗ?

Интересные факты об учёбе в итальянских ВУЗах

  • Учебный год в Италии начинается в октябре/ноябре и завершается в мае/июне . В этот период в стране не так жарко и студенты могут заниматься учебным процессом, не испытывая дискомфорта;
  • Для каждого студента составляется индивидуальный учебный план. Обучающийся сам выбирает дополнительные дисциплины, которые будет осваивать и сдавать экзамены;
  • В итальянских университетах существует «кредитная система». Обязательное количество учебных часов, которые должен прослушать студент, рассчитывается в так называемых «кредитах». Один «кредит» равен 25 аудиторным часам. За год студент обязан заработать не менее 60 «кредитов»;
  • Студенты итальянских ВУЗов сдают не привычные нам 2, а 4 сессии: январь/февраль, апрель, июнь/июль, сентябрь.
  • Большое внимание в итальянских ВУЗах уделяется самостоятельной подготовке. На лекциях студенты получают базовую, вводную часть необходимого материала. Остальное они должны освоить самостоятельно. Поэтому ответственность и самоорганизация – важные качества, которыми должен обладать любой студент, решивший получить в Италии диплом о высшем образовании.

Куда пойти учиться? Популярные университеты в Италии

Диплом о высшем образовании, полученный в Италии, котируется во всём мире и станет проходным билетом, открывающим многие двери. Наибольшей популярностью пользуются учебные заведения, готовящие специалистов в сфере дизайна, моды, изящных искусств, архитектуры и музыки. Также высокий уровень подготовки дают итальянские ВУЗы в областях экономических, юридических, прикладных наук и менеджмента.

Учебные аудитории итальянских университетов оборудованы современной техникой

Всего в Италии насчитывается 83 высших учебных учреждений, имеющих статус университетов, 58 из которых – государственные, 17 – частные, 2 – специализированные университеты для иностранных студентов, 3 – заведения, специализирующиеся на постдипломном обучении и 3 – политехнические университеты.

Таблица: направления подготовки и стоимость обучения в самых популярных университетах Италии

Университет Направление

Стоимость обучения/год

Istituto Italiano di Fotografia

Подготавливает профессиональных фотографов.

168 тыс. руб.

Istituto Marangoni Milano

Готовит специалистов в области моды.

14,8 тыс. евро.

Istituto Europeo di Design Italy (Европейский институт дизайна)

Готовит специалистов в области дизайна. Обучение ведётся на английском, итальянском, испанском и португальском языках.

От 142 до 504 тыс. руб.

Итальянская академия NABA

Готовит специалистов в области дизайна и изящных искусств.

252 тыс. руб.

Обучение в сфере живописи и изящных искусств.

18 тыс. евро.

Университет им. Г.Маркони

Экономический, филологический, юридический, педагогический, политехнический факультеты, факультет прикладных наук и технологий. Ведётся обучение на русском, английском, итальянском языках.

88 тыс. руб.

Universita Bocconi (Университет Боккони)

Обучение в сферах экономики, менеджмента, юриспруденции. Обучение ведётся на итальянском и английском языках.

255 тыс. руб.

Università di Roma «La Sapienza»

Ведущий в Италии университет по подготовке специалистов в сфере технических наук. Также можно получить диплом архитектора, экономиста, юриста, философа, лингвиста, медика и др. Язык обучения – итальянский, английский.

От 300 до 1363 Евро.

Università di Bologna (Болонский университет)

В числе самых старых университетов Италии. Готовит специалистов в сфере юридических, математических наук, градостроения, искусства, сельского хозяйства, культуры, педагогики, экономики, филологии, лингвистики, медицины и многих других отраслей знаний.

От 600 до 910 Евро.

Universita degli Studi di Siena, UNISI

Один из крупнейших политехнических университетов Италии.

От 600 до 900 Евро.

Итоговая таблица преимуществ и недостатков итальянского образования

Прежде чем принять решение об учёбе в одном из высших учебных заведений Италии, следует оценить главные плюсы и минусы образования, получаемого в этой стране.

Плюсы

Минусы

Возможность обучаться в университетах как на итальянском, так и на английском языках.

Непривычная образовательная программа.

Итальянское образование (особенно в области культуры и дизайна) считается одним из самых престижных в мире.

Даже при условии обучения на русском или английском языках необходимо сдать тест на знание итальянского языка.

Доступная стоимость обучения (особенно в государственных ВУЗах).

Стоимость проживания в Италии достаточно высока.

Есть возможность самостоятельно составлять учебный план в рамках учебной программы.

Не нужно сдавать вступительные экзамены.

Возможность получить визу ещё на год после окончания университета, что даёт шанс для поиска хорошей работы.

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Поделиться