Сообщение о домах семейских. Миссия старообрядцев бурятии

В Бурятии насчитывается до 200 тысяч потомков ссыльных сторонников древлеправославия ("старообрядчества"), которых в Забайкалье называют “семейскими”.

Распространение старообрядчества в Забайкалье

В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон (1605-1681 гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных ошибок начали церковную реформу в стране. В результате этих действий к 1666 г. Церковь Христова раскололась на приверженцев упростительных никоновских реформ и на приверженцев 7 Вселенских и 9 Поместных соборов (далее получивших название соответственно: никониане и староверы). Для самоопределения и преемственности приверженцы 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов в различных источниках стали называть себя древлеправославными (на церковно-славянском "древле..." означает "древне...") или староверами. Светские источники назвали их "старообрядцами".

В 1988 г., в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, решением Освященного Собора Древлеправославной Христовой Церкви (г. Москва) на основе Московской архиепископии была учреждена Московская и всея Руси митрополия. Древлеправославная Христова Церковь, находящаяся под омофором митрополита Московского и всея Руси, решением этого же Освященного Собора была переименована в Русскую Православную Старообрядческую Церковь (РПСЦ).

"Семейские" - это своеобразная группа русского старообрядческого населения Восточной Сибири. Скрываясь от реформы и преследований, староверы бежали на окраины России и за ее пределы. Так, на Урале появились "кержаки", в Турции - "казаки-некрасовцы", в Румынии - "липоване", в тогдашних пределах Польши - в Стародубье и на Ветке - "поляки". Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили православные каноны, культуру и русский язык. Стародубско-ветковская группа древлеправославных христиан за сто лет добровольной самоизоляции не только сохранила чистоту веры, но и многие черты культуры допетровской Руси, а также создала мощный духовно-административный центр Старой Веры. В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две "выгонки староверов", громя их центры и изгоняя христиан с насиженных мест в "страшную глушь", за Байкал. Здесь, в Сибири, и назвали христиан "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

Расселялись "семейские" в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано до 50 крупных и мелких поселений семейских, из которых более 30 существуют и поныне. На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин.

В 1905 г. император подписал указ об основах веротерпимости, исходя из которого христианам, хранящим древнее Православие, предоставлялась свобода вероисповедания. Однако старообрядцы испытывали огромные затруднения со священством. Появляющихся священников и епископов власти по требованию господствующей церкви выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы или в ссылку под надзор пристава. С 1905-го по 1910 гг. положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений были отстроены новые храмы, появились постоянные священники.

Современное состояние

Летом 2007 г. Бурятия стала организатором первой встречи старообрядцев мира “Путь Аввакума”, которая собрала около 3000 делегатов из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. В форуме приняли участие древлеправославные священники различных церквей и согласий, представители Русской Православной Церкви, более 100 ученых, занимающихся историей раскола в Православии. Форум призвал единоверцев создать международное общественное движение “Старообрядцы мира”.

Для сохранения и развития культуры, традиций и обычаев сторонников древлеправославия в Бурятии решено создать автономное учреждение “Центр культуры старообрядцев Забайкалья”. Учредителем центра выступило министерство культуры Бурятии. Центр начал работу с 1 января 2008 г.

Центр старообрядцев Бурятии намерен создать туристический комплекс “В гостях у семейских”, который будет возведен в рамках проекта “Большая байкальская тропа” возле памятника природы “Лев-гора” в Тарбагатайском районе. Основу комплекса составят старообрядческие дома, которые будут перевезены из деревень. Старинные дома будут отремонтированы и благоустроены для комфортного проживания туристов. В качестве развлечений для посетителей планируется организовать езду на лошадях, катание на санях, открыть сувенирные мастерские. В туристический маршрут включено посещение старообрядческой церкви, музея быта и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай. Инвестиции в реализацию проекта будущего туркомплекса составят 250 млн. рублей.

Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ

Община территориально входит в состав Дальневосточной епархии РПСЦ (ранее - Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока, ныне Уссурийской и всего Дальнего Востока).

В 1911 г. приверженцы древлеправославия Забайкалья и Приамурья обратились к Освященному Собору Древлеправославной Христовой Церкви (ныне - РПСЦ) с просьбой об учреждении Дальневосточной епархии. Освященный Собор внял голосу христиан и в том же году учредил епархию, которая была названа Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока. В ее состав вошли приходы Забайкалья, Якутии, Трехречья (северо-восточного Китая), Иркутской, Амурской, Магаданской областей, Камчатки, Сахалина и Приморского и Хабаровского краев.

Тогда же в 1911 г. на Иркутско-Амурскую епархию был рукоположен первый Забайкальский епископ - преосвященный Иосиф (Антипин), который до своего преставления в 1927 году руководил этой огромной территорией. После упокоения святителя Иосифа христиане обратились к настоятелю храма селения Тарбагатай отцу Амвросию с просьбой взять на себя ответственность архипастырского окормления Амурско-Иркутской епархии. 6 мая 1929 г. священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий, был хиротонисан во епископы в Успенской церкви города Томска. Владыка Афанасий (Федотов) духовно окормлял епархию Иркутско-Амурскую с 1929-го по 1937 г. В 1938 г. епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру в застенках ГПУ, место захоронения его неизвестно. Семейские, хранящие память о своем земляке, почитают его в лике святых.

В период с 1930-х по 1990-е гг. дела в Верхнеудинской общине шли трудно, вновь остро ощущалась нехватка духовенства. Это приводило к тому, что христиане утрачивали веру, забывая свою веру, культуру и вековые традиции. Наиболее стойким христианам приходилось тайно собираться в своих домах и квартирах, молясь вполголоса, затворяя ставни или вывешивая на окнах "затемнение", как в военное время. Лишь небольшая группа христиан сохранилась в Улан-Удэ. С конца 1940-х по 1990-е гг. община существовала неофициально и окормлялась чрезвычайно редкими тайными приездами духовенства.

Такое состояние Церкви Христовой было до начала 1990-х гг. Оживление церковной жизни в Сибири и на Дальнем Востоке началось в 1992 г., когда на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Начали возрождаться общины. В 1993 г. была официально зарегистрирована Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ и ряд общин во всех областных центрах востока России. Руководил общиной со дня ее возрождения Вячеслав Утенков. В сентябре 2001 г. на служение в г. Улан-Удэ назначен постоянный священник - отец Елисей Елисеев.

Началась в бывшей Речи Посполитой, а если точнее - в Ветковских слободах близ современного Гомеля, где с конца 17 века жили староверы. Власти к тому времени уже вполне понимали, что обратить их в "никонианство" не удастся, и в общем терпимо относились к "старообрядческим анклавам" в империи - но до поры до времени, пока не находился хоть какой-нибудь повод их разогнать. В 1735-94 годах, тремя волнами, Ветковские слободы были ликвидированы, а всё их население, а это по разным данным до 40 тысяч человек (думаю, всё-таки сильно меньше) - дружно отправлено за Байкал. В те времена здесь жили только казаки, бравшие в жёны буряток, и они были порядком удивлены, когда поселенцы стали прибывать сюда целыми семьями: так в Забайкалье староверов и прозвали - "семейские".
Но план царских властей был куда тоньше, чем может показаться на первый взгляд: в те годы ещё силён был Китай, с которым Россия вела борьбу за Даурию, и самым надёжным средством было просто заселить эти безлюдные степи русскими людьми. На староверов такую миссию, тем более против их воли, возложили не случайно: ведь в условиях бесконечных гонений пьянство, воровство и разгильдяйство были недопустимой роскошью, староверы отличались крепким хозяйством и предприимчивостью, и с задачей освоения чужой и лютой степи никто бы не справился лучше.

Замысел удался, и ныне сложно представить себе бОльших сибиряков, чем семейские. В их столицу, село Тарбагатай (5,6 тыс. жителей) в полусотне километров южнее Улан-Удэ, сейчас и отправимся.

Название "Тарбагатай" в этих краях - примерно как в среднерусской полосе всякие Сосновки да Залесья, в одной только Бурятии Тарбагатаев разного размера и статуса наберётся десяток, да и происходит название всего-то от сурка-тарбагана. Интересующий нас Тарбагатай - райцентр в 50км южнее Улан-Удэ, и маршрутки с автовокзала туда бегают раз в полчаса, несколько раз в день проходя в более дальние сёла. В самом Тарбагатае автостанции нет, "лежбище" маршруток находится вот на этой площади:

Бетонный ДК, стела Победы, какие-то ведомства и музей с необычным режимом работы (13:00-16:00) в голубом здании. По соседству - кирпичный райком:

И ещё какие-то советские постройки:

Но это капля в море - как минимум на 9/10 Тарбагатай выглядит так:

Архитектура "семейских" узнаётся и запоминается с первого взгляда. Крепко сбитые избы необычайно архаичного облика, с высоко поставленными окнами, сразу будят в памяти словосочетание Допетровская Русь:

Причём неизвестно, что тут впечатляет больше: облик изб или их расположение - вдоль улицы они, вместе с воротами, стоят бесконечной и неприступной стеной:

Сами избы в основной массе очень небольшие, гораздо меньше, чем дома "обычных" старожилов:

Зато почти всегда ухожены и ярко покрашены прямо по брёвнам:

Очень красивые наличники, облик которых сразу заставил меня вспомнить Беларусь и Полесье:

А особенно впечатляют ворота - мало того, что высоченные и неприступные, так ещё и зачастую красиво оформленные:

В общем, облик староверческих сёл в Забайкалье не спутать ни с чем. Семейских не зря называют "хранителями Допетровской Руси", и по облику этих сёл можно примерно представить, как выглядела городская архитектура в России времён Алексея Михайловича, а то и Ивана Грозного. Да и проблемы те же: например, в 2004 году пожар уничтожил здесь сразу несколько общественных зданий в центре села.

Практически напротив райкома стоит деревянная поликлиника, а в её дворе - вот такой крест, памятник разрушенному собору и жертвам репрессий. В 1930-е годы староверам досталось едва ли не сильнее, чем другим русским крестьянам - но тут дело было уже не в религии, а в той самой зажиточности старообрядческих сёл, по которым раскулачивание прокатилось особенно страшно. Тот же Тарбагатай к середине ХХ века был вдвое меньше, чем в 1919 году, и восстановился лишь к 1980-м годам. Был тут и свой мученик - Афанасий Тарбагатайский:

Изначально семейские были "беглопопвцами". Тут стоит пояснить, что часть староверов считала, что новообрядчество - это "инославие", то есть принимать оттуда в старую веру можно через миропомазание, другие же считали никониаство ересью, а следовательно, перешедший в староверие нуждался в повторном крещении. Первые могли принимать "беглых" священников, вторые же быстро остались без священников вовсе - так появились "поповцы" и "беспоповцы". У поповцев в 1830-е годы на территории Австро-Венгрии зародилась своя иерархия - Белокриницкое согласие , в которую вошло со временем большинство поповских общин, но Забайкалье было слишком далеко. С появлением Белокриницкого согласия "поповцами" стали называть староверов, входящих в его иерархию, а жившие по старинке "беглопопвцы" выделились в отдельную общность, к которой в основном и принадлежали семейские. Здесь каждая община жила сама по себе, и зачастую доходило до того, что староверы ходили к новообрядческим священникам, которые для них, в тайне от центра, служили по старому обряду. Где-то накануне революции тогда ещё мирянин Амвросий Федотов добился включения Тарбагатая в Белокриницкое согласие, приход которого здесь действовал с конца 19 века. В 1920 году Амвросий тайком ушёл в Харбин, где находился в эмиграции Иосиф, епископ Иркутско-Амурский, который и передал свой сан Амвросию, в монашестве ставшему Афанасием. В1923 году новоявленный епископ вернулся на родину, где и служил до ареста и расстрела в 1937 году. Подробнее , и это был действительно подвиг - сходить за тридевять земель и вернуться на верную гибель, но подготовить родину к смутным годам.
В том же 1923 году в Саратове оформилась Русская Древлеправославная церковь, в которую вошли беглопопвские общины, в том числе большинство семейских. Её административный центр многократно менялся, но духовным центром считается Новозыбков почти что на прародине семейских.
На этом же камне увековечена и другая жертва "воинствующего атеизма", правда найти дату постройки этого "сельского кафедрального собора" я так и не смог, но рискну предположить - это та самая "первая Белокриницкая церковь" конца 19 века. Всего же в Тарбагатае было 7 церквей и часовне, старейшая из которых известна с 1810 года.

Главная улица приводит к горке с крестом, показанной на вводном кадре. С горки особенно хорошо видна планировка села:

Тарбагатай стоит в довольно глубокой долине. Горы - всё тот же Цаган-Дабан, ограничивающий Улан-Удэ с юга. Дорога ведёт к трассе Иркутск-Чита (то есть Москва-Владивосток), но она пролегает за перевалом в нескольких километрах отсюда. Хорошо виден заброшенный завод,встречающий на въезде улан-удэнскую маршрутку - с экономикой тут дела совсем печальные:

Вообще, Тарбагатай довольно велик, в поперечнике несколько километров. Слева над селом доминирует одинокая, и явно очень высокая гора:

Направо, откуда мы пришли, уходи длинная долина реки Куйтунки:

Хорошо видно кладбище, по сибирской традиции, на холме:

И наконец - Зосимо-Савватиевская церковь, стоящая, как оказалось, за пару кварталов от главной площади, но на параллельной улице. К ней-то я, спустившись с холма, и направился:

Но по дороге зашёл в магазин - погреться. Магазинов на село дай бог если несколько, а может этот и вовсе единственный - на соседних стелажах разложены еда, одежда и детские игрушки. Продавщица, увидев моё лицо с сосульками на усах, сразу сделала мне чаю, причём бесплатно, и сказал, что сейчас на улице -41 градус - а я и не заметил... Поговорили, я рассказал, кто я и откуда, и узнал от неё, что в современном Тарбагатае "семейские" - где-то около половины населения, и сама она не из них. А отогревшись немного, я пошёл дальше, и прежде, чем достичь церкви, вышел на берег Куйтунки:

За рекой - крест на сопке. С окрестными горами тоже связано очень многое - например, в одной из пещер всё тот же святой Афанасий успел схоронить тарбагатайские святыни и древности, которые там отыскали лишь в 1950-е годы, и по крайней мере часть их попала в музеи. Или "битва" на горе Омулевке в 1920 году, когда селяне под руководством вернувшего с Первой Мировой Афанасия Думнова, вооружённые косами, обратили в бегство красных "психологической атакой". А крест на сопке поставил отец Сергий (Палий), настоятель Зосимо-Савватиевской церкви:

Если миссия Афанасия заключалась в том, чтобы подготовить семейских к смутному времени, то отец Сергий - среди тех, кто помогает семейским это смутное время покинуть. Среди староверов он известен далеко за пределами Бурятии. Единственная действующая церковь (2003) также построена им, и её посвящение не случайно: церковь Зосимы и Савватия, ещё новообрядческая, в Тарбагатае известна с 1744 года.

Но что ещё интереснее, деятельность отца Сергия - не только церковная: в 2001 году он отремонтировал заброшенный спортзал напротив строящегося храма, и организовал там музей, со времнем разросшийся до 5000 экспонатов, и ныне обладающий едва ли не крупнейшей в Бурятии коллекцией русской этнографии:

Я вошёл на церковный двор, где (несмотря на запрет) сфотографировал вот такой автораритет - как мне сказали позже, это не экспонат, он на ходу и даже зарегистрирован.

У церкви навстречу мне вышел удалого вида человек в камуфляже, я попривествовал, и начал было объяснять, кто я и откуда, но он меня перебил, спросив с усмешкой:
-Так чего хотите-то?
-Ну... Музей посмотреть.
-Не вопрос. Только музей у нас платный, 100 рублей стоит.
Я так и не спросил имени этого человека, а он провёл мне целую экскурсию - сначала сводил в церковь, где (как и во всех староверческих церквхя, что я видел) было множество очень старых икон, возможно написанных ещё до Раскола, рассказал, что у них тут часто бывают и старообрядцы из других городов и стран, и европейские туристы. В церковь я заходил дважды - после музея мне надо было где-то согреться. Музейный двор:

Резные детали, судя по всему, были сделаны специально для музея:

Сложность была в том, что посетители зимой здесь бывают не каждый день, поэтому музей не отапливается, и как результат, в помещении тоже было градусов 40. Я чуть не окололел здесь, и к маршрутке потом шёл в полуобморочном состоянии - но оно того стоило. Коллекция музея вполне достойна областных центров, посвящена не только семейским, но и быту забайкальских старожилов вообще, а встретивший меня человек оказался прекрасным экскурсоводом.

Природе посвящён только один стенд - палеонтологические находки, коими, как известно, Бурятия и Монголию крайне богаты:

Основной зал музея же выглядит так, и обратите внимание, что планировкой он напоминает зал церкви - не случайно его создал батюшка:

Показать всё, о чём мне рассказывали, я не смогу, вот лишь несколько примеров. Скажем, купеческие весы начала ХХ века, которые до сих пор реагируют на 5-рублёвую монету, имея точность до 10 грамм:

Подлинная кожаная сумка старателей - возможно, когда-то в ней лежало состояние:

Изделия, техника и шлаки стеклозавода Голдобиных, дом которых я уже показывал в Улан-Удэ . Как уже говорилось не раз, из-за дикой удалённости сибирские города обеспечивали себя всем неоходимым сами, и многие небольшие и не игравшие никакой роли для империи в целом заводики здесь действовали лет по 200 без перерыва.

Стенд в "алтаре" посвящён собственно быту семейских - характерная одежда и декоративно-прикладное искусство, в первую очередь росписи по дереву. Расписаные прялки-"самопрядки" были некогда здесь в каждом доме. А довольно необычный костюм впитал в себя черты всех тех мест, которые прошли предки семейских: и Руси Допетровской, и Речи Посполитой, и забайкальских степей у ворот Поднебесной:

Например, платье сделано из китайского шёлка 18 века:

Здесь же - домашние иконы семей разного достатка:

И отдельно - "складень", походный иконостас. В этом краю огромных пространств и глухих селений вещь незаменимая, среднестатический семейский батюшка был и путешественником, в походах к дальним сёлам проводя очень много времени:

Казачья сабля в руках открывшего мне музей человека:

Вообще, без сопровождающего сюда лучше не ходить - назначение многих вещей без объяснения не понятно, таблички есть не везде, а многое просто иначе и не посмотришь. Вот, скажем, на фоне самоваров (крайний левый - 1820-х годов) мне показывают две почти одинаковые вещи. Вот в этой форме пекли гербовые пряники к приезду цесаревича Николая в Верхнеудинск:

А в этой - медные кресты под рубаху:

На втором этаже - интерьер семейского дома, вполне достойный городских домов той эпохи:

В "красном углу" - опять же несколько старых икон и книг. Рассказчик показывает мне молитвенник времён Алексея Михайловича, но сколько я ни пытался его заснять - все кадры вышли нерезкими:

В общем, об этом музее рассказать можно ещё много, но только неблагодарное это дело - в формате ЖЖ-поста о музее рассказывать. Скажу так: Тарбагатай заслуживает поездки из Улан-Удэ не меньше, чем Иволгинск, и добраться туда не сложнее. Но Тарбагатай - это "столица" семейской страны, он более космополитичен и открыт миру. Как мне сказали, в более дальних сёлах старухи по сей день ходят в традиционной одежде, а чужак "снега зимой не допросится", так как пускать в дом новообрядца и есть с ним из одной посуды - не к добру...

А есть в музее ещё один стенд с валютой из самых неожиданных стран вплоть до Филиппин и Венесуэлы. Попала она сюда не случайно - её оставляли гости-староверы, и по этому стенду можно понять истинный масштаб старообрядческой цивилизации. Хотя ныне все староверческие конфесси объединяют около трёх миллионов человек (из них два миллиона - в России, причём 1,5 - "белокриницкие"), "хранители Допетровской Руси" давно уже разошлись по всей планете.

На этом и закончу рассказ о Бурятии. Но впереди последний пункт - Петровск-Забайкальский, о котором я расскажу ещё в трёх частях.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012

Семейские - старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году - 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.

С 1735 г. начались, так называемые «выгонки» старообрядцев из-за рубежа.
«В лето 7 243 (1 735) по именному повелению императрицы Анны Иоановны, господин полковник Ияков Григорьевич Сытин, взем с собою 5 полков войска, и окружив отовсюду Ветку, и сущая места окрест ея, и обрете обоего полу до четыредесяти тысящь. Обозрев же скиты и монастыри и пустыни и сотвори горестное и плачевное переселение обитавшим тамо».
В дальнейшем, по указу императрицы Екатерины II «ко всем находившимся тогда за польскою границею» последовало требование — вернуть всех беглых в Отечество. Вместе с тем в своем указе императрица «улещала» польских старообрядцев своими милостями о всепрощении, о предоставлении права не брить бороду, об освобождении от ношения немецкого платья и «прочая льготы обещавая». Но столь «сладостные речи» не усыпили бдительности беглецов. Тогда императрица применила силу. По ее повелению- «генерал майор Маслов, взем два полка войска, вступив в Польшу, и внезапу окружи Ветку, подобно Сытину, и обрете в ней до двадесяти тысящ жителей обоего пола и через два месяца всех выела в Россию, большею частию в Сибирь на поселение».

Часть предков забайкальских старообрядцев (так называемая Селенгинская группа) была выведена из пределов Польши во время второй «выгонки», осуществленной в 1764 г. под руководством того же генерал-майора Маслова Путь некоторых групп старообрядцев, которые шли этапом в глубь Сибири в страну «мунгалов» в целом отслежен, однако существуют и некоторые спорные моменты. Но фактом остается то, что, прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы обустроились очень быстро — за 3-4 года. С Ветки их вывели насильно. Продать свое имущество там они не имели возможности. Поэтому то, что сумели унести с собой в руках — это и было все их «богатство». Шли и ехали подолгу на подводах, за счет государства Но придя на жительство, совершили буквально чудо. Симон Паллас, известный историк, путешествовавший в начале 70-х гг. XVIII в. в Забайкалье, в своих записках утверждал, что «тюльские колонисты», которые только недавно были переселены из европейской России, уже имели дома и надворные постройки.

Переняв на себя культуру России, Украины, Белоруссии, Польши, сохранили очень яркие наряды. На Алтае «поляки», считались- сверх «легкомысленными» за пеструю одёжу у ранее заселившихся «чалдонов» и «каменщиков»(староверы мигрирующие по своей воле).

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Для водворения за Байкалом «польских посельшиков» и устройства их быта в Селенгинске было создано в 1766 году особое учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора», во главе которой был поставлен плац-майор Селенгинского гарнизона Налабордин. Высшее руководство делом устройства переселенцев лежало на Селенгинском коменданте - генерале Якоби.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Семья крестьян-семейных. Селение Дешулан.

Во времена царствования Алексея Михайловича в результате церковной реформы () произошёл раскол на два лагеря. Раскольники-староверы отказались принять нововведения патриарха Никона и продолжали придерживаться старых обрядов и прежних церковных книг. После начала гонений старообрядцы в большинстве своём бежали в Польшу. В Сибири они впервые появились после того, как на российский престол взошла Екатерина II. Императрица предложила им на льготных условиях поселиться в Сибири. Екатерина Великая видела далеко. Развитие горнозаводского промысла в Нерчинском округе требовало обеспечения продовольствием, и колонии старообрядцев идеально подходили для выполнения этой важной задачи. Вскоре после этого началось их массовое переселение. Староверы, конечно же, оправдали все надежды. Дисциплинированные, без вредных привычек, трудолюбивые, привыкнув к суровой природе, они подняли земледелие на очень высокий уровень. В Забайкалье староверов называют семейскими. Из-за того, что они шли в Забайкалье и селились здесь семьями. Значительная часть семейских Забайкалья компактно живёт в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов Бурятии. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек. За 250 лет проживания на одной земле буряты и староверы многое переняли друг у друга. Буряты получили богатый опыт в хлебопашестве, в строительстве домов, хозяйственных помещений и сенокошении, семейские - в скотоводстве. Несмотря на некоторую обособленность семейских, нередки всё же смешанные браки с местным населением. В 2001 году духовная культура семейских старообрядцев Забайкалья была провозглашена ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества» - тем самым признана выдающаяся историческая и этнокультурная ценность этого феномена. Семейские в силу своих религиозно- этических и Этнических убеждений сохранили традиции старой Руси


Протопоп Аввакум Глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 году с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить популярного в народе Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова). В 1664 году Авакум был сослан в Мезень. В 1666 году вновь вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 году сослали в Пустозерский острог. Во время пятнадцатилетнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, написал свои главные сочинения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675). По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе.


Старообрядство есть последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола, между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуия, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение «обрадованная» вместо «благодатная», употребление лестовок и подручников и т. д., и являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. Русская старообрядческая церковь в Николаевске на Аляске


О внешнем виде. Семейские - народ рослый, здоровый, красивый. Нередки старики и старухи лет. Но молодое поколение уже мельчает. По цвету кожи и волос отметим следующее. Наряду с великорусским светлым типом встречаются и смуглолицые, с большими карими глазами. " Смотри, какие мы чумазые", - заметил мне один старик в Тарбагатае. "Верно, повелось так от хохлов, когда деды наши в Польше жили". Брадобритие, как душегубительный грех, строжайше запрещается. Вернувшиеся с военной службы, епитимией и покаянием обязаны очистить свой грех невольной мерзости брадобрития. Воспрещается подходить к кресту и иконам, пока не изгладятся следы богомерзкого скобления.


О селах, избах, дворах Посещенные мною села расположены в долинах между отрогами гор. Две или три очень длинные улицы, с домами, соединенными один с другим заборами ("заплотами"), протянулись неподалеку от небольшой речонки. Узкие переулочки ("правулки") пересекают их. Таким проулком мимо двора и гумна можно выйти к речке или за село, - к горе, в поле, на выпас. Двор у семейских с различными надворными постройками разделен на две (обычно) или три части. За двором находится гумно, часть которого занимает "ладоно" (ток): тут хлеб молотят машинами или "молотилами". За гумном идет огород. На широких грядках с толстым пластом навоза ("назьму") в четыре ряда сделаны углубления ("лунки"), а в них посажены огурцы, капуста, брюква. Зеленеет на грядках картофель ("бульба"), бутун, чеснок, морковь. Много труда кладут женщины у семейских на свои огороды: по разу или два раза в день поливают огородные гряды. А воду приходиться таскать из-под горы или из колодцев. В некоторых местах, где позволили географические условия, проведены канавы. Избы семейских - высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Хорошие дома строят российские плотники. Раньше они заняты были постройкой церквей.... Внутри избы семейского чисто, опрятно. Пол вымыт и слегка посыпан песком, а иногда застлан самотканой материей. В переднем углу прибиты полки, на которых расставлены иконы старого письма и медные восьмиконечные кресты в киотах. Тут же или на угловом столике стоит кадильница, лежат свечи, висят листовки (четки): на столике положены " подручники", употребляемые при земных поклонах. В другом углу большая русская печь, иногда раскрашенная каким-нибудь узором, преимущественно синими или зелеными цветами и петухами. В стороне от печи - палати. Стены чисто вымыты. В некоторых домах по стенам развешаны лубочные картинки. У хороших хозяев на стене красуются "карманы", - длинные вышитые полосы темной материи: часть такой материи образует мешочек, карман. Вдоль стен поставлены лавки. На окошках стоят банки с цветами. В углу приютилась "самопрядка". В богатых домах имеется еще чистая изба- горница, сенями она соединяется с общей избою.



О хозяйственных занятиях. Исключительное занятие семейского - земледелие. В обработке поля он чрезвычайно трудолюбив. Нет ни одной полоски удобной земли, которую он тщательно не приспособил бы для посева, хотя и не всегда получает вознаграждение за свои труды, вследствие неблагоприятных климатических условий. Пашню-пар семейский обязательно троит: двоит редко. "Два раза вспашешь, - два хлеба возьмешь. Три раза вспашешь, - три хлеба возьмешь". Трудолюбие семейских и результаты его были отмечены с самых первых поселений в Забайкалье. В 1772 году Паллас обращает особое внимание на " большой труд и прилежание" и на "чрезвычайный успех" "польских колонистов". В двадцатых годах 19 века село Тарбагатай посетил А.Мартос и в своих "Письмах о Восточной Сибири" (Москва, 1827 год) отмечает у семейских "страсть к землепашеству", " неутомимое прилежание, деятельность". Такие же отзывы о них оставили декабристы, проходившие через старообрядческие села в Петровский завод. " Всё у них соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы - всё показывало довольство, порядок, трудолюбие". Так отзывался о них декабрист А.Е.Розен. Большое культурное значение семейских для Забайкалья отмечает и официальный отзыв о них: " Особенно важное значение для края имело появление в Забайкалье на жительство раскольников старообрядцев, известных под названием "семейских", поселившихся в Верхнеудинском округе". Так говорится о семейских в " Приложении к Всеподданнейшему Отчету Военному Губернатору Забайкальской Области".


О вере семейских. Нет ни одного села у семейских, в котором старообрядцы были бы одного толка. Большинство принадлежит к поповцам. Поповцы делятся на общинников, зарегистрировавшихся как община по закону 1906 года, и необщинников, которых большинство. Общинников много в селе Никольском. Эти поповцы, руководимые своим умным уставщиком, признали общину и нашли себе батюшку, престарелого старообрядческого священника, беженца из Самарской губернии. Первый раз никольские общинники слышали светлую заутреню. Слезами обливались от радости. Беспоповцы - нескольких толков. Старые беспоповцы и новые, бывшие поповцами: но затем они отказались принимать беглых попов. Имеются темноверцы, самые заскорузлые фанатики. В Куналее мне указали еще и на песочников, употребляющих при крещении песок вместо воды. В каждом селе поповцы и беспоповцы имеют свои молельные дома. В Никольском у поповцев-общинников большая церковь, а у необщинников - часовня.



Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое выражение стремление наро да к красоте, яркости, сочности и свежести цвета. В костюме семейской женщины нашла отражение красота окружающей русской при роды: багрянец осеннего леса, веселый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берез, синева неба.



Наряд семейской женщины в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости "добрый", т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35см. В старину носили косоклинные сарафаны, затем стали носить прямые. Под сарафан надевали рубаху, которая шилась из разноцветной фабричной ткани, пришивалась "станушка" (низ) из грубой материи (иногда домотканой). Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток,. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д. Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками. На шею на гайтане (шнурке или тесемке)вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - "янтарями", которые очень ценились. Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить "курмушки" - подобие жакета с клиньями. Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек.



Поделиться