Предки цыган выходцы из. Откуда пришли цыгане, и почему их нигде не любят? Средства к существованию и отдых

На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые разные и невероятные гипотезы. В XIX в., когда благодаря научным изысканиям был найден вполне обоснованный ответ, все еще рождались самые фантастические истории.

Это нагромождение откровенных предрассудков и сомнительных гипотез было разрушено с началом серьезных исследований цыганского языка. Некоторые представления о нем ученые имели уже в эпоху Ренессанса, однако в тот период они не связывали его с какой-либо группой языков и не установили место его происхождения. Лишь в конце XVIII в. на основе научных данных удалось установить происхождение цыган.

С той поры видные лингвисты подтверждают выводы этих первых ученых-исследователей: по грамматическому и словарному составу цыганский язык близок к санскриту и таким современным языкам, как кашмири, хинди, гуджарати, маратхи и непали.

И если у современных ученых уже нет сомнений в том, что цыгане родом из , то многие вопросы, связанные с этнографией, социологией и историей первых миграций цыган, все еще ждут ответа.

Ведущая роль в установлении происхождения цыган отводится лингвистике, однако свой вклад могут сделать и такие научные дисциплины, как антропология, медицина и этнография.

Письменные свидетельства об эпохе, которую можно было бы назвать «доисторическим периодом цыган», весьма скудны. Древнеиндийские авторы уделяли основное внимание богам и царям, а не людям, известным под именами аотт, джат, люли, нури или дом.

Однако уже со времени первых миграций на запад мы располагаем несколько более точными данными о цыганах, содержащимися, прежде всего, в двух текстах, в которых слились воедино история и легенда. Писавший в середине X в. Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию 12 тыс. музыкантов-яоттов; 50 годами позже великий летописец и поэт Фирдоуси, автор «Шахнамэ», упоминает о том же факте.

Это упоминание относится, скорее всего, к области преданий, однако оно свидетельствует о том, что в Персии было много цыган, прибывших из Индии, они слыли хорошими музыкантами, не хотели заниматься земледелием, были склонны к бродяжничеству и не упускали случая прихватить то, что плохо лежит.

Эти древние тексты - единственный источник данных о миграциях цыган в Азии. Чтобы узнать об этом больше, необходимо обратиться к языковым факторам.

В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех его европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Джона Сэмпсона, они разделились на две ветви. Часть цыган продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двигались в северо-западном направлении. Эти цыгане побывали в Армении (где заимствовали ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэльса, но совершенно незнакомые представителям первой ветви), затем проникли далее на Кавказ, позаимствовав там слова из осетинской лексики.

В конечном счете, цыгане попадают в Европу и мир. С этого момента упоминание о них в письменных источниках встречаются все чаще, особенно в записках западных путешественников, совершавших паломничество по святым местам в Палестине.

В 1322 г. два монаха-францисканца, Симон Симеонис и Хуго Просвещенный, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама; они придерживались обрядов греческой православной церкви, но жили, как и арабы, под низкими черными шатрами либо в пещерах. В их называли «аткинганос» или «атсинганос» по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.

Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне - укрепленном и самом крупном портовом городе на западном берегу Мореи, главном перевалочном пункте на пути из Венеции в Яффу. «Черные, как эфиопы», они занимались в основном кузнечным делом и, как правило, жили в хижинах. Это место называли «Малым Египтом», возможно, потому, что здесь посреди иссохших земель пролегала плодородная, как долина Нила, область; именно поэтому европейских цыган называли «египтяне», а их предводители нередко величали себя герцогами или графами Малого Египта.

Греция обогатила лексику цыган новыми словами, но что самое главное, она дала им возможность познакомиться с образом жизни других народов, поскольку именно в Греции они сталкивались с паломниками из всех стран христианского мира. Цыгане смекнули, что паломники пользовались статусом привилегированных странников, и, двинувшись снова в путь, они уже выдавали себя за паломников.

После долгого пребывания в Греции и таких соседних с ней государствах, как румынские княжества и Сербия, многие цыгане двинулись дальше на запад. Положение цыган на территориях, неоднократно переходивших от византийцев к туркам, было нелегким. Об этом, стремясь внушить к себе доверие, они рассказывали духовным и светским властителям тех мест, куда приводила их судьба; цыгане говорили, что, покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они вновь вернулись к идолопоклонству, однако под давлением монархов они во второй раз приняли христианство: они утверждали, что вынуждены совершать долгое паломничество по всему миру.

В 1418 г. большие группы цыган пересекли Венгрию и Германию, где император Сигизмунд согласился выдать им охранные грамоты. Они появлялись в Вестфалии, в ганзейских городах и на Балтике, а оттуда двинулись в Швейцарию.

В 1419 г. цыгане пересекли границы территории современной Франции. Известно, что 22 августа они предъявляли документы, подписанные императором Сигизмундом и герцогом Савойским, в городе Шатильон-ан-Домб, спустя 2 дня в Маконе, а 1 октября - в Систероне. Через три года другие группы цыган появились в южных областях, вызвав любопытство у обитателей Арраса. Там, как и в Маконе, им объяснили, что они находятся на королевских землях, где охранные грамоты императора недействительны.

Тогда-то цыгане поняли, что для беспрепятственного передвижения в христианском мире им необходимо иметь универсальную охранную грамоту, выданную папой . В июле 1422 г. герцог Андрей во главе большого табора миновал Болонью и Форли, объявив, что держит путь для встречи с папой. Однако ни в римских хрониках, ни в архивах Ватикана нет никаких упоминаний об этом посещении цыганами столицы христианского мира.

Тем не менее, на обратном пути цыгане рассказывали о том, как были приняты папой, и показывали грамоты, подписанные Мартином V. Были ли эти грамоты подлинными - неизвестно, но так или иначе они дали возможность цыганским таборам более ста лет беспрепятственно кочевать там, где им заблагорассудится.

В августе 1427 г. цыгане впервые появились у ворот Парижа, находившегося в то время в руках англичан. Их табор, раскинутый у Шапель-Сен-Дени, в течение трех недель привлекал толпы любопытных. Не обошлось и без курьезов: говорили, что, пока ловкие гадалки читали по ладони линию жизни, у клиентов пропадали кошельки. Парижский епископ во время проповеди осудил в связи с этим доверчивую и суеверную паству, поэтому «египтянам» ничего не оставалось, как свернуть шатры и отправиться в Понтуаз.

Вдоль и поперек обойдя Францию, отдельные группы цыган вскоре проникли в Арагон и Каталонию под предлогом паломничества к Сантьяго-де-Компостела. Они прошли через всю Кастилию и прибыли в Андалусию, где бывший канцлер Кастилии граф Мигель Лукас де Ирансо оказал теплый прием цыганским графам и герцогам в своем у Хаэны.

Ряд авторов, несмотря на отсутствие каких-либо данных, утверждает, что цыгане, проплыв вдоль побережья Средиземного моря, прибыли в Андалусию из Египта. Однако в словарном запасе испанских цыган нет ни единого арабского слова, и их маршрут был полностью указан: в Андалусии они ссылались на покровительство папы, королей Франции и Кастилии.

Первые упоминания о цыганах (Ciganos) в португальских письменных источниках относятся к XVI в. Примерно в то же время цыгане появляются в Шотландии и Англии. Как они туда попали, неизвестно. Возможно, там они привлекали меньше внимания, чем на своих прежних стоянках в Германии, Франции или Нидерландах, поскольку на Британских островах испокон веку жили кочевники «тинкеры», образ жизни которых во многом напоминал цыганский.

Гораздо труднее пришлось цыганам в Ирландии, где многочисленные к тому времени «тинкеры» восприняли новых пришельцев как конкурентов и сделали все возможное, чтобы вызвать к ним неприязнь.

Граф Антон Гаджино из Малого Египта прибыл в Данию на борту шотландского судна в 1505 г., представив датскому королю Иоанну рекомендации Якова IV Шотландского. 29 сентября 1512 г. граф Антониус (вероятно, то же самое лицо) торжественно прибыл в Стокгольм, к вящему удивлению местных жителей.

Первые «египтяне», появившиеся в 1544 г. в Норвегии, не располагали подобными рекомендациями. Это были узники, от которых англичане отделались, насильно вывезя их на кораблях из страны. В Норвегии цыган ждала встреча с кочующими «фантерами», подобная той, которая была оказана их соплеменникам в Англии и Шотландии «тинкерами».

Из Швеции некоторые группы цыган проникли в Финляндию и Эстонию. Примерно в то же время в Польшу и Великое княжество Литовское пришли «горные цыгане» из Венгрии и «равнинные цыгане» из Германии.

К 1501 г. одни группы цыган кочевали по югу России, другие передвигались из Польши в Украину. Наконец в 1721 г. цыгане с польских равнин добрались до сибирского города Тобольска. Они заявили о своем намерении продвигаться к границам Китая, однако губернатор города воспрепятствовал этому.

Таким образом, в период XV- XVIII вв. цыгане проникли во все европейские страны; попали они и в колонии на Американском и Африканском континентах, однако на этот раз не по собственной воле. Испания выслала некоторые группы цыган за океан, подав пример Португалии, которая с конца XVI в. депортировала их в большом числе в свои колонии, прежде всего в Бразилию, а также Анголу, Сан-Томе и Острова Зеленого Мыса. В XVII в. цыган отправляли из Шотландии на плантации Ямайки и Барбадоса, а в XVIII в. - в Вирджинию.

В правление Людовика XIV цыган, осужденных на каторжные работы, освобождали по королевскому указу при условии выезда на «Американские острова». Среди колонистов, завербованных «Индийской компанией» для освоения Луизианы, фигурировали «богемцы». Как и другие колонисты, они обосновались в Новом Орлеане. Спустя век их потомки, поселившиеся в Билокси, штат Луизиана, все еще говорили по-французски.

Начиная с XIX в. многие цыганские семьи добровольно мигрировали из Европы в Новый Свет. Их можно встретить в Канаде, в Калифорнии, в пригородах Нью-Йорка и Чикаго, в Мексике и Центральной Америке и намного южнее - в Чили и Аргентине. У них тот же род занятий, что и у цыган в Европе, те же обычаи, и повсюду они чувствуют себя как дома, поскольку место, где разбивают шатер, становится их родиной.

P. S. Старинные летописи рассказывают: К слову интересно как сейчас обстоят дела с иммиграцией цыган в различные страны, тем более, что нынче даже для не цыган порой трудно получить визу в определенные страны, такие как, например, Канада. Вот посмотрите на сайте CanadianVisaExpert , описаны правила иммиграции в Канаду жителей Восточной Европы, Южной и Центральной Америки и даже таких стран как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар. И они, эти правила весьма непросты, даже для людей, которых можно условно отнести к «среднему классу», не говоря уже о бедных слоях населения, едущих в Канаду исключительно на заработки в качестве дешевой рабочей силы.

Цыгане, одна из самых загадочных наций, проживающих на территории России. Кто-то их боится, кто-то восхищается их веселыми песнями и задорными танцами. Что же касается происхождения этого народа, то на этот счет существуют самые разнообразные версии.

Версия первая: индийская

Самое удивительное, что цыгане, один из немногих народов в мире, который официально не имеет своей собственной страны. В 2000 году они юридически были признаны внетерриториальной нацией. На протяжении уже полутора тысячелетий они кочуют по всему миру. Самое парадоксальное, что до сих пор точно неизвестно, сколько представителей этого этноса живет на планете. Как правило, приводится цифра в 11 миллионов, но она часто подвергается сомнению. Бытует предание, согласно которому цыгане возникли на Земле магическим образом. Именно поэтому они будто бы обладают врожденной способностью к гаданию и ворожбе. Современные ученые, конечно, довольствоваться такой теорией не могут. По их данным, цыгане зародились на территории Индии, откуда в V веке эмигрировали в Переднюю Азию. Предполагается, что причиной, побудившей их покинуть эту страну, стало распространение ислама. Как свободолюбивая нация цыгане категорически не хотели попадать под давление каких-либо религиозных догматов.

Версия вторая: обывательская

К сожалению, выйдя из Индии цыгане не нашли себе новой Родины в странах Европы. С XIV по XIX век их откровенно побаивались и не любили. Их образ жизни, сильно отличающийся от европейского, вызывал резкое отторжение. В европейских странах появился целый ряд дискриминационных законов, направленных против цыган, в том числе запрет на их проживание в том или ином государстве. Рождалось и множество обывательских небылиц, многие из которых рассказывали о происхождении цыган. Поскольку у этого народа не было письменных источников, описывающих его историю, догадки о его приходе в Европу были одна невероятнее другой. Европейские горожане уверяли друг друга, будто цыгане — это остатки народа Атлантиды, древних египтян или немецких евреев. Примечательно, что египетская версия имела косвенное подтверждение. Дело в том, что по пути из Индии цыгане действительно побывали в Египте. По некоторым данным, их способность к магии и астрологии была унаследована ими от египетских жрецов. Данная гипотеза оказалась настолько популярной, что в Венгрии цыган стали называть не иначе как «фараонов народ», а в Англии – египтянами. Самое интересное, что цыгане не только не опровергали подобные выдумки, но и поддерживали их. Встречая негативное отношение к себе в странах Европы, они в качестве защиты напускали на себя мистического тумана.

Версия третья: афонская

Сегодня учеными на основании сходства языка цыган и ряда народностей Индии достаточно точно установлено место их происхождения. Тем не менее ряд древних авторов называли местом зарождения этого народа Азию. Известный ученый Анри де Спонд утверждал, что цыгане произошли от средневековой секты атсинган. Данная теория возникла благодаря первой письменной записи о появлении цыган в Европе, датированной 1100 годом. Ее авторство приписывают Георгию Мтацминдели, монаху Афонского монастыря. Он связывал цыган с сектой атсинганов. Византийские источники придерживались той же версии, считая атсинганов остатками манихейской секты, исчезнувшей в VIII веке. Важно отметить, что атсинганы не только внешне были похожи на цыган, они также активно практиковали магические обряды.

Версия четвертая: азиатская

Античные историки Страбон и Геродот связывали появление цыган с переднеазиатским племенем сиггинов. Действительно, лингвисты, изучая язык цыган, установили маршрут их расселения по миру. Из Индии племена цыган переселились на территорию Передней Азии, преимущественно в Иран, Афганистан и Армению. Следующей точкой их остановки стала Византия, из которой цыгане распространились по Балканскому полуострову. В XV веке они пришли в Венгрию, Чехию и Словакию. Спустя столетие племена цыган можно было встретить по всей Центральной, Западной и Северной Европе. В то же время необходимо отметить, что расселенные по миру племена цыган неоднородны по своему составу. За полтора тысячелетия скитаний по планете они вобрали в себя такое огромное количество представителей других народов, что во многом потеряли свою историческую национальную идентичность.

Кто такие цыгане? Это представители народа, который, в отличие от всех других, никогда не имел постоянного места обитания и своего государства. Однако они смогли через века и громадные территории пройти со своей культурой. Сохранили при этом свою самобытность, традиции, уникальную культуру, а также иные характерные отличия от других народов.

Исторические корни цыган

Последние научные исследования сумели определить точное время и место возникновения цыган. Они появились примерно полторы тысячи лет назад. Родина цыган - Индия. Цыганский язык в значительной свои составляющей - это санскрит. Также сильное влияние на него оказали древние языки персов и греков.

Исторические изыскания доказывают, что через 6 веков после того, как цыгане сформировались как народ, они начали приходить в Европу. Считается, что одной из возможных причин переселения является то, что их стали вытеснять мусульмане с исконных мест обитания.

Исследования позволяют выстроить маршрут их передвижений во времени и пространстве. Результат этих расчетов показывает с большой степенью вероятности, что прародина цыган - это современные Гуджарат и Кашмир (территории на западе Индии).

Пути расселения по миру

Специалисты в области генетики предполагают, что всех ромов (иное наименование цыган) объединяли некоторые основные факторы. Главное, то, что они - выходцы из Индии, а второе - по пути в Европу ромы активно заключали браки с представителями различных национальностей. По предварительным расчетам, в настоящее время на территории европейской части живет почти 11 млн цыган.

Основная зона их расселения - это Восточная и Центральная Европа. Особенно многочисленны они в Венгрии и Румынии. В этих странах, где живут цыгане большими анклавами, по приблизительным подсчетам их от 2.5 млн до 8 млн человек. Несмотря на то что численность их очень значительна, этот народ сложно изучать. Это является следствием того, что цыгане не поддаются никакому учету.

Со стороны общества отношение к ним сложилось неоднозначное. В основном это связано с тем, что эти люди имеют своеобразные традиции и обычаи, а также ведут специфический образ жизни. В обществе бытуют стереотипы - цыганам свойственно совершать обманы, кражи и мошенничество. Другие же считают их веселыми яркими людьми, присутствие которых украшает встречи, вечера и праздники. Представителей этого народа привечают за исполнение задушевных песен и искрометных танцев.

Сами себя цыгане называют - ром, рома или ромалы. Однако имеются и иные обозначения этой народности. Так, на севере Европы их называют «черными» (кале). Во Франции за ними закрепилось название «богемцы». Англичане зовут их «египтянами».

Определить конкретно, сколько цыган живет на той или иной территории, достаточно сложно. Это связано с особенностями быта и отсутствием «правовой видимости». Очень часто цыгане проживают табором. У них нет документов, паспортов, какой-либо регистрации.

Вероисповедание цыган разнообразное. Им присущи различные религиозные убеждения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).

У этого народа сохранились элементы веры в магию и мистические проявления. Имеет место верование в природных духов. До сих пор в их среде распространено для бога название «девел» (производное от индийского "дэва"). Лица, изучающие цыганские мировоззрения, связывают это с влиянием зороастризма, что еще раз подчеркивает, их прародина - древняя страна цыган Индия.

Классификация цыганского народа

В настоящее время принято выделять 6 ветвей этого народа. В основном это зависит от мест, в которых они проживают.

Кто такие цыгане западные:

  1. Рома - проживают на территории Европы, в основном в восточной части. Распространены на землях бывших республик СССР и России.
  2. Синти - так обозначают цыган, проживающих на территории Европы, у которых господствует немецкий и французский языки.
  3. Иберийские - это те цыгане, которые проживают в испаноязычных европейских странах либо тех, где основным является португальский язык.

Кто такие цыгане восточные:

  1. Люли - живут на территории Средней Азии, в Пакистане, Индии, Афганистане.
  2. Боша (Паша, Лом). Для них основные территории обитания - это северные районы Турции, а также кавказские республики.
  3. Дом - обитающие в странах Ближнего Востока и на территории Израиля.

Среди разновидностей цыган имеются и более узкие группы. В Венгрии они сформировали свой этнос, численность которого, по различным данным, составляет от 5 до 10% всего населения страны.

Особый интерес вызывает этническое объединение цыган, проживающее на море, представители которого называются баджо. Они ведут кочевой морской образ жизни в водах Индийского океана. Живут в плавучих хижинах, занимаясь ловлей рыбы. Выход на сушу у них связан с вопросами торговли, ремонтом плавсредств, а также при возникновении необходимости в похоронах умерших.

История российских цыган

Кто такие цыгане в России? Это пришедшие на ее современную территорию выходцы из балканских стран, перебравшиеся сюда ориентировочно в XV веке. На протяжении XV-XVII века установлено просачивание этой народности с территорий Польши и Германии.

До революционных событий 1917 года основными занятиями цыган в России было разведение и торговля лошадьми (этим занимались мужчины), а также гадание и попрошайничество (было уделом женщин). Оседавшие в больших городах представители этого народа с XIX века были востребованы как музыканты и танцоры. В это время их культурные традиции были очень популярны. Имеются многочисленные факты того, что представители российской знати женились на цыганках.

В послереволюционное время со стороны властей были предприняты попытки организации их образа жизни. Они направлялись на то, чтобы привлечь их к трудовой деятельности.

Многие представители этой народности участвовали в сражениях на стороне Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Так очень популярен у цыган выходец из этого народа - Тимофей Прокофьев, морской пехотинец, который стал единственным цыганом, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза.

Значительно изменилась жизнь этого народа в СССР после издания в октябре 1956 года Указа об оседлости. Он назывался «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». В этом документе государство впервые официально назвало их цыганами.

Реализация в жизнь постановления привела к началу репрессий. Их стали отлавливать на улицах, обвинять в несанкционированной торговле, тунеядстве. Однако у Указа были и положительные моменты, так как государство начало официально оказывать помощь цыганам в трудоустройстве, приобщении к образованию, в предоставлении земельных участков и строений.

Однако практика показала, что права на выбор сферы труда, а также на возможности получать образование, не слишком прижились у цыган. Только незначительная их часть этим воспользовалась.

День цыган

Предпринята была и попытка объединения цыган в мировом масштабе. Так, 8 апреля 1971 года на территории Англии в Лондоне был созван первый цыганский Всемирный конгресс. На нем было решено, что цыгане признают себя единой не территориальной нацией. Был принят и утвержден цыганский гимн, а также флаг. Гимн основан на народной цыганский песне «Джелем, джелем». В качестве герба использованы узнаваемые символы: колесо, подкова, колода карт. День начала Всемирного конгресса - 8 апреля - принято считать Днем цыган.

Особенности цыганской современной жизни

У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.

В национальной кухне у цыган прослеживаются традиции Венгрии, Болгарии и Румынии. Их пища достаточно проста. Предпочитают в еде птицу, баранину, говядину, разнообразные овощи. К традиционным блюдом относится тумала - рубленое мясо в кукурузной лепешке, харбу - блюдо из сала, печени с добавлением крови. Традиционным напитком является черный чай с травами и ягодами.

Традиции и обычаи

Цыганская жизнь - это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:

  1. Особая забота о детях. Беспризорных детей у цыган не бывают, их обязательно усыновляют, причем дети могут быть любых национальностей.
  2. Мнение старших цыган очень авторитетно. Пожилых людей в этом народе почитают. Поднять руку на старого человека считается особо страшным преступлением.
  3. Женщины в цыганских семьях находятся по иерархии значительно ниже мужчин. К слабому полу относятся достаточно непочтительно до момента появление ребенка. Только после того, как женщина стала матерью, ее начинают уважать.
  4. Женщина должна всегда мужчину обходить сзади, если есть такая возможность, но при этом не может стоять у него за спиной, если он сидит.
  5. К древним традициям относится и привычка курить. У цыган считается, что дым может отпугнуть нечистую силу.
  6. Этому народу свойственно ношение значительного числа золотых украшений. Предпочтение при этом отдается перстням, которые надевают на каждый палец за исключением большого. Какие цыгане без выставленных на показ украшений? Таких просто нет.
  7. У цыганского народа клятвенный ритуал очень важен, если необходимо доказать невиновность или правоту.

Цыганские законы

Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.

За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.

К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.

Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.

Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Цыгане являются одной из самых многочисленных этнических групп мира, не имеющих своего государства. Их можно встретить в любой стране Европы, СНГ, в странах Америки, а их численность составляет около 8-10 миллионов человек. Как получилось, что цыгане стали вести кочевой образ жизни и расселились по многим странам мира, в то время как их ближайшие родственники продолжают жить на родине?

Как полагают генетики, предки современных цыган покинули Индию около VI-X века и переселились в Персию (территория современного Ирана). По одной из версий 1000 человек были переданы падишахом Индии в подарок шаху Персии. Согласно историческим сведениям, это были ювелиры и музыканты, а передача в дар представителей ценных профессий была обычным делом для того времени. Прожив там около 400 лет, цыгане направились на запад и в скором времени попали в Византию.


На территории Византии они приняли христианство и жили наряду с другими народами, являясь полноправными членами общества. Согласно письменным источникам, цыгане были знаменитыми мастерами кузнечного дела. Кроме того, они занимались изготовлением конской сбруи, разведением лошадей, а также дрессировали животных и давали представления.

Но после падения Византийской империи в XV веке цыгане в поисках работы и пропитания покинули обжитые места и переместились на север и запад Европы. В самой Европе были довольно сложные времена и переселенцам были не очень рады. Ситуацию осложняло то, что первыми цыганами, прибывавшими в новые страны, были, как правило, не самые лучшие представители цыганского общества. Не обремененные семьей и хозяйством искатели легкой жизни, они занимались воровством, жульничеством и попрошайничеством. Это привело к тому, что за цыганами закрепилась репутация бродяг и мошенников, им все сложнее было найти работу и стать частью европейского общества. В поисках лучшей жизни цыгане из Испании и Португалии стали переселяться в Латинскую Америку.


Благодаря непростой истории и постоянным скитаниям цыгане оказались в генетической и лингвистической изоляции от ближайших носителей своего языка - индийцев. Цыганский язык относится к индоарийской ветви индийских языков. Сам язык имеет несколько диалектов, сформировавшихся в разных регионах компактного проживания цыган. Помимо родного языка цыгане часто владеют языком страны, на территории которой они обитают.

Согласно статистике, наибольшее количество цыган живет в США, где их насчитывается около 1 миллиона. Более 500 тысяч цыган проживают на территории Бразилии, Испании и Румынии, а в России зарегистрировано около 200 тысяч представителей этого народа. Сегодня 8 апреля считается Днем цыган и, несмотря на то, что у этого народа нет своего государства, они имеют свой флаг, в центре которого находится символическое колесо кибитки.


Поделиться