Из чего лучше сделать подвал в гараже. Делаем подвал под гаражом без посторонней помощи. Как заложить фундамент и сделать пол под подвал в гараже: последовательность действий

Строительство гаража с погребом своими руками является самым распространенным. Это обусловлено чисто практическим подходом. Поэтому мы сегодня рассмотрим, как построить гараж своими руками с подвалом.
Ведь здесь надо все учесть и от правильности проведения монтажных работ будет зависеть не только сохранность автомобиля, но и самой машины. Перед началом работ стоит посмотреть фото и видео и составить план ведения работ. Инструкция излагается ниже.
При строительстве гаража можно заранее предусмотреть наличие в нем погреба. При этом сделать это лучше еще до начала строительных работ, так как в последующем это, конечно, возможно, но очень дорого, да и требует больших трудовых затрат.
Это касается и если в подвале дома гараж делать. Правила здесь будут одни.

Чем полезен погреб в гараже

Экономическая сторона возведения гаражного погреба имеет достаточно высокую важность. Конечно, строительство гаража значительно повышается в стоимости при наличии подвала, так как на обустройство последнего требуются дополнительные работы и стройматериалы.
Однако, на дополнение гаража погребом можно посмотреть и с другой стороны, выявив несколько существенных преимуществ:

  • Гаражный погреб может выполнять функцию места хранения заготовок на зиму. Многие имеют собственные огороды, где выращивают фрукты и овощи, да и рынки в летнее время перенасыщены продавцами свежего урожая.
    Большинство привыкло готовиться к зиме заранее, закрывая банки с огурцами, помидорами, компотами и т.д. А вот хранить съестное бывает негде. Подвал же отвечает всем необходимым температурным показателям для хранения всего этого.
  • можно оборудовать мастерскую, о которой мечтают многие автолюбители. Сам гараж, в большинстве случаев, имеет не очень большую площадь, позволяющую разместить лишь авто. Работать в нем зачастую неудобно, а вот в погребе отлично можно разместить необходимый инструмент и рабочее место.
  • Хранить в гараже можно, например, и временно ненужные вещи. Они найдутся в любом доме, например, летом совершенно не нужны детские сани, а зимой – велосипед и т.д. Их, конечно, можно вынести на балкон или положить в кладовую, но захламлять квартиру или дом очень не хочется, а в гаражном погребе эти вещи никому не помешают.
  • Подвал автоматически увеличивает стоимость гаража. Поэтому совершив дополнительные затраты на его обустройство сегодня, автолюбитель увеличивает сумму, которую он сможет выручить при продаже гаража в будущем. Также при желании сдать его в аренду, наличие подвала также может стать поводом увеличения платы.

Обустройство гаражного погреба

Гараж с подвалом строим с точки зрения не только технического вопроса, но и надо его правильно обустроить.

Внимание: Тем, кто желает построить гаражный погреб, необходимо знать, что вся работа может пойти насмарку, если не обеспечить в помещении надежную гидроизоляцию. Подвал – подземное помещение, а, следовательно, при его обустройстве необходимо предъявлять повышенные требования к защитным средствам.

Итак:

  • Одним из наиболее важных этапов строительства гаражного погреба является гидроизоляция стен(см.). В начале, еще на этапе рытья котлована, при обнаружении подземных вод, они должны заделываться жирной глиной на 50 см в глубину.
    На дне котлована располагается дренаж, с помощью которого отводится скапливающаяся вода, либо проводятся прямки, в которых она собирается.
  • Пустота, образующийся между стенкой и котлованом подвала нужно заполнить слоем жирной глиной, толщина слоя которой должна составлять около 15 см. Вровень с половыми балками укладывается облицовка из кирпича, после чего в верхней части подвала устанавливается покрытие из железобетона, которое должно содержать люк.
  • Если грунт в месте, где строится гараж, маловлажное, а грунтовые воды залегают ниже подвального пола, наружную гидроизоляцию можно произвести лишь за счет обмазывания горячим битумом. В тех случаях, когда грунт в этом месте влажный, производится оклеечнная гидроизоляция рубероидом, в основу которого ложится битумная мастика.
    Поверх стен, оклеенных гидроизолирующим материалом, наносится жирная уплотненная мятая глина, которая выступает в качестве своеобразного замка.
  • Бывает и так, что подземные воды залегают выше подвального пола. В этом случае нужно подпольная изоляция, производимая при помощи многослойных ковров из рубероида. Помимо этого, основание пола в этом случае необходимо делать из жирной глины либо пропитанного битумом щебня.

  • Предотвратить появление сырости в подвале гаража может помочь хорошая вентиляция(см.). Для ее обеспечения в цокольных стенах необходимо предусмотреть специальные отверстия.
    Сохранить температуру средних показателей поможет укладка пленки, глины, глиносоломы либо рубероида по перекрытию слоем около 20 см. Поверх него производится засыпка землей еще до 50 см. В верхней части погреба желательно предусмотреть несколько ниш, позволяющих достать продукты без опускания в сам подвал.

Мысль о максимально полезном использовании застроенной площади рано или поздно посещает практически всех владельцев гаражей. При этом не имеет значения, где находится постройка – в черте города или на приусадебном участке. Зачастую обустройство погреба в гараже позволяет эксплуатировать строение с максимальной отдачей. Назначение подвального помещения может быть разнообразным — от места для складирования ненужных вещей до устройства небольшой мастерской или комнаты для досуга.

Идеальным вариантом будет предусмотреть устройство подвала ещё перед тем, как построить гараж, но если потребность сделать погреб в гараже своими руками возникла позже, то это решение тоже осуществимо. Стоит при этом учитывать, что устройство помещения под существующей постройкой потребует значительных затрат труда ввиду стеснённости места строительства и необходимости проведения земляных работ вручную.

Прежде, чем начать устраивать подвал в гараже своими руками, нужно учесть некоторые нюансы:

  • Определиться с видом, размерами и назначением помещения. Погреб своими руками в гараже возможно устроить по двум схемам: полузаглублённой или в виде полностью заглублённой конструкции. Полузаглублённая яма выполняется даже во влагонасыщенных грунтах, имеет глубину не более 1 м и служит для хранения домашней консервации или корнеплодов. Полностью заглублённый погреб может достигать глубины 3 м и имеет гораздо больше вариантов использования. Практика показывает, что оптимальный размер погреба колеблется в пределах 2 – 2,5 м ширины при глубине залегания 1,7 — 1,9 м, длина помещения ограничивается соответствующим габаритным размером гаража или потребностями владельца постройки.
  • При нахождении гаража с погребом в черте города необходимо поинтересоваться в соответствующих организациях о наличии муниципальных коммуникаций в месте расположения строения. Лучше заранее убедиться, что в процессе строительства погреба в гараже не будет вероятности наткнуться на пролегающие в земле трубы или электрический кабель. Иногда, прежде как сделать подвал в гараже, требуется пройти процедуру согласования в государственных органах, процесс этот не очень сложен и позволит избежать больших проблем в будущем.
  • Определить тип грунта под построенным гаражом и грунта. От этого зависит конструкция стен подвала в гараже и его последующие эксплуатационные характеристики.

Решив основные предварительные вопросы можно начинать подготовку к устройству погреба под гаражом своими руками. Спешка тут ну к чему, все действия должны проходить поэтапно. Для начала необходимо составить проект погреба, в котором необходимо учесть окончательные размеры помещения, наличие вентиляции, конструкцию стен и пола помещения. Дополнительно это поможет определиться с необходимым видом и количеством материалов, величиной финансовых и трудозатрат на погреб под гаражом.

Без качественной вентиляции в помещении, расположенном ниже уровня земли, неизбежно образование конденсата, что чревато образованием на конструкциях грибка и плесени. Гидроизоляция необходима для предотвращения проникновения грунтовых вод сквозь толщу конструкций. В случае использования сухого подвала в качестве мастерской или комнаты для досуга, когда подразумевается длительное нахождение в помещении людей, необходимо так же озаботиться утеплением стен и пола.

Строительство погреба в гараже

Пошагово рассмотреть, как сделать погреб в гараже, поможет следующая инструкция:

1. Выбор материала

От качества использованных материалов зависит надёжность и долговечность конструкции, а так же её стоимость и количество затраченного труда, поэтому прежде как построить подвал в гараже, необходимо тщательно подойти к их подбору. В качестве материалов стен недопустимо использовать пористые материалы: газо- и пеноблоки, штучные элементы из различных видов керамзитобетона и силикатный кирпич. Данные изделия легко впитывают грунтовые воды, достаточно быстро разрушаются под их воздействием и не смогут обеспечить надёжной гидроизоляции помещения. Если выбирать для изготовления стен кладку из мелкоштучных изделий, то оптимальным выбором будет красный глиняный кирпич. В большинстве же случаев для устройства ограждающих конструкций выбор останавливают на использовании армированного монолитного бетона. Примеры кирпичных и бетонных конструкций вы можете увидеть на фото:

Следует отметить, что даже в условиях сухих грунтов и при проведении рабочего процесса в готовом гараже необходимо в обязательном порядке предусматривать гидроизоляцию ограждающих конструкций. Грунтовые воды проявят себя в любом случае в период таяния снега и во время осенних дождей. В качестве гидроизоляции, в зависимости от влагонасыщенности грунтов, возможно использование как обмазочных, так и рулонных оклеечных материалов.

2. Котлован

Разработку котлована следует начать с разметки согласно принятому проекту. Для этой цели идеально подойдут верёвка и колышки. Важно учитывать, что место выемки грунта должно отступать от фундамента гаража минимум на 0,5 м во избежание просадки конструкции. Габаритные размеры котлована должны учитывать толщину стен и пола будущего помещения. Получившиеся стены и пол следует максимально выровнять в вертикальной и горизонтальной плоскостях, это впоследствии облегчит изготовление ограждающих конструкций. На дне котлована устраивают песчаную подушку толщиной 100 – 150 мм методом послойного трамбования с обильной проливкой водой.

3. Пол подвала

Оптимальным с любой точки зрения будет решение выполнить пол из железобетона. Так как правильно сделать заливку бетоном под силу человеку с минимальными навыками, этот процесс не отнимет значительного времени. Сначала на готовую песчаную подушку укладывают слой гидроизоляции. Можно использовать плотную полиэтиленовую плёнку или рулонные материалы – рубероид или гидроизоляция на остове стекловолокна. При этом необходимо выполнить выпуск гидроизоляции на стены высотой порядка 200 – 300 мм. Стыковка рулонов между собой производится внахлёст около 50 мм с обязательной проклейкой швов битумной мастикой или клеем.
Следующим шагом будет укладка на пол сетки из арматуры диаметром 8 – 10 мм. Для обеспечения зазора между гидроизоляцией и сеткой возможно использовать обычные деревянные прокладки (обрезки досок) толщиной 20 мм в количестве, необходимом для ровной и надёжной укладки сетки.
На окончательном этапе производят заливку пола бетоном с наполнителем фракции 5-20 толщиной порядка 100 мм.

4. Стены подвала

Устройство стен необходимо производить на расстоянии от стенок котлована для возможности впоследствии произвести обмазочную или оклеечную гидроизоляцию. В случае кладки кирпичных стен используют простейшую схему перевязки рядов, соблюдая смещение вертикальных швов относительно друг друга. Швы тщательно затирают изнутри и снаружи. Преимущество данного вида стен в том, что производить наружную гидроизоляцию стен возможно параллельно с их возведением.

Это важно! Высота стен подвала должна превышать уровень земли вокруг гаража, иначе возможно подтопление во время весенних паводков.

В случае устройства монолитных железобетонных стен сперва устанавливают опалубку, в которую вставляют арматурную сетку. Опалубка изготавливается в виде отдельных щитов. Материалом служат доски толщиной от 20 мм. Наружные и внутренние щиты опалубки надёжно крепят между собой и усиливают подкосами. После заливки и схватывания бетона опалубку снимают и выполняют наружную гидроизоляцию стен методом обмазки битумной мастикой.

Следует отметить, что обмазка должна делаться очень тщательно, желательно в два слоя.

Возможен вариант, когда наружная стенка опалубки выполняется несъёмной и после бетонирования остаётся в грунте, это более затратно с финансовой точки зрения, но снимает проблему наружной гидроизоляции стены. Тогда на щиты опалубки крепят рулонную гидроизоляцию по той же схеме, что и при заливке пола. При высокой насыщенности окружающих грунтов водой дополнительно устраивают глиняный замок, который представляет собой слой плотной глины, укладываемый в зазор между стенкой котлована и стеной. Данное решение позволяет хозяину защитить свой подвал от подтопления практически на 100%.

5. Перекрытие

Выбор вида перекрытия зависит от потребностей владельца. Некоторым достаточно настила из досок, а кому-то необходима прочная железобетонная конструкция. Одно требование должно исполняться несомненно – люк для доступа в помещение должен легко открываться и находиться в максимально доступном месте.

Наряду с люком необходимо также предусмотреть в перекрытии отверстие для вывода труб вентиляции.

Если с изготовлением деревянного перекрытия или конструкции из профнастила никаких сложностей не возникает, то на железобетонную конструкцию следует рассмотреть подробнее. Возможно несколько вариантов устройства монолитного перекрытия – со съёмной и несъёмной опалубкой.


6. Вентиляция

Наименее затратным и наиболее простым является вариант естественного воздухообмена, так как правильно построить такую систему вентиляции не представляет большого труда. Для этого в погреб вводятся две трубы: приточная и вытяжная, располагающиеся в противоположных частях помещения. При этом низ приточной трубы выводится ближе к уровню пола, на расстоянии 7-10 см от поверхности, а низ вытяжной располагают под потолком погреба. Верх вытяжной трубы должен быть на 50 см выше ската крыши гаража.

Надеемся, что после прочтения этой статьи вопрос «как построить погреб в гараже?» будет снят. У людей, имеющих навыки ручного труда, обычно не возникает больших проблем при производстве работ, самое главное – серьёзно подойти к процессу.

Для наглядности приводим видео производства работ:

Погреб под гаражом удобен тем, что не занимает много места на участке. Зимой подвал гаража не засыпан снегом, и попасть в него можно в любой момент. Этот погреб не требует устройства дополнительной теплоизоляции, так как он уже находится внутри гаража, а в случае необходимости может быть оборудован под смотровую яму для самостоятельного ремонта автомобиля.

До начала выполнения строительных работ по нужно учесть ряд важных нюансов, таких как: длина, глубина, ширина.

Помимо этого, для устройства такого подвала нужно гораздо меньше денег, чем для строительства других типов погребов.

Нюансы строительства подвала под гаражом

При строительстве такого погреба необходимо соблюдать множество важных условий, главными из которых являются эффективная вентиляция и полная водонепроницаемость. Сооружать подвал лучше всего одновременно со строительством гаража.

Погреб удобен тем, что его можно использовать и в качестве смотровой ямы. Чтобы это было возможно, делается лестница с небольшим уклоном, проходящая по всей длине погреба. Благодаря малому углу наклона, стоя на ступенях лестницы, можно обслуживать автомобиль. Этот вариант позволяет сэкономить немало средств.

Один из самых серьезных моментов – это устройство стен погреба.

Они являются составным элементом фундамента гаража, поэтому лучше не экономить на их толщине. Помимо этого, чем толще будут стены в подвале гаража, тем проще будет устроить его теплоизоляцию. Как правило, для строительства стен подвала используется камень или кирпич. Более предпочтительным является красный кирпич. Однако если уровень подземных вод высок или в вашем регионе влажный климат, лучше использовать для строительства стен монолитный железобетон.

Пол в погребе требует устройства качественной гидроизоляции, так как именно через него просачивается наибольшее количество влаги. Самым оптимальным вариантом для основания является подушка из щебенки толщиной порядка 10-15 см с битумной пропиткой. Изоляцию гаражных стен тоже можно провести с использованием битума, лучше всего в комбинации с мешковиной. Сделать такую изоляцию очень просто: мешковина пропитывается битумом, после чего приклеивается на стены погреба. Стены гаражного подвала нужно обязательно прокупоросить и покрыть известковой побелкой. Рекомендуется применять именно эту смесь для побелки, поскольку она хорошо поглощает влагу.

Может быть выполнена в качестве составной части общей вентиляционной системы либо отдельно. Качественная и правильная вентиляция предотвратит появление грибка. Обычно для этого в стенах цоколя создаются вентиляционные окна и прочие вентиляционные устройства.

Проводка в подвале гаража выполняется по аналогии с обустройством всего остального электропитания. Если вы никогда ранее не работали с проводкой, лучше поручить это профессиональному электрику. В силу повышенной влажности в подвале необходимо уделить особое внимание изоляции контактов.

Вернуться к оглавлению

Устройство подвала под гаражом: пошаговая инструкция

Как уже было сказано, лучше всего одновременно со строительством гаража. В этом случае строительство начинается с разметки под основание, одновременно размечается и место для смотровой ямы. Однако в случаях, когда гараж покупается в готовом виде и без погреба, его предстоит сделать своими руками.

Прежде всего, подготовьте инструменты, которые могут понадобиться для работы:

  • молоток;
  • гвозди;
  • доски;
  • металлический бак;
  • деревянный ящик;
  • металлические штанги и держатели;
  • полиэтиленовая пленка;
  • древесные опилки;
  • минеральная вата;
  • гравий;
  • стол;
  • цементная смесь;
  • мелкая сетка;
  • шанцевый инструмент;
  • уровень;
  • рулетка;
  • песок;
  • воду.

До начала выполнения строительных работ по обустройству погреба нужно учесть ряд важных нюансов, таких как:

  • длина смотровой ямы (обычно ее делают на 0,5 м длиннее автомобиля);
  • глубина – определяется индивидуально (зависит от роста владельца);
  • ширина – 700 мм плюс толщина стен ямы.

В стенах ямы нужно предусмотреть создание вспомогательных ниш для размещения инструментов, приспособлений и прочих нужд.

Необходимо оценить возможность под вашим гаражом. В наибольшей степени это зависит от того, где он расположен. Главным препятствием, способным свести на нет все замыслы, является высокий уровень подземных вод. , построенного в таком месте, весной будет подтапливаться. Проверьте, не проходят ли под вашим гаражом коммуникационные линии. Если он расположен в черте города, такое вполне возможно. Если перечисленные препятствия отсутствуют, можете начинать строить подвал.

Выройте котлован. Его габариты должны превышать размеры будущего подвала на 50 см с каждой стороны. Дополнительное пространство необходимо для удобства проведения работ по бетонированию и гидроизоляции. Не рекомендуется расширять яму слишком сильно – это увеличит объем работ и усложнит засыпку пазух.

Дно вырытого котлована зачищается от остатков земли и хорошо утрамбовывается. На дно насыпается слой щебня, гравия или крупного песка. Толщина засыпки должна составлять примерно 10 см. Насыпанный слой утрамбовывается и пропитывается горячим битумом. После того как битум застынет, необходимо застелить дно водонепроницаемыми материалами, к примеру, полиэтиленовой пленкой.

На подготовленном основании создается пол подвала. Лучше всего для этого подходит монолитный бетон толщиной порядка 30 см. Стены делаются из кирпича или бетона, армированного стальными прутьями. Гидроизоляция погреба выполняется путем обмазки мятой глиной слоем порядка 10 см. Еще один доступный вариант – наклейка недорогого гидроизоляционного покрытия (хорошо подходит рубероид). Пространство между стенами котлована и стенами подвала засыпается грунтом, который тщательно утрамбовывается.

Внутренняя поверхность стен оштукатуривается цементным раствором и заглаживается металлической кельмой. Толщина слоя штукатурки примерно 1 см.

Перекрытие гаражного подвала делается из железобетонных плит. В одной из плит необходимо выдолбить лаз размером от 80×80 см. Вместо этого можно и просто оставить между плитами отверстие соответствующего размера, обложив его кирпичом.

Вход в подвал сделайте непосредственно из самого гаража или из пристройки к нему. Дверка лаза делается двойной – так между створками будет оставаться воздушная прослойка.

Погреб или подвал нужны любом доме – без них сложно представить полноценное домашнее хозяйство. На маленьких земельных участках чаще всего обустраивают погреб в гараже – и площадь достаточная, и меньше нужно дополнительных работ по обустройству подземного хранилища, так как в гараже поддерживается меньшая температура, чем в доме. Но, даже если у вас нет дома за городом, то при наличии гаража сделать в нем погреб можно и нужно, хотя даже простейшее сооружение требует соблюдения полного технологического цикла – гидроизоляции, утепления, вентиляции. Поэтому перед тем, как сделать погреб в гараже, нужно иметь хотя бы общее представление об этих работах.

Если гараж только предстоит построить, то погреб сразу вносится в проект – так достигается оптимизация всех строительных процессов, экономия материалов и трудовых затрат. К тому же строительство погреба вместе с гаражом с нулевого цикла само по себе станет вам дешевле, чем подгонять процесс под готовое помещение.

Разновидности конструкций погребов

По глубине закладки погреб в гараже может быть полузаглубленным (до 1,0-1,5 м) или заглубленным (1,6-3,0 м). Заглубленные строения отличаются тем, что температура и влажность в них находятся на постоянном уровне круглый год, поэтому хранить овощи, фрукты и консервацию можно без опасений за их сохранность.

Полузаглубленное обустройство погреба в гараже – вариант скорее вынужденный, и реализуют его по многим причинам. Например, если грунт не позволяет углубиться ниже, если грунтовые воды подступают слишком близко, если точка промерзания грунта находится высоко, а провести гидроизоляционные работы в полном объеме не получается, и т.д. Существуют даже наземные погреба, но в гараже такую конструкцию построить не получится.

Заглубленный погреб под гаражом будет надежным, если его фундамент (или фундамент гаража) находится на расстоянии не меньше 50-70 см от любого источника воды – подземного, наземного, искусственного или естественного. Размера такой погреб под гаражом может быть даже больше, чем площадь основания наземного строения, но в реальности дешевле и без потери функциональности строят погреба на котловане шириной ≤ 2,5 метра и глубиной ≈ 2 метра. Проект, планировку и смету следует составлять и рассчитывать заранее.

Лучше всего устройство подвала гараже проводить вместе с возведением самого гаража. Но, так как чаще приходится сталкиваться с покупкой, а не со строительством гаража, то и погреб приходится строить под уже готовым объектом, тем более, что технологически эти варианты похожи, за исключением того, что под готовым гаражом вырыть котлован экскаватором не выйдет – земляные работы придется проводить вручную.

  1. При залегании грунтовых вод, при переувлажнении участка (подтопление, наводнения, близость других источников воды), при рыхлом или слабом грунте Дно и стенки котлована строятся по принципу монолитной бетонной конструкции, чтобы повысить прочность конструкции, плотность стенок и влагонепроницаемость всего погреба;
  2. В качестве монолитной конструкции строители предлагают армированное ленточное основание, которое при одновременном возведении погреба и гаража будет выполнять и функции надземных стен;
  3. В сухом грунте разрешено возводить стены погреба из асбестоцементного шифера, которым кроют крыши.

Правильный выбор материала и подбор инструментов

Традиционно погреб в гараже своими руками строят из красного (но не силикатного белого) кирпича, железобетонных плит, бетонных блоков или природного камня-дикаря. Из-за небольшой плотности материалов не рекомендуется использовать ячеистый бетон, шлакоблок или бутовые блоки. Облегчить строительство погреба помогут именно ж/б плиты, так как они будут служить перекрытием, но для их перемещения понадобится арендовать подъемный кран. Остальные варианты можно реализовать и в одиночку, без помощников и спецтехники.

Стандартный перечень материалов и инструментов, без которых не обойтись при строительстве погреба под гаражом:

  1. Бетонный раствор – его готовят самостоятельно ил и заказывают на заводе-изготовителе с доставкой и заливкой. Самодельный раствор – это смесь цемента, щебня и песка в пропорции 1:3:3, затворенная водой до густоты сметаны;
  2. Бетонные блоки, красный кирпич, плиты для перекрытия бетонных стен;
  3. Доски обрезные, толстая фанера, ДСП или другой листовой материал – для сборки опалубки;
  4. Гидроизоляционные материалы – рубероид, битум или битумная мастика, полиэтилен, мембранная рулонная изоляция;
  5. Теплоизоляция проводится с применением пенополистирола или минваты;
  6. Шанцевый инструмент – для рытья котлована;
  7. Уровень, рулетка, молоток, мастерок, шпатели, прави́ло (для разравнивания бетонного пола);
  8. Резервуар для замешивания раствора, или бетономешалка;
  9. Колышки и шнур для разметки участка.

Строительство фундамента

Сначала выкапывают котлован по размеру периметра будущего гаража. Для ленточного фундамента в гараже уровень поверхности пола делается выше нижнего уровня подошвы основания на 30-40 см при глубине котлована до 3-х метров. Для экономии бюджета выкопать котлован можно вручную.

Проекты могут быть разными, и, если площадь погреба меньше площади гаража, то экономнее и рациональнее будет опустить на эту глубину только фундамент погреба, а не все основание. Таким образом можно сократить объем земляных работ, соблюдая расчетный размер котлована. Основание заглубляют равномерно, вынимая по 30-50 см грунта на каждом слое или до 100 см на 1 погонный метр фундамента.

Основание заливают на заранее подготовленную подушку из щебня и песка (5-7 см песка и 10-12 см щебня), которую увлажняют и трамбуют. Дощатая опалубка будет предохранять проникновение бетона в грунт, и для этого ее защищают слоем гидроизоляции из полиэтилена. При возведении фундамента из блоков или кирпича раствор готовится по такому же рецепту. В любой стене (бетонной, блочной или кирпичной) оставляют технологические отверстия для вентиляционного, водопроводного и канализационного трубопровода, а также для электрического кабеля. Наружная поверхность стен утепляется пенополистиролом. Бетонный раствор необходимо армировать, и для этого используют армокаркас из прутьев Ø 12-16 мм.

Пол в погребе

В первую очередь вам нужно выровнять дно котлована, которое по результатам земляных работ должно ниже будущего пола на 5-10 см. Дно устилается песком толщиной до 30 см, песок увлажняется и трамбуется.

Заглубленный погреб в гараже может иметь бетонный, земляной или глиняный пол. Пол из утрамбованной глины – самый дешевый и не самый плохой вариант, так как глина не пропускает влагу. Такая поверхность обустраивается в два этапа: на первый слой глины толщиной 10 см настилается рубероид, на который насыпается еще один слой глины.

С полом по грунту его защищают слоем песка и слоем щебенки, которая будет предохранять землю от переувлажнения. Песчано-щебневую (гравийную) подушку укрывают рубероидом, на который насыпают слой грунта для пола.

Строительство стен погреба предусматривает использование широкого спектра материалов, но основой не могут служить ДСП, фанера или другие легкие материалы. Кирпич, бетонные блоки, заливка стен в опалубку бетонным раствором – все эти поверхности после возведения должны защищаться слоем гидроизоляции из полиэтилена, рубероида или горячего битума. Для стен разрешено использовать пеноблоки, которые также защищаются гидро- и пароизоляцией.

  1. Стены из любого материала, в том числе и из бетонных блоков, армируются через каждые 3-4 ряда сеткой или стержнями;
  2. Опалубка при заливных стенах собирается из любой древесины, так как сверху она укрывается гидроизоляционными материалами;
  3. Для раствора используют бетон M 400 и мелкофракционный щебень. Полужидкая смесь заливается слоями по 25-30 см, каждый слой уплотняется штыкованием, последний слой армируется усиленно, чтобы стены могли выдержать перекрытие потолка.

Строительство стен погреба из пенобетона пройдет намного быстрее, так как блоки имеют маленький вес и снабжены пазогребневой системой для совмещения и соблюдения размерности и геометрии кладки.

Теплоизоляция погреба

Пенополистирол, которым обычно утепляют погреб в гараже, крепят с наружной стороны стен при обустройстве фундамента, пока не проведена обратная засыпка пространства между котлованом и стенами. Пенополистирол по своим эксплуатационным характеристикам подходит лучше остальных теплоизоляционных материалов, и по цене тоже. Самый популярный в индивидуальном строительстве утеплитель – ПСБ-С-25.

После утепления стен переходят к утеплению перекрытия сооружения. Перекрытие в погребе – это его потолок и пол гаража, поэтому конструкция должна быть прочной и мощной, чтобы выдержать вес автомобиля и всех запчастей, инструментов, мебели и оборудования. Поэтому рекомендуемое перекрытие – железобетонная плита с люком для входа в погреб. При отсутствии отверстия под люк его можно вырезать болгаркой или выдолбить перфоратором. Сам люк усиливают по периметру металлическим уголком или швеллером, на уголок сваркой крепят петли люка, и сам люк.

Самый экономный вариант утепления – использование минеральной ваты – каменной, стекловолоконной, базальтовой. Перед процессом утепления перекрытие защищается слоем гидроизоляции. Для этого используют такой же материал, каким сделана гидроизоляция стены погреба. Идеальный теплоизолятор для любых строений – пенополистирол. Плиты ЭППС крепят как на наружной, так и на внутренней поверхности стен и перекрытия. Эконом вариант – обычные опилки, которые утрамбовываются в пространстве между балками перекрытия, если оно сделано из древесины или металла. Недостаток такого утепления – незащищенность от влаги, поэтому опилки закрывают пароизоляцией и гидроизоляционными материалами.

Вентиляция в погребе

Вентиляция – обязательное условие эксплуатации любого погреба, поэтому ее проектируют на этапе проектирования гаража, чтобы была конструктивная возможность совместить обе системы в одну. При правильном воздухообмене в погребе сохранность продуктов будет обеспечена круглый год. Вентиляцию обстраивают по одной из двух возможных схем: естественное проветривание или принудительное перемещение воздушных масс. Самый лучший эффект получится при комбинировании этих схем.

  1. Перед тем, как сделать вентиляцию в погребе гаража, убедитесь, какой вариант будет наиболее эффективным. Естественное вентилирование помещения сделать проще всего, так как для этого понадобится установить только две трубы – приточную и вытяжную. Торец приточной трубы должен располагаться в 20-30 см от уровня пола погреба, верхняя ее часть будет выводиться наружу. Для защиты от ветра и осадков ее накрывают колпаком, от грызунов – металлической мелкоячеистой сеткой. Вытяжная труба должна начинаться в 20-30 см от перекрытия и заканчиваться в 1,5-2 метрах над крышей гаража;
  2. Принудительная вытяжка в погребе гаража отличается возможностью ее регулировки и контроля потока воздуха. Стоит она дороже, но в работе намного надежнее, так как работает в любых погодных условиях.

Перед тем, как правильно сделать вентиляцию в погребе, не помешает узнать в местной метеорологической службе розу ветров в регионе, которая поможет определиться с выбором схемы – принудительной или естественной.

Гидроизоляционные работы

Так как погреб – помещение подземное, то и влажность в нем будет постоянно повышенной, а помещение с высокой влажностью требует надежной защиты в виде нескольких слоев гидроизоляционных материалов.

Стены занимают самую большую площадь в конструкции, поэтому им уделяют наибольшее внимание. Достаточно надежный и дешевый вариант – обмазка стен, потолка и пола горячим битумом. Но при очень высокой влажности грунта и, соответственно, воздуха в погребе, стены лучше гидроизолировать оклеечными рулонными материалами – рубероидом, например. Для пущего эффекта на рубероид накладывают слой жирной глины.

Если подошва котлована расположена ниже точки прохождения грунтовых вод, то необходимо дополнить защиту подпольной многослойной гидроизоляцией из полотен рубероида. Для усиления эффекта под полом насыпается слой щебня вперемешку с жирной глиной.

https://youtu.be/aFwWY6Z2Odk

Организационные и практические выводы при строительстве погреба

Прежде, чем погреб построить он должен быть просчитан по всем параметрам. Качественное обустройство подземного подсобного хранилища планируется при проектировании гаража с учетом первоочередных задач:

  1. Проверить строительный участок на прохождение посторонних подземных инженерных коммуникаций. Для качественной работы погреба он должен быть заглублен в грунт на 3-3,5 метра, не меньше;
  2. Провести экологические и геологические изыскания для расчетов уровня загрязненности почвы и грунтовых вод, уровня грунтовых вод и свойств грунта;
  3. Составить план-проект гаража с погребом. Простейший, а значит, самый дешевый проект – строение прямоугольной формы, в котором погребу отводится вся площадь под гаражом, иногда – некоторая ее часть;
  4. Выбрать оптимальную строительную технологию с учетом своих возможностей – аренды спецтехники, устройства мощного плитного фундамента, и т.д.

Экологические и геологические изыскания

При необходимости строительства глубокозаглубленного основания его необходимо защитить от подмывания грунтовым водами обустройством дренажной системы вокруг гаража. Иначе будут постоянные подтопления погреба, которые потребуют не только откачки воды, но и принятия мер по усиленной гидроизоляции, и эти меры могут очень дорого стоить хозяину, так как никакие технологии поверхностной гидроизоляции подземных помещений не смогут полноценно защитить погреб от грунтовой влаги, и тем более – от подтопления.

Самый быстрый способ самостоятельного строительства погреба – использование железобетонных плит и блоков для возведения и формирования фундамента и стен объекта. При ограниченном бюджете можно использовать заливку плит и перекрытий бетоном.

Погребом оборудуется большинство гаражей, владельцы которых предпочитают создавать запасы необходимых продуктов на длительное время. Но перед тем как построить погреб в гараже следует ознакомиться с основами организации земляных работ, а также с обустройством сооружений подобного типа.

Вот почему мы решили ознакомить всех желающих с азами техники изготовления гаражных подвалов, используемых для хранения запасов продуктов и вещей.

На заметку новичку

Перед началом строительства погреба в гараже вам обязательно нужно ознакомиться с порядком выбора материалов, используемых в процессе его сооружения. Помимо этого, следует определиться с его габаритами с учётом стандартных требований, предъявляемых к размерам построек этого класса (глубина – 1,7–1,8 м при ширине 2,2–2,5 м).

Обустройство погреба в гараже следует начинать с подготовки небольшого эскиза, в котором должны быть указаны не только место его расположения, но и основные размеры сооружения. Являясь одной из составляющих подготовительных работ, «прорисовка» эскиза позволит вам достаточно точно определить потребность в строительных материалах.

При изготовлении погреба в гараже своими руками должное внимание уделяется выбору места под котлован. Основным условием грамотного его выбора является достаточная удалённость от несущих элементов строения.

Обязательными составляющими проводимых мероприятий являются обустройство качественной гидроизоляции и вентиляция подвального помещения. Его окончательная отделка может производиться по вашему усмотрению, но при этом необходимо помнить о следующих деталях:

  • наиболее простым и надёжным вариантом оформления спуска в яму считается переносная лестница, спускаемая через входной люк;
  • вариант лестницы с бетонными ступеньками подходит для тех случаев, когда площадь погреба достаточно велика;
  • крышка входного люка должна изготавливаться из облегчённого материала, позволяющего без особых усилий откидывать её при открывании.

Виды погребов

При обустройстве гаражной ямы вам предоставляется возможность выбора одного из известных вариантов исполнения, отличающихся величиной заглубления в грунт:

  1. Наземное исполнение, реализуемое в виде полузаглубленного погреба, который, в принципе, может быть конструктивно совмещен со смотровой ямой. Ещё один вариант упрощённой погребной конструкции предполагает применение небольшой пластиковой ёмкости, вкапываемой непосредственно в землю и используемой в качестве временного хранилища продуктов.
  2. Полузаглубленный на 0,7–1 метра приямок со стенками, выложенными из сборных элементов (кирпича или шлакобетона). При наличии почвенной влаги необходимо будет тампонировать водоносные жилы с помощью нескольких слоёв глины, после чего организуется гидроизоляция стенок и пола погребной ямы.
  3. Полностью заглубленный погреб, являющийся самым распространённым вариантом изготовления гаражной ямы, рассчитанной на глубину порядка 1,6–3 м.

Обратите внимание! При окончательном выборе глубины погреба нужно учитывать на какой глубине проходят грунтовые воды, так как основание погреба должно закладываться на полуметровом удалении от источника влаги.

Вариант заглубленного погреба чаще всего применяется при возведении капитальных гаражных строений. Перед его реализацией необходимо будет произвести определённые подготовительные (изыскательные) работы, суть которых заключается в следующем:

  • Перед тем как построить погреб в гараже необходимо будет убедиться, что вы располагаете техническими возможностями подготовки котлована глубиной порядка 2–3 метра. В частности, в городской черте, почва которой напичкана различного рода коммуникациями, врыться на требуемую глубину не всегда удаётся с первого захода. Для сокращения затрат в этом случае рекомендуется пригласить специалистов, либо воспользоваться проектной документацией, подготовленной во время строительства гаража.
  • Кроме того, основание фундамента полностью заглубленной конструкция должно быть надёжно защищено от подмывания грунтовыми водами. В процессе выбора метода защиты фундамента необходимо помнить о том, что для готового гаража эта проблема не всегда может быть решена техническим путём. Желательно исключить возможность разрушающего воздействия грунтовых вод ещё на стадии разработки проекта самого гаража, включив в перечень обязательных мероприятий обустройство дренажной системы кругового типа.

Выбор материалов

В качестве исходного материала для сооружения стен погреба могут использоваться современные сборные или монолитные строительные изделия:

  • Бетонные плиты.
  • Кирпич.
  • Шлакоблоки.
  • Дикий камень.

Использование бетонных плит возможно лишь на начальной стадии гаражного строительства (при отсутствии стен и перекрытий). Кроме того, в этом случае будет необходимо нанять бригаду монтажников, располагающих механическим подъёмным средством (автокраном, например).

Обратите внимание! Изготовление стен из шлакобетонных блоков или силикатного кирпича крайне нежелательно, поскольку эти материала довольно легко впитывают влагу.

Для самостоятельной заливки фундаментного основания вам потребуется либо готовый бетон марки М100, либо отдельные компоненты для приготовления цементно-песчаного раствора (щебёнка, гравий, а также песок и цемент М400). Этот же материал может быть использован как для подготовки цементной стяжки, так и для внутренней отделки стен (при их оштукатуривании).

Для изготовления щитов опалубки вам потребуется цельная обрезная доска в количестве, зависящем от размеров погреба. При выборе материала, используемого для гидроизоляции фундамента и стен, предпочтение следует отдавать классическому рубероиду, который укладывается в несколько слоев на разогретый до расплавленного состояния битум.

Обустройство фундамента и пола

На самой начальной стадии подготовки фундамента необходимо будет вырыть котлован нужной глубины и присыпать его дно чередующимся слоями щебня и гравия (с обязательной трамбовкой каждого из них).

После этого следует залить утрамбованное покрытие тонким слоем бетонной смеси, приготовленной специально для заливки пола и стен. При этом общая толщина подготовленного основания должна быть не менее 7–8 см.

После застывания бетонной основы можно переходить к обустройству её гидроизоляции. Для этого сверху на бетон укладывается двухслойный лист рубероида, образованный из заготовок, склеенных между собой расплавленным битумом. Гидроизоляционное покрытие должно изготавливаться с таким расчетом, чтобы края листа выступали за фундамент на 10–15 см. По завершении гидроизоляционных работ вы можете перейти к подготовке опалубки, используемой при заливке стен жидким бетоном.

Обратите внимание! При опасном уровне расположения грунтовых вод рядом с фундаментом желательно подготовить дренажный канал.

Ещё один способ обустройства пола в погребе предполагает использование для этих целей уже готовых железобетонных плит. Для их укладки вам необходимо будет выровнять дно котлована, контролируя горизонтальность поверхности при помощи строительного уровня. После основательной подготовки оно засыпается слоем щебня толщиной порядка 10–15 см, а также пятисантиметровым слоем песка. Закончив трамбовку верхнего слоя, вы можете начинать укладку плит.

Сооружение стен

Перед тем как делать погреб в гаражном помещении вам следует определиться с материалом, используемым для сооружения стен. Известно несколько вариантов изготовления стен погреба в гараже, отличающихся видом исходного материала. Им могут быть:

  • кирпич;
  • бетонные плиты (на начальной стадии сооружения гаража);
  • заливной бетон.

В том случае, если для изготовления стен используется кирпич – вам следует с особой тщательностью подойти к выбору его марки. При монтаже подземных сооружений должны использоваться водоотталкивающие материалы, отличающиеся повышенной устойчивостью к влаге. В процессе кладки желательно использовать отвес, с помощью которого вы сможете контролировать её вертикальность. По завершении кладки стенок необходимо тщательно затереть образовавшиеся швы с внутренней и наружной стороны, а впоследствии дополнительно обработать их известью.

Обратите внимание! При использовании для подготовки стен бетонных плит вам следует побеспокоиться о найме бригады строителей, имеющих в своём распоряжении подъёмные механизмы.

В случае изготовления стенок из заливного бетона в первую очередь нужно будет подготовить надёжную опалубку, порядок сборки которой уже не раз был описан нами ранее (см. «Как сделать смотровую яму», например). Обеспечить надежную защиту стенок погреба от воздействия влаги можно будет за счёт использования такого недорогого материала, как рубероид. Помимо этого, вам нужно будет приготовить расплавленный битум, используемый для надёжного соединения отдельных слоёв рубероида между собой.

Обустройство перекрытия и утепление помещения

В качестве перекрытия рекомендуется использовать обычную железобетонную плиту, в которой проделывается отверстие, служащее входным люком в подвальное помещение. После монтажа перекрытия вы можете приступить к отделке внутренней поверхности плиты. Для этого вам следует покрыть её слоем горячего битума, а после остывания последнего – утеплить при помощи стекловаты. Для окончательной отделки внутренней поверхности перекрытия может быть использован любой доступный для вас декоративный материал.

Самым простым способом утепление погреба под гаражом считается отделка его поверхностей пластинами пенополистирола, выпускаемыми под заводским обозначением ПСБ-С-25. Утеплительный материал размещается, как правило, с внешней стороны фундамента и на внутренних поверхностях стен и перекрытия (потолка). Данный вариант теплоизоляции способен обеспечить комфортную температуру в подвальном помещении и обычно не вызывает у пользователя никаких вопросов.

Обратите внимание! В качестве теплоизоляционного защитного покрытия могут выступать и некоторые виды натуральных материалов, способных удерживать накопленное тепло. К этой категории относятся минеральная вата, а и также обычные древесные опилки. Однако при подобном выборе следует помнить о том, что древесные опилки с годами начинают гнить, а минеральная вата хорошо впитывает влагу.

Вентиляция

Выбор подходящей для вашего случая системы вентиляции подвального пространства определяется рядом условий, важнейшими из которых являются:

  • характер хранящихся в погребе продовольственных запасов;
  • уровень влажности грунта в районе расположения ямы;
  • наличие доступа к свежему воздуху.

Если подвальное помещение имеет хоть какое-то сообщение с внешним миром, свежим притоком воздуха погреб сможет обеспечить естественная вентиляция, состоящая из выпускной и приточной труб. Использование эффекта естественной циркуляции воздуха считается наиболее простым и сравнительно дешевым способом вентиляции подземных помещений.

Обратите внимание! Монтаж системы принудительной вентиляции в погребе относится к разряду затратных мероприятий, которые допустимы в подвальных помещениях лишь в исключительных случаях.

Для её обустройства в первую очередь нужно будет закрепить вытяжную трубу прямо под перекрытием, в то время как отверстие для приточного канала должно располагаться лишь на 5–10 см. выше уровня пола. Оголовок вытяжной трубы необходимо вывести на поверхность кровли; при этом его срез должен находиться на 30–50 см выше уровня крыши. Приточный канал прокладывается непосредственно в грунте и выводится наружу в заранее подготовленном месте, расположенном рядом со стеной. Оба отверстия приточной трубы (входное и выходное) должны закрываться специальными защитными сетками.

Видео

В этом видео показано как сделать вентиляцию в погребе:

Поделиться