Люди зависят от технологий. Сможем ли мы выжить без технологий? Что такое зависимость от технологий

Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Информационные технологии
Размещена 15.09.2014. Последняя правка: 15.09.2014.
Просмотров - 16499

Влияние современных технологий на подрастающее поколение

Грунин Никита Андреевич

Башкирский ГАУ г.Уфа

студент 3 курса

Марченко Анастасия Сергеевна, доцент социологических наук, профессор, преподаватель социологии, Башкирский ГАУ

Аннотация:

В данной статье мы достаточно точно определили какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выяснили как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

In this article, we accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова:

современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

modern technologies; the younger generation; prevention measures

УДК 004

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков - это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда - высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий - это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно - нравственных ценностей. Но, к сожалению зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно - нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно - нравственные ценности информацию.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

  1. Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.
  2. Эффективным методом борьбы с интернет - зависимостью является использование различных контролирующих программ. Существует программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебный процесс от игровой деятельности. При учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру будет гаснуть монитор.
  3. С первого дня появления компьютера обязательно показать несовершеннолетнему все возможности «нового друга»: получать необходимую и полезную информацию, с помощью него развиваться интеллектуально. Таким образом, выработается культура общения с компьютером у подростка.
  4. Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование несовершеннолетним, которая может оказать негативное влияние на него.
  5. В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Библиографический список:


1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.
4. Толковый словарь [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru

Рецензии:

15.09.2014, 18:07 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия : Работа посвящена актуальному вопросу влияния IT-технологий на подрастающее поколение. Новизна её, - в выделении основных каналов воздействия IT-технологий на людей и способов купирования тех из воздействий, которые являются нежелательными. Работа написана доходчивым языком. Замечаний по содержанию не имею. Работа может быть рекомендована к публикованию. А.С. Бондаревский. Вопрос к авторам (безотносительно рецензии, - в порядке любознательности): Наука - это структурированные сведения, имеющие собственную (применяемую только и только для этих сведений) теорию: формализованные (чтобы быть нетрактуемыми) теоремы, уравнения, законы и правила. Пожалуйста, назовите мне ([email protected]) таковые для науки социологии. С уважением. Бондаревский.

22.09.2014, 23:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Статья актуальна, т.к. зависимость современного поколения от IT-технологий очевидна. Рекомендуется к печати.

17.02.2015, 23:44 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия : Тематика, затронутая в статье, несомненно, очень важна. Однако, выделенные автором меры по профилактике зависимости от современных технологий списаны со статьи Панова С.С. даже без авторских исправлений и указания ссылки (http://www.elib.grsu.by/katalog/167185-367676.pdf). Считаю, что необходимо лио сослаться на оригинал, взяв текст в кавычки, либо перефразировать. После доработки статью можно рекомендовать к печати. И ещё... написать рекомендации можно, но как их реально осуществить??? Может в статье произвести классификацию контролирующих программ, ведь не только от игр нужно ограждать подростков, но и от пустой траты времени в соцсетях, на сайтах, которые не нужны для познавательной деятельности... Успехов в освоении непростой тематики.


©

Влияние компьютерных технологий на жизнь человека.

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином аддикт мы будем понимать зависимых пользователей). Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". В настоящее время этот термин ("патологическое использование компьютера") употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1) интернет-зависимость (интернет-аддикция)
2) чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.

Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.

Рассмотрим теперь различные психические проявления аддикции.

Зависимость от компьютерных игр.

Некоторые авторы, проводившие беседы с аддиктами и их родственниками, отмечают наличие у аддиктов эмоциональных нарушений, которые выражаются в высоком уровне тревоги и депрессии. Беседы с родственниками аддиктов показывают, что большинство последних "излишне раздражительны", "вспыльчивы", эмоционально неустойчивы.

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Ключом к пониманию этого парадокса может стать условное разделение психической реальности аддиктов на виртуальный мир и реальный мир.

Исходя из этого разделения, которое, кстати, одобряют большинство аддиктов, проблему можно представить так: аддикты постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией (с помощью клинико-психопатологического метода). Что происходит с ними во время игры более менее объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры - это выход из виртуальной реальности. Однако из бесед с аддиктами можно сказать, что в процессе игры их настроение существенно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации "предвкушения" компьютерной игры.

Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир.

Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.

Таким образом, одна из возможных причин снижения настроения у аддиктов - это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов - это субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости. Речь идет о своего рода когнитивном диссонансе - противоречии между представлениями человека о "нормальной", социально одобряемой жизни, и самой жизнью аддикта. Иными словами аддикт находится в ситуации противоречия самому себе.

Хотя это может показаться странным, большинство из аддиктов серьезно думают об этом, и расхождение с нормами общества - вопрос, тревожащий большинство игровых аддиктов, а редкие исключения - не более, чем психологическая защита. В конечном счете желание игры выигрывает в борьбе с "суперэго", но игра не приносит желаемого удовлетворения - положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что "утром идти на лекции, а я всю ночь проиграл", "жена просила убраться в квартире, а я играл круглые сутки", - из бесед с аддиктами.

Описанные проблемы адаптации присущи больным и других форм зависимостей, в отличие от следующей причины отклонений в эмоциональной сфере игровых аддиктов, которая отличается тем, что является специфичной только для игровой компьютерной зависимости. Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли, которая и служит ключом к пониманию еще одной важной причины дискомфорта и снижения настроения у аддиктов. Дело в том, что потребность в принятии роли другого - это форма познавательной потребности, присущей всем людям. Когда мы говорим не об аддиктах, а о нормальных людях, увлекающихся компьютерными играми, мы говорим о нормальном удовлетворении познавательной потребности.

Применительно к аддиктам, в большинстве случаев, речь идет о потребности в принятии роли виртуального компьютерного персонажа как компенсации дезадаптации в реальном мире. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации - оно сильное, умное, ловкое, ему доступно оружие, деньги, на которые можно купить все в виртуальном мире и т.д. Но человек понимает, что он живет в реальном мире, где он далеко не так силен и богат, а главное, что он смертен, в отличие от своего виртуального героя. Таким образом, "Я виртуальное" и "Я реальное" - являются противоположностями (можно задаться вопросом о возможных раздвоениях личности?).

С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов. Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.

Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т.е. этой психологической особенностью они обладают до начала формирования зависимости от них.

Можно выделить три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального".

Здесь еще раз встает вопрос: а действительно ли аддикты не адаптированы в социуме, и из-за этого проводят больше времени у компьютера или зависимость вызывает социальную дезадаптацию?

Наиболее вероятно предположить, что верно и то, и другое: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности. Рост уровня тревожности отражает усиление дезадаптации личности, что в целом опровергает представления некоторых исследователей компьютерных игр о их благотворном влиянии на уровень адаптации.

Повышение адаптации возможно лишь в случае, если человек играет достаточно мало, для того чтобы снять напряжение и т.д. Здесь можно привести аналогии с алкоголем (минимальные дозы алкоголя полезны - антисклеротическое, радиопротекторное действие).

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится "убивать" компьютерных "врагов", а те, в свою очередь, пытаются "убить" его. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такое отношение человека к окружающему миру и будет называться высоким уровнем тревожности личности.

Интернет-зависимость.

Другой разновидностью компьютерной зависимости является так называемая "интернет-зависимость". Первыми с этой проблемой столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в Сети. Интернет-зависимость имеет общие черты с зависимостью от игр, но и некоторые отличия.

В самом общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Чтобы отличить времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по роду деятельности приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивной реализации в виде пребывания в сети, необходимо учитывать особенности аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.

Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?

Возможность анонимного общения;
- возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
- чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового);
- неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения - 90% - зависимы от общения, 10% зависимы от информации).

Термин "интернет-зависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей:

Использование компьютера вызывает дистресс.
Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.
Интернет-зависимость (Cyber Disorder) войдет в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Голдберг характеризует интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".

Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависисости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц.

Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:

Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
- пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
- навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
- информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
- игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный вариант теста К. Янг использовался и российскими исследователями, которые получили более 600 анкет, из которых было принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг - 1-5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным некоторых английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском интернете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой "игрушкой".

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т.п. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить "нет", в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности (болезни зависимого поведения) и люди имеющие такие черты попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Таким образом, благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

Чрезмерное влечение к общению в интернет крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение.

Так, например, американский суд лишил родительских прав 35-летнюю жительницу штата Флорида, которая так увлеклась интернетом, что перестала уделять должное внимание двум своим детям. После развода с мужем она поставила в своей спальне компьютер, повесила на дверь замок и проводила у машины целые сутки, не отвечая на призывы детей.

Терапия:

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг. В российском интернете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ - сетевой аналог "телефона доверия" и "Виртуальная психологическая служба". Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.

People in contemporary world can hardly imagine their lives without machines. Every day either a new gadget is invented or an old one is improved. Different people appreciate new inventions differently. Some suppose that sophisticated gadgets are really useful and necessary, while others find them absolutely awful as they influence people badly. As for me, I am pretty sure that gadgets make people`s lives easier.

Firstly, they do all kinds of dirty and hard work, as cleaning. Secondly, devices can save a lot of time as well as storage space. For instance, a computer disk can contain the same amount of information as several thick books.So, machines help people in different spheres.

However, opponents of this point of view are definitely sure that gadgets affect people negatively. People are reluctant to work due to the influence of machines. People become lazy and disorganized. They just expect their latest gadgets to do everything instead of them. Moreover, according to scientists, a great number of widespread devices produce radiation that can cause serious health problems. Furthermore, more and more people are becoming addicted to their modern gadgets, for instance computers, TVs or mobile phones. So, they neglect their home obligations, work or school and spend all their spare time in front of a laptop screen or a TV-set.

In conclusion, I firmly believe that in spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life.

Перевод:

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без машин. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Некоторые полагают, что сложные гаджеты на самом деле полезны и необходимо, в то время, как другие считают их ужасными из-за их отрицательного влияния на людей. Что касается меня, я абсолютно уверена в том, что новые устройства делают нашу жизнь легче.

Во-первых, они выполняют всю грязную и тяжелую работу, такую как уборка. Во-вторых, устройства экономят как время, так и место. Например, компьютерный диск может вмещать столько же информации, как несколько толстых книг. Итак, машины помогают людям в разных сферах деятельности.

Однако противники этой точки зрения абсолютно уверены в том, что новые изобретения отрицательно влияют на людей. Люди не хотят работать из-за влияния устройств. Они становятся ленивыми и неорганизованными. Они ждут, когда их последние изобретения сделают всё за них. Более того, по мнению ученых, многие широко распространенные гаджеты обладают излучением, которое может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Кроме того, всё больше и больше людей становятся зависимыми от компьютера, телевизора или мобильного телефона. Они игнорируют свои домашние обязанности, учебу или работу и проводят всё своё время перед ноутбуком или экраном телевизора.

В заключение, я считаю, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более занчительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью!

Каменская Татьяна

В наши дни люди все чаще употребляют термин «зависимость». Например, если человек постоянно ходит в спортзал, то ему могут сказать, что он зависим от спорта (хотя вряд ли это плохо). Смартфоны и другие гаджеты также постоянно обвиняют в том, что они вызывают болезненную привязанность.

Однако в медицинской литературе зависимостью принято называть только вредную, устойчивую и неконтролируемую привязанность к вещи или стилю поведения, которая подразумевает причинение вреда самому себе. Иными словами, такие простые действия, как просмотр новостей в социальных сетях или досуг у телевизора не являются зависимостью ровно до тех пор, пока они не начнут приносить человеку ощутимый вред.

По словам врача-нейробиолога Марка Льюиса, зависимость — это одна из форм обучения. Льюис утверждает: «Наш мозг в этом случае просто выбирает кратчайший путь для того, чтобы заполучить то, что ему нужно».

Нейробиолог Марк Льюис долгое время изучал проблемы возникновения зависимости. У него есть задокументированные исследования, связанные с влиянием героина, кетамина, кокаина и других психотропных веществ. В первую очередь, Льюис убежден в том, что зависимость не является болезнью. По крайней мере, не в традиционном понимании этого термина. Кроме того, ученый считает, что, когда у человека формируется зависимость, центр вознаграждения, который находится в мозге, начинает реагировать лишь на один единственный стимул.

Принято считать, что вещества, вызывающие зависимость, представляют собой особое химическое соединение, перед воздействием которого никто не может устоять. Однако это не так. «Интересно то, что все люди по-разному реагируют на один и тот же наркотик», - утверждает Льюис. Миллионам людей по всему миру дают наркотическое обезболивающее после операций, но только единицы становятся зависимыми от этих веществ. Точно так же, многие люди употребляют алкоголь, но алкоголиками становится лишь небольшой процент из них. Мы все едим и работаем, но мы совсем не обязательно превратимся из-за этого в обжор и трудоголиков.

Отчего же зависят все эти различия? При состоянии зависимости человек испытывает непреодолимое физическое или психологическое желание. Без этого стремления нельзя говорить о наличии у человека болезненного пристрастия к чему-либо.

Непреодолимое желание

Здесь целесообразно привести пример, связанный с использованием ушных палочек. Для тех, кто постоянно ими пользуется, ощущение присутствия влаги в ушах становится неприятным. Использование небольшой палочки с мягким наконечником из хлопка кажется разумным решением проблемы, несмотря на предупреждения производителей.

Разумеется, данная проблема является более, чем надуманной. «Ушная сера появляется не просто так - она необходима нашему организму», - объясняет доктор Деребери. «Нет необходимости постоянно чистить уши». Если потерпеть немного, то ощущение влажности в ушной раковине в скором пройдет. Тем не менее, как это часто бывает в жизни, люди поступают так, как им хочется, а не так, как им следует. Продукты, вызывающие привыкание, обычно являются временным решением, но это решение создает еще больше проблем. Так, постоянная очистка ушного канала при помощи ватных палочек вызывает сухость кожи, что может привести к появлению раздражения. Раздражение вызывает зуд. Все эти проблемы в итоге могут привести к тому, что человеку придется обратиться за медицинской помощью.

Это называется «эффектом ушной палочки»: постоянное использование определенного продукта становится источником других проблем. Например, зависимость от наркотических веществ приводит к социальной изоляции, в связи с чем новая доза становится еще более желанной. Чем больше человек сидит дома перед компьютером, тем более одиноким он становится, в результате чего тяга проводить время перед экраном становится еще сильнее. «Эффект ушной палочки» возникает тогда, когда решение становится источником новых проблем, постепенно приводя .

На схеме наглядно изображен эффект ушной палочки:
Использование (use) - продукт решает проблему;
Злоупотребление (abuse) - решение само становится проблемой.

Тем не менее, когда речь заходит о зависимости от товаров массового потребления, возникает уникальное и вызывающее определенное беспокойство явление. В этом случае некто начинает получать прибыль от вреда, вызванного привыканием.

Зависимость и прибыль

Существует два типа товаров, вызывающих зависимость. Под первым типом подразумеваются товары, чьи производители не знают ничего об их покупателях. Алкоголь, сигареты и даже ушные палочки попадают под это описание. Данные товары можно легко найти на полках магазинов. При этом у производителя остается минимум информации о том, кто покупает эти продукты, как и насколько часто.

Ко второму типу относятся товары, производители которых хорошо знают поведение и пристрастия своих покупателей. Например, владельцы казино отлично знают своих игроков благодаря картам лояльности. Сайты онлайн-игр и социальные сети отслеживают каждый клик пользователей.

Производители обоих типов товаров могут уменьшить эффект привыкания у покупателей различными способами. Компании, которые ничего не знают о своих клиентах, должны предупреждать потенциальных покупателей о возможном вреде здоровью. Чем более заметным и устрашающим будет это предупреждение, чем сильнее будет эффект.

К примеру, на пачках сигарет часто изображают леденящие кровь фото людей с различными заболеваниями, а надпись на пачке гласит «Курение убивает».

Когда речь заходит о компаниях, которые хорошо изучили своих клиентов, можно сделать намного больше, чтобы предотвратить возникновение болезненной зависимости. У таких организаций существует обязанность помогать тем, кто хочет остановиться, но не может. Однако компании-разработчики редко когда серьезно относятся к этой обязанности.

Как сделать так, чтобы Кремниевая долина не превратилась в Лас-Вегас

Два года назад была опубликована книга о том, как создавать товары, которые будут . Книга стала бестселлером, но, к несчастью, большая вовлеченность людей в процесс использования товаров или услуг может привести к возникновению зависимости. На ее страницах были описаны техники, позволяющие выработать у клиентов полезные привычки (например, использование фитнес-браслетов, отслеживание личных расходов и т. п.). Однако эти же техники могут быть использованы для формирования вредных привычек.

Решение заключается не в том, чтобы сделать товар или услугу менее привлекательной, а в том, чтобы помочь тем, кто становится от нее зависимым. К счастью, двусторонняя природа интернет-сервисов помогает компаниям идентифицировать тех людей, которые стремятся к умеренному пользованию. Например, на сайтах с онлайн-играми можно внедрить функцию напоминания о времени, проведенном в игре. Владельцы Facebook могли бы предусмотреть для своих пользователей возможность отключать новостную ленту в определенное время суток.

Владельцам интернет-сервисов известны особенности использования, свойственные каждому клиенту. Вовсе не обязательно беспокоить предупреждениями каждого пользователя. Достаточно будет обратить внимание на тех, чье поведение указывает на формирование зависимости. Например, можно установить триггер, основанный на количестве часов, проведенных в онлайн-сервисе. На самом деле, владельцы компаний могут сделать очень многое, чтобы предотвратить . Другая проблемы заключается в том, действительно ли они хотят делать это.

Существуют определенные сферы деятельности, а также отдельные компании, которые не хотят и не будут помогать зависимым людям. Это касается не только дилеров, торгующих запрещенными веществами. Есть много видов законного бизнеса, который строится на зависимых людях. К ним можно отнести, к примеру, онлайн-игры или казино.

Многие компании также получают существенную долю своей прибыли от самых лояльных покупателей. Например, в индустрии фаст-фуда 20% клиентов приносят компаниям 60% всего дохода. Таких покупателей называют «тяжеловесами». Нет ничего плохого в том, что у потребителей есть любимый бренд. Однако совершенно иная ситуация возникает, когда компания начинает использовать людей, у которых уже сформировалась зависимость.

Например, во всех американских казино есть так называемое правило самоисключения, которое действует для клиентов, желающих прекратить играть. Однако всем хорошо известно и то, что казино с распростертыми объятиями принимает самоисключившихся игроков. Менеджеры признаются, что они позволяют людям играть, даже если те до этого публично попросили внести их в черный список.

Проблема заключается в том, что компании, специализирующиеся на азартных и онлайн-играх, сами зависимы от своих зависимых игроков. Если они начнуть помогать им преодолевать привыкание, то лишатся львиной части своих доходов.

К счастью, далеко не все компании так зависят от игроков, имеющих болезненную привязанность. Например, прибыль Facebook не окажется под угрозой, если ее руководство начнет помогать людям, которые слишком много времени проводят в социальной сети. На самом деле, многие фирмы, работающие в сфере информационных технологий, уже начали вести работу с зависимыми людьми, устанавливая определенные ограничения и лимиты.

Таким образом, в отличие от производителей сигарет и ушных палочек, владельцы интернет-сервисов владеют информацией о пользователях и умеют отслеживать их поведение, поэтому им легче всего вмешиваться в процесс. Разумеется, компаниям, работающим в сфере информационных технологий, не требуется «лечить» зависимых людей; им даже не стоит пытаться сделать это. Кроме того, не следует ограничивать определенным пользователям доступ к сервису. Достаточно будет просто проявить дружеское поведение, обратить внимание на проблемы своих клиентов. Если вы видите, что человек проявляет признаки зависимости, то необходимо протянуть ему руку помощи. Имея все необходимые данные, владельцам интернет-сервисов не составит почти никакого труда сделать это.

Основные выводы

  • Так называемый «эффект ушной палочки» возникает тогда, когда решение проблемы само становится источником проблемы и в последствии наносит вред самому человеку.
  • Использование многих товаров может приводить к возникновению «эффекта ушной палочки». Большинство людей, видя негативные последствия, сами отказываются от них.
  • Тем не менее, есть некоторые люди, которые не могут остановиться. Они страдают от собственной зависимости от конкретного товара или услуги, но продолжают пользоваться ими, несмотря на ощутимый вред.
  • Владельцы компаний могут распознавать отдельных клиентов, страдающих от подобного рода зависимостей, и помогать им справиться с их проблемами.

Высоких вам конверсий!

По материалам:

Технологии

Сколько устройств у вас в данный момент под рукой? Как часто за последний час вы проверяли свои учетные записи в социальных сетях? Когда вы в последний раз играли в видеоигры? Может показаться, что ответы на эти вопросы не связаны между собой, но зависимость от технологий становится все более реальной, и может иметь ужасные последствия. Согласно исследованию, опубликованному в журнале PLoS ONE, у людей, пристрастившихся к Интернету, могут возникать химические изменения в мозге, аналогичные тем, что происходят у алкоголиков и наркоманов. И это только в Интернете - подумайте обо всех других технологиях, которым мы поддаемся каждый день.


Итак, "болезни", связанные с технологиями.

1. Синдром фантомной вибрации (Phantom Vibration Syndrome)

Вы когда-нибудь хватались за ваш мобильный телефон с полной уверенностью, будто вы почувствовали, что он вибрировал, но при этом обнаруживали, что он не гудел вовсе? Это то, что многие называют "синдромом фантомных вибраций". Страдающие синдромом чувствуют вибрацию, даже когда их устройства находятся в совершенно другой комнате. Название, скорее всего, позаимствовано из синдрома фантомных конечностей - состояния, при котором тот, кто потерял конечность, испытывает сенсорные галлюцинации, будто она по-прежнему функционирует . Подобное происходит и при синдроме фантомных вибраций, когда человек воспринимает телефоны, как продолжение себя. Согласно книге профессора психологии Ларри Розена (Larry Rosen) iDisorder, 70 процентов тех, кто активно использует мобильные устройства испытывают фантомные вибрации.

2. Интернет-зависимость

Интернет-зависимость или интернет-аддикция представляет собой непременное желание использовать Интернет, таким образом, что он начинает мешать повседневной жизни. Исследования показывают, что пристрастие к Интернету может привести к тому же типу социальных проблем, что и другие установленные зависимости, как, к примеру, азартные игры. Важно отметить, однако, что интернет-зависимость пока еще не признана расстройством. В 2008 году в редакционной статье в Американском журнале психиатрии (American Journal of Psychiatry) доктор Джеральд Дж. Блок (Jerald J. Block) писал, что интернет-зависимость может быть охарактеризована чрезмерным использованием Сети, синдромом отмены после резкого прекращения пользования и негативными последствиями, такими как усталость. Патологическое использование Интернета также может привести к серьезной депрессии.

3. Зависимость от социальных сетей

Считаясь одной из разновидностей интернет-зависимости, зависимость от социальных сетей, вероятно, является одной из наиболее распространенных технологических зависимостей последнего времени. Исследователи из Чикагского университета опросили 250 человек. Они получили более восьми тысяч отчетов о повседневных желаниях опрошенных и их взаимодействии с устройствами. По данным исследования, отказаться от проверки и обновления странички в социальных сетях гораздо труднее, нежели от увлечения алкоголем или табаком.

В Норвегии, исследователи предложили метод под названием Bergen Facebook Addiction Scale, который поможет пользователям выяснить, страдают ли они от социальной зависимости. Тест базируется на шести основных критериях. С его помощью можно выяснить насколько человек зависим от социальных сетей.

4. Игровая зависимость

Игровая зависимость, также как и интернет-зависимость, характеризуется вмешательством игр в аспекты жизни, и наряду с нею пока официально не считается расстройством. Однако чрезмерное использование видеоигр уже приводит к страшным последствиям . Фатальный исход такого пристрастия уже зарегистрирован - в июле 2011 года 20-летний программист умер от тромбоза глубоких вен из-за того, что слишком долго вел сидячий образ жизни.

Поделиться