Оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования харькова, елена владимировна. Качество образовательных услуг Образовательные услуги высокого уровня качества

1

В последнее время в системе профессионального образования обостряется конкуренция между учебными заведениями. Для завоевания преимущественных конкурентных позиций продавцу образовательных услуг следует уделять внимание их конкурентоспособности. Конкурентоспособность образовательной услуги – способность удовлетворять требования потребителя, характеризующаяся качеством предоставляемой образовательным учреждением услуги и другими составляющими качества, важными для потребителя после ее приобретения, то есть степень ее привлекательности на конкурентном рынке по сравнению с аналогичными образовательными услугами. Анализируя качество образования и эффективность деятельности основных участников системы образования на примере города Камышина Волгоградской области, который является одним из малых городов, было выявлено, что потребитель образовательных услуг разборчив и предъявляет достаточно четкие и широкие требования к их качеству. Конкуренция на рынке образовательных услуг помогает ему в этом, но ожидания потребителей на сегодняшний день далеко не всегда соответствуют реально предоставляемым услугам.

рынок образовательных услуг.

образовательная услуга

конкурентоспособность

1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь [Текст]. – М.: Книжный мир, 2003. – 895с.

2. Бородина Е. А., Самсонова Е. В., Самсонова М. В. Условия формирования конкурентоспособности фирмы на отраслевом рынке // Конкурентоспособность предприятий и организаций: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, май 2006 г. / Пенз. гос. ун-т и др. – Пенза, 2006. – С. 40-42.

3. Буймов, А. Г. Трехфакторная модель качества и ее применение в образовании [Текст] / А. Г. Буймов, Б. А. Буймов // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – № 6. – С. 37-41.

4. Васильев, В. Новая парадигма оценки качества образования [Текст] / В. Васильев, Т. Тягунова // Высшее образование в России. – 2007. – № 2. – С. 19-23.

5. Данилова Т. В. Методика оценки конкурентоспособности вузов // Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции [Текст]. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – С. 55-61.

6. Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов – членов Гильдии маркетологов [Текст] / ред. А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2009. – 261 с.

7. Самсонова М. В., Болотова Е. В, Самсонова Е. В. Оценка перспектив развития маркетинга высшего образования в малых городах России // Экономические науки. – 2008. –12 (49). – С. 395-398.

8. Самсонова М. В. Самсонова Е. В. Исследование факторов конкурентоспособности образовательной услуги // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – 3 (47). – С. 88-90.

В последнее время в системе профессионального образования обостряется конкуренция между учебными заведениями, и все большее распространение получает платное образование, как следствие, особое значение приобретает маркетинг. Чтобы выжить в конкурентной борьбе и получать прибыль, образовательному учреждению необходимо выявлять особенности своих потребителей, определять факторы, влияющие на процесс приобретения ими услуг, удовлетворять потребности потребителей с учетом этого. Для завоевания преимущественных конкурентных позиций продавцу образовательных услуг следует уделять внимание их конкурентоспособности.

Конкурентоспособность - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса .

Конкурентоспособность образовательной услуги - способность удовлетворять требования потребителя, характеризующаяся качеством предоставляемой образовательным учреждением услуги и другими составляющими качества, важными для потребителя после ее приобретения, то есть степень ее привлекательности на конкурентном рынке по сравнению с аналогичными образовательными услугами.

Анализируя качество образования и эффективность деятельности основных участников системы образования на примере города Камышина Волгоградской области, который является одним из малых городов, было проведено анкетирование среди реальных потребителей образовательных услуг - студентов, являющихся главным субъектом образовательного процесса, по состоянию которого можно судить о качестве обучения. Респондентами выступили студенты Камышинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»: 3 курс (28 %), 4 курс - 42 %, 5 курс - 30 %. Половая структура опрошенных выглядит следующим образом: 77 % женщин и 23 % мужчин.

В ходе анкетирования студентам было предложено определить ценность предоставляемых ВУЗом образовательных услуг.

Наибольшая часть опрошенных студентов находит уровень предоставляемых образовательных услуг удовлетворительным (44 %). Наименьший удельный вес среди всех опрошенных занимают студенты, считающие, что образование, предоставляемое Камышинским технологическим институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» очень плохого качества (2 %). Доля студентов, определяющих уровень образования как «скорее плохое» составляет 9 %. Такое же количество студентов затруднилось ответить на вопрос. 36 % опрошенных студентов признали качество образования высоким.

Определяя конкурентоспособность образовательной услуги, следует оценивать не только ее качество, но и такие составляющие качества как отношение потребителя к предоставляемому услугу образовательному учреждению, а также ожидания потребителя от процесса потребления.

К составляющим качества образовательной услуги можно отнести соответствие содержания программы ожиданиям потребителя, соответствие обучения уровню программы, практическая значимость получаемых знаний, актуальность предоставляемых знаний, условия проведения занятий, обеспечение учебного процесса, квалификация персонала образовательного учреждения. Приведенные характеристики определяют потребительскую ценность образовательной услуги.

Различные внутренние и внешние факторы влияют на сознание потребителя, формируют его ожидания. Уровень соответствия ожиданий потребителя фактически предоставляемым образовательным услугам характеризует их качество. Оценка потребителями образовательных услуг Камышинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» такого соответствия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Соответствие образовательного процесса ожиданиям потребителя (

Сферу высшего профессионального образования не могли не затронуть процессы глобализации. Российская система образования интегрируется в международное научно-образовательное пространство. Образовательные организации находятся в условиях конкуренции, что предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг, соответствующие мировому ровню. От качества образования зависит успех модернизации экономики, реализация социальных программ. В правовом регулировании сферы образования традиционно преобладали публично-правовые начала, однако активное проникновение рыночных отношений требует частноправовых методов регулирования. В правовую регламентацию отношений в сфере образования внесены коррективы Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273. Усиление влияния гражданско-правовых начал выражается прежде всего в стремлении выделить конкретный результат образовательного процесса, который позволил бы оценить качество подготовки выпускника . Проблема определения качества образовательных услуг остается актуальной. Отмечаются несоответствие подготовки кадров требованиям рынка труда, расхождение между качеством образовательной услуги и запросами работодателей, диспропорции в подготовке специалистов. Сфера образования переживает определенные трансформации, под влиянием глобализации меняются многие традиционные представления, внедряются рыночные механизмы. Образовательные организации, действующие в условиях конкуренции, вынуждены искать пути улучшения качества оказываемых услуг. Происходящие процессы находят отражение в дискуссиях об определении правовой природы отношений, складывающихся при оказании образовательных услуг, и правовых формах их опосредования . Не вдаваясь в дискуссию, можно отметить применительно к исследуемой проблеме, что учеными обращено внимание на единую экономическую и правовую природу отношений по поводу получения образования на бюджетной и внебюджетной основе. Такое мнение высказано Т.А. Батровой , А.А. Кирилловых и другими специалистами. В частности, В.В. Кванина полагает, что источник финансирования не должен влиять на природу договора на оказание образовательных услуг. Не может быть объективного и разумного оправдания различий в положении обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе . Важно обратить внимание на содержание образовательной услуги, как определенной деятельности или определенных действий исполнителя. Содержание услуги одинаково для соответствующих категорий обучающихся, независимо от того, кто оплачивает услуги (сам потребитель, заказчик – работодатель или государство). Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 , подчеркивают, что образовательные организации вправе осуществлять «платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях». Качество услуги не может разниться в зависимости от того, оказывают образовательные организации услуги обучающимся за счет бюджетных средств или частных средств граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование отношений оказания образовательных услуг

Глава 39 ГК РФ, посвященная регулированию отношений возмездного оказания услуг, не устанавливает требований к качеству услуги. Как отмечает Л.Б. Ситдикова, вопрос формирования критериев оценки качества услуг составляет одну из сложнейших проблем правоприменительной деятельности. Ни законодатель, ни юридическая доктрина не предлагают участникам гражданского оборота и судам концепции оценки надлежащего исполнения договоров возмездного оказания услуг именно с позиции ее качества . Нет четкого определения качества и образовательной услуги. Некоторые выводы о качестве образовательных услуг позволяют сделать Правила оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 г. В пункте 2 данных Правил определено, что является недостатком платных образовательных услуг. Можно сделать вывод, что качество образовательной услуги определяется: требованиями государственных стандартов и иными обязательными требованиями, условиями договора, обычно предъявляемыми требованиями, целями, для которых образовательные услуги используются, целями, о которых был поставлен в известность исполнитель. Нетрудно заметить аналогию с требованиями, предъявляемыми к качеству товара, предусмотренными в статье 469 ГК РФ и статье 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Такая же связь прослеживается применительно к последствиям оказания образовательных услуг ненадлежащего качества.

В Правилах оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 г. предусмотрено, что образовательная организация обязана довести до сведения обучающегося информацию о платных услугах в порядке и объеме, установленном законодательством о защите прав потребителей. В судебной практике к данным отношениям и ранее применялись положения законодательства о защите прав потребителей. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» подчеркивается, что на рассматриваемые отношения распространяется действие ГК РФ, Закона «О защите прав потребителей». Сказанное можно отнести и к обучающимся на бюджетной основе: они имеют право на получение соответствующей информации, компенсацию морального вреда, возмещение вреда и пр.

Использование государственных стандартов как способа определения качества товара практикуется и в сфере услуг. Механизмы государственного регулирования качества образовательных услуг предусмотрены законодательством об образовании. В частности, это федеральные государственные образовательные стандарты, соответствие которым содержания и качества подготовки обучающихся определяется в процессе государственной аккредитации образовательной деятельности . О качестве подготовки свидетельствует соответствие полученных выпускником компетенций требованиям ФГОС, которые должны быть приведены в соответствие с профессиональными стандартами. Независимая оценки качества образования осуществляется путем тестирования по сертифицированным аккредитационным измерительным материалам. Уровень успешности студентов определяют также на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов с использованием балльно-рейтинговой системы.

Согласно статьи 780 ГК РФ исполнитель обязан оказать услуги лично. Образовательная организация – исполнитель должна соответствовать определенным требованиям. Для обеспечения реализации ФГОС законодательство предусматривает лицензирование образовательной деятельности. Требования к соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиатам установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 . На сайте образовательной организации согласно Постановлению Правительства от 10 июля 2013 г. № 582 предусмотрено опубликование разнообразной информации, которая дает представление об исполнителе и оказываемых образовательных услугах. Информационная открытость образовательной организации, публикуемые рейтинги вузов обеспечивают возможность правильного выбора услуги потребителями. Качество услуги зависит от мастерства, квалификации сотрудников. Наличие педагогических работников, имеющих квалификацию, необходимую для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, является одним из условий лицензирования. Требования к уровню высоки, что следует из профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного 8 сентября 2015 г. № 608н. В содержании труда педагогических работников акцент смещается на методическую работу, изменяются формы подачи учебного материала при электронном и дистанционном обучении.

Проблемы регулирования качества образовательных услуг при использовании дистанционных технологий

Закономерно возникает вопрос о влиянии новых образовательных технологий на качество образования. При исследовании процесса использования дистанционных технологий в основном обращают внимание на плюсы применения такого обучения. Реже обращают внимание на возможные риски применения подобных технологий. Отмечаются трудности самостоятельного овладения основами теории и самостоятельного применения положений теории к решению практических задач . Недостаточно внимания уделяется специфике обучения, основанной на дистанцировании субъектов образовательного процесса друг от друга. Интересно мнение представителей педагогической науки. В частности, представляется важным замечание Е.В. Коротаевой о том, что при дистанционном обучении происходит алгоритмизация деятельности, что способствует развитию репродуктивных навыков (исполнения, повторения), но есть проблема организации продуктивного взаимодействия субъектов. Действия преобразования, реконструкции, проектирования, а также контроля, оценки, анализа и синтеза, рассматриваемые как продуктивные – развиваются слабо или недостаточно , Нельзя не согласиться с мнением автора, что замалчивание этих психодидактических аспектов в дистанционном обучении приводит к снижению качества обучения и противоречит поставленной задаче обеспечения высокого качества образования. Опыт применения электронного и дистанционного обучения привел к концепции смешанного образования и обучения, которое позволяет нейтрализовать трудности обучения только с помощью информационных технологий .

Дистанционное обучение практикуется при повышении квалификации, получении дополнительного образования. Более осторожно следует подходить к получению базового профессионального образования. Не случайно Министерство образования и науки до сих пор не определилось, по каким специальностям и направлениям подготовки возможно исключительно такое обучение, а по каким нет. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 отдает на усмотрение образовательных организаций определение объема аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий . Осторожно сказано, что «допускается отсутствие аудиторных занятий». Полагаем, что пока преждевременно судить о качестве образования при использовании новых образовательных технологий. Для выявления результата, эффективности услуги необходимо изучение и тщательный анализ процессов использования дистанционных образовательных технологий и результатов обучения. При этом определение качества подготовки выпускников предполагает оценку правовых и социальных последствий вводимых новаций, чтобы не допустить нанесения ущерба системе образования.

Роль сотрудничества образовательных организаций с работодателями в регулировании качества образовательных услуг

Для качества образовательной услуги особое значение имеет цель, для которой услуга используется. Потребители услуги предполагают получить знания, навыки, компетенции, позволяющие им быть востребованными на рынке труда, самореализоваться, достичь успеха. Конечной целью услуги является удовлетворение потребителя, хотя потребительский спрос не всегда может соответствовать потребностям экономики страны. Соответствие услуги цели потребления, если заказчик обозначил такую цель, позволяет продемонстрировать целевое обучение и целевой прием в образовательные организации. Заключение договоров о целевом обучении и целевом приеме основано на заказе работодателей и удовлетворении интереса непосредственного потребителя – обучающегося. Работодатели участвуют в определении содержания программ, в организации практик обучающихся, определении тематики курсовых проектов и выпускных работ, в создании совместных кафедр и пр. Типовая форма договора о целевом приеме, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076, предусматривает право заказчика проводить мониторинг успеваемости, контролировать качество подготовки обучающихся, вносить предложения по корректировке образовательных программ высшего образования, реализуемых исполнителем, учитывать дополнительные требования заказчика к уровню и качеству подготовки лиц, заключивших договор о целевом обучении. Цели, о которых исполнитель был поставлен в известность или для которой услуги предназначены, определяются условиями договоров: каким требованиям должна отвечать профессиональная подготовка выпускников для конкретного заказчика – работодателя. Образовательные организации сотрудничают с работодателями, стремятся максимально вовлечь их в образовательный процесс. Возрастает доля образовательных программ, реализуемых с работодателями, заключаются договоры о прохождении практики с перспективой трудоустройства, договоры о целевом обучении. Наличие связей с работодателями снижает риск подготовки выпускников, не отвечающих потребностям производства.

Правовая регламентация критериев качества образовательных услуг и создания системы оценки качества образования

Одним из основных критериев качества образования является степень востребованности специалиста на рынке труда. Работодатели руководствуются уровнем знаний, умений выпускников, репутацией вуза, оценивая подготовку выпускников при приеме на работу. В нормативных актах о мониторинге системы образования не содержится показателя «трудоустройство по специальности». В Приказе Министерства образования и науки от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» в числе показателей назван уровень безработицы выпускников, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в течение трех лет, предшествующих отчетному периоду. Сбор данных о трудоустройстве выпускников осуществляется в целом по Российской Федерации. Однако такой показатель трудоустройства не позволяет выявить проблему непрофильной занятости. Представляется, что сбор и анализ информации о трудоустройстве выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования целесообразно делать ежегодно и учитывать трудоустройство по полученной специальности (направлению подготовки). Последнее важно для определения соответствия спроса и предложения на рынке труда и понимания того, не растрачиваются ли ресурсы общества напрасно (систему образования обвиняют в том, что она работает вхолостую). Образовательные организации обязаны размещать на сайте информацию о трудоустройстве выпускников.

Проблему трудоустройства выпускников в определенной мере решает целевое обучение, но этот механизм не всегда срабатывает, выпускники отказываются устраиваться на работу к соответствующим работодателям. В связи с этим предусмотрена ответственность выпускника в виде штрафа в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки Полагаем, что санкции вряд ли способны решить проблему. Как нами уже отмечалось, отказы обусловлены в основном отсутствием надлежащих условий работы и проживания для специалиста. Развивать законодательство нужно в направлении создания приемлемых условий для работы . Есть положительный опыт решения обозначенной проблемы в субъектах Российской Федерации, которые разрабатывают программы поддержки выпускников вузов, (предоставляют субсидии на жилье, компенсации за наем и пр.).

Создание системы оценки качества образования основывается на мониторинге системы образования. При проведении мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании. Анализируются результаты участия обучающихся в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах, других достижений во внеучебной деятельности, профессиональные достижения выпускников образовательных учреждений. Соответствующая информация должна быть размещена на сайте вуза, т.к. оценка основывается на принципах открытости, прозрачности, объективности. Этой цели служит оценка качества образовательной деятельности в порядке самообследования и общественно-профессиональная аккредитация.

Законодательная регламентация качества образовательной услуги в основном сконцентрирована на уровне высшего образования. Между тем качество высшего образования зависит и от потребителя, индивидуальных способностей обучающегося, от качества общего образования. В связи с этим нельзя не обратить внимание на уровень подготовки поступающих на обучение в образовательные организации высшего образования. В качестве вступительных испытаний рассматриваются результаты единого государственного экзамена. Определение минимального балла единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета, осуществляется распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. Представляется, что баллы по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, довольно низки. Есть определенные сомнения и в объективности их получения.

Проблема гарантирования результата образовательных услуг

Проблема гарантирования результата услуги обсуждаема в юридической литературе. Отмечается, что гарантия достижения согласованного сторонами результата превращается в мощный фактор конкурентоспособности услугодателя . Однако не всегда можно гарантировать результат услуги заказчику. Достижение полезного эффекта услуги зависит и от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для достижения результата. Образовательные услуги относятся к числу тех, где результат не гарантируется – слишком много объективных факторов, оказывающих влияние на результат. Определяет эти факторы, как показывает исследование, обширное законодательство, регламентирующее процесс оказания образовательных услуг. Хотя достижение положительного результата услуги не гарантировано, при анализе нормативных правовых актов последних лет прослеживается заметное усиление регулирующего воздействия в направлении достижения нематериального результата образовательной услуги. Смещение акцента на результат услуги осуществляется путем установления и анализа количественных проверяемых показателей, характеризующие исполнителя услуг – образовательную организацию (публикационная активность, рейтинг вуза, количество выпускников, трудоустроенных по специальности, программ и совместных кафедр, созданных с работодателями, балл приема на обучение на бюджетные места и пр.). Множественность показателей качества образования затрудняет формулирование законодательного определения качества образовательных услуг.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Совершенствование системы управления качеством образовательных услуг средних школ города Москвы

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.. 4

1.1 Образовательные услуги как объект исследования и управления, понятие качества образования 4

1.2. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления качеством образования. 12

1.3. Современный российский и зарубежный опыт управления качеством образования…16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ... 23

2.1. Количественная характеристика общеобразовательных учреждений города Москвы.. 23

2.2. Анализ системы управления образованием в городе Москве. 30

2.3.Анализ существующей системы лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений города Москвы.. 40

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.. 50

3.1. Основные проблемы московского механизма обеспечения государственных гарантий качества образования. 50

3.2. Предложения по решению основных проблем московской системы обеспечения государственных гарантий качества образования. 54

3.3. Оценка эффективности работы системы управления общим образованием города Москвы 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 67

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы посвящена рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий качества образовательных услуг, на примере работы Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы


Актуальность темы. Перемены в экономической жизни России затронули все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 10 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос.

Одновременно с количественным ростом начинается и качественный рост рынка образовательных услуг. Это относится и к структуре спроса, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения, которое характеризуется бурным развитием негосударственных образовательных учреждений, созданием новых образовательных программ , направлений и дисциплин.

Однако государство, как и прежде, остается гарантом получения гражданами РФ не только обязательного , но, что еще важнее, качественного общего образования.

Проблема качества образования находится в центре внимания общественности и государств всех развитых стран мира. Качественное образование в постиндустриальном мире становится фундаментом национального прогресса и безопасности. В концепции модернизации российского образования обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования и создание условий для повышения качества образования названы приоритетными направлениями образовательной политики.

Таким образом, объектом исследования данной работы является система управления качеством образования города Москвы.

Предмет исследования – механизмы обеспечения качества образования органами управления образование города Москвы.

В связи с вышеизложенным целью данной работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения государственных гарантий качества образования посредством процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений общего образования в Москве.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи :

Изучить и систематизировать теоретические аспекты, касающиеся анализа содержания и структуры образовательной услуги в качестве объекта управления, определить ее роль и специфику в условиях современного отечественного рынка, отметить особенности образовательных услуг;

Рассмотреть и проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую государственное управление качеством образования;

Изучить современный российский и зарубежный опыт управления качеством образования;

Рассмотреть и проанализировать систему управления образованием города Москвы, изучить существующий механизм проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений общего образования города Москвы;

Разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством образования в городе Москве;

Разработать критерии оценки эффективности системы управления качеством образования в городе Москве.


Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, а также по проблемам качества образовательных услуг, нормативные и законодательные акты Российской Федерации, методические документы в сфере лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, организационная и статистическая документация Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы, а также материалы специализированных тематических интернет-ресурсов.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию системы управления качеством образования в городе Москве.

В связи с ограниченностью объема работы в ней мы сконцентрируем внимание на обеспечении качества образования в общеобразовательных учреждениях, как основном звене системы Российского образования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 .Образовательные услуги как объект исследования и управления, понятие качества образования

Постановления (указы) руководителей администрации субъекта РФ (губернатора),

Постановления Правительства субъекта РФ.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений.

В Москве базовыми региональными законами являются:

Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве». Устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления , образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.;

Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» регулирует отношения, с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах и объеме, установленном государственными общеобразовательными стандартами определяет дополнительные требование к содержанию основных общеобразовательных программ в части московского регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и особенности деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учетом региональной специфики субъекта Российской Федерации города Москвы. Законом установлена обязательность получения среднего (полного) общего образования;

Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получения начального профессионального и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы в различных формах и объеме, установленном государственными образовательными стандартами; определяет формы участия органов государственной власти города Москвы, предприятий и организаций города Москвы всех форм собственности, федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения, государственно-общественных координационных советов города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров, профессиональных союзов в развитии начального и среднего профессионального образования в городе Москве, отвечающего потребностям профессионального развития и самоопределения личности, развития инфраструктуры и рынка труда города Москвы.

"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 1

Президентская инициатива "Наша новая школа" <1> выдвигает новые требования к системе образования, направленные на постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Положения данной инициативы являются основанием для разработки новой редакции Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", других документов.

<1> Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04.02.2010.

Новые стандарты обучения требуют новой системы оценки

В президентской инициативе "Наша новая школа" акцентируется внимание на индивидуализации спроса получателей образовательных услуг и возможностей его удовлетворения. Оценка потребителем качества образовательной услуги становится важным аспектом в управлении образовательным учреждением.

Чтобы получить обратную связь от потребителей образовательных услуг, необходимо наладить канал поступления информации. Анализ собранной информации даст возможность своевременно принимать грамотные управленческие решения.

Современная педагогическая система переходит от традиционных способов сбора сведений об образовательном учреждении к целенаправленному и планомерному мониторингу - отслеживанию результативности образовательного процесса и/или его компонентов.

Качество бюджетных образовательных услуг в регионах оценивается в соответствии с региональными документами, подготовленными по реализации положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009. В частности, в Послании предлагается разработать и ввести новые требования к качеству образования, соответственно, расширить список документов, характеризующих успехи каждого школьника; ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей; расширить самостоятельность школ, причем как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.

Предлагаем вам ознакомиться с опытом по разработке методики анкетного опроса потребителей образовательных услуг среднего общеобразовательного учреждения (родителей) лаборатории оценки качества образовательных услуг ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" (НИРО) и Нижегородского отдела института социологии Российской академии наук.

Пособие по определению качества услуг потребителем

Качество бюджетных образовательных услуг оценивается в Нижегородской области в соответствии с Постановлениями Правительства Нижегородской области от 28.06.2007 N 213 "Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг в области здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и образования, предоставляемых за счет средств областного бюджета", от 28.06.2007 N 212 "Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Нижегородской области".

Данные постановления позволяют производить оценку качества услуг по формализованным показателям. Под качеством услуг подразумевается соответствие государственным и региональным требованиям и стандартам. Кроме того, в показатели качества бюджетных услуг вошла удовлетворенность потребителя, поскольку современное представление о качестве непосредственно связано с удовлетворенностью потребителя. Удовлетворенность потребителя изучается в одной из самых распространенных моделей управления качеством "Всеобщее управление качеством" (TQM), в современной концепции стратегического управления - сбалансированной системе показателей (ССП).

Цель разработки методики группового анкетного опроса родителей учащихся школы - исследование семьи обучающихся как основного фактора первичной социализации ребенка, определение степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг среднего общеобразовательного учреждения.

Данное социологическое исследование построено на основной гипотезе: существует взаимозависимость между социальным статусом родителя обучающегося, качеством семейного воспитания, уровнем ожиданий родителей от школы и степенью удовлетворенности родителей качеством школьного образования.

Таким образом, перед разработчиками исследования стояли следующие задачи:

  • определить социальный статус родителей как источник приписного статуса ребенка;
  • исследовать отношение родителей к выполнению воспитательной функции в своей семье и особенности социально-психологического климата в семьях обучающихся;
  • определить отношение родителей к системе общего среднего образования в целом и их ожидания от среднего образования своего ребенка в частности;
  • определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг конкретного образовательного учреждения;
  • на основе факторного и кластерного анализа построить социологическую модель готовности родителей к сотрудничеству со школой и определить координаты и количество респондентов в типологических группах в соответствии с данной моделью.

Основной метод исследования - формализованный групповой анкетный опрос. Каждый блок в анкете соответствует задачам исследования. Для оценки ответов респондентов применяется симметричная пятибалльная шкала.

Анкета для опроса

В основе методики - групповой анкетный опрос. Каждый блок в анкете соответствует задачам исследования. Для оценки ответов респондентов применяется симметричная пятибалльная шкала.

Разработанная анкета включает обращение к родителям и чуть более 20 блоков вопросов, разделенных на две категории: вопросы, касающиеся семьи и школы.

Школа глазами родителей

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение по различным сторонам работы школы будет учтено при разработке мероприятий при совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школах Нижегородской области. Опрос анонимный.

Приветствуются ответы на вопросы о качестве учебно-воспитательного процесса школы, которых нет в анкете, но которые волнуют вас.

Если у вас в этой школе учится двое и более детей, в дальнейшем речь будет идти только об одном из них (по вашему выбору).

Дата опроса _______.

  1. Район _____________.
  2. Школа N _________.
  3. Класс, в котором обучается ребенок (цифра и буква) _____.
  4. Пол ребенка: мужской/женский.
  5. Что, по вашему мнению, будет делать ваш ребенок после окончания школы? Обведите кружком номер одного подходящего варианта ответа:
  6. продолжать обучение в вузе;
  7. продолжать обучение в колледже, техникуме;
  8. продолжать обучение в ПТУ;
  9. работать и учиться;
  10. работать;
  11. пока не думали об этом.
  12. Когда ваш ребенок поступал в школу, вы делали мотивированный выбор учебного заведения? (Обведите кружком цифру с вариантом одного правильного ответа.):
  13. затрудняюсь ответить.

Какими соображениями вы руководствовались, выбирая школу? Отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны со следующими утверждениями. (Обведите кружком в каждой строке соответствующую цифру.)

1 2 3 4 5
Совершенно не
согласны
Не согласны Трудно оценить Согласны Совершенно
согласны
7 Наша школа дает хорошее среднее образование 1 - 2 - 3 - 4 - 5
8 В школе уделяется много внимания сохранению здоровья
учащихся
1 - 2 - 3 - 4 - 5
9 В школе существуют дополнительные образовательные
услуги, позволяющие подготовиться к поступлению в
вуз
1 - 2 - 3 - 4 - 5
10 В школе хороший социально-психологический климат 1 - 2 - 3 - 4 - 5
11 Школа находится близко к дому 1 - 2 - 3 - 4 - 5
12 Нам порекомендовали отдать ребенка в эту школу
компетентные люди
1 - 2 - 3 - 4 - 5
13 Я знаю лично учителей из этой школы и могу доверить
им своего ребенка
1 - 2 - 3 - 4 - 5
  1. Ваш ребенок...
  2. обучался только в нашей школе;
  3. перешел из другого среднего общеобразовательного учреждения;
  4. начал обучение в данной школе с 1 сентября этого года (переходите к вопросу 39).
  5. Как обычно ваш ребенок занимался дома в прошлом учебном году? (Внимание! Выберите только один вариант!)
  6. дома практически не занимался;
  7. редко выполнял домашние здания;
  8. регулярно выполнял домашние задание, и этим его занятия ограничивались;
  9. при подготовке к уроку пользовался дополнительной литературой;
  10. помимо подготовки к урокам, много времени уделял дополнительному образованию, самообразованию, чтению литературы;
  11. затрудняюсь ответить, не знаю.
  12. Насколько оправдались ваши ожидания от школьного обучения вашего ребенка в прошлом учебном году? (Оцените по девятибалльной шкале, где 1 - не оправдались совсем, 9 - полностью оправдались.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Насколько ваша школа в данный момент соответствует следующим требованиям? (Обведите кружком в каждой строке соответствующую цифру.)

1 2 3 4 5
Совершенно не
согласны
Не согласны Трудно оценить Согласны Совершенно
согласны
17 Школа дает хорошее среднее образование 1 - 2 - 3 - 4 - 5
18 Хороший режим обучения 1 - 2 - 3 - 4 - 5
19 Современное материально-техническое оснащение 1 - 2 - 3 - 4 - 5
20 Качественные программы обучения 1 - 2 - 3 - 4 - 5
21 Высокий уровень безопасности 1 - 2 - 3 - 4 - 5
22 Хорошо организован воспитательный процесс 1 - 2 - 3 - 4 - 5
23 Разнообразная и доступная система дополнительного
образования детей
1 - 2 - 3 - 4 - 5
24 Эффективно работают родительские комитеты,
управляющий и попечительский советы
1 - 2 - 3 - 4 - 5
25 Большое внимание уделяется вопросам сохранения и
укрепления здоровья учеников и педагогов
1 - 2 - 3 - 4 - 5
26 Хорошо организовано медицинское обслуживание 1 - 2 - 3 - 4 - 5
27 Вкусно кормят горячими обедами и завтраками 1 - 2 - 3 - 4 - 5
28 Доступно и широко информируют обо всех аспектах
работы школы
1 - 2 - 3 - 4 - 5
29 Высококвалифицированные и отзывчивые учителя 1 - 2 - 3 - 4 - 5
30 Качественное обучение в начальной школе 1 - 2 - 3 - 4 - 5
31 Хорошее образование в 5 - 9 классах 1 - 2 - 3 - 4 - 5
32 Высокий уровень предметной подготовки в 10 - 11
классах
1 - 2 - 3 - 4 - 5
33 Наличие интересных образовательных программ для
одаренных детей
1 - 2 - 3 - 4 - 5
34 Разнообразные формы образования: индивидуальные,
дистанционные, экстернат и др.
1 - 2 - 3 - 4 - 5
35 Эффективная профилактика правонарушений среди
подростков
1 - 2 - 3 - 4 - 5
36 Комфортный социально-психологический климат 1 - 2 - 3 - 4 - 5
37 Квалифицированные директор и его заместители 1 - 2 - 3 - 4 - 5
  1. Как строятся отношения вашего ребенка с одноклассниками? (Обведите кружком цифру одного подходящего варианта ответа.)
  2. у моего ребенка плохие взаимоотношения;
  3. скорее плохие, чем хорошие;
  4. нейтральные отношения;
  5. достаточно хорошие;
  6. отличные с большинством учащихся в классе;
  7. затрудняетесь ответить.
  8. Как в вашей семье осуществляется семейное воспитание ребенка? (Отметьте только один вариант.)
  9. процесс воспитания ребенка возлагаем на школу;
  10. специально воспитанием ребенка не занимаемся;
  11. мы прикладываем усилия к семейному воспитанию ребенка;
  12. уделяем ему много внимания;
  13. все свое время посвящаем ребенку.

В какой степени вы согласны с каждым из следующих утверждений о ваших взаимоотношениях с ребенком? (Обведите кружком в каждой строке соответствующую цифру.)

1 2 3 4 5
Совершенно не
согласны
Скорее не
согласны
Трудно сказать Скорее
согласны
Полностью
согласны
40 Я прививаю своему ребенку практические навыки
ведения домашнего хозяйства
1 - 2 - 3 - 4 - 5
41 Я приучаю своего ребенка к здоровому образу жизни 1 - 2 - 3 - 4 - 5
42 Я добиваюсь от своего ребенка регулярного выполнения
постоянных семейных обязанностей
1 - 2 - 3 - 4 - 5
43 Я регулярно занимаюсь домашним образованием своего
ребенка
1 - 2 - 3 - 4 - 5
44 Ребенок регулярно ходит на занятия в кружки (и
секции)
1 - 2 - 3 - 4 - 5
45 Я уделяю много внимания дисциплине своего ребенка 1 - 2 - 3 - 4 - 5
46 Мы регулярно вместе с ребенком занимаемся трудом 1 - 2 - 3 - 4 - 5
47 Мы регулярно вместе с ребенком читаем книги 1 - 2 - 3 - 4 - 5
48 Я ограждаю своего ребенка от опасной информации 1 - 2 - 3 - 4 - 5
49 Мой ребенок вполне самостоятелен и не нуждается в
опеке
1 - 2 - 3 - 4 - 5
50 Мы регулярно вместе с ребенком занимаемся
физкультурой и спортом
1 - 2 - 3 - 4 - 5
51 Я регулярно гуляю вместе с моим ребенком 1 - 2 - 3 - 4 - 5
52 Мы вместе с ребенком играем в развивающие игры 1 - 2 - 3 - 4 - 5
53 Воспитанием моего ребенка занимаются другие
(бабушка, дедушка, отец, мать, няня...)
1 - 2 - 3 - 4 - 5
  1. Может ли ваша семья обеспечить ребенку платное высшее образование? (Выберите один из предложенных вариантов ответов.)
  2. да, без проблем;
  3. да, но с определенными трудностями;
  4. скорее всего, не сможем;
  5. нет, не можем ни при каких обстоятельствах;
  6. затрудняюсь ответить.

Несколько вопросов о вашей семье.

  1. Количество членов семьи, проживающих вместе с вашим ребенком, включая его. Напишите: _______.
  2. Ваш пол:
  3. мужской;
  4. женский.
  5. Ваше семейное положение:
  6. женаты (замужем);
  7. гражданский брак;
  8. в разводе;
  9. вдова (вдовец);
  10. другое.

Укажите три наиболее острых проблемы, которые испытывает ваша семья в настоящее время (Внимание! В каждом столбце - только одна отметка!)

Возможные проблемы семьи 58.
Первая
59.
Вторая
60.
Третья
Бедность 1 1 1
Один из родителей в семье - инвалид 2 2 2
В семье есть дети-инвалиды 3 3 3
Потеря кормильца 4 4 4
Тяжелая болезнь одного из членов семьи 5 5 5
В семье есть вынужденные переселенцы, беженцы 6 6 6
Напряженные отношения супругов 7 7 7
Пьянство, наркомания и т.д. одного из членов семьи 8 8 8
Малообеспеченная семья 9 9 9
Проблемы с жильем, плохие жилищные условия 10 10 10
Ваш ребенок состоит на школьном учете 11 11 11
Ваш ребенок состоит на учете в комиссии по делам
несовершеннолетних
12 12 12
Ваш ребенок не имеет гражданства РФ 13 13 13
Что еще? Напишите, пожалуйста: ________________________________________
___________________________________________________________________________
________________________.
Несколько слов о родителях ребенка Отец
(отчим)
Мать
(мачеха)
61 - 62. Возраст родителей
До 29 лет 1 1
30 - 39 лет 2 2
40 - 49 лет 3 3
50 лет и старше 4 4
63 - 64. Образование родителей
Неполное среднее и ниже 1 1
Среднее общее 2 2
Среднее специальное 3 3
Незаконченное высшее 4 4
Высшее 5 5
65 - 66. Социально-профессиональный статус
Независимый предприниматель 1 1
Руководитель 2 2
Специалист 3 3
Служащий 4 4
Рабочий 5 5
Пенсионер 6 6
Домохозяйка 7 7
Безработный 8 8
Другое 9 9
  1. Социальное положение людей в обществе определяется их властью, богатством и престижем. Ваша семья находится:
  2. в высшем слое (страте) населения;
  3. в верхней части среднего слоя;
  4. в средней части среднего слоя;
  5. в нижней части среднего слоя;
  6. в нижнем слое.
  7. Как вы полагаете, как изменится социальное положение вашей семьи через три - пять лет? (Выберите один из предложенных вариантов ответа.)
  8. изменится к лучшему;
  9. останется прежним;
  10. изменится к худшему.
  11. Материальное положение вашей семьи:
  12. живем от зарплаты до зарплаты, денег с трудом хватает на питание;
  13. на ежедневные расходы денег хватает, но уже покупка одежды представляет трудности: для этого мы должны откладывать деньги или брать в долг;
  14. денег в основном достаточно, но на покупку дорогих вещей длительного пользования наших доходов и сбережений уже не хватает;
  15. покупка большинства вещей длительного пользования не вызывает трудностей, но покупка, например, автомобиля недоступна;
  16. можем практически ни в чем себе не отказывать.
  17. Укажите вашу национальность: ________________________.
  18. Как давно вы живете в данном населенном пункте? (Выберите один из предложенных вариантов ответа.)
  19. коренной житель;
  20. с рождения живу в этой местности;
  21. более 20 лет;
  22. 10 - 20 лет;
  23. 5 - 9 лет;
  24. менее 2 лет.

Мы предлагаем вам некоторое количество утверждений относительно вас и вашего ребенка. Используя шкалу, отметьте, пожалуйста, насколько истинно или ложно каждое утверждение. (Обведите кружком в каждой строке соответствующую цифру.)

1 2 3 4 5
Неправда Скорее
неправда
Трудно оценить Иногда
правда
Почти всегда
правда
72 Я говорю хорошие слова ребенку 1 - 2 - 3 - 4 - 5
73 Я говорю своему ребенку, когда уходит, к какому
времени он должен вернуться домой
1 - 2 - 3 - 4 - 5
74 Я веду себя так, что моему ребенку легко мне
доверять
1 - 2 - 3 - 4 - 5
75 Я всегда говорю своему ребенку, как он должен себя
вести
1 - 2 - 3 - 4 - 5
76 Я интересуюсь вещами, которыми мой ребенок
занимается
1 - 2 - 3 - 4 - 5
77 Я уважаю точку зрения своего ребенка и побуждаю его
высказывать ее
1 - 2 - 3 - 4 - 5
78 Я настаиваю на том, чтобы мой ребенок делал то, что
ему велено
1 - 2 - 3 - 4 - 5
79 Я хвалю своего ребенка, когда он этого заслуживает 1 - 2 - 3 - 4 - 5
80 Я разрешаю делать своему ребенку все, что он хочет 1 - 2 - 3 - 4 - 5
81 Я обращаюсь со своим ребенком мягко и с добротой 1 - 2 - 3 - 4 - 5
82 Я делаю так, что мой ребенок чувствует себя желанным
и нужным
1 - 2 - 3 - 4 - 5
83 Я пытаюсь сделать так, чтобы мой ребенок чувствовал
себя лучше, если он травмирован или болен
1 - 2 - 3 - 4 - 5
84 Я хочу контролировать все, что делает мой ребенок 1 - 2 - 3 - 4 - 5
85 Я даю понять своему ребенку, что люблю его 1 - 2 - 3 - 4 - 5
86 Я веду себя так, что мой ребенок чувствует важность
того, что он делает
1 - 2 - 3 - 4 - 5

Будем признательны за ваши дополнения и замечания по теме опроса. Спасибо за работу!

Опрос позволяет определить степень удовлетворенности семей качеством образования и готовность родителей взаимодействовать с образовательным учреждением. Эти позиции взаимосвязаны и являются важнейшими условиями первичной и вторичной социализации детей. Изучение социального статуса родителей обучающихся, особенностей семейного воспитания позволит более полно представить основные факторы социокультурной среды образовательного учреждения, напрямую влияющие на качество образования и образовательных услуг.

К сведению. В социологии существуют концепции, согласно которым социальные системы рассматриваются как совокупность упорядоченных социальных позиций или статусов. От того, какие социальные позиции и статусы занимают люди, во многом зависят стиль их жизни, жизненные потребности, способ взаимодействия с социальной средой. Педагогам школы крайне важно знать набор основных социальных статусов, которые занимают в обществе родители ученика, так как этот набор во многом определяет особенности семейного воспитания, образовательные потребности и возможности детей. Также совершенно необходимо исследовать ожидания родителей от содержания образования, осуществляемого в данной школе, и то, насколько они оправдываются. Социальный статус семей, особенности семейного воспитания и готовность родителей взаимодействовать с образовательным учреждением взаимосвязаны и являются важнейшими условиями первичной и вторичной социализации детей.

Опыт опросов

Данная методика в 2011 г. прошла апробацию в семи школах Нижнего Новгорода и в одной сельской школе (всего опрошено 4009 респондентов). Групповой анкетный опрос проводился методом сплошной выборки, в состав респондентов включался один из родителей от каждой семьи учащихся школы, что позволило охватить около 87% семей обучающихся и добиться высокой достоверности результатов опроса. Технология обработки результатов анкетного опроса в информационной программе SPSS for Windows <2> позволила получить данные о семьях учащихся каждого отдельного класса, школы и в целом по выборке.

<2> SPSS for Windows - статистический пакет для социологов и психологов, это компьютерная программа, приложение к Windows, предназначенное для статистической обработки баз данных, с ее помощью можно рассчитать проценты различных вариантов ответов, средние арифметические, коэффициент корреляции Пирсона, произвести факторный и кластерный анализ и др.

Анкетный опрос проводился на классных родительских собраниях силами классных руководителей. Анкеты тиражировал НИРО (в 2011 г. тираж составил 5000 экз.). Анкеты распределялись по школам, и классные руководители раздавали их родителям на собраниях, они же собирали заполненные вопросники и передавали заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Из школ анкеты поступили на обработку в лабораторию оценки качества образовательных услуг ГБОУ ДПО "НИРО". Обработка анкет также может производиться в школе при наличии соответствующего программного обеспечения.

По результатам исследования определено положение родителей учащихся в социальном пространстве по основным координатам этого пространства: образовательный статус, профессиональный статус, семейный статус, экономический статус.

В итоге получена подробная информация об уровне выполнения в семье воспитательной функции по отношению к ребенку, межличностных отношениях в семье ученика, ожиданиях родителей от школы и их удовлетворенности качеством образования в конкретном образовательном учреждении.

В.Ю.Еремина

заведующая лабораторией

оценки качества

образовательных услуг НИРО

М.С.Гришина

Старший научный сотрудник

лаборатории оценки качества

образовательных услуг НИРО

Поделиться