Обзор игры «Борьба за галактику. Моя новая игра - обзор настольной игры "Битва за галактику" (Race for the Galaxy)

Когда-то давно человечество впервые полетело в космос, высадилось на Луну, отправило зонд к Марсу. Сегодня оно управляет колониями на далёких планетах, сделав первый шаг к освоению галактики. Но обнаруженные технологии исчезнувшей расы пришельцев открывают перед корпорациями Земли новые возможности продолжить экспансию в космосе. Конкуренция велика. Кому удастся первым раскрыть тайну неизвестных технологий и установить господство во всей галактике?


В культовой настольной игре " " (Race for the Galaxy ) игрокам предстоит колонизировать и захватывать планеты, эффективно распоряжаться ресурсами, производить товары и осваивать новые технологии, чтобы обойти конкурентов и первыми установить контроль над галактикой! Партия заканчивается, когда кто-то из игроков выкладывает на стол свою двенадцатую карту или когда заканчиваются жетоны очков номиналом 1 и 5.



Игра полностью карточная. Единственные дополнительные компоненты – это картонные жетоны номиналом 1, 5 и 10 очков, которые игроки получают за "продажу" товаров. Именно эти 28 жетонов и надо выдавить из заготовки перед первой партией.


Как вы уже поняли, в данной настольной игре главное – это карты. В игре присутствует 109 игровых карт, среди которых 59 карт миров (с кругами) и 50 карт разработок (с ромбами). Имеются повторяющиеся карты.


Фактически в игре несколько типов игровых карт. Можно выделить карты разработок (обозначаются бежевыми ромбами). Они выкладываются в фазе разработки (II). Карты с кругами – это карты миров , которые выкладываются игроками в фазе освоения (III):


Миры бывают незащищёнными (круг с чёрной обводкой) и защищёнными (круг с красной обводкой). Каждый из этих двух типов может быть обычным миром (круг с серой заливкой), миром производства (с заливкой синего, зелёного, коричневого или жёлтого цвета) или миром накопления (круг с цветным ореолом).


На карту мира производства кладётся товар в фазе V. На карту мира накопления кладётся товар сразу после освоения (выкладывания) этого мира на стол. В качестве товаров используются карты из колоды, которые кладутся рубашкой вверх на карты миров.

Использование игровых карт в виде ресурсов – это, на мой взгляд, неудобно (занимают много места, закрывают информацию на картах миров, не показывают цвет (тип) товара) и непрактично (эти карты находятся как бы вне игры). В качестве ресурсов удобнее было бы использовать цветные кубики из дерева или пластика (например, как в " "). Мы же взяли кубики из настольной игры "Ограбление по..." (там как раз четыре нужных цвета).


В шестиугольниках рядом с ромбами и кругами указано количество победных очков, которое принесёт та или иная карта в конце партии. Карты, где в шестиугольнике стоит знак вопроса, приносят очки согласно условиям, указанным на этих картах.

Позднее такой принцип начисления очков за карты был внедрён в настольной игре " ".


Чтобы выложить в свою игровую зону карту разработки или карту незащищённого мира, необходимо в соответствующую фазу сбросить количество карт, указанное в ромбе или круге. Чтобы выложить карту защищённого мира, необходимо, чтобы значение атаки было равным или больше значения, указанного в круге. Атака увеличивается при помощи различных карт (обозначается как красная цифра с плюсом в белом круге с красной обводкой). Также есть карты, которые понижают значение атаки.


Каждый игрок начинает с одной картой родного мира (всего в базовой версии таких карт пять) и четырьмя начальными картами миров и разработок. Для ознакомительной партии в книге правил игрокам рекомендуется взять конкретные карты миров и разработок, которые обозначены цифрами по углам. В дальнейшем игроки смогут начинать игру со случайным набором карт.


Каждый игрок также получает набор из семи карт действий с фазами раунда. Этими картами игроки в каждом раунде показывают, какие действия они будут в этот раз совершать. В конце раунда все игроки забирают свои карты действий обратно, а в следующем раунде вновь выкладывают те из них, фазы которых они собираются выполнять. И так далее.


В игре имеется пять возможных фаз, но выполняются только те из них, карты которых выложили игроки в начале раунда. Так, если все игроки выложили одинаковые карты фаз, то в этом раунде будет всего одна фаза. Если среди выложенных игроками карт всего две разных, то и фазы будет две. И так далее.

Открытую фазу выполняет каждый игрок, независимо от того, он выложил карту этой фазы или нет. То есть, в каждой фазе по желанию участвуют все игроки. Однако те игроки, которые выложили карты текущей фазы, получают так называемую привилегию (дополнительный бонус).

Похожий принцип был позднее внедрён в настольной игре " ".


Фазы бывают следующими:

Фаза I: Исследование (два варианта) – возьмите две карты, одну оставьте в руке, другую сбросьте. Привилегия: возьмите на 1 карту больше и оставьте на 1 карту больше (вариант +1, +1) или возьмите на 5 карт больше, оставьте 1 как обычно (вариант +5).

Фаза II: Разработка – выложите карту разработки, оплатив её стоимость. Привилегия: оплачивая стоимость разработки, сбросьте на одну карту меньше.

Фаза III: Освоение – выложите карту мира, оплатив его стоимость (незащищённый мир) или имея достаточное значение атаки (защищённый мир). Привилегия: освоив или захватив мир, возьмите 1 карту из колоды.

Фаза IV: Потребление (два варианта) – примените способности потребления (обозначены стрелкой), сбрасывая товары в обмен на карты и победные очки (ПО). Привилегия: до начала потребления продайте 1 ресурс в обмен на карты (вариант Продажа) или получите в этой фазе удвоенное количество победных очков (вариант ПО х 2).

Фаза V: Производство – положите товар на каждую незанятую карту мира производства (круг с цветной заливкой). Привилегия: также произведите товар в любом из ваших миров накопления.


Ещё в комплекте идут две дополнительные карты действий (копии карт Разработка и Освоение) для дуэльной партии для продвинутых игроков, в которой каждый игрок выбирает по две фазы за раунд, в том числе можно выбрать две разработки или два освоения.



Сразу скажу, что игра не из простых. Придётся размять мозги, чтобы вникнуть в неё, но это того стоит. Глубокая карточная стратегия, из которой были взяты игровые элементы для разных других настолок, стала настоящей классикой, приобрела статус культовой, благодаря просто крышесносному геймплею с огромной вариативностью. Правила умещаются на двенадцати страницах (правда, очень мелким шрифтом и с минимумом картинок).


Придётся также запомнить много условных обозначений, указанных на картах. Поначалу вы будете часто заглядывать в памятку и правила, где расшифрованы игровые символы и подробно расписаны некоторые карты.



Автором " " является Томас Леманн (Thomas Lehmann), игра была впервые издана компанией Rio Grande Games в 2007 году и сразу же стала хитом. Была переведена на одиннадцать языков. Первая русскоязычная локализация вышла в 2009 году. Второе русское издание увидело свет в 2017-ом благодаря издательству " ". В период с 2008 по 2015 годы было издано пять официальных дополнений, первое из которых было также локализовано "Миром Хобби" в 2017 году. Подробнее об этом дополнении читайте далее.



Первое дополнение к настольной игре "Борьба за галактику" носит название " " (The Gathering Storm ). Помимо новых карт миров и разработок, данное дополнение вносит три основных новшества в игру: одиночный режим , цели и возможность играть впятером . Далее мы с вами рассмотрим каждое из новшеств отдельно.



В этом дополнении есть несколько картонных компонентов, которые необходимо выдавить из трафаретов. Подробнее эти компоненты будут рассмотрены далее.


Дополнение "Перед бурей" содержит 18 новых карт миров и разработок, а также 17 пустых карт миров и разработок, на основе которых можно создать собственные карты. Только не переусердствуйте, чтобы сильно не нарушить баланс игры. Новые карты замешиваются в базовую колоду.


Первое новшество , о котором было сказано выше, – это цели, которые игроки достигают в процессе партии. Перед началом партии берутся случайные два больших и четыре малых жетона целей.

Малый жетон цели достаётся тому игроку, кто первым выполнит указанное на жетоне условие (например, первым получит 5 победных очков или первым внедрит разработку со стоимостью 6). Если к концу фазы только один игрок выполнит условие, то он забирает себе жетон, который приравнивается к трём победным очкам. Если таких игроков несколько, то один берёт себе жетон, а другие получают оранжевые жетоны победных очков номиналом 3 ПО.

Большой жетон цели достаётся тому игроку, который выполнил условие лучше других игроков (например, освоил больше всех миров производства или получил в своём секторе наибольшее значение атаки). В конце партии такой жетон принесёт обладателю 5 ПО. Однако большие жетоны целей являются переходящими – если игрок лишается преимущества, он должен положить жетон в центр стола или отдать тому игроку, который его обогнал.

С целями играть интереснее, необходимо точнее планировать развитие своего сектора, сосредоточиться на каком-то направлении, чтобы первым получить дополнительные ПО. Повышается дух соперничества.


Второе новшество – это одиночный режим. Этому режиму посвящена половина страниц книги правил дополнения. Игра идёт против так называемого робота – специального планшета с обозначениями, которые меняются в процессе партии при помощи жетонов и накладок. Также используются два кубика с наклейками.

Я не буду подробно останавливаться на одиночном режиме, так как у нас в компании всегда набирается большое количество игроков, но при желании вы можете посмотреть летсплей в соло-режиме от Сергея и Натальи (Beznal 72):


Третье новшество – это введение в игру пятого игрока. Этого очень ждали в нашей компании, так как желающих поиграть в "Борьбу за галактику" много, а максимальное количество игроков в базовой версии всего четыре (кстати, в последующих дополнениях в игру вводится и шестой игрок, но пока что эти дополнения не локализованы).

В дополнении имеется полный комплект для пятого игрока: 7 карт действий, 4 новых карты родных миров, 4 стартовых карты миров и разработок, а также дополнительные жетоны победных очков.


Если вы освоили правила базовой "Борьбы за галактику", то играть с дополнением для вас не составит ни малейших трудностей. По сути, все правила дополнения умещаются на шести страницах, три из которых посвящены одиночному режиму.


Видео летсплея от Сергея и Натальи (Beznal 72) с дополнением "Перед бурей":


Настольная игра " " (Race for the Galaxy) в период с 2007 по 2010 годы была удостоена большого количества наград, включая несколько побед в номинации "Лучшая карточная игра года". На текущий момент данная настолка, которой уже больше десяти лет, по-прежнему входит в ТОП-50, занимая 43 место в списке лучших настольных игр мира BoardGameGeek, а это уже говорит о многом.



Карточная "Борьба за галактику" очень качественно реализована в электронном виде для мобильных операционных систем iOS и Android. К сожалению, пока русского языка в электронных версиях нет.



" " (Race for the Galaxy ) является одним из эталонов среди карточных стратегических настольных игр. Конфликтность полностью отсутствует – игроки никак не могут напакостить друг другу, каждый развивает свою систему независимо от остальных. Это настоящая гонка (слово "race" в оригинальном названии именно так и переводится) – технологическая гонка и гонка вооружений одновременно. Кто быстрее разовьёт свою систему, тот и станет победителем. "Борьба за галактику" обладает высокой реиграбельностью, предоставляет игрокам возможность проявить себя в тактическом и стратегическом плане. В этой настолке важно продумывать свои действия наперёд и пытаться спрогнозировать действия других игроков. Статус культовой игра получила вполне заслуженно. Рекомендую всем.

Человечество расселилось по множеству планет, которые затем пошли своими собственными путями развития. Кто-то развивал промышленность, кто-то культуру и искусство, кто-то туризм... Кто-то «встал на тропу войны», а кто-то взялся совершенствовать саму человеческую природу путём генетических экспериментов. Постепенно людям перестало хватать места, но тут был изобретён гипердвигатель, и каждый сложившийся к тому времени мир начал свою политику галактической колонизации.

В её процессе были обнаружены артефакты и планеты древних галактических рас. Открыватели изучили их и поставили себе на службу. Были сделаны и собственные открытия, как генетические, так и технологические. Естественным образом это привело к тому, что активность вышедшего на галактический простор человечества резко усилилась. Появились целые империи — и, конечно, не обошлось без появления тех, кто этими империями остался недоволен!

Политические амбиции в сочетании с технологическим ростом привели к обострению отношений между галактическими государствами, которые были когда-то единым человечеством. Взрывная экспансия привела к тому, что уже и целой Галактики стало казаться мало. Начались пограничные конфликты, некоторые из которых носили откровенно политический характер, а некоторые были простыми рейдерскими захватами из чисто хищнических соображений...

История игры

«Борьба за галактику»: оригинальное и русское издания, а также три дополнения

После шумного успеха настольной игры «Пуэрто-Рико» (случившегося в 2002 году) было решено выпустить её карточную версию. В основе должна была лежать механика выбора ролей, каждая из которых давала некоторый бонус выбравшему её игроку.

Проекты такой игры разрабатывались несколькими дизайнерами, а итоговое предпочтение было довольно предсказуемо отдано версии от Андреаса Зейферта (автора самогó «Пуэрто-Рико» ), пошедшей в тираж под названием «Сан-Хуан» (2004). И вся эта история могла бы остаться незначительным эпизодом настольно-игрового бизнеса, если бы в ней не участвовал Томас Леманн — малоизвестный и не очень успешный автор.

Хотя его проект был отвергнут, Том не стал унывать. Взяв из него некоторые идеи, он объединил их со своими более старыми идеями из «Битвы за звёзды» («Duel for Stars» — коллекционно-карточная игра космической тематики, которую Леманн разрабатывал в 1990-е годы, и которая тоже не была опубликована). Так родилась Race for the Galaxy , вышедшая в 2007 году... и оказавшаяся заметно успешнее «Сан-Хуана» !

В последующие три года вышли три дополнения к игре, а Том перестал быть малоизвестным и не очень успешным. 2009 год ознаменовался двумя примечательными событиями: игра была локализована (под названием «Борьба за Галактику» ), а издательство Rio Grande Games дало официальное разрешение на выпуск компьютерной версии игры с использованием оригинального оформления.

Суть игры

Как нетрудно понять из игровой легенды, речь идёт о построении несколькими игроками своих собственных галактических государств. Каждый начинает с одного-единственного стартового мира, который даёт преимущество в той или иной области.

Старушка-Земля, к примеру, давно перестала что-то производить и превратилась в этакую смесь торгового центра и галактической биржи. Воинственные жители Новой Спарты не любят ни работать, ни торговать, зато являются большими специалистами по военной части. Населению системы, чья звезда вот-вот превратится в сверхновую, добровольцы помогут колонизировать любую подходящую для житья планету, не считаясь ни с какими усилиями и затратами...

В игре есть два вида карт, которые делятся на миры и технологии. Названия эти немного условны: например, гигантский боевой корабль Древних Рас вполне пригоден для заселения и относится к мирам, а технологиями считаются и организации (хотя бы институт изучения тех же Древних Рас), и отдельные специалисты (например, дипломат-переговорщик).

В свою очередь, среди миров можно найти планеты с производственными мощностями и запасами ресурсов. То, что на них производится или добывается, может быть продано и/или израсходовано на различные потребности государства. При условии, конечно, что государство имеет торговые возможности или эти самые потребности.

Некоторые карты — как миры, так и технологии — несут на себе ключевые слова, обозначающие их отношения к тем или иным распространённым в фантастике реалиям: TERRAFORMING (преобразование планет), UPLIFT (привет от Дэвида Бринна и его знаменитой серии про Возвышение), IMPERIUM/REBEL (имперцы и повстанцы — ну как же не вспомнить «Звёздные Войны» ?) и т.п. Такие карты могут по законам жанра взаимодействовать между собой: имперцы воюют с повстанцами, генетически выведенные солдаты помогают воевать, на преобразованных планетах облегчается добыча полезных ископаемых...

Вообще, взаимодействие карт и их эффектов является основой игры. Оно может быть очень сложным (особенно при использовании расширений)... но мало разыграть карты на стол — нужно ещё заставить построенные цепочки эффектов работать!

Жизненный цикл галактических государств состоит из нескольких фаз — до шести (точнее, пяти с половиной) в каждом раунде. Каждый игрок сам выбирает, чтó ему нужнее в данный момент, берёт соответствующую карточку из специального комплекта, и кладёт её в середину стола. После того, как все сделали свой выбор, карточки переворачиваются, и выясняются фазы, которые будут сыграны на сей раз.

Ключевой момент: все открывшиеся фазы будут иметь место для всех игроков (за одним исключением, о нём чуть ниже), но каждый игрок будет иметь небольшой бонус к выбранной им фазе. Давайте посмотрим, какие возможности и бонусы тут есть (фазы всегда срабатывают в указанном порядке, в скобках указаны их названия из официальной локализации):

  1. EXPLORE («поиск») — добирание карт в руку. Для выбравшего игрока возможны два бонуса: либо искать глубже, либо оставить себе больше.
  2. DEVELOP («улучшение») — розыгрыш на стол карт технологий. Выбравший игрок разыгрывает дешевле.
  3. SETTLE («освоение») — розыгрыш на стол карт миров. Выбравший игрок в конце фазы добирает карту из колоды. Особый случай представляют военные миры: чтобы освоить их, нужно иметь соответствующую военную мощь («натиск»)… а при игре с дополнениями можно попробовать завоевать чужой мир!
  4. TRADE («торговля») — строго говоря, не является отдельной фазой. Она играется только теми, кто её выбрал. Каждый такой игрок может продать один из своих ресурсов за несколько карт. Остальные ресурсы (если есть) потребляются (см. следующую фазу).
  5. CONSUME («потребление») — игроки обменивают имеющиеся у них ресурсы на победные очки и карты. Обмен производится согласно возможностям, которые им предоставляют ранее разыгранные на стол карты. Выбравший игрок получает больше победных очков.
  6. PRODUCE («производство») — на мирах с производственными возможностями появляются ресурсы, доступные для продажи и потребления. Выбравший игрок может на одном из своих миров «найти полезные ископаемые».

Важно помнить, что любая из разыгранных на стол карт может менять для своего хозяина условия отыгрыша любой из фаз! Например, есть карты, позволяющие продавать дороже. Есть карты, позволяющие «улучшаться» дешевле... ну, и так далее.

Игра заканчивается, когда выполняется хотя бы одно из двух условий: либо кто-то разыграл у себя на стол 12 или более карт, либо опустошился «банк победных очков» (его размер зависит от числа играющих). Очки — как набранные при потреблении специальными жетонами, так и указанные на разыгранных картах — определяют победителя.

Когда играют всего два человека, то отслеживать шаги оппонента проще. Поэтому для двоих предусмотрен специальный вариант дуэльной игры, усложнённый по сравнению с обычным: на каждом ходу можно заявить не одну фазу, а сразу две. Грамотно действуя и подлаживаясь под чужие действия, можно развиться очень быстро! Если же играют более чем двое, то уследить за всеми, конечно, становится проблематично. Но, с другой стороны, больше игроков — больше заявленных фаз, так что динамика игры не страдает.

Следует отметить, что используемые в Race for the Galaxy карты несут на себе множество условных значков-пиктограмм, показывающих бонусы к игровым фазам. Их обилие и разнообразие могут отпугнуть новичка, но поддаваться панике не стоит: система обозначений продумана чрезвычайно грамотно и усваивается очень быстро. Нестандартные эффекты к тому же дублируются текстом.

Базовая игра

Основа игры (собственно, Race for the Galaxy , локализованной в 2009 году) предназначена для 2-4 игроков и как нельзя лучше подходит для первого знакомства и обучения. Из всех вариантов, которые можно построить при помощи дополнений, «база» является наименее конфликтной (если здесь уместно это слово) и сáмой, скажем так, простой.

Но для знакомства с игровой механикой основа подходит идеально. Здесь есть все возможности по построению и эксплуатации цепочек эффектов, а обозначения на картах покрывают почти все мыслимые в игре ситуации, так что их можно без проблем освоить и привыкнуть к ним.

Основа тем более хороша для обучения, что некоторые входящие в комплект карты специально помечены как «учебные стартовые наборы». Дать их новичкам — и первые два-три хода будут достаточно очевидны; за эти ходы новички более-менее освоятся с игровым процессом, а дальше можно продолжить уже по-настоящему.

Сразу можно и нужно заметить, что дополнениями к игре нельзя пользоваться без базового набора. Они лишь расширяют игру, но не дают возможности строить игровой набор «с нуля». Заметим также, что на данный момент ни одно из дополнений пока не локализовано.

Первое дополнение. «The Gathering Storm»

Перевести название этого дополнения не так-то просто. По основному смыслу оно означает собирающуюся грянуть бурю, однако имеется и некоторый намёк на второй смысл — резкое усиление хватательной активности. На российских сайтах (интернет-магазины и т.п.) первое дополнение чаще всего упоминается под названием «Тучи сгущаются» .

Оно вполне точно передаёт идею: по игровой легенде человечество ещё не дошло до военных конфликтов, однако уже активно начинает готовиться к ним. Резко усиливаются производственные мощности, которые работают на гонку вооружений, а обнаруженные при исследованиях артефакты и технологии Древних Рас вовсю привлекаются для военных целей. На политической арене новоявленные галактические государства начинают меряться рейтингами...

Главное нововведение заключается в игровых целях. В комплект входит несколько жетонов, из которых перед началом партии выбирается некоторое подмножество. Эти жетоны объявляют задачи для игроков, и выполнение каждой приносит победные очки.

Задачи делятся на две категории: «приоритеты» и «превосходства». Первые требуют сделать что-то раньше всех других игроков (например, первым набрать у себя бонусы ко всем игровым фазам); вторые предлагают иметь что-то в количествах, бóльших, чем у других (например, больше всех — и не менее четырёх — производящих миров). Жетон «превосходства», кстати, может перейти к другому игроку, если тот превзошёл текущего владельца по требуемому показателю!

Разумеется, дополнение содержит новые карты, которые приводят игровой процесс в соответствие легенде. А ещё в коробочке можно найти добавочные стартовые миры и карты выбора фаз, делающие возможным игру впятером, бланковые карты для реализации собственных задумок, и — самое необычное — набор материалов для соло-игры против «робота» с хитро и умно устроенным алгоритмом действий (описание которого занимает немалую часть буклета правил).

Второе дополнение. «Rebel vs Imperium»

Человечество делает следующий шаг в своём галактическом развитии: у отдельных правителей возрастают аппетиты и появляются имперские амбиции. В ответ появляются «борцы за свободу»... и глядя на всё это, кое-кто тоже не прочь отхватить планету-другую у соседа. Была бы соответствующая армия.

Основным новшеством второго дополнения являются захваты, позволяющие присвоить себе чужой мир. Правда, захватнических карт пока мало (всего три, одна из которых одноразовая — военные конфликты ещё являются редкостью), но эта возможность уже сейчас может решить исход партии. Особенно если производить захват грамотно, так, чтобы в случае успеха оказалась выполненной какая-то из игровых целей.

Остаться в стороне от конфликтов пока ещё можно. Достаточно не связываться ни с Империей, ни с повстанцами (т.е., не разыгрывать на стол соответствующие карты) и не лезть в гонку вооружений (т.е., поддерживать свою военную мощь нулевой или отрицательной). Можно и вовсе играть с запрещёнными захватами (в правилах автор рекомендует применять такой запрет через раз в каждой второй партии). Но в целом это дополнение придаёт игре ярко выраженный агрессивный характер, и любителям мирного сосуществования оно, скорее всего, не понравится.

Если же вы любитель агрессии, то специально для вас правила предлагают сценарий «Повстанцы против Империи». Он играется вдвоём, и каждый игрок олицетворяет одну из противостоящих сторон. Стартовые миры соответствующим образом заданы изначально, а к начальной раздаче добавляются имперские и повстанческие карты агрессии. Далее цитата: «Захваты разрешены. Удачи вам!»

Поскольку военная мощь становится очень значимым фактором, в комплект дополнения включены счётные линейки, на которых каждый игрок может откладывать её специальными маркерами: желательно, чтобы все видели, кто насколько силён.

Комплект также включает карты для шестого игрока (хотя игра вшестером — уже сомнительная идея), новые жетоны целей, материалы для адаптации соло-игры... ну и, конечно же, дополнительные карты.

Кстати, увеличение колоды (а она с двумя дополнениями становится заметно толще) привело к небольшой добавке в правила. Теперь в начале игры каждый получает не один стартовый мир, а два: военный и гражданский. Глядя на пришедшие в руку карты, нужно выбрать один из них и оставить, а другой сбросить.

Вторым дополнением можно пользоваться в отсутствие первого, хотя автор и не рекомендует это — придётся отказаться от игры с целями.

Третье дополнение. «The Brink of War»

«На грани войны» ... именно здесь по игровой легенде находится человечество в третьем по счёту расширении. Сам Том Леманн писал, что представлял себе ситуацию, примерно соответствующую осени-зиме 1939 года: великие державы вовсю решали свои политические задачи, и по Европе уже полыхали локальные конфликты... но газеты рассуждали о «странной войне», и никто — почти никто — не осознавал, что это начало войны мировой.

Да, конфликты всё ещё носят локальный характер, и их не так чтобы очень много — но уже больше, заметно больше, чем было прежде! Если раньше агрессивные карты позволяли захватывать только военные миры, то теперь уже и гражданские планеты могут подвергнуться агрессии. Если раньше захваты чужих планет позволяли себе лишь повстанцы и имперцы, то теперь уже любой галактический правитель при наличии сильной армии может попытаться проводить такую политику. Наконец, если раньше агрессоры именно захватывали чужие миры, то теперь появились технологии, позволяющие их безжалостно уничтожать. Да-да, в игре появилась самая настоящая Звезда Смерти!

С другой стороны, на политической арене существуют и противоположные тенденции: в третьем дополнении есть возможность строить свою стратегию на отрицательной военной мощи, и даже блокировать чужие захваты — причём направленные против любого игрока.

Но самым главным новшеством является новый игровой ресурс, называемый галактическим престижем. Здесь проще всего предоставить слово автору:

«Престиж представляет собой нечто вроде сравнительного авторитета империй отдельных игроков и зарабатывается либо игрой на стол особых карт, либо через некоторые способности по ходу игры. С помощью других способностей престиж можно обращать в возможности захвата чужих миров, получение определённых выгод, либо просто конвертировать его в карты на руку и/или победные очки. Кроме того, престиж в каждом раунде даёт бонус тому игроку, у кого он больше всех, а в конце игры он конвертируется 1:1 в победные очки».

Кстати, символы престижа на картах появились ещё в предыдущем дополнении — тогда правилами предлагалось игнорировать их до поры до времени.

Каждому игроку полагается теперь особая «суперкарта». Используя её, он может либо получить «супербонус» к одной из фаз, либо просмотреть колоду в поисках нужной ему карты (всего для такого «глубокого поиска» доступно девять категорий карт на выбор)... но сделать это можно лишь однажды за всю игру. Как видно, автор в курсе проблемы роста колоды и предоставляет игрокам средства борьбы с ней.

Соответственно, в комплект входят жетоны для игры с престижем, новые игровые цели, материалы для расширения соло-игры, «суперкарты» для игроков и новые игровые карты (включая несколько стартовых миров с чрезвычайно интересными возможностями!).

Для использования третьего дополнения обязательно требуются оба предыдущих — на сей раз это заявлено категорически и без всяких оговорок.

Игровые аксессуары

Настоятельно рекомендуется одеть в протекторы хотя бы карты выбора фаз, полагающиеся каждому игроку — они постоянно берутся в руки, перебираются и кладутся на стол. Один комплект на каждого игрока включает в себя девять карт (семь из них нужны всегда, две требуются только в дуэльной игре), и ещё одна добавляется третьим дополнением.

Все карты имеют размер 63×88 мм, стандартный для большинства коллекционных карточных игр.

Базовая игра содержит 150 карт (114 основных, в том числе 5 стартовых миров; кроме того, 4 комплекта по 9 карт для четырёх игроков). Первое дополнение содержит 49 карт (1 подменная; 22 игровых, включая 4 стартовых мира; комплект из 9 карт для пятого игрока; 17 бланковых карт). Второе дополнение содержит 54 карты (1 подменная; 44 игровых, включая 3 стартовых мира; комплект из 9 карт для шестого игрока). Третье дополнение содержит 55 карт (1 подменная; 48 игровых, включая 4 стартовых мира; 6 карт однократного применения для шести игроков).

Некоторые предпочитают подсчитывать победные очки в самом конце игры, а кое-кто любит вести счёт прямо по ходу партии (чтобы постоянно видеть лидеров и отстающих — правилами это не запрещается). Если вы принадлежите к последним, то вам понадобится какое-то приспособление типа счётной дорожки с фишками по числу игроков.

Полный игровой комплект с картами, одетыми в протекторы, удобно и комфортно размещается в коробке любого из дополнений, что очень практично при переноске.

Компьютерное воплощение

Келдон Джонс написал компьютерную версию игры, которая была официально одобрена издателем Rio Grande Games , хотя сама по себе и не носит официального статуса. Игра распространяется бесплатно и доступна для скачивания по адресу .

Текущая (на данный момент) версия 0.7.5 реализует все три дополнения, в ней есть как игра против искусственного интеллекта, так и против живых оппонентов по сети (требуется соединение с сервером, игра «через локалку» невозможна).

Имейте в виду, что искусственный интеллект очень силён, и выиграть у него весьма трудно. Установок уровня сложности пока что, к сожалению, не предусмотрено.

Нет в космосе единства, и нет в нем покоя! Стоило нескольким земным колониям открыть прыжковый двигатель, как они тут же сорвались в гонку вооружений, экономики и технологий. Между собой непосредственно воевать они не стали. Но вот конкуренция между ними разыгралась нешуточная. Каждой колонии хочется стать самой большой, процветающей и технологически продвинутой. Но не у каждой получится, это уж точно.

Борьба за Галактику - карточная игра, которая моделирует конкуренцию галактических цивилизаций на поприщах экономики, науки и войны. В ней могут принимать участие от двух до четырех игроков. Каждый из них становится лидером своей колонии, и пытается привести ее к победе. Победитель определяется согласно набранным очкам победы, которые игроки получают за освоенные миры, построенные улучшения, потребленные товары и многое другое.

Как же выглядит игра на деле?
В основной колоде имеется два типа карт: миры и улучшения. Разными путями они попадают в руки игроков. А потом их можно выкладывать на стол, оплачивая оставшимися картами с руки. К примеру, если у планеты указана цена 2 (в большом круге), то выкладывая ее, нужно также сбросить две карты с руки. Но бывают военные миры, которые за деньги врагам не сдаются . Для их приобретения нужно иметь достаточную военную мощь. Получить ее можно с других планет и улучшений вроде Космического десанта. А вот улучшения, кстати, всегда приобретаются за плату.
Все карты за редким исключением приносят очки победы, количество которых указано в шестиугольнике рядом с ценой.

Чем различаются карты?
Миры бывают накопляющие, производящие и, скажем так, с товарооборотом не связанные. При этом существует 4 разных продукта, которые они могут хранить и воспроизводить, а именно: новшества, гены, минералы и технологии пришельцев . Под последними подразумеваются не простые вещички ваших соседей по галактике, а предметы исчезнувшей сверхцивилизации. Преобретение, скажем, Покинутой Лаборатории Пришельцев влетит в копеечку. Но если она заработает, то легко окупит все затраты.

Производяшие планеты (зеленые - гены, синие - новшества, желтые - технологии пришельцев).

А для чего, собственно, товары нужны?
А нужны они для потребления и торговли. Потребление - это процесс обмена созданных материальных благ на абстрактные очки победы. Надо полагать, что они отражают довольство и процветание вашей расы. И один из путей к победе - создание эффективного механизма получения этих очков. Часть миров должна производить товары, а другая часть планет и улучшений будет их потреблять. Торговля - это обмен товаров на карты в руку. Курс обмена зависит от товара и от специальных свойств планет и улучшений. По умолчанию самый дешевый товар это новшества, а самый дорогой - технологии пришельцев. Как вы помните, карты в руке являются универсальным средством оплаты миров и улучшений. Поэтому часто лучший способ накопить на райскую планетку - продажа на всегалактическом рынке какой-нибудь железки пришельцев.

Военные планеты. Есть среди них и производственные.

Какая польза от улучшений?
Улучшения в чем-то похожи на планеты, но никогда не хранят и не производят товары. Однако они могут потреблять товары, повышать доход от торговли, снижать стоимость колонизации планет и много других вещей. В принципе там найдутся средства на все случаи жизни. Но особняком среди них стоят улучшения стоимостью шесть . Это большая цена, но такие улучшения не только имеют полезные способности, но и вознаграждают победными очками определенные стратегии. Например, Галактическая Федерация серьезно снижает стоимость улучшений и добавляет за них очки победы. Шахтерская лига дает очки за планеты и улучшения связанные с минералами. А что ценит Институт технологий пришельцев ясно из названия.

Улучшения ценой шесть (Шахтерская Лига вторая по счету, Институт четвертый, Федерация - шестая) .

Надо отметить, что таких улучшений может быть построено несколько или не построено ни одного. У игрока всегда есть большая свобода в выборе способа победы. Выиграть может и милитарист, и торговец, и умелый производственник. Важно не то, каким путем идти к победе, а то насколько эффективно это будет проделано. Причем зацикливаться на одном выбранном пути нельзя. Карты на руки игрокам приходят случайные. А это значит, надо уметь менять стратегию прямо по ходу игры. Хотелось бы повоевать, а в руку идут производящие планеты? Так почему бы не переключиться на производство? Может оно и войне потом пригодится.

Кстати, игра не случайно в оригинале называется Race for the Galaxy или дословно «Гонка за Галактику», а не, скажем, "Война за Галактику". Это оттого, что игроки здесь непосредственно не сталкиваются. Вместо этого они соревнуются в построении наиболее эффективных схем победы (набора очков). И кто в этом больше преуспел - тот и выиграл.
Взаимодействие здесь присутствует лишь на шаге выбора Действий. В начале хода игроки тайно выбирают Действие, которое они хотели бы выполнить в этом раунде. Список такой: Поиск, Улучшение, Освоение, Потребление, Торговля и Производство. К, примеру, если тремя игроками были выбраны Освоение, Улучшение и Производство, то ВСЕ игроки смогут на этому ходу ввести улучшение, освоить планету и запустить производство.
Соответственно принимая решение, можно и нужно прогнозировать выбор других. Ведь действия открывают возможности для всех.

Комплект карт действия. Есть у каждого игрока.

Не смотря на столь ограниченное взаимодействие, игра остается очень интересной и напряженной. Дело в том, что победных комбинаций существует бессчётное множество и партии никогда не походят одна на другую. И определенный элемент удачи при раздаче карт гарантирует, что игра не станет слишком скучной или предсказуемой в процессе.

По большому счету серьезный недостаток у Борьбы за Галактику только один - она довольно сложная в освоении . От игрока требуется знать пиктограммы на картах, представлять пропорции тех или иных карт в колоде, понимать основные стратегии победы. И всему этому нельзя научится за одну или две партии. Но где-то после 5-10 сыгранных партий игроки уже начинают ориентироваться в картах и действовать эффективно.
И тут проявляются главные достоинства Борьбы за Галактики - высокая реиграбельность и увлекательность. И за это ей можно простить и трудности в освоении, и слабое взаимодействие, и достаточно абстрактную игровую вселенную.
Борьбу за Галактику иногда называют пасьянсом. Действительно, по сути это сложный коллективный пасьянс. Но до чего же он все-таки увлекательный!

Это настольная стратегия, которая позволит игрокам взять под свой контроль целую космическую империю. Производя товары и развивая свою армию, захватывая и торгуя, игроки будут развивать и улучшать свои галактические государства, стремясь стать самыми могущественными и влиятельными людьми в обозримой Вселенной.

Уникальная карточная механика настольной игре "Борьба за галактику" позволяет игрокам самим определять порядок и очередность хода. Несмотря на свою продуманность и проработанность комплексные правила этой игры могут вызвать ряд вопросов у начинающих игроков.

Специально для счастливых владельцев нового русскоязычного издания настольной игры "Борьба за галактику", интернет-магазин "Единорог" приготовил перевод небольшого официального FAQ (сборника ответов на часто задаваемые вопросы).

1. Сколько победных очков в нужно использовать?

12 победных очков на игрока, которые собираются в общий пул (24 победных очков для двух игроков, 36 - для трех и так далее).

2. Я получаю жетоны победных очков при розыгрыше Улучшения или Мира?

Нет. Жетоны победных очков игроки получают только во время фазы Потребления.

3. Что случается, когда кончаются жетоны победных очков?

В таком случае в общий пул нужно добавить 10 победных очков, а после завершить фазу Потребления и весь оставшийся ход. После этого партия заканчивается и определяется победитель.

4. Что случается, когда несколько игроков выбирают одну и ту же фазу с помощью карты?

Фаза разыгрывается лишь раз, но все выбравшие ее игроки получают положенные им бонусы.

5. Что случается во время фазы Исследования, если у игрока будут две способности "Оставить 1 карту"?

Такая ситуация невозможна. Только у "Научных лабораторий" есть такая способность, а игроки ограничены правилом на одинаковые улучшения.

6. Должен ли игрок класть товар на серый Мир?

Нет. Серые миры в настольной игре "Борьба за галактику" не могут хранить товары (впрочем, они все равно полезны).

7. Каковая стартовая сила игрока в ?

0 плюс бонус от стартового мира (от 0 до 2).

8. Зачем нужен маленький красный круг на некоторых Мирах?

Это повстанческие Миры, что имеет значение для некоторых карт настольной игры "Борьба за галактику".

9. Мои торговые способности складыаются во время фазы "Потребление: Торговля"?

10. Можно ли использовать "потребительскую" способности карты на другой Мир?

11. Сколько товаров можно продать за одну способность?

Только один. Если у вас товаров больше, чем Миров, которые могут их потребить, то непроданные товары остаются на своих местах.

12. Если у меня нет карт на руке в начале фазы "Потребления", могу ли я сначала взять карту за какую-нибудь способность и лишь потом использовать способность, заставляющую сбрасывать карту?

Да. Способности фазы "Потребление" в можно разыгрывать в любом порядке.

Надеемся, что эта памятка поможет вам избежать спорных и конфликтных ситуаций! Настольная игра "Борьба за галактику" - это отличная экономическая стратегия и мы хотели бы, чтобы как можно больше людей смогли ей насладиться.

Играйте с удовольствием!

Описание игры

Долгожданное переиздание русской версии настольной игры Борьба за Галактику!

Видеообзор настольной игры Борьба за Галактику от Игроведа!

Купить настольную игру Борьба за Галактику

Отзывы и комментарии (64 )

    Отзыв | Андрей Топал | 18.04.2017

    а на русском языке планируется локализация дополнений?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Андрей. Мы не располагаем планами издателя игры по локализации её дополнений, к сожалению.

    Отзыв | Николай | 13.04.2012

    Для тех, кто ищет игру и не может найти:
    В интернете есть версия "Распечатай-И-Играй" этой игры, и даже с переведенным первым дополнением. Ищите;)

    Ответ от магазина Игровед: Спасибо, Николай.

    Отзыв | Артемий, Москва | 13.03.2012

    И так, сама игра ушла с тиража, а дополнение так и не локализовано? Очень жаль, хорошая штука же...

    Ответ от магазина Игровед: Да, к сожалению, это так.

    Отзыв | Антон, Екатеринбург | 23.11.2011

    Издательсво совсем не печатает игру? Или никаких комментариев - просто нет и все?
    А то вот во всяких книжных и магазинах настолок она стОит вроде как.

    Ответ от магазина Игровед: Вообще не печатает. Если где и встречается эта игра - то это остаток предыдущего тиража

    Отзыв | Пестин, Москва | 28.10.2011

    Когда она выйдет?

    Ответ от магазина Игровед: К сожалению, пока сведений об этом у нас нет.

Поделиться