Огэ химия решать онлайн. Гиа по химии

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 8

«3» – от 9 до 17

«4» – от 18 до 26

«5» – от 27 до 34

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут

Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.

Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.

К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.

При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

Часть 1

1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов

1) Рис. 1

2) Рис. 2

3) Рис. 3

4) Рис. 4

Ответ:

2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду

1) фосфор → кремний → алюминий

2) фтор → хлор → бром

3) селен → сера → кислород

4) азот → фосфор → мышьяк

Ответ:

3. Ковалентная полярная связь реализуется в веществе

1) CuO

2) P 4

3) SO 2

4) MgCl 2

Ответ:

4 . В каком соединении степень окисления хлора равна +7?

1)HCl

2) Cl 2 O

3) KClO 3

4) KClO 4

Ответ:

5. Вещества, формулы которых - ZnO и Na 2 SO 4 , являются соответственно

1) оснόвным оксидом и кислотой

2) амфотерным гидроксидом и солью

3) амфотерным оксидом и солью

4) оснόвным оксидом и основанием

Ответ:

6. Реакция, уравнение которой

2NaOH + CuCl 2 = Cu(OH) 2 + 2NaCl

относится к реакциям

1) разложения

2) соединения

3) замещения

4) обмена

Ответ:

7. Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль

1) азотной кислоты

2) карбоната натрия

3) сульфата алюминия

4) фосфата калия

Ответ:

8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов

1) K + и OH ―

2) K + и CO 3 2―

3) Ba 2+ и CO 3 2―

4) Ba 2+ и OH ―

Ответ:

9. Медь реагирует с раствором

1) AgNO 3

2) Al 2 (SO 4 ) 3

3) Fe SO 4

4) NaOH

Ответ:

10 . Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары

1) HCl, O 2

2) Ag, SO 3

3) H 2 , SO 4

4) Al, N 2

Ответ:

11 . Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:

KOH + …→ K 2 CO 3 +H2O

1) CO

2) CO 2

3) CH 4

4) C

Ответ:

12. Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью

1) сероводорода

2) сульфита бария

3) сульфита натрия

4) сернистого газа

Ответ:

13. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

14. В реакции 3CuO + 2NH 3 =3Cu+ N 2 + 3H 2 O

Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме

1) +2 → 0

2) −3 → 0

3) −2 → 0

4) 0 → +2

Ответ:

15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов

соответствует NHNO 3

Часть 2

16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.

В ряду химических элементов Be- Mg- Ca

1) увеличивается атомный радиус

2) возрастает высшая степень окисления

3) увеличивается значение электроотрицательности

4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов

5) уменьшается число электронов на внешнем уровне

Ответ:

18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА

РЕАКТИВ

А) NaNO 3 и Ca(NO 3 ) 2

Б) FeCl 2 и FeCl 3

В) H 2 SO 4 и HNO 3

1) BaCl 2

2) Na 2 CO 3

3) HCl

4) NaOH

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

19. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.

Ответ:

20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

P + H 2 SO 4 →H 3 PO 4 + SO 2 + H 2 0

Определите окислитель и восстановитель

2 , H 2 SO 4 , CaCO 3

Система оценивания тестовой работы по химии

Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.

Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

Часть 1

Часть 2

20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

HNO 3 +Zn = Zn(NO 3 ) 2 + NO + H 2 O

Укажите окислитель и восстановитель.

Элементы ответа

1) Составим электронный баланс:

S +6 + 2ē = S +4 │2 │5

P 0 - 5ē = P +5 │5 │2

2) Укажем, что S +6 (H 2 SO 4 ) - окислитель, а P 0 (P) -восстановитель

3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции:

2P + 5H 2 SO 4 →2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 0

Критерии оценивания

Баллы

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

В ответе допущены ошибки в двух элементах

Максимальный балл

21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Пояснение.

  1. Составлено уравнение реакции:

K 2 CO 3 + Ba(NO 3 ) 2 = ↓ + 2KNO 3

2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария:

N(BaCO 3 ) = m(BaCO 3 ) / M(BaCO 3 ) = 3,94: 197 = 0,02 моль

n (Ba(NO 3 ) 2 ) = n(BaCO 3 ) = 0,02 моль

m (Ba(NO 3 ) 2 ) = n (Ba(NO 3 ) 2 ) M (Ba(NO 3 ) 2 ) = 0,02 261= 5,22 г.

3) Определена масса раствора нитрата бария:

M (раствора) = m(Ba(NO 3 ) 2 / ω (Ba(NO 3 ) 2 = 5,22 / 0,1= 52,2 г

Ответ: 52,2 г.

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

Правильно записаны 2 элемента из названных выше

Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой)

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO 2 , H 2 SO 4 , CaCO 3

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Напишем 2 уравнения реакций:

2NaCl + H 2 SO 4 =2HCl+ Na 2 SO 4

CuO +2HCl =CuCl 2 +H 2 O

Укажем признаки реакций.

Для первой реакции - выделение газа. Для реакции растворения CuO - изменение цвета, образование голубого раствора.

Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции:

CuO +2H + =Cu 2+ +H 2 O

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

Правильно записаны четыре элемента ответа

Правильно записаны три элемента ответа

Правильно записаны два элемента ответа

Правильно записан один элемент ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

2018 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

  • 0-8 баллов - отметка «2»
  • 9-17 баллов - отметка «3»
  • 18-26 баллов - отметка «4»
  • 27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.


Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    ИНФОРМАЦИЯ

    о двух экзаменационных моделях проведения ОГЭ по химии

    Изменения в КИМ OГЭ-2016 по химии по сравнению с КИМ OГЭ-2015

    Согласно проекту КИМ 2016 года в содержании и структуре ОГЭ по химии изменений нет.

    Как и в 2015 году предлагаются две модели проведения ОГЭ:
    - модель 1 (без реального эксперимента) – 22 задания,
    - модель 2 (с реальным экспериментом) – 23 задания.

    .

    Максимальное количество баллов за выполнение всей экзаменационной работы также осталось без изменения:
    - модель 1 (без реального эксперимента) – 34 балла,
    - модель 2 (с реальным экспериментом) – 38 баллов..

    Тренировочные тесты ОГЭ

    № задания Тема задания Тест
    1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
    2 Периодический закон и Периодическая система элементов
    3 Строение молекул. Химическая связь
    4 Валентность и степень окисления химических элементов
    5 Простые и сложные вещества. Неорганические вещества
    6 Химические реакции и уравнения
    7 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы
    8 Простые и сложные вещества. Неорганические вещества.
    9 Реакции ионного обмена и условия их осуществления
    10 Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов
    11 Химические свойства оксидов
    12 Химические свойства солей (средних)
    13 Чистые вещества и смеси. Безопасность в лаборатории
    14
    15 Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
    16 Периодический закон Д. И. Менделеева
    17 Первоначальные сведения об органических веществах
    18 Определение характера среды раствора кислот и щелочей
    19 Химические свойства простых и сложных веществ
    20 Окислительно-восстановительные реакции
    21 Вычисление массовой доли растворенного вещества
    22 Химические свойства простых и сложных веществ.

    Уважаемые ученики и коллеги, предлагаю ознакомиться с этой информацией.

    Государственная (итоговая) аттестация
    выпускников IX классов

    Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов C 2006 года опробуется новая форма независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов.
    Форма используемых КИМов и организация проведения аттестации напоминает ЕГЭ. Но поскольку в отличие от ЕГЭ работает не федеральная комиссия а местная, муниципальная, постольку малый ЕГЭ называют также ЕМЭ - Единый муниципальный экзамен.

    Контрольно-измерительные материалы


    На сайте ФИПИ опубликованы документы, регламентирующие разработку КИМ для проведения аттестации учащихся 9 класса: кодификаторы, спецификации, демоверсии. На основании этих документов на региональном уровне разрабатываются рабочие варианты КИМ для проведения аттестации.

    Структура КИМ по химии, описаная в спецификации, состоит из трех частей и включает задания:
    А (выбор одного ответа из четырех),
    B (краткий ответ: множественный выбор, соответствие),
    С (развернутый ответ).

    Содержание заданий аттестации по химии


    Содержание КИМ определается на основе документов:
    - Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.98 г.).
    - Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).

    При подготовке к экзаменационной работе можно использовать все комплекты учебников по химии для основной школы, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ. Дла подготовки к малому ЕГЭ можно использовать варианты заданий большого ЕГЭ, вычеркнув те задания, которые не входят в стандарт основной школы.

    Открытый банк заданий ГИА 9 класса по химии

    Открытый банк заданий ГИА 9 класса по химии начал формироваться на сайте ФИПИ в октябре 2014 года и содержит в настоящее время задания экзаменов прошлых лет. Все задания распределены по основным пяти блокам кодификатора ГИА: (1) Вещество; (2) Химическая реакция; (3) Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах; (4) Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; (5) Химия и жизнь

    В дальнейшем планируется открыть представление заданий по конкретным позициям кодификатора.

    Открытый банк заданий позволяет познакомиться с заданиями каждого отдельного блока, отобрать из блока подборку заданий и открыть ее в отдельном окне, распечатать эту подборку или, через функционал печати, сохранить ее в формате *.pdf на своем компьютере.

    Ответы на задания не предоставляются.


    Особенности КИМ

    В 2014 г. на выбор органов управления образованием субъектов РФ предлагаются 2 модели экзаменационной работы по химии.
    - Демовесия-1 : по структуре аналогична работе 2013 г. Однако в содержание части С внесены существенные изменения: - Задание С1 предусматривает расстановку коэффициентов в ОВР методом электронного баланса (аналогично С1 ЕГЭ, на более простых реакциях). Оценивается в три первичных балла. - Задание С2 - расчетная задача (аналогично С2 прошлых лет). Оценивается в три первичных балла. - Задание С3 - мысленный эксперимент: для заданного набора веществ спланировать двухстадийный синтез нового вещества, написав уравнения реакций, указать признаки их протекания. Написать ионное уравнение одной из реакций. Оценивается в пять первичных баллов. Максимальный первичный балл за выполнение части С увеличился до 11 баллов, за выполнение всей работы - до 34 баллов. - Демовесия-2 : усилена практико-ориентированная составляющая, в связи с чем в экзаменационную работу включено задание для выполнения реального химического эксперимента (С4). Задание С4 является продолжением задания С3, которое оценивается в данном случае в 4 балла, максимальная оценка задания С4 - 5 баллов, общая оценка части С - 15 баллов. Проведение химического эксперимента осуществляется в специальном помещении – химической лаборатории (список оборудования и реактивов приводится в спецификации). Для наблюдения за проведением химического эксперимента должны обязательно приглашаться специалисты-химики, которые являются одновременно и экспертами по оценке его выполнения. На химический эксперимент дополнительно выделяется 20 минут. Для организации экзамена по второй модели могут быть использованы: Методические материалы по организации и проведению ученического химического эксперимента в рамках государственной (итого вой) аттестации (ГИА) 2014 г. выпускников IX классов по химии. /Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. – ФГБНУ «Федеральный институ т педагогических измерений», - М, 201 3. (

    Задание 1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    Задание 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

    Задание 3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

    Задание 4.

    Задание 5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задание 1

    Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    Как определить число электронов, протонов и нейтронов в атоме?

    1. Число электронов равно порядковому номеру и числу протонов.
    2. Число нейтронов равно разности между массовым числом и порядковым номером.

    Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.

    1. Порядковый номер равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
    2. Номер А - группы равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

    Максимальное число электронов на уровнях.

    Максимальное число электронов на уровнях определяется по формуле N= 2· n 2 .

    1 уровень – 2 электрона, 2 уровень – 8, 3 уровень - 18, 4 уровень – 32 электрона.

    Особенности заполнения электронных оболочек у элементов А и В групп.

    У элементов А - групп валентные (внешние) электроны заполняют последний слой, а у элементов В - групп – внешний электронный слой и частично предвнешний слой.

    Степени окисления элементов в высших оксидах и летучих водородных соединениях.

    Группы

    VIII

    С.О. в высшем оксиде = + № гр

    Высший оксид

    R 2 О

    R 2 О 3

    RО 2

    R 2 О 5

    RО 3

    R 2 О 7

    RО 4

    С.О. в ЛВС = № гр - 8

    ЛВС

    Н 4 R

    Н 3 R

    Н 2 R

    Строение электронных оболочек ионов.

    У катиона – меньше электронов на величину заряда, у анионов - больше на величину заряда.

    Например:

    Сa 0 - 20 электронов, Сa2 + - 18 электронов;

    S 0 – 16 электронов, S 2- - 18 электронов.

    Изотопы.

    Изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число электронов и протонов, но разную массу атома (разное число нейтронов).

    Например:

    Элементарные частицы

    Изотопы

    40 Ca

    42 Ca

    Обязательно уметь по таблице Д.И. Менделеева определять строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов.

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А 2. В 1.

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

    Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

    Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы .

    Атомный (порядковый) номер химического элемента равен числу протонов и электронов, заряду ядра.

    Номер периода равен числу заполняемых электронных слоёв.

    Номер группы (А) равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

    Формы существования

    химического элемента и их свойства

    Изменения свойств

    В главных подгруппах (сверху вниз)

    В периодах

    (слева направо)

    Атомы

    Заряд ядра

    Увеличивается

    Увеличивается

    Число энергетических уровней

    Увеличивается

    Не изменяется = номер периода

    Число электронов на внешнем уровне

    Не изменяется = номеру периода

    Увеличивается

    Радиус атома

    Увеличиваются

    Уменьшается

    Восстановительные свойства

    Увеличиваются

    Уменьшаются

    Окислительные свойства

    Уменьшается

    Увеличиваются

    Высшая положительная степень окисления

    Постоянная = номеру группы

    Увеличивается от +1 до +7 (+8)

    Низшая степень окисления

    Не изменяется =

    (8-№ группы)

    Увеличивается от -4 до -1

    Простые вещества

    Металлические свойства

    Увеличивается

    Уменьшаются

    Неметаллические свойства

    Уменьшаются

    Увеличивается

    Соединения элементов

    Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида

    Усиление основных свойств и ослабление кислотных свойств

    Усиление кислотных свойств и ослабление основных свойств

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А 4

    Степень окисления и валентность химических элементов.

    Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).

    Правила определения степени окисления элемента в соединении:

    • С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.
    • Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.
    • Металлы имеют только положительную С.О.
    • С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.
    • С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.
    • С.О. атомов бора, алюминия +3.
    • С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).
    • С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF 2 +2 ).
    • С.О. атомов фтора всегда - 1.
    • Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.
    • Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.
    • Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.

    * С.О. – степень окисления

    Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.

    Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп.

    Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).

    постоянные

    переменные

    ХЭ

    валентность

    ХЭ

    валентность

    H, Na, K, Ag, F

    Cl, Br, I

    I (III, V, VII)

    Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn

    Cu, Hg

    II, I

    Al, В

    II, III

    II, IV, VI

    II, IV, VII

    III, VI

    I - V

    III, V

    C, Si

    IV (II)

    Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:

    Формула

    Валентности

    С.О.

    Структурная формула вещества

    N III

    N N

    NF 3

    N III, F I

    N +3, F -1

    F - N - F

    NH 3

    N III, Н I

    N -3, Н +1

    Н - N - Н

    H 2 O 2

    Н I, О II

    Н +1, О –1

    H-O-O-H

    OF 2

    О II, F I

    О +2, F –1

    F-O-F

    *СО

    С III, О III

    С +2, О –2

    Атом «С» передал в общее пользование два электрона, а более электроотрицательный атом «О» оттянул к себе два электрона:

    У «С» не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне – четыре своих и два общих с атомом кислорода. Атому «О» придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в роли донора. Акцептором будет атом «С».

    Предварительный просмотр:

    А3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

    Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток.

    Ковалентная связь – это связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью или между атомами с небольшой разницей в значениях электроотрицательности.

    Ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых элементов – неметаллов. Ковалентная неполярная связь образуется, если вещество простое, например, O 2 , H 2 , N 2 .

    Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных элементов – неметаллов.

    Ковалентная полярная связь образуется, если вещество сложное, например, SO 3 , H 2 O, НСl, NH 3 .

    Ковалентная связь классифицируется по механизмам образования:

    обменный механизм (за счёт общих электронных пар);

    донорно-акцепторный (атом - донор обладает свободной электронной парой и передаёт её в общее пользование с другим атомом - акцептором, у которого имеется свободная орбиталь). Примеры: ион аммония NH 4 + , угарный газ СО.

    Ионная связь образуется между атомами, сильно отличающимися по электроотрицательности. Как правило, когда соединяются атомы металлов и неметаллов. Это связь между разноименно зараженными ионами.

    Чем больше разница ЭО атомов, тем связь более ионная.

    Примеры: оксиды, галогениды щелочных и щелочноземельных металлов, все соли (в том числе соли аммония), все щёлочи.

    Правила определения электроотрицательности по периодической таблице:

    1) слева направо по периоду и снизу вверх по группе электроотрицательность атомов увеличивается;

    2) самый электроотрицательный элемент – фтор, так как инертные газы имеют завершенный внешний уровень и не стремятся отдавать или принимать электроны;

    3) атомы неметаллов всегда более электроотрицательны, чем атомы металлов;

    4) водород имеет низкую электроотрицательность, хотя расположен в верхней части периодической таблицы.

    Металлическая связь – образуется между атомами металлов за счет свободных электронов, удерживающих положительно заряженные ионы в кристаллической решетке. Это связь между положительно заряженными ионами металлов и электронами.

    Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку, немолекулярного строения – атомную, ионную или металлическую кристаллическую решетку.

    Типы кристаллических решеток:

    1) атомная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и неполярной связью (C, S, Si), в узлах решетки находятся атомы, эти вещества являются самыми твердыми и тугоплавкими в природе;

    2) молекулярная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связями, в узлах решетки находятся молекулы, эти вещества обладают небольшой твердостью, легкоплавкие и летучие;

    3) ионная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ионной связью, в узлах решетки находятся ионы, эти вещества твердые, тугоплавкие, нелетучие, но в меньшей степени, чем вещества с атомной решеткой;

    4) металлическая кристаллическая решетка: образуется у веществ с металлической связью, эти вещества обладают теплопроводностью, электропроводностью ковкостью и металлическим блеском.

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

    Простые и сложные вещества.

    Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н 2 , азот N 2 , железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H 2 O – состоит из двух элементов (водород, кислород), серная кислот H 2 SO 4 – образована атомами трёх химических элементов (водород, сера, кислород)).

    Основные классы неорганических веществ, номенклатура.

    Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

    Номенклатура оксидов

    Названия оксидов состоят из слов «оксид» и названия элемента в родительном падеже (с указанием в скобках степени окисления элемента римскими цифрами): CuO – оксид меди (II), N 2 O 5 – оксид азота (V).

    Характер оксидов:

    ХЭ

    основный

    амфотерный

    несолеобразующий

    кислотный

    металл

    С.О.+1,+2

    С.О.+2, +3, +4

    амф. Ме – Ве, Аl, Zn, Cr, Fe, Mn

    С.О.+5, +6, +7

    неметалл

    С.О.+1,+2

    (искл. Cl 2 O)

    С.О.+4,+5,+6,+7

    Основные оксиды образуют типичные металлы со С.О. +1, +2 (Li 2 O, MgO, СаО, CuO и др.). Основными называются оксиды, которым соответствуют основания.

    Кислотные оксиды образуют неметаллы со С.О. более +2 и металлы со С.О. от +5 до +7 (SO 2 , SeO 2 , Р 2 O 5 , As 2 O 3 , СO 2 , SiO 2 , CrO 3 и Mn 2 O 7 ). Кислотными называются оксиды, которым соответствуют кислоты.

    Амфотерные оксиды образованы амфотерными металлами со С.О. +2, +3, +4 (BeO, Cr 2 O 3 , ZnO, Al 2 O 3 , GeO 2 , SnO 2 и РЬО). Амфотерными называются оксиды, которые проявляют химическую двойственность.

    Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов со С.О.+1,+2 (СО, NO, N 2 O, SiO).

    Основания (основные гидроксиды ) - сложные вещества, которые состоят из

    Иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH).

    Номенклатура оснований

    После слова «гидроксид» указывают элемент и его степень окисления (если элемент проявляет постоянную степень окисления, то её можно не указывать):

    КОН – гидроксид калия

    Сr(OH) 2 – гидроксид хрома (II)

    Основания классифицируют:

    1) по растворимости в воде основания делятся на растворимые (щелочи и NH 4 OH) и нерастворимые (все остальные основания);

    2) по степени диссоциации основания подразделяют на сильные (щелочи) и слабые (все остальные).

    3) по кислотности, т.е. по числу гидроксогрупп, способных замещаться на кислотные остатки: на однокислотные (NaOH), двухкислотные , трехкислотные .

    Кислотные гидроксиды (кислоты) - сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

    Кислоты классифицируют:

    a) по содержанию атомов кислорода в молекуле - на бескислородные (Н C l) и кислородсодержащие (H 2 SO 4 );

    б) по основности, т.е. числу атомов водорода, способных замещаться на металл - на одноосновные (HCN), двухосновные (H 2 S) и т.д.;

    в) по электролитической силе - на сильные и слабые. Наиболее употребляемыми сильными кислотами являются разбавленные водные растворы HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 S, HClO 4 .

    Амфотерные гидроксиды образованы элементами с амфотерными свойствами.

    Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

    Средние (нормальные) соли - сульфид железа(III).

    Кислые соли - атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

    Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия

    Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

    Основные соли - гидроксогруппы основания (OH ) частично замещены кислотными остатками. Чтобы назвать основную соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

    Например, (CuOH) 2 CO 3 - гидроксокарбонат меди (II).

    Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

    Двойные соли - в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами.

    Смешанные соли - в их составе присутствует два различных аниона.

    Гидратные соли (кристаллогидраты ) - в их состав входят молекулы кристаллизационной воды . Пример: Na 2 SO 4 ·10H 2 O.


    Поделиться