Методика обучения обществознанию в средней школе. Лекция: Обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи

Человеческое общество - очень сложная и в то же время цело­стная система. Оно является объектом изучения многих обществен­ных наук: философии, истории, политологии, экономики, куль­турологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоя-; тельная наука - обществознание, которая комплексно подошла i к изучению общества.

Этому способствовали, во-первых, накопленные материалы в истории и философии, во-вторых, появление новых наук, таких, I как социология, психология, археология, этнография, которые i стали рассматривать новые, более узкие, аспекты общественного развития, в-третьих, теология, литература, политика. Каждая из J них по-своему сделала очень много для описания различных явле­ний в жизни общества. Более того, эти науки помогали и помога- j ют до сих пор ему развиваться.

Но как учебная дисциплина обществознание в школе появи­лось только в 20-е гг. XX в. Ее становление было обусловлено 1 потребностями времени, тенденциями развития российской шко­лы предшествующего периода. Уже к началу XX в. передовая оте­чественная педагогика обладала развернутой программой преобра­зований системы обучения и воспитания, вобравшей в себя опыт борьбы общественности за обновление школы. В 1915 -1916 гг. началась реформа образования под руководством министра на­родного просвещения П. Н. Игнатьева. Она сопровождалась актив­ными педагогическими дискуссиями. Так, К. Н. Вентцель, извест­ный педагог того времени, предлагал в качестве учреждения нового типа проект «Дом свободного ребенка». Ребенок пришел ’ бы сюда для того, «чтобы жить полной жизнью, для труда, игры,

Педагогическая мысль этого периода настойчиво смещает ак­центы в образовании с получения знаний на развитие личности. «… Самое лучшее интеллектуальное образование воспитывает толь­ко незначительную по своей относительной важности сторону всей личности человека, - писал В. Н.Сорока-Росинский в 1916 г., - сводится к развитию познавательной деятельности человека». Мно­гие педагоги считали, что цель школы заключается в том, чтобы «дать свободный рост силам школьника, обеспечить заботливый уход за его способностями, помочь ребенку найти себя и развить свои силы и научить его первым шагам и правильной поступи». Школа при таком подходе должна была не столько учить, сколь­ко помогать учиться. Задача ее виделась в развитии «способности к действию, творческому выявлению своего Я».

Русская педагогическая мысль учитывала и новые социальные явления русской жизни начала XX в. В. Н. Сорока-Росинский пи­сал: «… жизнь стала демократизироваться и американизировать-

ся… демократизация обходится недешево обществу: за нее прихо­дится расплачиваться частным и временным понижением куль­турности и опошлением вкусов, повышением преступности и еще многими явлениями, давно уже учтенными в Западной Европе и впервые появляющимися у нас». Школа, по мнению этого педа­гога, должна была так организовать образовательный и воспита­тельный процесс, чтобы воспитанники приобрели новые нрав­ственные устои, новые идеалы, стали «нравственно автономны».

Русские педагоги отреагировали и на изменения в государствен­ном строе, политической и общественной жизни страны. Была выработана целесообразная педагогическая позиция по отноше­нию к политике: «Школа и политика лежат в разных плоскостях, и всякая политическая пропаганда среди учащихся есть лишь раз­вращение несовершеннолетних».

В высказываниях известных педагогов начала XX в. в качестве первоочередной задачи явственно прослеживается идея социали­зации личности школьника. Они вплотную подошли к введению в образовательную среду новой учебной дисциплины об обществе и месте человека в нем. Многие педагогические идеи, высказанные сто лет назад, оказались актуальными и сейчас.

Октябрьский политический переворот 1917 г. изменил все сфе­ры деятельности Российского государства. Уже на II Всероссий­ском съезде Советов по предложению В. И. Ленина было принято постановление об образовании Народного комиссариата по про­свещению во главе с А. В. Луначарским. Декретом от 9 ноября 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению.

Первые шаги Наркомпроса были посвящены пересмотру со­держания образования школ. Накопленный передовой педагоги­ческий опыт дореволюционной России во многом был учтен пер­выми декретами советской власти о школе. Однако доминирую­щим в первых решениях новой власти стал классовый подход, который в конечном счете перечеркнул достижения педагогики начала XX в. Образование стало орудием внедрения в массовое сознание коммунистической идеологии.

30 сентября 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о еди­ной трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет и вторая - от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное светское обучение девочек и мальчиков. Главным принципом, по которому строилась вся система образования, стала связь обуче­ния с практикой революционного переустройства жизни.

Первоначально Наркомпрос не предлагал учителям единого учебного плана, инициатива в их разработке должна была при­надлежать самим учителям, причем педагоги должны были учи- (ывать местные условия школьного строительства, географиче­ское положение региона, исторические особенности и экономи­ческое развитие. Исходя из этого, губернские и даже уездные от­делы народного образования разрабатывали свои учебные про­граммы, в которых определялся набор дисциплин, подлежащих изучению, и количество учебных часов по предметам.

Общегосударственное руководство по организации учебного процесса появилось в начале 1919 г. «Материалы» были построены не по предметному, а по комплексному принципу. Главное вни­мание сосредоточивалось на трудовых заданиях, а не на усвоении знаний. Первый выпуск «Материалов» назывался «Мироведение в работе школ 1-й ступени». Образовательные задачи решались при выполнении той или иной работы в школьных мастерских или в процессе совместной деятельности с трудовыми коллективами. Та­ким образом изучался труд человечества в прошлом и настоящем. 11рирода изучалась в процессе работы в поле, на огороде, во вре­мя экскурсий. Как правило, учитывалось время года и связанные с ним особенности трудовых процессов. Подобные занятия заме­няли детям естествознание.

Учебный материал по исследованию различных явлений ок­ружающего мира распределялся так: 1) свой дом, своя семья; 2) дом, школа, двор, улица, город/деревня; 3) город, геогра­фический ландшафт, знакомство с уездом/губернией. Исследуя псе это, учащиеся должны были получать представления о при­роде своего региона, об экономической, исторической, куль­турной и общественной жизни населения. В контексте этих пред­ставлений дети осваивали необходимые знания по русскому языку и математике.

Для школы 2-й ступени Наркомпрос не навязывал какого-либо объема знаний. При воспитании «новых людей» - борцов за свет­лое коммунистическое будущее внимание обращалось на предме­ты гуманитарного цикла, в первую очередь на обществоведение и культуроведение. Цель программы заключалась не только в том, чтобы дети получали знания в сфере общественных наук, но и в оказании помощи при решении практических задач, «которые в данный момент встали перед ними». Кроме обществоведения и истории вводились новые дисциплины: политэкономия, социо­логия, Конституция РСФСР, история государственного строя, история труда, история искусства. В отдельных губерниях вводи­лось декретоведение. Эти предметы в первую очередь наполнялись политическим смыслом, что позволяло реализовать главную цель школы - подготовить новую революционную смену.

Общая тенденция произвольного творчества, отсутствие учеб­ников, методических рекомендаций, подготовленных учителей по "л им новым дисциплинам привели к печальным результатам: дети

не получали прочных знаний и не становились в массе своей «со­знательными строителями коммунизма».

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию. На нем выяснилось, что по материально-экономическим причи­нам придется перейти от школы-десятилетки к школе-семилетке. Перед Наркомпросом встала необходимость пересмотреть програм­мы, сократить их и учесть ошибки предыдущих лет.

Программы 1921 г. были составлены специалистами: их под­готовка была поручена научно-педагогическим институтам. Идея состояла в том, чтобы уплотнить материал и построить програм­мы принципиально иначе, чем прежде. Именно в этих програм­мах впервые появился термин «обществоведение».

На 1-й ступени курс обществоведения строился на основе со­циологического понимания структуры общества, а материал в нем располагался не хронологически, как в истории, а тематически. На 2-й ступени сохранялся хронологический подход к изучению общества и, более того, дублировался материал по истории. Толь­ко на седьмом году обучения вводились начала политэкономии, истории экономики и экономических учений.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной. И поскольку она еще не была строго обязательной, то на местах продолжалось педагогическое творчество.

Становление нового содержания социально-гуманитарного об­разования сопровождалось оживленными дискуссиями. Но Нар- компрос, руководивший школьным делом и вырабатывающий школьную политику, все активнее пытался влиять как на обще­ственное мнение в вопросе, какой должна быть советская школа, так и на педагогов-новаторов.

Советская власть постепенно и настойчиво брала под свой кон­троль содержание образования, так как была заинтересована в создании из подрастающего поколения широкой социальной опоры для партии.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ еди­ной трудовой школы 1-й ступени и первого концерна 2-й ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. В новой прдграмме на 1923/24 учебный год основополагающим принципом оставалась связь об­щеобразовательной школы с жизнью, с практикой социалисти­ческого строительства, с коммунистической выдержанностью и научным диалектико-материалистическим подходом. Весь пред­назначавшийся к изучению материал делился на три основных направления: природа, труд, общество.

В центре внимания было изучение конкретных явлений окружа­ющей жизни и трудовой деятельности людей. Например, такими объектами в программе для сельских школ намечались: для I клас­са - «Семья и школа», для II класса - «Наша деревня», дляIll класса - «Наш район», для ГУ класса - «СССР». Внутри каж- Ц(Ио направления намечались конкретные темы. В программах по- IMни >му освещалось развитие общества и общественных отношений Мишей. Детям предлагался марксистский взгляд на мир, настойчиво нн/псркивалось значение классовой борьбы в общественных про- ИГ11 ах, неизбежность крушения капиталистического строя через р*иолюционную деятельность пролетариата. Советское общество Преподносилось как высшее достижение классовой борьбы.

Школьный курс обществоведения интегрировал в себе сведе­нии по истории, экономике и праву. История как самостоятель­ный предмет сохранилась лишь на завершающей ступени школь­ник) образования.

Какими же конкретно политическими событиями и явления­ми предлагалось наполнить курс обществознания в начальной школе?

Детям нужно было объяснить: что такое ликвидация безгра- мп| пости, ставки продналога, выборы, избирательное право; чем ошичается кооперативная торговля от частной; какие обществен­ные учреждения существуют в деревне, волости, городе; какие преимущества предоставляются при поступлении в учебные заве­дения крестьянам и рабочим; какая связь между городом и дерев­не II; чем отличаются другие государства от СССР, как они отно-

I итея к советской власти и какие выдающиеся события там про­исходят.

(" точки зрения исторического материала курс включал специ­фические события и явления. Так, младшим школьникам нужно П1.Н10 объяснить, чем отличается царская власть от советской вла- ■ in, каким было положение рабочих и крестьян при царском пра- иигельстве, рассказать о революции 1905 г., войне 1914- 1918 гг., | пгржении самодержавия, Октябрьской революции и роли в ней

II И. Ленина, знать биографию В. И. Ленина, рассказать о том, кто hi кие коммунисты и к чему они стремятся, об организации Крас­ной Армии, об отделении церкви от государства и школы от цер- кмн. Зарубежные страны изучали с позиций классовой борьбы. Дети должны были знать, какая власть существует в других странах, о попытках захвата власти зарубежными рабочими, о международ­ной организации рабочих - Интернационале, о том, чем должна ыкончиться борьба мирового пролетариата, о переходе к социа-

III 1му и характерные черты социалистического строя по сравне­нию с капиталистическим.

Эти указания не являлись особой учебной программой, но в НИХ подчеркивалось, что окончившие начальную школу дети долж­ны были «обладать указанными сведениями как минимумом зна­ний по обществоведению». Таким образом, детям необязательно (Шло знать историю, важно, чтобы они вышли из школы полити­чески ориентированными людьми.

Следующим шагом по упрочению положения обществоведе­ния в школе стала программа 1927 г. Она жестко определила круг и систему необходимых для учащихся знаний, был устранен раз­нобой в содержании и методах обучения. По сути, она стала пер­вой обязательной программой для всех школ РСФСР.

В становлении обществоведения как школьной дисциплины в первые годы советской власти можно выделить три этапа.

В 1917-1920 гг. в школах 1-й и 2-й ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук. В 1921 - 1923 гг. в школах-семилетках обществоведение мало чем отличалось от кур­са истории. С 1923- 1927 гг. учащиеся школы 1-й ступени получа­ли знания об общественной жизни пропедевтически, а 2-й ступе­ни - по двум концернам. С 1927 г. школьное образование оконча­тельно перешло под контроль государства, и все программы стали единообразными.

1930-е гг. стали временем, когда в СССР завершился процесс создания тоталитарного государства. В 1936 г. была принята Кон­ституция, которая объявила о построении основ социализма в нашей стране. После ее принятия в учебный план школ была вве­дена новая общественная дисциплина. Распоряжением Совнарко­ма СССР от 1 февраля 1937 г. «в целях изучения основ советского строя учащейся молодежью, готовящейся встать в ряды созна­тельных и активных строителей социалистического общества», с 1937/38 учебного года вводилось преподавание «Конституции СССР» в качестве самостоятельного предмета в VII классе сред­ней школы. В этом классе его преподавали до конца 1950-х гг. Были изданы учебное пособие «Конституция СССР» и методические пособия для учителей.

В этот же период обществознание как учебный предмет было упразднено. В 1958 г. было принято решение о переносе курса «Кон­ституция СССР» из VII в X класс. В Постановлении ЦК КПСС по данному вопросу говорилось, что это сделано в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и подготовке выпуск­ников к активному участию в общественно-политической жизни страны. Было установлено, что курс «Конституция СССР» в вы­пускных классах должен знакомить учащихся не только с основ­ным законом Советского государства, но и с некоторыми сведе­ниями из гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Предусматривался выпуск учебников, научно-популярной лите­ратуры для внеклассного чтения. Вновь обществознание появи­лось в школах в начале 1960-х гг. - на то было несколько причин.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд партии, на закрытом засе­дании которого выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе лич­ности и его последствиях». С этого момента нначался активный про­цесс десталинизации, в стране стали происхходить демократичес­кие перемены.

Впервые была сказана правда о преступлениях сталинского ре­жима. Миллионы узников были освобожденьы из лагерей либо реа­билитированы посмертно. Были осуждены массовые репрессии, сняты необоснованные обвинения с народсов, подвергшихся из­гнанию с исторических мест проживания. Алктивизировалась дея­тельность местных органов власти. Были пршняты меры по ликви­дации бюрократической волокиты при обраищении граждан в орга­ны власти на местах. Однако демократические; преобразования были непоследовательными, ограниченными, не затронули основ вла­сти партийной демократии, не привели к дешонтажу администра­тивно-командной системы. Хрущевская «отгтепель» коснулась и общественного сознания. Именно тогда в лжтературе, живописи, скульптуре появились произведения, правдивво описывающие про­тиворечия советской действительности, чтоз вызвало у молодого поколения недоверие к коммунистическим идеалам и разочаро­вание в деятельности КПСС. Кроме того, внешнеполитические события - массовое движение в Венгрии и Шольше против отече­ственных компартий - также расшатывалж коммунистическую идеологию в СССР. Укрепить идеологические позиции партии, прежде всего в среде молодежи, должно бы, ыо обществоведение. 25 апреля 1960 г. ЦК КПСС издал постансовление «О введении курса “Основы политических знаний” в срездних школах и сред­них специальных учебных заведениях и подцготовке учебника по этому курсу». Подготовленный проект прогграммы предлагалось обсудить среди преподавателей и научной общественности, пере­работать его с учетом замечаний с мест и предаставить в ЦК КПСС.

Одновременно была задана направленноссть создаваемого кур­са и учебных книг: «Главная задача учебника - раскрыть торже­ство марксистско-ленинских идей в исторической практике чело­вечества, всемирно-историческое значение ВЗеликой Октябрьской социалистической революции, образования шировой системы со­циализма, полной и окончательной победы социализма в СССР и вступления Советского Союза в период раззвернутого строитель­ства коммунистического общества».

В 1963 г. новый курс был введен в выпускшых классах всех сред­них школ, но называться он стал «Обществвоведение», а не «Ос­новы политических знаний», как планировалсось раньше. На струк­туру и содержание учебной программы решанощее влияние оказа­ла новая программа партии, принятая на ЖХП съезде в 1961 г. В историю она вошла под названием «Прогграмма строительства коммунизма».

1$ ней, в том числе перед общеобразовательными учреждения­ми, ставилась задача по воспитанию нового, всесторонне разви­того советского человека - строителя коммунизма. Исходя из этой главной цели, строился весь образовательный и воспитательный процесс.

Преподавание курса давало результаты, противоположные ожи­даемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с дей­ствительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы совет­ского государства и общества.

В 1980-х гг. была введена новая программа по обществоведению для старших классов. Для нее была характерна более жесткая идео­логическая направленность на воспитание «сознательных и ак­тивных строителей коммунизма», на выработку «высокой идей­ности, четкой классовой позиции», «воспитание непримиримо­сти к буржуазной морали и идеологии». Ужесточение курса не было случайным: события на международной арене - политический переворот в Польше; рост социальных проблем внутри СССР, падение авторитета лидеров КПСС, которые окончательно рас­шатали режим и сделали недееспособной коммунистическую идео­логию.

Во второй половине 1980-х гг. в СССР началось переосмысле­ние школьного обществоведения с учетом требований, адекват­ных развернувшимся процессам демократизации общественной жизни и утверждению гласности. В среде педагогов вновь развер­нулась дискуссия о том, каким должно быть обществоведение. В ходе дискуссии выявились очень разные, порой противоположные мне­ния по содержанию материала, месту в учебной сетке, количе­ству часов, целям и задачам обществоведения.

В 1988 г. началась разработка принципиально нового общество­ведческого курса, который должен был начинаться с VI11 класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включи­тельно. Поиск подходов к созданию нового учебного предмета привел к выводу, что обществоведческая подготовка должна быть ориентирована на гуманистическую цель воспитания многосто­ронне развитой, овладевшей основами культуры, социально ак­тивной личности. Базовый уровень обществоведческой подготов­ки должен определяться прежде всего потребностями самой лич­ности, живущей в условиях демократизации общества. Новый курс «Человек и общество» конкретизировался и уточнялся в условиях перемен в обществе. Кризис перестройки обострил политическую борьбу. Была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС, а после событий августа 1991 г. начала складываться мно­гопартийная система. Усилились либерально-демократические те­чения. Возросло влияние национал-политических организаций. Распался Советский Союз.

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был ис­ключен из учебного плана. Жизнь сделала еще более актуальной задачу становления нового содержания обществоведческого обра­зования, неподвластного политической конъюнктуре, влиянию партийных идеологий. В начале 1990-х гг. разработкой нового курса занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, способствующие формированию современных взглядов на общество и человека у школьников.

К концу XX в. сложились два подхода к изучению материала по обществоведению: интегративный и модульный (предметный). Интегративный курс представлен следующими вариантами: «Че­ловек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы со­временной цивилизации» и др. Модульные (предметные) курсы соответствуют базовым общественным наукам под условными названиями «Основы экономики», «Основы социологии», «Вве­дение в политологию» и др. Интегрированный курс предполагает изучение материала в течение нескольких лет без изменения на­звания, а модульные курсы рассчитаны на последовательную смену друг друга в течение года или ведутся параллельно.

Сами термины «обществоведение» и «обществознание» при­знаны тождественными и определяются как совокупность знаний общества о самом себе.

Однако сегодня термин «обществознание» считается более точ­ным при обозначении: 1) образовательной области, в которую вхо­дят общественные дисциплины; 2) отдельной самостоятельной учебной дисциплины. А «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное: обществоведческий характер, об­ществоведческое образование, обществоведческие курсы и т.д.

Обществоведческие дисциплины изучаются с опорой на исто­рические знания. А история, в свою очередь, использует поня­тия, формируемые в обществоведческих дисциплинах. Они взаи­мосвязаны, но не заменяют и не дублируют друг друга, а имеют самостоятельную ценность.

На рубеже XX -XXI вв. обществоведческие дисциплины по­явились и в начальной школе. В действующем стандарте общего образования они прописаны наряду с другими учебными дисцип­линами. Более того, «его (обществознания) изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования».

Обществознание стало равноценной учебной дисциплиной по отношению к другим и занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой школьный предмет.классификации трудно. Поэтому продолжаются поиски более со­вершенных классификаций.

«Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и классах старшей школы»

Бондарь Л.Г.

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

– школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

Учебные тематические конференции ;

Написание и защита рефератов ;

Семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

- диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

Лабораторные, практические занятия;

Зачеты и контрольные работы .

Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

Использовать элементы причинно-следственного анализа;

Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом, тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

Проектная деятельность позволяет развивать умения:

Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

Оценить достигнутые результаты;

Осуществить презентацию результата своей работы.

Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Проблемное обучение.

Приведу примеры проблемных вопросов:

- «Смертная казнь: за и против»;

- «Сильная президентская власть в России: за и против»;

- «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

- «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?».

Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

2. Характер политической власти.

3. Особенности социальной структуры.

4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

5. Вопросы и задания по проекту к классу.

При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.


0

Курсовая работа

Наглядный метод в преподавании обществознания в 7-ом классе

План.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Наглядность в преподавании обществознания……………………………..6
    • Роль применения наглядного метода обучения в обществознании..6
    • Виды наглядных средств обучения…………………...………………9
    • Правила использования наглядности………………………………..13

2.Психолого-педагогические основы применения наглядности в обучении школьников 7-го класса…………………………………………………………16

2.1 Возрастные особенности у учащихся 7-го класса………………….….16

2.2 Эффективность использования наглядных средств на уроке в 7-ом классе…………………………………………………………………………22

3.Пример урока в 7-ом классе с использованием наглядных средств….……25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………....31

Приложение………………………………………………………………………33

Введение.

Данная курсовая посвящена изучению вопроса использования наглядности на уроках обществознания в седьмом классе.

Актуальность работы: На уроках обществознания необходимо использовать разные виды средств обучения для улучшения эффективности запоминания и увеличения качества образования. Одним из главных средств передачи материалы являются наглядные средства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность. Использование наглядности на уроках обществознания способствует насыщению материала и быстрому восприятию. В своей курсовой работе мне хотелось бы показать насколько важно применение наглядных средств на уроках обществознания в седьмом классе, так как именно в этом возрасте сложно вовлечь школьника в учебный процесс.

Цель работы: методика работы с наглядностью на уроке обществознания в седьмом классе.

Объёкт работы: урок по обществознанию, проводимый в 7-ом классе.

Предмет работы : метод наглядности, использованный на уроке обществознания в седьмом классе.

Задачи работы: Во-первых, изучить какие виды наглядности бывают. Во-вторых, проследить, по каким правилам нужно применять наглядность во избежание нарушения учебного процесса. В-третьих, изучить возрастные особенности учащихся седьмого класса для выявления их интереса к учебному процессу. И, наконец, ответить на главный вопрос моей курсовой работы - роль наглядного метода в преподавании обществознания.

Историография: Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.

В школах древних стран - Китая, Египта, Греции, Рима и других - она была достаточно широко распространена. В практике обучения использовались чувственные образы в процессе изучения книжного материала. Книги снабжались нередко рисунками, но это было лишь эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования её, так как поначалу словесно-схоластический путь обучения исключал применение наглядных пособий, и слово являлось, по сути дела, единственным средством обучения. И лишь позже появились наглядные средства в учебном процессе.

Вопрос, касающийся соотношения слова и средств наглядности в обучении, получает своё подлинное значение тогда, когда требование наглядности обучения становится одним из краеугольных камней дидактики.

Принцип наглядности являлся предметом обсуждения многих великих педагогов. Первым о нем заговорил чешский педагог Я.А. Коменский. Он говорил о том, что необходимо изучать сами вещи, а не свидетельства о них. В основе чувственного метода Коменского лежит необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского - решающий фактор усвоения учебного материала. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого познания. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель. Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Л.В. Занков рассматривал взаимодействие слова и наглядности в обучении. Психологи выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Согласно К.Д. Ушинскому: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…».

  1. Наглядность в преподавании обществознания.
    • Роль применения наглядного метода обучения в обществознании.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Использование наглядных методов способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.

Можно выделить несколько функций наглядности:

1) наглядность обучения является средством познания учащимися окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

2) познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия; согласно К.Д. Ушинскому, знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются;

3) наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами;

4) наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким.

Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных обществоведческих понятий.

Без применения наглядность сложно донести правильно материал до учащихся, так как нельзя будет добиться правильных представлений об окружающем мире. Также важно научиться детей строить свою речь и уметь логически размышлять на любые обществоведческие темы. Учитель непосредственно должен руководить процессом на уроке, то есть уметь правильно объяснять как работать с тем или иным наглядным средством обучения.

Таким образом, использование наглядного метода на уроке обществознания способствует не только развитию интереса к материалу, но и к его освоению и лучшему запоминанию. Также большая роль отводится, несомненно учителю, так как от него зависит, как построить свой урок с применением наглядных средств для улучшения эффективности знаний.

  1. 2. Виды наглядных средств обучения.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.

Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность - различные макеты и модели.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К изобразительной наглядности относятся произведения живописи, учебные карты, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.

К тому же у учащихся подросткового возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

1.3. Правила использования наглядности.

Характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность должна постепенно уступать место абстрактной наглядности.

В зависимости от того, какие понятия, положения или иные теоретические факты требуется раскрыть в процессе обучения, используются различные виды наглядности.

По характеру представления окружающей действительности выделяют такие виды наглядности, как:

Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами в классе и за пределами школы;

Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, диафильмы);

Объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами;

Символическая и графическая наглядность способствуют развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (схемы, чертежи, диаграммы, графики и т.п.);

С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической. Наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. Чрезмерное количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное, может вызвать замедленное развитие абстрактно-логического мышления.

Наглядность должна способствовать активизации умственной деятельности учащихся через концентрацию внимания на том, что является главным в излагаемом материале.

Умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского, является «золотым правилом дидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. Применяя средства наглядности педагог использует при этом и слово: сообщает учащимся знания, руководит процессом наблюдения учащимися объектов и т.д. Поэтому возникают вопросы, касающиеся соотношения слова и наглядности в обучении. Наглядные восприятия обладают высокой «пропускной» способностью. Сами наглядные средства и их сочетание с речью и практической деятельностью, обладают наиболее высокой эффективностью для запоминания.

Таким образом, для того, чтобы использование наглядности действительно стало эффективным в улучшении качества образования необходимо соблюдать определённые правила и чередовать различные методы преподнесения материала. Учебный процесс полностью зависит непосредственно от самого учителя, так как именно он должен правильно организовать урок обществознания для улучшения эффективности знаний учащихся седьмого класса.

  1. II . Психолого-педагогические основы применения наглядности в обучении школьников 7-го класса.

2.1. Возрастные особенности у учащихся 7-го класса.

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени, ступень психического развития. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени - характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста. Строить работу на уроке с учащимися 7- го класса довольно сложно, так как их поведение на уроках почти невозможно регулировать. Они требует к себе повышенного интереса и внимания, поэтому построить эффективный урок учителем очень сложно.

Поведение в подростковом возрасте - проявление конфликта между привычной зависимостью и желанием обособления. 7 класс - пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать.

Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ:

  • Не хотят учиться так, как могут
  • Не хотят слушать никаких советов
  • Не приходят вовремя
  • Не убирают за собой.

А также характерны:

  • Непостоянные дружеские связи
  • Снижение самооценки
  • Борьба за самостоятельность
  • Обидчивость, раздражительность, упрямство
  • Переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока)

Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе). Может произойти смена лидеров.

Хотя у учащихся 7-го класса и наблюдаются негативные черты в поведении, но есть и положительные. Например, подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения, пытаются соревноваться в решении каких-либо сложных задач. Особенно важно учителю не игнорировать успехи семиклассника и при любой достижении хвалить его. При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки. Хотя интерес к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослым. Учитель должен также стать и психологом и воспитателем, готовым всегда помочь подростку в трудной ситуации. Но здесь важно правильно найти подход к подростку, учитывать его настроение, так как подростки могут давать выраженные и неожиданно острые реакции на неправильное обращение со стороны учителей, особенно когда такое обращение попадает на «болевые точки», например, сомнения в своей значимости, неуверенность в восприятии себя окружающими, недовольство своей внешностью и способностями. Нужно, чтобы подросток чувствовал свою ценность для других. Особенно тяжело переживаются подростком и сами по себе никогда не бывают полезными «воспитательные» комментарии по поводу ребёнка в присутствии других учеников. Длительные и постоянные воздействия подобного рода наносят серьёзный вред психологическому здоровью ребёнка.

Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков (понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Взросление - особая фаза развития, характеризующаяся активацией процессов преодоления трудностей. Негативизм и агрессия - признаки преобразований и урегулирования. Необходимость тех или иных действий можно обсудить с подростками, выстроив картину их последствий.

Представим, что ученик нас не слушается. Например, не хочет работать на уроке, или совершает какой-то поступок, который кажется нам недопустимым, например, начинает громко разговаривать во время урока. Может быть он совершает что-либо другое, что мы называем плохим поведением. Как мы обычно поступаем в таких случаях? Сначала мы, вероятно, сделаем замечание, но это, скорее всего, будет неэффективным. Потом мы должны будем придумать какое-нибудь наказание в зависимости от того, что сделал школьник, но это тоже может быть не плодотворным, так как регулярные наказания порождают обиду, боль, страх. За этим следует гнев, злоба, формирование агрессивности.

Ребёнок же, привыкший вести себя прилично из-за внешних воздействий, не развивает внутренний контроль своего поведения. И, безусловно, в отсутствии авторитетов он найдёт способы делать так, как хочет, только с ещё большей силой. Каким же образом реагировать на так называемое «плохое» поведение? Необходимо воспринять плохое поведение как информацию, которую отправляет нам ребёнок. Первая реакция эффективного учителя - «Что ученик хочет мне сказать своим поведением?»

Обычно послания детей можно отнести к одной из 4х групп:

  1. Привлечение внимания. «Заметьте меня!»; «Лучше так, чем никак»
  2. Борьба за власть. «Я - личность!»; «Пусть мне будет плохо, но в какой-то момент я почувствую себя сильным»
  3. Месть. «Мне больно, обидно!»; «Я восстановлю справедливость и перестану чувствовать себя никчёмным»
  4. Избегание неудач. «Я не верю в себя, я в отчаянии»; «Нечего стараться, всё равно ничего не получится», «Мне всё равно»; «И пусть плохой»; «И буду плохой!».

Стремления подростков вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха. Подростки остро страдают от нереализации этих потребностей и от попыток восполнить эту нехватку неэффективными способами. Они не знают как иначе, и, поэтому, любое серьёзное нарушение поведения - крик (сигнал) о помощи! Для того чтобы помочь, нужно понять причину непослушания, обратив внимание на собственные чувства (при повторном непослушании):

  1. Раздражение - привлечение внимания. Учитель в проявление данного чувства семиклассника должен игнорировать выпад, оказывать внимание вне ситуации, проявлять невербальные знаки внимания такие, как погладить по спине, голове, улыбнуться.
  2. Гнев - власть. Педагог должен смягчить свои требования, предоставить право выбора, согласиться и отложить на потом. Главное здесь - это считаться с мнением подростка.
  3. Обида - месть. Педагог должен устранить причину боли (извиниться). Дать себе остыть; поговорить наедине с ребёнком о его и собственных чувствах, о настоящих причинах поведения, о последствиях. Признать свои ошибки (они всегда есть).
  4. Безнадёжность, отчаяние - избегание неудач. Учитель должен перестать требовать, сбросить на ноль ожидания, давать доступные задачи, не критиковать, поощрять, избавлять от провалов. И делать это постепенно, так как подростку свойственно недоверие к учителям, к их положительным словам и поступкам.

Таким образом, возраст учащихся седьмого класса является одним из сложных периодов в жизни человека. Школьник уделяют меньше времени учебному процессу. Учителю, сложно каким - либо образом приобщить семиклассника к школьному процессу. Педагогу необходимо продумывать свой урок так, чтобы в нём были задания на соревнования, на логические размышления. Простая подача в виде изложения материала в устной форме им становится неинтересной. Поэтому важно для привлечения внимания использовать яркие и образные методы, такие как наглядные средства обучения. Именно использование наглядности в обучении будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию материала, так как это привлечёт внимание подростков и поможет построить с ними более эффективный урок.

2.2 Эффективность использования наглядных средств на уроке в 7- ом классе.

В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка. Важно наравне с обычной школьной лекцией использовать такие средства обучения, которые привлекут внимание семиклассников и дадут им задания для размышления и обсуждения. Такими средствами могут стать наглядные.

Наглядный средства используются на уроках обществознания в основном для улучшения эффективности образования, но и имеют ряд других функций:

  1. Наглядность как самоценность. Наши учебники по обществознанию начисто лишены иллюстраций; задача учителя - восполнить этот недостаток на уроке, для полного отражения реальной действительности, чтобы семиклассник лучше имел представление о том или ином обществоведческом материале.
  2. Наглядность - как средство формирования критического мышления. Например, учитель выводит какие-либо рисунки, иллюстрации на слайд либо прикрепляет на доске, и ставит какую либо проблему, над которой ученик должен подумать (сравнить, описать, объяснить), затем на основе анализа высказать правильно свои логические рассуждения.
  3. Наглядность - как средство привлечения внимания. Учитель на уроках обществознания может использовать не только научные схемы, таблицы, но и различные смешные карикатуры. Правда, предоставление ученикам данного вида наглядности не должно стать частым явлением, так как слишком много развлекательной наглядности будут отвлекать внимание семиклассников от изучения основного обществоведческого материала.
  4. Наглядность - как средство актуализации и значимости. Учителю здесь важно донести до учеников, что знания, полученные ими на уроках обществознания, помогут им в повседневности на протяжении всей жизни, поэтому важно изучать обществоведческий материал.
  5. Наглядность - как способ закрепления материала через художественный образ. Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет использовать ассоциативное запоминание, то есть для того, чтобы школьники лучше запомнили какие - либо сложные термины не обходимо провести параллель с повседневностью.
  6. Наглядность - как с редство раскрытия теоретического материала. Оперируя абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не находят опытного подтверждения. В данном случае, недостаточно упомянуть соответствующий пример из обществознания, важно показать конкретно-историческое воплощение понятия в жизни.
  7. Наглядность - как с редство создания игровой си туации. Раскрывая смысл понятия, например «обыденное сознание», можно использовать какую - либо мини-игру для лучшего усвоения данного термина, например, игру по типу ассоциация.
  8. Наглядность - как с редство закрепления пройденного материала через игру. Характеристика основ конституционного строя России, завершается показом набора слайдов, каждый из которых иллюстрирует один из принципов. Учащиеся должны соотнести принцип и слайд. В частности, «Республиканскую форму правления» иллюстрирует изображение императорского трона с анимационным эффектом перечёркивания.

Данная классификация отражает то, как необходимо использовать наглядность на уроке обществознания и для чего. Использование наглядности эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей учеников. Развивается самостоятельность, повышается личная ответственность, увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Учащийся учиться делать выводы и обобщения на основе логического мышления.

У подростков увеличиваются интеллектуальные способности, правда, они не в состоянии ими правильно воспользоваться. Задача учителя обществознания направить способности ребёнка на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы ребёнок не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса. Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно только правильно применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся седьмого класса на уроках обществознания.

III . Пример урока в 7-ом классе с использованием наглядных средств.

Учебник: «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М., «Просвещение», 2008г. (7 класс)

Тема: «Экономика и её основные участники»

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «экономика» на основе преподнесения нового материала

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;

Совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;

Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point 2007.

Ход урока:

На протяжении объяснения новой темы активно используется показ презентации, сопровождающий рассказ нового материала учителем.

Изучение новой темы с её закреплением по ходу изложения:

Учитель: - В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники», в 6 классе мы впервые познакомились с понятием «экономика» и в этом году продолжаем знакомиться с деятельностью человека в экономической сфере. Записываем тему урока в тетради.

(на экран выводится первый слайд с названием темы урока))

- Давайте вспомним происхождение слова «экономика»? (слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон»).

Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (IV в. до н.э.). В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли античности.

Давайте вспомним с вами, что понятие «экономика» имеет несколько значений. Попробуйте продолжить предложения…(задания представлены на втором слайде, приложение 1). Итак, давайте попробуем дать определение, что такое экономика.

Попробуйте продолжить предложение:

Экономика - это знания о …

А теперь давайте проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике.

Используя словарь в конце учебника дайте определение что такое экономика.

Экономика это -
- хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
- народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности).

Теперь нам необходимо, ребята, записать термин «экономика» в тетрадь. На слайде определение представлено

(тот же второй слайд)

- Давайте узнаем о четырёх проявлениях экономики и постараемся их объяснить, на примере производства пищевой промышленности, а именно хлебобулочных изделий.

(на экран выводится третий слайд)

На доске проявления экономики:

1)Производство.

2)Распределение

3)Обмен

4)Потребление

- Давайте, ребята, теперь попробуем ответить на вопрос: «Зачем нужна экономика?». Зачем люди производят продукцию, приобретают товары и вещи? (Ученики предлагают свои различные версии ).

- Экономические продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на товары и услуги. Попробуйте, ребята, дайте определение этим двум понятиям.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу для того, чтобы правильно понимать различия между товарами и услугами.

(таблица расположена на четвёртом слайде, приложение 2) .

В левой колонке пишите пример товара, а в правой - услуги. Я вам читаю примеры, а вы распределяете. Потом вместе проверим.

(поход в парикмахерскую, приобретение компьютера, поход на приём к врачу, поход в магазин за продуктами, поход в бассейн, покупка билетов в кино)

Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствования орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни ).

В чем взаимосвязь между производителем и потребителем? (Производитель и потребитель связаны, т.к. они обеспечивают удовлетворение потребностей друг друга. Одни получают товары и услуги, другие прибыль от произведенных и реализованных экономических продуктов. Обеспечивая потребителя товарами и услугами, производитель ориентируется на то, в чем тот нуждается. В то же время потребитель своими действиями подсказывает, что, в каком количестве и в каком ценовом пределе ему необходимо)

Ребята, нам осталось выяснить про участников экономики. Ими являются «производитель» и «потребитель». (приложение номер 3 на пятом слайде) Давайте запишем определения этих понятий. И какими же функции они выполняют в экономике.

Подведём итог нашему уроку, мы сегодня начали изучать экономику, и уже знаем её проявления, формы хозяйства, продукты её деятельности и участников. Продолжим работать на следующих уроках с данной темой. А сейчас запишите домашнее задание.

Задания для всех: Параграф 8, задания «Проверь себя» стр. 95-96 и термины в конце параграфа.

Творческое задание: представить презентацию по теме экономика, либо различные рисунки или макет, связанные с экономической деятельностью.

Заключение.

Таким образом, значение наглядного метода в преподавании обществознания учащимся седьмого класса велико. Использование данных средств обучения способствует более эффективному освоению обществоведческого материала. Если правильно использовать наглядные средства обучения то можно добиться заметных успехов, которые выражаются не только в привлечении учащихся к учебной деятельности, но и к повышенному усвоению информации. Семиклассник учиться думать, рассуждать, строить свою речь, формировать наглядно-образное мышление. Также применение наглядности способствует формированию правильного представления об окружающей в повседневной жизни действительности.

Список литературы.

  1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания М., 2001
  2. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968.
  1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М., ВЛАДОС, 2000.
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 частях Под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2003.

14.Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 1971.

Приложения.

Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1.

Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 70-75.

Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. М.,1985.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 84.

Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. ВЛАДОС, 2002.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.

Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., - М.: Гардарики, 1999.

Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968

Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Воспитание и психическое здоровье детей // Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовка учителя-воспитателя. - Барнаул, 1992. - 0,2 п.л. (в соавторстве А.Н. Уланов).

Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 1971.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1.

Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988.

Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания М., 2001

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.
Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей, К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Общественные дисциплины в 30-50-х годах.
30-е годы стали годами завершения процесса создания тоталитарного государства. Безудержный произвол сталинской диктатуры, грубейшие нарушения законности нуждались в политическом прикрытии, которое представляло бы сложившуюся систему более привлекательной. В этих условиях была принята Конституция 1936 г. Несмотря на то что многие ее положения противоречили политической практике тех лет, Сталин пошел на принятие этого документа и дал ему свое имя.

Конституция, отменившая ограничения политических и гражданских прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозгласившая социально-экономические права граждан, давала возможность усилить пропагандистские тезисы о государстве трудящихся и для трудящихся, об успехах социализма на фоне кризиса капитализма.

Оглавление
Введение (Л.Н Боголюбов)
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова)
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев)
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования (М.Н. Григорьева)
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (Л.Н. Боголюбов)
Глава 6. Работа с понятиями в обществоведческом курсе (Е.И. Жильцова)
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1,3); Н.Ю. Басик - (2))
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин)
Глава 10. Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В книге собраны краткие теоретические пояснения по теории методики преподавания обществознания в старшей школе, рекомендации будущим учителям, а также вопросы и задания, которые носят как репродуктивный, так и аналитический характер и направлены на практическое применение знаний бакалавров. В приложениях к учебнику содержится множество схем, таблиц, а также дополнительные тексты научного и методического характера, которые могут быть использованы как студентами-бакалаврами при подготовке к семинарам, так и учителями в практике преподавания обществознания в школе.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Поделиться