Виды и стили обучения

Дидактика. Основные категории дидактики. Виды обучения.

Что такое дидактика.

Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Дидактика - это составная часть педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Это наука об обучении.

Основными задачами дидактики являются:

Описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;

Организация учебного процесса;

Разработка более современных процессов обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения

Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

  1. История дидактики.

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Основоположником дидактики считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.). Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как отрасль педагогической науки, дидактика получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему». В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам К. Д. Ушинского, К. Юркевича, Г.Сковороды.

  1. Основные категории дидактики

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются:

- процесс обучения

- принципы обучения,

- методы,

- формы организации обучения.

Процесс обучения - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса.

Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

  1. Виды обучения.

В зависимости от характера организации, специфики содержания учебного материала, использования методов и средств обучения, исторической эпохи можно выделить следующие виды обучения :

1) сократовский вид обучения;

2) догматическое обучение

3) развивающее обучение

4) объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение

5) проблемное обучение

6) программированное обучение

7) модульное обучение

1.Сократовский метод – (Древняя Греция)

Сократовское обучение - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.
Однако Сократ ставил своей задачей не только раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины».

Иногда этот метод называют «сократовская, или эвристическая, беседа». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Словом, Сократ не только давал новые знания, но и развивал в своих учениках логическое мышление.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению, противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

Согласно сократовскому методу обучение должно проходить в две стадии, одна из которых – основная. Здесь изучаются этика и поведение в обществе, а также те предметы, которые пригодятся человеку для освоения будущей профессии. Перед учителем стоит определенная цель, а именно – пробуждение душевных сил ученика.

Догматическое обучение – (средневековье)

Типичной чертой догматического обучения является авторитарность, выражающаяся в минимальной роли не только учащихся, но и учителей. При догматическом обучении канонизированное содержание образования должно было быть усвоено в том виде, в котором оно давалось. Всякая самостоятельная мысль ученика пресекалась, субъект познания как бы выносился за скобки, цели обучения навязывались учителем, оценка возможностей ученика сводилась к стихийной диагностике. Целью экзаменов являлось определение положения ученика по отношению к другим. При таком стиле обучения проблема познавательной активности личности не ставится.

3.Развивающее обучение (Эпоха Возрождения)

учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы.

Особенности развивающего обучения:

1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;

2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;

3) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Тип обучения – теоретически обоснованная и представленная в практике модель обучения, имеющая специфическую, четко выстроенную философско-психологическую базу и собственно дидактическое своеобразие.

Наиболее ранний тип обучения. Преобладал в период средневековья. Влияние обнаруживается и в новое и новейшее время (например, русская церковно-приходская школа). Методологической основой выступает какое-либо религиозное учение. Источник информации – религиозный текст, позднее специальные учебные книги, содержание которых должно быть усвоено дословно. Понимание не требуется. Умения отрабатываются с помощью тех же религиозных текстов: чтение через запоминание слов и их производных форм; заучивание алфавита; чтение преобладало буквенное, а не звуковое; письмо через переписывание. Функция педагога – дать задание, проверить исполнение (сверить). Мотивация обеспечивается через наказание нерадивых. Форма занятия – индивидуально-групповая или индивидуальная. Состав учащихся непостоянен.

2. Объяснительно-репродуктивное обучение

Цели педагогического процесса формулируются как:

а) цель-идеал: всесторонне и гармонично развитая личность, сочетающая в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство (Моральный Кодекс строителей коммунизма)

б) цель как ожидаемый результат деятельности

Формирование системы знаний, овладение основами наук;

Формирование основ научного мировоззрения;

Всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

Воспитание идейно убежденных, сознательных и высокообразованных людей, способных как к умственному, так и к физическому труду.

Концептуальнцю основу составляют принципы, сформулированные еще Я.А. Коменским: научность, природосообразность, последовательность, систематичность, доступность, сознательность, активность, прочность, наглядность, связи теории с практикой и т.п.

Структура обучения включает: изложение – понимание – обобщение – применение.

Схема учебной деятельности:

1. Информирует о новых знаниях, объясняет / воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.

2. Организует осмысливание учебной информации / осмысливает, углубляет понимание учебного материала

3. Организует обобщение знаний / обобщает усвоенный материал

4. Организует закрепление учебного материала / закрепляет изученное путем повторения

5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения / применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

Ведущей организационной основой является классно-урочная система:

Учащиеся приблизительного одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;



Класс работает по единому годовому и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и тоже время года и в заранее определенные часы дня;

Основной единицей занятия является урок;

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

Работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы;

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены – обязательные атрибуты классно-урочной системы.

в регламентации деятельности,

принудительности обучающих и воспитательных процедур;

централизации контроля;

ориентации на среднего ученика.

Методы усвоения знаний основываются:

на сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

репродуктивной логике от частного к общему;

с опорой на механической запоминание;

вербальные;

репродуктивное воспроизводство.

К недостаткам системы можно отнести отсутствие самостоятельности, слабую мотивацию учебного труда школьников, в частности, отсутствие самостоятельного целеполагания, цели обучения ставит учитель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им, а учителем, другим взрослым.

Положительные черты: систематический характер, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Результативность профессиональной деятельности современного педагога связана с владением им основных видов обучения, пониманием их недостатков и достоинств, методологической и теоретических условий, основ использования.

Особенности формы

Догматическое обучение в педагогике - это первый вид коллективной организации познавательной работы школьников. Появилось оно в средние века. Формы и характер обучения в тот исторический период определялись основами христианской религии, ее влиянием на культурную общественную жизнь.

Историческая справка

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.

Заключение

Догматическое образование долгое время оставалось единственным вариантом формирования знаний у школьников. Подобная форма обучения не позволяла педагогам выявлять талантливых и одаренных детей, подбирать эффективные способы их воспитания и развития. Для решения подобной проблемы в отечественной педагогике были проведены существенные реформы. На смену догматическому образованию пришел личностно-ориентированный подход и проблемное обучение.

В основе последнего метода обучения лежит идея психолога С. Л. Рубинштейна о варианте развития сознания человека путем разрешения познавательных проблем, которые содержат противоречия. Суть проблемного обучения заключается в постановке педагогом и решении школьником проблемной задачи, вопроса, ситуации.

Специфика методики в том, что в отличие от догматической формы при проблемном подходе знания не предоставляются в готовом виде, они формируются самими школьниками.

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологи­ей. Вид (тип) обучения - это общий способ организации учебно-вос­питательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа глав­ных его структурных компонентов: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике и др. По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обу­чения. Педагоги не отказываюся от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, перено­сят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы-«сокра­тическая беседа». Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вы­зывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение - форма коллективной организации обу­чения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писа­ние. Главный вид деятельности учащихся - слушание и механическое заучивание. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И). Его сущность хо­рошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изучен­ного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть дли­тельную историю его существования в различных модификациях. Это давно известный вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы из­ложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстратив­ное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сбе­регает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание слож­ных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки - пре­поднесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении и т. д.

Проблемное обучение (ПбО). Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного ре­шения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуа­ция характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в ре­шении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разре­шить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуа­ции, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.


Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского ме­тодов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплета­ются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание зна­ний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учеб­ному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на до­стижение запроектированных целей.

Программированное обучение (ПО). Название происходит от терми­на «программа», что обозначает систему последовательных действий (опе­раций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО - улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

♦ учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

♦ учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих
порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

♦ каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

♦ при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает
новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

♦ при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

♦ каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным ма­териалом в посильном для него темпе;

♦ результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются,
они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная
связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

♦ педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

♦ в учебном процессе широкое применение находят специфические
средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контро­лирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.

Учителя начальной школы чаще используют элементы программирован­ного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с по­мощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и про­граммированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими бло­ками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль - это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обу­чения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

По своему содержанию модуль -это логически завершенный блок учеб­ной дисциплины. Он содержит в себе цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приоб­ретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения мате­риала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается практически все: посещение сту­дентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и ито­говый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, дипломные рабо­ты представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатыва­ются аналогичные задания и критерии их рейтинговой оценки.

Развивающее обучение - учебный процесс, в котором наряду с пе­редачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интел­лектуального развития человека; он направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных струк­тур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении цент­ральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а уче­ник. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организа­ции учебной деятельности детей, в развитии их мышления. Всякая деятельность - это решение задач. Поэтому основным средством, кото­рым располагает учитель, является постановка задач и организация их ре­шения. Педагогический процесс в условиях развивающего обучения все­гда носит характер парного диалога - учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем. Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько по­лучения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л. С. Выготского неоднократно под­черкивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой.

Чтобы ученик сам направлял свое мышление, важно научить его осо­знавать происходящие в его сознании процессы и умственные операции. Мышление, таким образом, как бы начинает формировать само себя. Необходимо добиваться словесного воспроизведения учащимися проде­ланных шагов, у детей должна воспитываться своеобразная рефлексия про­цесса учебной деятельности.

В основе системы развивающего обучения используется механизм, позволяющий подвести обучаемых к теоретическим обобщениям, исполь­зуемым в дальнейшей работе как для решения частных практических за­дач, так и для «взращивания» более объемных обобщений.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

♦ проблемность обучения;

♦ оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
(наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченно­
го, абстрактно-теоретического);

♦ индивидуализация и дифференциация обучения;

♦ специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических
приемов умственной деятельности;

♦ специальная организация мнемической деятельности.

Современные тенденции развития образования обусловливают разви­тие и становление других видов обучения (дифференцированного и инди­видуального обучения, эвристического, компьютерного, дистанционного и др.). Со второй половины XX века отечественная дидактика развивалась в разных направлениях, обогащая практику новыми идеями, реализация ко­торых способствует повышению уровня учебно-воспитательной работы.

Структура догматического обучения. Анализ приведенного выше процесса догматического обучения позволяет выделить в структуре его три основных элемента (звена), каждый из которых имеет свою специфику: звено. Сообщение знаний учителем. звено. Деятельность ученика по усвоению знаний. звено. Воспроизведение учащимися усвоенных знаний.
Первое звено этого вида обучения характеризуется тем, что сообщение учителем знаний представляет собой догматические словесные формулировки и сводится к комментированию религиозных истин. Второе звено состоит в механическом заучивании учащими-

ся словесных формулировок; третье звено - в дословном воспроизведении заучиваемого.
Таким образом, главными видами деятельности учителя были комментирование текстов религиозных писаний, а учащихся - слушание, механическое заучивание. Основная позиция, которую занимал ученик в условиях догматического обучения, - позиция объекта педагогических замыслов учителя (см.табл. 18).
Таблица 18
Теоретико-методологические основы догматического обучения, ведущие виды деятельности учителя и учащихся в процессе его осуществления, основные его результаты

Педагогическая оценка догматического обучения. В научной литературе этот вид обучения оценивается по трем основным параметрам: качеству знаний учащихся; влиянию его на развитие школьников; отношению учеников к обучению. Догматический вид обучения получил положительную оценку в научной литературе лишь в аспекте развития у учащихся формально-логического мышления; все остальные параметры не получили положительной оценки. Результатом догматического обучения были знания, которые «в старой дидактике получили название вербальных или словесных знаний, а в наше время их называют формальными знаниями» (М.Н. Скаткин). Чешский ученый педагог Я.А. Каменский (XVII в.) критиковал схоластическую школу своего времени за то, что она заполняла умы детей «...шелухой слов, пустой попугайской болтовней». Догматический учебный процесс не обеспечивал должного развития учащихся, так как развивал у них преимущественно лишь механическую память. Этот вид обучения также не обеспечивал воспитание у учеников положительного отношения к учению: механическая зубрежка порождала у учеников скуку, нежелание учиться, что компенсировалось страхом наказания. Вот что об этом пишет А.Н. Джуринский: «В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже - по голому телу. В XIV - XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, причем в XV в. бич стал вдвое длиннее, чем ранее. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело... Науку предлагалось вбивать кулаками». Догматический вид обучения просуществовал в течение многих веков и был господствующим во многих школах Европы, в том числе в русских школах для дворянских детей.

Поделиться