Учимся писать сочинение: Проблема текста (Как сформулировать проблему). Правильная формулировка проблемы

Руководители решают проблемы, это производственные проблемы. Люди решают личные проблемы. Только вот что же это такое, что они решают. Что такое проблема? Если тот или иной человек не знает, что же он решает, то насколько эффективным будет решение? Правильное формулирование проблемы - половина ее решения. Мы не знаем, чья это мысль, но она очень часто встречается в литературе по психологии.

В настоящей статье мы расскажем о том, что мы считаем проблемой и о ее правильном формулировании. А уж вы, уважаемый читатель, решите, действительно ли предлагаемый нами подход эффективен. В статье мы предложим пошаговый процесс определения и формулирования проблемы. Для этого мы будем пользоваться Нейро-Лингвистическим Программированием (НЛП) и в конце статьи предложим вариант рефреминга (изменения восприятия) или то, что мы называем «ресурсным разворотом» в формулировании проблемы 18 .

Проблемы и обстоятельства

Когда на семинарах для руководителей мы спрашиваем слушателей, что такое проблема, то громадное большинство отвечает, что проблема - это некоторое обстоятельство, которое мешает достижению целей. На вопрос, где находится проблема - внутри или снаружи человека, 90% отвечают, что вне. Это показывает, что большинство людей путают проблемы с обстоятельствами, считая препятствия (или негативные, по собственной оценке, обстоятельства) проблемой. Но если мы говорим о решении проблем, то решить обстоятельства нельзя, они или есть, или их нет. Если же пользоваться логикой НЛП, то обстоятельства не могут быть негативными или позитивными. Они просто есть. В этом контексте вспоминаются слова из песни, которую поет Алиса Фрейндлих в «Служебном романе» «…у природы нет плохой погоды…». Погоду плохой делает сознание человека.

Можно говорить о том, что проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека, нет проблемы ». Кроме того, одни и те же обстоятельства для разных людей могут являться или источником проблем или источником удовлетворения. Для примера:

Что русскому хорошо, то немцу смерть.

Что такое проблема

Видимо, под проблемой стоит понимать расхождение между «Хочу» и "Есть", между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем, между желаемым и действительным.

Существуют три этапа при решении проблемы, понимаемой таким образом:

  1. «Есть» - те обстоятельства, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют;
  2. Осознание своих потребностей. «Хочу» - требование, которое невозможно выполнить на данном этапе.
  3. Действия для сближения «Хочу» и "Есть". Решение о действиях по сближению - это первый шаг собственно решения проблемы. Сами действия - это второй шаг.

Стоит порассуждать о том, что же это такое, те обстоятельства, которые человек хочет. Мы делаем предположение о том, что речь идет о ресурсах, которые хочет получить человек для личного или производственного использования. То есть состояние «Хочу» - это о тех ресурсах, которые человек хочет, и это желание настолько интенсивно, что эти ресурсы становятся мотивом для действий. И на первом шаге третьего этапа и принимается решение об этих действиях.

Так что же такое проблема в момент ее формулирования? Прежде всего, проблема -это мысль, это идея о необходимости получить какие-то ресурсы с помощью каких-то действий. Далее, проблема - это не просто мысль, это формулировка о том, как получить желаемые ресурсы эффективно, т. е. с наименьшими затратами. Проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения ресурсов в сложившихся обстоятельствах.

Давайте, перечислим основные ресурсы, которые могут оказаться желаемыми. Для себя или личного употребления человека интересуют следующие ресурсы: физические ресурсы тела и здоровье, эмоциональные, интеллектуальные и творческие ресурсы, ресурс времени.

Человека, играющего роль сотрудника или руководителя организации, интересуют те ресурсы, которые нужны организации для ее деятельности. Это материальные, финансовые, человеческие, нематериальные, творческие ресурсы, время. Следует учитывать, что всегда, решая любую организационную проблему, человек всегда решает какую-то связанную личную проблему. Иначе ему не было бы смысла решать 19 . На этом и основываются подходы к мотивации персонала.).

Как правильно сформулировать проблему

Для того чтобы выбрать эффективный метод получения ресурсов, стоит понять, какой ресурс на самом деле необходим. То есть понять, что же на самом деле нужно. Давайте разберем это на примерах.

Производственный пример такой. В цехе сломался единственный станок, выпускающий незаменимое комплектующее для продукции завода. Это проблема или нет? На уровне бытового мышления сломанный станок - и есть проблема. Но, на самом деле, это всего лишь обстоятельство. Давайте решим, какой на самом деле ресурс нужен заводу в этой ситуации: починенный станок, его продукция или комплектующие в принципе, без четкого определения, где они произведены, в том числе и на этом станке. Скорее всего, последнее.

Другой пример. Вы спешите в аэропорт по узкой горной дороге. На дороге большой валун. Водитель объехать его не может. Валун не проблема, валун - обстоятельство. Какой ресурс вам нужен в сложившихся обстоятельствах: возможность объехать камень, возможность оказаться в аэропорту вовремя или попасть в пункт прилета вовремя? И опять, скорее всего, последнее.

Стоит обратить внимание на то, что часто одним из важнейших необходимых ресурсов является время. В обоих вышеприведенных примерах время присутствует.

Если проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения ресурса или ресурсов, то в первом примере проблема формулируется так: Как получить необходимые комплектующие (в пределах определенного времени)? Во втором примере: Как оказаться вовремя в определенном месте?

Итак, проблема это вопрос о методе получения желаемых ресурсов в пределах имеющегося временного лимита . Таким образом, в формулировке проблемы содержится четыре компонента: Словосочетания типа: «как получить», «как оказаться», «как успеть» и др.; краткое описание ресурса, описание лимита времени и знак вопроса. Слова «получить», «оказаться», «успеть» и другие отбираются так, чтобы они не описывали конкретного действия. Ведь проблема - это вопрос о методе. Большинство других глаголов, например «заработать», «доехать», уже описывают большую часть метода, что ограничивает нас в методе еще на этапе формулирования проблемы.

Давайте попробуем.

Сформулируйте какую-нибудь свою проблему. Для этого запишите проблему так, как вам кажется, она формулируется. Затем задумайтесь, какой ресурс или ресурсы на самом деле вам нужны. Решите, сколько времени у вас на это есть. При необходимости перепишите формулировку так: Как получить ___(Описание ресурсов)__в (укажите время, которое вы отводите на решение проблемы)_? Замените в своей формулировке все слова, содержащие «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то негативный оттенок на позитивные синонимы. Дело в том, что проблема эта о поиске и получении ресурсов, а «не-» и т. п. что-то отрицают, а не дают. Слова, несущие негативный характер, также делают формулировку негативной, а поиск ресурсов - деятельность позитивная.

Если вы сформулировали все правильно, то вы сейчас имеете некую формулировку, которую можно решать, или вопрос, на который можно искать ответ.

Ресурсный разворот

Идея ресурсного разворота основана на том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то эффективность решения проблемы может вырасти.

Мы видим три способа ресурсного разворота.

I. Для того чтобы выполнить ресурсный разворот, первым способом возьмем формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия с помощью слов и словосочетаний:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если и т. п.

Если брать вышеприведенные примеры, то у нас получится:

1. Как получить необходимые комплектующие в пределах суток, несмотря на поломанный станок?

2. Как оказаться вовремя в определенном месте, даже если на дороге лежит валун?

Теперь давайте попробуем сделать ресурсный разворот. Для этого вместо слов:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если и т. п.

вставьте слово «используя». В этом случае у вас получатся формулировки, которые предложат вам взгляд на препятствия как на возможные ресурсы. В наших примерах мы получим:

1. Как получить необходимые комплектующие в пределах суток, используя поломанный станок?

2. Как оказаться вовремя в определенном месте, используя валун на дороге?

Не факт, что вам срезу в голову придет новое решение или что оно придет вообще. Но отсутствие решения, скорее всего, говорит о том, что у вас не хватает знаний и/или опыта в использовании тех или иных обстоятельств. В наших примерах решения могли бы быть такими.

1. Предложить предприятию, у которого есть подобный уникальный станок, ваш поломанный в обмен на постоянные поставки комплектующих со скидкой.

2. Учитывая, что с другой стороны валуна тоже скопились машины, можно убедить пассажиров, что помощь придет нескоро, и предложить поменяться машинами. При этом можно подобрать машину, которая, скажем, мощнее и довезет вас быстрее.

Выше всего лишь иллюстрации, и для многих обстоятельств такие решения не приемлемы. Но приведенный выше подход позволяет взглянуть на проблемы с другой точки зрения.

II. Второй вариант ресурсного разворота - это сразу думать об обстоятельствах как о ресурсе. То есть, рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств. Приведем пример. На уровне бытового мышления обыватель смотрит зимой на уличный термометр и говорит: «Минус 30, плохо, холодно». Летом тот же обыватель смотрит на тот же термометр и говорит: «Плюс 30, жарко, холодно». Человек с ресурсным мышлением смотрит на термометр зимой и говорит себе: «Мороз, какую выгоду можно извлечь?», «Как я на этом заработаю?». Летом он говорит: «Жара, как можно получить выгоду?», «Как я на этом заработаю?».

III.Третий вариант - сразу вместо слова «проблема» использовать слово «задача», а для описания препятствий использовать слово «возможность». Такой подход сразу позволяет думать о проблеме ресурсно.

Ну и последнее. Сформулировав проблему, чтобы не перегрузить себя ненужной работой, задайте себе следующие вопросы:

  • Нужно ли вообще решать эту проблему?
    • Должны ли именно вы решать эту проблему?
    • Должны ли вы принимать решение немедленно?

Таким образом, по нашему представлению, проблема - это вопрос об эффективном методе получения желаемых ресурсов . И читателю судить о том, насколько такой подход к формулированию проблемы эффективен и насколько проблемы, сформулированные по предложенным нами методам, облегчают поиск решения.

Впрочем, в статье мы говорили о ситуации поиска желаемого ресурса. Есть и другой вид проблем. Это проблемы об эффективном использовании имеющихся ресурсов. Это проблемы развития, и вопрос об их формулировании, возможно, станет поводом для другой статьи.

По вопросам : klubok@сайт

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка проблемы может быть равносильна половине ее решения.

Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.

Формулировка проблемы научного исследования - это, по сути, кристаллизация замысла научной работы. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?»- вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» - это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Проблема, по Ю.К. Бабанскому, есть характеристика проблемной, т.е. противоречивой ситуации - несоответствие теории о предмете общественной практики этой практике, - которое обнаруживает исследователь в изученном им материале. Видение той или иной проблемы определенным ученым- обусловлено, во-первых, ограниченностью личного опыта - тем, что в непосредственном личном опыте ученый всегда имеет дело лишь с той или иной частью объективной действительности и, во-вторых, теми его представлениями об этой действительности, которые сложились в результате всей его научной подготовки. Ясно, что каждый исследователь видит разные проблемы и может по-разному считать, какая из них является актуальной проблемой. Т.е. по-разному определяется и цель научного исследования, которая, по Ю.К. Бабанскому, есть результат решения проблемы в идеальной форме. Цель вообще может быть внешней необходимостью для исследователя. Например, есть социальный или государственный заказ, что какая-то часть объективной реальности находится в неудовлетворительном состоянии, следовательно, надо познать причины этого, выявить закономерности между внешними связями системы (части объективной реальности) и ее внутренними связями и определить меры по приведению системы в нужное, удовлетворительное для заказывающего состояние. Множественность проблем и целей налицо

В науке формулирование проблемы - обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире - одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы (рис. 5).

Рис. 5 - Этапы порождения проблемы

Рассмотрим обоснованность приведенных на рисунке 5 этапов.

Первый этап связан с нехваткой информации для описания или объяснения реальности. Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Третий этап зависит от того объема объективных знаний накопленных той или иной наукой.

Хорошая постановка проблемы описывает точными конкретными терминами то, что раскрывают данные.

Критерии постановки научной проблемы могут быть представлены следующими моментами (рис.6).


Рис. 6 - Критерии постановки научной проблемы

Каковы же пути правильной постановки проблем? Их много. Это и узаконивание обязательного выделения предплановой проработки каждой темы, и ежегодная научная аттестация всех выполненных НИР с привлечением РАН и ее институтов, и конкурсная форма распределения тематики, финансирование не коллективов, а действительно проблемных работ.

Сначала получают ответ на вопрос существует ли проблема?

Затем рассматриваются развития проблемы (в прошлом и будущем), внешние связи ее с другими проблемами и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.

Когда возникают научные проблемы?

Научная проблема возникает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осознается противоречие между знанием о потребностях людей в ходе их деятельности и незнанием средств, путей, способов удовлетворения (реализации) этих потребностей, которое в конечном счете упирается в незнание определенных закономерностей объективного мира.

Проблемная ситуация возникает также как противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивости существующих теорий и т.д. Противоречие - это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне.

Практика является основой возникновения проблемной ситуации. В процессе практического взаимодействия человека и объектов его деятельности создается и постоянно воссоздается противоречие между качественно быстро изменяющимися и количественно быстро растущими потребностями общества и теми средствами (возможностями), которыми общество располагает для их удовлетворения. Необходимость в раскрытии законов новых, неизвестных сфер деятельности и является основой проблемы.

Всякое научное исследование по своему существу является всегда проблемным, представляет собой цепь следующих друг за другом проблем, постоянно решаемых и вновь возникающих в иных условиях, на качественно новых этапах развития познания.

Какую же проблему надо выбирать для решения?

В науке руководствуются двумя неразрывно связанными принципами отбора проблем для решения (рис.7.).


Рис. 7 - Принципы отбора научных проблем для решения

Кроме того, важно знать механизм возникновения проблем и задач в науке и правильно определять действия, оставляющие постановку проблемы и задачи.

Чтобы проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно постановлена. Для этого специалисту необходимо находиться на самых передовых рубежах науки и четко представлять, что именно уже известно человечеству, а что действительно неизвестно, что предстоит исследовать. Чтобы правильно поставить научную проблему, необходим широкий кругозор. Недаром ученые спорят, что правильно поставленная проблема - это уже наполовину решенная проблема.

Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий (рис.8.).


Рис. 8 - Основные группы действий при грамотной постановке проблемы

Рассмотрим представленные на рис. основные группы действий при грамотной постановке проблемы подробнее.

1. Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы), финитизации (предположительного описания ожидаемого результата);

2. Построение проблемы, представленное операциями стратификации («расщепление» проблемы на под вопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирование и определение последовательности решения под вопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями специалиста, как кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определенному типу);

4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);

5. Обозначение, состоящее из экспликации (разъяснения) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научной или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка - малозаметный переход - выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться и параллельно с другими (например, стратификация (разделение) с вариантификацией (заменой одного вопроса на другой)), некоторые - по мере развертывания всех процедур и операций проблемы (например, экспликация (разъяснение) понятий или уподобление). Все процедуры можно представить в виде сети, которая, будучи наложена на неизвестную (или частично неизвестную) область, позволяет упорядочить наши представления об этой области, ее границах, методах и средствах ее постижения и т.д.

Изучение проблемы на материале разных наук показывает, что можно выделить три уровня постановки научной проблемы:

Часто встречающаяся ситуация состоит в том, что после определения центрального вопроса о дальнейшем развертывании проблемы мало заботятся. Это, так сказать, низшая интуитивная форма постановки проблемы.

Постановка проблемы в соответствии с описанными правилами, но без полного осознания их смысла и необходимости соблюдения. При этом следует подчеркнуть, что все операции не всегда оказываются реализованными у одного специалиста полностью. Но каждая из них так или иначе представлена в какой-нибудь из действительных проблем науки. Это и явилось с основанием для составления процедурного поиска.

Сознательное использование всех процедур и входящих в него операций.

В чем же состоит польза от выполнения вышеперечисленных действий?

Во-первых, следуя правилам, ученые вынуждены размышлять о проблеме в таких ракурсах, о которых чаще всего речь не идет при интуитивной постановке. В результате обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы к ней, возникают новые точки зрения на средства и условия ее решения.

Во-вторых, в ряде случаев происходит отказ от исследования, если обнаруживается, что проблема, поставленная исследователем, не является таковой в действительности, или если разрыв между возможностями решить проблему и заданными в ней целями слишком велик.

В-третьих, за счет соблюдения требований постановки проблемы обеспечивается качественное планирование научного исследования. Ведь выполнение правил означает, что вся предплановая подготовительная работа проделана. При наличии такого плана обеспечивается эффективная организация труда исследователей.

В-четвертых, в случае реализации действий психологическая готовность специалиста к познавательной деятельности оказывается намного выше как за счет четкой целенаправленности, так и за счет уверенности, возникающей на базе ясного понимания сути проблемы, возможностей, которые в ней заложены, и трудностей, которые при этом предстоит преодолеть. Как известно, уверенность в большей мере есть следствие знания. Знание проблемы в этом отношении не исключение. В целом существенно улучшается «качество» проблемы и значительно ускоряется переход от замысла к решению.

Важным для организации науки является вопрос о так называемых мнимых проблемах. Под последними понимаются проблемоподобные структуры, которые не являются проблемами, но либо ошибочно принимаются за них, либо выдаются за такие.

В зависимости от характера возникновения все мнимые проблемы можно разделить на два класса:

Экстранаучные мнимые проблемы, причины которых находятся вне науки. В основе их возникновения - мировоззренческие, методологические, идеологические и прочие заблуждения.

Интранаучные проблемы, причины которых коренятся в самом познании, в его достижениях и трудностях.

Существенной с практической точки зрения является задача выработки критериев для различения реальных и мнимых проблем, а также методик их распознавания. Диалектический подход позволяет сформулировать целый ряд критериев (существования, адекватности, необходимости, предпосылок, преемственности, разрешимости, проверяемости, истинности и др.), которые дают возможность с достаточной степенью достоверности отделять подлинно научные проблемы от мнимых. К появлению ложных проблем приводит и отсутствие системного мышления.

Принципиальное значение в наше время приобрело изучение общих условий, которые обеспечивают уменьшение числа ошибок специалистов в работе с проблемным знанием. Проблемный анализ позволяет правильно и четко сформулировать проблему, ради которой создается система. В ряде случаев приходят к отрицательному выводу, т.е. что проблемы не существует и система не нужна, что тоже оказывается небесполезным. В других случаях подобное исследование приводит к выводу, что проблема была первоначально сформулирована неверно, что она заключается в другом, а следовательно, и функции, и структура задуманной системы должны быть иными.

Совместное применение системного анализа и интуитивных оценок относительной важности проблем и оценок их эффективности дает уже весьма ощутимые практические результаты, во всяком случае лучшие, нежели традиционные методы расчета экономической эффективности или же громоздкие методы исследования операций.

Характерной чертой современной высшей школы является изучение проблем, но при этом очень важно обратить внимание на два противоречия, не признаваемых классической наукой, исследующей лишь непротиворечивое мышление. В предметном знании невозможно принять оптимальное решение - самая главная особенность человека. Причин много. Одна из них - отсутствие достаточной информации. Около 40% информации специалисту надо черпать из смежных, а порой и отдаленных областей знаний. В век научной специализации многие даже крупные ученые в своей области не обладают общей научной картиной мира, что отрицательно сказывается на их работе. Специалист при создании новой научной теории становится, по существу, философом, ибо он вынужден анализировать характер своей деятельности, границы применимости употребляющихся научных понятий, предлагает новые способы осознания человеком взаимодействия с внешним миром.

Для тех, кому совсем худо - 2

Л. С. Соколова, С. П. Белокурова учителя русского языка и литературы, Санкт-Петербург

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:

      От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:

      Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Инструкция

Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими , которые являются как бы иллюстрацией проблемы.

Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
Социальные: устройство и жизнь общества, создание , соблюдение прав человека.
Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная , взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, ).
Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к , экология культуры, экология языка.
Эстетические: восприятие искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги человека, влияние интернета и телевидения на и подростков.

Выберите способ формулирования проблемы.Во-первых, ее можно сформулировать своими словами: "Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути". Для этой цели можно использовать предложения: "Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?".Во-вторых, можно использовать цитирование: "Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий".В-третьих, можно указать номера предложений из текста , если проблема уже сформулирована автором.

Подберите типовые конструкции. - В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).

Используйте слова-подсказки.Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно .Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять.

Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.

Обратите внимание

Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:

Слово "проблема" ("вопрос", "задача");
- проблема какая? чего?;
- фамилия автора.

Полезный совет

Запомните!

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Отлично подготовленное предложение приводит к заключению долгосрочного контракта. Презентация покажет основные стороны предлагаемой услуги, подробно раскроет темы, которые вы хотите затронуть.

Инструкция

Техника составления делового предложения состоит из двух основных частей. Первая будет включать описание возможностей бизнеса и ваши дальнейшие планы его развития.

Другая часть покажет финансовую сторону в настоящий момент. Презентация не должна быть слишком долгой. Раскройте суть в доступной для правильного восприятия потенциальным партнером форме. Подготовьте схемы и , рассказывающие о путях развития на рынке.

Следует сделать акцент на результаты сотрудничества, поскольку будут покупать методы и только будучи в полной уверенности, что смогут получить желаемые результаты. Можно также привести ряд причин и факторов, отличающих представляемый бизнес от других конкурентов на рынке, подчеркнув ваши опыт и достижения.

Важно при формулировании деловых предложений быть реалистичным, не преувеличивать информацию. Это поможет избежать недовольных клиентов и потерю средств. Иначе в дальнейшем это сможет привести к отказу или наоборот способствовать убеждению стороны . А результатом станет то, что ваше - не что иное, как всего лишь неосуществимый план.

Дайте понять, что совместное сотрудничество принесет существенные выгоды. Хорошо сформулированное предложение может играть решающую роль для проекта, в то время как плохо составленный бизнес-план может привести к неудаче, даже если ваша деятельность идет отлично. Именно такой подход более эффективен в с потенциальным .

Видео по теме

Главная функция языка – коммуникативная, но помимо нее есть еще множество других задач, которые выполняет это удивительное явление в жизни человека. Роль языка для людей и общества невозможно переоценить: некоторые ученые считают его главной причиной возникновения разума.

Что такое язык?

Язык – это сложная система, состоящая из знаков, с помощью которых можно передать определенную информацию. В общем смысле это понятие включает в себя как естественные, так и , в том числе языки программирования, языки животных, жестовые и другие.

Но естественный человеческий язык, возникший в ходе эволюции людей несколько сотен тысяч лет назад, это одно из самых сложных, необычных и удивительных явлений. Происхождение его до сих пор неизвестно, существует множество гипотез, но ни одна из них пока не получила официального подтверждения. Одно известно точно – роль языка в жизни человека и общества огромна, возможно, это один из инструментов, позволивших человеку как биологическому виду завоевать главенствующее положение среди всех животных и стать разумным.

Функции языка

Первая и главная функция, язык в жизни человека, это коммуникативная. В первую очередь это явление служит для передачи информации от одних людей к другим. Без этого была бы невозможна любая совместная деятельность, начиная от строительства дома и заканчивая созданием адронных коллайдеров. Волюнтативная функция – одна из проявлений коммуникативной, она означает, что с помощью языка можно воздействовать на другого человека.

С этой функцией тесно связана другая – аккумулятивная. Это значит, что язык позволяет передавать информацию не только среди индивидов, живущих в одном обществе в одно время, но и от поколения к поколению. В результате знания накапливаются, их могут использовать люди через любые промежутки времени. Технологический прогресс и развитие науки были бы невозможны без языка.

Лингвисты выделяют эмоционально-экспрессивную функцию языка: она кажется не такой значимой в жизни человека, как другие, но на самом деле имеет огромное значение. Человек является социальным существом, которому важно не только взаимодействовать с другими людьми, но и иметь с ними сложные отношения: дружественные, родственные, любовные и другие. Жесты, поведение, мимика тоже выполняют эту функцию, но только можно как можно полнее выразить свои эмоции.

Конструктивная функция определяет воздействие языка на мышление человека: эти два понятия, как доказано учеными, тесно взаимосвязаны. Именно язык помогает в восприятии, позволяет оперировать понятиями, выстраивать мыслительные цепочки, фиксировать и анализировать свои мысли. С помощью языка мышление структурируется, приобретает четкие формы, мысли становятся понятыми и логичными.

Видео по теме

Книга – это один из первых учителей в жизни человека. Дети, которым не показали весь красочный мир выдуманных историй, очень многое теряют в развитии. Существует огромное количество разнообразной детской литературы, с красочными рисунками, музыкальными эффектами. Главное – выбрать книгу по возрасту и привить любовь к литературе с самого раннего возраста.

Люди сталкиваются с проблемами в личной, профессиональной и общественной жизни. Любая из них может выбить из колеи, но попытка сформулировать суть часто помогает найти решение. Для начала соберите информацию о проблеме. Далее попытайтесь выразить суть проблемы словами. Наконец, проанализируйте формулировку, чтобы найти возможные решения.

Шаги

Часть 1

Как собрать информацию о проблеме
  1. Задавайтесь вопросом “Почему? ”, чтобы добраться до сути. Вопрос “Почему?” поможет глубже понять суть проблемы. Продолжайте задаваться таким вопросом, пока не будет больше нечего добавить. Такой подход работает при групповых обсуждениях, но одиночный “мозговой штурм” тоже должен принести результат.

    • Например, если вы ищете новую квартиру, то нужно начать с вопроса: “Почему мне требуется новая квартира? Причина в том, что мой сосед уезжает, я не могут найти нового соседа и не могу позволить себе такую квартиру самостоятельно”.
    • Для поиска информации о голодающих детях можно следовать такому ходу мыслей: “Почему дети голодают? Причина в том, что к концу месяца у родителей заканчиваются деньги. Почему у них заканчиваются деньги? Поскольку свою небольшую зарплату они получают в начале месяца”.
  2. Определите, что вам уже известно о проблеме. Запишите всю доступную информацию. Если вы работаете в группе, то все должны выполнить этот пункт. Можно составить план в виде короткого списка или в полных предложениях.

    • Например, если вам требуется новая квартира, то запишите конкретные детали вроде времени заезда, максимально допустимой суммы оплаты в месяц и подходящего района.
    • Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем городе, можно составить список с примерным количеством детей, перечислить районы проживания и школы, в которые ходят такие дети.
  3. Определите другие необходимые сведения. Составьте перечень известных фактов и подумайте о том, что вам пока неизвестно. Это важный аспект, который поможет всесторонне сформулировать суть проблемы и найти решение. Если вы работаете не одни, тогда обсудите с участниками группы недостающую информацию.

    • Например, если вы ищете новую квартиру, то недостающая информация может касаться цены за аренду, которая вам по карману, местных предложений аренды, стоимости коммунальных услуг без соседа по комнате.
    • Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем районе, тогда вам не помешает узнать, сколько еды не хватает семьям, какие имеются социальные программы и какие другие источники пищи доступны детям.
  4. Проведите исследование, чтобы заполнить пробелы. Попытайтесь найти необходимые сведения в интернете. Если поиск не принес результата, то потребуется совершить телефонные звонки или провести опросы и поговорить с экспертами по данному вопросу.

    • Например, если вы хотите найти квартиру в конкретном районе и ценовом диапазоне, то можно изучить объявления в интернете или газетах, а также позвонить в риелторскую компанию.
    • В случае с проблемой детского голода можно поговорить с работниками школ или создать бланк опроса для родителей.

    Часть 2

    Как выразить проблему словами
    1. Опишите проблему своими словами. Попробуйте описать суть проблемы своими словами. Важно вдаваться в подробности и придерживаться максимальной конкретики.

      • Например, если вам нужно найти новую квартиру из-за отъезда соседа, то напишите: “Мне нужно найти новую квартиру, поскольку мне не по карману снимать двухкомнатную квартиру и я не могу найти нового соседа”.
      • Еще один пример: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца”.
    2. Дополните изначальную формулировку новыми подробностями. Попробуйте расширить описание проблемы с помощью собранной информации. Используйте в таком описании как можно больше деталей.

      • Например, если вы в поисках новой квартиры, то возможна такая формулировка: “Мне требуется найти новую квартиру до конца месяца, так как я больше не могу себе позволить нынешнее жилье. Нужна однокомнатная квартира или студия в этом же районе стоимостью не более 30000 рублей в месяц”.
      • Формулировка проблемы детского голода может выглядеть так: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца, так как у родителей заканчиваются деньги и они не знают о социальных программах”.
    3. Рассмотрите возможность улучшить формулировку. Групповое обсуждение изложения проблемы позволяет понять, что вы упустили. Проведите открытое обсуждение. Стремитесь улучшить такую формулировку и четче изложить проблему.

      • Задайте участникам группы такие вопросы: “Чего не хватает в формулировке? Какие аспекты можно улучшить?”. Старайтесь найти недостающие детали совместными усилиями.
    4. Определите ключевые понятия формулировки. Если вам нужно представить свою формулировку группе людей, то приложите определения ключевых терминов. Это необходимо выполнить даже в том случае, если формулировка кажется вам понятной.

      • Например, нужно пояснить, что подразумевается под “социальными программами” в изложении проблемы детского голода в вашем районе.

    Часть 3

    Как найти решение
    1. Ищите закономерности в описании проблемы другими людьми. Поговорите с людьми, которых затронула данная проблема. Читайте статьи и мнения о проблеме. Все это поможет вам лучше понять причину и найти возможное решение.

      • Например, если причиной поиска квартиры стала цена аренды, то вы можете заметить, что эта проблема коснулась многих людей. Наблюдение поможет вам понять, что корнем проблемы стала высокая стоимость аренды жилья в данной районе.
      • Если вы пытаетесь установить причины детского голода, то читайте статьи и мнения по теме. Может оказаться, что главной проблемой является недостаточное информирование населения о социальных программах.
    2. Уточните возможные причины проблемы. Причины проблем не всегда находятся на поверхности. Уделите время на поиски ответов. Причин может оказаться несколько. Об этом важно узнать еще до начала поисков решения.

      • Например, если высокая стоимость аренды обусловлена расположением района и достаточно развитой инфраструктурой, то подобные аспекты могут оправдывать дополнительные траты. Так, можно попытаться снизить расходы на развлечения и другие аспекты, чтобы иметь возможность снимать квартиру в таком районе.
      • Если вы пытаетесь сформулировать проблему детского голода, то возможной причиной могут оказаться высокие цены на продукты и низкий уровень зарплат.
    3. Определите возможные последствия проблемы. Нежелание искать решение проблемы может привести к увеличению масштаба проблем в будущем. Обдумайте все возможные последствия такой проблемы. Составьте список аргументов за и против поиска решения проблемы, чтобы не допустить отрицательных последствий. Иногда попытки решить проблему могут породить более опасные последствия, чем наблюдение.

      • Например, если попытаться прожить в слишком дорогой квартире, то со временем вы рискуете оказаться в еще более трудном финансовом положении.
      • Если не решить проблему детского голода, то дети могут страдать от недоедания и получить психологическую травму, что отразится на всей их последующей жизни.
    4. Определите аспекты, которые можно изменить. Иногда нет возможности решить всю проблему целиком, если некоторые нюансы находятся вне вашего контроля. На какие аспекты проблемы вы действительно способны повлиять?

      • Например, если у вас не хватает денег на аренду квартиры, то вы не можете контролировать цену. При этом в ваших силах грамотно тратить деньги или найти подработку.
      • Если вы пытаетесь решить проблему детского голода в своем районе, то вы не в состоянии повлиять на семьи, но способны донести информацию о различных социальных программах.
Поделиться