Как определить психологическую готовность ребенка к учебе в школе: признаки, критерии и основные компоненты. Психология про готовность к школе

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность .

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника . Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка . Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Психологическая готовность ребенка к школе.

По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1) Личностная готовность , которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные «мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», которая понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. В специальных экспериментальных исследованиях по изучению этого новообразования кризиса 7 лет было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.).

Наоборот, в случае несформированности этого образования дети, играя «в школу», выбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной деятельности – игру «в перемены», разыгрывание прихода в школу и ухода из нее и т.д.

Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. Вместе с тем в том же исследовании было показано, что некоторые эксперименты могут быть заменены специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный эксперименту результат. В частности, это относится к экспериментальной игре, позволяющей определить «внутреннюю позицию школьника».

В связи с вышесказанным беседа, направленная на определение «внутренней позиции школьника», включает вопросы, косвенным образом помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.

Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»

Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности - познавательного и коммуникативного - позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Практика показала, что в данной методике, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой - неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов.

И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

    Хочешь ли ты пойти в школу?

    Зачем нужно ходить в школу?

    Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

    Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

    Что такое уроки? Чем на них занимаются?

    Как нужно вести себя на уроках в школе?

    Что такое домашние задания?

    Зачем нужно выполнять домашние задания?

    Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

    Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10 . Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

2) Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

Дифференцированное восприятие;

Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решения задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении этого процесса обобщения.

Методика «Последовательность событий»

Методика «Последовательность событий» предложена А.Н. Бернштейном. Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

Методика «Звуковые прятки»

Методика «Звуковые прятки» предназначена для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками.

Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после его экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Описанная диагностическая программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа может быть использована при обследовании детей в детских садах и начальной школе (в частности, при записи будущих первоклассников в школу). Программа рассчитана на детей начиная с 5 лет 6 месяцев. Применять ее для более раннего возраста недопустимо.

3) Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

    Назови свои фамилию, имя, отчество.

    Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

    У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

    Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

    Сейчас утро или вечер (день или утро)?

    Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

    Что бывает раньше – обед или ужин?

    Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

    Кем работает твой папа, твоя мама?

    Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

    Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

    Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

    Почему снег бывает зимой, а не летом?

    Что делает почтальон, врач, учитель?

    Зачем в школе нужна парта, звонок?

    Ты хочешь пойти в школу?

    Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

    Каких животных ты знаешь?

    Каких птиц ты знаешь?

    Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

    Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

    Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ -2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Волнение родителей перед поступлением в школу малыша — нормальное явление, ведь никто не знает, как сложится жизнь первоклассников, как наладится общение со сверстниками, какие оценки будут появляться в дневнике чаще. Психологическая готовность ребенка к школе – многогранное понятие, включающее немало аспектов. Воспитатели, психологи, учителя проводят для ребенка перед поступлением в первый класс тестирование, позволяющее определить, насколько он созрел для начала обучения. Родители могут подготовиться к прохождению этого испытания самостоятельно.

Большой проблемой является то, что родители уделяют большее внимание умстевнному развитию чада, когда общая психологическая готовность еще не достигнута. Это состояние имеет симптомы:

  • отсутствие мотивации на постоянное пополнение багажа знаний;
  • проблем с адаптацией в группе ровестников;
  • непринятие социального статуса ученика;
  • несоответствие требованиям классного руководителя.

Психологическая готовность ребенка к обучению школе – обширное понятие, оно связывает качества личности и интеллект. Большинство родителей готовит дошкольников к новому этапу обучения, обращая внимание только на необходимые знания, как личность ребенок остается незрелым. Он тяжело переживает изменения режима дня, не хочет заниматься самостоятельно, на уроках не проявляет инициативу.

Впервые о психологической зрелости говорили педагоги-исследователи Ушинский и Леонтьев. Первый считал, что противопоказанием к обучению в школе является бессвязность речи, нарушение внимания, логопедические проблемы. Ученый Леонтьев считал, что признаком готовности дошкольника является управление своим поведением.

Психологическая готовность детей к обучению в школе изучена не полностью. Воспитатели подготовительной группы детского сада применяют разные подходы, помогающие подготовить дошкольников к следующему этапу обучения:


Современные детские сады дошкольников готовят по программам, основанным на гармоничном развитии, затрагивающем все аспекты психики малышей возраста 6-7 лет. Только такой подход поможет им без проблем начать получение знаний. Синтез перечисленных методов позволяет учесть все моменты готовности к школе, не потерять индивидуальность, сохранить гибкость мышления.

Влияние кризисного периода на психологическую зрелость

Возрастной этап 6-7 лет – кризисный период. В течение него происходит становление личности, принятие взросления, формирование психофизиологических качеств. Психологи считают начало «семилетнего кризиса» признаком готовности к школе. Характеризуется период изменением поведения дошкольника, его личности и самооценки. Кризисный период делят на два главных этапа:

  • формируются предпосылки нового возраста, накапливаются изменения (предпочтение созидательной деятельности, начинает интересоваться творческими заданиями, стремиться помогать по дому);
  • происходит новое осознание детской личности (начинает считать себя взрослым, стремиться стать школьником, появляется негативное поведение).

Для кризисного периода характерна потеря детской непосредственности, малыш начинает переживать за последствия своих поступков. Можно заметить появление искусственного поведения, манерности, странности. В зависимости от типа личности дети могут замыкаться в себе или напротив дерзить, не слушать взрослых, капризничать.

При диагнозе «гиперактивность» кризис проходит ярко, таким детям нужно уделять больше внимания. Они хотят учиться, но не могут сдерживать агрессию, ведут себя странно. При этом не происходит психологическое созревание личности.

К 8 годам поведение школьника выравнивается, появляется ориентация на получение знаний. До этого времени чадо хочет начать обучение, но при этом сохранить образ жизни и режим дня дошкольника. При гармоничном психологическом развитии он преодолеет этот этап с минимальными проблемами.

Готовность личности

При оценке личностной готовности психологи задают ребенку вопросы, касающиеся обучения. Переходить на следующий этап обучения необходимо лишь тем, кто имеет учебную мотивацию. Не редко встречаются дети, стремящиеся в школу из-за красивых канцелярских товаров, купленных родителями. Если ожидания малыша сводятся лишь к этой причине, то стоит, по возможности, повременить с обучением. Будущий школьник должен уметь управлять поведением, познавать мир, стремиться к новым знаниям.

Психологическую готовность ребенка к обучению в школе можно определить с помощью тестов, которые расскажут об уровне силы воли. Наличие ее помогает ему:

  • ставить цели;
  • действовать по плану;
  • принимать осознанные решения;
  • преодолевать трудности;
  • давать оценку результату своей деятельности.

Не стоит забывать о командной работе, необходимости оценивать работу других детей. Групповая деятельность – один из навыков, который дети получают в дошкольном учреждении. Игровая форма обучения, используемая воспитателями, способствует облеченному усвоению новых знаний.

Главные свидетельства достаточной волевой готовности:

  • развитие письма;
  • умение слушать и сосредотачивать внимание;
  • сдерживание импульсных действий;
  • умение пользоваться основными учебными принадлежностями;
  • поддержка порядка на своем рабочем столе, в шкафах, сумке.

Созревание дошкольника как личности определяется по уменьшению количества импульсивных действий, сдержанности, отсутствию неуравновешенного поведения. Дети, не сформировавшиеся личностно, отвечают с места, перебивают других, делятся личными переживаниями, не поднимают руки для ответа.

Психологическая незрелость опасна пробелами в знаниях, низкой продуктивностью обучения.

Зрелость интеллекта и речи

Психология учитывает не только качества личности, но и ее интеллект. В понятие интеллектуального развития входят: количество приобретенных знаний, словарный запас, количество «инструментов», используемых при познавательной деятельности. Немаловажна высокая обучаемость. Младший школьник должен уметь превращать учебное задание в цель, которой он будет достигать самостоятельно.

Будущий школьник должен владеть навыками разговорной речи, он должен употреблять большое количество слов из разных областей. Преимущество при обучении будет у детей, которые проявляют интерес к иностранным языкам и любознательны.

Чаще говорите со своим чадом, чтобы он мог грамотно строить диалог, знал правила этикета, строил простые и сложные приложения.

Умеющим читать дошкольникам необходимо привить любовь к книгам, не стоит заставлять их или устанавливать лимит страниц. Принуждение приведет к отторжению от этого занятия, особенно если родители будут настаивать на нем в момент пика «кризиса 7 лет». Взамен этого дайте крохе представление о звуках, слогах, буквах, предложениях. Просите пересказать прочитанное и заучивайте с ним небольшие стихи.

Хорошим подспорьем, помогающим решить возникающие проблемы, является пособие «Чтение без принуждения» Бугрименко и Цукермана. Впервые учебник издали 1993 году. Она содержит задания для подготовки к самостоятельному чтению, развитию слухового восприятия.

Интеллектуальная незрелость – причина нарушения отношений между школьником и педагогом. При ней происходит непринятие требований учителя, случаются проблемы с освоением программы. Со временем малыш может вовсе потерять интерес к конкретным занятиям или отказаться ходить на уроки. Ему станет неинтересен процесс получения новых знаний.

Социально-психологическая зрелость

Формирование и принятие нового статуса – одна из самых важных частей его психологической готовности. Зрелый дошкольник ответственно относится к учебному процессу, педагогу. Он чувствует ответственность за свои поступки, считает необходимым посещать школу. Чаще всего детей 7 лет больше всего привлекает внешний аспект обучения – новая форма, красивые канцелярские товары, чувство взросления.

Если свою социальную позицию ребенок принять не готов, то процесс адаптации в школе будет проходить сложнее. Даже с учетом спокойного поведения, наличия достаточного багажа знаний. Выстроить позитивное восприятие школьного периода невозможно без участия родителей. Их задача доступным языком рассказать ребенку о школьной жизни.

В семье не стоит шутить, представляя школу в негативном свете, так как малыш неправильно воспримет подобные разговоры.

Негативные высказывания взрослых, обсуждение ими школьных проблем, ссор с учителями, недопонимание с другими родителями – основные причины отсутствия контакта у младшего школьника с учителями, одноклассниками. Необходимо решать споры внутри семьи грамотно с самого младенчества, чтобы затем малышу было проще перенести ситуацию на других людей в другом коллективе и разобраться с проблемой без конфликтов.

Как понять, что малыш готов психологически

По соответствию критериям можно определить уровень психологической готовности ребенка к школе:


Для развития этих навыков необходимо использовать все доступные средства: посещать дошкольные учреждения, подготавливающие занятия, заниматься с родителями, психологом. Это поможет родителям своевременно выявить проблему незрелости. При работе с неподготовленными дошкольниками психолог мягко обучает:

  • пониманию учебной задачи и ее принятию;
  • образному мышлению;
  • обобщению, образованию понятий, составлению классификаций;
  • произвольно регулировать деятельность.

Измените режим дня: после домашних упражнений не укладывайте спать. Лучше всего отдать это время на прогулку. Утро отдавайте на развитие необходимых навыков (письмо, выполнение творческих заданий, тематические занятия), а после обеда дайте ребенку самостоятельно почитать, заняться конструированием и письмом.

Летние занятия обязательны для будущего первоклассника. Это последняя возможность устранить пробелы в его психологической готовности.

Что должен уметь будущий первоклассник

У большинства школ свои критерии отбора будущих первоклассников. Они проводят тестирование, которое определяет объем знаний ребёнка и психологическую зрелость. К 6-7 годам ему необходимо:


В процессе самостоятельной работы с ребенком можно использовать готовые пособия для диагностического тестирования, изданные под авторством Олеси Жуковой или Елены Лункиной. Они представляют собой красочные рабочие тетради, заполняемые во время занятий. Лучше всего приобретать оба пособия. Кроме них, можно использовать любые другие.

Дополнительно вы можете распечатывать тематические картинки для занятий, рисовать их самостоятельно, вырезать из книг. Задания родители могут придумать самостоятельно, подбирая объекты для получения знаний из окружающей среды. Тесты на готовность к школе определяют чаще всего уровень адаптации только по интеллекту. Дополнительно необходимо поработать над восприятием, обобщением, образным мышлением.

Определение уровня подготовки ребенка самостоятельно

Есть несколько вопросов и заданий, которые помогут без вмешательства педагогов определить готовность малыша к школе. Диагностика психологической готовности ребенка к школе невозможна без проверки мышления. Определить зрелость можно по успешному выполнению заданий:


  • Я думаю, что у меня появится много друзей в классе.
  • Интересно, какие предметы мы будем изучать.
  • Я надеюсь, что буду ходить на праздники и дни рождения с одноклассниками
  • Это правильно, что урок длится дольше перемены.
  • Я обещаю хорошо учится по всем предметам.
  • Интересно, чем кормят в столовой.
  • Мне кажется, что каникулы — лучшее время.
  • Все мои друзья пойдут в школу, и мне хочется с ними.
  • В школе будет лучше, чем в детском садике, интереснее.
  • Я хотел пойти в школу еще в том году.

8 плюсов и больше говорит о том, что дошкольник полностью готов к новому этапу. От 4 до 8 плюсов ставят те, кто не готов на 100% или хочет в школу из-за развлечений, а не из-за учебного процесса. Вам стоит поработать над учебной мотивацией. Меньшее число плюсов говорит о том, что к школе он не готов совсем.

Понаблюдайте за ребенком со стороны, попросите воспитателя сделать то же самое, а потом поделится с вами выводами. Психологическая зрелость проявляется готовностью ребенка соревноваться, работать в команде, выполнять задания самостоятельно. При выполнении поставленных задач, он должен уметь действовать последовательно.

Обратите внимание на тягу к чтению. Малыш должен уметь слушать, когда ему читают, а также самостоятельно листать книги.

На финальном этапе подготовки к школе можно провести дополнительные тесты:

  1. Графический диктант по клеточкам.
  2. Срисовывание узора с образца простым карандашом без использования резинки и ластика. Это задание выполняется на чистом листе, без линий, клеточек.
  3. Проведение игр по правилам. Педагоги рекомендуют использовать народную игру «Да и нет не говорите, черный, белый не берите». В ней сразу будут видны дети, не подчиняющиеся правилам, поэтому проигрывающие. Если у вас нет группы дошкольников, то давайте задания малышу с четким алгоритмом.
  4. Подготовьте картинки к сказке или истории, выложите их на стол в неправильном порядке. Дайте задание рассказать историю, правильно расположить картинки.
  5. Поиск звуков в словах. Это задание можно выполнять несколько раз в день для тренировки. Заранее оговорите какой звук будете искать.

Обязательно проведите с чадом беседу, касающуюся школы, обучения. Зачастую коммуникативные навыки, налаженные познавательные процессы, развитая память не помогают ребенку успешно постигать программу начальных классов. Отсутствие интереса к обучению многие педагоги считают нормой для кризисного возраста, но при условии, что он должен появиться в первые месяцы, проведенные за партой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников по теме:

«Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя школа №16»

г. Балаково Саратовской области

Тарасова Наталья Владимировна

2011 г.

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения. Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. (Слайд 1)

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. (Слайд 2)

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • Беременность и роды матери протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

(Слайд 3)

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7 годам:

Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов.

У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель, запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания.

У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое. У дошкольников развито наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предмета. У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов. Речь становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.

У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

(Слайд 4)

Также первоклассник должен обязательно знать :

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • уметь различать домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника . (Слайд 5)

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
  • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Предлагаю вам с ребёнком поиграть в игру «Собери портфель». Это поможет ребёнку эмоционально настроиться на обучение в школе. (Слайд 6)

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка: (Слайд 7)

  • способность ставить перед собой цель,
  • умение принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность (Слайд 8 ) проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Предлагаю познакомиться с портретом неготового к школе первоклассника: (Слайд 9)

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь будущему первокласснику? (Слайд 10)

1 . Выбор школы.

  • Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Развитие самостоятельности.

  • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Общение со сверстниками.

  • Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
  1. Посещение занятий на подготовительных к школе курсах.

У вас есть право выбора в подготовке детей к школе. Мне хотелось бы посоветовать родителям, почитать литературу поданному вопросу. В книжных магазинах такой литературы огромный выбор, и вы можете самостоятельно заняться подготовкой или посетить курсы в нашей школе.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

На базе нашей школы будут проводиться курсы для подготовки будущих первоклассников по субботам. Сроки курсов – февраль, март, апрель. Первый день занятия – 5 февраля в 9 часов утра. Данные курсы проводятся в нашей школе ежегодно не только с целью подготовки дошкольников, но и с целью адаптации их к процессу учения (дети привыкают к большим школьным помещениям, кабинетам, к учителю).

Стоимость обучения – 400 рублей в месяц. Оплата производится через сбербанк. Кто планирует посещать курсы, просим после собрания остаться и написать заявление. Далее вы получите квитанцию за февраль, которую необходимо будет оплатить до 5 февраля и принести учителю. 5 февраля будет открыт вход на 1 этаже начальной школы, там будут висеть списки групп и № кабинетов, где дети будут раздеваться.

После собрания просим вас сдать 250 рублей на тетради на печатной основе, т. к. нам необходимо заранее заказать их в книжном магазине.

У ребенка должна быть на каждом занятии сменная обувь, папка с принадлежностями (показать папку): ручка (2), простой карандаш, набор цветных карандашей, тонкий альбом.

После собрания мы предоставим вам возможность записать, что нужно для курсов. У нас имеются ручки и бумага.


Совсем немного времени осталось до начала учебного года. Если Вы – мама будущего первоклассника, Вам просто необходимо знать, готов ли Ваш ребенок к школе. Ответ на этот вопрос осложняется полным непониманием сути подготовленности ребенка к школе, которое встречается сплошь и рядом. На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие мамочки с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. О том, что такое психологическая готовность ребенка к школе, мы сегодня и поговорим!

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Разные психологи называют эти составляющие по-разному и выделяют разное их количество. Тем не менее, без наличия определенных признаков, составляющих суть психологической готовности ребенка к школе, невозможно его нормальное обучение.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.

Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе , можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.

Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.

Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.

Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.

Должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.

Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта разруливания конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе , родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у Ваш домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата…

В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

К школе,

К учителю,

К учебной деятельности,

К самому себе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе , предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.

Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной.

Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо сидеть сложа руки, ожидая, что эмоционально-волевая готовность ребенка к школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем !

Поделиться