Каким будет новое правительство России . Медведев остается в правительстве. И собирает новую команду

На посту вице-премьера по спорту Мутко сменит Ольга Голодец. Кроме того, в будущем правительстве она займется культурой.
Ранее Голодец курировала в правительстве социальный блок, сферу здравоохранения, демографию, занятость, образование, науку, культуру, туризм и многие другие направления. Она запомнилась россиянам как один из немногих политиков высшего эшелона, кто открыто выступил с критикой так называемого «Закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей семьями из США. Голодец заявляла, в частности, что этот закон противоречит Семейному кодексу и международной Конвенции о правах ребенка.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

В числе главных проблем России Голодец называла низкие пенсии, которые, по ее мнению, нужно поднимать до 25 тысяч рублей в месяц, а «уникальную» бедность главным препятствием для экономического роста.

Теперь же ей предстоит справиться с проведением ЧМ-2018 в тяжелых с политической точки зрения условиях, а также каким-то образом реабилитировать российский спорт на фоне допинговых скандалов.

Здравоохранение: к нам едет ревизор

На должность вице-премьера по вопросам здравоохранения Дмитрий Медведев предложил назначить главу Счетной палаты Татьяну Голикову. Главный аудитор страны имеет богатый опыт работы в этой сфере - с 2007 по 2012 год Голикова была министром здравоохранения России в правительстве Владимира Путина. Отличается она, во-первых, своей активностью, а во-вторых - особым статусом.

Голикова - регулярный спикер самых яростных дискуссий российских экономических форумов, она - один из самых цитируемых представителей российских органов власти и главный визионер всех гигантских расходов российского государства.

Надзорное ведомство при Голиковой превратилось в обособленную силу - разгромные доклады зачастую становились причиной для отставок и уголовных дел. Наверное, самый громкий доклад был посвящен строительству космодрома «Восточный». Аудиторы пришли к выводу, что смета проекта была завышена на 13 миллиардов рублей. Контрольный орган позволил выявить схемы нецелевого использования бюджетных средств, а также предотвратить дальнейшее завышение стоимости.

Сменщику Голиковой придется сильно постараться, чтобы хотя бы сохранить достигнутый уровень, особенно в контексте тренда на реализацию масштабных инфраструктурных проектов.

Самой же Голиковой придется вспомнить былой опыт и постараться не допустить скандалов, как это было с препаратами , в частности с «Арбидолом». Хотя причастность Голиковой к лоббированию препаратов компании доказать так и не удалось.

Козаку прибавят работы

Дмитрий Козак останется в должности вице-премьера, однако на него переведут часть новых полномочий, которые раньше частично принадлежали его коллеге . Если раньше Козак отвечал за региональное развитие, инфраструктуру и ЖКХ в субъектах России, то теперь за ним закреплены энергетика и промышленность.

Опыта в этих областях у Козака не так много, в октябре 2018 года будет 10 лет, как вице-премьер находится на своей должности, но до этого он курировал именно региональное развитие. Также неочевидны его отношения с профильными министрами: главой и главой , так как Козак считается одной из самых закрытых персон российского кабмина.

Калужский голова

Еще более загадочной для обывателя является персона вице-премьера . Акимов во многом придет на замену Аркадию Дворковичу, в его ведение отойдет транспорт, связь и цифровая экономика. Для самого Дворковича, который курировал энергетику и транспорт, лишение должности стало большим сюрпризом, о своем увольнении с поста он узнал только в день инаугурации Владимира Путина.

Максим Акимов работает в правительстве с 2012 года, когда получил пост заместителя главы аппарата правительства. В 2013 году Акимову прочили пост министра экономического развития на замену , однако пост достался . После ареста министра Акимов вновь претендовал на пост главы МЭР, однако в итоге кресло отошло .

До правительства Акимов работал в администрации Калуги и заместителем губернатора Калужской области. Большого опыта работы в отраслях, которые ему достались, у Акимова нет.

Вице-премьер из ГДР

Ранее это место в правительстве занимал Дмитрий Рогозин. Его же в новом правительстве, похоже, не ждут. Это может быть связано с многочисленными неудачами России в космической отрасли. 27 апреля 2016 года Рогозин получил выговор от Владимира Путина из-за проблем с ракетой-носителем «Союз 2.1а», пуск которой пришлось отложить. Однако на этом неприятности вице-премьера не закончились: 1 декабря того же года потерпел крушение грузовой корабль «Прогресс МС-04», 28 ноября 2017 года в океан упала ракета-носитель «Союз.2.1б», которая должна была вывести на орбиту 19 спутников.

Судьба пятерых

Кроме Рогозина в список кандидатов Медведева на момент написания этого материала не попали еще пятеро зампредседателей прошлого правительства.

Неясна судьба первого зампреда . Он курировал экономическую политику. Шувалова многократно отправляли в отставку, сам же он относился к своей судьбе весьма философски. «Я хочу работать там, где скажет президент. Я любой работе рад, которую даст президент», - отвечал на это первый вице-премьер.

Не упомянул Медведев и Аркадия Дворковича, который курировал топливно-энергетический комплекс. Президент Владимир Путин в 2017 году подверг его серьезной критике за то, что тот недостаточное внимание, по мнению главы государства, уделял транспортной отрасли. Тогда авиакомпания «ВИМ-Авиа» не смогла рассчитаться с поставщиками топлива и аэропортами, что привело к многочисленным отменам и задержкам рейсов.

«Я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем», - заявлял Путин.

Кроме того, среди теперь уже экс-заместителей - и , а также , который совмещал пост вице-премьера с работой полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе.

Наконец, отдельного упоминания заслуживает бывший министр финансов Алексей Кудрин, которого прочили в первые вице-премьеры. Однако ему места в будущей команде Медведев не нашел. , что Путин рассматривает возможность вернуть Кудрина в кабмин в должности вице-премьера. Источники сообщили о планах назначения политика на некий высокий пост. Сам Кудрин 7 мая в разговоре с РИА Новости отказался комментировать эту информацию.

В понедельник, 7 мая, состоится церемония официального вступления в должность избравшегося на четвертый срок а Владимира Путина. После инаугурации правительство уйдет в отставку, и, в соответствии с законом, в двухнедельный срок должен быть сформирован новый кабмин.

В пятницу, 4 мая, пресс-секретарь президента сказал, что точная дата внесения кандидатуры нового премьера — «это исключительная прерогатива президента России». Достоверной информации о том, каким будет состав и структура нового правительства, нет.

Дмитрий Песков на вопросы «Газеты.Ru» о кандидатах на пост премьера, о возможных «потерях» в составе правительства и назначениях на ключевые посты ответил кратко: «пока равно задавать такие вопросы».

Нет ответа даже на вопрос, что будет обнародовано первым: президентский указ о национальных целях развития до 2024 года (его готовит глава ) или фамилия нового премьера.

На фоне полного отсутствия официальной информации «кремлеведы», а также многочисленные источники выдают все новые и новые версии отставок и назначений. По некоторым позициям у политологов сложился консенсус.

Премьер четвертого срока

Весь последний год Белоусов был занят тем, что готовил для Путина шестилетний план социально-экономического развития страны, а весной вместе с Антоном Вайно работал над указом, определяющим «национальные цели развития РФ на период до 2024 года».

Сам Шувалов в ответ на прямой вопрос о своем будущем сказал, что «я хочу работать там, где скажет президент», добавив, что «я любой работе рад, которую даст президент».

План предусматривает увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру на 10 трлн руб., сообщало . Дмитрий Песков говорил, что эта цифра не соответствует действительности. Глава Татьяна Голикова оценивала стоимость плана в 8 трлн руб. Белоусов же признавал, что «бюджетный маневр» прорабатывается.

Увеличить расходы на «человеческий капитал» и инфраструктуру можно за счет сокращения трат на оборону и нацбезопасность, считают эксперты. Этот процесс в России уже начался. Последний доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) зафиксировал снижение ассигнований на оборону на 20% в 2017 году.

«В российской армии проведена широкомасштабная работа по техническому и технологическому обновлению. В основном этот процесс завершен. И поэтому пик расходов на технологическое перевооружение пройден», — объяснил снижение расходов Песков.

Кроме того, Белоусов замахнулся на то, чтобы снизить бедность и создать устойчивый рост реальных доходов населения, которые сокращались в 2014-2017 гг.

«Это рост реальных пенсий, рост пенсий выше инфляции, как сказал президент, и это сокращение в два раза уровня бедности к 2024 году. Это тоже очень напряженные цели, и их предстоит достичь», — говорил помощник главы государства.

Претенденты на управление ВПК

В майские праздники в СМИ появилась информация, что Игорь Сечин, глава , может стать вице-премьером. В компании этот слух оперативно опровергли, сообщив, что по условиям контракта он обязан отработать в компании еще два года.

Миноброны, если Шойгу его покинет, может возглавить губернатор Тульской области или главком Воздушно-космическими силами РФ .

Хорошие перспективы эксперты и СМИ рисуют — он может сохранить пост главы и одновременно станет вице-премьером.

Экс-министру прочат возвращение

Зампредом правительства может стать и Алексей Кудрин, ранее занимавший пост главы и вице-премьера. Кудрину, возглавившему Центр стратегических разработок, было поручено подготовить стратегию развития страны до 2024 года. Документ был ранее представлен президенту, а в апреле этого года размещен на сайте ЦСР.

Вероятно также, что Кудрину могут поручить создать и возглавить Центр эффективности государственного управления, который может подчиняться лично президенту. О том, как модернизировать госаппарат, экс-министр недавно говорил с Дмитрием Медведевым.

В пятницу, 4 мая, ЦСР представил доклад «Государство как платформа», в котором содержатся предложения по переходу правительства «на цифру». Заниматься этим будет все тот же Центр, которым будет руководить вице-премьер или министр.

Для возвращения Кудрина в правительство есть существенное препятствие. У него сложные отношения с Дмитрием Медведевым. Медведев в 2011 году, будучи президентом РФ, уволил Кудрина из правительства после ряда неосторожных высказываний последнего.

Альтернативой должности в кабмине является пост в администрации президента. Британская со ссылкой на свои источники сообщила, что «под Кудрина» создадут должность представителя главы государства по международному экономическому сотрудничеств — для восстановления отношений с Западом.

Сам Кудрин так и не определился, готов он возвращаться в правительство или нет. «Я никуда не возвращаюсь и давно уже эту тему не комментирую. На мой взгляд, все эти газетные утки опережают те возможные события, которые могли бы произойти», — говорил он. Представители Кудрина слухи о его «камбеке» не комментируют.

Толстой как зеркало русской культуры

Самые горячие споры в медиапространстве возникают вокруг фигуры Владимира Мединского: переназначат его министром культуры или нет? Претензий много: от якобы скомпилированной докторской диссертации до коррупционных скандалов и создания неконкурентных условий для кинопрокатчиков.

А если уходит, кто вместо? Не исключено, что это советник президента по вопросам культуры . Или креатура кинорежиссера — депутат . На должность главы «сватают» и кандидатуру из противоположного идеологического лагеря - пресс-секретаря премьера .

Слухмейкеры «увольняют» министра образования и науки . Она может вернуться в администрацию президента, став советником по межконфессиональным отношениям. Тема ее докторской диссертации — «

Десять вице-премьеров и двадцать один министр

Президент Владимир Путин согласовал предложенные Дмитрием Медведевым кандидатуры на посты вице-премьеров и министров.

Вице-премьеры

Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Планируется, что будет отвечать за финансово-экономические вопросы, то есть курировать не только Министерство финансов, но и Министерство экономического развития. В прошлом правительстве Силуанов был министром финансов.

Вице-премьер Татьяна Голикова. Будет курировать социальную политику, в том числе вопрос пенсионной реформы. До этого в течение почти пяти лет была председателем Счётной палаты.

Вице-премьер Дмитрий Козак. Сфера ответственности – топливно-энергетический комплекс и промышленность (за исключением оборонных предприятий). В прошлом правительстве в должности вице-премьера отвечал за подготовку Сочи к Олимпиаде, развитие регионов и ЖКХ.

Вице-премьер Алексей Гордеев. Займётся сельским хозяйством. В 1999–2009 гг. уже занимал должность министра сельского хозяйства. После этого был губернатором Воронежской области. С декабря 2017 г. занимал должность полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе.

Вице-премьер Виталий Мутко. Будет отвечать за строительный сектор и развитие регионов. В прошлом правительстве сначала занимал должность министра спорта, а затем – вице-премьера.

Вице-премьер Юрий Борисов. Станет куратором оборонно-промышленного комплекса. Ранее в должности замминистра обороны курировал закупки вооружений.

Вице-премьер Максим Акимов. Будет отвечать за транспорт, связь и цифровизацию экономики. Перешёл с должности замруководителя аппарата правительства.

Вице-премьер Ольга Голодец. Её сферой ответственности станут культура и спорт. В прошлом правительстве в должности вице-премьера она курировала социальную политику.

Вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Единственный из вице-премьеров прошлого правительства, кто сохранил не только должность, но и функционал.

Вице-премьер и руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко. Будет курировать законотворческую работу правительства и кадровые вопросы. С 2008 г. был помощником президента – начальником контрольного управления администрации президента. Однокурсник Медведева.

Федеральные министры

Министр экономического развития – Максим Орешкин. Сохранил пост.

Министр энергетики – Александр Новак. Сохранил пост.

Министр транспорта – Евгений Дитрих. Ранее занимал должность первого замминистра транспорта.

Министр промышленности и торговли – Денис Мантуров. Сохранил пост.

Министр сельского хозяйства – Дмитрий Патрушев. Ранее занимал должность председателя правления Россельхозбанка.

Министр природных ресурсов и экологии – Дмитрий Кобылкин. Ранее занимал должность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций – Константин Носков. Ранее занимал должность руководителя Аналитического центра при правительстве РФ.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства – Владимир Якушев. Ранее занимал должность губернатора Тюменской области.

Министр труда и социальной защитыМаксим Топилин. Сохранил пост.

Министр здравоохранения – Вероника Скворцова. Сохранила пост.

Министр просвещения – Ольга Васильева. В прошлом правительстве занимала должность министра образования и науки.

Министр высшего образования и науки – Михаил Котюков. Ранее занимал должность руководителя Федерального агентства научных организаций.

Министр культуры – Владимир Мединский. Сохранил пост.

Министр спорта – Павел Колобков. Сохранил пост.

Министр внутренних дел – Владимир Колокольцев. Сохранил пост.

Министр иностранных дел – Сергей Лавров. Сохранил пост.

Министр обороны – Сергей Шойгу. Сохранил пост.

Министр по чрезвычайным ситуациям – Евгений Зиничев. Ранее занимал должность заместителя директора Федеральной службы безопасности.

Министр юстиции – Александр Коновалов. Сохранил пост.

Министр по развитию Дальнего Востока – Александр Козлов. Ранее занимал должность губернатора Амурской области.

Министр по делам Северного Кавказа – Сергей Чеботарёв. Ранее занимал должность заместителя начальника управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, курирующего отношения с Арменией, Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией.

Предложения по кадровому составу будущего кабмина, а заодно рассмотреть вопрос о повышении пенсионного возраста. О чем, собственно, было условлено ранее во вторник, когда Медведев передал главе государства проект указа по структуре нового правительства.

На данный момент структурные изменения в высшем органе исполнительной власти одобрены. Новый кабинет министров будет несколько отличаться от прежнего. Но революционными эти изменения вряд ли можно назвать.

Минобрнауки разделили на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Министерство связи и информационных технологий преобразовано в Министерство цифрового развития. То есть, в подчинении правительства будет уже не 21 министерство, а 22.

Увеличится и число вице-премьеров — их станет 10. Появится должность первого вице-премьера — министра финансов РФ. В прямом подчинении президента остаются МВД, МЧС, МИД РФ, а также Минюст и Минобороны.

Сообщалось, что свои посты, скорей всего, сохранят глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу . В остальном же кадровый состав кабмина — вопрос пока открытый.

Между тем, российские граждане уже дают этим людям определенный кредит доверия, оценивая их будущую работу с осторожным, если можно так выразиться, но оптимизмом.

Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, в ходе которого социологи не только узнали мнение респондентов о работе старой команды Медведева. Но и познакомились с ожиданиями от деятельности нового состава правительства.

Собственно, то, что Дмитрий Медведев вновь возглавил кабмин, знает подавляющее большинство россиян — 86%. При этом более чем две трети граждан (71%) характеризуют его как компетентного и умного человека. А каждый второй (49%) считает, что Дмитрию Медведеву удалось собрать вокруг себя команду, которой можно доверять. Не согласны с этим 33% опрошенных.

Положительно отозвались о работе кабмина в последние годы 54% респондентов. Но более трети (38%), по сути, поставили ему «неуд». Видимо те, кто не согласен с повышением пенсионного возраста.

Что касается ожиданий, то в ответах доминирует представление, что работа нового правительства не будет значительно отличаться от работы предыдущего — 49%.

37% респондентов полагают, что оно повысит эффективность. И еще 3% будущее видится исключительно в черном свете.

Прокомментировать итоги опроса ВЦИОМ «СП» попросила директор Центра изучения кризисного общества, заместителя заведующего кафедрой государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова Максима Вилисова :

— Сложно говорить об объективности результата, когда не знаешь четких критериев, по которым работа кабмина Медведева в предыдущем периоде оценивалась. Мы помним, что это был очень сложный период — если вести отсчет с 2013 года. Сначала все истории, связанные с мобилизацией под Олимпийские игры. Потом санкции и конфликт противостояния с Западом. Очень тяжелый процесс стабилизации российской экономики.

Поэтому если оценивать деятельность правительства Медведева, исходя из тех задач, которые ставились этому правительству в 2012 году, то оно, конечно, заслуживает только отрицательной оценки. Поскольку цели, которые были поставлены, так или иначе, не достигнуты, или достигнуты не в полной мере. Про Майские указы тут можно много говорить, и про многие другие вещи…

Но если учитывать, что это был штат, который работал в кризисных условиях, в условиях очень высокой неопределенности, то здесь, скорее, надо дать, конечно, положительную оценку. Потому что, несмотря на весьма жесткое внешнее давление — и экономическое, и политическое — это правительство все-таки не допустило каких-то серьезных провалов, катастрофических явлений в экономике и в социальной сфере. Более того, манёвры с точки зрения импортозамещения (отдельные) можно назвать в целом положительными.

Поэтому здесь неточность критерия оценки, она все-таки дает возможность для такого большого разброса.

Вот если бы мы попросили отдельно оценить, так скажем, антикризисный потенциал этого правительства, отдельно качество достижения стратегических каких-то задач, то, я думаю, оценки были бы более точные.

Просто люди, как правило, применяют, так скажем, разные «фильтры» для этой оценки, и поэтому давали прямо противоположные характеристики. И опять же нельзя не учитывать, что у респондентов могут быть некоторые политические разногласия.

Другое дело, что для многих экспертов и наблюдателей остается открытым вопрос об альтернативе: если не правительство Медведева, то какое правительство, с какими характеристиками? Пусть даже и без персональных наименований — кто конкретно премьер, и кто его команда?

В этом вопросе, как мне кажется, согласия еще меньше. И конкретики тоже.

Поэтому по совокупности факторов (и это подтверждается реальной политикой — тем переназначением Медведева в качестве председателя правительства, которое произошло) у него сейчас, по сути, нет альтернативы.

«СП»: — Возможно, мы о ней просто не знаем?

— Дело — в другом. В том, что политические силы, которые могли бы играть вдолгую, на стратегическом периоде, они просто не готовы взять на себя риски этой работы в столь сложной, напряженной, отягощенной международными конфликтами ситуации. Можно себя быстро дискредитировать.

Ну, и плюс еще у нас реально есть дефицит стратегического видения и каких-то стратегических проектов для нашей страны. Я, по крайней мере, не могут сейчас назвать ни одну группу оппозиционную, либо интегрированную в элиту, которая могла бы сейчас ответственно и системно такой проект озвучить и предложить.

Поэтому как бы сохранение статус-кво является, так скажем, меньшим злом.

«СП»: — Но как с этим «умеренным оптимизмом» в 37% можно сделать рывок в развитии, о котором президент говорил как о сверхзадаче общества?

— И здесь вопросов намного больше. Во-первых, как можно сейчас оценить, так скажем, способность нового правительства и его потенциальную эффективность, если мы состав этого правительства не знаем. Мы знаем руководителя правительства. И отдельные кадровые предложения, которые он ранее озвучил.

«СП»: — Мы знаем, сколько будет вице-премьеров, и знаем, что Мутко остается…

— Эта информация нам ничего не может дать. Но я могу предположить, что, в принципе, личность Медведева, как премьера, не исключает возможности формирования правительства прорыва. Он всегда ратовал за модернизацию и всегда морально и профессионально был готов к тому, чтобы модернизационные проекты совершать.

При этом, опять же, его личностные характеристики позволяют надеяться на то, что прорыв не будет сопряжен с большими рисками и какими-то резкими движениями. Потому что у него все-таки репутация человека достаточно уравновешенного, принимающего сбалансированные решения и способного достигать компромисса.

Но будет ли это правительство прорыва, или правительство, так скажем, дальнейшей стабилизации, понятно станет даже не по персональному составу. А все-таки, наверное, по каким-то первым решениям в стратегическом плане, финансовом, структурном. Мне кажется, сейчас сложно об этом говорить.

Условно, на политическом плане цели президентом поставлены — и в Послании, и в новом Майском указе. Но дальше все будет зависеть от того, какие инструменты, какие конкретно мероприятия могут быть использованы для их достижения.

И потом, мы должны иметь в виду, что любая, даже очень позитивная деятельность любого, самого профессионального состава российского правительства, в современных условиях может быть очень легко нивелирована деятельностью наших оппонентов — западных стран.

«СП»: — Каким образом?

— Проблема в том, что российская экономика, в принципе, продолжает оставаться достаточно чувствительной к международной конъюнктуре, к давлению на свою финансовую систему и свою экономическую систему со стороны США, прежде всего, и их союзников, особенно, если они выступают в коалиции.

Поэтому пока зависимость российской экономики от глобальной и от западной будет сохраняться, деятельность любого правительства всегда может оказаться неэффективной по причине действия как раз неуправляемого для нас геополитического фактора.

В этом смысле задача нового правительства будет чрезвычайно сложной. Этим и вызвана определенная задержка, я думаю, в части объявления его состава.

И, на мой взгляд, состав этот не будет особенно стабильным даже в краткосрочной перспективе. Предвижу, что там изменения будут происходить достаточно часто. И, в принципе, было бы логично ожидать, что эта ротация, в том числе, и вертикальный характер, будет иметь.

«СП»: — Что вы имеете в виду?

— У нас пришла генерация молодых технократов для управления регионами. Вот если эти люди быстро смогут проявить какие-то успехи на региональном уровне, то было бы логично давать им возможность продвигаться выше. Тем более что многие пришли в регионы как раз из федеральных структур.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев , в свою очередь, обратил внимание на довольно высокую оценку, которую российские граждане дали команде Медведева:

— Правительство — это заколдованное место. И премьер-министр никогда не бывает популярен. Потому что это главный хозяйственник — он отвечает за все пенсии, все зарплаты, уровень жизни… и прочие радости нашего бытия.

И то, что половина опрошенных дает положительную оценку, это очень хорошо. Это много, действительно. Тем более что уровень жизни последние годы, прямо скажем, не рос. Он растет немножко только в этом году — в единственном.

Поэтому естественно, что те многие, чей уровень жизни упал, вряд ли оценивают работу правительства положительно. Люди не мазохисты в своей основной массе. Мазохистов мало, социологическое большинство из них не сделаешь.

Что касается будущего, то, отчасти, конечно, просто есть оптимисты. Но так же люди не могут быть постоянными пессимистами. Человек всегда на что-то надеется, независимо от того, возможны или невозможны плюсы. И даже если ты в это не веришь, тебе в это верить хочется.

«СП»: — Некоторые персоналии нового правительства уже известны. Удивила «непотопляемость» спортивного вице-премьера Виталия Мутко, который теперь будет курировать строительную сферу… Где тут взяться оптимизму?

— Проблема не в отдельном персонаже. А в большинстве.

Другой вопрос, что, в общем-то, состав правительства, он утверждается не для рывка, о котором говорил президент. Это — правительство стабильности. Не потому, что это плохо или хорошо, просто это правительство, которое будет состоять в основном из тех же, кто был и в первый раз. Можно отдельно говорить, почему… Но это так.

С другой стороны, в самой богатой стране мира возможность для рывка есть всегда. А чтобы его реализовать, нужно усиление концентрации ресурсов, повышение эффективности управления и повышение эффективности использования этих ресурсов.

Потому что дело не в том, что у нас не хватает денег. А в том, что мы не всегда знаем, куда их тратим.

Поделиться