Развитие и характеристика монастырских садов средневековой европы. Ландшафтное искусство средневековой Европы. Особенности монастырских садов Феодальный тип садов

Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1) раннесредневековый (4–9 вв.);

2) романский (10–12 вв.);

3) готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

- монастырские сады;

- сады при замках;

- университетские сады;

Первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринта участок из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

Простота и геометричность планировки внутренних садов;

Разработка нового приема – лабиринта;

Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны .

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

Композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

Отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

  • «

Библиотека швейцарского монастыря Ст. Галл в 1983 году была занесена в список памятников Юнеско. Здесь хранится около 2000 средневековых манускриптов, но побудил включить библиотеку в список Юнеско лишь один из них - самый ранний из сохранившихся до наших дней план средневекового монастрыря. Вот он:

Созданный в 819-826 годах, уникальный план отлично сохранился до наших дней. Его предназначение до сих пор остается загадкой. Как предполагают специалисты, скорее всего, он был не фиксацией реального положения вещей в монастыре, а некоей идеальной моделью для подражания. На план нанесены 333 надписи, позволяющие детально идентифицировать все части монастрыря: собор, сад, школу, службы и т.д.



На этой копии плана отмечены все "садовые" части монастыря:
X - огород, "под" которым находится дом садовника, Y - плодовый сад совмещенный с кладбищем, Z - сад лекарственых растений.
Благодаря надписям мы можем узнать, что росло в каждом из них.
В саде лекарственных растений - шалфей, кресс водяной, рута, тмин, ирис, любисток, мята болотная, фенхель, горох, марсилия, costo (?), fenegreca (?), розмарин, мята, лилии и розы.
В плодовом саду - яблоки, груши, сливы, омела, лавр, каштан, инжир, айва, персики, фундук, amendelarius (?), шелковица и грецкий орех.
В огроженном аркадой дворике, примыкающем к собору (cloister), разделенном дорожками на четыре части, рос можжевельник.

А на этом замечательном сайте http://www.stgallplan.org/en/index.html можно разглядеть самые мельчайшие детали плана и прочитать (воспользовавшись расшифровкой и английским переводом) все 333 надписи! Ну и конечно, узнать много другого о плане монастрыря святого Галла.

Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.

Добавить в закладки:

Монастырские сады

В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались: декоративный фруктовый сад, утилитарный огород с небольшими грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. На основе современных познаний и опыта прежних культур, монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и обрабатывали огороды.

Райский двор

Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса.

Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Райский двор - внутреннее пространство четырехугольной формы, замкнутое амбитом с крытой аркадой. Этот тип сада имеет свои аналоги в римском перистиле. В центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы, идущей на приготовление постной христианской пищи. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, символизировала непорочность Девы Марии, красная роза - пролитую кровь Христову, белая роза -королеву небес -Марию и т.д. На клумбах росли и другие полевые и садовые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки.

Старинный закрытый сад или его часть, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium - сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum - огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium (уже не только монастырский) - сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда.

Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 г. в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад имела Прага.

Светские сады средневековья

Свои собственные садовые участки имели не только дворцовые комплексы, но и другие городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при градах.

Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых градах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные . Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов.

Изображения пейзажных парков встречаются уже на средневековых картинах.

Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой . Посреди сада обычно был каменный колодец или железный фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи.

Вечнозеленые деревья и кусты уже тогда стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы.

Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов.

Сады при градах неизменно были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Вопрос 1

Египет. Планировка геометрическая. Сады замкнуты стенами. Обязательно рос виноград. Города – Фивы, Ахетатон. В садах были лотосы. Сады имели квадратные планы симметричной планировки. Здания находились на оси садов. По периметру сада устроены аллеи. Дорожки были только прямые. В садах изображения(скульптуры) богов, сфинксов. Растения: пальмы, инжир, сикомор(фикус), лотос, папирус. Пруды имели несколько функций: декоративная, Разведение рыб и животных. Была гидрационная система.

Страны двуречья. Растения: пальмы, хвоя, виноград.

Устройство похожее на египетское. Особенности: Высокие платформы, висячие сады, заккурат - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Вопрос 2

Сады Древней Греции отличались тонким изяществом, благородным стилем, непревзойдённым вкусом, возвышенной атмосферой. Яркой особенностью греческих садов в X-VIIIвв д.н.э было использование сложного горного рельефа местности для устройства террас. Также «ландшафтный дизайн» того времени вошёл в мировую историю садово-паркового искусства своими неповторимыми скульптурами и малыми архитектурными формами, по праву считающимися шедеврами искусства. Бассейны, балюстрады, колоннады, купальни окружались пальмами, платанами, лаврами, кипарисами, апельсиновыми, оливковыми и фисташковыми деревьями. Герооны или священные рощи героев – это разновидность городских садов, разбитых специально в честь выдающихся героев или основателей города. Философские сады – другая разновидность общественных садов Древней Греции. Например, Эпикур – философ-пессимист в таком саду основал свою школу, где он читал лекции для публики. Потом этот философский сад он принёс в дар Афинам. Ипподромы – сады для состязаний, посвященным богам. Гимнасии – сады, в которых большое внимание уделялось физическому воспитанию потомства. Главным элементом их был газон из стриженого аканта. Такие сады украшались водоёмами, беседками, скульптурами, алтарями, а со всех сторон окружались густой рощей. Разновидность гимнасий – академия (возникла в роще мифического героя Академоса). Нимфеи – сады, центром которых являлся водоём (мог быть и водопад) с алтарём для приношения жертв нимфам. В греческих садах было неимоверное количество цветов, боготворимых греками. Особым почётом у них пользовались гвоздика и роза.

Вопрос 3

Сады́ в Дре́внем Ри́ме (лат. hortii ) создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - ксист (лат. xystus ) - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - ambulation - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - gestation - представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялсь в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко,неоклассицизма.

Общие черты средневековых садов Европы и Ближнего Востока.

Особенности садово-паркового искусства Средневековья.

1. Простота и геометричность планировки внутренних садов.

2. Разработка нового приема – лабиринта.

3. Феодальный тип синтеза искусств, т.е. подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение общей идее.

4. Символика садов.

5. Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики.

Ландшафтное искусство средневековой Европы. Особенности монастырских садов.

Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, в регулярном стиле с бассейном и фонтаном в центре. Две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на 4 части; в центре этого пересечения, в память о смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. В саду выращивали плодовые деревья и лекарственные растения. Деревья размещали ровными рядами, а лекарственные растения на прямоугольных грядках – прообразах современных цветников. Для защиты по периметру сад окружали лиственными древозаслонами из липы, ясеня и тополя – прототипами современных садозащитных насаждений. Сады при монастырях носили утилитарный характер. В XV в. данные сады стали оформляться трельяжными беседками и изгородями, оснащаться скамейками из дерна в виде выступов на ограде и маленькими фонтанчиками, в них появились цветы. Многие из этих садов уже предназначались для отдыха. Трельяж - деревянная или металлическая решетка, играющая роль каркаса и опоры для вьющихся растений. Может улучшить микроклиматические условия на площадке, обеспечивать сквозное разделение пространства, направлять движение переходов в нужном направлении, служить рамкой для организации висты. Виста - вид, узкая перспектива, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает в себя точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий висту кульминационный объект обозрения (архитектурное сооружение, монумент, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.). Сады при замках. Они устраивались на территории замков и использовались для отдыха и встреч. Эти сады были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном. Этот прием в дальнейшем получил широкое распространение в парках. В этих садах впервые сформировался прием по устройству лабиринта, который занял прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках и не утратили своей актуальности по настоящее время. Более позднее Средневековье характеризуется развитием науки, открытием первых университетов и созданием университетских садов, которые мало отличались от монастырских. В этот же период достигает высокого уровня развития ботаника и садоводство. В этой связи появились первые ботанические сады, которые для широкой публики были открыты в последующую эпоху Возрождения.

Поделиться