Политическая система фрг. Политическая система федеративной республики германии

По своему административному устройству Германия, где по итогам переписи 2011 г. численность населения составляет 80,2 млн человек, является федеративным государством, которое делится на 16 равноправных субъектов федерации, именуемых федеральными землями (далее - земли). В их число входит три города (Бремен, Гамбург, Берлин). До объединения Германии (октябрь 1990 г.) 10 земель было в составе ФРГ и пять в составе ГДР.

Развитию территорий способствует федеральное устройство, в соответствии с которым земли имеют большую самостоятельность и осуществляют собственные программы за счет своих средств. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует существование местного самоуправления и основные права органов местной власти: общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. Это положение носит принципиальный характер не только для общин, поскольку районы традиционно рассматриваются в немецком праве как объединения общин. Та же статья Конституции предусматривает обязанность существования, на уровне общин и районов, выборных представительных органов власти.

Фактически этим и ограничивается конституционное регулирование местного управления на федеральном уровне. Исходя из принципа остаточной компетенции земель, предусмотренного ст. 70 немецкой Конституции, и из того, что регулирование местного управления не упомянуто в списке федеральных полномочий, все вопросы местного управления относятся к исключительной компетенции земель. В праве земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея сквозного управления при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

Местные органы самоуправления. Общины - являются базовой единицей местного самоуправления и присутствуют во всех немецких землях. Общиной может являться город, сельское поселение, совокупность нескольких поселений. Обязательным условием существования общины, предусмотренным конституциями всех земель, является раздельное существование представительного и исполнительного органов власти. Общинные органы власти формируются путем выборов, которые для представительного органа являются прямыми, равными и всеобщими. В маленьких общинах роль представительного органа может играть собрание всех жителей. Функционирование и структура органов местного управления различаются в зависимости от того, к какой модели могут быть отнесены положения, действующие в той или иной земле.

Модель магистрата - традиционно используется прежде всего в городских поселениях. Избираемый путем всеобщего голосования совет выбирает из своего состава председателя совета и одновременно назначает путем голосования коллегиальный исполнительный орган - магистрат - из числа профессиональных управленцев. Магистрат назначается на период от 6 до 12 лет в разных общинах, он представляет общину в отношениях с гражданами, другими органами власти, в суде, готовит и исполняет решения совета (в том числе бюджет), руководит администрацией общины. Все решения магистрата принимаются путем голосования. Совет назначает (как правило, по представлению членов магистрата) бургомистра, который возглавляет магистрат. Внутри данной системы существует последовательный контроль за законностью принимаемых решений: магистрат может опротестовать и отказаться выполнять противоправное решение совета; бургомистр может опротестовать противоправное решение магистрата, причем последней инстанцией в споре является совет.

Северогерманская модель - основные ее черты копируют английскую систему организации местной власти. Совет общины избирает из своего состава бургомистра или обер-бургомистра, который председательствует на заседаниях общины и выполняет представительские функции. Одновременно совет назначает на срок от б до 12 лет профессионального управленца на должность директора общины или городского директора. Директор общины единолично руководит администрацией, готовит и исполняет решения совета.

Модель бургомистра - эта модель организации местного самоуправления в двух землях и одной сельской общине почти без изменений воспроизводит институциональную организацию французских коммун. Совет

избирает из своего состава бургомистра (обер-бургомистра). Параллельно совет назначает из числа профессиональных управленцев и из собственного состава управу, в которую входит бургомистр.

Южногерманская модель - распространена в трех землях ФРГ и большинстве земель бывшей ГДР. В целом повторяются характеристики бургомистерской модели, но бургомистр (обер-бургомистр) избирается населением путем прямых всеобщих выборов.

Несколько характеристик общин не зависит от принятой модели организации властных институтов. В крупных общинах территория может быть разделена на несколько округов, где органом управления является управа или совет. Во многих землях в сельских общинах, состоящих из нескольких населенных пунктов, возможна организация сельских советов во главе с председателем.

Делегирование полномочий исполнительной власти очень развито в ФРГ: значительная часть полномочий делегируется общинам землями. Почти во всех случаях делегирование происходит в пользу главы исполнительной власти.

Районы - традиционно рассматриваются в немецком праве и управлении как объединения общин - это, в частности, сказывается на способе их финансирования и на составе депутатов. В районах существуют выборные органы, районы являются юридическими лицами, имеют свои установленные законом компетенции, формируют самостоятельный уровень местного самоуправления. Проведенная реформа, в том числе в землях бывшей ГДР, значительно сократила число районов путем их объединения.

Города-районы - это крупные городские центры (более 50 тыс. или 100 тыс. жителей), которые обладают компетенциями как общин, так и районов и имеют единые органы управления.

Районные собрания - избираются по разным системам, в зависимости от земли. Разнообразие здесь очень велико: от мажоритарной системы с кумулятивным вотумом в один тур до строгой пропорциональной по спискам. Срок полномочий - от 4 до 6 лет.

Система комитета - районное собрание формирует коллегиальный исполнительный орган - районный комитет, который формируется из состава собрания. Срок полномочий комитета - 6 лет.

Система ландрат, при которой главой исполнительной власти района является ландрат - государственный чиновник, назначаемый правительством земли по представлению районного собрания, председателем которого он одновременно является.

Города-государства - три территориальных образования - агломерации Бремена, Гамбурга и Берлина имеют одновременно статус общин и земель (т.е. субъектов Федерации), концентрируя на одном уровне управления полномочия всех трех типов сообществ.

Компетенции земель и средства их выполнения. В ФРГ в зависимости от правового регулирования выделяются три уровня полномочий самоуправляющихся сообществ:

  • собственные полномочия, опирающиеся на принцип общей компетенции;
  • обязательные полномочия, выполнение которых предписано законом;
  • делегированные полномочия.

И обязательные, и необязательные полномочия являются собственными: органы самоуправления обладают исключительным правом их реализации, равно как и ответственностью за их выполнение. Однако различия между обязательными и факультативными полномочиями очень существенны: список обязательных полномочий содержится в конституциях и иных нормативных актах земель и их неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет за собой судебную и административную ответственность. Основные элементы распределения полномочий между сообществами приведены в табл. 16.1.

Таблица 16.1

Полномочия органов местного управления ФРГ

Градостроительство и планирование территории;

Сооружение и содержание межобщинных дорог;

Местные дороги;

Планирование и обустройство

Строительство и содержание начальных школ;

территории в масштабах района;

Противопожарная безопасность, предупреждение наводнений;

Обустройство водных путей и иных водных пространств;

Строительство и содержание

Социальная помощь и поддержка молодежи;

больниц и поликлиник;

Строительство и содержание средних и профессиональных

Создание и содержание игровых площадок;

Сбор мусора и бытовых отходов

  • 1. Обязательные собственные полномочия (т.е. полномочия, предписанные законом).
  • 2. Примеры делегированных полномочий (для городов-районов и ряда крупных городов-общин, для сельских районов в некоторых землях):
    • запись актов гражданского состояния;
    • ведение статистики;
    • организация выборов;
    • контроль за пребыванием иностранцев-мигрантов;
    • управление дорожным движением;
    • контроль за гигиеной и ветеринарией;
    • контроль за качеством продовольственных товаров;
    • санитарный контроль за ресторанами и барами.
  • 3. Примеры необязательных действий в рамках общей компетенции:
    • управление предприятиями, производящими и распределяющими газ, электричество, воду и т.д.;
    • регулирование общественного транспорта;
    • жилищное строительство;
    • поддержка культуры и спорта;
    • создание условий для экономического развития;
    • участие в экономическом развитии;
    • строительство и содержание публичных библиотек;
    • создание народных университетов;
    • строительство спортивных площадок и стадионов.

Местные финансы. Доходы местных сообществ формируются за счет классических источников: налоги и сборы, государственные трансферты, доходы от экономической деятельности и плата за оказанные услуги, займы. Собственные налоги общин складываются из двух основных составляющих: поземельный налог и промысловый налог (налог на предпринимательскую деятельность и частную практику). Базой при начислении промыслового налога служит общий доход, получаемый данным лицом (предприятием) от предпринимательской деятельности (частной практики). Его сбор ограничен законодательно устанавливаемым необлагаемым минимумом дохода. Эти налоги собираются только общинами; ставка налога ежегодно устанавливается советом общины. Закон земли может также разрешить общинам введение налогов на потребление (подобные законы существуют в большинстве земель).

Районы в Германии не имеют исключительных собственных налогов. Однако в соответствии с федеральной конституцией земли обязаны обеспечить районы собственными источниками финансирования. В большинстве случаев земли передают районам часть или весь объем поступлений от налога на недвижимость, формально являющийся государственным (земельным) налогом. Кроме того, именно районам, а нс общинам, может быть разрешено взимать некоторые сборы.

В немецкой системе публичного управления - и в частности, местного управления - особую роль играет понятие финансового выравнивания. Суть выравнивания заключается в перемещении финансовых средств между разными территориальными сообществами (включая земли и федерацию) с целью более равномерного распределения средств между сообществами.

Большинство федеральных земель имеют на своей территории различные типы кластеров, в том числе развиты автомобильные кластеры. Однако после объединения страны наметилась тенденция перемещения предприятий автомобильной промышленности на территорию Восточной Германии. Это было обусловлено не только более низкими издержками производства по сравнению с Западной Германией, но и наличием благоприятной инфраструктуры для развития автомобильной промышленности. В частности, ведущую роль в экономике Восточной Германии играют малые и средние предприятия с небольшим штатом сотрудников, а уровень квалификации и образовательная инфраструктура позволяют обеспечить производство качественными научными исследованиями. При этом ставка делается на развитие поставщиков автокомпонентов.

Автомобильный кластер Восточной Германии начал создаваться в 2004 г. по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин, Бранденбург, Тюрингия,

Мекленбург - Передняя Померания, Саксония и Саксония - Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. Исследования проводились в течение двух лет, параллельно осуществлялась разработка программы развития кластера. Цель создания кластера заключается в повышении конкурентоспособности и развитии автомобильной промышленности Восточной Германии. Основные направления деятельности: налаживание эффективной коммуникации между участниками кластера, вузами, НИИ и органами власти и управления, представление компаний на международной арене, а также поддержка инновационной деятельности. Наличие в регионе кластеров повышает роль региональных администраций, поскольку развивает и укрепляет экономику региона, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создаст условия для успешного развития более отсталых территорий.

Опыт Германии показывает, что инновации возможны только при наличии общей благоприятной институциональной среды в государстве, умеренного налогообложения, развитой системой образования и пр. Эти факторы в целом оказывают большее влияние на инновации, чем предоставление многочисленных мелких и крупных налоговых, таможенных и прочих льгот, а также других преференций.

Организации выполнения компетенций (совместное управление). В Германии традиционно развито сотрудничество между общинами, направленное на более эффективную реализацию компетенций. Существует несколько форм сотрудничества (совместного управления, но официальной терминологии), нашедших применение почти на всей территории ФРГ:

  • рабочие сообщества;
  • публично-правовое соглашение;
  • объединение общин;
  • сообщество общин;
  • объединение города и округа.

Прямое государственное управление и контроль. Функции территориального государственного управления осуществляется в ФРГ на нескольких уровнях. Во всех землях низовьем уровнем организации государственной (земельной) администрации является район: на уровне общин государственная администрация отсутствует. Главой государственной администрации в районе является глава исполнительной власти района ландрат или директор. Во всех землях существуют также управленческие округа, возглавляемые окружным управляющим.

Государственная служба в Германии отличается высокой эффективностью, престижем и уважением среди населения, в связи с чем для адаптации государственной службы к изменяющимся условиям современного мира была выбрана тактика "большого качественного скачка посредством маленьких шагов". Среди таких "шагов" можно отметить децентрализацию гражданской службы, дивергенцию (расхождение) статуса госслужащих, переориентацию государственной службы на "клиентные" отношения с гражданами.

Контроль за законностью принимаемых местными органами самоуправления решений осуществляется государственной администрацией общей

компетенции вышестоящего уровня. Наряду с контролем законности существует и так называемый профессиональный контроль, осуществляемый теми же органами.

Финансовый контроль за деятельностью органов самоуправления делится на два вида: внутренний и внешний. Внутренний контроль за регулярностью и законностью финансовых операций осуществляет ревизионное управление местного сообщества. Для организации внешнего финансового контроля за законностью во многих землях создается специальное управление, занимающееся финансовым контролем. Внутренний и внешний финансовый контроль являются постоянным.

Основные принципы территориального планирования в Германии. Территориальное планирование в Германии обосновывает и подготавливает предписания по рациональному использованию территорий путем разработки концепций рационального развития, которое базируется на достижении политического консенсуса. В социальном рыночном хозяйстве территориальное планирование подчинено целям общественного развития, оно поддерживает экономическое процветание общества, способствует эффективному использованию территорий, а также сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Территориальное планирование в Германии имеет четыре уровня.

На федеральном уровне на основе Федерального закона "О территориальном планировании" устанавливаются рамочные условия пространственного развития для территории ФРГ. Ответственность за федеральный уровень территориального планирования несет Федеральное министерство территориальной организации, строительства и градостроительства.

На уровне федеральных земель на основе Земельного закона "О планировании" разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.

Региональный уровень (в составе федеральных земель) - промежуточный между земельным и муниципальным планированием. С одной стороны, региональное планирование должно конкретизировать главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земли. С другой стороны, его задачей являются координация плановых решений, принятых отдельными общинами, и приведение их в соответствие с целями земельного планирования. Региональное планирование осуществляется с помощью региональных плановых союзов, в пределах которых существуют сбалансированные хозяйственные и общественные связи.

Местное планирование - низшая ступень в системе планирования ФРГ, которая находится в компетенции местного самоуправления. В местном планировании различают планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. Задачей муниципального планирования является комплексное планирование общины. План развития муниципального образования устанавливает рамки полномочий при реализации мероприятий, осуществляет контроль в соответствии с поставленными задачами.

Перспективное планирование градостроительства является разработанной на уровне общины стратегией строительства на ее территории. Оно узаконено в федеральном своде законов о строительстве для территории ФРГ.

15 декабря 2006 г. в Германии стартовал новый этан реформы федерализма. Поиски более эффективной модели федерализма осложняются в Германии рядом факторов, в том числе обострением противоречий между бедными и богатыми землями, наличием конкурирующих проектов крупных политических партий и потребностями европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с централизованным управлением (Англия и Франция), так и опыт федераций (Германия).

Создание государства невозможно без опыта. Одни страны опираются на свой собственный, иные - на историю развития других государств. В любом случае изучение устройства и работы машины правления необходимо с целью внедрения удачных форм и недопущения ошибок. Чем интересна с этой точки зрения Германия?

Форма правления

Эта страна имеет федеративный устрой. То есть состоит из нескольких равноправных частей, которые могут принимать и устанавливать свои законы, легитимные наряду с общегерманскими. Форма правления в Германии подходит под определение Это означает, что властные полномочия в стране распределяются между президентом и парламентом. При этом фактически вся действенная руководящая сила сосредоточена в руках первого лица Должность выборная. Глава правительства - канцлер, который отвечает за внешнюю и государства Германия. при таком распределении ролей является республикой. Давайте рассмотрим подробнее.

Функции президента страны

Формы правления стран Европы довольно разнятся между собой. Это хорошо видно по полномочиям Германия, форма правления которой не предполагает наделения президента серьезными функциями, отличается от остальных. Фактически эта должность имеет представительско-церемониальную основу. Президента избирают на пять лет. Он представляет страну на мировой арене, издает акты о помиловании преступников. Реальную политику государства ведут правительство и парламентом.

Законодательный орган

Процесс образования и издания законов в стране имеет двухступенчатую структуру. Нижняя палата - Бундестаг - создает законы. Депутаты в нее избираются сроком на 4 года. Утверждает законы Бундесрат - Верхняя палата. Формируется она из представителей земель пропорционально количеству их жителей. Считается, что довольно сложный процесс законотворчества позволяет производить достаточно успешный «продукт». Во всяком случае, Германия, форма правления которой позволяет вести сложную внутреннюю политику, отличается от других государств Европы высоким уровнем соблюдения норм и правил гражданами.

Исполнительная власть

Правительство в Германии наделено основными полномочиями. Эта ветвь власти решает все вопросы, связанные с работой государства, его внешней политикой. Федеральный канцлер формирует бюджет, контролирует реализацию общегосударственных программ. Нужно иметь в виду, что каждая из формирует свои собственные планы развития, устанавливает налоги, формирует бюджеты. Верховная власть занимается только общегосударственными вопросами. Финансирование глобальных задач идет за счет общегосударственных налогов, которые не превышают двадцати процентов от общей суммы.

Германии интересно опытом отдельного развития земель, скоординированного общими программами. Каждый субъект федерации имеет свои собственные властные полномочия, но развивается в общем ритме и в одном направлении. При этом финансовую базу развития они определяют и формируют самостоятельно, что позволяет решать насущные вопросы достаточно эффективно.

Система государственной власти. Глава государства – федеральный президент , который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федерального президента Германии избирает Федеральное собрание – конституционный орган, созываемый специально для этой цели. В его состав входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами согласно принципам пропорциональности. Федеральный президент избирается большинством голосов сроком на пять лет. Переизбрание допускается один раз. Федеральный президент ФРГ приносит следующую присягу: «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножать его достояние, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому». При желании он может добавить религиозную формулировку «Да поможет мне Бог».

Федеральный президент исполняет прежде всего представительские функции. Он представляет ФРГ на международной арене и аккредитует дипломатических представителей. Кроме того, он обладает правом помилования заключённых.

В его официальные функции входит:

Подписание и оглашение федеральных законов. При этом он имеет право осуществлять конституционный надзор за законотворческой деятельностью;

Выдвижение кандидатуры федерального канцлера на рассмотрение парламента;

Утверждение федерального канцлера в должности и освобождение его от должности;

Утверждение в должности и освобождение от должности федеральных министров по представлению федерального канцлера;

Утверждение в должности и освобождение федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров;

В вышеназванных случаях он является лишь исполнителем решений, принимаемых иными органами власти. Более серьёзными политическими полномочиями федеральный президент обладает только в исключительных случаях.

Отстранение Президента от занимаемой должности возможно в случае наличия выдвинутых бундестагом обвинений и принятия соответствующего решения Конституционным судом страны.

Федеральный канцлер Bundeskanzler. Председатель Федерального правительства Германии. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Федеральный канцлер избирается бундестагом – парламентом Германии сроком на 4 года и может быть смещён с поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия.

Федеральный канцлер председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального Президента предложения об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности. Такими широкими полномочиями канцлер был наделён после Второй мировой войны о решению Парламентского совета (1948 – 1949). Именно он принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия – правительству со стороны парламента и обычного вотума недоверия – парламенту со стороны правительства. В совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее значимой фигурой в государственной и политической системе Германии. При объявлении «состояния обороны » командование Вооруженными силами переходит не к Президенту, а к Федеральному канцлеру.

Исполнительная власть Германии функционирует согласно трёхступенчатой системе. Представлена она министерствами – осуществление политических задач; ведомствами среднего звена надзорный орган; ведомствами низшего звена – исполнительные функции. Состав министров вправе осуществлять вверенные ему задачи по своему усмотрению, но в рамках закона. И нести за принятые решения и их последствия полную ответственность перед Федеральным канцлером. В случае несоответствия кандидатов занимаемой должности их кандидатуры пересматриваются в персональном порядке и заменяются.

Правительство ФРГ напрямую зависит от бундестага, который вправе вынести вотум недоверия Канцлеру как прямому представителю правительства. Что может являться причиной отставки как правительства, так и канцлера. В обратном порядке, в случае возникновения спорных вопросов, угрожающих интересам благополучия страны, Канцлер имеет возможность выразить недоверие бундестагу и требовать его роспуска посредством вынесения соответствующего решения президентом. Федеральное правительство принимает свой Регламент, одобряемый Федеральным президентом. В этом акте урегулированы полномочия Федерального канцлера, права и обязанности федеральных министров, порядок работы Федерального правительства и т.п. Ответственность за деятельность правительства целиком несёт канцлер. Со сменой Федерального канцлера правительство уходит в отставку.

Конституционно закреплёнными функциями правительства ФРГ являются:

Осуществление контроля за воплощением в жизнь законопроектов – после их принятия парламентом путём рассмотрения и голосования;

Планирование развития страны во внутри и внешнеполитической сферах;

Осуществление контроля за деятельностью управленческих органов на местах;

Издание постановлений: общего характера, об исполнении законов и постановлений, равных законам.

Представители правительства избираются на срок до 4 лет.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня:

- федеральный , на котором принимаются общегосударственные решения международного значения;

- региональный , на котором решаются задачи федеральных земель.

Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в бундесрате , юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

В Германии законодательную инициативу проявляет Правительство, члены бундестага и бундесрата . Все законопроекты правительства отправляются в бундесрат, который даёт заключения, а затем в бундестаг. Если законопроект инициирован бундесратом, то он направляется в правительство, которое даёт заключение, а затем передаёт его в бундестаг.

Германский парламент – бундестаг и бундесрат – орган представительства земель осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне. Они уполномочены вносить изменения в конституцию большинством голосов в две трети в каждом из этих органов.

Бундестаг Bundestag . Федеральное собрание, от Bund – союз, федерация и Tag, Tagung – собрание, заседание. Однопалатный орган народного представительства. В настоящее время в бундестаге 631 депутат. Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента. Выборы проводятся по смешанной системе. Каждый избиратель голосует по двум спискам: в первом он выбирает кандидата, избираемого по мажоритарной системе, во втором – партийный список. Парламентские места получают только те партии, которые или набрали не менее 5% голосов , поданных за свой партийный список, или победили не менее чем в трёх одномандатных округах. Количество мест, получаемых прошедшей в бундестаг партией, пропорционально количеству голосов, поданных за её список.

Функции бундестага:

Принятие законов;

Выборы федерального канцлера;

Контроль за деятельностью правительства.

На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. В ходе заседаний должны быть согласованы политическая воля и мнение экспертов в соответствующей области. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.

Официальная зарплата депутата 7 700 ?/месяц, а также свободное от налогообложения пособие на покрытие служебных расходов 45 384 евро в год.

Бундесрат , Bundesrat . Государственный законодательный орган Германии. Дословно – «Федеральный совет » – представительство федеральных земель . Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии. То есть, по сути, бундесрат – это представительство регионов на федеральном уровне. Иногда используемое название «верхняя палата» является ошибочным, поскольку в Германии однопалатный парламент – бундестаг.

Земли с численностью населения до двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания) имеют в бундесрате три голоса. Земли от двух до шести миллионов человек (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) – четыре голоса. От шести до семи миллионов человек (Гессен) – пять голосов. Свыше семи миллионов человек (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) – шесть голосов. Количество голосов означает, какое количество делегатов может отправить земельное правительство в бундесрат. Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно. Согласно твёрдо установленному порядку ротации бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нём земель. Председатель бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Политическая система . Фактически Восточная и Западная Германия стали единой страной – современной ФРГ 1 июля 1990, когда из обращения была выведена восточногерманская марка, заменённая на территории ГДР национальной валютой ФРГ – западногерманской маркой по курсу 1:1. Всего было обменено валюты на сумму около 180 млрд. западногерманских марок, примерно 108 млрд. долларов.

Основной закон ФРГ был принят в 1949 году на переходный период до политического объединения двух германских государств. До сих пор в стране действует именно эта конституция. В её первых 19 статьях описаны основные права граждан. Предоставляя гражданам широкие возможности реализации своих прав, Основной закон вместе с тем запрещает действия, способные подорвать демократический строй. Данное положение конституции было применено при запрещении Коммунистической партии и неонацистских партий. В качестве четырёх главных принципов в конституции закреплены принципы демократии, верховенства закона, социально ориентированного государства и федерализма – федерации земель. Для внесения изменений в Основной закон требуется одобрение двумя третями голосов в бундестаге и бундесрате , а некоторые базовые статьи и положения вообще не подлежат изменению.

В соответствии с Договором об объединении Германии, подписанным 31 августа 1990 года, действие Основного закона ФРГ распространялось на пять воссоздаваемых восточных германских земель и объединённый Берлин с момента их вхождения в состав ФРГ 3 октября 1990.

Избирательная система. Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы государственной власти.

Политические партии. В ФРГ до объединения страны существовали три крупнейшие политические партии, и они же сохранились в объединенной Германии. Это Социал-демократическая партия Германии (СДПГ); Христианско-демократический союз (ХДС), образующий в бундестаге блок с действующим только в Баварии Христианско-социальным союзом (ХСС); Свободно-демократическая партия (СвДП) . В 1980-е годы на политическую сцену вышла четвёртая партия – «Союз "90 – Зелёны е». В ГДР Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) и контролировавшиеся ею четыре мелкие партии полностью определяли социальную, экономическую и политическую жизнь страны. Крушение власти СЕПГ в конце 1989 года стимулировало создание различных некоммунистических групп, включая движение реформаторов «Новый форум». К моменту проведения первых общегерманских выборов в декабре 1990 года ни одна из значительных новых партий не выжила, а члены СЕПГ, сохранившие верность партии, отреклись от коммунистического прошлого и переименовали своё объединение в Партию демократического социализма (ПДС). Партии бывшей ФРГ распространили свою деятельность, организационную структуру и финансы на восточные земли.

Политические партии получают финансовую поддержку со стороны государства. Чтобы получить право на предоставление ей субсидий, партия должна собрать при голосовании по спискам не менее 0,5% голосов.

Судебно-правовая система. Высшей судебной инстанцией в ФРГ является Федеральный конституционный суд . Половина его членов избирается бундестагом, другая половина – бундесратом (по 8 судей). Срок полномочий членов Федерального конституционного суда – 12 лет. Суд даёт толкование Основного закона ФРГ и осуществляет проверку федеральных и земельных законов на предмет их соответствия конституции. Конституционный суд также выносит частные решения в случае споров между землями или разногласий между земельными и федеральным правительствами. А также принимает постановления, на основании которых та или иная политическая партия может быть распущена, если судом установлено, что она преследует в своей деятельности антидемократические цели.

В судах более низкого ранга судопроизводство ведётся независимыми судьями, которые, после назначения на должность не могут быть отозваны из суда без их согласия. Правосудие в Германии отправляется пятью ветвями судебной власти: наряду с обычными судами (ведущими гражданские и уголовные дела) существуют также суды по рассмотрению трудовых споров, административные, по социальным вопросам и финансовые. Процессы по уголовным делам проводятся судьями, а не присяжными. За исключением судебного разбирательства по ряду конституционных вопросов, суды более низкого ранга не связаны в принятии решений постановлениями высших судебных инстанций. Хотя на практике подобные прецеденты случаются часто.

Историческая справка

Первые жители Германии мало походили на её современных обитателей. Понадобилось долгих 500 тысяч лет, прежде чем сюда в I тысячелетии до нашей эры пришли сами германцы. Впрочем, они здесь не стали долго задерживаться и в I веке до нашей эры устремились на юг. Ослабление в IV веке нашей эры Римской империи способствовало их расселению почти по всей территории Европы. Тогда же стали складываться первые германские государства. Одним из них было Франкское королевство . Его правители в течение VI – VIII веков завершили объединение германских племён, и в 800 году Карл Великий провозгласил создание империи. В 843 году она распалась на самостоятельные государства. В восточной части сложилось собственно Германское королевство . Его главной внешнеполитической задачей стало возрождение утраченной империи Карла Великого . В 962 году немецким войскам удалось взять Рим, и на карте Европы появилась «Священная Римская империя германской нации» . Её расцвет пришёлся на XII – XIII века.

Чрезвычайное усиление крупных феодалов помогло ускорить децентрализацию страны, уже в XIII веке переставшей быть единым государственно-политическим образованием. В юго-западных районах быстрыми темпами развивалось капиталистическое хозяйство. В XVI веке этот регион стал основным центром протестантизма и активно поддерживал проповеди Мартина Лютера . Таким образом, социально-экономический раскол углубился за счёт религиозного и на несколько столетий задержал политическое объединение страны и её экономическое развитие. Попытка австрийских императоров в XVIII веке подавить сепаратизм вольных областей не привела к положительным результатам. Но в этом же столетии чётко обозначился другой объединительный центр – Пруссия. С середины XIX века она собирала разрозненные княжества в единое целое. И после побед в 1871 году во Франко-прусской войне над сдерживающими централизацию Австрией и Францией объявила о создании общегерманского рейха – империи со столицей в Берлине.

Рейх, Reich. Немецкое слово для обозначения ряда земель, подчинённых одной власти. Восходит к древненемецкой форме rîhhi , что буквально можно перевести как «господское», производное от прагерманского rīkz – «господин», «правитель». Древнее значение «нечто, находящееся под властью правителя» сохраняется в немецком языке до сих пор и может переводиться на русский язык словом «государство» или различным терминами, обозначающими типы государств: «царство», «империя», «держава». Например, название Австрии Österreich – Восточное Государство.

В современном русском языке термин рейх употребляется исключительно по отношению к гитлеровской Германии.

Пока ведущие международные позиции в экономике находились в руках Англии, Франции, России и США, Германия не могла рассчитывать на европейское господство. Следствием этих противоречий стала Первая мировая война. Победа Франции и Англии затормозила развитие Германии, перевела её на второстепенные позиции в мировой политике и этим породила рост национал-реваншистских устремлений немецкого народа. На волне подобных настроений в 1933 году к власти в Берлине пришли нацисты во главе с Гитлером, которыми была развязана Вторая мировая война. Участие в антигитлеровской коалиции СССР привело в 1949 году к расколу Германии на ФРГ и ГДР. В ГДР установился просоветский режим. С распадом СССР в конце 80-х – начале 90-х годов стало возможным воссоединение страны.

Немецкая политика

Степан Бабкин 2008-09-10 ~4 минуты 68933 12

В политической системе Германии разобраться непросто. Это вам не "вертикаль власти". После объединения ФРГ и ГДР, систему управления государством оставили западную, то есть, ту, которую после войны установили американцы. В итоге вышла такая система, в которой даже многие немцы толком не разбираются.

Для начала опишу структуру Германии как государства. Германия состоит из 16 земель. Земли - это что-то вроде автономий, которые далеко не всегда напрямую подчиняются столице Германии - Берлину. Роль столицы вообще довольно мала. Там располагаются лишь законодательные органы, то есть парламент. Никому и в голову не придёт ехать в Берлин, чтобы преуспеть в бизнесе или в работе. Для этого есть Мюнхен или Франкфурт.

Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949-ого года. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990-ого года, когда ГДР вошло в состав ФРГ. Этот день теперь является государственным праздником.

Федеративная Республика Германия - это парламентское демократическое, правовое и социальное государство, где каждая федерация представляет собой маленькую республику. Ведь каждая отдельная земля имеет свою собственную конституцию. Однако, основной конституцией является всё-таки свод главных законов страны. Другими словами, всё, что не описано в конституции страны, может быть описано в конституции конкретной земли. К примеру, в конституции некоторых земель до сих пор существует смертная казнь, хотя в стране Германия наказания в виде смертной казни якобы не существует.

Номинальным главой государства является президент. Но он имеет лишь представительские функции и не оказывает влияния на политику страны. Президента выбирают на пятилетний срок на государственном съезде всех партий Германии, которые имеют представительство в парламенте страны или земли. Собственно, выборы президента и есть единственная задача государственного съезда. В последнем съезде участвовало 1205 человек, и они впервые избрали президента на второй срок. Такой чести удостоился Хорст Колер. Следующие выборы должны состояться 23-его мая 2009-ого года и пока что фаворитом в борьбе за пост считается женщина - Жезин Шван. А бороться на самом деле есть за что, ведь годовая зарплата бундес-президента составляет 199.000€.

Реальной властью в Германии обладает бундес-канцлер, глава правительства. Его выбирает парламент. А простые бюргеры влияют на этот выбор лишь косвенно, путём голосования на партийных выборах. Но кандидатуру канцлера предлагает бундес-президент. То есть, люди выбирают парламент, а президент предлагает депутатам кандидатуры главы правительства.

Выбранный канцлер назначает кабинет министров. Так формируется немецкое правительство. Из-за такой системы Германию иногда называют Канцлер-демократической, ведь правят страной в итоге самолично выбранные канцлером люди.

В отличие от президента, бундес-канцлера выбирают на следующий срок очень часто. Дольше всего страной правил Хельмут Коль, с 1982-ого по 1998-ой, 16 лет подряд. Канцлер Германии получает 240.000€ в год.

Здание Рейхстага на площади Республика в Берлине - надпись "Немецкому народу"

Парламент Германии называется бундестагом. Как я уже говорил, это и есть единственный немецкий всенародно-избранный орган власти. Избирается он на четыре года. На данный момент в парламенте Германии заседают 612 представителей от всех 16-ти немецких земель. У парламента есть свой бундестаг-президент, или, по аналогии с русским парламентом, спикер. На данный момент им является Норберт Ламмерт. Бундестаг является законодательным органом, который может изменять конституцию. Кроме того парламент Германии заключает международные договора, принимает бюджет Германии и контролирует бундесвер - немецкую армию.

Есть ещё такой орган как бундесрат. Это что-то вроде совета федераций, где каждая земля имеет постоянное число представителей, от 3-ёх до 6-ти. Количество земельных представителей бундесрата зависит от населения земли. Бундесрат является совещательным органом и призван защищать интересы земель не только в самой Германии, но и в Евросоюзе.

Осталось рассказать лишь про немецкие политические партии. На данный момент в Германии существуют две наиболее влиятельные партии: СдПГ(SPD) и ХДС/ХСС(CDU/CSU). Предыдущим канцлером и по совместительству лучшим другом В.В.Путина был Герхард Шрёдер, лидер Социал-демократической Партии Германии. Традиционно эту партию немцы называют "красными". Вторая сильная партия сформирована из баварского Христианско-Демократического Союза и братского ему Христианско-Социалистического Союза, их традиционные цвета - "чёрные". На данный момент обе ведущие партии объединились в парламенте в одну коалицию.

Исполнительную власть в ФРГ осуществляют Канцлер, Правительство и Президент .

Федеральное Правительство ФРГ состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

Правительство формируется после избрания депутатов Бундестага, которые в свою очередь избирают Канцлера, принимающего непосредственную роль в формировании кабинета министров. Министры назначаются Президентом по предложении Канцлера.

Правительство находится в прямой зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность: Бундестаг может вынести вотум недоверия Правительству в лице Канцлера, что в конечном итоге приводит к отставке Канцлера и Правительства.

С другой стороны, Канцлер может поставить вопрос о доверии Бундестагу и в случае если не получит большинства голосов, Президент может распустить Бундестаг, а Правительство досрочно уходит в отставку. Кроме этого, Бундестаг может быть распущен Президентом, если на заключительном туре выборов Бундестаг не утверждает кандидатуру на пост Канцлера, выдвинутую Президентом.

К функциям Правительства можно отнести :

Воплощение в жизнь законов, принятых Парламентом;

Планирование политического развития страны;

Осуществление руководство государственными делами а также другие вопросы;

Контроль за деятельностью органов управления в землях;

Бундестаг вправе делегировать законодательство Правительству :

Правительство праве издавать постановления общего характера;

Правительство праве издавать постановления по исполнение законов;

Правительство праве издавать постановления, имеющие силу законов, но только по отдельным вопросам и с согласия Бундестага.

Правительство обладает правом законодательной инициативы .

Правительство находится у власти в течение 4 лет. Однако есть случаи досрочного прекращения его полномочии :

В связи с уходом в отставку или смертью Федерального канцлера;

С момента утверждения нового Бундестага;

В результате вотума недоверия, выраженного Бундестагом Федеральному канцлеру;

При отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуске Бундестага Президентом.

Таким образом, судьба Правительства во многом зависит от Канцлера, а его отставка означает отставку всех федеральных министров, а тем самым и всего Правительства.

Система органов исполнительной власти трехступенчатая :

-Министерства , наделенные политическими функциями;

-Ведомства среднего звена , имеющие функции надзора;

-Ведомства несшего звена , осуществляющие сугубо исполнительные функции. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера. Министры действуют самостоятельно в рамках своей компетенции и несут за это ответственность перед Канцлером, которых может их уволить.

Канцлер занимает особое положение в системе органов исполнительной власти, именно поэтому ФРГ часто называют «канцлерской» республикой. Фактически Канцлер является главой исполнительной власти, так как он возглавляет Правительство, формирует его состав, а также вправе увольнять министров. Президент же занимают посредническую роль между Канцлером и Правительством, так как без одобрения Президента Канцлер не вправе назначать министров. Наиболее существенное полномочие Президента заключается в том, что он выдвигает кандидатуру на пост Канцлера Бундестагу. А если в заключительном туре кандидат не получит большинства голосов, то Президент праве распустить Бундестаг. В действительности, это право является формальным и на практике таких случаев не было. Президент находится в устойчивой связи с партией, победившей на выборах. Именно поэтому он выдвигает кандидатуру на пост главы Правительства и Канцлером становится лидер победившей партии. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получит абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера.

К функциям канцлера относится :

Определение основных направлений внутренней и внешней политики;

Формирует Правительство;

Руководит работой Правительства;

Увольняет министров а также другие вопросы;

Президент ФРГ избирается Федеральным Собранием путем косвенных выборов на 5 лет. Как правила, победившая партия выдвигает кандидатуру на пост главы государства.

Президентом может стать лицо, достигшее 40-летнего возраста и обладающее пассивным избирательным правом. Выборы проходят в 3 тура: первые два тура требуют абсолютного большинства голосов, а третьи – относительного.

Президент может осуществлять свои функции два срока подряд. Президент не может быть членом Парламента, Правительства, Ландтага земель, он также не может занимать другую оплачиваемую должность.

К полномочиям Президента можно отнести :

Подписание федеральных законов;

Выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера;

Назначает министров;

Назначает судей.

Причем эти и многие другие полномочия требуют контрасигнатуры Канцлера. Но контрасигнатура не требуется в 2-х случаях: для акта об увольнении Канцлера и для роспуска Бундестага. Предусмотрена процедура отрешения Президента от должности. Для этого нудно, чтобы Бундестаг и Бундесрат выдвинули обвинения против и направили его в Конституционный суд.

Поделиться