История южной кореи. Корея. история

Кочосон (Древний Чосон) - раннегосударственное образование, заложившее основу для формирования нескольких государств, при упоминании которых возникает ассоциация с названием «Корея». История этой некогда единой, а ныне разделённой на две части страны насчитывает тысячелетия. Точное время появления первого государства установить сложно. Кочосон упоминается в «Хрониках трёх королевств» («Самгук Юса») - историческом труде по имени Ирён, в котором древняя история Кореи представлена в виде собрания легенд, сказок и жизнеописаний. Текст, составленный на китайском языке в XIII веке, включает легенду о Тангуне, основателе первого корейского королевства. Тангун Ванг, один из самых популярных персонажей национальной мифологии, был внуком Владыки Небес Хванина. Интересна история его рождения. Хванун, сын небесного царя, и три тысячи его последователей были отправлены на Землю, а точнее, на самую высокую гору Корейского полуострова с названием Пэктусан, без упоминания которой немыслима древняя Корея. Эта гора, находящаяся на границе между КНДР и Китаем, и в наши дни у жителей обеих стран считается священной.

Здесь, согласно «Самгук Юса», Хванум основал божий град Синси, придумал законы, учредил необходимые ведомства и приступил к обучению людей ремёслам, земледелию и медицине. Тигр и медведица, которые жили поблизости, обратились к Хвануму с просьбой дать им человеческий облик. Божий сын предложил зверям пройти испытание: провести в пещере без солнечного света 100 дней, питаясь при этом лишь чесноком и полынью. Тигр сдался, а медведица всё сделала так, как сказал Хванум, и была вознаграждена: она превратилась в женщину и родила своему повелителю сына - Тангун Ванга.

Древний Чосон является предметом научных дискуссий. По легенде, история Кореи начинается с основания древнейшего корейского королевства в 2333 году до н. э., с чем не согласны современные исследователи, поскольку первые упоминания о Кочосоне появляются в письменных источниках IV - III веков до н. э.

Имеют подтверждение факты о союзе племён, проживавших в древности на территории и части Здесь существовали города-государства, каждый из которых имел собственное управление. Жители этой страны выращивали разводили лошадей и умели создавать изделия из бронзы, а позже - и из железа, ничем не уступавшие китайским образцам, относящимся к тому же периоду.

Около IV в. до н. э. Кочосон превратился в Политическая история Кореи включает сведения о длительных отношениях древнего корейского государства и соседствующего с ним китайского царства Янь, правители которого неоднократно обращали взор на восток и стремились к отторжению территорий Кочосона. В 108 г. до н. э. Кочосон был покорён китайской империей Хань, в результате чего корейские племена оказались на более низкой, по сравнению со временем существования племенного союза, стадии политической организации. Лишь в начале христианской эры на территории полуострова вновь появились ранние корейские государства.

Древняя история Кореи - увлекательное повествование о народе, уже в эпоху бронзы имевшего раннегосударственное образование с наследственной монархической властью и зачаточными формами аппарата управления.

Археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что территория Кореи была заселена уже в период палеолита. Имеются многочисленные следы материальной культуры неолита, когда племена, населявшие эти районы, жили в основном охотой, рыбной ловлей и собирательством, однако уже переходили к земледелию и скотоводству.

Истоки корейской государственности обычно связывают с Древним Чосоном — первым политическим объединением, время образования которого относят к бронзовому веку, примерно IV в. до н. э. (в Европе это период Древнего Рима). Древние сказания называют основателем этого государства Тангуна — мифического сына небожителя и обращенной в женщину медведицы (историки усматривают в этом указание на племя, тотемом которого был медведь). Когда речь заходит о начале истории Страны утренней свежести (именно так можно перевести слово «Чосон»), в Корее вспоминают 2335 г. до н. э. — легендарную дату начала правления Тангуна. Во всяком случае 3 октября, день рождения Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев.

Преобладает точка зрения, что Древний Чосон был рабовладельческим государством: известно, что власть правителя была наследственной, а сам он постоянно жил в столице Вангомсон . В 109 г. до н. э. войска императора Ханьской империи У Ди вторглись в пределы страны и через два года покорили ее. Однако корейцы не смирились с господством ханьцев: в четырёх провинциях империи, образованных на месте Древнего Чосона, не стихали волнения, вынудившие китайцев ослабить контроль.

Троецарствие

В начале первого тысячелетия на этой территории возникли и стали развиваться раннефеодальные государства Когурё, Пэкче и Силла . Этот период вошел в историю как троецарствие. Поначалу самым мощным было государство Когурё: оно занимало обширную территорию на севере полуострова, а также земли в Маньчжурии. Вся история его существования — это череда постоянных военных столкновений с Китаем. При ване (короле) Квангетхо королевство расширило владения за счет территорий китайцев и южных соседей. Надо сказать, что, несмотря на общий язык, схожесть веры и принципов государственного устройства (конфуцианская иерархическая государственная структура, буддизм в духовной жизни), три корейских государства постоянно боролись за земли и междоусобные войны не утихали.

Силла, куда государственность пришла позднее (начало VI в.) завязала дружеские связи с Таньской империей в Китае — злейшим врагом Когурё. В союзе с таньцами Силла удалось победить Когурё и Пэкче, однако она не смогла контролировать захваченные территории, и северные земли в конце VII в. отошли под управление Таньской империи.

Здесь разгорелась освободительная борьба, которую уже поддерживала Силла, что вылилось в конфликт таньцев с бывшим союзником. Под знаменем Силла произошла консолидация корейского населения. Однако значительная часть северных владений не вошла в состав объединенного Силла, здесь образовалось государство Бохай (Пархэ).

Пик расцвета Силла приходится на VIII в., когда здесь осуществлялись попытки создать «образцовое буддистское государство». Развивались ремесла, ирригация, наука, была изобретена новая система записи корейских слов китайскими иероглифами. Однако с конца IX в. обстановка в стране усложнилась, ее стали раздирать восстания и междоусобицы, что исподволь готовило падение Силла. Начался период смут.

Корё

Одно из самых известных и почитаемых в истории Кореи имен — имя объединителя страны Ван Гона . Выходец из могущественной феодально-купеческой семьи, он выдвинулся в качестве крупного военачальника; в 918 г. сверг своего повелителя с престола и провозгласил себя королем нового государства Корё (от этого названия пошло наименование Кореи в большинстве европейских языков).

Ван Гон показал себя энергичным и хитрым правителем: он сумел привлечь на свою сторону влиятельных феодалов и в 936 г. завершил объединение корейских земель. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР). Ван Гон создал мощную административную систему. Возник класс янбанов (дворян), разделявшихся на военных и гражданских чиновников. Они господствовали над свободными крестьянами (янъинами), а также имели рабов. Корё стало сильным централизованным образованием, которое было в состоянии отражать регулярные нападения старых врагов — племен киданей, образовавших государство Ляо. В конце X в. после многочисленных войн корёсцам удалось установить с Ляо дипломатические отношения, однако это не удерживало племена киданей от новых вторжений в попытках завоевать Корё. Подвергалась страна и нападениям племен чжурчжэней, живших севернее.

Подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, в XII в. Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг — монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231—1259 гг.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

Чосон

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли , которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство вновь было переименовано в Чосон , а его столица перенесена в сегодняшний Сеул . Государственное устройство базировалось на неоконфуцианской идеологии, был создан налаженный аппарат централизованного управления.

XV—XVI вв. стали временами благоденствия, когда утихли внутренние распри, относительно редки были иноземные агрессии — в основном пиратские набеги японцев. Расцвели земледелие, ремесла, торговля. Четвертый король династии Ли, «просвещенный монарх» поощрял развитие искусства, науки, в том числе сельскохозяйственных исследований, медицины, астрономии.

По его приказу был создан национальный корейский алфавит, подготовлены исторические хроники, географическое описание Кореи. Укрепление позиций правящего класса проходило на базе конфуцианства, вернее, неоконфуцианского учения китайского ученого Чжу Си . Сложилась четкая иерархическая система государственного управления.

Вместе с тем попытки внедрения рациональных начал в государственное управление не оградили страну от смут и мятежей. Иной раз в результате дворцовых переворотов к власти приходили такие одиозные личности, как князь Ёнсан , «прославившийся» подавлением развития науки, поборами, произволом и разгулом насилия. У него было около тысячи наложниц, а для того, чтобы ничто не мешало его охотничьим забавам, он приказал снести все дома вокруг Сеула.

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства, гнет налогов вызывали крестьянские бунты. Вошло в историю крупнейшее крестьянское восстание 1467 г. в провинции Хамгён . В XVI в. крестьянское движение возглавил Им Ккокчон — нечто вроде корейского Робин Гуда, экспроприировавшего имущество богатых янбанов и раздававшего его беднякам. Герой был схвачен властями и обезглавлен, однако народ не забыл его. Им Ккокчон стал прообразом популярнейшего персонажа Хон Гиль Дона .

Победа и поражение

Ли Сун Син

Весной 1592 г. японский правитель Хидэёси , лелея захватнические планы в отношении Китая, высадился с многотысячной армией в Пусане и через две недели захватил Сеул, не встретив сопротивления не готовой к боям армии. Так началась война, получившая в истории название Имджинской. Вскоре был взят Пхеньян , а корейское правительство в панике бежало на север страны в город Ыйджу . Простой народ, поднявшийся на партизанскую войну, спас отечество.

Всенародное признание получил адмирал (1545—1598), памятник которому и сегодня возвышается в центре Сеула. Флот, руководимый им, нанес чувствительные удары японцам. Успех не в последнюю очередь был связан с использованием «судов-черепах» (кобуксонов) — первых броненосцев. Верхнюю палубу покрывал лист брони, напоминающий панцирь черепахи, с шипами, препятствующими абордажу. Судно было вооружено пушками и смело шло на таран.

Успехи на море, а также вступление в войну Китая помогли отбросить японцев на крайний юг полуострова. Закрепившись возле Пусана, они начали мирные переговоры, но в 1597 г. 140-тысячная японская армия вновь перешла в наступление. И снова продемонстрировал военное искусство Ли Сун Син, разгромивший японский флот у острова Чиндо, где нашли свой конец более 100 японских кораблей, и довершивший разгром в последующих боях. Один из них, к несчастью, стал для народного героя последним.

Страна, ослабленная войнами, вновь подверглась нашествию, на сей раз маньчжуров, в итоге навязавших Корее унизительные условия мира. Корея стала фактическим вассалом государства Цин , созданного маньчжурами на территории Китая. Она вынуждена была платить дань, поставлять заложников. И хотя в середине XVII в. эта зависимость стала носить формальный характер, реакция правящих кругов на бесконечные иностранные вторжения была весьма решительной и имела далеко идущие последствия.

Ожидая от соседних стран только неприятностей, правительство решило оградить Корею от всех контактов, замкнуться в скорлупе самоизоляции. Под страхом смертной казни пресекалось общение с иностранцами, из прибрежных районов жителей переселяли в глубь страны, рыбакам было запрещено уходить далеко в море, а суда дальнего плавания не строились вообще. В стране воцарилась более или менее спокойная обстановка, нарушаемая лишь крестьянскими выступлениями и конфликтами феодальных клик. Мирная жизнь способствовала развитию хозяйства. Но превращение в «королевство-отшельник» привело к застою в развитии производительных сил, научном прогрессе, к оскудению культуры, ослабило армию.

Попытки западных держав «открыть» страну начались со второй четверти XIX в., однако они терпели неудачу: корейцы всякий раз изгоняли или жгли английские, французские, американские суда. Но все это было лишь оттяжкой неминуемого. В 1876 г. на острове Канхвадо под дулами японских пушек был подписан первый из серии грабительских договоров. Вслед за Японией подобные договоры навязали Корее США (1882 г.), Англия (1883 г.), Россия (1884 г.), Франция (1886 г.). В страну хлынули иностранные купцы и миссионеры, завязалась борьба мировых держав за влияние в Корее. Особенно активны были японцы. Их проникновению не могли помешать ни народные восстания (крупнейшее из них вспыхнуло в Сеуле в 1892 г.), ни попытки реформ в 1884 г., ни крестьянская война под руководством Чон Бон Джуна (1883—1894 гг.). В 1894 г. (год Кабо по корейскому летосчислению) были проведены реформы, открывшие путь буржуазному развитию.

Корея под властью Японии

Борьба Японии с Китаем за влияние в Корее вылилась в открытую войну, которая принесла корейскому народу много бедствий. Китай, будучи сам полуколониальным, потерпел поражение и по условиям Симоносекского договора (1895 г.) полностью отказался от всех притязаний на Корею.

Впоследствии усилению позиций Японии в Корее препятствовала лишь Россия, благодаря чему в Корее росли симпатии к ней. В 1895 г. королева Мин , опираясь на поддержку России, пыталась выступить против японцев, однако в ходе контр переворота, устроенного японским послом, ее зверски убили, а тело предали огню. В стране помнят и о том, что король Коджон , когда была предпринята попытка его свержения, укрылся в русской миссии, а само здание миссии стало важным «историческим экспонатом» Сеула.

Растущие противоречия из-за Кореи послужили одной из причин русско-японской войны: полуостров был занят японскими войсками. В Республике Корее не стерлись воспоминания о героическом подвиге крейсера «Варяг », который погиб, но не сдался: это произошло в порту Инчхон (Чемульпо) . Вблизи корейских берегов разразилось печально известное Цусимское сражение . Победа Японии в русско-японской войне позволила ей уже в 1905 г. навязать Корее так называемый договор о покровительстве, закрепивший подчиненный статус страны. В 1906 г. было закрыто японское посольство и учреждено генеральное резидентство. Первый генеральный резидент Ито Хиробуми фактически сосредоточил в своих руках всю власть в Корее (в 1909 г. наместник пал от руки корейского патриота Ан Чжон Гына, имя которого до сих пор в Корее считается символом освободительной борьбы народа). И наконец в 1910 г. был подписан позорный договор, превративший Корею в генерал-губернаторство — часть Японской империи.

Народ Кореи был лишен элементарных прав, даже корейский язык находился под запретом. Японцы захватили лучшие земли, резко ограничили предпринимательскую деятельность национальной буржуазии, жестоко эксплуатировали трудящихся страны. В генерал-губернаторстве нарастали забастовки, крестьянские выступления, движения патриотической интеллигенции.

Освобождение Кореи

На усиление освободительной борьбы определенное влияние оказала Октябрьская революция в России. Вскоре после нее, в марте 1919 г., народный гнев прорвался мощными выступлениями, охватившими всю Корею. Поводом послужило провозглашение в Сеуле Декларации независимости: начались демонстрации, митинги, переросшие в народное восстание. Это движение, получившее название Первомартовского, сыграло заметную роль в истории. День 1 марта объявлен в Республике Корее национальным праздником .

В апреле 1919 г. в Шанхае (Китай) было создано временное правительство Кореи, которое возглавил националистический деятель проамериканского толка Ли Сын Ман (впоследствии первый президент Республики Кореи). Но японцы разгромили народное восстание с невиданной жестокостью. Так, в Сувое в христианской церкви было сожжено заживо несколько десятков человек. Колониальная политика означала ограбление деревни (около половины риса вывозилось в Японию), поддержание на крайне низком уровне оплаты труда корейцев. Уделом «туземцев» была вопиющая нищета, строгая регламентация жизни: японцы создали систему круговой поруки (десятидворки), насаждали слежку и доносительство.

Сопротивление колонизаторам ширилось и постепенно приобретало организованность. Возникли и получили распространение коммунистические кружки и группы, а в апреле 1925 г. была создана Коммунистическая партия Кореи, сомкнувшаяся с националистическими группами (партия была распущена Коминтерном в 1928 г.). Много корейцев, прежде всего голодающих крестьян, бежало за рубеж, в том числе в Маньчжурию и Сибирь; именно здесь сформировалась база, вооруженного сопротивления колонизаторам в Северо-Восточном Китае, развернулось широкое партизанское движение. Однако в связи с подготовкой Японии ко второй мировой войне в Азии и тем более с началом боевых действий условия для развертывания вооружённой борьбы были значительно затруднены. Корея была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии на материке.

Освобождение Кореи из-под колониального господства Японии стало возможным благодаря разгрому Советской Армией оккупировавших Корею японских войск в августе 1945 г. По предварительному соглашению союзников территория Кореи была разделена на зону ответственности Советской Армии и американских войск (к северу и югу от 38-й параллели), что было связано всего лишь с различным подчинением находившихся здесь японских частей и необходимостью принятия их капитуляции. На совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.) в Москве в качестве промежуточного шага к восстановлению единства страны было принято решение об опеке над Кореей четырех держав. Советский проект предусматривал образование национального временного правительства, через которое и должна была осуществляться опека. Надо отметить, что решения совещания не встретили понимания корейского населения, которое восприняло их как закрепление новой формы колониального господства. Этим воспользовались США: работа советско- американской комиссии была сорвана, а на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1947 г. было принято решение о создании Временной комиссии ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов в стране по плану западных государств.

Началась подготовка к формированию сепаратного южнокорейского правительства. Фактически все это диктовалось начавшейся холодной войной и политикой «сдерживания» коммунизма, что требовало превращения Республики Кореи в плацдарм США в Азии.

В октябре 1945 г. на американском самолете в Корею прибыл Ли Сын Ман. Были образованы политические партии национальной буржуазии. Под строгим контролем американской военной администрации проведены «выборы», в которых приняло участие меньшинство избирателей и против которых протестовало население. Тем не менее выборы послужили формальной основой созыва Национального собрания , создания правительства во главе с Ли Сын Маном. 15 августа 1948 г., в день третьей годовщины освобождения Кореи, было провозглашено создание Республики Кореи . На Севере страны в ответ 9 сентября 1948 г. провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика . Раскол Кореи , причиной которого в немалой степени явилось противоборство сверхдержав, стал реальностью.

Война между Югом и Севером

Обстановка на полуострове стала характеризоваться острой идеологической конфронтацией, перераставшей в военное столкновение. Официальным лозунгом лисынмановцев стал «поход на Север», в КНДР исходили из необходимости «объединения и полной суверенной независимости родины». Нагнетание напряженности привело к тому, что 25 июня 1950 г. вспыхнула корейская война. По существу, полуостров превратился в арену противоборства двух систем в соответствии с намерением Пхеньяна «освободить» Юг.

Военные действия на полуострове развивались с переменным успехом. На первом этапе войска КНДР буквально за несколько дней отбросили южнокорейцев на крайний юг, где те зацепились лишь за небольшой плацдарм в районе Пусана. Казалось, исход войны предрешен. Лишь высадка 15 сентября 50-тысяч¬ного десанта армии США в районе Инчхона спасла Юг от разгрома. Войска КНДР, отрезанные от основных сил, были вынуждены отступить. Американо-южнокорейские силы развивали наступление, захватили Пхеньян и в октябре вышли на корейско-китайскую границу, создав тем самым реальную угрозу КНР. 25 октября около 2 млн китайских добровольцев под командованием Пэн Дэ Хуая пришли на помощь Пхеньяну и в начале января вновь дошли до Сеула. К марту 1951 г. линия фронта стабилизировалась примерно по 38-й параллели. В июне 1951 г. Советское правительство выдвинуло предложение о переговорах о прекращении огня, которое было принято. Переговоры продолжались довольно долго, и лишь 27 июля 1953 г. в деревне Пханмунджом было подписано Соглашение о перемирии. До сих пор оно не заменено никаким более основательным мирным договором, что подчеркивает хрупкость военно-политической ситуации на полуострове Корея. Помимо огромных материальных и людских потерь, которые принесла война и Северу, и Югу Кореи, самым печальным ее результатом стало закрепление раскола: на долгие годы обе части страны стали непримиримыми врагами.

Краткая информация

Южная Корея является одной из самых популярных стран для туризма во всей Азии. Это не удивительно, учитывая, что в Южной Корее есть большое количество исторических памятников, буддистских монастырей, храмов и пагод. Туристов в этой стране ждут горнолыжные курорты, красивые горы, водопады на реках, а также длинные песчаные пляжи.

География Южной Кореи

Южная Корея располагается в южной части Корейского полуострова в Восточной Азии. На севере Южная Корея граничит с Северной Кореей, на востоке (через Японское море) – с Японией, а на западе (через Желтое море) – с Китаем. Общая площадь страны – 99 392 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 238 км.

Большую часть территории Южной Кореи занимают горы и возвышенности. Самая высокая вершина – гора Халласан, чья высота достигает 1 950 м. Равнины и низменности составляют только около 30% территории страны, они находятся на западе и юго-востоке Южной Кореи.

Южной Кореи принадлежат около 3 тысяч островов, большая часть из них очень маленькие и необитаемы. Самый большой остров этой страны – Чеджу, находящийся в 100 км от южного побережья.

Столица

Столица Южной Кореи – Сеул, в котором сейчас проживают более 10,5 млн. человек. Историки утверждают, что Сеул существовал уже в IV веке до н.э.

Официальный язык

Официальный язык в Южной Корее - корейский, относящийся к алтайским языкам.

Религия

Более 46% населения Южной Кореи считают себя атеистами. Еще 29,2% южных корейцев являются христианами (18,3% - протестанты, 10,9% - католики), более 22% - буддистами.

Государственное устройство Южной Кореи

Согласно действующей Конституции, Южная Корея – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый на 5 лет.

Однопалатный парламент в Южной Корее называется Национальное собрание, он состоит из 299 депутатов, избираемых на 4-летний срок.

Основные политические партии - консервативная партия «Сэнури», «Объединенная демократическая партия», «Либерально-передовая партия».

Климат и погода

Климат в Южной Корее очень разнообразный – континентальный и влажный муссонный, с холодной зимой и жарким летом. Средняя температура воздуха - +11,5С. Самая высокая средняя температура воздуха – в августе (+31С), а самая низкая – в январе (-10С). Среднегодовое количество осадков – 1 258 мм.

Море в Южной Корее

На востоке Южная Корея омывается теплыми водами Японского моря, а на западе - Желтого моря. Общая береговая линия составляет 2 413 км. В августе вода у берегов Южной Кореи прогревается до +26-27С.

Реки и озера

Большинство рек Южной Кореи находятся в восточной части страны. Многие реки впадают в Желтое море. Самая большая река в Южной Корее – река Нактонган. Некоторые реки имеют удивительной красоты водопады (например, в природном парке Чхонджеёнпхокпхо).

История Южной Корее

Как таковая, история Южной Кореи начинается в 1948 году, когда единая ранее Корея разделилась на два государства – Республику Корея (Южная Корея) и КНДР. Согласно мифологии, корейское государство образовалось в 2 333 году до н.э.

В 1950-53 годах между Южной Кореей и КНДР шла война, в которой активное участие принимали США, Китай, СССР и даже ООН. Мирный договор между этими странами до сих пор не подписан, а их границу разделяет Демилитаризованная зона.

В состав ООН Южную Корею приняли только в 1991 году.

Культура

Культура Южной Кореи основывается на многовековых культурных традициях корейского народа. Традиции и обычаи жителей Южной Кореи уникальны, если, конечно не брать во внимание Северную Корею (а это, конечно же, невозможно).

Самый главный праздник в Южной Корее - праздник Соль, который считается отображением китайского Нового года.

Зимой жители Южной Кореи отмечают Фестиваль горной форели Хвачон и праздник рыбы-ледянки Индже.

В конце марта в Кенджу проходит ежегодный фестиваль ликеров и рисовых пирожных, а в апреле (или мае) южнокорейцы празднуют День рождения Будды. В конце мая корейцы отмечают Фестиваль боевых искусств Чхунджу.

В сентябре-октябре каждого года жители Южной Кореи отмечают праздник урожая «Чхусок». В эти дни корейцы берут на работе небольшой отпуск, чтобы посетить могилы предков.

Кухня Южной Кореи

Кухня Южной Кореи основывается на старинных корейских кулинарных традициях. Основные продукты питания – рис, морепродукты, рыба, овощи, мясо.

В Южной Корее рекомендуем попробовать рисовую кашу, рис с овощами, «кимчи» (квашеная или маринованная капуста), картофельные лепешки, суп из морепродуктов, различные рыбные супы, блюда из кальмаров и осьминогов, «пульгоги» (корейские шашлыки), жареные свиные ребрышки, печенье «ходуквачжа».

Традиционные безалкогольные напитки в Южной Корее - рисовый и ячменный отвар, а также отвары и настои из трав и специй.

Что же касается алкогольных напитков, то в Южной Корее популярно местное рисовое вино и рисовый ликер «соджу».

Помните, что «boshingtang» - это суп из собак. Правительство Южной Корее предпринимает попытки, чтобы запретить приготовление этого блюда, однако пока неудачно. Блюдо «boshingtang» жители Южной Кореи обычно употребляют летом. Южнокорейские мужчины утверждают, что это блюдо способствует выносливости.

Достопримечательности

В Южной Корее сейчас насчитывается несколько тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. По количеству достопримечательностей Южная Корея занимает одно из первых мест во всей Азии. Некоторые южнокорейские достопримечательностей входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО (например, буддистский храм Соккурам). В десятку лучших достопримечательностей Южной Кореи, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Королевский дворец Кёнбоккун в Сеуле
  2. Крепость Хвасон
  3. Буддистский монастырь Пульгукса
  4. Буддистский храм Пульгукса
  5. Пещерный буддистский храм Соккурам
  6. Дворец Токсугун в Сеуле
  7. Гробницы династии Ли в Кванныне
  8. Королевский дворец Чхандоккун в Сеуле
  9. Колокольня Посингак в Сенуле
  10. Святилище Хенчхунса возле Асана

Города и курорты

Самые большие города Южной Кореи – Пусан, Инчхон, Тэгу, Кванджу, Тэджон и, конечно же, Сеул.

Лучшие пляжные курорты Южной Кореи находятся на берегу Японского моря. Самые популярные пляжи на берегу Японского моря – Кенпходэ возле города Каннын и Наксан возле городка Чончжин. Большинство пляжей окружено прекрасными сосновыми лесами. Пляжный сезон в южной Корее очень короткий – с июля по август.

Еще одно популярное место для пляжного отдыха в Южной Кореи – остров Чеджу, находящийся в 100 км от Корейского полуострова. Также туристам рекомендуем обратить внимание на пляжи острова Канхвадо в Желтом море.

В Южной Корее много горнолыжных курортов, которые популярны среди жителей Азии. Эти горнолыжные курорты имеют неплохо развитую инфраструктуру катания, и, кроме того, цены там гораздо меньше, чем, например, в Европе. Самые популярные горнолыжные курорты в Южной Корее – Муджу, Янджи, Йонпхён, Бэрс-Таун и Чисан-Форест.

Сезон катания – с конца ноября по середину марта. На некоторых горнолыжных курортах используется искусственный снег, поэтому катаются на лыжах там круглый год.

В Южной Корее есть много термальных и горячих источников. Туристам рекомендуем посетить курорт Енпхен на востоке страны, где находятся отличные горячие источники, температура воды в которых составляет +49С. Кстати, на этом горнолыжном курорте туристы найдут и неплохие горнолыжные трассы.

Сувениры/покупки

Туристы из Южной Кореи обычно привозят изделия народного творчества, лампы, подставки для книг, традиционные корейские народные маски, куклы в традиционных корейских одеждах, корейские чашки для чая, ожерелья, заколки для волос, браслеты, одеяла, шарфы, корейские сладости, корейский чай, корейское белое вино.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Пт: 09:00-16:00

Супермаркеты работают ежедневно с 10:30 до 20:00 (в выходные дни закрываются позже).

Люди тех лет жили в пещерах и строили примитивные дома.

Древнейший корейский гончарный предмет относится к 8000 году до н. э. Гончарные предметы 3500-2000 годов до нашей эры (Гончарный период Чыльмун) находят по всей территории полуострова, а также в Приморском крае , Монголии и Маньчжурии . Гончарное искусство Чыльмун проявляет сильное сходство с гончарной культурой Дзёмон в Японии .

Современная историческая наука относит летописные упоминания («Хвандан коги », «Кювон сахва », «Самгук юса » и др.) о существовавших в то время корейских государствах Хвангук , Синси и Пэдальгук к области мифов.

Древний Чосон

По легенде первое корейское государство было основано сыном женщины-медведицы и небожителя Тангуном в 1300 году до н. э. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом государства Древний Чосон (Ко Чосон). Территория Древнего Чосона находилась в районе севера Корейского полуострова и полуострова Ляодун . Большинство современных историков сходятся во мнении, что дата 2333 год до н. э. является сильно удревнённой, поскольку не подтверждается никакими историческими документами кроме отдельных средневековых корейских хроник (Самгук Юса и подобные). Первые упоминания о Древнем Чосоне относятся к IV-III векам до н. э. Считается, что на заре своего развития Древний Чосон был племенным союзом, состоявшим из отдельно управлявшихся городов-государств, а централизованным государством он стал около IV века до н. э. Примерно в это же время на юге полуострова образовалось протогосударство Чин , а также протогосударства Три Хан (Самхан). В 108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань.

Ранние государства (108 до н. э. - III век)

После падения Кочосона на территории полуострова образовалось три племенных союза: Махан , Чинхан и Пёнхан (собирательное название Три Хан - Самхан). Севернее Самхана развивалось государство Пуё (Фуюй). Также на территории бывшего Кочосона возникло несколько небольших государств, среди которых Окчо и Тонъе (восточное Йе).

Три королевства

Пэкче и Объединённое Силла

Поздние три королевства

Корё

Чосон

Столица Чосон была перенесена в Хансон, современный Сеул , а в 1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство . В XV веке был разработан корейский алфавит хангыль .

Чосон (название Кореи во время правления династии Чосон) в период с по 1598 годы страдал от набегов японцев (смотрите статью Семилетняя война (Корея)). Но командующий корейским флотом Ли Сунсин , объединив морские силы всего южного побережья, нанес ряд сокрушительных поражений численно превосходящему японскому флоту.

После вторжений из Маньчжурии в и 1636 годах династия стала данником империи Цин .

Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией . Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Корея оставалась закрытой страной.

Закат Чосон

В 1882 году Ли Хаын на короткое время вернулся к власти после так называемого Инцидента в Имо en . Но вскоре он был вывезен в Китай и королева Мин вернула себе власть.

Начавшееся в 1893-94 гг. революционное движение, во главе которого стояли представители движения тонхак, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих. Началась Японско-Китайская война 1894-95 гг. Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи и отчасти на её территории. После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 году японцы убили королеву Мин . Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.

11 февраля 1896 года ван Коджон бежал из дворца и скрылся в российском посольстве, где прожил целый год; только в марте 1897 года он вернулся в свой дворец, после чего принял титул императора, на деле не обладая практически никакой властью.

В 1904 году началась Русско-японская война . Официально Корея в ней участия не принимала, но война, сперва морская, потом сухопутная, велась сначала в пределах Кореи; её гавани были местами высадки японских войск. Когда война окончательно перекинулась на территорию Маньчжурии, Корея осталась оккупированной японскими войсками, производившими в ней реквизиции. 30 января 1904 года российский посланник А. И. Павлов должен был выехать из Сеула. По договору 10 (23) февраля 1904 года, подписанного корейским императором под давлением Японии, Корея аннулировала в одностороннем порядке русско-корейские договоры и формально признала себя союзником Японии. Зависимость корейского государства сохранялась и после окончания русско-японской войны и была официально оформлена японо-корейским договором о протекторате 17 (4) ноября 1905 г.

История Кореи: с древности до начала XXI в. Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Когурё

§ 1. Когурё

Когурё было особым государством среди Трех государств, поскольку в его состав вошли территория, а вместе с ней была воспринята и культура китайского округа Наннан (313 г.), а затем протогосударства Пуё (494 г.). Округ Наннан с китайским населением и высокоразвитой культурой сыграл огромную роль в становлении культуры Когурё.

До начала IV в. не только в культурном, но и территориальном плане Когурё было небольшим протогосударственным образованием в среднем течении реки Амноккан. С севера оно было ограничено протогосударством Пуё, а с юга - китайским округом Наннан. Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др.

Мифическим основателем Когурё считается государь Чумон. Чумон - личное имя, в переводе на русский язык означает «Меткий лучник». Храмовое имя Чумона - Тонмён-еаи, т.е. «Светлый государь Востока». Слово «Восток» в данном случае обозначает Корею, поскольку она находится к востоку от Серединной Империи - Китая.

Представим краткое изложение мифа об основателе Когурё.

Правитель Пуё Хэбуру до старости не имел сына. Поэтому он молил духов гор и рек о наследнике. Однажды около озера Конён он увидел необычный камень, велел перевернуть его и обнаружил под ним маленького ребенка, похожего на лягушку. Хэбуру решил, что это Небеса посылают ему наследника и взял мальчика с собой, назвав его Кымва, что значит «золотой лягушонок».

По настоянию своего министра по имени Аранбуль правитель был вынужден перенести столицу на восток и основать там Восточное Пуё. Причиной тому явился сон министра, в котором Небеса повелели ему освободить прежнюю столицу с тем, чтобы Небо смогло послать туда своих наследников и основать новое государство. Действительно, через некоторое время в прежней столице неизвестно откуда появился человек по имени Хэмосу, объявил себя сыном Небесного государя и стал править.

После смерти правителя Пуё Хэбуру его место занял Кымва. Однажды к югу от горы Тхэбэк нашли девушку по имени Юхва («Цветок ивы»), которая говорила, что она - дочь речного владыки Хабэка и что как-то в доме у реки Амноккан человек по имени Хэмосу («небесный» правитель прежнего Пуё, ради которого Хэбуру оставил столицу) овладел ею, за что родители разгневались и выгнали девушку из дома. Кымва решил взять ее с собой и поселил в отдаленном доме, так, чтобы никто не мог ее видеть. Однако лучи солнца постоянно преследовали девушку, и от них невозможно было спрятаться. Под действием лучей она зачала и родила огромное яйцо. Кымва хотел было избавиться от яйца, выбросив его, но птицы и животные сохранили яйцо. Он хотел сам разбить его, но не смог и, в конце концов, вернул матери. Мать положила яйцо в теплое место, и через некоторое время из него появился красивый мальчик. Он был очень смышленым и хорошо стрелял из лука, поэтому его и назвали Чумон - «Меткий лучник».

У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и придворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать - Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие - упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему прочему, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и черепахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г. до и. э. Тогда Чумону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.

Современные исследователи считают, что миф о Чумоне отражает процессы переселения части племен, населявших протогосударство Пуё, и образования таким образом Когурё - сначала как союза племен, а затем - государства.

Основой формирования государства Когурё послужили пять родовых объединений - бу: Сонобу (возможен вариант прочтения как Еннобу), Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Упоминания о бу встречаются в исторических источниках, начиная со II в. до н.э., а именно со 107 г. до н. э. Тогда в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять бу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана.

К концу I в. до н. э. во главе когурёских бу встал родоплеменной союз Керубу, пришедший, как предполагается, из Пуё, что и отражено в мифе о Чумоне. Тогда глава Керубу стал ваном союза пяти бу , а за всем союзом закрепилось название «Когурё» - название местности, где проживал клан Керубу.

Сторонники теории раннего становления государственности в Когурё считают, что ван был не просто главой союза племен, а фактически государем. В качестве аргумента приводят использовавшиеся в Когурё уже на рубеже тысячелетий наименования высших должностей, отчасти напоминающие классические китайские. Например, санга - министр или сачжа - посланник. С другой стороны, были и такие наименования, которые трудно сопоставить с чем-либо. Например, кочхуга, условный перевод - «министр». В данном случае иероглифы, с помощью которых записывается должность, используются как знаки транскрипции вне связи с их значением. Трудно достоверно судить о том, что стояло за этим или другим подобным названием.

С самого начала образования для Когурё было характерно социальное расслоение. Высшее сословие представляли ван, а также тэга - главы родоплеменных объединений. Основную часть населения составляли крестьяне. Зажиточные слои именовались хомин, что значит «зажиточный народ», а бедные крестьяне - хахо, т.е. «низшие дворы». С крестьян собирались продукты сельского хозяйства, рыбных и соляных промыслов. Последнее дает основание говорить о ранних формах налогообложения, а значит, и о некоторых элементах государства.

С первых веков своего существования Когурё не избежало столкновений с ближайшими соседями - Китаем и Пуё. Например, в 28 г. ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. В 121 г. когурёский Тхэчжо-ван напал на Ляодун и китайский округ Хёнтхо. В 172 г. в правление государя Синдэ-вана имело место вторжение китайских войск в Когурё и т. д.

Однако более всего Когурё конфликтовало со своим северным соседом Пуё. И Пуё, и Когурё, очевидно, находились на соотносимом уровне развития. Поэтому каждое из двух протогосударств могло быть поглощено другим, что и случилось впоследствии. В 6 г. до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г. н.э. в правление Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г. Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 56 г. король Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их.

Излагая раннюю историю каждого из Трех государств, буквально по каждому отдельному событию можно найти ряд фактов, которые либо поддерживают, либо опровергают теорию раннего формирования государственности. К примеру, выше было упомянуто о походе на Ляодун Тхэчжо-вана . Согласно сведениям из «Самгук саги», Тхэчжо-ван правил 94 года (53-145), т.е. жил он около 100 лет, что для ранней истории маловероятно.

Конец II в. н. э. является тем рубежом, когда уже однозначно можно говорить о начале формирования государственности в современном понимании этого термина, что связано с рядом важнейших изменений в административном устройстве Когурё. Пять бу были переименованы и получили названия в зависимости от сторон света (в отличие от прежних названий родоплеменных объединений). Так, Керубу стал называться Нэбу - «Внутреннее бу» (или Хванбу - «Желтое бу»), Чоллобу - Пукну, т.е. «Северное бу» (или Хубу - «Заднее бу»), Сун-нобу - Тонбу, т.е. «Восточное бу» (или Чвабу - «Левое бу»), Кван-нобу - Намбу, т.е. «Южное бу» (или Чонбу - «Переднее бу»), Соно-бу - Собу, т. е. «Западное бу» (или Убу - «Правое бу»). Указанный факт переименования, скорее всего, связан с объединительными процессами, происходившими в Когурё, когда родоплеменные различия стирались, и все население становилось более или менее однородным.

Второе изменение произошло в системе наследования «должности» вана. Наследование по линии братьев, когда после прекращения линии наследования ван избирался заново, сменилось на наследование от отца к сыну. Этот факт свидетельствовал об усилении центральной власти.

Однако, на наш взгляд, именно присоединение в 313 г. китайского округа Наннан (образованного в свое время на месте Древнего Чосона) послужило поворотным моментом в формировании государственности Когурё как в территориальном, так и в культурном плане. Говоря о культурном влиянии, основное внимание хотелось бы обратить на значение китайской письменности, которая стала быстрее распространяться с присоединением округа. На протяжении полутора тысяч лет корейскую культуру и корейскую государственность обслуживала исключительно иероглифическая письменность, заимствованная из Китая. Роль письменности в процессе формирования государства - тема для специальных исследований, и мы не будем останавливаться на ней подробно. В любом случае, новый этап распространения иероглифической письменности подготовил почву для принятия буддизма из Китая. В Серединном государстве к тому времени все основные буддийские каноны были переведены на китайский язык. Считается, что буддизм проник в Когурё в 372 г. и вскоре стал государственной религией.

Именно в IV в. в Когурё окончательно утвердилось конфуцианство и была основана придворная конфуцианская академия. Конфуцианство служило идейной основой теории государственного управления в Корее.

К V в. Когурё не только окончательно оформилось как государство, занимавшее весь север Корейского полуострова, но и имело развитый аппарат власти, армию, сложившиеся классовые отношения. Описанию этих процессов как в Когурё, так и в двух других корейских королевствах будет специально посвящена глава 5 первой части книги.

автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА В I-IV ВЕКАХ Когурё, Пэкче и Силла - первые три государства Корейского полуострова, с истории которых начинается непрерывная история корейской культуры. Образовавшись почти одновременно, Три государства боролись

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Когурё Поначалу власть в Когурё принадлежала семье Ко, члены которой были выходцами из клана (бу) Керубу. Достаточно высокое положение в обществе занимал и клан Сонобу, будучи правящим на ранних этапах формирования государственности, а также клан Чоллобу, откуда родом

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Противостояние Пэкче и Когурё Почти половина столетия понадобилась Когурё для того, чтобы освоить новые территории бывшего Лэлана. Со второй половины IV в. Когурё начинает активные действия против Пэкче. В 369 г. 20-тысячное войско - конница и пехота во главе с

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 4. Войны Когурё с китайской империей Суй Военное противостояние Китая и ранней Кореи началось еще со времени государства Древний Чосон. Наибольшей агрессии извне подвергались территории северо-запада Корейского полуострова, т. е. Когурё. Нападения совершали не только

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Покорение Пэкче и Когурё танским Китаем и объединение Кореи под эгидой королевства Силла Сменивший Тай-цзуна новый китайский император Гао-цзун (650-683), следуя совету своего предшественника, больше не снаряжал масштабных походов в Когурё, но мысли покорить Корейский

Поделиться