Кладовая солнца информация. Контрольный тест по литературе М.Пришвин «Кладовая солнца», (6 класс). Повествование в произведении ведётся от лица

Сочинение

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин - сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья - братец Митраша и сестренка Настя - это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

Гу-гу-гу… - красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, - это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были - тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
Дети собираются за клюквой.
Ребята повздорили и пошли разными тропами.
Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се­рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя

Произведение по жанровой направленности является сказкой-былью и повествует о детях, оставшихся сиротами в военные годы, преодолевающих жизненные трудности.

Главными персонажами рассказа являются брат и сестра Настя и Митраша, вынужденные выживать самостоятельно, поскольку рано лишаются родителей.

Писатель дает подробное описание главных героев, представляя девочку Настю, старшую в семье, в образе ответственной и трудолюбивой малышки, отличающейся веснушчатым лицом, светлыми локонами, хрупкостью и острым умом. Девочка всегда помогает братишке и даже уступает ему в его капризах. Автор именует Настю золотой курочкой, имеющей высокие ножки, поскольку девочка встает до рассвета, выгоняет на пастбище коров и целый день хлопочет по хозяйству.

Митраша представляется как маленький мужичок в мешочке, поскольку имеет от отца некоторые ремесленные навыки и занимается мужской работой в доме, иногда продавая свои изделия либо обменивая на продукты.

Писатель подчеркивает разделение домашних обязанностей между детьми, демонстрируя сплоченность и дружбу родных людей.

Сюжетная линия рассказа развивается путем произошедшего с детьми события в момент их похода в лес за клюквой. Настя увлекается сбором ягод и не замечает отсутствие брата, который попадает в болото и не может самостоятельно выбраться из трясины. Помощь оказывает собака Травка, которая приводит сестру к брату. До этого момента Митраша не очень любит собаку, но после спасения становится для нее полноценным хозяином.

Однако приключения детей на этом не заканчиваются, поскольку впереди у них еще встреча с голодным волком. В этой ситуации Митраша проявляет себя как настоящий мужчина, не растерявшись выстрелив в зверя.

Отличительной особенностью рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.

В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.

Смысл произведения заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.

Вариант 2

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

  • Сочинение Что такое Мечта? (9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ)

    У каждого есть какое-либо желание. Оно у всех может быть разным, ведь мы все по-разному думаем, мыслим, индивидуально смотрим и формируем в себе те или иные взгляды на жизнь. Но несмотря на все эти различия

  • Если бы была возможность выбирать себе жилье самостоятельно, следует остановиться на просторном доме. В нем обязательно должна быть большая гостиная, чтобы вся семья могла собраться и поговорить хотя бы раз в неделю

  • Сочинение Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева

    Данное произведение написано с высоким психологическим пониманием человеческих поступков. Автор раскрывает сущность жизненного уклада всех героев, заглядывая в их души и срывает все маски с героев повести.

  • Уже сам подзаголовок повести "Кладовая солнца (сказка-быль)" заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. "Сказка-быль" создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев - Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей - не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище "Мужичок в мешочке".

    Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть "Кладовая солнца" в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже "приземлённые" приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как "их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне".

    Пришвин в произведении "Кладовая солнца" показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: "А какие это были умные детишки! ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы". Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он "в доме главный", тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает "такое прекрасное равенство".

    Характеры героев проявляются и в том, как они собираются "за клюквой". Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о "палестинке", о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту "неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква" - и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой...

    Пришвин замечательно умеет описывать природу. В "Кладовой солнца" природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом "настроена" на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, "Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

    Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте.

    Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

    Если Митраша ушел с "тропы человеческой" из-за самонадеянности, то Настю увела с неё... неосознанная жадность - девочка шла и шла себе "за клюквой", да и не заметила, как оказалась там, где "люди не ходят". Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

    Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он "отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал..." - для Травки он стал ее хозяином: "С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею..." В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином - он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого - то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые "на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень... И трудно сказать, на кого больше глядели - на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком"...

    Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в "Кладовой солнца", читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

    Михаил Михайлович ПРИШВИН, сказка – быль «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Ответы на вопросы.

      Где и когда происходит действие ? ОТВЕТ. Настя и Митраша жили в деревне возле Блудова болота недалеко от города Переславль -Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте. (См. учебник-хрестоматия под ред. В. Я. Коровиной, в 4-х частях, см. часть 3-ью, М. ОАО»Московские учебники», 2007г., 160 с., сказка – быль на стр. 38-72; см. стр. 38-ую.В школьной «Хрестоматии» для 6 класса сказочная повесть напечатана с сокращениями.)

      Художественные образы и отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Их роль в произведении . ОТВЕТ. В сказках обычно наряду с людьми действуют растения и животные. В сказке-были «Кладовая солнца» природные явления помогают или мешают людям: «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился»(см. в «Хрестоматии» с. 49). Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика... (с.52) Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах…» Так и представляешь себе заблудившегося, напуганного мальчика с тяжёлым ружьём, пробирающегося по извилистым тропинкам сказочного заколдованного леса.

    Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок : тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы : «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.

    Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е . в ситуации выбора . На Лежачем камне НЕ написано: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - сам собственного пути , и пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

      Быль в сказке «Кладовая солнца». ОТВЕТ. « Кладовая солнца» - это сказка- БЫЛЬ, потому что указаны конкретное место действия и историческое время.

      Разберёмся в прочитанном.

    I - 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная : хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная : мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».

    МИТРАША трудолюбивый : выучился у отца делать деревянную посуду – бочонки, шайки, лохани; хозяйственный : на нём лежит всё мужское хозяйство. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Митраша упрямый - строптивый. Учител я между собой называли 10-летнего Митрашу « мужичок в мешочке». Что же это значит? Во-первых, это значит маленький мужчина , но который ещё не стал настоящим хозяином в доме, как бы "не доварился" (как недоваренные яйца бывают " в мешочек "). Во-вторых, мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. ( См. хрестоматию для 6 класса, часть 3, стр. 39-ую.) М.Пришвин называет его «маленьким человеком» (эпитет). Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом.

    I – 2. Сравнения и эпитеты как авторское отношение к детям. ОТВЕТ. Авторское отношение к Насте подчёркивается сравнением (как золотая курочка,- то есть заботливая и трудолюбивая) и метафорой (катилась в избу, волосы отливали золотом, веснушки золотые, носик глядел вверх). Отношение автора к Митраше подчёркивается двумя художественными приёмами: 1) метафорами: мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки; 2) гиперболой: есть ладило длиной больше чем в два его роста . Олицетворением называется такое изображение, когда неодушевлённый предмет наделяется признаками живого существа: «Очень волновались старушки-ёлки...»; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принёс два семечка» и т. д.

    I - 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

    I – 4. Авторское отношение к спору детей. ОТВЕТ. Автор относится к ссоре детей отрицательно, с горечью и показывает это с помощью психологического параллел и зма - через описание природы : ссора детей предваряется ссорой т е терева-косач а с в о роном.

    I – 5. Авторское отношение к тому, что Митраша попал в беду; почему он попал в беду? ОТВЕТ. Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок - слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок - это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

    I – 6. Почему Настя забыла о брате, как она себя вела? ОТВЕТ. Настя забыла о брате и думала только о клюкве. Автор называет её «прежней золотой курочкой», так как в начале рассказа автор описывает её как хорошую хозяюшку, помогающую своему брату, любящую и заботящуюся о нём. А тут, на болоте, она забыла о Митраше... Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Сравним Настю и пень. Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло; Настя – для себя, пень – для других - отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Есть ли сходство между девочкой и змеёй? Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (см. в хрестоматии стр. 59-60) . Кто же заставил Настю встать на ноги? Змея, пень, лось. Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

    I – 7. В чём смысл рассказа о ели и сосне в сказке «Кладовая солнца»? ОТВЕТ. В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принёс два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья... стонали и выли на всё Блудово болото». И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей - ветер - прилетает мучить этих несчастных. Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на её страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

    I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца».

    ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство.

    I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.

    ОТВЕТ. Хмарь – это мгла, полоса тумана. Серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними (как и автор) . Ещё не возник спор между детьми, но всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя стрелка случившегося в небе облака; ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

    I – 10. Как Травка пришла на помощь человеку? ОТВЕТ. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни гончей собаки Травки: умер обожаемый ею хозяин - лесник, старый охотник Антипыч. Живущая в лесу собака не могла выносить жалобного плача «сплетённых навеки деревьев». Она почуяла беду и помогла детям: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота. Её погоня за зайцем привела волка к кусту можжевельника, где притаился юный охотник, мальчик не растерялся и застрелил волка. Настя услышала выстрел и закричала, а Митраша, узнав её голос, ответил. О чём думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но её сначала остановили «тусклые и мёртвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были весёлые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонёк», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же мальчишка позвал её, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал её «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напомнил доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

      ВЫВОДЫ.

    II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их».

    Пришвин рассказал о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф - это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота - это тоже кладовая природы. Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живёт благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли. Человек – вершина природы. По мнению автора, человек должен относиться к природным богатствам бережно. Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

    II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании.

    В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

    Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

    II – 3 «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь» - значение выражения ? ОТВЕТ. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью. Ч тобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная. литература 6 класс. урок по Пришвину Кладовая солнца "

    Тест

    М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

    1. Жанр произведения:

    а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

    2. Действие произведения происходит:

    а) до Великой Отечественной войны; в) после войны;

    б) во время Великой Отечественной войны; г) в наши дни.

    3. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

    а) «мужичок в мешочке»; б) «мальчик с пальчик»;

    в) «золотая веснушка»; г) «носик-курносик».

    4. По весне дети стали собираться в лес:

    а) на охоту; б) за грибами;

    в) за сладкой клюквой; г) за подснежниками.

    5. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

    а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

    6. В чём смысл истории сосны и ели?

    а) Это элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

    б) Это рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;

    в) Это предыстория конфликта между Митрашей и Настей.

    7. Настя всю свою клюкву

    8. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

    а) стона деревьев; б) раскатов грома; в) воя волков; г) сильных порывов ветра.

    9. Собирая клюкву, Настя испугалась:

    а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

    10. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

    а) Настя; б) собака Травка; в) односельчане;

    г) ему самому удалось вылезти и спастись?

    11. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, — это правда:

    а) принципа «Один за всех и все за одного»;

    б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;

    в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».

    12. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

    а) богатых залежах торфа на болоте;

    б) душевном богатстве людей;

    в) богатом растительном и животном мире лесов.

    13. Тема произведения:

    а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

    б) взаимоотношения между людьми;

    в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

    14. Повествование в произведении ведётся от лица:

    а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни.

    15. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

    а) прекрасное равенство;

    б) бесспорное первенство сестры;

    в) преимущество брата.

    16. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

    а) люди, попав в неё, теряли зрение;

    б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»;

    в) внешне она никак не отличалась от остального болота.

    17. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

    а) они напоминали ей о её собственном горе;

    б) собаке было страшно слышать этот вой;

    в) ей было их жалко.

    18. Рассказ о тетереве – косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».) представляет собой:

    а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

    19. В предложении: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» — используется:

    а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола.

    20. Сколько лет Митраше?

    а) Десять с хвостиком; б) Девять с хвостиком; в) Восемь с хвостиком.

    21. Митраша младше сестры

    а) на 2 года; б) на 3 года; в) на 1 год.

    22. Митраша и Настя отправились за клюквой

    а) осенью; б) весной; в) летом.

    23. Настя всю свою клюкву

    а) отдала детям; б) выбросила; в) заготовила впрок.

    Поделиться