Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда - 0 баллов;
- редко - 1 балл;
- иногда - 2 балла;
- часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: 8/18*100=44,4% - это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 - низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 - средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 - высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг - пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование - пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль - пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности - пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание - пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка - пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
- Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
- Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
- Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
- Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
- Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
- Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
- Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
- Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов копинг-теста
Оказавшись в трудной ситуации, я... | никогда | редко | иногда | часто | |
1 | ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | ... критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | ... надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | ... вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | ... старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | ... спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | ... пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | ... обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | ... менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | ... извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | ... составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | ... старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | ... понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | ... набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | ... рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | ... находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | ... вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | ... что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | ... в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | ... говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | ... вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | ... отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | ... находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | ... что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | ... молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов, поэтому говорить об адаптавности/дезадаптивности отдельных копинг-стратегий некорректно. Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред – в другой. Вместе с тем выделяют ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям относительно независимо от характеристик этих ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно-стилевых) особенностей (например, копинг-компетентность, оптимизм, самоуважение, интернальный локус контроля, жизнестойкость и т.п.), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки.
История создания и валидизации
Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга » (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.
В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.
В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых - как психически здоровых, так и больных.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал. Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д.
Конфронтация
Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и редприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.
Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию. Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.
Дистанцирование
Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.
Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию. Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.
Самоконтроль
Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.
Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям. Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.
Поиск социальной поддержки
Стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. При поиске преимущественно действенной поддержки ведущей является потребность в помощи конкретными действиями.
Положительные стороны: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.
Принятие ответственности
Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.
Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей. Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.
Бегство-избегание
Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т.п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.
Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса. Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.
Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.
Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.
Положительная переоценка
Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ сырых баллов
- Конфронтационный копинг - пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование - пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль - пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности - пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание - пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка - пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
В адаптации Крюковой и соавт.
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100 Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов.
Например, если испытуемый набрал 8 баллов:
\frac{8}{18}*100 = 44,4%
Это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
В адаптации Вассермана и соавт.
После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием разработанных таблиц. Таблицы перевода «сырых» показателей в стандартные Т-баллы составлены на основе статистического анализа результатов обследования репрезентативной выборки объемом 1627 человек.
Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:
- показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
- 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
- показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Таблица перевода сырых оценок в стандартные баллы
Практическая значимость
Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых. Опросник может быть эффективен в решении задач профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявлении факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии. Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.
К относительным противопоказаниям к использованию опросника ССП следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет. Применение методики в этих возрастных группах испытуемых снижает уровень обоснованности получаемых результатов тестирования.
Результаты экспериментальных исследований
Группа больных эндогенными психозами
Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам индекс жизненного стиля , ТОБОЛ и копинг-тест Лазаруса. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.
Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.
Тип совладающего поведения | Диагноз | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шизопическое расстройство | Параноидная шизофрения | Шизоаффективное расстройство | Биполярное аффективное расстройство | |||||
χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | |
Конфронтация | 40.35 | 14.68 | 52.47 | 16.08 | 43.03 | 13.08 | 48.74 | 12.71 |
Дистанцирование | 45.03 | 16.76 | 50.00 | 19.62 | 49.43 | 13.06 | 53.03 | 11.34 |
Самоконтроль | 62.41 | 13.18 | 59.79 | 14.99 | 61.01 | 10.01 | 67.1 | 10.23 |
Поиск социальной поддержки | 65.78 | 22.92 | 65.72 | 21.39 | 66.29 | 16.02 | 74.48 | 12.78 |
Принятие ответственности | 68.42 | 23.17 | 59.72 | 18.80 | 64.61 | 16.34 | 74.03 | 12.03 |
Бегство-избегание | 49.78 | 12.54 | 53.01 | 18.73 | 53.45 | 10.6 | 56.02 | 10.04 |
Планирование | 60.82 | 20.66 | 56.79 | 18.33 | 58.45 | 15.12 | 63.88 | 12.17 |
Положительная переоценка | 49.62 | 18.67 | 52.91 | 12.85 | 55.35 | 16.30 | 55.41 | 11.01 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.
Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события
С целью экспериментально-психологической оценки стратегий совладающего со стрессом поведения лиц, профессиональная деятельность которых протекает в напряженных условиях, были обследованы 168 военнослужащих. Первую группу составили военнослужащие из числа плавсостава подводных лодок (всего 61 человек, средний возраст 32,96+0,8 лет, средний срок службы в офицерских должностях 13,19+0,8 лет.) Военнослужащие были обследованы на военно-морской базе Северного флота ВМФ России, расположенной в городе Североморск Мурманской области. Вторая группа – учащиеся первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России (всего 70 человек), давшие согласие на участие в приводимом исследовании. Средний возраст обследованных составил 18,78+0,13 лет. В третью группу вошли военнослужащие с клинически верифицированным диагнозом расстройство адаптации (F 43.2 по МКБ-10).
Исследование проводилось на базе психиатрических клиник города Санкт-Петербурга – Военный окружной госпиталь № 442 им. З.П. Соловьева, клиника психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Все исследуемые пациенты (всего 37 человек в возрасте 24 – 51 года, средний возраст 32,2±1,83 лет) в момент обследования находились на стационарном лечении. Среди причин, определивших формирование расстройств адаптации, преобладали проблемы в межличностных (чаще всего семейных) отношениях, а также проблемы в профессионально-трудовой сфере. Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения в подгруппах представлены в таблице.
Стратегия совладания | Моряки-подводники | Курсанты | Военннослужащие с расстройством адаптации |
---|---|---|---|
Конфронтация | 48,21±1,18 | 50,45±1,16 | 51,16±1,23 |
Дистанцирование | 47,36±1,31 | 50,62±1,10 | 52,39±1,48 |
Самоконтроль | 46,95±1,19 | 46,44±1,21 | 46,83±1,80 |
Поиск социальной поддержки | 49,38±1,26 | 53,38±1,11 | 49,81±1,99 |
Принятие ответственности | 44,66±0,93 | 45,25±1,05 | 47,23±1,73 |
Бегство-избегание | 45,92±1,13 | 47,00±0,89 | 53,03±1,48 |
Планирование решения | 51,02±1,09 | 54,52±1,22 | 44,39±1,70 |
Положительная переоценка | 46,64±1,08 | 52,75±1,06 | 44,53±1,81 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия группы с группой военнослужащих с расстройством адаптации.
Стимульный материал
Тестовый материал
Литература
- Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. № 3. - С. 93-112.
- Методики психологической диагностики больных с эндогенными расстройствами. Усовершенствованная медицинская технология. СПб НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2007 г.
- Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологовю НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2009 г.
Описание методики
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основыСовладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и , – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведенияИспытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
- Конфронтационный копинг – : 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске , действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное и поведенческие усилия, направленные к бегству или проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по положительного значения с фокусированием на личности. также измерение.
Оказавшись в трудной ситуации, я... | никогда | редко | иногда | часто | |
1 | ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | ... критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | ... надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | ... вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | ... старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | ... спал больше | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | ... пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | ... обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | ... менялся или рос как в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | ... извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | ... составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | ... старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | ... понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | ... набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | ... рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | ... находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | ... вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | ... что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | ... в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | ... говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | ... вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | ... отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | ... находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | ... что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | ... молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: 8/18*100 = 44,4%
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Бланк для ответов копинг-теста
Оказавшись в трудной ситуации, я... | никогда | редко | иногда | часто | |
1 | ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | ... критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | ... надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | ... вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | ... старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | ... спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | ... пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | ... обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | ... менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | ... извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | ... составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | ... старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | ... понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | ... набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | ... рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | ... находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | ... вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | ... что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | ... в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | ... говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | ... вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | ... отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | ... находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | ... что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | ... молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
- Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
- Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
- Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
- Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
- Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
- Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
- Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
- Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов копинг-теста
Оказавшись в трудной ситуации, я … | никогда | редко | иногда | часто | |
1 | … сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | … начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | … пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | … критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | … пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | … надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | … вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | … старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | … пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | … спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | … срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | … искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | … во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | … пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | … обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | … менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | … извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | … составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | … старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | … понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | … набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | … говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | … пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | … рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | … старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | … находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | … вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | … что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | … в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | … не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | … спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | … отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | … говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | … стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | … вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | … пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | … знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | … отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | … я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | … находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | … старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | … что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | … представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | … молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | … думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.