Бакалавр, магистр, специалист: что выбрать? Что такое бакалавр, специалист и магистр

После внедрения Болонской системы абитуриенты и их родители находятся в растерянности, потому что появилось много новых терминов. Запутаться довольно просто, даже сами студенты не до конца понимают особенности образовательной программы. Попробуем разобраться, что такое бакалавриат, и чем он отличается от магистратуры.

Вконтакте

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура — это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр — это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной , и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по , которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр — это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая — на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве.

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства.

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Нужно ли продолжать обучение

Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.

Степень магистра необходима в двух случаях:

  • для дальнейшего поступления в аспирантуру и занятий научной деятельностью;
  • для получения возможности преподавания в вузе.

От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.

Уже несколько лет назад ряд постсоветских стран завершил переход на двухуровневую европейскую систему высшего образования. Практически во всех вузах сегодня осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Классическая схема такой системы образования такова: 4 года обучения в бакалавриате и затем 2 года – в магистратуре. Так в чем отличие бакалавра от магистра? Бакалавры являются готовыми специалистами, владеющими знаниями, которые необходимы для дальнейшей работы по присвоенной специальности. И диплом соответствующий о высшем образовании у них имеется. Однако более половины бакалавров и выпускников, получивших образование до введения Болонской системы, обычно продолжают в магистратуре обучение.

Зачем? Что лучше – магистр или бакалавр, и в чем между ними разница? И самое главное, открываются ли для магистров особые академические и карьерные перспективы?

Особенности учебной подготовки

В современной образовательной системе разница между бакалавром и магистром в том, что первый – это обладатель диплома о высшем образовании начальной ступени. Магистр – это бывший бакалавр, который проучился еще два года в вузе. Очевидно, что «выше» в данной классификации магистр, или бакалавр зря потратил два года на дополнение и углубление своих профессиональных знаний в соответствии с собственными интересами, планами на будущее?

Конечно, осуществление перехода на такую систему для конкретного вуза и конкретной специальности – процесс индивидуальный. Первыми этот путь успешно преодолели экономисты, социологи и политологи. В «последнем вагоне» в настоящее время медицинские факультеты, а также профильные вузы в данной сфере: здесь все еще царит традиционная образовательная система. Если вы хотите поступать в будущем в магистратуру, стоит посетить специальные курсы или выездную школу перед тем, как кардинально сменить направление деятельности. Так вы сможете понять принципы работы системы кредитов, зачетных единиц – базисы Болонского процесса.

Преимущества магистратуры

Итак, получаем сначала квалификацию «бакалавр», потом – «магистр». Или «специалист», а потом уже «магистр». Возникает резонный вопрос: какие преимущества дает квалификация магистра? Очевидно, что при трудоустройстве по специальности или в сфере исследовательской деятельности работодатели в большинстве случаев отдают предпочтения магистрам. Кроме того, магистратура – это самая первая ступень будущей академической карьеры. Таким студентам предоставляется право участвовать в научных исследованиях, публиковать научные статьи, выступать в тематических конференциях. Другие таким способом обеспечивают себе на рынке труда конкурентные преимущества. Особенно чувствуется, что значит «бакалавр» или «магистр» при трудоустройстве в бизнес-структуры или на государственную службу. Работодатели отлично осведомлены, что магистры прошли ряд стажировок, принимали участие в практических семинарах и мастер-классах. Яркое тому подтверждение – среднемесячная зарплата выпускников в течение первого года. Если бакалавры, окончившие ВШЭ, в Москве получают около 25 тысяч рублей, то магистры – 35 тысяч рублей.

Если вы уяснили, чем отличается бакалавр от магистра, и решили повысить образовательный уровень, то знайте – имея диплом о высшем образовании, вы можете стать студентом магистратуры как на , так и на лояльной контрактной основе.

Правила зачисления в различных вузах отличаются. В большинстве заведений необходимо пройти вступительные испытания. Есть также возможность стать студентом магистратуры по результатам собеседования или после знакомства комиссии с вашим портфолио (на конкурсной основе).

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.

Следует различать бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Первые два направления выпускают докторов наук, аспирантов, профессоров.

Они могут заниматься как профессиональной, так и преподавательской деятельностью.

То есть, если студент получил степень магистра юридических наук, он может работать юристом в какой-нибудь фирме, стать адвокатом, прокурором и т.д., но при этом, он также может преподавать юриспруденцию в ВУЗах.

Бакалавриат

Бакалавриат считается первой ступенькой для получения полного высшего образования. После нее студент может пойти учиться на магистра или работать по полученной профессии.

Срок обучения составляет 3-5 лет (в зависимости от формы обучения и факультета). В конце каждого учебного года он пишет курсовую, сдает отчеты по практике, пишет и защищает в конце обучения квалификационную работу.

Во время обучения на бакалавра студент приобретает общие знания , касающиеся выбранной области науки (профессии). После окончания учебы он получает степень бакалавра, диплом о наличии у него неполного высшего образования.

С дипломом бакалавра не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Хотя по закону, квалификации бакалавра достаточно для занятия должностей, для которых требуется получение полного высшего образования, но большинство российских предприятий и госучреждений неохотно берут на работу бакалавров, считая, такое образование не полным.

Поэтому при выборе направления бакалавра, следует учитывать, что придется в дальнейшем учиться на магистра.

Магистратура

Для того чтобы стать магистром необходимо сначала получить степень бакалавра. При этом направление магистратуры должно совпадать с тем, по которому студент получил диплом. Иначе его не примут.

Поступление в таком случае происходит без сдачи экзамена, но в некоторых ВУЗах от него могут потребовать пройти дополнительное испытание, если число желающих поступить превышает количество свободных мест в учебном заведении.

Степень магистра дает право претендовать на преподавательские должности в высших учебных заведениях , а также право на прохождение аспирантуры и докторантуры, а также дальнейшего продвижения по профессии преподавателя и ученого, вплоть до члена академии наук.

В конце обучения, который в среднем длится 2-3 года, студент пишет и защищает магистерскую диссертацию.

Диплом магистра, в отличии от диплома бакалавра считается полным высшим образованием , наравне со специалитетом, но только немного в другом направлении. В конце обучения, студент получает степень магистра.

С этого момента может, как преподавать, так и работать по полученной профессии (при условии, что его возьмут на работу). Причем их будут принимать на работу точно также как выпускников, имеющих диплом специалиста. Они имеют равный вес.

Особенности специалитета

Специалист, как и бакалавр, не может преподавать . Он получает в институте или университете только те знания, которые ему пригодятся на работе.

Специалист может быть принят на работу по профессии сразу с третьего курса (во время прохождения практики) или после окончания ВУЗа. Чтобы получить возможность преподавать, он должен закончить магистратуру и аспирантуру.

Преимущество специалитета по сравнению с бакалавриатом заключается в том, что он может устроиться по профессии, в том время, как бакалавру это сделать практически невозможно. Учебная программа не содержит дисциплин педагогической подготовки. Основной упор в учебной программе делается только на тех дисциплинах, которые необходимы для овладения профессией.

Учебный процесс разделен на два этапа : первый проходит до третьего курса и на нем изучают общие знания по профессии, на остальных курсах студент проходит дисциплины, которые дают ему специальные знания и навыки. Он будет обязан проходить практику, писать и защищать отчеты по проделанной практической работе.

Для того чтобы получить квалификацию специалиста, студенту необходимо учиться 5-7 лет, в зависимости от факультета и формы обучения (заочники и хирурги учатся дольше ). В завершение учебы, студент пишет и защищает дипломную работу. По завершению обучения студенту присваивается квалификация специалиста.

Если сравнивать специалитет и бакалавриат, удобнее сразу поступать на специалитет, однако в связи с тем, что образование в России реформируется с целью приблизить его к европейским стандартам образования, специалитет в ВУЗах упразднили.

Это не значит, что обладатели квалификации специалиста не смогут устроиться в дальнейшем на работу, просто у всех абитуриентов, поступающих в ВУЗы с 2012 года, отсутствует возможность получить диплом специалиста.

При очной форме обучения на подготовку бакалавра, как правило, отводится 4 года, а на подготовку специалиста – не менее 5-ти лет. В чем же между специалистом и бакалавром?

Бакалавр: происхождение термина

Понятие «бакалавр» появилось в средневековой Европе и обозначало рыцаря, не имевшего собственного знамени. Позднее так стали называть студентов средневековых университетов. На сегодняшний день, бакалавр – это первая , которую получает выпускник высшего учебного заведения.

На первом и втором курсах программа обучения специалиста и бакалавра совершенно одинакова. Она включает в себя преимущественно общеобразовательные дисциплины. Начиная с третьего курса, подготовка специалиста ведется в соответствии с профилем выбранной специальности, а бакалавра обучают дисциплинам, соответствующим более широкому профилю. Таким образом, степень бакалавра является более вариативной и в будущем дает выпускнику возможность, при желании или необходимости поменять свою профессию. В то же время специалист получает совершенно конкретную профессиональную квалификацию, предполагающую практико-прикладную направленность.

Возможности, получаемые бакалавром и специалистом

По окончании обучения специалисту выдается диплом, соответствующий выбранной специальности, а – диплом об общем высшем образовании. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение в магистратуре, получив более углубленную подготовку по узкой специализации. Специалист также может поступить в магистратуру, однако для него обучение в ней приравнивается к получению второго высшего образования и может осуществляться только на платной основе.

Специалист может сразу после завершения высшего образования поступить в аспирантуру, в то время как бакалавр может пойти в аспирантуру лишь после окончания магистратуры.

Нередко у бакалавров возникают проблемы с трудоустройством, так как некоторые работодатели настороженно относятся к полученной ими квалификации и предпочитают брать на работу специалистов. В то же время, степень бакалавра является международной и, соответственно, признается за рубежом.

Однако, несмотря на международное признание степени бакалавра, в России квалификация специалиста по сей день остается более привычной, актуальной и востребованной на рынке труда.

Поделиться