Гуно фауст. Маргарита и Фауст: история несчастной любви. Куплеты Мефистофеля в исполнении Федора Шаляпина

Произведение Гуно “Фауст” начинается с рассказа об одиноком человеке Фаусте, который находится в пост апокалиптическом мире, охваченном разрухой и пустынями. В порывах одиночестве он не оставляет попыток найти хоть одного человека, проводя различные экспедиции. Однако всё четно, и он призывает Сатану. К его удивлению у него всё получается, и он видит перед собой Мефистофеля. Он просит его вернуть его молодость, в которой он был не так одинок и подавлен, на что Мефистофель соглашается с одним условием. После смерти Фауст будет ему прислуживать. Мефистофель показывает ему образ прекрасной Маргариты, после чего отправляет его к ней.

Далее идёт сцена на ярмарке где все веселятся. Туда прибывает Мефистофель с Фаустом. На ярмарке находятся, как и сама Маргарита, так и её брат Валентин, который скоро должен отправиться на войну, со своими друзьями Вагнером и Зибелем. Зибель же в свою очередь тайно влюблен в Маргариту, и дал негласное обещание вечно оберегать её от всего, что могло бы ей навредить. Видя Маргариту, Мефистофель поднимает кубок в её честь, предсказывает скорую смерть Вагнеру, и угощает всех прекрасным вином. На Мефистофеля попытались напасть, но оружие внезапно испарилось, после чего никто на нападение не решился. Приходит время уходить на войну, и мужчины оставляют женщин совсем одних.

Зибель пытается признаться Маргарите в своих чувствах, срывает цветок, но из-за проклятия, наложенного на него Мефистофелем, цветы завядают у него в руках. Но он облил руки святой водой, после чего заклятие было снято. Он срывает самый прекрасный букет для своей возлюбленной.

Мефистофель решает отдать Маргарите коробку драгоценностей, дабы она не избрала Зибеля. Наконец Фауст остаётся наедине с Маргаритой, и не в силах сдержать своих чувств овладевает Маргаритой. Далее происходит схватка между Мефистофелем и Валентином, в результате которой последний погибает, в посмертном монологе проклиная сестру.

Следующей картиной предстаёт ведьмин шабаш, на который Фауст пребывает по приказу Мефистофеля. Однако он не может забыть свою возлюбленную, из-за чего отправляется к ней. Маргарита же находится в темнице, в ожидании казни, ведь после смерти Валентина она сошла с ума и убила своего ребёнка. Однако услышав голос своего возлюбленного её разум проясняется, но увидев с ним Сатану, она отторгает его, после чего запирается и умирает.

Картинка или рисунок Гуно - Фауст

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Богач, бедняк Ирвин Шоу

    Произведение начинается с описания семьи Джордахов, проживающей в Порт - Филиппе. В этом семействе взаимная ненависть. Отцу не нравится его работа, жена считает выполнение своих обязанностей кошмаром

  • Краткое содержание Морская душа Соболев

    В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.

  • Краткое содержание Толстая Река Оккервиль

    В произведении Татьяны Толстой Река Оккервиль повествуется о стареющем, лысоватом холостяке Симеонове, живущем в Петербурге. Его жизнь скучна и однообразна. Он живет в маленькой квартире, где иногда занимается переводами книг.

  • Краткое содержание Диккенс Рождественская песнь в прозе

    Эбинезер Скрудж очень скупой старик, не знающий ничего о радости и страстно любящий деньги. Он намерен провести рождество погруженным в работу

  • Краткое содержание Тургенев Контора

    Опять героя «Записок охотника» застал в лесу дождь. Добравшись до деревни, охотник постучал в «дом старосты». Оказалось, что перед ним контора. Встретил его очень толстый конторщик Николай. И приютить согласился за плату!

Шарль Гуно

Действие происходит в Германии в эпоху средневековья.

Пролог . Толстые фолианты и научные приборы загромождают кабинет ученого.

Ночь. Доктор Фауст трудится над рукописями. Мысли его мрачны. Всю жизнь упорно и настойчиво пытался Фауст ^познать сокровенные тайны мироздания, но сейчас, на склоне лет своих, старый ученый осознал бесплодность человеческо­го разума, науки™ «Никто не в силах открыть мне все тайны загадочных миров!» - с горечью признаётся старец.

Возвещая о наступлении дня, в полутемный кабинет пробивается первый солнечный луч. Но прелесть утреннего часа не привлекает Фауста. «О час, мой смертный час! Когда сразишь меня ты?» - с отчаянием восклицает он. Решив рас­статься с жизнью, Фауст наполняет свой кубок ядом.

За окном слышится веселая песенка. Как трудно забыть­ся, уйти в мир иной... Кубок дрожит в руках взволнованного Фауста.

Но вот, преодолев сомнения, он взывает к злому духу, проклиная землю, мечты и жажду знанья, проклиная Бога.» Тотчас перед старцем появляется Мефистофель. Смущен, ис­пуган Фауст. Он пытается прогнать сатану, но тщетно: тот не уходит; богатство, славу, власть предлагает он старику. Но что Фаусту власть?! К чему богатство?! Одно лишь может привлечь его - юность, способная зажечь в душе огонь люб­ви и воскресить давно забытые радости жизни.

Посланец ада соглашается - Фауст вновь обретет мо­лодость. Но при условии: здесь, на земле, Мефистофель будет покорным слугой доктора; там, в аду, душа Фауста должна принадлежать сатана Фауст колеблется вступить в сделку с чертом. Однако Мефистофель быстро рассеивает неуверен­ность доктора: он показывает ему призрак прекрасной Мар­гариты, сразу поразившей воображение Фауста.

Старый ученый подписывает договор. Осушив до дна ку­бок, поданный Мефистофелем, он превращается в цветущего юношу. Полный радужных надежд, Фауст отправляется в путь: он жаждет видеть Маргариту.

Действие первое.

На площади небольшого немецкого городка царит радостное оживление. Сюда собралась много­численная толпа горожан и студентов. Слышится радостный смех, шутки™ Лишь Валентин, брат Маргариты, невесел. Он уходит на войну, и любимая сестра остается совсем одна. Ее судьба тревожит юношу. Взволнованно обращается Валентин к Богу, моля оградить Маргариту от зла и искушений. Друзья Валентина - Зибель и Вагнер - обещают ему быть надеж­ными защитниками девушки.

А площадь по-прежнему бурлит весельем. Вниманием собравшихся овладевает незнакомец. Это Мефистофель. Зло и едко высмеивает он власть всемогущего золота, обрекаю­щего «весь род людской» на горе и кровопролития.

Как загадочны проделки и речи Мефистофеля! Он предсказывает судьбу Вагнера; уверяет, что Зибель не смо­жет сорвать ни одного цветка, чтобы он тотчас же не завял™ Неожиданно для всех Мефистофель предлагает тост за Маргариту. Разгневанные друзья девушки решают наказать дерзкого незнакомца. Валентин первым обнажает шпагу, но она мгновенно переламывается. Юноши догадываются: перед ними - сатана. Высоко поднимают они над головами кресто­образные рукояти мечей - то верный способ сокрушить мо­гущество дьявола.

Появляется Фауст. С нетерпением ждет он встречи с Маргаритой. Завидев девушку, медленно идущую по площа­ди, Фауст тут же подходит к ней: «Осмелюсь предложить, красавица, вам руку...» Ответ Маргариты сердечен и прост: «Не блещу я красою и, право же, не стою рыцарской руки!» Фауст очарован и огорчен: красавица отвергла его- Мефис­тофель ободряет юношу. Он поможет покорить сердце гор­дой девушки.

Действие второе.

В глубине сада, утопающего в цве­тах,- дом Маргариты Сюда пришел Зибель. Заботливо и лю­бовно собирает он для девушки цветы. Они поведают ей о теп­лых и искренних чувствах влюбленного. Но что это? Цветы, сорванные его рукой, тотчас вянут. Вот оно, проклятье Ме­фистофеля! Омыв руки святой водой, чтобы разрушить чары дьявола, Зибель быстро собирает букет и, положив его у две­ри, уходит.

В саду - Фауст и Мефистофель. Они слышат сердеч­ные признания Зибеля, видят букет, предназначенный Мар­гарите. Сердцем Фауста овладевает ревность. Но Мефисто­фель сулит спутнику успех. Он уверен: юную красавицу прельстят чудесные дары, которые преподнесет ей Фауст. Оставив возле двери ларец с драгоценностями, Фауст и Ме­фистофель удаляются.

А вот и Маргарита. Поливая цветы, она напевает старин­ную балладу о фульском короле, но пение все время прерыва­ется: девушка взволнована встречей с молодым незнакомцем. Возле дома Маргарита замечает букет Зибеля, а рядом - та­инственный ящичек Мефистофеля. Поддавшись искушению

она примеряет драгоценности. «И зеркало нашлось, как будто все нарочно. Как тут быть? Как в него не поглядеться?..»

В сад Маргариты заходит ее соседка Марта. Она не со­мневается, что украшения оставлены влюбленным рыцарем. В подтверждение ее слов, появляются Фауст и Мефистофель.

Недобрую весть принес Мефистофель Марте: скончал­ся ее муж. Но легкомысленная женщина скорбит недолго. Узнав, что Мефистофель одинок, она намекает сатане, что готова составить ему пару. Насмехаясь в душе над преста­релой кокеткой, Мефистофель увлекает собеседницу в глубь сада. Наконец-то Фауст и Маргарита одни... Юноша не в си­лах больше скрывать свое чувство. Мефистофель повелева­ет ночи одеть влюбленных своим таинственным покровом, цветам - «душистым тонким ядом... воздух отравить». Пыл­кие и нежные признания Фауста глубоко взволновали девуш­ку. В радостном возбуждении обращается Маргарита к звез­дам, поверяя им свою тайну.

Действие третье.

Картина первая . Любовь к Фаусту принесла Маргарите тяжкие страдания. Много дней провела она в одиночестве, ожидая любимого, но напрасно: Фауст ее покинул. Весь город насмехается над обманутой девушкой. Только Зибель по-прежнему верен ей; утешая несчастную, он дает клятву жестоко отомстить Фаусту. Слова юноши пугают Маргариту: неверный возлюбленный ей все еще дорог, и она предпочитает мести молитву...

Картина вторая. Суровые, мрачные звуки органа... Здесь, в Божьем храме, Маргарита пытается облегчить мо­литвой свою душу. Но в ответ слышит страшные слова Ме­фистофеля: «От неба ты отпала и аду предана!» Маргарита в смятении. До нее доносятся голоса адских духов. Силы поки­дают бедную девушку, и она падает без чувств.

Картина третья. Улица перед домом Маргариты. Под звуки торжественного марша возвращаются с войны солда­ты. Среди доблестных воинов - Валентин. Он счастлив, что вернулся в родной город, рад встрече с друзьями. Но почему Зибель отказывается войти к нему в дом и просит... быть доб­рее к Маргарите? Оставив друга, Валентин спешит к люби­мой сестре.

К дому Маргариты подходят Фауст и Мефистофель. Юношу терзают угрызения совести: это он обесчестил свя­щенный приют Маргариты, принес в ее дом стыд и позор. Мефистофель издевается над его чувствами. Приглашая Маргариту на свидание с любимым, сатана исполняет на­смешливую серенаду.

Взбешенный дьявольским хохотом, выбегает Валентин. Шпага сверкает в его руке: соблазнитель Маргариты должен быть наказан! Но в этом поединке Фаусту ничего не угрожа­ет. О его безопасности позаботится Мефистофель.

Недолго продолжается борьба. Фауст наносит Вален­тину смертельный удар и, увлекаемый Мефистофелем, скрывается. Вокруг умирающего собирается толпа. Марга­рита пытается облегчить страдания брата, но он с негодова­нием отстраняет ее. Валентин проклинает сестру и предска­зывает ей позорную смерть.

Действие четвертое. Картина первая. Маргарита лишилась рассудка: в минуту отчаяния она умертвила свое­го новорожденного ребенка. Безумная объявлена преступни­цей и заключена в тюрьму. Ее ждет казнь.

Никем не замеченные, в камеру Маргариты пробира­ются Фауст и Мефистофель. Девушку можно спасти лишь до наступления рассвета - пока спит стража. Фауст окли­кает Маргариту. Узнав голос любимого, она приходит в себя. Отныне ей нечего страшиться: Фауст уведет ее отсюда, спа­сет от смерти. Оба счастливы.

Обеспокоенный Мефистофель торопит Фауста: скоро утро. Но вновь сраженная душевным недутом Маргарита от­казывается идти с ним: ее пугают глаза сатащл, зло светя­щиеся во мраке. Заслышав приближение стражи, Мефисто­фель и Фауст скрываются.

Картина вторая. Глухое скалистое место в горах. Сюда в Вальпургиеву ночь собрались ведьмы, чтобы отпраздновать свой шабаш.

Покорный воле Мефистофеля, на праздник злых духов пришел Фауст. Мрачный пейзаж, ужасающие чудовища пу­гают его. Тогда Мефистофель в мгновение ока меняет карти­ну: роскошно убран стол, пируют веселые куртизанки... За чашей вина Фауст отвлекается от мрачных мыслей. Но не надолго. В его воображении возникает далекий нежный об­раз Маргариты. Не желая больше находиться под властью сатаны, Фауст бежит проча». Горячая и чистая любовь осво­бождает его от адского плена

ПРОЛОГ

После мировой катастрофы старый ученый Фауст остается один на Земле. Изо дня в день он приходит в свою лабораторию в надежде найти хоть какой-то намёк на существование других людей. Вечное одиночество сводит с ума, поиски тщетны, а все его знания оказались бессмысленны. Решив расстаться с жизнью, он находится на грани безумия… но голоса из прошлого не дают ему сделать этот роковой шаг в вечность.

В отчаянии Фауст призывает Сатану и, к его великому изумлению, является Мефистофель. В первый момент старик готов прогнать его, но Мефистофель предлагает ему исполнить любое желание. Фауст хочет лишь одного – возвращения его счастливой юности, когда он не был так одинок!

Мефистофель демонстрирует Фаусту видение – образ прелестной Маргариты. Очарованный ею философ соглашается подписать договор, условием которого является служение Мефистофеля Фаусту на земле, но в преисподней хозяином будет он, дьявол. По мановению руки Фауст обретает желанную молодость.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Ярмарка

На ярмарке царит праздничное оживление. Весело пируют горожане, горожанки, солдаты и студенты. Валентин, брат Маргариты, опечален: уходя на войну, он вынужден оставить сестру без присмотра. Появляются Вагнер и Зибель, друзья Валентина. Втайне влюбленный в Маргариту Зибель клянется защищать ее. Общее веселье прерывает внезапно появляющийся Мефистофель и исполняет свою песню, в которой погружает всех в кошмар войны. Вагнер предлагает Мефистофелю выпить вина: беря кубок из его руки, Сатана предсказывает ему скорую погибель. Зибелю же предрекает увядание любого цветка, к которому он прикоснется. Призывая Бахуса, Мефистофель угощает всех великолепным вином и поднимает тост за Маргариту. Валентин приходит в ярость: он нападает на странного незнакомца, но, как по волшебству, его оружие выпадает из руки. Все в страхе отступают, понимая, с кем имеют дело.

Приходит время отправляться на войну, женщины провожают мужчин и остаются совсем одни.

Фауст требует встречи с Маргаритой. Мефистофель закручивает Фауста в общий вальс, а сам растворяется среди девушек. В разгар танца появляется Маргарита. Фауст предлагает ей руку, но Маргарита пугается и исчезает в толпе.

Зибель тайно пытается признаться в своих чувствах Маргарите. Он срывает цветы, желая оставить возлюбленной букет, но сбывается проклятие – цветы вянут, как только он к ним прикасается. Тогда юноша омывает руки святой водой и, чудо, проклятие более не властно над ним. Собрав прекрасный букет, он оставляет его для своей возлюбленной.

В то же время Фауст пребывает в состоянии смятения в ожидании встречи с Маргаритой.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ. Сад Маргариты

Первая картина

Мефистофель приносит коробку с драгоценностями: он уверен, что Маргарита выберет её, а не букет Зибеля.

Маргарита поет балладу о фульском короле, время от времени прерывая ее воспоминаниями о Фаусте. Окончив песню, она замечает букет и догадывается, что он от Зибеля, а затем видит подарочную коробку. Примеряя драгоценности, она удивляется своему отражению в зеркале, будто она не Маргарита, а дочь короля. Появившаяся соседка Марта удивлена не меньше новому прекрасному образу Маргариты. Их разговор прерывает Мефистофель, сообщающий Марте печальную новость – ее муж скончался. Он предлагает ей тут же начать поиски нового кавалера, и Марта, не раздумывая, флиртует с Мефистофелем.

Наконец-то Фауст наедине с Маргаритой... Юноша не в силах больше скрывать своё чувство. Пылкие и нежные признания Фауста глубоко взволновали девушку. Хитроумный дьявольский план осуществился: девушка поведала звездам о своей любви и, в порыве Фауст овладевает Маргаритой.

Вторая картина. Сцена в храме

Суровые, мрачные звуки органа. Здесь, в Божьем храме, Маргарита пытается облегчить молитвой свою душу. Но в ответ слышит страшные слова Мефистофеля: "От неба ты отпала и аду предана!". Маргарита в смятении. До неё доносятся голоса адских духов. Силы покидают бедную девушку и она падает без чувств.

С войны возвращается Валентин. Он расспрашивает Зибеля о сестре, но тот боится рассказать о случившемся.

К дому Маргариты приходят Мефистофель и Фауст, которого мучают угрызения совести о содеянном. Мефистофель поет саркастическую серенаду о том, как надо вести себя благочестивой девушке. На звуки песни выходит Валентин. Он требует сатисфакции. Мефистофель в поединке смертельно ранит противника. В своем предсмертном монологе Валентин проклинает сестру.

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина. Вальпургиева ночь

Сюда собрались ведьмы и демоны, чтобы отпраздновать свой шабаш. Покорный воле Мефистофеля, на праздник злых духов пришёл Фауст. Картина общего веселья утомляет его: роскошно убран стол, пируют весёлые куртизанки... начинается праздничное действо, на которое приглашены самые уважаемые гости. За чашей вина Фауст отвлекается от мрачных мыслей, но не надолго. В его воображении возникает далёкий нежный образ Маргариты. Фауст бежит прочь он хочет вновь увидеть Маргариту.

Вторая Картина. Темница

Маргарита заключена в темницу: ее ждет казнь. После смерти Валентина у нее помутился разум и она убила собственного ребенка. Фауст при помощи Мефистофеля хочет спасти возлюбленную. Девушка, узнав голос любимого, приходит в себя. Внезапно она замечает Мефистофеля и обращается за спасением к Господу. Маргарита отталкивает Фауста, видя в его глазах Сатану. Она запирается в темнице и умирает, возносясь к Господу. Ангелы воспевают спасение грешницы, а Фауст в отчаянии, не желая снова жить в мире одиночества, разрушает всё живое.

Легенда о докторе Фаустусе — это, по-видимому, идеальный сюжет, привлекающий как драматургов, так и композиторов. Марло и Гете написали великие трагедии на этот сюжет. Это не считая примерно тридцати менее крупных драматургов, создавших по нему пьесы. Однажды Бетховен был увлечен идеей сочинить оперу на этот сюжет. Вагнер сочинил увертюру «Фауст». Лист — кантату. А Берлиоз, Бойто и Гуно создали каждый свою замечательную оперу на этот сюжет. Трактовка Гуно этого сюжета безусловно самая популярная из всех существующих, а во многих отношениях и лучшая. Она основана - в большей степени, чем признает большинство критиков - на первой части гетевской трагедии, и ее темой является, конечно же, тема продажи старым немецким ученым-философом своей души дьяволу за возвращенную ему молодость.

Сюжет

Старый ученый, сидящий в своем кабинете, сокрушается, что все его знания ничего ему не дали. Он готов принять яд, чтобы умереть. В отчаянии Фауст призывает дьявола (Сатану) и, к великому изумлению Фауста, является Мефистофель. Фауст выкрикивает свое желание, чтобы нему возвратилась его счастливая юность!Философ готов подписать договор. На земле Мефистофель будет служить ему во всем. Но в преисподней хозяином будет он, дьявол. Быстрое подписание договора, и Фауст преображается в цветущего юношу в изысканном костюме.

В Лейпциге праздничное оживление. Весело пируют горожане, горожанки, солдаты и студенты. Валентин, брат Маргариты, в более серьезном настроении. Он уходит на войну, и его волнует судьба сестры: кто о ней позаботится, кто защитит ее?

Каватина Валентина в исполнении Павла Лисициана

Маргарита подходит к Валентину и вручает ему свой медальон; он вешает его на шею и отходит к друзьям. Входит Мефистофель и предлагает тост за Маргариту. Валентин в ярости, что произнесено имя его сестры. Он нападает на незнакомца, но в этот момент у него ломается шпага.

Куплеты Мефистофеля в исполнении Федора Шаляпина

Сцена в саду Маргариты. Зибель - юноша, влюбленный в Маргариту. Фауст выражает свое восхищение той красотой и простотой обстановки, в которой живет его возлюбленная Маргарита.

Арию Фауста "Привет тебе, приют священный..." поет Николай Гедда

Сразу появляется Мефистофель - он принес ларец с драгоценностями. Он ставит ларец рядом с букетом Зибеля. Она обнаруживает сначала букет Зибеля, потом ларец с драгоценностями. Она открывает ларец (цветы в этот момент выпадают из ее рук), и она примеряет и любуется драгоценностями.

Ария Маргариты с жемчугами. Исполняет Анна Нетребко

Входят Фауст и Маргарита. Она наконец признается, что любит его так сильно, что умерла бы ради него. Фауст, испытывавший некоторые угрызения совести, сознавая, что соблазняет невинную девушку, в конце концов соглашается уйти, чтобы вернуться на следующий день. Но дьявол слишком хорошо знает свое дело. В тот самый момент, когда Фауст покидает сад, он останавливает его и показывает на окно Маргариты Фауст бросается к окну и страстно обнимает Маргариту. Она борется с собой, отступает, потом склоняет голову на плечо Фауста. Цель Мефистофеля достигнута.

Маргарита одна в своей комнате. Она слышит, как проходящие мимо ее окон женщины смеются над нею, что ее оставил приезжий незнакомец. К Маргарите приходит Зибель: только он по-прежнему тепло относится к ней. Он огорчен, что Маргарита все еще любит Фауста.

Площадь перед храмом. У входа в храм молится Маргарита, и это при том, что сама она убеждена, что ее грех не может быть прощен. Ее молитву прерывает дьявол, который, из-за колонны, издевательски напоминает ей о днях ее невинности. Тем временем в самой церкви под звуки органа идет служба, и, когда хор молящихся возносит торжественно, голос Маргариты прорывается над ним, страстно моля о прощении ее греха. Но Мефистофель восклицает: "Marguerite! Sois maudite! a toi l"enfer!" ("Маргарита! Нет прощенья! Погибла ты!"). Потрясенная Маргарита падает, теряя сознание. Выходящие из храма женщины поднимают ее со ступеней и уводят домой.

Улица перед домом Маргариты. Сначала издалека, потом все ближе слышатся звуки военного марша. По улице проходят возвращающиеся с войны солдаты.

Марш солдат

Среди ветеранов и брат Маргариты, Валентин. Он приглашает Зибеля в дом, но Зибель, в большом смущении, отказывается войти. Подозревая неладное, Валентин входит один, и в это время под окном Маргариты слышится издевательская серенада. Это поет Мефистофель, аккомпанируя себе на гитаре.

Серенада Мефистофеля в исполнении Ивана Петрова

Он привел с собой Фауста. Теперь он знает, что случилось, пока его не было, и он тут же вызывает Фауста на дуэль. Дьявол тайно направляет шпагу Фауста, и она попадает прямо в сердце Валентина. Пока собирается толпа, заслышав шум, Мефистофель уводит Фауста со сцены. Валентин, теряя силы, приподнимается на колени. Умирая, он горько проклинает свою сестру.

Театры, имеющие балетную труппу, показывают сцену Вальпургиевой ночи. (Свое название она получила от распространенного в Германии поверья, что в канун 1-го мая (дня Св. Вальпургии, английской монахини VIII века) дьявол устраивает празднество в горах Гарца. Неожиданно перед ним является видение Маргариты. С ужасом и раскаянием он видит красную полосу на ее шее - "как след секиры страшной..." Видение исчезает. Фауст требует, чтобы Мефистофель унес его отсюда. Мефистофель пытается удержать Фауста, но Фауст больше не в его власти.

Мы видим Маргариту в тюремной камере, она спит в углу на соломе. Она убила своего ребенка, и на утро ее должны казнить. В ужасном горе бедная Маргарита потеряла рассудок. Мефистофель и Фауст проникают в тюрьму, и, пока Мефистофель уходит, чтобы привести лошадей для их побега, Фауст будит спящую Маргариту. Они поют об их любви друг к другу, но вдруг разум Маргариты приходит в волнение. . Вдруг снова появляется Мефистофель. Лошади готовы, говорит он, и надо спешить. Но теперь Маргарита узнает дьявола. . Силы покидают ее, и она падает замертво. Мефистофель произносит ей проклятие. Но финальный хор ангелов поет о ее спасении - ее душа взята на небо. Так кончается эта опера.

История создания

Опера на сюжет гетевского «Фауста» была задумана Гуно в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя. Либреттисты Ж. Барбье (1825—1901) и М. Карре (1819—1872) с энтузиазмом взялись за работу. В разгар сочинения музыки стало известно, что на сцене одного из парижских театров появилась мелодрама «Фауст». Директор Лирического театра, которому Гуно предложил свою оперу, опасаясь конкуренции, отказался от ее постановки. Вместо этого композитору была заказана новая опера на сюжет мольеровского «Лекаря поневоле» (1858). Все же работу над своей оперой Гуно не прекращал. Премьера «Фауста» состоялась в Париже 19 марта 1859 года. Первые представления успеха не имели, но постепенно популярность оперы росла: уже к концу сезона 1859 года она выдержала 57 спектаклей. Первоначально «Фауст» был написан с разговорными диалогами. В 1869 году для постановки на сцене парижского театра Большой оперы Гуно заменил диалоги мелодическим речитативом и дописал балетную сцену «Вальпургиева ночь». В этой редакции опера заняла в мировом театральном репертуаре прочное место.

Сцена из Вальпургиевой ночи. Исполняет Екатерина Максимова

Сюжет оперы заимствован из первой части одноименной трагедии Гете (1773—1808), основой которой послужила распространенная в Германии средневековая легенда.

Однако, в отличие от Гете, сюжет этот трактован в опере в лирико-бытовом, а не в философском плане. У Фауста Гуно преобладают не столько размышления о жизни, пытливые поиски истины, сколько пылкость любовных чувств. Значительно упрощен и образ Мефистофеля: полный у Гете глубокого смысла, он предстал в опере в насмешливо-ироническом плане. Наиболее близка к литературному прототипу Маргарита, в обрисовке которой подчеркнуты человечные, задушевные черты.

Интересные факты

Доктор Иоганн Фауст — лицо историческое. Не установлено, являлся ли он ученым, врачом, естествоиспытателем или был просто ловким шарлатаном, но он стал героем народной легенды, ему приписывались многие чудеса. В 1587 г. в Германии вышла книга, автор которой объяснял, что все удачи Фауста вызваны его сделкой с нечистой силой.

Вместо того чтобы отвратить народное сознание от чернокнижника, этот труд только увеличил его популярность. Такую же роль сыграла и вторая книга о Фаусте, появившаяся в 1599 г. Наполненная цитатами из отцов церкви, она, несмотря на осуждение героя, завоевала еще большее признание читателей и стала основой очень многих лубочных книжек. В том же XVI в. история доктора Фауста привлекла внимание английского писателя К. Марло, трагедия которого вдохновила большое количество театральных переделок. В XVIII в. в Германии к этой теме обратились Лессинг и Гете (1749-1832). Интерес к Фаусту у Гете был вызван его увлечением немецкой стариной, но прежде всего — возможностью воплотить свои воззрения на человека, его искания, душевные борения, стремление постичь тайны вселенной. Великий писатель работал над трагедией о Фаусте почти всю свою творческую жизнь (1772-1831).

Мысль об опере на сюжет «Фауста» впервые зародилась у Гуно во время его пребывания в Италии. Под впечатлением величественных итальянских пейзажей он стал делать наброски, связанные с Вальпургиевой ночью. Ими он думал воспользоваться, когда решится написать оперу. Однако конкретных планов ее создания еще не было. В 1856 г. Гуно познакомился с Ж. Барбье (1825-1901) и М. Карре (1819-1872), тогда уже известными либреттистами. Их привлекла идея написания «Фауста», которой поделился с ними композитор. Была она поддержана и дирекцией Лирического театра в Париже. Началась работа, но вскоре один из драматических театров поставил мелодраму на тот же сюжет. Директор Лирического театра счел, что конкурировать с мелодрамой опера не сможет, и в качестве компенсации предложил композитору написать оперу «Лекарь поневоле» по комедии Мольера. Гуно взялся за этот заказ, а тем временем премьера мелодрамы, несмотря на роскошную постановку, успеха не имела. Дирекция Лирического театра сочла возможным вернуться к оставленной было идее, и Гуно, который не прекращал работы над «Фаустом», а только замедлил ее, вскоре представил партитуру.

Барбье и Карре, перерабатывая трагедию Гете в либретто, взяли за основу одну лишь первую часть, причем выцелили из нее лирическую линию. Главные изменения коснулись образа Фауста. . Фауст стал первым оперным лирическим героем. Трагедия была серьезно сокращена, некоторые сцены, как, например, в погребке Ауэрбаха и у городских ворот, где происходит встреча Фауста и Маргариты, объединены. Вагнер из педантичного ассистента Фауста превратился в приятеля Валентина. Один из веселых гуляк Зибель стал скромным юношей, верным поклонником Маргариты.

19 марта 1859 г. состоялась премьера «Фауста» на сцене Лирического театра в Париже. Формально опера относилась к комическому жанру, так как была написана с разговорными диалогами. Критика и часть публики не смогли оценить нового качества произведения, не принадлежащего к двум общепринятым разновидностям — «большой» или комической — оперы, не поняли, что присутствуют при рождении принципиально нового жанра — оперы лирической. Спектакль не пользовался успехом. Вскоре, для постановки в Страсбурге, которая была осуществлена в 1860 г., композитор заменил диалоги речитативами. Еще через несколько лет он написал развернутую балетную сцену «Вальпургиева ночь». С ней опера бьша поставлена на сцене парижской Большой оперы. Премьера состоялась 3 марта 1869 г.

Опера «Фауст» принадлежит к числу совершеннейших шедевров мировой оперной классики. Гуно не пытался здесь всесторонне осмыслить всю философскую глубину идей Гёте, взяв за основу только любовную линию и судьбу Маргариты. Это оказалось, безусловно, верным решением, отвечающим жанру лирической оперы. Популярность «Фауста» также связана с удивительно щедрым мелодическим даром композитора. Первоначальная редакция оперы предназначалась для «Театра- лирик» и не содержала балетных сцен. В ней вокальные номера перемежались разговорными эпизодами. К премьере в Гранд-Опера (1869) Гуно дописал речитативы, создал «Вальпургиеву ночь» и ряд др. эпизодов. Эта редакция и утвердилась на сцене.

Развернутая версия "Вальпургиевой ночи". Балет музыкального театра имени Станиславского

В России «Фауст» был поставлен впервые итальянской труппой в 1863 году (в заглавной партии Тамберлик). Первая русская постановка состоялась в Большом театре (1866). Образ Мефистофеля гениально воплотил на сцене Шаляпин.

Среди лучших исполнителей главных партий в 20 веке Карузо, Гедда (Фауст), Гарден, Сазерленд, Френи (Маргарита).

Финальная сцена оперы. Поют Джоан Сазерленд, Франко Корелли, Петр Гяуров

Поделиться