Фонетическая транскрипция - это очень просто. Каковы правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников

Фонетическая транскрипция - графическая запись звучания слова, один из видов научной транскрипции. Фонетическая транскрипция пишется в квадратных скобках в отличие от фонологической, записываемой косыми скобками.

· При письме одна буква может передавать два звука (ё ж) или, наоборот, две буквы - один звук (грузч ик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак (возможно, с указателем мягкости): [ш], ["груш j: ьк].

· В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы я, ё, ю и е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой ь (мягким знаком). В транскрипции мягкость согласного всегда обозначается одинаково - знаком ʲ после мягкого согласного: мать [мат j ]. Мягкость непарных мягких согласных [ч j ] и [ш j:] также всегда обозначается в транскрипции. Исключением является только обозначение в транскрипционной записи палатального (и поэтому по определению мягкого) согласного [j] - при нём не принято ставить знак ʲ.

Если в письменной графике знак ударения ставится лишь в специальных изданиях (в словарях, учебниках для иностранцев, детской литературе), то в транскрипции ударение отмечается обязательно (знаком ˈ перед ударным слогом), когда в слове больше одного слога. Указываются также дополнительные (побочные) ударения - знаком нижнего апострофа ˌ: водопровод [ˌвъдъпраˈвот].

· В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передаёт тот звук, который произносится в слове (боковой, ёж). Для транскрипционного знака существует только одно правило - как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учётом его отличия от всех других звуков: [бъкаˈвој], [још].

· На письме не существует специального обозначения и для безударных гласных звуков. В словах «карандаш», «багаж», «вблизи», например, пишутся одинаковые буквы для обозначения гласных как ударных, так и безударных, хотя звуки произносятся по-разному: в безударных слогах слабее и короче, а также в некоторых случаях и совсем по-другому, чем в ударном. Однако это отличие можно передать разными аллофонами - так, существует несколько вариантов фонемы «а» в русской фонологии: ʌ, æ, ɑ и а.

В транскрипции необходимо подчеркнуть эту разницу или разными обозначениями и знаком ударения ([къранˈдаш]), или только знаком ударения и отсутствием такового, так как безударные [а] и [и] в двусложных словах не претерпели качественных изменений: [баˈгаш], [вбл j иˈз j и].

· Звуки, претерпевшие количественную редукцию, могут обозначаться теми же знаками, что и ударные звуки, но без знака ударения, однако для обозначения редуцированных гласных, потерявших вследствие этого своё особое качество, используются не только знаки, принятые для обозначения остальных гласных, но и некоторые специальные знаки: [ъ] (ер) и [ь] (ерь). Они лишь зрительно совпадают с буквами, которые в графике вообще не обозначают звуков, но имеют другие функции.

· На письме долгота тех согласных звуков, которые в русском языке бывают только долгими, обозначается специальным образом: один из двух шумных согласных, которые всегда являются мягкими и долгими, обозначается буквой щ (звук [ш j:]), второй звук, [ж j:], не имеет специальной буквы для своего обозначения.

Долгие звуки, образующиеся в русском языке при стечении двух одинаковых согласных, обозначаются двумя одинаковыми буквами (касса); однако явление, при котором стечение двух разных согласных даёт один долгий звук (счёт), никак не отражается на письме. В транскрипции длительность согласных звуков иногда обозначается двоеточием справа от звука ([ж j:], [ш j:], [ˈкас: а]). В учебниках можно встретить иное обозначение долготы звука: горизонтальную черту над соответствующим транскрипционным знаком или два одинаковых знака ([ˈкас̅а], [ˈкасса]). В академической практике предпочтительна горизонтальная черта.

· Понятие «слово» в письменной графике и в транскрипции - это не одно и то же. В письменной графике оно - самостоятельная или служебная часть речи (предлог в - тоже слово и пишется отдельно), в транскрипции - это фонетическое слово, то есть некоторое состоящее из последовательности слогов единое целое с одним организующим центром - ударным слогом. Таким образом, предлоги, частицы, союзы, произносящиеся слитно с другими словами, в транскрипции пишутся также слитно и с обозначением всех изменений, которые произошли со звуками, их составляющими: в школу [ˈфшколу], с ним [ˈс j н j им], спросила б [спраˈс j илъп], за рекой [зър j иˈкој], под гору [ˈподгъру].

16. Суперсигментные единицы речи (слог, ударение, интонация)
Ударение
− это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:

· словесное (выделение одного из слогов в слове),

· фразовое или синтагматическое - выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме)

· логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.

· эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние.

Основные функции ударения:

· кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);

· сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);

· делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском.

· Словоформирующая функция : фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

Интонация- –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.):
1) мелодика, т.е. движение тона по фразе,
2) различные типы ударения,
3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании,
4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.
Функции интонации:
Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д.
1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращенияи т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный.

Функции интонации можно разделить на:

1) основные
оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные
единицы);
членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;
выделение той или иной единицы из числа однородных;
2) вторичные
модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);
эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

Слог. Виды слогов

Слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим.

В зависимости от качества звуков, входящих в слог, и их последовательности выделяют следующие типы слогов:

Прикрытые – слоги, начинающиеся с согласного звука;ба-тон

Неприкрытые – слоги, начинающиеся с гласного звука;а-орта

Закрытые – слоги, заканчивающиеся согласным звуком;там, лай

Открытые – слоги, заканчивающиеся гласным звуком.ва-та
18. Интонация, ее составляющие (мелодика, пауза, темп)

Интонация - это ритмико-мелодический рисунок речи. Интонация представляет собой комплексное явление, в состав которого входят следующие компоненты: 1) частота основного тона голоса (мелодическая составляющая); 2)интенсивность (динамическая составляющая)

3)длительность, или темп (темпоральная составляющая) 4) тембр.

С чисто лингвистической точки зрения в языках следует различать два основных типа интонации.

1. При интонации первого типа меняется самый смысл слова, его исходное и основное значение. Интонация этого рода свойственна таким языкам, как китайский, японский и другие. Так в японском языке слово "su" может иметь значение гнезда или уксуса в зависимости от характера интонации, слово hi - "день" или "огонь". В этих случаях интонация более или менее резко меняет значение слова и выступает как важнейший фактор в системе языка.

2. Интонация второго типа имеет менее самостоятельное значение, чем интонация первого типа. Интонация второго типа лишь придает слову дополнительное значение, обычно резко не меняющее его смысла, как и смысла всего предложения. Такая интонация свойственна индоевропейским языкам.


Похожая информация.


Для того чтобы как можно точнее записать звучащую речь, пользуются специальной системой записи, которая называется фонетической транскрипцией . Ее основные принципы: 1) каждая буква должна обозначать звук, не должно быть букв, не обозначающих звуков; 2) каждая буква должна обозначать один звук, а не сочетание звуков; 3) каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук. Отрезки фонетической транскрипции пишутся в квадратных скобках.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо знать следующее:

1. В системе фонетической транскрипции используются все гласные буквы русского алфавита, кроме е, ё, ю, я , которые в русской графике обозначают те же звуки, что [’э], [’о], [’у], [’а] после мягких согласных, или сочетания звуков , , , .

Обратите внимание – буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих позициях:

1) начало слова: ель [ л’], юг [ к];

2) после ь и ъ: подъём [пΛд’ м], дьяк [д’ к];

3) после гласных: пою [пΛ ], моя [мΛ ].

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предшествующего согласного: пять [п’ат’], лес [л’эс], нес [н’ос], люди [л’уд’и].

2. Значки ы э, и э, Λ (крышечка), ъ и ь используются в транскрипции для обозначения редуцированных гласных: вода [вΛда], водяной [въд’и э ноu], водичка [вΛд’ич’къ], лесовичок [л’ьсъв’ич’ок], желания[жы э лан’иuь].

3. В системе фонетической транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, которая в русской графике обозначает долгий мягкий звук [ш’]: щит [ш’ит], щупальцы [ш’упъл’цы].

4. В русской фонетической транскрипции используются u (и неслоговое) для обозначения буквы й: майка[маикъ], вой[вои].

В транскрипции значок j используется перед ударным гласным: пью [п’jу], еж , маяк [мΛjак]. В остальных случаях используется u: чайник [ч’аuн’ик], мой [моu], зеленые [з’и э л’оныuь].

5. В фонетической транскрипции приняты следующие диакритические (надстрочные и подстрочные) знаки:

1) [’] – означает мягкость соответствующего звука: лось[лоc’], мята [м’атъ].

2) [ж] – обозначает долготу согласного звука: [ж] – сжать, [з] – сзади.

3) [ а] – гласный, продвинутый вперед и вверх в начале звучания: мял [м’ ал], люк [л’ ук], подмел [пΛдм’ ол].

[а ] – гласный, продвинутый вперед и вверх в конце звучания: мать [м’а т’], лось [ло с’], лучик [лу ч’ик], мыть [мы т’].

[ а ] – гласный, продвинутый вперед и вверх в начале и конце звучания: мять – [м’ а т’], Люся [л’ у с’ь], Лёня [л’ о н’ь].

Внимание! Продвинутость вперед и вверх связана с приспособлением звучания ударного гласного непереднего ряда к соседнему мягкому согласному и называется аккомодацией . Распространяется лишь на гласные [о], [а], [у], [ы] .


4) Знак ^ над гласной буквой означает закрытость, напряженность соответствующего гласного переднего ряда [э], [и], находящегося в позиции между двумя мягкими согласными: лень [л’эн’], синь [с’ин’].

Внимание! Надстрочные знаки аккомодации указываются у гласных только в сильной (ударной) позиции. В безударной позиции аккомодация нейтрализуется редукцией.

5) Знак ^ под буквой сонорного согласного р, л, м, н обозначает оглушение этого согласного: смо[тр], микроко[см].

6) Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово, и оформляются в транскрипции значком “-” , Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой: по ветру [пΛ-в’этру], не говори [н’ь-гъвΛр’и], через меня [ч’ьр’ьз-м’и э н’а]. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой : вряд ли [вр’áд-л’и], смотри-ка [смΛтр’и-къ], под гору [под-гъру], не было [н’э-былъ].

Внимание! Позиция, именуемая абсолютным началом слова, обозначает начало фонетического слова, например: От дома отошел отец (В этом предложении 4 слова – предлог, два существительных, глагол. С точки зрения фонетики, – 3 фонетических слова, т.к. предлог не имеет самостоятельного ударения). [Λ дóмъ Λ тΛшóл Λ т’эц] – выделено абсолютное начало каждого слова.

7) Транскрибируя связный текст, следует разделять его на фразы и речевые такты.

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, однако ее нельзя отождествлять с предложением. Фраза и предложение могут линейно и не совпадать. Фраза может члениться на фонетические синтагмы, или речевые такты, которые также характеризуются особой интонацией и ударением, но паузы между речевыми тактами короче межфразовых пауз.

Границы между фразами обозначают двумя вертикальными чертами // , а между тактами – одной чертой / .

Лекция 7. Фонетическая транскрипция.

Полный фонетический разбор слова.

2. мягкие согласные обозначаются теми же буквами, но с диакритическим

3. для обозначения йот используют [`j];

4. я, ю и т.п. не используются, а обозначаются как , ;

5. ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных;

6. для обозначения долготы используют - над буквой ;

7. в фонетической записи не используются знаки препинания;

8. обязательно обозначение ударения.

Знаки, принятые в фонетической транскрипции :

Λ - редуцированный гласный [о], [а] в первом предударном слоге и

абсолютном начале слова: [вΛда], [Λна];

ие - звук, средний между [и] и [э];

ыэ - звук, средний между [ы] и [э];

ъ, ь - редуцированные гласные [о], [а], [э] во всех безударных слогах, кроме

первого предударного;

А - гласный, продвинутый вперед в начале длительности а - гласный,

продвинутый вперед в конце длительности;

Обозначение долготы согласного звука;

Выделение звука, слова или его части.

2.Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова – это анализ звукового состава слова и его

слоговой структуры.

Фонетический разбор производится по следующему плану:

1. Запись слова.

У стола четыре ножки,

Но сапожки

И калошки

Этим ножкам не нужны.

10.Выполнить фонетический анализ стихотворения.

Под шатром широким кругом

Мчатся кони друг за другом,

Стройные, точеные,

Сбруи золоченые

Литература:

Багичева Н.В. и др. Теоретические основы и методика

филологического образования младших школьников: учеб.

Пособие. М.:

Флинта,2011.

Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и

культура речи:учебник. М. :Флинта,2011

3.Орехова Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по

педагогическим наукам: учеб. Пособие. М.: Издательство:

Флинта,2011.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного

русского языка, 2010.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А.

Леканта - М., 2009г.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку:

Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика.

Стилистика. М.:Мир и Образование,2011.

Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности

младших школьников: учебное пособие Издательство: Орский

гуманитарно-технологический институт,

2012, Орск.

Интернет-ресурсы:

1.Академик.

Литературная

энциклопедия.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4770/Фонетика

2.Текстология.Фонетика.

http://www.textologia.ru/russkiy/fonetika-

fonologia/fonetika/?q=459

3.Фонетика.

http://padeji.ru/fonetika

4.Фонетика, графика и орфография русского языка. Правила орфографии,

фонетический анализ слова.

http://licey.net/russian/phonetics/part1

5.Фонетика русского языка.

http://excellence.kz/fonetika-russkogo-yazyka.html

Правила и знаки ф онетической транскрипции 1

    Фонетическая запись русского слова и текста производится с помощью букв русского алфавита.

    Транскрибируемая словоформа или текст заключаются в квадратные скобки.

    В фонетической записи не ставятся знаки препинания и знак переноса части словоформы на другую строку, поскольку фонетическая транскрипция передает не структуру текста, а звуковую волну. Текст членится на фонетические фразы и синтагмы, или речевые такты. Каждая фраза и синтагма представляет собой звуковое «расстояние», волну между двумя паузами. Последние обозначаются в транскрипции либо одной вертикальной чертой / – небольшая пауза (так разделяются синтагмы), либо двумя // – более длинная пауза (так разделяются фразы). В конце фонетической записи ставятся две вертикальные черты (перед скобкой) как знак прекращения звукового потока.

    Начальный звук синтагмы, а также все собственные имена передаются строчными буквами.

    Обязательна постановка ударения на ударных слогах.

    Служебное слово, находящееся перед знаменательным (проклитика ) или после него (энклитика ) записывается рядом с ним (без пробела) через черточку, т.к. они представляют собой одно фонетическое слово . Так же может записываться и одно- или двусложное неударное знаменательное слово, произносящееся с соседними знаменательными словами как одно фонетическое слово. Например: [узнáт’ ис-кн’ик], [убрат" съ-ст-лá], [кък-ы-ф-пóл’ь] – как и в поле, [вж-дóм] – ваш дом.

    Одно из общих правил фонетической транскрипции – одна буква должна передавать только один звук. Двумя разными знаками может считаться одна и та же буква с разными надстрочными (диакритическими) знаками, например, á и а – первый знак обозначает ударный звук [а], второй – безударный звук [a] в позиции абсолютного начала слова, например: [акнá], [арбáт], [атáкα] и т.п.; [т] и [т’], [з] и [з’] и т.п. – разные обозначения твердого и мягкого парных согласных звуков и т.д.

    Основными знаками фонетической транскрипции являются буквы русского алфавита. Используются все буквы, кроме двузначных (йотированных) Е, Ё, Ю, Я, согласных букв Ч, Ц, Щ, а также буквы Й. Знаки Ъ и Ь в транскрипции применяются в иной функции: они обозначают сильно редуцированные гласные среднего ряда среднего подъема [ъ] после твердых согласных и передне-среднего ряда верхне-среднего подъема [ь] после мягких.

Вместо букв Ц н Ч, обозначающих слитные звуки (аффрикаты), используются буквосочетания [тˆс] и [т"ˆш"), более точно передаю­щие специфику образования этих звуков, а надстрочный знак ка­мóра («дужка» ) обозначает слитный характер их произношения.

Вместо буквы Щ, обозначающей долгий мягкий шипящий звук, долгота которого в потоке речи может сокращаться, используется буква Ш с надстрочными знаками, передающими акустическую природу данного звука – [ш’:], например, [ш’:ит], [ш’:óтка] и т.п. Если долгота в потоке речи сокращается, то в транскрипции знак долготы не ставится, например, [бóрш’], [хвóш’].

    Кроме букв русского алфавита в транскрипции используются дополнительные буквы и знаки:

    α – греческая буква «альфа» для обозначения безударного гласного [а] после согласного в позиции абсолютного конца слова, например: [óкнα], [сóнтˆсα] – солнца, [в’ис’óлъία] – веселая;

     – знак для обозначения безударного гласного в позиции первого предударного слога (не абсолютного начала) после твердого согласного, аллофон фонем <а> и <о> ([трвá], [влá]), гиперфонемы <а/о> ([сбáкα]) ;

    [j] и [ί] – йот и и-десятиричное для обозначения аллофонов фонемы < j > в сильной [j] и слабой [ί] позициях;

    [γ] – греческая буква «гамма» для обозначения звонкого аллофона фонемы <х> в позиции перед звонким согласным на стыке морфем внутри слова ([тр’оγгршóвыί] – трехгрошовый, [т’ˆш’ьтыр’оγгрáн:ыί] – четырехгранный и т.п.) или на стыке словоформ ([вдóγ глубóк’иί] – вдох глубокий, [м’э"γ д’ишóвыί] – мех дешевый);

    В транскрипции используются следующие диакритические знаки:

    акут - знак ударения (ó, á, и, ы, ý, э), " – побочное ударение (о, а);

    гласная буква над гласной буквой – обозначение призвука (оттенка) данного гласного звука: и э, э и, ы э, э ы, о ь, о ъ и др., например: [шэ ы снáтˆсът’], вс[о ь ] дальше, меньше, н[о ъ ] лучше;

    ’ – апострóф – знак мягкости согласных звуков [т’], [д’], [к’], [л’], [р’];

    ¯, : – знаки долготы согласного внутри слова или на стыке двух слов; знак ¯ ставится над согласной буквой, а знак: – после нее: [мáс: α], [в’и э с’эн’: иί], [рáс:óр’итˆсα], [мътрóл:ьр];

    ˆ – камóра –знак, который ставится для обозначения слитного характера аффрикаты: [тˆс], [т’ˆш’].

1Н. А. Лукьянова. Современный русский язык: Лекции по фонетике. Новосибирск: НГУ, 1999. С. 88–90.

Поделиться