Тест люшера описание цветов. О чем расскажет ваш любимый цвет

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наверное, каждый из вас пробовал с помощью многочисленных тестов найти более точные описания своей тонкой натуры. Сегодня они очень популярны, поскольку позволяют заглянуть в тайны подсознания благодаря самым удивительным методикам.

Цветовой тест Люшера - это интересное путешествие в потайные комнаты своего разума благодаря реакциям на цвет. Основой анализа выступает выбор цветовой гаммы среди множества представленных одновременно.

Ваша задача сделать выбор из предложенных комбинаций, в которых вам четко и конкретно предлагают определить наиболее симпатичный оттенок и наиболее неприятный. На самом деле, основополагающим предположением выступает интересная особенность.

Часто сам выбор способен максимально точно определить те факторы о которых даже не догадывается испытуемый. Это может быть направленность на конкретную сферу деятельности, эмоциональное настроение в настоящий момент, функциональная устойчивость, а также основные черты характера, что преобладают в личности.

Наука психология применяет данную методику в определении важных критериев, что считаются основными при выборе профессии, эффективному подбору персонала, социологических исследованиях и даже при составлении наиболее подходящего портрета партнера для семейной жизни.

Максим Люшер в своем тесте охарактеризовал цвета по психологическому восприятию и разделил их на 4 основных и 4 дополнительных оттенка. В самом конце теста человек получит всего 8 позиций с четкой интерпретацией.

Стоит отметить, что первый выбор цветовых предложений демонстрирует то состояние, к которому стремиться человек, а финальное разделение по предпочтениям - реальное.

Я предлагаю вам ознакомиться с более подробным описанием шагов к источнику , дабы прохождение теста находило обдуманный отклик в вашем понимании.

Теоретическая характеристика позиций после выбора

  • Позиция первая способна показать средства для достижения желаемых целей, мечт и стремлений;
  • задача второй — выяснить цель к которой подсознательно движется личность;
  • третья и четвертая направленны на раскрытие предпочтений в цветовой палитре и более детально описывают ощущения и эмоции от нахождения в действительной ситуации (или же действия, осуществляемые в реальности);
  • а вот пятая и шестая позиции говорят о нескрываемом безразличии к предложенному варианту цветов. Это знак того, что человек проходящий тест не связывает внутренние переживая и с данными оттенками;
  • седьмая и восьмая ступень выражают более чем негативное отношение к раскладке. В психологическом пояснении это трактуется, как подавление потребностей, намерений и преследуемых мотивов, находящих отражение в этой палитре.


Значение цвета

Правильная оценка основных позиций цветов - гарантирует наиболее точную трактовку реального положения дел в голове. Если им довелось заполучить почетное место дальше пятой позиции, то ощущение тревоги, неудовлетворенности и неуверенности перевесят более позитивные эмоции.

Но как понять, какие именно потребности обозначает каждый из главенствующих цветов, дабы эффективно провести диагностику?

1. Синий цвет

Его характеристика выражается в желании индивидуума обрести покой, душевное спокойствие и реализацию . Также немалую роль отыгрывает устойчивая привязанность положительным перспективам.

2. Зеленый

Конкретная, четко сформулированная потребность в самоутверждении.

3. Красный

Этот самодостаточный цвет выражает стремление действовать незамедлительно активно и во что бы то ни стало - добиться успеха в жизни!

4. Желтый

Цвет солнца объясняет потребность в надежде, расширении перспектив, возможностей и линии горизонта.

Логика цветового выбора по методике Люшера

Все мы знаем, что восприятие света, цвета и форм, можно смело назвать объективным процессом анализа. Но знаете ли вы о том, что для человеческих глаз не существует такого понятия, как «чистая» интерпретация цвета?

Мы способны его видеть только на определенных фонах, в окружении конкретной текстуры и предметной обстановки. Именно поэтому наш мозг иногда существенно ошибается, принимая определенные цвета за другие.


Более того, я хочу заметить, что на оригинальное восприятие оказывают влияния массивные факторы, которые нельзя не учитывать. Среди них есть возраст, уровень воспитания, качество зрения, общее физическое состояние, наряду с эмоциональным.

Из таких аспектов и складывается пазл, основой которого выступает субъективная трактовка цветовой палитры, на основе которой проводят этот личностный тест.

Сам принцип работы методики М.Люшера оформлен в процесс ранжирования. Обязательным условием выступает полное абстрагирование. Очень важно, чтобы в момент прохождения теста личность была избавлена от , переживаний и попытками вернуться к мыслям о «цветовых трендах этого сезона».

Главная миссия испытуемого в момент выбора - довериться внутренним ощущениям и оценивать данные по принципу: «нравится» в убывающую сторону.

Таким образом можно добиться подсознательного выбора, а это как раз и влечет за собой объективный анализ состояния индивидуума.

При таком подходе можно добиться атмосферы, в которой вы свободно доверитесь , визуальным симпатиям, отвлекаясь от болезненных дум о насущном.

На сегодняшний день тестом пользуются во всем мире, устанавливая его даже на мобильный телефон. Да-да, существует множество программ, созданных с учетом разных платформ. Доступно две версии теста — полная и краткая.

Конечно же, техника интерпретации и в том, и в том варианте достаточно замысловатая. Но зная значение всех этапов прохождения теста, можно позволить себе считывать анализ на уже понятном для себя языке.

Чем уникальна методика, спросите вы? Скажу так, он собрал в себе факты, что позволяют в краткие строки получить полную картину своего психического и, что немаловажно, физического состояния.

Это некий индикатор, невероятно точно определяющий зоны человеческой тревоги, его стремления. Также он предлагает конкретные советы для улучшения качества всех сфер своей жизни.

Влияние цвета

Многие знают, настолько сильно цвет способен повлиять на особь. Он позволяет выйти с депрессии, погрузиться в спокойное состояние или взбодриться перед важным мероприятием, заразив оптимизмом.


Одни тона привносят с собой тревожные мысли, другие - дарят жизнерадостность и колоссальное воодушевление. Опытные умы и психологические исследования создали некую характеристику цветов, с которой я хочу вас познакомить!

Естественно, учитывалось множество влиятельных факторов. Начиная от значения символики для разных континентов мира, половой принадлежности и конечно же возрастной группы. Итак, что имеем в итоге?

  1. Красный цвет в основном выбирают те люди, которые блещут энергетическими фонтанами и чувством нескрываемой гордости за себя любимого;
  2. оранжевый предпочитают интуитивно сильные личности или заядлые мечтатели;
  3. желтый приглянется тем, кто очень легок в общении, коммуникабелен и весьма интеллигентен;
  4. зеленый - прогнозируемый выбор тех людей, которые во всем видят путь к самоутверждению, а иногда и за чужой счет;
  5. голубой или небесный цвет часто нравится особям с отсутствием чувства . То бишь - беззаботным;
  6. синий - привлечет внимание меланхоликов и скромных личностей;
  7. фиолетовый понравится инфантильным натурам, которых очень легко внушить на подвиги или провалы.

Друзья, информацию я предоставила!

Теперь вы сможете разгадать тайны, что спрятаны в глубинах вашего «Я». Поделитесь блогом с близкими и обязательно пройдите тест Люшера, а в комментариях расскажите о впечатлениях!

До встречи на блоге, пока-пока!

Уровень сложности: Несложно

1 шаг

Запомните, идеальный порядок последовательного расположения цветов, для прохождения теста Люшера:
1) красный
2) желтый
3) зеленый
4) фиолетовый
5) синий
6) коричневый
7) серый
8) черный

2 шаг

Перед написанием теста, внимательно выслушайте инструкцию. Сделайте вид,что Вы немного волнуетесь. Если Вас спросят,знаете ли Вы что-нибудь о тесте Люшера,ответьте отрицательно. Скажите,например, Вы проходили тесты на IQ,тест на силу воли, тест на личностные качества и другие.

3 шаг

Чтобы удачно пройти тест и не вызвать подозрений проверяющих, обязательно поменяйте расположение цветов от идеальной последовательности.

4 шаг

Вы можете менять соседние цвета, но никак не расположение основных цветов. Например, расположение цветов: красного и желтого,синего и фиолетового поменять можно. Но,расположение цветов черного и зеленого нельзя.

5 шаг

Поскольку процедура теста выполняется два раза, то во втором варианте Вам снова предстоит расположить цвета в любой последовательности. При выборе цветов, Вы можете выбрать свою первую последовательность или поменять расположение цветов. Ни в коем случае не начинайте расположение цветов в обратной последовательности.

  • При желании, можно пройти тест в интернете и узнать о той раскладке цветов,которую Вы выбрали.

4.1.3. Основы интерпретации цветового теста Люшера

Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют два понятия - «структура» и «функция» цвета.

Под «структурой» цвета понимается устойчивое, общее для всех людей, независимо от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого цвета. «Структуру» можно назвать «объективной» стороной цветового воздействия. В таблице 4.1.3.1 приводится «структура» 4-х «основных» цветов по М. Люшеру.

Индивидуальный смысл цвета для конкретного человека выражается в «функции» цвета, то есть в характере отношения человека к цвету. В «функции» человеку открывается лишь определенная область «структуры». Метафорически, можно сказать, что «функция» - «точка соприкосновения» человека и цвета. Она определяется, главным образом, состояниями и свойствами самого человека и поэтому «функция» способна их отражать. Зная «функцию» цвета для человека, можно узнать и нечто о самом человеке.

Главными структурными характеристиками цвета являются «концентричность-эксцентричность» и «автономность - гетерономность». Надо отметить, что концепция «структуры» цвета М. Люшера сложилась, во многом, благодаря влиянию Гете и Кандинского, в частности, и многие из данных характеристик можно найти в их учениях о цвете.

«Концентричность - эксцентричность» означает направление «движения цвета» (см. В. Кандинский):

1. от человека к центру («домик улитки») - концентрическое, центростремительное движение, влекущее человека за собой - принцип синего. Психологически это означает покой, удовлетворение, пассивность и т.д.; противоположно ему эксцентрическое, центробежное движение навстречу человеку - принцип желтого. С ним связаны экстенсивность, поиск, стремление к изменениям, неудовлетворенность настоящим и устремленность в будущее.

Синий и желтый составляют диаду, два противоположных полюса - «эксцентричность» и «концентричность».

Таблица 4.1.3.1.

Структурные значения «основных цветов

Темно-синий

Сине-зеленый

Красно-желтый

Желто-красный

Концентричный

Концентричный

Эксцентричный

Эксцентричный

Гетерономный

Автономный

Автономный

Гетерономный

Вложение

Наступление

Проекция

Глубина чувств

Волевое
напряжение

Волевой
импульс

Живость чувств

Настойчивость

Возбуждение

Перемена

Удовлетво-
ренность

Утверждение

Раскрытие

Владение

Завоевание

Единение

Гарантия

Переживание

Действие

Уважение

Расширение

Сокращение

Активность

Движение

Оральный

Анальный

Генитальный

Визуальный

«Автономность - гетерономность» отражает, «характер» цвета, его «силу» и «доминирование»: «автономность» - означает независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество присуще красному и зеленому, в противоположность синему и желтому, которым свойственна «гетерономность» - т.е. зависимость от внешних влияний. На психологическом уровне «автономность отражает самоопределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность - уступчивость, компромисс, покорность, избегание.

Цвета в тесте Люшера были подобраны таким образом, чтобы могли одновременно проявиться оба этих измерения. Поэтому, в качестве «основных» Люшер выбрал не чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом (2) синий «вносит» «концентричность», а зеленый - «автономность», что порождает соответствующую структуру цвета. По этим качествам цвета составляют пары, в которых общее свойство «усиливается», а различия «уравновешиваются», но и создают «внутреннее напряжение». Так, красный и зеленый (3 и 2) - «автономная» пара, «сильное» сочетание, выражающая достижения, власть, доминирование и пр. Вместе с тем, зеленый «сдерживает» красный ограничивает его эксцентричность и стремление к новым «завоеваниям» Красный, в свою очередь, «тормошит» зеленый, не позволяет ему оставаться пассивным и «самодовольным» и «соблазняет» возможностью новых «владений».

Красный и желтый «понимают» друг друга как два «эксцентричных» цвета, они - пара «горячих коней», стремятся к «завоеваниям» новых территорий. Но желтый «безалабернее» красного, у него нет конкретной цели, кроме, как постоянного движения. Его нельзя «удовлетворить», он готов «бежать» бесконечно от чего угодно и куда угодно. Поэтому Люшер связывает с ним понятие «холостого хода», иллюзорные надежды, вечно удаляющийся горизонт. Желтый придает красному экспансивность, а красный «направляет» желтый к реальным достижениям.

Зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий «идет» вглубь, это цвет - «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство» зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое состояние.

Синий и желтый друг в друге усиливают «гетерономность», но они направлены в различные стороны, поэтому данная пара выражает лабильность, изменчивость чувств и настроений - от эйфории до глубокой печали. Их единство в том, что они не находят довольства в самих себе в отличии от зеленого и красного, а стремятся найти более полное удовлетворение, но различными путями. Глубина синего и поверхностность желтого, самоуглубление и стремление объять весь мир - два полюса подобного поиска.

Контрастные по этим измерениям пары: синий и красный, желтый и зеленый лишь частично приводят к гармонии противоположно направленных тенденций.

Гармония синего и красного в способности получать удовлетворение от желаний. «Ненасытность» красного, который стремится всегда быть первым, находит свое разрешение в синем, готовым довольствоваться малым, и дающим возможность «почувствовать» красному реальность его достижений. Без синего, красный напоминает честолюбивого человека, который всем постоянно доказывает, что он самый лучший, богатый, сильный, счастливый и т.д. Красный с синим выражает не только хотение, но и способность получать удовлетворение от достигнутого. В свою очередь, синий без красного лишается реального, жизненного источника удовлетворения и вынужден, наподобие ангелов, «питаться» лишь амброзией. Красный, следуя логике Люшера, - «гуляка», «бретер», «Дон Жуан» или «алчный хвастун» по цветовой классификации типов личностей Люшера (1977). Синий - тип аскета, монаха, своеобразного «небесного ангела», согласно той же классификации.

Относительная гармония желтого и зеленого заключается в том, что желтый «дает» зеленому видение перспективы, новых возможностей, а зеленый желтому - чувство реальности, возможности достижения и реализации «планов» желтого. Без зеленого, желтый «парит» и «строит» воздушные замки, а зеленый, без желтого, подобно «собаке на сене», только хранит то, что уже имеет, чванливо «уверенный» в своих «природных достоинствах» и праве. Желтый, по классификации Люшера - тип «фантазера», «мечтателя», витающего в облаках, расточающего свои силы в иллюзорных предприятиях, легко воодушевляющегося беспочвенными, на взгляд «реалиста» зеленого, прожектами. КПД «желтого типа», как правило, крайне низок, свои дела он не доводит до конца, потому, что всегда находится что-то новое и более интересное. Зеленый - тип «консерватора», «чванливый павлин», по классификации Люшера, избегающий любых нововведений, которые могут поставить под сомнение его высокую репутацию. Он самодовольно «важен» и «неприступен», держится традиций и добропорядочен, не делает ничего предосудительного и неожиданного с точки зрения здравого смысла. Для «зеленого типа» самое важное - достичь определенного статуса, когда можно покойно «почивать на лаврах». Зеленый «завистлив» к успехам других, но в отличии от «красного типа», который будет лезть «из кожи вон», чтобы доказать свое превосходство, «тип зеленого» способен лишь брюзжать и жаловаться на несправедливость судьбы. Он дает отпор только, когда дело касается лично его, в противном случае остается безразличным.

Но каждый из «основных» цветов имеет и свою оборотную сторону. Если «лицевая сторона» цвета - это активная, наступательная тактика поведения, то вторая - оборонительная.

Невозможность проявления «красного поведения» порождает в качестве способа защиты от фрустрации «несчастного страдальца» (-3). «Несчастный страдалец» - вторая ипостась красного, «тень» «алчного хвастуна», который испытал крушение и лишился своих владений. Ему уже не рады и гонят прочь, а сам он лишился своей силы. Удача отвернулась от «несчастного страдальца». Другие ездят в шикарных автомобилях, сорят деньгами, любят и развлекаются, а он оказался на обочине с ощущением беспомощности. Ему остается только обижаться на весь мир, жалеть себя и по детски отвернуться лицом к стенке или уткнуться в подушку. От великодушия победителя не остается и следа, на первом плане - раздражительная слабость и быстрая утомляемость. Вчера было «море по колено», а сегодня - невозможность выполнить самое простое. Поведением движет отчаяние, поэтому действия, нередко, безрассудны. От прежнего красного остается стремление привлечь к себе внимание, но другим способом - «пусть они увидят, как мне плохо, как я страдаю». Чтобы этого достичь, используются слезы, истерики и суициды.

Оборотная сторона «ангела» (+1) - «дьявол» (-1). Такого человека ничто не может удовлетворить, он ненасытен и раздражен. Чтобы получить маломальское удовлетворение, ему надо много съесть, выпить, вступить в большое количество половых связей и т.п. Но проходит короткое время, и все возвращается «на круги своя». Не умея признаться себе, что «корень зла» лежит в нем самом, становится неутомимым критиком, подвергающим все сомнению и разрушающим основы. Скука преследует его по пятам. В постоянном поиске удовлетворения, он рвет отношения, находит новых друзей и тут же теряет их, увлекается и вновь остывает. Меняются места работы, жительства, семьи, а сам он не изменяется, оставаясь таким же неудовлетворенным и раздраженным, как и ранее. Для него становится невозможным надолго на чем-то сконцентрироваться, чему-то посвятить себя, чем-то всерьез увлечься, т.к. ему не достает самоотверженности. Отдать себя другому для него немыслимо - «пусть они первые сделают что-то для меня», заявляет он в подобном случае. Но «раздраженный дьявол» не ценит уступок других, подозревая свое окружение в неискренности и каких-либо тайных умыслах. Скорее, подобное встретит с его стороны сарказм и смех, чем чувство благодарности. В конце концов, он приходит к выводу, что он «один, как перст», несмотря на то, что его ближние могут любить его и искренне сочувствовать. После долгой погони за удовлетворением, «раздраженный дьявол», нередко впадает в депрессию.

«Чванливый павлин», когда не может быть «павлином», становится «изворотливой змеей» (-2). Тайное сомнение в себе постоянно гнетет «змею». То, что было так нехарактерно для «павлина» - сомнения в своей важности и значимости, неотступно следуют за «змеей», как ее хвост. «Змея» пытается надуваться, как павлин, но страх, что окружающие заметят обман не дает ей павлиньего покоя. И тогда она прибегает к «змеиной тактике» - укусам исподтишка, тайным интригам и сведению счетов. «Да, я плохая» - иногда признается себе «змея», «но ведь весь мир таков». «Немного яду, совсем не повредит» - решает она для себя. Она может быть «ласковой», улыбчивой и услужливой, но рано или поздно окружающим придется испытать на себе остроту ее зубок. Причем, укус может быть совершен с самой обворожительной улыбкой и возможным почтением. Это тип колдуньи из сказки «Спящая красавица», вечно сомневающейся в своем первенстве. «Змею» можно «усыпить» лаской или лестью, но как правило, ненадолго. «На самом деле, они так не думают» - догадывается «змея», - «ну что ж, в следующий раз, мой укус будет значительно больнее». Чувствуя свою несостоятельность, но скрывая ее от других, «змея» отказывается от какой-либо ответственности и серьезных поручений, но, при этом, создает впечатление, что, если бы дело поручили ей, она справилась лучше других. С этой целью она любит «ставить палки в колеса» и высмеивать неумелость окружающих. Но у нее найдется масса предлогов, чтобы увернуться от того, что она считает для себя нежелательным. «Прижать ее к стенке» - дело, практически, бесперспективное. Она ловко вывернется и «выйдет сухой из воды». Опасность «змее» надо ждать, прежде всего, со стороны себя самой. Если окружающие стойко переносят все ее «укусы», то, в конце концов, она обращает свой «яд» на себя. Чтобы избавиться от гнетущего чувства собственной неполноценности, «змея» может пуститься в «загулы», находя забвение в спиртном, наркотиках, сексе и пр.

Неудавшийся «фантазер» (+4) трансформируется в «закованного в латы рыцаря» (-4). Ранее лелеемые мечты и надежды, как старый хлам, выкинуты прочь. Прежнее воодушевление сменилось разочарованием. «Как же я был раньше слеп, как я мог так обмануться» - думает «рыцарь» и решает вообще отказаться от каких-либо надежд и мечтаний, чтобы еще раз не попасть впросак. Если это у него получается, то перед нами самый «трезвый» человек, который ни за что ни пустится в какую-либо авантюру. Однако за это «рыцарю» приходится расплачиваться самоограничением. Он «запрещает» себе увлекаться, но за его стальными латами, незаметно для него самого, зарождается новая мечта. Обнаружив это, «рыцарь» начинает осторожно взращивать ее, сохраняя в тайне от окружающих. Если раньше он разбрасывался планами и надеждами, хотел поспеть куда только возможно, то теперь он - верный страж одной, но чрезвычайно значимой для него идеи. Верность идее постепенно переходит в фанатизм. Прорези его шлема позволяют смотреть лишь в одном направлении. Все остальное как бы не существует для «рыцаря». Любое посягательство на свою сверхценную идею он воспринимает, как вызов на поединок, и готов биться за нее до конца. «Одна, но пламенная страсть» становится судьбой рыцаря. Вместе с любовью крепнет и ревность, растет нетерпимость к критике. В конце концов, «рыцарь» становится рабом своей идеи, не может расслабиться и снять свои латы, так как это будет означать измену, которую настоящий «рыцарь» никогда себе не позволит и не простит. В психиатрии подобное положение дел классифицируется как паранойяльность, а в быту - «ослиное упрямство». Если объектом страсти становятся деньги, - перед нами «скупой рыцарь» ; прекрасная Дульцинея - Дон Кихот; наука - непризнанный гений и т.д.

Чтобы глубоко охарактеризовать личность, необходимо выяснить ее «наступательную» и «оборонительную» тактики. Так «алчный хвастун» часто «выбирает» себе в дополнение поведение по типу «раздраженного дьявола», а «небесный ангел» обручается с «несчастным страдальцем», «павлин» с «рыцарем» и т.д.

Все это примеры дисгармоничных, невротических личностей, т.к., согласно Люшеру, здоровая личность гармонично сочетает в себе потребности, символизируемые «основными цветами» и способна к нормальному их удовлетворению.

Такая личность в концепции Люшера называется «4-х цветным человеком». Ее 4 базовые потребности - самоотдача, без трагического самопожертвования «небесного ангела» и любовь к себе, без беспредельного эгоцентризма «раздраженного дьявола» (синий); самоуважение, без чванства «павлина» и комплекса неполноценности «змеи» (зеленый); достижения, стремление к успеху, без ненасытности «хвастуна» и беспомощности «страдальца» (красный); самораскрытие, без расточительности «фантазера» и сверхзащиты «рыцаря» (желтый).

Диагностика с помощью цветового теста Люшера данных типов личности возможна через определение функции цвета для испытуемого, причем «анализ куба» имеет значительные преимущества в этом плане, чем оценка «функций» цвета по 8-ми цветовой таблице.

В таблице 4.1.3.2. приводятся психологические интерпретации личностных особенностей испытуемого, исходя из наблюдаемой «функции» цвета, а таблице 4.1.3.3. представлены интерпретации для «не основных» цветов, описание их «структуры» или темы.

Таблица 4.1.3.3.

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетво-рении, стремление к гармонии, чувстви-тельность

Напряжение воли. Само-утверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению

Само-определение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость.

Готовность к контактам

Поверхностные связи и отношения

Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к социальному порядку.

Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний.

Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.

Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетво-ренность отношениями с партнером и своей деятельностью.

Ограничение само-выражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

Сверх-раздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, пере-возбуждение

Функция «+» в таблице 2 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» - переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» - неактуальность потребности на данный момент, «-» - невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, а следовательно ее фрустрацию и связанную с этим первичную защиту или «оборонительную» тактику поведения, тогда как, цвета с функцией «+» отражают «наступательную» тактику и вторичную компенсацию.

В норме, «основные» цвета не должны находиться ниже 5-ой позиции цветового ряда, а «не основные», кроме фиолетового, - выше 4-ой.

Таблица 4.1.3.3.

Фиолетовый

Коричневый

Стру-
ктура

Отношение к коллективу, интеграция

Сенсиби-лизация. Магическо-эротическое отождествление.

Физические потребности организма.

Отгора-живание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение.

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

Протест и уход от партнера или ситуации

Эмоциональная готовность к общению. Заинтере-сованность в социальных отношениях.

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувстви-тельность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

Подавление чувстви-тельности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.

Появление «не основных» цветов, кроме фиолетового, на первых 3-х местах 8-ми цветовой таблицы является свидетельством личностного конфликта, компенсаторного поведения и т.д. В этом плане, особенно должно обращать на себя внимание функции «+» и «х» для черного цвета.

«Цветовая типология» личностей М. Люшера, во многом, переросла ЦТЛ и не является только интерпретацией результатов теста. Концепция «4-х цветного человека» - самостоятельное учение, в котором Цветовой тест Люшера играет роль практического метода, но его механическое использование не может заменить опыта эксперта. При отнесении личности к тому или иному «цветовому типу», кроме цветовых предпочтений, немаловажную, а в ряде случаев и решающую роль играет оценка поведения личности.

4.1.4. Тест Люшера - «За» и «Против»

С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих. Возможно, это - судьба каждого оригинального психодиагностического метода.

В настоящее время преобладает осторожное отношение к Цветовому тесту Люшера. Основным объектом критики является теоретическая часть методики. По мнению критиков ЦТЛ недостает «строгой научности». В этом упрекает М. Люшера R. Meili (1960), считающий, что необходимым условием использования ЦТЛ на практике является тщательная научная разработка его основ. J. De Leeuw (1957) оценил теорию Люшера, как «неприемлемую», но отметил, что эмпирические данные, полученные с помощью ЦТЛ в работах W. Furrer (1953) представляются ценными и интересными. C.M. Braun, J.L. Bosta (1979) однозначно жестко оценивают Цветовой тест Люшера, как неадекватный диагностический инструмент.

В ряде других работ (C. Freuch, B. Alexander - 1972; M.A. Pollatschek - 1977; L.V. Corotto - 1980; B.J. Levy - 1984), наоборот, указывается на то, что с помощью Цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы.

J.L. Bassano (1977) провел факторный анализ совокупности параметров описания личности с помощью ЦТЛ в психосоматическом аспекте. Было обследовано 230 испытуемых в возрасте от 23 до 35 лет обоего пола. В исследовании использовались также опросники MMPI и Айзенка, шкала тревоги Тейлор, ряд психофизиологических проб, в частности, электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Для статистической обработки из Цветового теста Люшера были взяты только показатели «А», «К» и «!», а также «А» +» К» - «актуальная проблема».

Было показано, что данные параметры ЦТЛ, в целом, составляют самостоятельный фактор описания личности, не пересекающийся, в основном, с ее «клиническим» описанием (ММРI и др. методы). Из этого был сделан вывод, что Цветовой тест Люшера мало информативен при изучении «клинической» личностной патологии. Вместе с тем, отмечено, что данные показатели ЦТЛ способны отражать конфликт, возникающий в результате социального давления на «Эго» субъекта, который в ММРI измеряется с помощью шкал валидности результатов - «К» («коррекции» или «эго-силы») и «F» - («достоверности» или «социальной адаптации») через их соотношение между собой, а также шкалы латентной тревоги Тейлор.

Большинство замечаний в адрес цветового теста Люшера со стороны практических психодиагностов связаны с тем, что он «слабо коррелирует», как в выше приведенном случае, с имеющими «стойкую репутацию» методами. Ряд практиков озабочены тем, что ЦТЛ «не может заменить» более громоздкие и трудоемкие тесты, типа того же ММРI. Но почему Цветовой тест Люшера должен что-либо «заменять», тем более, что он создан на основе других теоретических позиций? Важно помнить, что любой тест ими изначально ограничен и глобальная экстраполяция получаемых результатов на смежные области ничего, кроме недоразумений и снижения эффективности психодиагностики, не приносит. К примеру, использование ММРI при исследовании психически здоровых испытуемых, часто дает просто курьезные результаты, но это не означает, что данная методика вообще не работает.

Продуктивная критика цветового теста Люшера должна осуществляться с позиций самого этого метода, а не с позиций других, теоретически далеких от него подходов.

В основном, с теоретическими основами ЦТЛ несогласны представители ортодоксального бихевиоризма и ряда близких ему направлений в психологии, ставящие во главу своих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главное положение Люшера о независимости психологического значения цвета для человека от научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретические положения. Вторым моментом является особый, метафорический язык описания Люшера. Он воспринимается как «несерьезный» и «ненаучный». Подобная оценка отражает господство в представлениях критиков Люшера «объективной», механистической точки зрения на психику, проявляющейся в вере, что психику можно описать понятиями и категориями того же типа, что используются в естественных науках. Но только объективный подход к психике, как смогли убедиться в этом многие психологи, не позволяет понять психическую деятельность «изнутри», проникнуть в ее «святая святых» - субъективный мир человека.

М. Люшер сторонник альтернативного, многим непривычного языка описания психического. И огульную критику данного языка можно сравнить с критикой одного носителя языка другим, на основании того, что «этот язык не такой, как мой, он мне не понятен, а следовательно - плох».

В чем, на наш взгляд, можно продуктивно критиковать М. Люшера? Например, вызывает сомнение однозначность процедуры цветового ранжирования, как единственно возможного способа выявления типа отношения к цвету, а следовательно и - «цветового типа» личности. Нам кажется, что М. Люшер сам понимает ограниченность такого подхода и в своей книге «4-х цветный человек» (1977) делает акцент на распознавании данных типов методом экспертного наблюдения, а не цветовых выборов.

Само психологическое содержание цветовых предпочтений остается далеко не ясным, как это было показано в предыдущих главах пособия, что требует дополнительных исследований.

«Цветовая типология» личностей нуждается в дополнительной верификации, но не с помощью других психодиагностических методов, а через полевые наблюдения, экспертную оценку, самоотчеты испытуемых и т.д.

Нельзя считать исчерпывающим список диагностических показателей ЦТЛ, предложенных М. Люшером. Возможно, что одной из причин небольшого числа взаимных корреляций ЦТЛ с другими методиками, является ограниченное число диагностических показателей теста Люшера.

Как уже отмечалось во второй главе, нами в совместной работе с И.И. Кутько (1997) были введены дополнительные показатели в обработке результатов тестирования - «цветовые коэффициенты», представляющие собой количественное выражение соотношений предпочтений «основных» цветов ЦТЛ к друг другу. Получаются они путем вычисления соотношения сумм «основных» цветов (среднее арифметическое рангов «основного» цвета по тем таблицам цветового теста Люшера, где он находится). Было выяснено, что соотношения сумм «основных» цветов являются константами для определенных акцентуаций характера, а, следовательно, позволяют осуществлять дифференциальную диагностику характерологических типов.

Наш опыт работы с тестом Люшера показывает, что при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека, а не игрушкой для салонных развлечений.

4.2. Тест цветных пирамид

Данный тест, созданный в 1952 году Р. Хейсом и Г. Хилтманом на основе работ М. Пфистера (поэтому он может называться еще и тестом Пфистера) не получил столь широкого распространения и известности, как Цветовой тест Люшера. В бывшем СССР, как отмечают Л.Ф. Бурлачук и С.В. Морозов (1989) не проводилось исследований с примением этой методики.

Основным принципом теста, как и в Цветовом тесте Люшера, является констатирование связи между субъективным предпочтением цвета и личностными особенностями человека, в том числе и интеллекта.

Процедура теста заключается в оклеивании цветными квадратиками (всего 24 цвета) 3-х или большего числа схем-протоколов пирамид, содержащих 15 пустых квадратов.

Оценка результатов включает подсчет частоты выборов основных тонов, без учета оттенков. По количеству использованных и не задействованных цветов в пирамидах определяется широта сферы эмоционального реагирования испытуемого.

По форме пирамиды (характеру оклеивания ее цветами) выносится суждение об интеллектуальных особенностях личности.

Как указывают Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов, вопрос о валидности и надежности теста цветных пирамид остается открытым.

4.3. Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда

ЦТО является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд - 1985).

Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания.

Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера.

Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. В каждом конкретном случае их список может варьировать. Чаще всего, в него входят - «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т.д. В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.

2. Этап тестирования. Возможны два его варианта: диагностический и исследовательский. В первом случае, испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором, - испытуемому необходимо проранжироваить все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям.

После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ. Этап интерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:

А) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4-5 места) - нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места - негативное, конфликтное отношение.

Б) :Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных собенностях эмоциональных отношений личности. С этой целью авторами предварительно было проведено изучение эмоционального значения цветов, которое выявило устойчивое и согласованное «ядро» (ср. со «структурой» цвета по М. Люшеру) данных значений у испытуемых различного пола и возраста (см. главу 2). Кроме этого, как отмечают авторы, возможности 4-го этапа могут быть расширены путем привлечения интерпретационной техники ЦТЛ.

С момента опубликования ЦТО с его помощью проведено большое количество исследований, особенно, клинико-психологических. А.М. Эткинд в своей диссертационной работе (1984) апробировал ЦТО на таких клинических группах, как больные неврозами, депрессией, алкоголизмом и др. Результаты этих и других работ А.М. Эткинда подробно описаны в учебном пособии по психодиагностике под. редакцией А.А. Бодалева и В.В. Столина (1987).

4.4. Методика цветовых порогов

В конце 60-х годов Э.Т. Дорофеевой (1967-70) с рядом соавторов был апробирован и предложен к применению метод верификации или объективации эмоциональных состояний человека путем определения характера изменений цветовой чувствительности. Работы проводились под руководством проф. Ф.И. Случевского.

В основу метода легли данные о связи цветовой чувствительности и эмоционального состояния человека, полученные Л.А. Шварц (1948), сотрудницей проф. С.В. Кравкова (см. главу 2).

Э.Т. Дорофеева предположила, что тот или иной вариант сдвига цветовой чувствительности глаза человека отражает конкретное эмоционального состояние субъекта.

С целью проверки данной гипотезы, было обследовано 470 человек (всего 630 проб), у которых клиническим методом определялись те или иные формы аффективных нарушений. Исследованию подвергались больные различной нозологической принадлежности, но с доминированием в состоянии стойкого, выраженного, определенного эмоционального фона.

Кроме больных, измерения цветочувствительности проводились и у 50 здоровых испытуемых, давших предварительно письменный самоотчет (о своем эмоциональном состоянии), в котором требовалось указать одну из характеристик состояния (доминирующую): грусть, тоскливость, тревожность, настороженность, радость, благодушие, комфорт, раздражение, безразличие, тягостность. Данный набор характеристик соответствовал тем состояниям, которые выявлялись у больных с помощью клинического наблюдения.

Цветовая чувствительность испытуемых определялась с помощью аномалоскопа «АН-59», позволяющего определять разностные (дифференциальные) пороги чувствительности к красному, зеленому и синему цветам. Следует сразу отметить, что исключение из данного списка желтого цвета не могло не обеднить диагностические возможности метода. В связи с этим, ряд исследователей предпочитал использовать цветовые таблицы Рабкина. Необходимость использования аномалоскопа создает известные трудности и является одной из причин недостаточно широкого распространения метода.

В результате проведенных исследований была выявлена зависимость между типом сдвига цветовой чувствительности, выражаемым отношением «больше-меньше» (>,
Таблица 4.4.1.

Эмоциональные состояния (группы аффектов)

Тип сдвига

1. Радостное, «солнечное» настроение

2. Благодушие, легкая эйфория, комфорт

3. Гневливость, раздражение, злобность

4. Печаль, тоскливость, грусть

5. Тревожность, настороженность, страх

6. Чувство неудобства, душевной не уютности, дискомфорт

Э.Т. Дорофеевой отмечается тенденция увеличения степени (количественный аспект) сдвига с увеличением интенсивности эмоций. Это давало надежду не только качественной, но и количественной оценки эмоциональных состояний. Однако увеличение степени сдвига соответственно увеличению интенсивности эмоций продолжается до определенного предела, с достижением которого зависимость меняется на обратную: интенсивность эмоций продолжает нарастать, а степень сдвига - падать (разница между порогами нивелируется, благодаря росту абсолютных показателей всех порогов, но не полностью). Интересно, что наибольшая степень сдвига у одного и того же испытуемого могла наблюдаться не на высоте аффекта, а в период его смягчения. Тем самым, Э.Т. Дорофеева приходит к выводу, что метод цветовых порогов не позволяет дифференцировать эмоции по их силе.

Описанные взаимосвязи Э.Т. Дорофеева трактует как следствие дезинтеграции корковой деятельности при превышении «нормы эмоций», в пределах которой зависимость между степенью сдвига и интенсивностью эмоций носит прямолинейный характер. Само понятие «нормы эмоции» представляет большой интерес, но к сожалению, никак не интерпретируется Э.Т. Дорофеевой.

На наш взгляд, факт, обнаруженный Э.Т. Дорофеевой, можно объяснить, основываясь на данных о связи цветовой чувствительности с деятельностью ВНС, полученных в школе С.В. Кравкова. Доминирование одного из отделов ВНС, связанное с тем или иным эмоциональным состоянием, при превышении определенного порога («нормы эмоций») вызывает компенсаторную активизацию другого, необходимую для поддержания гомеостаза. Это приводит к изменению порогов в противоположном направлении. Какое-то время обе тенденции могут сосуществовать, что приводит к росту всех цветовых порогов, который и был обнаружен Э.Т. Дорофеевой. Рано или поздно одна из тенденций «побеждает», но в патологических случаях, при которых наблюдается извращение деятельности ВНС (в частности, при сильных аффектах), возможен и своеобразный «застой» в динамике цветовых порогов, отражающий дезинтеграцию деятельности ВНС.

Несмотря на свою информативность и экспериментальную ценность, методика Э.Т. Дорофеевой не получила широкого распространения.

Н.К. Плишко (1980) сопоставил тип сдвига цветового порога с функциональным состоянием нервной системы. В таблице 4.4.2. представлены взаимосвязи выявленные Н.К.Плишко. Кроме этого, им же была сделана попытка установить корреляцию между функциональными состояниями НС (методика цветовых порогов) и цветовыми предпочтениями по ЦТЛ.

Таблица 4.4.2.

Функциональное состояние НС

Тип сдвига

1. Аффективное возбуждение (АВ): нетерпение, гнев, ярость (характерно для дисфорий)

2. Функциональное возбуждение (ФВ): эмоции, связанные с удовлетворением потребности, радость

3. Функциональное расслабление (ФР): спокойствие

4. Функциональное напряжение (ФН): настороженность

5. Функциональное торможение (ФТ): эмоции, связанные с неудовлетворение потребности, печаль

6. Аффективное торможение (АТ): «пассивные» аффекты - растерянность, дискомфорт, страх (характерно для глубоких депрессий)

Проекция функциональных состояний НС на цветовые выборы по Цветовому тесту Люшера была проведена Плишко, как на теоретическом уровне (таблица 4.4.3.), на основе гипотезы о лучшем восприятии той части спектра, которая оказывает более выраженное воздействие на НС, так и экспериментальным путем (таблица 4.4.4.), с помощью вычисления усредненных рангов цветов ЦТЛ.

Таблица 4.4.3.

Функциональное состояние

Функция цвета

1. Аффективное возбуждение (АВ)

2. Функциональное возбуждение (ФВ)

3. Функциональное расслабление (ФР)

4. Функциональное напряжение (ФН)

5. Функциональное торможение (ФТ)

6. Аффективное торможение (АТ)

Экспериментальные результаты показали, что связь между функциональными состояниями НС и цветовыми выборами не носит столь однозначного характера. Если ранги зеленого и синего при ФР и зеленого при ФТ соответствуют предсказанному соотношению, то в случае ФВ и особенно - ФТ экспериментальные результаты, скорее, противоположны теоретическим предсказаниям и носят другой характер, чем при проведении методики Э.Т. Дорофеевой. Продуктивное обсуждение результатов Н.К. Плишко, к сожалению, затрудняется тем, что автор не представил данных о достоверности различий в цветовых предпочтениях в зависимости от функциональных состояниях НС и не сообщает, проводился ли учет фоновых цветовых выборов.

Таблица 4.4.4.

Функциональные состояния

Средние ранги цветов

Фиолетовый

Коричневый

Ранговый ряд

Экспериментальные соотношения

Несмотря на это, подход, предложенный Н.К. Плишко, безусловно, является перспективным, что подчеркивает необходимость новых исследований в данном направлении.

Резюме

Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс - методам. В этом понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых». Но, как можно было убедиться, ознакомившись с содержанием заключительной главы, у цветовых методик в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй недостаток.

Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы. Если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое, то это так, но если рассматривать процедуру цветового ранжирования, то «проективного» в ней совсем мало, если есть вообще, при условии, что понятие «проективный» не толкуется слишком широко.

Важно отметить и такое достоинство цветовой психодиагностики, как ее игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию и рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и «опасных» для себя. Когда такой испытуемый знакомится с цветовым тестом и соглашается на тестирование «этой игрушкой», это не означает, что его негативизм магически устраняется, но разве можно «серьезно» относится к какому-то там цвету.

Не следует забывать и о не выраженности эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам. Это освобождает от проблемы создания эквивалентных форм и т.п. Тестирование цветовыми методике может носить характер мониторинга. Цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психодиагноста.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. т. 1-2, М., 1982.
2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
3. Базыма Б.А. Исследование отношения к цвету как метода в диагностике эмоциональных нарушений при шизофрении. Диссертация и автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ленинград, 1991.
4. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 280 с.
5. Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. //Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. с. 171-174.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
7. Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). //Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 115-126.
8. Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. //Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1968. вып. 2. с. 279-280.
9. Дорофеева Э.Т., Карпинский А.М., Случевский Ф.И., Щербатов Б.А. Некоторые пути объективных дифференцировок особенностей эмоционального фона при различных психопатологических состояниях. //Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения душевных болезней. Л., 1969. с. 47-52.
10. Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970. с. 319-326.
11. Дорофеева Э.Т., Постников В.А., Плишко Н.К. и др. К проблеме объективации клинических картин психологическими методами исследований. //Психология и медицина. М., 1978. с. 82-88.
12. Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951.
13. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993. 160 с.
14. Магия цвета. Харьков. 1996.
15. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко Г.А. и др. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984. 192 с.
16. Плишко Н.К. Особенности сенсомотрных реакций при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. с. 126-134.
17. Плишко Н.К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. с. 135-140.
18. Руденко В.Е. Цвет - эмоции - личность. //Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 107-115.
19. Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. //Вестник МГУ. М., 1986. серия 14. «Психология». N 1. с. 67-69.
20. Соловьева Е.А., Тутушкина М.К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии. //Актуальные проблемы современной психологии (Материалы научных чтений, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы). Харьков, 1993. с. 429-432.
21. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
22. Шварц Л.А. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях. //Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. с. 314-320.
23. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. //Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110-114.
24. Эткинд А.М. Разработка медико-психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств. Диссертация и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1985.
25. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227.
26. Bassano J.L. Le test des cuuleurs de Luscher dans le profil de descriptears de la personalite psyschosomatique. Psuchol. med., 1977, v. 9-10, p. 1951-1960.
27. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms. Berkeley, 1969.
28. Bunham R.W., Hanes R.M., Bartleson C.J. Color: A guide to basic facts and concepts. - N.Y., 1963.
29. Luscher M. Psychologie der Farben. Basel, 1949.
30. Luscher M. Psychologie und Psychotherapie als Kultur. Basel, 1955.
31. Luscher M. The Luscher color test. - L., 1970.
32. Meili R. Lehrbuch der psycholodischen diagnostik. - Bern: Huber Verlog, 1961, 465 s.
33. Nakano M., Jap N. Psychol., 1972. 43(1), 22.
34. Rachman S. Neuzosen-Ursachen und heilmethoden - Berlin: Deutsch. Verlogd. Wissenschaften, 1968. 290 s.
35. Stolper J.H. Color induced physiological response. - Man-En-viron. Syst., 1977. v. 7, n. 2. p. 101-108.

Однажды знакомый психотерапевт предложил мне пройти цветовой тест Люшера, а точнее разложить цветовой карточки разных цветов в порядке убывания моего хорошего отношения к ним на данный момент. Помню, на первое место я тогда положила карточку черного цвета…

Исследованиями доказано, что красный цвет повышает кровяное давление , частоту сердцебиения и дыхания. Синий — успокаивающе воздействует на нервную систему. Холодные цвета помогают сконцентрировать внимание при выполнении сложной зрительной или умственной работе.

Профессиональный психоаналитик на основании комбинации различных цветов (этот тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером) может понять состояние человека, причины стресса, скрытые в подсознании, даже выявить некоторые болезни.

Цветовой тест Люшера, естественно, рассчитан на профессионалов и как правильно пройти его знают именно они. Однако зная описание теста, интерпретацию отдельных цветов мы можем лучше узнать себя, в себе разобраться.

Но вначале определите свой цветовой ряд, а потом сравните с интерпретацией отдельных цветов теста Люшера.

Черный

Иногда выбор черного цвета связан с традициями или с тем, что в данный момент этот цвет моден. Но психоаналитику черная карточка на первом месте говорит о том, что в данный момент вы неспокойны, обстоятельства вашей жизни складываются не совсем удачно. Вы даже несколько драматизируете события, ситуации, хотя и пытаетесь противостоять ударам судьбы. И хотя явных проявлений этого беспокойства пока нет, в любой момент может произойти вспышка.

Послушайте совет : проанализируйте ситуацию, вас беспокоящую, постарайтесь понять окружающих, будьте терпимее к обстоятельствам.

Если же черный цвет поставлен вами на последнее место, то вы — боец, целеустремленно идете напролом, стремитесь быть внутренне свободным. Но есть риск споткнуться, так как действуете несколько безрассудно, слишком многого хотите от жизни. А внутренняя свобода — это не только неподчинение всем и всему, но и умение от чего-то отказываться, готовность подчиняться неизбежному.

Коричневый

Этот цвет можно образно назвать символом повседневности, унификации. Если в данный момент вы предпочитаете его, то, скорее всего, у вас масса проблем — дома или на работе, в отношениях с людьми и т. п. Вы устали, но не умеете или в силу ряда обстоятельств не можете отдохнуть и расслабиться.

Если же вы поместили карточку коричневого цвета ближе к концу, то вы — энергичны, отрицаете рутину, обыденность и банальность жизни, не хотите быть « как все». Но все же не следует слишком уж пестовать свою индивидуальность, лучше быть терпимее к окружающему и обязательно находить время для психологического расслабления.

Интересно, а выбор коричневого цвета для форменных платьев школьниц был сделан для « успокоения глаз» или это стремление психологически обезличить, подвести их всех под одну гребенку?

Зеленый

Если вы предпочитаете зеленый, то психоаналитик скажет, что вы обладаете хорошей памятью, умеете четко мыслить и говорить, что вы человек стабильный, сильный, волевой, целеустремленный, способны бороться с трудностями. Зеленый — это еще и символ желания власти. Но, с другой стороны, вам не хватает уверенности, вы стараетесь самоутвердиться, любыми способами понравиться окружающим. Можно сказать и о некоторой самоидеализации. Любителей зеленого, как правило, привлекает все таинственное.

Зеленый цвет на последнем месте — значит, что вы несколько потеряли точку опоры, обижены, как вам кажется, на несправедливые, завышенные требования со стороны окружающих. И хотя апатия вас угнетает, вы боитесь принимать кардинальные решения. В этом случае нужно либо смириться с собственной пассивностью, либо взять себя в руки и отважно решиться на какие-то конкретные действия.

Голубой

Он указывает на стремление к покою, равновесию, гармонии. Если вы поставили этот цвет на первое место, то вы склонны к созерцательности, любите спокойное течение жизни. Голубой цвет еще и символ верности, привязанности. Но в тяжелые минуты вы опускаете руки, впадаете в уныние.

Перенос голубого на последнее место говорит о внутреннем состоянии беспокойства, депрессии , пассивности, но также и о том, что мысленно человек готовится к переменам, хочет избавиться от этого неприятного состояния.

В данном случае совет таков : будьте более терпимы и доброжелательны и вам будет легче разобраться в себе, найти друзей, обрести равновесие.

Желтый

Он символизирует солнце, счастье, свободу. Если вы поставили его на первое место, то вы оптимистичны и дружелюбны, надеетесь на счастливую жизнь, стремитесь к независимости. Хотя иногда ваша улыбка — маска, за которой скрывается желание уйти от внутренней напряженности, трудностей. Любитель желтого цвета иногда предпочитает перемены ради перемен. Однако помните, что желание и поиск перемен могут перейти в погоню за иллюзиями.

Не любят желтый цвет люди нестабильные, легко подпадающие под влияние других. Понимание этого, естественно, вводит их в состояние глубокой депрессии. Хотя некоторые считают желтый цвет просто слишком откровенным, кричащим.

Красный

Он символизирует успех, полноту жизни, активность. Те, кто любит этот цвет,— оптимистичны, жизнелюбивы, целеустремленны и энергичны, а значит, предпочитают активные действия, всякого рода соревнования. Их привлекают спорт, эротика.

Но в то же время некоторая неуравновешенность и экзальтация, постоянное желание перемен (например, попробовать себя в другой профессии) могут сослужить плохую службу. Поэтому вам следует трезво оценивать обстоятельства, чтобы по возможности избежать ненужных осложнений.

Красный цвет обычно чужд тем, кто отрицает агрессивность.

Фиолетовый

На первое место ставят этот цвет люди чувствительные, обаятельные, приветливые, но сильно подверженные чужому влиянию.

Если вы ставите этот цвет на первое место, то, значит, грубая реальность окружающей жизни вас тяготит, вы стремитесь к спокойной гармоничной атмосфере, хотите понимания со стороны партнеров, друзей. Вас притягивает таинственно-мистическое. Но некоторое некритичное отношение к людям, романтизм и сентиментальность мешают правильно разобраться в окружающих.

Фиолетовая карточка на последнем месте говорит о том, что вы остро переживаете чувство одиночества, тоскуете по эмоциональным, чувственным переживаниям. И в то же время вы слишком цените свое Эго, свои собственные переживания и потребности и невнимательно относитесь к партнерам. Подумайте над этим.

Серый

Этот цвет нейтральный — не успокаивает, не возбуждает. Психоаналитику карточка серого цвета на первом месте может сказать о том, что вы самолюбивы, а в данный момент жизни стараетесь сохранить стабильность, отгородиться от мира. Серый — цвет скрытности. Окружающие видят в вас человека незаурядного, способного к плодотворной деятельности, но вы-то признаетесь самому себе, что все ваши поступки — лишь желание убежать от какой-то мучительной проблемы.

Наше ухо сотворено природой для тихих звуков. Но многие люди слишком легкомысленно обращаются с этим замечательно чутким прибором, необоснованно веря в его несокрушимость. И в первую очередь в эту группу риска попадает…

Лечение цветом - Цветотерапия: воздействие на организм человека

Лечение цветом — цветотерапия была очень популярна в древнем Египте, Китае и Индии. На Руси, например, для исцеления многих болезней использовался красный цвет. Считалось, что именно этот цвет придает человеку энергию и силы…

В последнее время тест М. Люшера с использованием цветового ряда приобрел широкую популярность как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.

Основные преимущества этой методики:

Быстрота тестирования;

Простота поставленной перед испытуемым задачи;

Полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

Возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;

Результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Следует отметить, однако, что ни Люшером, ни авторами последующих руководств по использованию цветового теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности его работы. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик. Использование этого теста в батарее методик повышает надежность полученных результатов.

Полный тест Люшера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором - к четырем основным и четырем дополнительным цветам и в третьем - к четырем основным, а также их оттенкам. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота и быстрота процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов. В связи с этим именно второй субтест методики Люшера и представлен в настоящем «Руководстве».

Люшер предлагал различать две точки зрения на цвет: первая - объективное значение цвета (под которым он понимал физические характеристики цвета и его символическое значение, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений) и вторая - субъективное отношение конкретного испытуемого к этому цвету.

Цвет и его объективное значение называются структурой. Субъективное отношение к цвету (например, симпатия, безразличие, антипатия) называется функцией. Структура как объективное значение цвета, подобно внешнему виду цвета, является для каждого человека постоянной. Происхождение структуры цвета Люшер объяснял следующим образом.

Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение нескольких тысячелетий своей истории он не был способен контролировать окружающие его цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи - времени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца - время пробуждения - интерес к новому дню, надежда. Красный цвет крови - необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты... Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями. Существование таких ассоциаций определило восприятие цвета как сигнала нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит.

Функция, т. е. субъективное отношение к какому-либо цвету, у каждого человека индивидуальна. Один находит цвет симпатичным, другому он безразличен, третий отклоняет его как скучный, а четвертый считает его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет. Так один и тот же цвет может высоко оцениваться как цвет машины и плохо - как цвет кожи и пр.

Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет как таковой, не ассоциируя его с какими-либо вещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цвета совпадет с возможностями и ведущей установкой его организма, то именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный. На этих двух предположениях и основан тест цветовых предпочтений.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.

Примечание: В качестве стимульного материала должны использоваться только цвета, предложенные Люшером. Следует иметь в виду, что названия «синий», «серый» и пр. весьма условны, но интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов. Нельзя использовать карточки, изготовленные в домашних условиях. В нашей стране стандартом принято считать стимульный материал, изготовленный фирмой «Иматон». Продукция МП «Центр прикладной психологии» полностью соответствует этому стандарту.

2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

№1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

№2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

№4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности (потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

№ 5 - фиолетовый;

№ 6 - коричневый;

№ 7 - черный;

№ 0 - серый

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Строго говоря, черный и серый вообще нельзя назвать цветами: черный - это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый - это сочетание синего и красного, а коричневый - сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами, и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться.

Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов. Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест,- увеличение общей полезности теста. При добавлении дополнительных цветов расширяется сфера действия основных цветов. Это позволяет точнее определить значение, которое придается помещению цвета в ту или иную позицию ряда.

4. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами- цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочим...»

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через две-три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз. Следует отметить, что не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже.

При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся двух или трех карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т. е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево.

5. ОСНОВНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Цветовые карточки по возможности следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т. д.

6. ОГОВОРКИ

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения, и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный - траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки - люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения».

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения, можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?»

7. ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак "+" (плюс), вторая пара - приятные цвета - имеет знак "х" (умножение), третья пара - безразличные цвета - обозначается знаком "=" (равно) и четвертая пара - несимпатичные цвета - получает знак - "-" (минус).

Пример. У Вас имеется такой выбор:

Х х = = - -

Надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т. д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или при совпадении значений обоих выборов.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т. е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)

2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)

Правила для определения знаков

Для определения знаков существует следующее правило:первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак х;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак -.

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или в конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности, символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью цветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Показатели тревоги и компенсации

Итак, считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные- на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма.

Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, .то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как указатель на источник тревоги.

Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения:

Если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте);

Если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте);

Если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте).

Если имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7, то 2 (зеленый цвет) обозначается - !!. Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что, чем больше "с!", тем прогноз неблагоприятнее. При наличии хотя бы одного "!" надо дополнительно определять группу цветов "+-". Это первый и последний цвета ряда, а также (в нашем случае) +3-2; +1-2. Группы "+-" отражают центральные внутренние конфликты личности испытуемого.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак "устремления" "+".

Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство "покой").

2-е место: оно также имеет знак "устремления" "+" и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся,- "покой").

3,4-е место: оба имеют знак "симпатии" "х" как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние - это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5,6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность.

7,8-е место: оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т. к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей.

Поделиться