Впадают глагол обозначает действие. Правила глаголов и их правописание. Лицо и число

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.

Виды глаголов

Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат (делал, красил).

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат (сделал, покрасил).

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (петь, спеть, пропеть, подпеть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет (помыть окно, пожать руку).
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными , если действие прямо не переходит на другой предмет (говорить, ходить).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом
-ся (-сь) (улыбаться, злиться).

Возвратные глаголы

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными (смеяться, радоваться) .
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле (читаю, прочитал, буду читать, прочту).
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) (посмотрел бы, съездил бы). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу (прочитай, сходи, принесите).

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание (расскажи-ка, поиграй-ка).

Времена глагола

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .

Глаголы в неопределенной форме на -чь , -ти образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- (печь — пек, нести — нес, достичь — достиг).
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.

Будущее время имеет две формы: простую и составную. Составное будущее время глаголов несовершенного вида образуется из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида — будущее время составное.

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успехов!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Глаголы в английском языке бывают динамичные и статичные (или по-другому, глаголы действия и состояния - Action-non-action verbs, dynamic and state verbs).

Одни глаголы обозначают действие (субъект что-то делает, совершает действие), другие - состояние (субъект что-то чувствует, желает, ощущает, то есть это в его голове или сердце).

Давайте посмотрим на примерах.

Динамичные глаголы

Глаголы действия - это те глаголы, которые обозначают действие , это нечто осязаемое, то, что мы ДЕЛАЕМ. Таких глаголов большинство.

Таблица динамичных глаголов

Статичные глаголы

Статичные глаголы - это глаголы, обозначающие состояние . Мы ничего не делаем, это то, что происходит внутри, в голове или сердце. Чтобы было проще запомнить эти глаголы, их можно условно распределить на несколько категорий.

Глаголы состояния можно разделить на несколько видов:

  • В голове (связано с умственной деятельностью) - know (знать), understand (понимать), believe (верить), remember (помнить), forget (забывать), think (думать, считать).
  • В сердце - чувства - love (любить), like (нравиться), hate (ненавидеть), prefer (предпочитать), adore (обожать); желания - want (хотеть), wish (желать), desire (сильно желать), long (страстно желать).
  • Ощущения (восприятие) - see (видеть), hear (слышать), feel (чувствовать, полагать), smell (пахнуть), taste (иметь вкус).
  • Обладание - have (иметь), belong (принадлежать), possess (обладать).

Что ж, с глаголами мы разобрались, теперь нужно понять, для чего вообще эти знания и для чего необходимо различать глаголы действия и состояния.

    Прежде всего, глаголы состояния не используются во временах группы Continuous (продолженное, длительное время), так как состояние абстрактно и неизмеримо и не может длиться какое-то конкретное время. Нельзя сказать I’m knowing it. I will be believing you. I was hearing it . Вместо этого используются формы простого времени - Simple. I know it. I’ll believe you. I heard it.

    Глаголы состояния (статичные) не используются в конструкции would + глагол для обозначения повторяющихся действий в прошлом, которые больше не происходят в настоящем. Нельзя сказать в этом значении I would be sensitive. I would have freckles. Вместо этого используем (эту конструкцию можно использовать со всеми глаголами). I used to be sensitive. I used to have freckles.

Тем не менее, есть несколько глаголов, которые, в зависимости от контекста, могут иметь разное значение - и динамичное, и статичное.

Глаголы, способные иметь и статичное, и динамичное значение

Статичное значение Динамичное значение
have
Иметь: I have a phone. (У меня есть телефон) (различные словосочетания, где смысл меняется) I’m having a shower. (Я принимаю душ, т. е. моюсь. Здесь нет значения обладания).
look
Выглядеть как; быть похожим: She looks like her grandmother. (Она похожа на свою бабушку) Смотреть: They are looking at him. (Они смотрят на него)
think
Считать, полагать: I think it’s a good idea. (Я думаю, что это хорошая идея) Обдумывать: I’m thinking about it (Я подумываю про это.)
feel
Иметь мнение: I feel he’ll come. (Мне кажется, он придет) Ощущать: I’m feeling it with my skin. Я чувствую это через кожу.
see
Понимать; видеть: I see what you mean. (Я понимаю, что ты имеешь ввиду) Навещать, встречать, видеться: I’m seeing my parents. (Я навещаю моих родителей)
taste
Быть на вкус, иметь вкус: It tastes bitter. (На вкус - горький) Пробовать: I’m tasting the soup. (Я пробую суп)
smell
Иметь запах: It smells good. (Пахнет хорошо) Нюхать: She’s smelling the flowers. (Она нюхает цветы)
weigh
Весить, иметь вес: It weighs 1 kilo. (Это весит 1 кг.) Взвешивать: He’s weighing the apples. (Он взвешивает яблоки)

Глагол feel может использоваться и в простом, и в продолженном времени, когда обозначает «чувствовать себя, быть в каком-либо состоянии». Например:

How do you feel? / How are you feeling? – Как ты себя чувствуешь?

I feel good. – Я чувствую себя хорошо.

Обратите внимание , что типичной ошибкой русских людей является использование возвратного “myself” – I feel myself tired . Глагол “feel” не требует возвратности, поэтому правильно будет говорить I feel tired . Об этой и других ошибках можете почитать в статье “ “

То же самое касается и глагола look в значении «казаться» Например:

You look tired. / You’re looking tired. – Ты выглядишь/кажешься уставшим.

Как же так? - возмутятся некоторые из вас и покажут примеры статичных глаголов, использованных в форме Continuous. Например, «I’m loving it ». Действительно, такое случается, но это носит только лишь стилистический оттенок, используется для усиления эмоциональности: «Я так люблю это!».

А я вам, в свою очередь, желаю перейти к действию и попрактиковать использование глаголов. И чтобы состояние при этом у вас было наипрекраснейшее!

Для закрепления смотрите наш видеоурок по данной теме:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.

Глагол как часть речи

Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.

Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. похолодало, приморозило, вечереет.

Морфологические и синтаксические признаки

Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.

Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.

Инфинитив

У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).

Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.

Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.

Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.

Виды глагола

Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.

Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).

Форма наклонения

Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.

Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).

На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).

Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).

Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).

Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.

Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.

Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.

В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.

Лицо и число

Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".

О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.

Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".

Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".

Спряжение и личные окончания глагола

Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.

Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.

I спряжение

Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить

II спряжение (окончания)

Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Примеры глаголов

Несем (I); говорим (II)

Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II)

Несет, несут (I); говорит, говорят (II)

Безличные глаголы

Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.

При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).

  • Глаголом называют часть речи, обозначающей действие. Например: прыгать, ходить, бегать, спать, есть, кружиться и т.д. Это .Я привл для примера глаголы неопределенной формы. Это значит что по ним не ясно про какой род (мужской или женский) и про какое число (множественное либо единственное) идти речь. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос "Что делать".

    Существуют еще глаголы определенной формы, то есть те, в которых присутствует хоть какая-то информация о числе или роде того, к кому этот глагол относится.

    Пример глаголов определнной формы: ходил, бегала, гуляли, стоим, ходите и т.д.

  • ГЛАГОЛ — это часть речи русского языка, выражающая какое либо действие.Основные вопросы на которые отвечает на ГЛАГОЛ — "Что делает?" (настоящее время), "Что сделал?" (прошедшее время), "Что сделает? (будущее время)
  • Глагол — это самостоятельная чать речи, которое обозначает действие или явление, а так же может выражать свое отношение к какому либо предмету. Все глаголы, в русском языке, имеют свои признаки, а именно:1) форма лица (первое, второе и третье лицо)

    2) форма времени (прошедшая, настоящая и будущая)

    3) число (единственное и множественное)

    4) имеют спряжение (первое и второе)

    Так же нужно знать, что у всех глаголов есть свои наклонения, которые, в свою очередь, подразделяются на повелительные (пример: принеси мне книгу), условные (пример: я бы хотел очень хорошо учиться) и изъявительные (пример: перечитывая старые книжки, я вспоминаю свои детские годы.)

  • Под таким понятием как "глагол" в русском языке имеется ввиду именно самостоятельная часть речь, которая способствует выражению именно действия или же состояния какого-либо предмета. Глаголы отвечают на вопросы типа "что делать?" (несовершенный вид) и " что сделать?" (совершенный вид).
  • Глагол это действие которое выполняет определенный предмет или живое существо (как человек так и животное и другие)и отвечает на вопрос что делать,что сделать, что делал(а, и, о). А как подчеркивать в предложении глагол — двумя линиями.
  • Глагол = это самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы; что сделать, что делать?В предложении глагол в основном выступает как сказуемое.

    Примеры: плыть, лететь, мечтать и т.д. (отвечают на вопрос что делать?)

    занять, порвать, дать и т.д. (отвечают на вопрос что сделать?)

  • Глагол это часть речи, которая обозначает действия или состояния.

    При этом глаголы имеют форму времени :

    • настоящее время;
    • прошедшее время;
    • будущее время.

    Глаголы имеют форму лица: 1, 2, 3 лицо, числа в единственном и множественном числе.

  • Глагол — это часть речи. Значение глагола: что делает объект? что происходит в данный момент времени?Например, Стол -> (Что делает?) -> Стоит

    (Что сейчас происходит?) -> Темнеет, Светлеет…

    Вопросы: Что делать? (Петь, Играть)

    Что сделать? (Спеть, Сыграть)

    Глаголы бывают первого и второго спряжения:

    1-ое спряжение : глаголы, имеющие окончание, отличное от "ИТЬ", а также брить и стелить. Также есть глаголы на ЕТЬ и АТЬ, но относящиеся ко второму спряжению:

    вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть.

    2-ое спряжение : глаголы, которые имеют окончание "ИТЬ", кроме брить и стелить, а также 11 глаголов-исключений, которые я перечислил выше.

  • Термин глагол используют в русском языке, это часть речи. Глагол обозначает действие. Глагол есть практически в каждом предложении русского языка. Слова отвечающие на вопрос "что делать?" называют глаголом. Например: смотреть, писать, прыгать, летать, звонить, идти, играть, писать и так далее. Что такое глагол и все правила связанные с ним есть в школьной программе.
  • Глагол — это самостоятельная часть речи, с помощью которой которой отображается действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? По этим вопросам можно определить несовершенный или совершенный вид глагола.Что сделать? сорвать, написать, послать, решить, родить, казнить и т.д.

    Что делать? рвать, писать, посылать, отсеивать.

    Глаголы бывают переходными и непереходными.

    Переходный глагол обозначает действие, которое переходит на предмет. Как правило, такие глаголы управляют существительными в винительном падеже без предлога (люблю бабушку, поймал окуня, вижу картину, рисую пейзаж) или в форме** родительного падежа**, обозначающего часть от целого (поел колбаски, попил чаю, съел хлеба).

    Возвратные глаголы непереходные : возвращаться, смеяться, улыбаться.

    Глаголы могут изменяться по лицам и числам , то есть спрягаться . В зависимости от личных окончаний глагола различают первое (все глаголы на -ать,-ять, -оть, -еть, -уть и брить, стелить ) и второе спряжения (все глаголы на -ить и семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть и четыре глагола-исключения на -ать: гнать, дышать, слышать, держать).

  • Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делает? что сделает?. Глагол показывает состояние того или иного предмета или же действие человека. Глаголы разделяются на совершенный и не совершенные виды, к совершенным относиться действие которое уже было сделано (что сделал?), а к несовершенным относиться действие которое еще не сделано или не закончено (что делает?).
  • Словесное выражение действия, а также отношений и какого-либо состояния чего-то.

Глагол - это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать ), состояние (болеть ), свойство (хромать ), отношение (равняться) , признак (белеться ).

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать - перех., спать - неперех.), возвратности (мыть - мыться ) и вида (решать - несов. вид, решить - сов. вид).

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится ), сказуемым (Быть грозе великой !), дополнением (Все просили ее спеть ), определением (У меня возникло непреодолимое желание поспать ), обстоятельством (Я пошел пройтись ).

Переходность/ непереходность глагола

Переходность - способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги ). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды ). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать ), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, - присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом ), а также глаголы типа хотеть : в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое .

Возвратность/ невозвратность

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся : учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить готовиться ), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться ;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность - нравиться, нездоровиться, смеркаться .

Обычно возвратные глаголы являются непереходными - за редким исключением: бояться, стесняться маму.

Вид как морфологический признак глагола

Вид - постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику - относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ).

Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть ).

Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень, листья пожелтели и опал и.). Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия (С ним так бывает: остановится и задумается ).

Глаголы НСВ отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия (читать ) действия, достигшего определенного предела (худеть ).

Сфера употребления глаголов НСВ шире, чем глаголов СВ: глаголы НСВ обозначают действие как процесс (Приближалась поздняя осень, листья быстро желтели и опадали ), повторяющееся действие (Он иногда останавливается и задумывается ), постоянное отношение (Параллельные прямые не пересекаются ). В ситуации, когда обозначается факт совершения действия, а не характер его протекания, глагол НСВ может быть употреблен синонимично глаголу СВ; ср.: Я уже читал эту книгу = Я уже прочитал эту книгу.

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ (читать, менять, кричать ). Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку (читать пере-читать ), приставку и суффикс (менять с-мен-и-ть ) или суффикс -ну- со значением однократности (кричать крик-ну-ть ).

Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например: летать у-летать .

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару : делать - сделать, читать - прочитать .

У большинства глаголов приставка, помимо видового значения, привносит также иной дополнительный смысловой компонент: начинательность (петь за-петь ), смягчительность (болеть при-болеть ), интенсивность (бить из-бить ) и др.

Если к глаголу СВ прибавить суффиксы -ива-/-ыва-, -ва-, -а-, то от них образуется глагол НСВ: перечитать перечит-ыва-ть, избить изби-ва-ть, решить реш-а-ть . Эти суффиксы, как правило, привносят только видовое значение (незавершенность действия, отсутствие достижения предела). При прибавлении этих суффиксов образуются видовые пары; исключения немногочисленны (см., напр., заблудиться - заблужд-а-ться ).

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить - сказать . В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения (разр?зать - разрез?ть ).

Обычно видовая пара одна (делать - сделать, перечитать - перечитывать ), но в некоторых случаях у одного глагола СВ может быть две видовых пары, образованные на обеих ступенях видообразования: слабеть - о-слабеть - ослабе-ва-ть .

Видовая пара может быть различна для разных значений одного глагола:

учить (что) - выучить,

учить (кого) - научить .

В русском языке есть двувидовые глаголы : значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать (Вчера он наконец женился - СВ. - Он женился несколько раз - НСВ), глаголы на -ировать: телеграфировать, оперировать (Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия - НСВ - Он решил телеграфировать о своем приезде - СВ).

В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия: они обозначают не действие, а факт (стоить, иметь - НСВ) или моментальный переход из одного состояния в другое (вскрикнуть, очнуться - СВ).

Наклонение как морфологический признак глагола

Наклонение - непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам (пишу - писал - буду писать ).

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа. Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам.

Формы повелительного наклонения в основном образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -и или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание - те образует форму множественного числа (бег-и - бег-и-те, режь - режь-те ).

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие. Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы: Если бы он пришел , мы пошли бы в кино.

Время как морфологический признак глагола

Время - непостоянный признак глагола, обозначающий время совершения действия по отношению к моменту речи о нем.

В русском языке у спрягаемых форм глагола представлены три времени: прошедшее, настоящее и будущее .

Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нем. При этом сам момент речи (речемыслительной деятельности) может находиться не только в настоящем (Я опоздал .), но и в прошлом (Я понял, что опоздал .) или будущем (Он опять придет раньше назначенного срока и будет говорить, что я опоздал. ).

При образовании форм прошедшего времени используется суффикс - л- (видеть - виде-л ).

Настоящее время есть только у НСВ. Оно формально выражается личными окончаниями глагола (нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут ).

Настоящее время может обозначать действие, протекающее в момент речи. При этом сам момент речи может находиться не только в настоящем (Он идет впереди меня.), но и в прошлом (Он думал, что идет впереди меня ) или будущем (Он опять убежит вперед, но будет думать, что идет лишь немного впереди меня ).

Кроме того, настоящее время может обозначать:

1) постоянное отношение: Волга впадает в Каспийское море .

2) повторяющееся действие: Он всегда занимается в библиотеке .

3) потенциальный признак: Некоторые собаки кусаются .

Будущее время обозначает действие, которое будет иметь место после момента речи о нем (Я вечером пойду в кино / Вчера утром я думал, что вечером пойду в кино, но не смог ).

Будущее время есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ, но выражается оно различно. У глаголов НСВ представлена составная форма будущего времени : спрягаемая форма глагола быть + инфинитив (буду читать ), у глаголов СВ будущее время выражается личными окончаниями (прочита-ю ).

Формы времени могут иметь переносное употребление.

Настоящее время может употребляться:

1) в значении будущего:

а) действие воспринимается как обязательное и реальное: Завтра еду на дачу;

б) настоящее воображаемого действия: Вообрази: ты встречаешь его на улице, а он тебя не замечает;

2) в значении прошедшего (для образной актуализации событий): Иду я вчера по улице и вижу...

Прошедшее время может употребляться:

1) в значении будущего предрешенного: Ну, я пошел ;

2) в значении настоящего при отрицании: Всегда он так: ничего не видел, ничего не слышал.

Будущее время может переносно употребляться в значении настоящего: Что-то я газету никак не найду .

Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы

Глаголы в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении имеют непостоянный морфологический признак лица .

Лицо указывает на производителя действия.

Форма 1 лица указывает, что производителем действия является говорящий (один или с группой лиц): иду, идем .

Форма 2 лица указывает, что производителем действия является слушающий / слушающие: идешь, идете, иди, идите.

Форма 3 лица указывает, что действие осуществляется лицами, не участвующими в диалоге, или предметами: идет, идут, пусть идет / идут .

С точки зрения отношения к морфологической категории лица глаголы можно разделить на личные и безличные .

Личные глаголы обозначают действия, у которых есть производитель, и могут выступать как сказуемые двусоставных предложений (Я болею ).

Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя (Смеркается ), или действие, которое мыслится как происходящее помимо воли субъекта (Мне нездоровится ). Это состояния природы (Вечереет ), человека (Меня знобит ) или субъективная оценка ситуации (Хочется этому верить). Безличные глаголы не могут быть сказуемыми двусоставных предложений и выступают как главный член односоставного безличного предложения.

В изъявительном наклонении морфологический признак лица выражается личными окончаниями и при наличии в предложении подлежащего является согласовательной категорией: личные местоимения я и мы требуют постановки глагола в форму 1 лица, личные местоимения ты и вы требуют постановки глагола во 2 лицо, остальные местоимения и все существительные, а также слова, выступающие в функции существительного, требуют употребления глагола в форме 3 лица.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам .

Окончания настоящего/простого будущего времени называются личными окончаниями глагола (так как передают в том числе и значение лица).

Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (сп-ишь ), а глагол пить - к I спряжению (пь-ешь ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (выпь-ешь ).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть ) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать ). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть - ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.

Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.

Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них (съесть, передать ), а также глаголы, связанные с данными по происхождению (надоесть, создать ).

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа, у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа, у глаголов жеребиться, кристаллизоваться - формы 1 и 2 лица.

Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий

Род глагола является словоизменительной морфологической характеристикой таких глагольных форм, как формы единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, формы единственного числа условного наклонения, причастные формы. Родовая характеристика глагола служит для согласования глагола с существительными и местоименными существительными и является внесловным показателем их родовой характеристики (Мальчик пришел - Девочка пришл -а ). Средний род может также указывать на безличность глагола (Вечерел -о) .

Число - морфологическая характеристика, присущая всем глагольным формам. Число глагола служит для согласования глагольных форм с существительным или местоименным существительным (Пришел человек - Пришл -и люди). Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределенность субъекта (В дверь стучат ), а единственное может указывать на безличность (Меня знобит ).

Морфологический разбор глагола

Разбор формы инфинитива производится по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки. Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение. Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора глагола .

- Его нужно предостеречь.

- Не надо, - сказал Балаганов, - пусть знает в другой раз, как нарушать конвенцию.

- Что за конвенция такая?

- Подождите, потом скажу. Вошел, вошел! (И. Ильф и Е. Петров)

I. Предостеречь (что сделать?) - глаг., начальн. форма предостеречь.

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива.

III. (Что сделать?) нужно предостеречь (сказуемое).

I. Пусть знает (что делает?) - глаг., начальн. форма знать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе.

III. (Что делает?) пусть знает (сказуемое).

I. Нарушать (что делать?) - глаг., начальн. форма нарушать

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива

III. (Что делать?) нарушать (сказуемое).

I. Подождите (что сделайте?)- глаг., начальн. форма подождать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе.

III. (Что сделайте?) подождите (сказуемое).

I. Вошел (что сделал?)- глаг., начальн. форма войти.

II. Постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в изъяв. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе.

III. (Что сделал?) вошел (сказуемое).

Поделиться