Презентация на тему "причастия и отглагольные прилагательные". Тема: отличие причастий от отглагольных прилагательных Как отличить отглагольное прилагательное от причастия презентация

Разделы: Русский язык

Урок «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных» проводится в 7 классе с применением интерактивной доски. Данный урок прививает интерес к предмету, устанавливает уровень овладения учащихся теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формированию навыков работы с интерактивной доской.

Тема: «Причастие как часть речи».

Тема урока: «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока:

  • повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;
  • выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках;
  • развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.
  • развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему;
  • работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.

Структура урока:

I. Оргмомент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
ІV. Активизация пройденного материала.
V. Обобщение теоретического материала.
VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.
VІІ. Контроль полученных знаний.
VIІІ. Домашнее задание.
ІX. Рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить, взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить, понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.
Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.
Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.
Третий – записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.
Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

– Какие орфограммы встретились в данном упражнении?
– При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)
– От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему? (От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.
Внимание на произношение следующих причастий. (Рис. 1)

III. Сообщение темы и целей урока

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». (Рис. 2)
Сообщение целей урока.

IV. Активизация пройденного материала

1. Синтаксическая пятиминутка. (Рис. 3)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.
Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный
оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.
С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.
Затем следует проверка.

2. Орфографическая работа. (Рис. 4)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.
Орфоэпическая работа со словом запломбиро?ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.
Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:
1 вариант – размешанный,
2 вариант – продуманный.
Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме

Фронтальная беседа.

– Назовите признаки прилагательного у причастия.
– Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
– Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида? (Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)
– От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?
– Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
– Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? (Рис. 5)
– В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. (Рис. 6)

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.
По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. (Рис.5, 6. Таблицы заранее подготовлены учителем.)

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. (Рис. 7). Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. (Рис. 8). Далее делаются выводы.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Рис. 9)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.
В объектах красного цвета (части речи) и в объектах – буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.
Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти?рованный. Выясняется его лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

3. Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». (Рис. 10)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

– Не ладно скроен... (, но ладно сшит).
– Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).
– Пуганая ворона… (куста боится).
– Повинную голову… (меч не сечёт).
Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.
Затем следует самопроверка. (Рис. 11). «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

3.2. Определите значение метафоры. (Рис.12).

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).
Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах. Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.13. Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

5. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений (Рис. 14)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.
– Почему от глагола купить образуются только причастия? (Это глагол совершенного вида).

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».
Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы
сдаются на проверку. (Рис. 15)

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.
Используется затемнение экрана.
Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку.

VIII. Творческое домашнее задание . (Рис. 17)

Проверка – на следующем уроке.
Упражнение 124.
Задание:
при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.
Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IХ. Рефлексия

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность
Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.
На интерактивную доску проецируется слайд. (Рис. 18)

Дети осуществляют итоговую самооценку.
Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:
– Чем данный урок был полезен для вас?
– Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
– Чем хотели бы заняться на следующем уроке?
– Как хотели бы работать?
– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?
Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.
Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.
На интерактивную доску проецируется слайд. (Рис. 19).

«Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени» - -Т- Открыть – открытый Нагреть - нагретый. Страдательные причастия прошедшего времени. -ЕНН- если основа гл.оканчив. Образование причастий. Гласная перед суффиксом причастий ПРОШЕДШЕГО времени действительных и страдательных. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! 1. Выполняем упражнение № 108.

«Причастие 7 класс» - Не с причастиями. Шаг 2 Рассмотрите таблицу на странице 91 в книге «Русский язык в таблицах. 5-9 класс». Повторить правописание полных и кратких страдательных причастий. Повторить морфологические признаки причастий. Раскройте скобки. Так же, как и глаголы, причастия бывают I и II спряжения. Шаг 2 Рассмотрите таблицу на стр. 95 в книге «Русский язык в таблицах» 5-9 класс.

«Страдательное причастие прошедшего времени» - IV.Выполнение упражнений. II.Проверка домашнего задания. 1.Рассказать об образовании страдательных причастий настоящего времени. 2.Упр. 105, 106 (по вариантам). V. Повторение темы «Одна и две буквы -Н- в прилагательных». Страдательные причастия прошедшего времени 7 класс. 1. Упр.108: комментированное письмо.

«Причастие и глагол» - Поля (какие?) желтеющие – образовано от глагола желтеть. Заходящее солнце наполнило сады блеском, позолотившим и листья, и плоды. Какие необычные для прилагательного суффиксы вы встретили? Действие уже произошло или совершается. Посмотрите. Вот наступает вечер. 3. Наблюдение за фактами языка. Есть время.

«Причастие» - Причастие. Настоящие время. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательное причастие. Прошедшее время. Действительное причастие. Действительные причастия настоящего времени. Полная форма. Страдательные причастия прошедшего времени. Несовершенный вид. Страдательные причастия настоящего времени.

«Урок Причастие» - В каком из предложений есть причастный оборот: В каком предложении отсутствуют знаки препинания: Компьютерное тестирование по теме «Причастие». Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. 1 урок. Морфологический разбор причас- тий. НЕ с причастиями. 6 урок. Тренировочные упражнения на правописание причастий. 7 урок.

На уроке рассматриваются понятия «прилагательное», «отглагольное прилагательное», «причастие». Представлены отличительные признаки отглагольного прилагательного и причастия. Проводится практическая работа по различению отглагольного прилагательного и причастия.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей ?

Например: холодный; ломаный.

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ?

Например: сломанный, ломанный руками .

Прилагательные могут образовываться от имен существительных (холод - холодный;

стекло - стеклянный ) и от глаголов (ломать - ломаный ).

Прилагательные, образованные от глаголов, следует отличать от причастий.

прич. п прилаг.

Сравните: Француз говорил на ломаном русском. - Вязанка дров была собрана из ломанных мною веток.

Основные признаки различения отглагольных прилагательных и причастий

У отглагольных прилагательных отсутствуют приставка (кроме НЕ ) или зависимое слово.

прилаг. причастие причастие

Сравните: крашеный (некрашеный) пол - крашенный кистью пол - по крашенный пол.

Отглагольные прилагательные могут быть образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида, а причастие - от бесприставочных глаголов совершенного вида.

прилаг. причаст.

Сравните: ношеный костюм - купленный костюм.

носить - несов.в. купить - сов.в.

Слова с суффиксами -ованн-/-еванн- без приставок или зависимых слов являютс отглагольными прилагательными.

прилаг. прич.

Сравните: кованый сундук - подкованный конь.

Некоторые причастия могут переходить в прилагательные. Чтобы их различить, определим лексическое значение этих слов.

Например: назвАный (брат) - нАзванный выше брат . Подбираем синонимы: побратим и тот, который назван выше . Мы видим, что лексическое значение слов разное. В причастии сохраняется связь с глаголом.

Примеры отглагольных прилагательных:

- посажЁный отец - исполняющий роль отца на свадьбе;

- смышлЁный малыш - умный, понятливый, на лету схватывает.

Обратите внимание на ударение в этих словах.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Девятова Н.М.. Причастия и отглагольные прилагательные ().
  2. Дидактические материалы. Раздел «Причастие» ().
  3. Образование причастий ().

Домашнее задание

Задание № 1

Распределите словосочетания в две колонки: причастие или отглагольное прилагательное.

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно - сея...ая мука, стриже...ый мальчик - стриже...ые под ноль волосы - остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо.

Задание № 2. Образуйте от каждого глаголы все возможные варианты причастий и отглагольных прилагательных по образцу:

прилаг. прилаг. прич. прич.

Красить: крашеный пол - некрашеные доски - крашенная краской скамья - выкрашенные

стены - рамы не покрашены.

Глаголы: варить, путать, ткать, сушить, тушить, печь, пугать, жарить.

Задание № 3. Произнесите словосочетания. Обоснуйте место ударения в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.

Баловать ребёнка - балованный ребёнок; газировать воду - газированная вода; гофрировать юбку - гофрированная юбка; датировать рукопись - датированная рукопись; декольтироваться - декольтированное платье; дозировать лекарство - дозированное лекарство; заблокировать решение - заблокированное решение; компостировать билет - компостированный билет; замаскировать вход - замаскированный вход; запломбировать вагон - запломбированный вагон; избаловать собаку - избалованная собака; копировать документы - копированные документы; костюмированный бал, нормировать рабочий день - нормированный день; сгруппировать предложения - сгруппированные ошибки; смонтировать оборудование - смонтированное оборудование; сформировать команду - сформированная команда; шаржированное изображение; экипировать команду - экипированная команда.

тема: оТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ
ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, 7 класс

Цел и: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Разбор предложений.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

– От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы.

(Синь, синька, синева, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный.)

– От какой части речи образуются причастия?

– Что означают фразеологизмы:

синяя птица синий чулок

символ счастья Неодобр.: сухая педантка, лишенная

Женственности и погруженная

в книжные, отвлеченные интересы

– А что, по-вашему, счастье?

– Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица .

2. Анализ предложений с объяснением значений причастий и омонимичных прилагательных.

1) Люди, измученные жаждой (которых измучила жажда), не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид.

2) Он слыл образованным (грамотным) человеком. – Мы пошли на вал, возвышение, образованное (которое образовала) природой и укрепленное частоколом.

3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен.

3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения.

Приподнятый, организованный, рассеянный.

(Например:

Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение.

Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей.

Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

4. Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты).

Отец друга занимал руководящий пост. Приехал инженер, руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе мы встретили знающего агронома. Мы любовались блестящими на солнце снежинками. Брат отличался блестящими способностями. Как красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих.

– Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.)

5. Составление таблицы (на доске и в тетрадях).

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Общее в отглагольных прилагательных и причастиях:

1) Есть полная и краткая формы.

2) Образованы от глаголов.

V. Закрепление темы.

1. Выпишите в два столбика словосочетания:

Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный ковер, копченая колбаса, линованая тетрадь, закопченные стены, тканая скатерть, скованные движения, асфальтированная улица (обратить внимание на постановку ударения) , кованый меч.

VI. Найдите ошибки в словах, записанных на доске, обоснуйте свой выбор.

Посаже нн ый отец, писа н ые людьми законы, назва нн ый брат, высуше нн ое на солнце белье, рассея н ые дети, подмоче н ый водой батон, подмоче нн ая репутация, пря нн ый запах, жертве нн ый огонь, патентова нн ый препарат, серебря нн ые ложки, лакирова н ый стол, оловя н ый солдатик, смышле нн ый малыш.

– Как вы понимаете слово патентованный ?

(Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение.)

– А что означает словосочетание подмоченная репутация ?

– Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями.

VII. Подведение итогов урока.

– В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий?

– А что у них общего?

Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

Поделиться