Война аргентина великобритания 1982. Битва за острова: Фолклендская война. Потопление аргентинского крейсера «Генерал Бельграно»

Как Великобритания и Аргентина Фолклендские острова не поделили.

«Латентный» конфликт

Небольшой архипелаг Фолклендских островов был открыт в Южной Атлантике в XVI веке. Ученые до сих пор гадают, кто же первым из мореплавателей добрался до них: испанец Эстебан Гомес в 1520 году или британец Джон Дейвич в 1592. Более двух столетий на Мальвинских островах (аргентинское название Фолклендов) находился испанский гарнизон и, следовательно, весь архипелаг входил в состав Испанской державы. Когда же в 1810 году Аргентина провозгласила свою независимость, испанские военные покинули острова. Сама Аргентина вспомнила про остров только через десять лет, там высадился аргентинский десант, во главе с капитаном Джюэтом, который провозгласил суверенитет Аргентинской республики над архипелагом. Триумф длился недолго. Через двенадцать лет архипелаг захватила английская морская экспедиция, установив его фактическое подчинение британской короне. Молодая республика оказалась не способна сопротивляться агрессивной политике Великобритании, но отказываться от своих юридических прав на владения Мальвинскими островами тоже не собиралась. Зародился так называемый «латентный конфликт», на какое-то время противоборствующие стороны затихли.

Нефть, криль и выборы в парламент

В 1960-е годы в период крушения колониальной системы Аргентина попробовала вернуть Фолклендские острова дипломатическим путем. Страна всячески укрепляла свое влияние на островах, построила там аэродром, установила телефонную связь. Ей удалось даже заручиться поддержкой большинства членов ООН, но Англия оставалась непреклонна. Правительство Альбиона отказалось предоставить аргентинцам острова равные права с гражданами Великобритании, у Лондона были свои интересы на пустынные острова. Особенно интересовали их крупные залежи нефти и газа, обнаруженные в прибрежных водах и береговом шельфе островов. Другим камнем преткновения стал рачок криль, монопольное право на ловлю которого фактически принадлежало одним британцам.

Некоторые исследователи видят в Фолклендской войне одну из интриг Маргарет Тэтчер, для которой она стала маленькой «победоносной войной». Накануне военных действий, и одновременно накануне новых выборов в парламент, дела у «железной леди» шли не лучшим образом. Экономическую политику Тэтчер поддерживали не все даже внутри ее партии: 9 из 22 министров ее кабинета против ее экономических начинаний. К декабрю 1980 года уровень политического доверия к Тэтчер упал до 23 % (наименьший результат среди британских премьер-министров). Но сходить с намеченного курса экономических реформ она отказывалась. «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!» - заявила она на партийной конференции в том же году. Для восстановления авторитета консервативной партии Великобритании, Тэтчер нуждалась в маленькой победоносной войне. К тому же, победа вполне соответствовало внешнеполитической доктрине Тэтчер, предусматривавшей возвращение Великобританией статуса великой державы.

Победоносная война Леопольдо

Не только Тэтчер нуждалась в победоносном конфликте. В 1881 году в результате военного переворота в Аргентине к власти пришел Леопольдо Галтьери. Чтобы добиться популярности среди аргентинского населения, ему была необходима маленькая, быстрая, победоносная война. Что может быть лучше, нежели вернуть назад власть над Фолклендскими островами? Изначально операция, получившая в память о корабле капитана Джюэта название «Росарио», планировалась на 25 мая 1982 года – день национального праздника Аргентины. Но английская разведка вскоре узнала о готовившемся вторжении и направила в Южную Атлантику свою подводную лодку «Спартан». Галтьери решил действовать быстро и уже 2 апреля 1982 года на островах высадился аргентинский десант, быстро вынудивший сдаться небольшой английский гарнизон. Для Англии эта была война не только за свои, как они считали, национальные интересы. Война служила очередной проверкой Западного блока в «холодной войне». Куба и многие другие латиноамериканские страны подержали действия Аргентины в её «справедливой» военной операции по возвращению некогда «оккупированных британским империализмом» территорий. Неоднозначную позицию заняло руководство Франции, поставлявшей незадолго до конфликта в Аргентину свои боевые самолеты Mirage и продававшего союзнику Аргентины Перу французские противокорабельные ракеты Exocet.

Защита британских граждан

«Если острова захватят, то я точно знала, что нужно делать - их нужно вернуть. Ведь там, на островах, наши люди. Их верность и преданность королеве и стране никогда не подвергались сомнению. И как часто бывает в политике, вопрос состоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать» - вспоминала позже Маргарет Тэтчер.
Совет Безопасности ООН призывал враждующие стороны решить конфликт путем переговоров. Но ни одна из сторон отступать не собиралась. Правительство Великобритании объявило, что будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов (расстояние от островов до континентального побережья Аргентины составляет всего 287 миль). 5 апреля из американского Портсмута в сторону Фолклендских островов отправилась английская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл". Следом на аргентинском острове Южная Георгия (к югу от Фолклендов) высадился британский десант, быстро подчинивший его территорию. А уже в конце апреля британская авиация с авианосцев начала наносить удары по аргентинским позициям на островах.

«Мэгги придет»

В день когда президент Перу Фернандо Белаунде Терри получил со стороны Аргентины предварительное согласие на условия мирного соглашения с Великобританией, был нанесен первый мощный удар со стороны британского военно-морского флота. В тот же день английская атомная подводная лодка «Конкеррор» на расстоянии 236 миль (что противоречило раннее озвученным официальным предупреждением) атаковала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Почти 400 членов экипажа погибли в водах Южной Атлантики. Естественно, Аргентина отвергла всякую возможность мирного решения конфликта и началась открытая война. Тэтчер как настоящая «железная леди» была настойчива в своих политических решениях. По её приказу английские войска разбомбили взлетно-посадочные полосы на острове и захватили Фолклендские острова.
«И когда, наконец, ночью 21 мая Королевские ВМС высадили войска десанта на берег в бухте Карлос, фермер-островитянин одной фразой выразил характерную особенность нашей нации. На вопрос офицера-парашютиста, удивлен ли он, увидев оперативное соединение на якорной стоянке в бухте, фермер ответил: “Совсем нет. Мы знали, что Мэгги придет”», - впоследствии гордо и патриотично вспоминала Маргарет Тэтчер. Ей было чем гордиться, консервативная партия вновь получила большинство в парламентских выборах 1983 года.

Позиции СССР и США

По данным британской разведки, СССР «был готов предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». Но у СССР была своя нерешенная проблема – война в Афганистане. По этой причине все давление, которое оказывало советское руководство на англо-саксонские державы, происходило только в рамках заседаний ООН. Никаких активных действий по предотвращению военного конфликта или в рамках помощи Аргентине со стороны Советского Союза не было.
Наоборот, СССР отрешился от какого-либо участия в англо-аргентинском конфликте, заявив вызванному 14 мая 1982 г. в советский МИД послу Великобритании в СССР Кертису Киблу, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».
Штаты в стороне не остались. Главным союзником Великобритании стал министр обороны США Каспар Уайнбергер, уговоривший Рейгана и Пентагон предоставить «большую поддержку самому верному союзнику Америки». Своим же подчиненным министр приказал «предоставить Британии всевозможную помощь в вопросах технического обеспечения и разведки».
30 апреля Рейган объявляет о поддержке Великобритании и о введении санкций против Аргентины. Администрация США использовала различные рычаги воздействия на Аргентину их латиноамериканских соседей. Они вынудили Аргентину сократить поставки говядины и зерна в СССР. Остальные южноамериканские страны объявили о своем нейтралитете. На попытку принятие Советом Безопасности ООН резолюции по фолкледскому вопросу США и Великобритания наложили вето.
Против возможного включения в конфликт СССР был разработан специальный англо-американский план. Согласно ему США и Великобритания должны были оказывать давление на СССР сразу по нескольким направлениям. При поддержке США и Франции Израиль начал военную операцию на территории Ливана, поддерживаемого СССР. Провокационные действия начали проамериканские южные корейцы в отношении КНДР. США через Израиль стал оказывать материальную помощь Румынии, активно выступавшей против советской политики в Афганистане, расшатывая тем самым «изнутри» организацию стран Варшавского договора. Кроме этого, Великобритании и США удалось сорвать заключения в апреле-мае 1982 года ряда контрактов по проекту «Газ-трубы», планировавшему соединить Западную Европу и СССР обоюдовыгодными условиями газового сотрудничества.
Под нажимом США 14 июня было достигнуто соглашения о прекращении боевых действий, а на следующий день аргентинский генерал Мендоса заявил о своей капитуляции.

60 миллиардов баррелей

Латентный конфликт продолжается и сегодня. Официального соглашения между Англией и Аргентиной до сих пор не заключено. Дипломатические отношения между государствами были восстановлены лишь в 1990 году.
В последние годы спорные острова вновь оказались в фокусе мировой общественности. По оценкам британских экспертов, на шельфе островов находятся запасы нефти в 60 миллиардов баррелей. Если эти цифры соответствуют действительности, то они сравнимы с запасами наиболее богатых нефтью стран. Для сравнения, по оценкам на 2012 год доказанные запасы нефти в России составляют все те же 60 миллиардов баррелей.
В марте 2013 года при полной поддержке со стороны британского правительства на островах прошел референдум. Местному населению предстояло решить: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства? ДА или НЕТ». Из 1517 голосовавших граждан 99,8 % ответили утвердительно, выступив за сохранение нынешнего политического статуса города. Аргентина не признала итоги референдума, сохранив свои территориальные претензии на данный архипелаг. Проблема принадлежности Фолклендских островов остается до сих пор открытой. И вряд ли одна из противоборствующих сторон согласиться отпустить столь лакомый «нефтяной кусочек».

Фолклендская война — это противостояние Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами. Что интересно, ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих сторон, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.

Ночью 21 мая 1982 года в бухте Сан-Карлос, где аргентинцы ожидали атаки десанта противника меньше всего, высадились сухопутные британские войска. Спустя почти месяц война закончилась. Победу одержала Великобритания, которая и контролирует острова по сей день.

Представляем вам небольшую фотохронику этого противостояния.

Десятки тысяч аргентинцев собрались на площади Пласа де Майо в Буэнос-Айресе, чтобы показать свою поддержку президенту Леопольдо Гальтиери, 10 апреля 1982 года

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.



Последствия сражения при Гуз­Грин, Фолклендские острова

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.


Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам, а в ответ на экономические санкции Запада Буэнос­-Айрес запретил полеты в страну авиакомпаний «Люфтганза», «Эйр-­Франс», КЛМ и ряда других.


Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты


Вертолет доставляет боеприпасы британской армии

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.


Британский фрегат HMS Antelope после попадания в него аргентинской ракеты



Аргентинские солдаты занимают позиции возле пролива Сан-Карлос в мае 1982 года

Аргентино-­британский конфликт длился 74 дня. Решающая битва произошла 2 мая 1982 года, когда британская атомная подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Погибли 323 человека. После этого аргентинский военно­морской флот капитулировал.


Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года


Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года


Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа.


Аргентинские военные патрулируют Фолклендские острова, город Порт-­Стэнли



Сотни аргентинцев собрались возле магазина в Буэнос-Айресе, чтобы узнать последние военные новости, 21 мая 1982 года

14 июня 1982 года Аргентина капитулировала (официально война закончилась 20 июня). В ходе конфликта погибли 258 британцев (включая трех жителей островов) и 649 аргентинцев.


Бывший премьер­-министр Великобритании Маргарет Тэтчер

Фолклендская война привела к резкому росту популярности Маргарет Тэтчер и ее переизбранию на пост премьер-­министра в 1983 году.


Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен


Британский флаг возле залива Аякс

В марте 2013 года жители Фолклендских островов приняли участие в референдуме о политической принадлежности архипелага. 99,8% голосовавших высказались за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании

Фолклендская война 1982 возникла из конфликта между Великобританией и Аргентиной по поводу владения группой отдаленных островов в Южной Атлантике. Аргентинцы называют их Мальвинскими, а англичане – Фолклендскими. Эти острова были открыты британцами в конце XVI века. В середине XVIII века на короткий срок их оккупировали французы, а затем они были проданы Испании. Фолклендские острова оставались необитаемыми вплоть до 1820 года, когда здесь появились первые аргентинские поселенцы, которых в 1833 году изгнали англичане. Аргентина так и не простила этого Великобритании.

Усиление репрессивного режима военной хунты в Аргентине в начале 1980-х годов привело к росту ее непопулярности. Глава хунты генерал Леопольдо Гальтиери решил отвлечь внимание общественности страны операцией по возврату Фолклендских островов, на которых были расквартированы незначительные силы Королевской морской пехоты. От Великобритании острова отделяли 6000 миль, и генерал Гальтиери надеялся, что такая дальность расстояния не позволит англичанам предпринять сколько-нибудь решительные военные контрмеры.

2 апреля 1982 года пятьсот морских пехотинцев и бойцов сил специального назначения Аргентины, начав войну, высадились на Фолклендских островах и быстро вынудили восемьдесят британских морских пехотинцев сдаться. Через два дня аргентинцы захватили также Южную Георгию (на карте – South Georgia) в девятистах милях к востоку. Однако уже 5 апреля спешно созданная группа специального назначения отправилась от берегов Англии с целью вернуть Фолкленды. Через три недели англичане вновь овладели Южной Георгией.

Устаревшие бомбардировщики «Вулкан» вылетели из Великобритании к островам Вознесения, где они воспользовались базами американцев, и уже отсюда наносили бомбовые удары по единственному оборудованному аэродрому на Фолклендах в Порт-Стэнли, причем успех этой военной операции почти целиком зависел от эффективной организации дозаправки бомбардировщиков в воздухе.

2 мая 1982 британская атомная подводная лодка «Конкерор» потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». После этого угроза аргентинского надводного флота была устранена, поскольку все остальные корабли вернулись на свои базы. Когда британские части специального назначения окружили Фолклендские острова, основной ход войны переместился в воздух. Английские самолёты «Харриеры» начали одерживать верх над состоявшими на вооружении у Аргентины «Скайхоками» американского производства, французскими «Сюпер-Этандарами» и «Даггерами» франко-израильского производства. В воздушных боях Фолклендской войны «Харриеры» впервые сполна проявили свою феноменальную маневренность, особенно способность зависать в воздухе.

Решающим оказалось сражение, в котором участвовали аргентинские самолеты и британские боевые корабли. 4 мая английский эсминец «Шеффилд» был потоплен противокорабельной ракетой «Экзосет», выпущенной с аргентинского «Сюпер-Этандара». Бои обострились после того, как английский морской десант 21 мая закрепился на побережье бухты Сан-Карлос.

В следующие три дня аргентинские истребители потопили три английских боевых корабля и транспорт «Атлантик Конвейор», который помимо прочих ценных грузов перевозил практически все (за исключением одного) большегрузные вертолеты «Чинук» сил специального назначения. Аргентинцы добились бы еще большего успеха, если бы их бомбы были оснащены надежными взрывателями,

В ходе этих боев аргентинцы потеряли значительное количество своих самолетов, сбитых как «Харриерами», так и зенитными ракетными комплексами «Рапира».

28 мая 1982 произошло первое серьезное сражение Фолклендской войны на суше, когда после кровопролитного боя английские парашютисты захватили поселение Гуз-Грин. Отсюда они начали марш на Порт-Стэнли, конечную цель их операции. Это наступление пришлось осуществлять пешим порядком по труднопроходимой местности, поскольку англичане потеряли весь парк большегрузных транспортных вертолетов.

Но еще до начала решающих сражений за Порт-Стэнли англичанам было суждено пережить еще одну тяжелую военную потерю: аргентинские бомбардировщики совершили налет на большие десантные корабли «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» в бухте Блафф, нанеся обоим серьезные повреждения.

В ночь с 11 на 12 июня 1982 Фолклендская кампания вступила в финальную стадию, когда англичане предприняли атаку на скалистый горный массив Лонгдон. Через два дня они развернули наступление на хребет Уайэрлесс и гору Тамблдаун. В этих боях участвовала пехота, вооруженная винтовками, штыками, гранатами и легкими пулеметами. Эта операция разительно отличалась от «компьютерно-механизированной» войны, к которой готовили британскую армию на учениях в Европе.

Британские парашютисты и аргентинские пленные. Порт-Стэнли, июнь 1982

На следующий день аргентинцы сдались, и английские войска вошли в Порт-Стэнли. Неудача в Фолклендской войне привела к падению Гальтиери и его хунты, победа же Великобритании вызвала бурный всплеск национальной гордости у англичан и способствовала росту международного авторитета и престижа премьер-министра Маргарет Тэтчер .

Реальная война, с точки зрения порядка и организации, удивительно похожа на охваченный пожаром бордель. Фолклендский конфликт не был исключением – цепь морских и сухопутных сражений в Южной Атлантике, гремевших в мае-июне 1982 года, стала хорошим примером того, как выглядят на практике современные военные действия.


Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески».

Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот – бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав:

Грозный крейсер «Хенераль Бельграно» - старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения. От судьбы не уйдешь – спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике.

Супер-авианосец «Бентисиско де майо» - бывший голландский «Карел Дорман», первоначально британский авианосец HMS Venerable, спущенный на воду в 1943 году;

Эскадренные миноносцы «Ипполито Бушар» и «Луис Пьедрабуэна» - бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже времен Второй мировой.

Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах?

Флот королевы идет на Юг

«Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы – пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться.


Взрыв погребов боезапаса фрегата "Энтилоуп"


Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом.

Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... взрыва не произошло.

Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. авиабомбы. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.

Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. бомба срикошетила от гребня волны и порвала фрегату борт. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду.

Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность.


Гибель фрегата "Энтилоуп"


Высадка британского десанта висела на волоске:

Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. авиабомбой. К счастью для британцев, детонации не произошло – в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню.

Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути – в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. бомбой, которая, в очередной раз, пощадила британцев
Впрочем, корабль так и не смог уйти от судьбы: штурмовики ВВС Аргентины сожгли «Сэр Гэлахэд» вовремя высадки в Блафф Коув. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек.

Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. бомба. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду – подальше от опасного «аттракциона». «Гуманная» бомба, подождав, когда корабль покинет последний матрос, была немедленно приведена в действие. «Сэр Тристрам» горел несколько часов – страшно представить, если бы в это момент на борту находились сотни морских пехотинцев.


"Сэр Тристрам" возвращается с войны


Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом (впоследствии затонул).

Всего, согласно статистике, 80% аргентинских бомб и ракет, поразивших корабли Её Величества, не сработали штатным образом! Легко представить, что бы случилось, взорвись они все – «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли – все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы!

Но и 20% сдетонировавших боеприпасов оказалось более чем достаточно, чтобы уничтожить шесть кораблей британской эскадры!
- эсминец «Шеффилд» - сгорел от неразорвавшейся ПКР «Экзосет»;
- эсминец «Ковентри» - погиб под бомбами аргентинских штурмовиков;
- фрегат «Ардент» - многочисленные попадания авиабомб, взрыв погребов боезапаса;
- фрегат «Антилоуп» - две неразорвавшиеся бомбы, детонация при попытке разминирования;
- авиатранспорт «Атлантик Конвейор» - одновременное попадание двух ПКР «Экзосет»;
- уже упоминавшийся ранее десантный корабль «Сэр Гэлахэд» - повреждения оказались настолько тяжелыми, что англичанам пришлось затопить корабль в Атлантике.

ВВС Аргентины, путь к победе

Просто удивительно, как ВВС Аргентины смогли нанести такой ущерб своими ограниченными силами. На тот момент аргентинцы располагали всего шестью (!) противокорабельными ракетами авиационного базирования и таким же количеством их носителей – новейших истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» французского производства. Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине – отсутствию части авионики.

В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великоритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха.


Атакуют А-4 "Скайхоук"!


Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным – взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.

Примечание. «Даггер», он же «Нешер» - нелицензионная израильская копия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж 5». Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!

Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное – подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске – тонна бомб. Впереди – бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути – обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками.


Дозвуковой ударный самолет Douglas A-4 Skyhawk. Герой Фолклендской войны


Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны (типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер»). На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем – палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов.
Результат был предсказуем – треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения.

С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни.

Яркий пример – триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд»

«Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн – сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».


Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля – чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет».
Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. «Экзосет» пробил борт, пролетел сквозь камбуз и развалился в машинном отделении. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты – вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей. Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек.


Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения – что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов.
Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнесc класса Liarjet 35A.

Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри».
Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл – внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «СиХарриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось – ЗРК эсминца не сработал. «Ковентри» попытался отогнать вражеские самолеты огнем универсального орудия, но безуспешно – самолеты уже легли на боевой курс. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» - в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов.


Фрегат отделался сравнительно легко – одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх (этот случай рассматривался чуть выше) и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше – из трех попавших в него 500-фн. авиабомб, взорвались две – через 20 минут после атаки корабль перевернулся и затонул.

У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем – из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.

События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Израсходовав запас противокорабельных «Экзосетов» авиационного базирования, аргентинцы перешли к импровизациям. Со старого эсминца Segui местные умельцы сняли и перепрограммировали два «Экзосета» корабельного базирования – обе ракеты были доставлены транспортным самолетом на Фолклендские острова, где были тайно развернуты на побережье в ожидании британских кораблей. Целеуказание выдавал армейский мобильный радар RASIT.

12 июня 1982 года под обстрел с берега попал эсминец «Глэморган» - первая ракета промазала, вторая чиркнула по верхней палубе в районе вертолетной площадки и взорвалась, образовав 5-ти метровую пробоину. Осколки и продукты взрыва проникли в вертолетный ангар, где в это время находился полностью заправленный вертолет. Пожар бушевал четыре часа, в борьбе с огнем погибло 14 моряков. На следующий день, с помощью плавмастерских, эсминцу удалось вернуть ограниченную боеспособность.

Как и на любой войне, здесь не обошлось без капли черного юмора.
Пытаясь остановить наступление флота Её Величества, аргентинцы стали использовать в качестве бомбардировщиков все, что могло летать и бомбить, в том числе, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» (аналог отечественного Ан-12). 29 мая 1982 года «Геркулес» обнаружил одинокий флотский танкер «Бритиш Уэй» - вниз немедленно полетели 500-фн. бомбы, скатываемые вручную с откинутой грузовой рампы. Несмотря на отсутствие каких-либо прицельных устройств, больше половины боеприпасов попало в цель, и, естественно, не взорвалось.

Смелые рейды «бомбардировщика» С-130 закончились печально – через два дня аргентинский «Геркулес» был обнаружен и атакован палубным «СиХарриером». Однако, сбить военно-транспортный самолет оказалось делом непростым – огромный «Геркулес» проигнорировал попадание ракеты AIM-9 «Саудуиндер», продолжая тянуть в сторону берега на трех оставшихся моторах. Пилоту «СиХарриера», л-ту Уорду, пришлось выпустить весь боекомплект пушек – а это 260 снарядов, чтобы уничтожить аргентинского «морского корсара».

Трагикомедия в Южной Атлантике длилась 74 дня и стоила, по официальным данным, 907 человеческих жизней. Стоит признать, что обе враждующие стороны стремились максимально снизить людские потери – при малейшей угрозе, подразделения предпочитали не испытывать судьбу и сдавались в плен. К счастью, боевые действия велись над океаном и над пустынными, практически незаселенными островами, что позволило исключить жертвы среди гражданского населения – военные решали свои проблемы в честном поединке.
В несомненных военных успехах Аргентины определенную роль сыграли традиции Вермахта – после окончания Второй мировой Южная Америка стала прибежищем для многих немецких военных специалистов. И стоит признать, они не зря проедали свой хлеб на новом месте – подготовка аргентинских офицеров оказалась гораздо лучше, чем кто-либо ожидал.

Увы, несмотря на все усилия, Аргентина вдребезги проиграла Фолклендскую войну – когда не взрываются 80% попавших в цель бомб, мечтать о победе не приходится. Британский флот оказался не простым противником – с помощью атомных подлодок британцы за считанные дни загнали аргентинский флот в его базы. Гарнизон Фолклендских островов оказался в изоляции, и победа стала лишь вопросом времени. Британцы дорого отомстили за гибель своих боевых кораблей – на аэродромы не вернулось 74 самолета ВВС Аргентины. Примечательно, что на палубные истребители «СиХарриер» пришлось лишь 28% унитоженной аргентинской авиатехники, остальные машины записали на свой счет ЗРК и зенитная артиллерия кораблей Её Величества.

Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.

История конфликта вокруг этих островов насчитывает не менее 150 лет. В 1820 году после провозглашения независимости от испанской короны, Аргентина (старое название — Объединенные провинции Ла-Платы) заявила о своих правах на Фолклендские (Мальвинские) острова, а в 1829 году учредила на них свою военную администрацию. В 1833 году Великобритания послала к островам свой десант и выдворила аргентинцев вместе с их военным губернатором; архипелаг был объявлен английской колонией.

С 60-х годов XX века Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

Резолюция № 2065 от 4 января 1965 года рекомендовала разрешить спор путем переговоров в соответствии с Уставом ООН и резолюцией № 1514 от 14 декабря 1960 года о ликвидации колониализма, а затем повторила эти предложения. 1 июля 1971 года Англия и Аргентина подписали ряд соглашений, облегчающих торговлю и транспортную связь, началось научное сотрудничество.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь. В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Соединенного Королевства Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения заметно обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения экономических возможностей архипелага — произошел обмен резкими нотами, и послы обеих стран были отозваны до 1979 года. После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер англо-аргентинские отношения еще больше ухудшились, а переговоры в Нью-Йорке в апреле-мае 1980 года зашли в тупик. Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины уже невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия высадились несколько десятков аргентинцев — рабочих компании по переработке железного лома; они намеревались разобрать старую китобойную станцию. В соответствии с соглашением 1971 года они получили разрешение на въезд у английского посольства в Буэнос-Айресе, но власти острова заявили, что договоренность 1971 года не распространяется на остров Южная Георгия. Однако высадившиеся аргентинцы подняли на острове свой национальный флаг. Английские войска, находившиеся на архипелаге, попытались выдворить аргентинских рабочих, но министр иностранных дел Аргентины Н. Коста Мендес заявил, что «аргентинцы работают на аргентинской территории и будут продолжать работать под защитой аргентинского правительства». (Митяева Е. В. Англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. М., 1993. С. 14.) 2 апреля 1982 года аргентинские войска под командованием генерала М. Менендоса, осуществляя операцию «Суверенитет», высадились на Фолклендах, которые защищала одна рота королевских морских пехотинцев Великобритании (около 80 человек), дислоцировавшаяся в Порт-Стенли и прекратившая сопротивление по приказу английского губернатора Р. Ханта. Жертв (включая даже раненых) не было. Новым губернатором, теперь уже на Мальвинах (Фолклендах), стал генерал М. Б. Менендос; 7 апреля состоялась очень торжественная церемония вступления его в должность. Вторжение Аргентины на Фолкленды диктовалось внутренними причинами. Военная хунта во главе с генералом Леопольде Галтьери оказалась накануне экономического краха: промышленное производство прекратилось, внешняя задолженность во много раз превысила бюджет, внешние займы прекратились, инфляция составляла 300 % в год. Диктатор надеялся с помощью маленькой победоносной войны поднять престиж своего военного режима, но просчитался.

В тот день, когда аргентинские войска высадились на Фолклендах (2 апреля 1982 года), Лондон разорвал дипломатические отношения с Буэнос-Айресом, заморозил аргентинские авуары в британских банках, запретил продавать Аргентине военную технику и оружие. 17 тысячам английских подданных было предложено покинуть Аргентину. В экстренном порядке 5 апреля из Портсмута отправилась военная эскадра, первоначально насчитывающая 40 больших кораблей во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисбл», на борту которых находилось около 10 тысяч человек. Затем на протяжении всего конфликта Великобритания неоднократно посылала в Южную Атлантику дополнительные военные и транспортные суда. Таким образом, стало ясно, что консервативное правительство Великобритании делало ставку на военную силу.

Британский флот направлялся к острову Вознесения, расположенному на полпути к Фолклендам. На нем находилась военно-морская база США, которая была предоставлена Вашингтоном в распоряжение английских войск и стала плацдармом для операций против аргентинских сил. При этом правительство Великобритании заявляло, что посылка флота будет лишь средством давления в ходе дипломатического решения спора. Но 7 апреля министр обороны Великобритании Джо Ногг заявил в палате общин, что, начиная с 12 апреля, британский флот будет топить любое аргентинское судно, которое окажется на расстоянии ближе 200 миль от Фолклендских островов. (Митяева Е. В. Указ, соч. С. 16.) Это можно было расценивать как фактическое объявление войны Аргентине.

В ответ аргентинское правительство наложило запрет на платежи британским банкам. После известия об отправке британского флота в Аргентине начались призывы резервистов. На Фолкленды были переброшены дополнительные войска, аэропорт в Порт-Стэнли (Пуэрто-Архентино) приспосабливался для обслуживания военных самолетов. В то же время было очевидно нежелание Аргентины развязывать активные боевые действия, ее крупные военные корабли не заходили в 200-мильную зону, избегая столкновения с британскими подводными лодками.

3 апреля 1982 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывавшую конфликтующие стороны решить спор путем переговоров; при этом большинство членов Совета Безопасности высказались за вывод аргентинских войск с Фолклендских (Мальвинских) островов. СССР и еще три страны при голосовании воздержались, так как требование о выводе аргентинских войск было равносильно возвращению островов Англии. Панама проголосовала против резолюции. Буэнос-Айрес выражал готовность начать переговоры, но вывести войска отказался.

Во второй половине апреля в Англии заговорили уже о неизбежности применения силы. 25 апреля с военных кораблей был высажен десант, и английские войска заняли о. Южная Георгия, расположенный в 800 милях восточнее Фолклендов и находившийся вне зоны действия аргентинской авиации. После артиллерийского обстрела английский десант занял населенные пункты Грютвикен и Лейт.

26 апреля генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр призвал Великобританию прекратить военные действия, но его обращение было в резкой форме отвергнуто премьер-министром Англии. Великобритания продолжала эскалацию конфликта. 30 апреля в 11.00 по Гринвичу было объявлено о введении полной морской и воздушной блокады островов. С этого времени английские войска рассматривали как вражеские любые суда и самолеты, в том числе гражданские, оказавшиеся в 200-мильной зоне. Аэропорт в Порт-Стэнли был объявлен закрытым. Английская авиация нанесла удары по оборонительным позициям аргентинских войск на Фолклендах (Мальвинах), в результате которых были повреждены оба имевшихся там аэродрома, нанесен значительный ущерб аргентинским истребителям и вертолетам. 2 мая английская подводная лодка торпедировала аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», причем в 36 милях от 200-мильной зоны, объявленной самими же англичанами. Погибли 368 членов экипажа. Эта неоправданная мера вызвала возмущение общественного мнения во всем мире. В ответ аргентинские войска активизировали свои действия: был затоплен крупнейший английский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек. Но это не остановило Англию, направившую к Фолклендам эсминец «Экстер» и 4 фрегата, а также пассажирский лайнер «Куинн Элизабет II», доставивший еще 3 тысячи солдат. Затем в район боевых действий было послано еще десять военных кораблей и транспортное судно «Канберра» с 2,5 тысячами солдат на борту. На завершающем этапе операции у Фолкленд было собрано около 100 английских кораблей и 20 тысяч военнослужащих. (Митяева Е. В. Указ. соч. С.23.)

Правительство Англии предъявило Аргентине ультиматум, потребовав вывести войска с островов в течение 48 часов, а зону военных действий сузило до 12 миль и перешло к решительным действиям. 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер, а через несколько дней были обстреляны с кораблей и подверглись бомбардировке с воздуха Порт-Стэнли и Порт-Дарвин. Кроме того, британские истребители-бомбардировщики «Харриер» потопили аргентинское рыболовное судно «Нарвал». Эта бессмысленная жестокость также вызвала возмущение во всем мире. В середине мая англичане осуществили рейд на островок Пебл и уничтожили находившиеся там аргентинские самолеты и склады оружия. Все чаще производились обстрелы Порта-Стэнли и расположенных там взлетно-посадочных полос. На Фолкленды и даже на территорию самой Аргентины высаживались десантно-диверсионные группы. В документах британского правительства от 17 и 21 мая были сформулированы требования английской стороны: вывод аргентинских войск в течение 14 дней; восстановление действовавшего ранее управления при «консультациях» с администратором ООН; ведение переговоров без определения их результатов. В документах подчеркивались права Великобритании на суверенитет над Фолклендами; Аргентина называлась агрессором; указывалось, что острова Южная Георгия и Южные Сандвичевы остаются английскими владениями. Таким образом, выдвигались условия, лишавшие Аргентину всяких надежд на восстановление исторических прав на Фолклендские (Мальвинские) острова.

21 мая начался штурм Фолкленских островов британскими войсками. Десантные отряды высадились одновременно в различных пунктах островов. В операции участвовало 22 тысячи британских солдат, в группу вторжения входили: 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, около 40 истребителей-бомбардировщиков «Харриер» и 35 вертолетов различного назначения. Создав плацдарм, британские войска стали готовиться к наступлению на Порт-Стэнли. После ожесточенных двухдневных боев британские войска захватили на о. Восточный Фолкленд (Соледад) населенные пункты Порт-Дарвин и Гуз-Грин.

26 мая правительство Аргентины изложило свои пожелания по улаживанию конфликта: обсуждение в ходе переговоров судьбы не только Фолклендов, но и зависимых территорий; отвод войск обеих сторон в течение 30 дней на свои базы; управление ООН на переходный период и отмена ограничений, препятствовавших поселению на островах аргентинцев.

30 мая аргентинская авиация серьезно повредила один из самых мощных кораблей ВМС Англии — авианосец «Инвинсибл» водоизмещением 20 тысяч тонн, имеющий 900 человек экипажа и новейшее ракетное вооружение. 4 июня в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывающий обе стороны немедленно прекратить огонь, но Великобритания и США наложили на нее вето. 12 июня началось массированное наступление британской морской пехоты и парашютистов на Порт-Стэнли. Мощная бомбардировка привела к жертвам среди местного населения.

После окружения английскими войсками Порта-Стэнли 14 июня 1982 года было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий, а 15 июня английский генерал Мур принял заявление о капитуляции от аргентинского генерала Менендоса, но официального соглашения между Англией и Аргентиной заключено не было. Англичане взяли в плен 10 тысяч аргентинских солдат и офицеров, а потери убитыми со стороны Аргентины составили 700 человек; англичане потеряли убитыми около 250 человек. (Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993. С. 481.)

В результате этого военного конфликта Великобритания сохранила за собой Фолклендские острова, а поражение Аргентины привело к падению военного режима генерала Галтьери и приходу к власти гражданского правительства в 1983 году. Новое правительство Аргентины начало серию консультаций. В октябре 1989 года между Англией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме.

Поделиться