Методика по л в черемошкиной. Психология памяти. Государственные и ведомственные награды

1980 г. - окончила факультет психологии Ярославского государственного университета и получила квалификацию педагог-психолог.
1988 г. - защита кандидатской диссертации по психологии.
2000 г. - защита докторской диссертации по психологии.

Тема кандидатской диссертации

Диагностика мнемических способностей школьников 10-12 лет

Тема докторской диссертации

Психология мнемических способностей

Курсы текущего учебного года

Психология общего среднего (полного) образования
Психология общеобразовательной школы

Публикации

Более 200 публикаций, в том числе:

а) статьи:

  1. Анализ способов обработки материала при запоминании и воспроизведении // Профориентация школьников: Сб. науч. трудов. – Ярославль: ЯГПИ,1987. – С. 135 – 144.
  2. О структуре операционных механизмов мнемических способностей // Профориентация и обучение: Сб. науч. трудов. – Ярославль: ЯГПИ, 1988. – С. 42 – 55.
  3. Уровни развития мнемических способностей // Способности и деятельность: Сб. науч. тр. – Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1989. – С. 137-146.
  4. Проблема строения интеллекта // Актуальные проблемы современной психологии. Том II. – Харьков: Изд-во ХГУ, 1995. – С. 91 – 95.
  5. Личность учителя: духовность, интеллектуальность, ментальность // Психология педагогического мышления и эксперимент. – М.: ИПРАН, 1998. – С. 126 – 132.
  6. Индивидуализация учебного процесса: проблемы методологии и практики // Психология педагогического мышления: теория и практика. – М.: ИПРАН, 1998. – С. 87 – 95.
  7. К проблеме закономерности в психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сборник научных трудов – Ярославль: ЯрГУ, 1999.
  8. К проблеме онтологии способностей и одаренности // Ярославский психологический вестник. – Ярославль, ЯрГУ, 1999. – Вып. 1. – С. 23 – 31
  9. Структура и виды операционных механизмов мнемических способностей // Общая и прикладная психология: Хрестоматия. М. Ярославль, 2001. – С. 440 – 468.
  10. Законы и закономерности в психологии // Актуальные вопросы современной психологии. Материалы межвузовской научно-практической конференции 12 апреля 2001г. – М. Орехово-Зуево: ОЗПИ, 2001. – С. 22 – 28
  11. Способности и проблема структуры интеллекта // Ученые записки. – М.: Изд-во МГСУ, 2002. №4. – С. 83 – 88.
  12. Проблемы закономерности в психологии // Ученые записки. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2002, №5. – С. 94 – 117.
  13. Объективные и собственно-психологические закономерности функционирования психического // Ярославский психологический вестник. –Ярославль,ЯрГУ,- 2002. Вып. 9. – С. 7 – 3
  14. Коррекция и развитие познавательных способностей // Материалы конференции «Коррекция психического развития ребенка». МГОПИ, Орехово-Зуево, 2003.
  15. О структуре одаренности // Одаренный ребенок,2003, №6
  16. Способности – характеристики человека как индивида, субъекта деятельности и личности // Материалы международной конференции «Психологический анализ учебной и профессиональной деятельности». ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 2003. с.113-116
  17. О психологической помощи родителям детей младшего школьного возраста // Материалы семинара по коррекции и развитию личности воспитанников детских домов – М.- Орехово-Зуево, 2004.
  18. Мотивация труда: факторы и условия // Человек и труд, №8, 2004 г. с.75-80.
  19. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ, 2005, №2 – с.14-23.
  20. Проблема собственно психологических закономерностей в психологической науке // Ученые записки №3, 2005, РГСУ
  21. Свойства психического и проблема собственно психологической закономерности // Материалы IV Российского философского конгресса, М., 2005.
  22. Профессиональные способности специалиста по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2006г., №1.(в соавт.)
  23. Ценностные ориентации современной молодежи как основа социальной ответственности // Социальная политика и социология, 2006, №3, С. 146-154.
  24. Нейропсихологические аспекты эффективности мнемических способностей активных киберигроков // Вестник РГНФ, 2008, №3. –.с.176-183 (в соавт.)
  25. Влияние Интернет – деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта // Познание в структуре общения / М.: Изд-во «Институт психология РАН», 2009. С. 331-339.
  26. Депрофессионализация как основа кризиса ответственной субъектности и сознательной субъективности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Сб. науч. трудов IV Всероссийской научно-практической конференции 24-25 ноября 2009.Ярославль, ЯГПУ – с.278-279
  27. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 84-93, (в соавт.)
  28. Влияние интернет – активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 57 – 72.
  29. Трудовые ресурсы: проблема депрофессионализации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. №9.
  30. Способности в структуре интеллекта // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы. конференции., посвященной памяти Я.А.Пономарева и В.Н.Дружинина, ИП РАН, 7-8 окт.2010- М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2010.
  31. Качество трудовых ресурсов: угроза национальной безопасности // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: мат. Всеросс. науч. конф., 4 дек.2009,Москва, – М.: Научный эксперт. 2010.
  32. Об угрозе виртуального мира реальному//Материалы Футурологического конгресса.М.:2010
  33. Третья «волна» депрофессионализации // Человек и труд 2010, №11.
  34. О трудовых ресурсах и проблеме депрофессионализации// Теоретическая и экспериментальная психология, 2010, Т.3, №1, с. 39-48.
  35. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала // Психология обучения, №4, 2011 (в соавт.)
  36. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с задержкой психического развития // Pedagogical and Psychological issues in Education -2010 . 2010. V -25 .с.162-172, (в соавт.)
  37. О необходимости системного подхода к изучению и управлению развитием человеческого капитала // Человек и труд, 2011, №1, с22-25.
  38. Мнемические способности младших школьников с задержкой психического развития // Вопросы психологии, 2011, №5, с.34-45.(в соавт.)
  39. Структура мнемических способностей младших школьников с ЗПР // Экспериментальная психология. 2012,№1, (в соавт.)
  40. Воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей // электронный журнал «Психологическая наука и образование www.psyedu.ru » -2011.№3. – http:// psyedu.ru/ journal/ 2011/3/2420.phtml (в соавт.)
  41. О забывании учебного материала // Экспериментальная психология.2011.- №3.- с. 97-125. (в соавт.).
  42. INTERNET-ACTIVITY (Internet-Players’) of Children Aged 10-12, 14-16, of Students Aged 18-20, and of old People Aged 25-40 // International Conference on Thinking of the Education and New Learning Technologies held in BARCELONA, 4-6 Iuly,2011.
  43. Influence of internet – activity for people’s cognitive abilities. The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 29 (2011), p. 1625 – 1634.
  44. The development of structure of human cognitive abilities // 15 European Conference on Developmental Psychology 23-27 August 2011 – Bergen – Norway. (в соавт.)
  45. The internet-activity as the development and formation factor of cognitive abilities// European Science and Technolody: materials of the 11 international research and practice conference,May, 2012.- Wiesbaden, Germany, 2012, p.395-408.
  46. Когнитивный стиль в структуре мнемических способностей женщин // Психологическая наука и образование, №1, 2012, с.100-110.(в соавт.)
  47. The influence of computer games on the cognitive abilities. ICERI 2012 Proceedings, 5th International Conference of Education, Research and Innovations, Madrid, Spain. 19-21 November, 2012, pp.3515-3518. (в соавт.)
  48. The internet – activity as the development and formation factor of cognitive abilities. 7th Annual Education and Development Conference, March 5 – 7 2012, Bangkok, Thailand, Conference Proceedings published by Tomorrow People Organization.
  49. Эффективность мнемических способностей в условиях расщепления когнитивного стиля полезависимость / поленезависимость // Актуальные проблемы психологического знания 2013,№3, 0,8 п.л. (в соавт.)
  50. MNEMONIC ABILITIES OF INTERNET – ACTIVE ADOLESCENTS// Journal of Modern Education Review Academic Star Publishing Company, USA 2013.
  51. About the laws of reproduction of educational material// European Applied Sciences. #5. 2013. 151-155.(в соавт.)
  52. Как стимулировать трудовую активность // Человек и труд, 2013, №10. С.71-72.
  53. Актуальность проблемы стимулирования трудовой активности // Человек и труд, 2013, №7, с.66-68
  54. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московского университета. Серия 20.Педагогическое образование. 2013, №1, с. 94-114.
  55. О структуре одаренности и закономерностях ее проявления //. Преподаватель 21 век, № 2, С. 341-347.
  56. Splitting the cognitive style field-dependence / field-independence and speed of memorizing the nonverbal nonsense material.// Asian Journal of Humanities and Social Sciences, 8, pp. 58 – 69. http://ajhss.org/pdfs/Vol2Issue3/7.pfd (в соавт.)
  57. Сохранение учебного материала: факторы и условия // Психология обучения – 2014. – №12. – С.16-25 в соавт.)
  58. Скорость запоминания невербального бессмысленного материала и когнитивный стиль полизависимость/полинезависимость // Новое в психолого-педагогических исследованиях . № 4 . С. 120-134.(в соавт.)
  59. Государственная идеология как фактор сохранения и развития России // Вестник МГОГИ. Серия педагогика и психология. №1, 2014,с.100-112.
  60. Проблемы типологии мнемических способностей // Вестник МГОГИ. Серия педагогика и психология, №1, 2015
  61. Русский характер как предмет воспитания // Вестник МГУ.Серия 20.Педагогическое образование, 2015, №2, с.39-47.
  62. Исследование оснований типологии мнемических способностей / Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, № 4, 2016 г.
  63. Закономерности воспроизведения учебного текста на материале лонгитюдного исследования // Психология обучения, №12, 2016 г.
  64. Структура и феноменология типов мнемических способностей, Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, №1, 2017, с. 45-53.
  65. Взгляды Б.М. Теплова в свете современных исследований по психологии способностей// Материалы международной конференции, посвященной 120 –летию со дня рождения Б.М. Теплова, М.; ПИРАО, 2017, с. 167-173
  66. ABILITIES AS TOOLS – BASED COGNITIVE MANIFESTATIONS // The scientific method, 2017.№6, с.86-91.
  67. Relationship between General and Special Abilities on the Example of Linguistic Abilities//Asian Journal of Humanities and Social Studies (issn:2321-2799), Vol.5, №5, 2017.
  68. Working Memory Span Research for Geometric Material Processing// Asian Journal of Humanities and Social Studies (issn:2321-2799), Vol.5, №6, 2017 (в соавт). 2018
  69. Закономерности актуализации знаний по материалам лонгитюдного исследования // Известия Российской Академии образования. 2018. №2. С. 79-92. ВАК (в соавт).

б) монографии, учебные пособия и учебники:

  1. Мнемические способности: диагностика и развитие. М.:Педагогика, 1990 (в соавт.);
  2. Развитие памяти детей. Учебное пособие. Ярославль: Академия развития, 1995, 1996.
  3. Развитие внимания детей. Учебное пособие. Ярославль: Академия развития, 1996, 1997.
  4. Как лучше запомнить то, что узнал (глава) // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – С. 140 – 167.
  5. 100 игр для развития памяти. М.: Логос, 2001.
  6. Память. // Общая психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2002, 2005 – С. 65 -77.
  7. Память. Дети 7-10 лет. Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2002, 2007
  8. Психология памяти. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  9. Профессиональные способности. Память и представление // главы в учебнике «Психология труда». М.: 2002, 2003, 2014, 2016
  10. Развитие памяти у детей. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  11. Психология памяти. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009.
  12. Память: закономерности воспроизведения учебного материала. М.: Прометей, 2012, (в соавт.)
  13. Влияние Интернет – активности на когнитивные способности школьника // Современная русская педагогика. Аграрное издательство Китая, 2015, с.105-115 (монография на китайском языке).

Повышение квалификации

1991 г. - курсы подготовки тренеров-консультантов, ЛГУ.
2002 г. - краткосрочное обучение в Государственном координационном центре информационных технологий Минобразования России по программе "Современные требования к организации учебного и воспитательного процесса в вузе", 72 ч.
2003 г. - "Управление и администрирование в системе образования", РГСУ, 72 ч.
2009 г. - "Усиление потенциала гуманитарных университетов ШОС: разработка и внедрение совместной инновационной ИКТ - инфраструктуры, используя преимущества стратегического международного сотрудничества", МГЛУ.

Государственные и ведомственные награды

Грамоты Правительства Ярославской области и Правительства Москвы за подготовку высококвалифицированных специалистов.

Достижения и поощрения

2011 г. - статья Cheremoshkina L. V. Influence of internet – activity for people’s cognitive abilities. (The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 29 (2011), p. 1625 – 1634) была отобрана в Библиотеку Конгресса США.
2014 г. - опубликована биография в энциклопедии Who"s Who in the World (32 том).
2014 г. - приглашенный редактор серии статей Журнала The Open Social Science Journal.

Грамоты внутриуниверситетского уровня за победы в конкурсах научно-методических работ.

Архив учебных курсов

Психология
Методология психологии
Возрастная психология
Педагогическая психология
Развитие памяти
Активные методы воспитания
Психодиагностика
Психологическое тестирование
Психологические основы профессионального общения
Психологические основы профессионального становления личности
Развитие психолого-педагогической компетентности

Профессиональная деятельность

1998 – 1999 гг. – член экспертного совета Министерства образования РФ по программе « Одаренные дети».
2001 – 2002 гг. – член научно-методического совета МО РФ по дифференциальной психологии.
2001 – 2005 гг. – основатель и заведующая кафедрой психологии труда в РГСУ.
2002 – 2005 гг. – основатель и руководитель лаборатории психологии профессиональной деятельности при кафедре психологии труда РГСУ
2002 – 2005 гг. – участвовала в подготовке и открытии магистратуры по психологии труда и организационной психологии в РГСУ.
2001 – 2006 гг. – член диссертационных советов при РГСУ и ЯрГУ.
2010 -2011 гг. – руководитель и психолог-консультант психологической службы факультета ИТ МГППУ.

Исследовательские проекты и гранты

2005 г. - Гранты университетские: "Диагностика профессиональных способностей", "Структура профессионально-важных качеств и способностей социального работника", " Психологический анализ педагогической деятельности", "Компетентностный подход в современной подготовке психологов", " Трудовая занятость лиц с ОВЗ" (руководитель проектов).
2004 - 2006 гг. - Грант РГНФ " Особенности картины мира и когнитивной сферы "жителя" интернета" (руководитель проекта).
2008 - 2010 гг. - Грант РГНФ " Влияние интернет-деятельности на когнитивные способности субъекта" (руководитель проекта).

Дополнительная информация

Руководитель научной школы «Психология памяти и мнемических способностей». В рамках данного направления под руководством Л.В. Черемошкиной выполнено 8 кандидатских диссертаций, около 160 дипломных работ, 5 магистерских диссертаций.

В настоящее время проводятся исследования в следующих направлениях:

  1. Психология воспроизведения.
  2. Природа когнитивной активности в процессе запоминания и воспроизведения.
  3. Генезис мнемических способностей.
  4. Мнемические способности как подструктура интеллекта.
  5. Строение мнемических способностей.
  6. Мнемические способности детей с проблемами развития.
  7. Мнемические способности в структуре музыкальных и психомоторных способностей.

Член диссертационных советов при МПГУ и НИИ ВШЭ.

Авто системы игр, заданий и упражнений для развития памяти дошкольников, младших школьников и подростков.

В течение последних 25 лет консультирует психологов, педагогов, родителей по вопросам психологии когнитивной сферы личности (отставание в учебе, задержка психического развития, влияние соматических процессов на познавательные способности и др.)

В пособии впервые описываются собственно психологические: закономерности функционирования памяти и мнемические способности. Изложенный материал позволит читателю понять, как и почему информация запоминается, забывается или припоминается.

Происхождение и строение мнемических способностей излагаются с привлечением обширного экспериментального материала.

Для студентов факультетов психологии, психологов-практиков, всех интересующихся проблемами памяти.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Рекомендовано Советом по психологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Серия: «Высшее образование».

М.: Издательский центр «Академия», 2002.

ISBN 5-7695-0924-4

Количество страниц: 368.

  • 3 Введение
  • 8 Глава 1. Краткая история экспериментального изучения памяти
  • 48 Глава 2. Память и мнемические способности
    • 48 2.1. Проблема понятия «способности» в психологии
    • 62 2.2. Соотношение понятий «память» и «мнемические способности»
    • 72 2.3. Проблема закономерности в психологии
    • 84 2.4. Собственно психологические закономерности функционирования памяти и мнемических способностей
    • 99 2.5. Проблема метода в психологии мнемических способностей
      • 99 2.5.1. Основные требования к методам изучения мнемических способностей
      • 103 2.5.2. Метод развертывания мнемической деятельности
  • 116 Глава 3. Функциональные механизмы мнемических способностей
    • 116 3.1. Понятие функциональных механизмов мнемических способностей
    • 121 3.2. Психофизиологические исследования функциональных механизмов мнемических способностей
    • 130 3.3. Исследование функциональных механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности
    • 147 3.4. Функциональные механизмы мнемических способностей по результатам психологических исследований
    • 157 3.5. Информационный принцип работы мозга и функциональные механизмы мнемических способностей
  • 165 Глава 4. Операционные механизмы мнемических способностей
    • 165 4.1. Понятие операционных механизмов мнемических способностей
    • 176 4.2. Виды операционных механизмов мнемических способностей
    • 188 4.3. Исследование операционных механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности
    • 207 4.4. Проблема происхождения операционных механизмов мнемических способностей
    • 242 4.5. Операционные механизмы и проблема типического в мнемических способностях
      • 246 4.3.1. Исследование оснований типологии мнемических способностей
      • 250 4.5.2. Зависимость уровня функционирования операционных механизмов мнемических способностей от эффективности функциональных и операционных механизмов
      • 251 4.5.3. Взаимосвязи уровней познавательной активности мнемических способностей с показателями интеллекта по методике Д. Векслера
      • 254 4.5.4. Исследование взаимосвязей уровни функционирования операционных механизмов мнемических способностей с когнитивными стилями
    • 259 4.6. Структура и феноменология типа мнемических способностей
  • 271 Глава 5. Психология регулирующих механизмов мнемических способностей
    • 271 5.1. Понятие регулирующих механизмов мнемических способностей
    • 286 5.2. Строение регулирующих механизмов мнемических способностей
    • 296 5.3. Исследование регулирующих механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности
    • 313 5.4. Регулирующие механизмы как основания субъективно-личностных закономерностей функционирования мнемических способностей
    • 338 5.5. Развитие мнемических способностей
  • 351 Библиография
  • 367 Оглавление

Скачать:

Л. В. Черемошкина
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
.. %».
ДЕТЕЙ
Популярное пособие для родителей и педагогов
ЯРОСЛАВЛЬ «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ* 1996
Л. В. Черемошкина
Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1996. - 240 с., ил.
Предлагаемая книга направлена на развитие памяти детей разного возраста, от дошкольников до подростков. В книге содержатся игры, "задания и упражнения, применение которых не требует дополнительной подготовки и специального образования. Книга может быть рекомендована родителям, педагогам, воспитателям.
ISBN 5-7707-0007-9 © * Академия развития», 1996
© Черемошкина JI. В., 1996 © Художники Душин М., Куров В., 1996
ОГЛАВЛЕНИЕ
Что такое память?..............................5
I. Дети дошкольного возраст® ....................17
§ 1. Особенности развития памяти детей
от 3 до 7 лет............. ...............19
§ 2. Игры, задания и упражнения для
развития памяти детей от 3 до 7 лет 22 § 3. Диагностика уровня развития памяти
дошкольников.............................45
Диагностика природной памяти. ... 45 Диагностика культурной памяти.... 47
II. Дети младшего школьного возраста (7-10
лет)...........................................49
§ 1. Особенности памяти детей 7-10 лет. 51 § 2. Игры, задания и упражнения для
развития памяти детей 7-10 лет. . . 54 § 3. Диагностика уровня развития памяти
младшего школьника.......................83
Диагностика природной памяти. ... 83 Диагностика культурной памяти. ... 85
III. Подростки (11-15 лет) ........................87
§ 1. Особенности памяти подростков. ... 89
§ 2. Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков......................92
§ 3. Диагностика уровня развития памяти
подростков...........................146
Диагностика природной памяти. . . 146
Диагностика культурной памяти. . . 150
Как помочь детям учить уроки (вместо заключения) ...............................154
Приложение................................161
Литература....................................237
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной.
s
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Но кратковременная память может превращаться в долговременную. Бывают ситуации, когда, едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое очень давно было показано нам на фотографии.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, ося зательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная
или в ербал ьная память), память на образы (образная), память нк движения (двигатель-ная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель же предлагаемой книги заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей.
Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.)
1 >

Поделиться