Кровавая графиня – Батори. Самые страшные истории человечества: Елизавета Батори

Большинство современников считают, что серийные убийцы и маньяки являются «изобретением» XX века. Но это далеко не так. Самым кровавым серийным убийцей, согласно Книге рекордов Гиннесса, является средневековая графиня Елизавета Батори.

Эта маньячка, получившая прозвище Кровавая Графиня, лишила жизни около 650 девушек, в крови которых она очень любила принимать ванну. Таким способом графиня рассчитывала сохранить вечную молодость...

Садистка с детства

Елизавета (Элизабет, Эржебет) Батори, родившаяся 7 августа 1560 года, происходила из весьма родовитой ветви венгерского дворянства. Ее дядя Стефан Батория был королем Польши, дед Иштван IV был палатином Венгрии. Палатин — высшая после короля государственная должность в Венгерском королевстве (до 1853 года). Иногда именовался вице-королём Венгрии. Палатин совмещал функции премьер-министра и верховного судьи королевства.

Елизавета была обручена в 11 лет с именитым дворянином Ференцем Надашди. В 15 лет вышла за него замуж. Почти сразу после свадьбы переехала в Чахтицкий (Чейтецкий) замок в словацких Малых Карпатах.

По одной из легенд Кровавая Графиня с самого детства любила кровь и садизм. По другой версии к жестокости Елизавету приучил ее муж. Которого турки называли « Черный бей», за крайнюю жестокость к пленным. А вот то, что Батори состояли в родственных связях с родом Басарабов-Дракулешти, к которому принадлежал небезызвестный граф Дракула, абсолютный факт.

Как бы то ни было, но убивать Кровавая Графиня стала далеко не сразу. По официальной версии первое убийство она совершила в 1585 году. Но самый пик преступлений пришелся на более позднее время. В 1604 году муж, которому она родила пятерых детей, сложил голову в очередной битве с турками.

В то время Елизавете было уже 44 года, но по дошедшим до нас свидетельствам современников она по прежнему выглядела красавицей. Однако сама графиня, ежедневно глядя в зеркало, видела все больше признаков подступающей старости.

Чахтицкий замок (Cachtice castle) - замок Кровавой Графини. Замок был разрушен в 1708 году, когда его взяли куруцы (антигабсбургские мятежники) Ференца Ракоци

Кровь девственниц

По наиболее стойкой версии, Батори обратилась к некоей колдунье по имени Дарвуля. Именно та и посоветовала графине омываться кровью девственниц, чтобы сохранить красоту и молодость. Но убивать требовалось с соблюдением неких обрядов. Одним из основных условий было то, что убивать и омываться в крови требовалось на Рождество Христово.

Колдунья заявила, что именно в этот период с Рождества до Крещения (12 дней между Рождеством и Крещением), потусторонние силы готовы выполнить для смертных некоторые желания. В том числе вернуть молодость. А еще жертв необходимо было изощренно пытать, чтобы их страдания привлекли внимание тех, кто может насытить кровь девушек молодильной силой.

Самое интересное, что Батори, обмывшись свежей кровью, действительно чувствовала себя помолодевшей, а на лице разглаживались морщины. Вполне возможно, что это было лишь самовнушение, но графиня окончательно поверила в силу обряда, рассказанного колдуньей.

Начиная с зимы 1604 года в округе стали пропадать молодые крестьянки. Причем некоторые, которые на момент пропажи уже не были девственницами, иногда возвращались домой. Рассказывая родителям, что были похищены слугами графини Батори, а в замке подвергались изощренным пыткам и насилию, в которых принимала участие и хозяйка замка.

Инсталляция в музее. Кровавая ванна Батори

Но в те времена жаловаться на столь родовитых дворян было себе дороже. Тем более крестьянам. О чем уж там говорить, если даже местный епископ, который прекрасно знал о том, что графиня увлеклась колдовством, не осмеливался сообщить об этом в инквизицию. Ведь жалобы в конце концов могли дойти до ближайших родственников графини, которые владели почти всеми землями в стране и являлись верховными судьями.

А так как в те времена церковные иерархи часто совмещали светские и духовные должности (что вообще-настрого запрещено почти во всех христианских конфессиях), у церковнослужителя не было никаких гарантий того, что он не попадет на какого-нибудь брата Кровавой Графини. Вот он и молчал, заставляя молчать и своих «подчиненных».

Ошибка графини

Сперва пропажи юных девушек случались лишь в зимнее время. Но постепенно Батори стадо мало лишь зимних месяцев и она стала приказывать доставлять ей девушек в любое время года. Позже местные жители рассказывали, что видели, как от окрестностей замка собаки таскают части человеческих тел.

Изуродованные и обескровленные тела находили и на берегах реки неподалеку от замка. Именно обескровленность тел послужила поводом объявить Елизавету Батори вампиром. Но графиня не пила кровь. Она в ней купалась.
Первоначально это выглядело так: слуги и служанки графини присматривали в окрестностях молоденьких девушек, похищали и доставляли их в замок. Там графиня, вволю поизмывавшись над жертвами, приказывала перерезать им шею и основные артерии.

Кровь сливалась в газ, из которого Батори и обмывала свое лицо и некоторые части тела. Но много ли получить крови с одного человека? Литра четыре, реже пять. Так что графине на один сеанс «младотерапии» - стали доставлять по две-три девушки зараз.

Но и их общей крови все равно было маловато. А Елизавета Батори уже вошла во вкус. Она уже не сильно думала об омоложении, ей нравился сам процесс лишения девушек жизни. Графиня придумала новый способ добычи крови. По одной из легенд этот способ ей подсказал карлик-горбун Янош Уйвари, по прозвищу Фицко.

За свою жизнь он так часто подвергался насмешкам за свое уродство, что возненавидел весь род человеческий. И много читал про различные пыточные препараты, представляя в них своих обидчиков. Горбун и рассказал графине об особом пыточном сосуде». Кто бы не подсказал Батори этот способ пыток и добычи крови, но она осуществила его в жизнь.

«Железная дева»

Где-то в дальних краях Елизавета заказала «железную деву». Так называлось специальное приспособление для пыток.

Железная конструкция в виде человеческого тела, полая внутри и состоящая из двух раскрывающихся половинок. Внутрь помещается человек, а потом его закрывают второй половиной, изнутри которой приделаны острые шипы, терзающие тело жертвы.

Батори усовершенствовала конструкцию. В ее «железной деве» шипы наносили не поверхностные раны, а пронзали тело почти насквозь. Сам механизм был расположен над ванной, в которую и стекала кровь. Когда в ванну набиралось литров тридцать крови (то есть от как минимум шести убитых девушек), Батори раздевалась и погружалась в эту ванну.

Но почему-то эти ванны не спасали от старения. Графиня опять призвала к себе колдунью Дарвулю и потребовала объяснений. Ведьма заявила, что Батори сама виновата в том, что купание в крови не приносит желаемого результата. Ведь ей же говорили, что убивать и купаться следует лишь на Рождество. А графиня нарушила это условие.

Однако увидев, что Батори вот-вот сорвется и убьет саму колдунью, Дервуля поспешила выкрутиться. Она сказала, что все можно исправить, но кровь простолюдинок для подобного не подходит, нужны благородные девственницы.

Взяли «с поличным»

В округе жило довольно много обедневших дворян, и Кровавая Графння накануне Рождества в 1609 году предложила девушкам-дворянкам приехать в ее замок для услужения. Для обедневших родов это был шанс, и в Чахтицкий замок стали приезжать молоденькие дворянки. Которые вскоре знакомились с «железной бабой». И это стало главной ошибкой Елизаветы Батори.

Когда в Чахтицком замке стали пропадать не только простолюдинки, но и дворянки, официальные власти уже не могли закрывать глаза на слухи. Были проведены следственные мероприятия и выяснено, что пик исчезновений девушек в окрестностях Чахтицкого замка приходится на Рождественские праздники.

29 декабря 1610 года к замку, в сопровождении пары десятков латников, подъехал королевский палатин Дьёрдь Турзо. Не вступая в особые разговоры со слугами, он проехал во двор и сразу бросился в подвал. Где он застал Елизавету Батори за издевательствами над очередной жертвой.

Но несмотря на то, что Кровавая Графиня была «застукана» с наличным» Елизавета Батори так и не предстала перед судом. Ее просто заперли в замке» где она и умерла в 1614 году. Три ее служанки, участие которых в похищениях девушек и кровавых оргиях было доказано, были сожжены на костре. Горбуну Фицко отрубили голову.

Но до сих пор местные жители утверждают, что накануне Рождества и во время этого праздника в окрестностях Чахтицкого замка, ставшего туристической достопримечательностью, происходят очень странные и страшные вещи.


В книгах по истории и на различных интернет-сайтах можно увидеть несколько портретов Елизаветы Батори. При внимательном рассмотрении видно, что на портретах изображены разные женщины, кроме того, человек, понимающий в живописи, сразу увидит, множество других деталей, которые указывают более позднее или раннее происхождение портретов.


Возможно, остались некоторые подлинные портреты графини Батори, а может где-то хранятся точные копии, по которым можно восстановить ее настоящий образ. Мы будем над этим работать, и вполне возможно когда-то точно узнаем, как выглядела Эржебет Батори. Но сейчас хочется разобраться и понять – зачем уничтожили все портреты графини, зачем сожгли все документы, связанные с ее именем и судебным процессом.


По распространенной версии, вещи графини и ее портреты уничтожили по приказу властей, дабы не тревожить народ. Странно, но почему тогда не уничтожили ее драгоценности? Почему все драгоценности графини очень быстро нашли своих новых хозяев?


Если бы Елизавета Батори увидела этот поддельный портрет, художник умолял бы о прощении…


Все именно потому, что ради драгоценностей, ради земель и иной собственности графиню оговорили. А портреты и документы, которые могли как-то оправдать Елизавету Батори и поставить под сомнение обвинение уничтожили. Остались лишь документы с подписями и показаниями свидетелей из простого народа, хотя реально их показания не могли иметь веса по нескольким причинам.


Крестьяне того времени мало чем отличались от скотов, которых они пасли. Это были безграмотные, забитые и очень . Они верили в вампиров и прочие сказки, а самое главное почти любой крестьянин в душе ненавидел своего господина, ведь крестьян по традициям того времени нещадно эксплуатировали.


Посему, когда графиню решили осудить, не надо было долго искать и уговаривать свидетелей. Потребовалось просто собрать холопов из ближайших деревень, а они с радостью поставили подписи под чем угодно, ведь крестьяне во-первых неграмотные, во вторых ненавидели свою госпожу. Сюда еще следует добавить веру крестьян в вампиров, колдовство, черные ритуалы, замешанные на крови девственниц…


При этом крестьяне никак не могли соприкасаться с портретами и документами графини, которые якобы могли задеть их чувства и стать источником массовых беспорядков. Все портреты и документы графини уничтожили ради того, чтобы стереть ее настоящий образ из истории и вместо реальной графини создать вымышленный образ кровавого монстра.



По-прошествии столетий настоящую Эржебет Батори полностью забыли, от ее реальной личности и жизни почти ничего не осталось. Никому нет дела до того, чем она жила, как проводила время, зачем учила иностранные языки, читала книги и занималась врачеванием. Всем гораздо интересней жуткий вымышленный образ, который некоторым людям даже 400 лет спустя помогает зарабатывать на Елизавете Батори деньги.


Пример Эржебет Батори очень важен, ведь она не единственная, кого люди, пишущие историю, оговорили и опорочили. Продажные историки, власть имущие и разные общественные деятели продолжают и сегодня свое дело, они очерняют людей и целые государства, а население верит каждому слову из телевизора, как будто это им говорит сам Бог.

Елизавета (Эржебет) Батори родилась 7 августа 1560 г., день смерти 21 августа 1614 г., после брака с Ференсом Надашди в 1575 г. - графиня Надашди. При жизни ее называли Чахтицкая (Четская) пани, а в последствии она удостоилась жуткого посмертного прозвания Кровавая графиня.

Елизавета Батори родилась в сумеречное, жестокое время, когда у границ Европы день за днем кипели сражения: у южных границ венгерские и австрийские князья стойко отбивали атаки турок-османов, но и в тылах не было мира - там то и дело происходили кровавые стычки между католиками и протестантами. Никто не был уверенным в завтрашнем дне - колдуны, маги и знахари здесь процветали, предлагая услуги самого черного и сомнительного свойства, едва ли не в каждой знатной семье числились в приживалах астрологи и ворожеи.

Знающие люди шептались, что целые союзы ведьм и оборотней безнаказанно орудуют в горах и лесах Трансильвании, вдали от карающей длани отцов-инквизиторов. Кровь щедро пропитывала карпатскую землю, а жестокость, пытки и казни были повседневной частью жизни, от которой не в состоянии был укрыться ни нищий и безродный, ни богатый и знатный.

Елизавета принадлежала к одному из самых старинных и состоятельных аристократических семейств Восточной Европы той эпохи - роду Батори: в 1576 г. Стефан Батори - кузен девушки - стал королем Польши, а другой ее родственник был безраздельным владетелем Трансильвании. Не было вояк храбрей Батори в битвах с врагами, и никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. Казалось, они наследуют дурной нрав, неукротимую похоть и склонность к затуманивающим разум вспышкам гнева вместе с поместьями, замками титулами и драгоценностями, фамильными болезнями - эпилепсией и подагрой.

Не стала исключением и белокожая красавица Елизавета - приступы ярости охватывали ее внезапно, как лихорадка, - она была способна избить, исколоть булавками или без одежды вытолкать на мороз любую прислужницу, а стоило в процессе наказания появиться крови, как графиню охватывало неимоверное возбуждение, она могла мучить бедных служанок в течении долгих часов.


Доверенная служанка Дорко (на суде была свидетель обвинения) была взята на работу в замок по протекции и 5 лет провела в услужении у графини. На процессе показала, что Эржебет лично пытала девушек - совала им в руку раскаленные ключи и монеты, прижигала их тела ложками и раскаленными утюгами. Когда Елизавете случалось прихворнуть, девушек водили прямо к ней в спальню, где она развлекалась тем, что до крови кусала несчастных…

По заведенному обычаю имелась у молодой аристократки и своя, домашняя ведьма по прозвищу Дорвуля. Согласно легенде старуху пригласили в замок, когда на графиню обрушила проклятье безобразная нищенка, которую Батори, вреде бы случайно обрызгала жидкой грязью во время конной прогулки. Уродливая горбунья с испещренной морщинами кожей пригрозила, что в скором времени красавица-графиня станет точно такой же уродливой и безобразной!

Вскорости владетельная госпожа овдовела - но смерть мужа огорчала ее меньше, чем новый седой волосок в прическе или морщинка на веке! Даже страдания, которые она причиняла служанкам, более не радовали ее как прежде, пока Доротта Шентез — Дорвуля, не назвала графине чудодейственного средства, способного вернуть молодость: кровь, кровь невинных дев! Понадобится много крови - чтобы наполнить ванну и погрузить в нее стареющее тело, и время потечет вспять…

Свидетель обвинения: Уйвори Янос по прозвищу Фицко, безобразный горбун, с младых лет живший в замке, показал на процессе, что за небольшую плату, подарки - одежду да дешевые безделушки - или обещание приданого в замок собирали привлекательных девушек со всей округи.

Госпожа предпочитала наслаждаться зрелищем девичьих страданий, наблюдая, как ее верные подручные Йо Илона и Дарко издеваются над обреченными девушками: в прачечной или бане их избивали до такой степени жестоко, что тела становились черными от синяков, потом жгли раскаленной кочергой или чугунным утюгом, загоняли под ногти иглы, окатывали водой на морозе, превращая в ледяные статуи. Захоронение тел было в обязанностях женщины по имени Ката.

Но, вступив на путь колдовства, Елизавета Батори изменила прежней привычке - теперь она была готова день и ночь добывать кровь и начала мучить девушек лично сама: вскрывала служанкам вены, разрывала их плоть стальными щипцами, даже вонзая в их плоть зубы! За ночь проливалось такое количество крови, что отороченный кружевами подол ночной сорочки графини Батори сразу пропитывался кровью и липкой тяжестью прилипал к икрам.

Верные служанки посыпали пол золой или крупной солью, чтобы кровь впитывалась, а утром долго оттирали перепачканные стены, отмывали ковры и портьеры, скрывая следы зверств барыни. Жертв становилось все больше - в помещениях, где проживала кровавая аристократка, витал тяжелый дух: миазмы от разлагающейся крови, вымыть которую из мельчайших щелей не смог бы и сам дьявол, смешивались с запахом горелого мяса и тяжелыми волнами трупного духа - так могла пахнуть сама смерть, правившая бал во владениях больше 10-ти лет…

Владетельную госпожу раздражало, если ванна наполнялась кровью слишком медленно, тогда она заказала в Германии высокопроизводительный механизм для убийства, называемый «нюрнбергской» или «железной девой». Всякого рода механические диковинки самого различного и неожиданного назначения к концу XVI столетия как раз начали входить в моду среди состоятельных европейцев. Среди изделий механиков-умельцев встречались и «машины любви» для сластолюбцев, и машины смерти - пытка все еще были вполне законной частью процесса дознания.

«Железная дева» представляла из себя полый стальной шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки, внутренняя поверхность шкафа была утыкана длинными острыми гвоздями, которые были расположены так, чтобы их уколы приходились на самые болезненные места тела, но не убивали пытаемого сразу.

В верхней части «железной девы» находилось отверстие для шеи несчастного, расположенное так, что его голова оказывалась вне пыточного шкафа, и приговоренный мог еще какое-то время отвечать на вопросы своих мучителей. Подвижное дно конструкции давало возможность легко избавляться от мертвого тела. По показаниям свидетелей, Кровавая графиня подвешивала чудовищное приспособление так, чтобы кровь жертвы «железной девы» стекала прямо в ванну.

Справедливости ради следует заметить, что ни одного подлинного пыточного механизма такого рода не сохранилось со Средневековья до нашего времени - все, чем располагают археологи, - позднейшие копии, которые были выполнены на основе описаний. Этот факт послужил для ученых поводом утверждать, что леденящие кровь рассказы о «железной деве» не более чем миф, созданный в эпоху Просвещения с целью изобличить «животную дикость» той эпохи, но в первую очередь - институт инквизиции. Так что наличие такой жуткой игрушки у Елизаветы Батори возможно лишь позднейшее допущение ее недобросовестных биографов.

Но не смотря на все усилия к графине никак не возвращалась былая молодость - она выглядела только на несколько лет моложе своего возраста. Графиня терялась - как ей быть дальше: Дорвуля умерла и более не могла поддержать ее мудрым советом. Тогда на место штатной ворожеи аристократка пригласила известную ведьму - Майорову из местечка Майвы, в ход пошли колдовские зелья, сваренные из трав, жабьей кожи и света полной луны, и прочие экзотичные штучки.

Колдовство, замешенное на крови, было куда опасней уголовного преступления - смерть крепостных холопов была рутиной для владетельных господ, хотя по округе уже ползли мрачные слухи, а молодых местных красавиц прятали подальше от глаз графини и ее верных прислужниц.

Будущих жертв доводилось привозить издалека, были необходимы все новые и новые расходы - графиня решила заложить один из родовых замков. Похоже, со смертью Дорвули лесные духи отвернулись от нее - одна из избитых девушек выжила и сбежала, новый священник, которого призвали отпеть разом 9 трупов, заподозрил неладное и подал жалобу, на расследовании настаивали и опекуны имущества младшего сына графини - Пауля, саму ее задержали при попытке к бегству.

Представители власти ворвались в замок и нашли в нем бесчисленные свидетельства преступлений от останков и орудий пыток до дневника Елизаветы Батори с упоминанием более чем 600 замученных девушек. Во время процесса обвиняемая держалась с поистине королевским достоинством и уверенностью, источник которой многие усматривали в колдовских чарах, а другие - в наличии у аристократки убийцы венценосных покровителей.

Как бы там ни было собственная линия поведения позволила ей уберечь земли от конфискации и в дальнейшем передать в наследство единственному сыну Паулю. Биография графини - трагическая и страстная - легла в основу фильма «Батори», снятого в 2008 году кинокомпанией Vision Films по сценарию Джона Пола Чаппла, образ Елизаветы на экране сыграла Анна Фрил.

Владетельная графиня прожила жизнь, довольно продолжительную по меркам того времени и соответствует классическому образу вампира больше других лиц, описания которых сохранила история. Если верить свидетельским показаниям очевидцев, сделанным во время судебного процесса, Елизавета кусала свои жертвы, подчас выдирала зубами целые куски живой плоти и с наслаждением вкушала кровь, выступавшую из ран…

Графиня Батори – убийца или жертва?

Возможно ли безоговорочно верить свидетелям обвинения? - вот самый сложный вопрос, когда речь заходит о процессе, в ходе которого применяли пытки. Стартовым толчком к расследованию преступлений графини Батори стали не жалобы пострадавших - ведь среди жертв графини предположительно были и обедневшие, но знатные девушки, - но исключительно вопросы прав на имущество.

Следует оговориться, что супруг Батори - граф Надашди, один из богатейших людей во всей Восточной Европе - щедро кредитовал своего патрона короля Матиаша II. Единственным шансом для государя избежать возврата долгов вдове почившего вассала, и более того - расширить собственные владения за счет конфискованных земель семьи Батори - было выдвинуть законной хозяйке множества поместий и замков обвинение в колдовстве и ереси, потому как одних только уголовных преступлений для изъятия земель у наследников оказалось бы недостаточно.

Случай скоро подвернулся - опекун младшего сына графини по имени Имре Медьери обвинил Елизавету в разбазаривании семейного имущества на том основании, что один из замков заложен. Представители власти проникли в замок, когда хозяйка была за его пределами, воспользовавшись тайным входом, - они могли как обнаружить реальные свидетельства преступлений, так и подбросить сфабрикованные заранее улики - вроде тазов, перепачканных засохшей кровью, орудий пыток, баночек с колдовскими снадобьями или даже поддельного дневника.

Ведь ни останков многочисленных тел, ни хотя бы их фрагментов в суде не предъявлялось, родственники множества пострадавших тоже не торопились явиться в суд и потребовать справедливости. Может быть, только пытка помогла заинтересованным лицам получить от прислуги графини показания, изобличающие хозяйку как кровавую убийцу и колдунью, практиковавшую человеческие жертвы и каннибализм?

Однако в деле Елизаветы Батори даже описанная выше возможность использования фальшивых доказательств отступает на второй план, потому как вызывает сомнение подлинность самих материалов процесса. Документы стали известны широкой публике в 1720 г. благодаря книге по истории Венгрии, написанной и опубликованной иезуитским священником Ласло Туроши.

Автор использовал не подлинники судебных документов, а более поздние копии, хотя самоуверенно заверял читателей, что все материалы этой жуткой истории были изъяты и опечатаны больше 100 лет назад по приказанию тогдашнего короля Венгрии, приходившегося родственником «кровавой графине», и теперь впервые представляются им широкой публике.

Омолаживающие кровавые ванны из крови невинных жертв - вообще свободное допущение отца-иезуита, которое он сделал на основании местных преданий и легенд, непосредственно в материалах процесса упоминаний о «молодильных ваннах» нет.

Фальсификация исторических документов - довольно распространенное явление. У историка-иезуита было по крайней мере два мотива пойти на подобный подлог.

Во-первых, потомки протестантского семейства Батори - Надашди все еще оставались влиятельной силой на австро-венгерских землях, возможность хотя бы косвенно опорочить семейство знатных протестантов приносила католической церкви ощутимые политические и идеологические дивиденды.

Во-вторых, в Европе начала XVIII столетия тема вновь приобрела необычайную популярность, граничащую с истерией. Книга приносила Ласло Туроши изрядный доход, сочинение имело огромный успех у читателей именно благодаря леденящим душу кровавым подробностям из жизни Кровавой графини, подтверждающим ее причастность к клану кровопийц, а значит, и .

Первой в истории садисткой считают венгерскую графиню Альжбету Батори, которая мучила и убивала молодых девушек, а затем купалась в их крови, чтобы продлить молодость.Она умертвила около шестисот женщин, среди которых были не только служанки и крестьянки, но и женщины благородного происхождения. Как достоверно известно, родная тетка Альжбеты Карла занималась Черной магией и всю свою жизнь посветила приготовлению эликсира бессмертия и вечной юности. Племяннице она раскрыла свой рецепт - принимать ванны, наполненные слезами и кровью девственниц.

Середина XVI века. В одном из трансильванских замков Георга и Анны Батори родилась премилая девочка, которую назвали Альжбетой. Знатное семейство считалось едва ли не самым влиятельным протестантским кланом Европы. Среди носивших громкую фамилию был даже один король: двоюродный брат Альжбеты, знаменитый Стефан Баторий, правил Трансильванией, а затем и Польшей.

Аристократы тех лет старались перещеголять друг друга в грехопадении. В замках царил разврат. Вельможи предавались кровосмесительным связям. Не явился исключением и род Батори. Среди родственников Альжбеты были колдуны, сатанисты, мужеложцы, лесбиянки, душевнобольные, пьяницы и распутники. Надо ли удивляться, что маленькая Альжбета в десять лет порола горничных до полусмерти, а в 14 - забеременела от крестьянина. После родов ее выдали замуж за венгерского графа Надашди.

В Словакии, в замке Чахтице, молодые свили семейное гнездышко. Большую часть взрослой жизни Альжбета, она же Элизабет Батори, провела именно здесь, в имении своего богатого мужа. С первого же дня супружеской жизни Елизавета стала с наслаждением истязать служанок. Подозреваемым в краже клали на ладонь раскаленную монету. За плохо отглаженное платье лицо прислуги жгли утюгом, а пальцы отрезали ножницами. Излюбленным инструментом графини были иглы, которые загонялись жертве в грудь, губы и под ногти. В этих забавах принимал участие муж, опытный военный, которого турки боялись, как чумы. Фантазии супругов не было предела. Летом некоторых несчастных обмазывали медом и бросали в лесу. Зимой - обливали, оставляя замерзать у ворот замка.

Батори изобрела чудовищные механизмы для своих жестоких забав:
Металлический гроб с шипами внутри, шипы не глубоко проникают в тело, лишь причиняют кровотечение. При этом жертва медленно умирает от потери крови.

Подвешенная клетка цилиндрической формы, слишком узкая, чтобы в ней сидеть и слишком низкая, чтобы стоять в полный рост. Стенки клетки покрыты шипами, и когда клетку поднимают и раскачивают - жертва натыкается на шипы. обычно Графиня сидела под клеткой, подставляя лицо под струйки крови.

Во время отсутствия супруга графине "ассистировали" несколько приближенных. Поговаривали, что будто бы в замке видели бледного незнакомца, одетого во все черное, с темными, как бездна, глазами. Сельские жители, те, кто верил в вампиров, были уверены, что незнакомец этот - не кто иной, как Дракула, восставший из могилы. Этой на первый взгляд нелепице вскоре стали находить ужасные подтверждения. Рыбаки все чаще и чаще доставали из окрестных рек обескровленные тела молоденьких девушек. Следы от находок тянулись в Чахтице.
Поначалу находить живой материал для садистских утех было легко: крестьяне прозябали в нищете и охотно продавали дочерей. При этом родители были искренне уверены, что на барском дворе их чадам будет гораздо лучше, чем дома. Но вскоре иллюзии развеялись, ибо некоторым девушкам удалось вырваться из мрачных застенков. Курьерам графини приходилось искать кандидаток на умерщвление там, где еще не знали о ее страшных забавах. Недостатка в человеческом материале не было.

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Алжбете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

Вербовать же их на работу в графский замок стали после огорчительного открытия, сделанного Алжбетой солнечным весенним утром. Покинув постель, неодетая, она стояла перед зеркалом, разглядывая свое отражение. Она увидела полнеющую женщину, лишившуюся талии, с отвисшими грудями. Кожа на лице этой женщины была пориста и сера, глаза и рот окружены паутиной морщин, шею исполосовали складки. Некогда иссиня-черные волосы усыпала седина...

Омерзение и страх охватили графиню. Она спешно послала за знахаркой, живущей в соседнем селении. Знала: земляки, которых бабка при любой болезни живо ставила на ноги, подозревали ее в колдовстве и связях с дьяволом. Знала и не сомневалась: эту ведьму она заставит задержать наступающую старость!

Колдунья поселилась в замке и каждый день готовила для госпожи отвары из чудодейственных трав. Ими заполняли дубовую бочку, куда графиня погружалась по подбородок и сидела до полудня, а знахарка целебными мазями умащивала и массировала ее лицо. Вдыхая сладкий дурман благовоний, Алжбета вслушивалась в беспрерывный бабкин шепот - старуха, перемежая молитвы и заклинания, призывала таинственные силы, чтобы отогнали они хвори и недуги, возвратили графине прежнюю красоту и здоровье. В первый же майский рассвет знахарка вывела графиню на лесную поляну, велела раздеться донага и кататься по росистой траве. Предупредила: “Завтра ты придешь сюда одна и будешь приходить каждодневно, до июньских петухов”.

То, чего жаждала Альжбета, кажется, возвращалось к ней - кожа обретала упругость, расправлялись морщины, уменьшились, стали менее заметны складки на подбородке... Невероятно, но однажды вдове даже приснилось, будто в ее спальню вошел некий молодой человек, в которого она была влюблена в юности, и она позволила ему взять ее и раз, и два, и три, испытав при этом почти забытое наслаждение. Проснувшись, Альжбета поняла, что в ней вновь пробудилась женщина.

Однако это приятное происшествие хотя и случилось во сне, очевидно, утомило графиню, она опять разглядела в зеркале откровенные приметы дряхления, словно ночь иллюзорной близости с несуществующим мужчиной мгновенно состарила ее. Альжбета избила знахарку, и та, выпрашивая пощаду, проговорилась: теперь надежда только на девичью кровь, на кровь девственниц. Если омываться ею в определенные, благоприятные дни, чередуя с ваннами из лекарственных отваров, то уж непременно поможет... Чудовищный совет ведьмы, как ни странно, не испугал. Графиня припомнила, что подобными рецептами, как утверждала молва, пользовались и знаменитые личности вроде Лукреции Борджиа, дочери римского папы Александра. Купаясь в невинной крови, она, дескать, пережила трех мужей-герцогов и оставалась свежей, как невеста, и в том возрасте, когда обычные люди являют собой печальное зрелище. А папа Сикст V? Практиковал то же самое и именно поэтому казался бессмертным...

Доре Сентеш было поручено доставить в замок девиц, еще не расставшихся с целомудрием. Но здесь возникла сложность: Альжбета представила себя залезающей в бочку с теплой кровью, и ее стошнило. Очевидно, следовало приучить себя к виду этой красной, загадочной, однако всего-навсего жидкости. Вот тогда-то и начались истязания служанок: хозяйка Чахтиц и впрямь загоняла им булавки под ногти, откусывала соски, ножом полосовала плечи, секла нагайкой, впивалась зубами в шейную артерию и отсасывала горячую кровь. Замученных до смерти Дора Сентеш оттаскивала на спине в подземелье и сбрасывала в ямы-ловушки или замуровывала в ниши фундамента.

После третьей кровавой ванны и напал на графиню слуга-горбун, прежде тихий, покорный и бессловесный. В его сексуальном неистовстве она узнала добрый знак: действует! Она явно молодеет, она вызывает желание, затмевающее рассудок даже у такого ничтожества! Вот почему горбун не был отправлен в камеру к “механической деве”. Графиня на радостях помиловала его, а позже приспособила к рьяной охоте на девушек: вместительная дубовая бочка требовала много крови.

Театр боли и смерти успешно функционировал не только в Чахтице, главной резиденции, но и в замке Бешков. Мрачная крепость главенствовала над еще одним имением Альжбеты Баторовой, так ее звали словацкие крестьяне. Впоследствии свидетели показали, что именно здесь, в Бешкове, кровавая бестия сожгла заживо одну из своих горничных: забавы ради ей подожгли волосы. Другой девушке графиня, в припадке садизма, откусила губы и отрезала щеки, которые несчастной жертве пришлось съесть.

Молодые служанки считали, что им повезло, если лютой зимой их раздевали только для того, чтобы они в таком виде выполняли свои обязанности.
И все же каждый раз графиня возвращалась к своему главному конвейеру пыток. В Чахтице она мучила долго, убивала неторопливо, с чувством, до последней капли сцеживая драгоценную кровь девственниц. Штатная ведьма замка посоветовала графине собирать ее в большой чан. Батори, панически боявшаяся старости, верила, что кровяные ванны помогают сохранить молодость.

Справедливости ради, стоит заметить, что такого рода развлечения венгерской знати, в общем, не противоречили законам того времени. Словацкие крестьяне были бесправными рабами венгерских господ и не могли рассчитывать на заступничество закона, который разрешал убийство в случае побега крепостного. Но это, безусловно, не может служить оправданием изувера в юбке.

В результате оргий трупов становилось все больше и больше. Вампиресса лишь иногда хоронила жертвы по христианскому обряду. Чаще тела закапывали без отпевания. Об этих тайных похоронах стало известно. Поначалу священники помалкивали. Но длилось это недолго. Преподобный отец Майрош из Чахтице заклеймил графиню как изувера и убийцу. Священник из Бешкова отказался отпевать сразу девять покойниц, которые погибли в графском поместье якобы в результате несчастного случая. После этих недоразумений графиня Батори стала собственноручно расчленять трупы и хоронить их где попало.

Необузданная жестокость оказалась дорогим удовольствием. Графиня заложила имение Бешков за две тысячи золотых монет. Родственники погибшего на войне графа Надашди боялись, что вдова разбазарит все родовые владения. Пришлось обратиться к властям. В Братиславе начались парламентские слушания. Основанием для них послужило обвинение, выдвинутое судебными инстанциями Венгрии. Оказалось, что за тридцать пять лет безнаказанной деятельности Батори совершила 650 убийств. Процесс, разумеется, был закрытым. Власти опасались народных волнений.

На суде в качестве главного доказательства вины подследственной фигурировал ее дневник с описанием сотен садистских убийств. Этого оказалось недостаточно. В Чахтице с обыском нагрянули судебные исполнители. Графиню взяли, что называется, с поличным. В покоях Батори чиновники обнаружили три свежих трупа. Пол пришлось засыпать углем, так как повсюду виднелись лужи крови и пройти было невозможно.
Стены зала заседаний помнят слова судьи, обращенные к злодейке: "Ты есть дикий зверь, Альжбета. Тебе будет оставлено несколько месяцев жизни для мучительной смерти. Ты недостойна дышать свежим воздухом и созерцать Свет Божий. Посему ты навеки исчезнешь из этого мира. Тени окутают тебя, и будешь ты оплакивать нечестивую жизнь свою".

Графиню замуровали в башне замка Чахтице, оставив узкую щель для передачи пищи. Здесь она прожила три с половиной года. Однажды, на исходе лета, один из тюремщиков, желавший своими глазами посмотреть на чудовище, заглянул в щель и увидел на полу бездыханное тело. Так закончилась нечестивая жизнь Альжбеты Батори.
Говорят, что по ночам из проклятого замка доносятся протяжные стоны, отзывающиеся эхом по всей округе. Местные жители полагают, что стоны принадлежат кровавой графине, которая не может найти покоя уже 400 лет.

Словацкий прозаик Йожо Нижнанский, исследовавший легенды об Альжбете Батори, отыскал в государственных и церковных архивах немало документов, подтверждающих: да, она действительно существовала и владела поместьем на территории нынешней Словакии. Он приводит сведения из протоколов допросов сообщников Альжбеты Батори. Они признавались: госпожа занималась кровопусканием, купалась в крови, но перед тем девушкам отрезали пухлые части тела, разрывали рты, прикладывали к животу раскаленные ложки, обжигали свечами половые органы жертв... Сама графиня вела список, в котором перечислены 610 девушек.

Батори даже занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств. Однако до сих пор ходят разные легенды о том, что же побудило знатную особу к таким зверствам. Елизавета происходила из венгерского рода Батори, ее отец Дьердь и мать Анна, которая приходилась сестрой польскому королю Стефану Батория, были представителями разных ветвей одной знатной семьи. Вообще, в их роду свадьба на родственниках была нередким явлением, поэтому среди родни у Елизаветы числились алкоголики, сумасшедшие и больные эпилепсией. Собственно и сама Елизавета не отличалась тихим нравом.

В 10 лет ее обручили с Ференцем Надашдем, а в 1575 году они сыграли пышную свадьбу, на которую позвали более 4,5 тысяч гостей. 15-летняя Елизавета переехала из родового замка Эчеда в Шарвар в мужу. В качестве подарка на свадьбу Ференц подарил супруге Чахтицкий замок, расположенный у подножия Малых Карпат. Именно тут, спустя некоторое время, будет производить свои расправы над девушками графиня. Елизавете в доме мужа было скучно, супруг постоянно отсутствовал: то уезжал в Вену на учебу, то на военные сборы. Но юная графиня времени не теряла и развеивала скуку в обществе любовников. Говорят, через два года после свадьбы Елизавета завела себе фаворита из числа слуг и даже родила от него ребенка. Ференц был взбешен этим и спрятал беременную жену подальше от глаз, а после родов отнял у нее дочь, чтобы спасти семью от позора. Ребенок, предположительно, был убит. Слугу же оскорбленный супруг жестоко наказал — он повелел кастрировать его и затем бросить на растерзание своре собак.

Супруг графини Ференц Надашдь

Говорят, именно от мужа Елизавета переняла любовь к жестокости и пыткам. Ференц отличался буйным нравом, часто бил слуг и даже пытал их. Елизавета тоже была несдержанна и вымещала злость на горничных и придворных. Она любила вид крови и не гнушалась использовать различные орудия пыток. В порыве гнева Елизавета могла заколоть служанку ножницами, или пытать ее иглами, или же раздеть догола и выгнать на улицу в лютый мороз, а потом еще и заставить поливать девушку холодной водой. Говорят, первое убийство Елизавета совершила в 20-летнем возрасте, а после смерти в 1604 году супруга, ее жажда крови только усилилась.

Согласно легенде, однажды графиня ударила свою служанку, которая расчесывала ей волосы. На руку Елизаветы попала кровь из носа девушки, и графине показалось, что потом в этом месте ее кожа стала мягче и белее. Графиня пыталась сохранить свою красоту всеми силами (а она была действительно одной из прекраснейших женщин в Европе) и ей понравился «чудодейственный» эффект крови, так что Елизавета решила принимать с ней ванны, убивая для этого по несколько служанок за раз. По другой версии, такой рецепт омоложения ей подсказала одна ведьма. Однако, когда ванны не оказали должного эффекта, ведьма сказала, что нужно использовать кровь не простолюдинок, а знатных особ. Доказательств тому, что Батори действительно купалась в крови обнаружено не было, да и легенда эта стала распространена намного позднее, когда в моду вошли истории о вампирах.


Чахтицкий замок

Однако, юные девушки действительно пропадали, возраст некоторых из них был 11−12 лет. Сначала Елизавета расправлялась только со своими служанками, но когда те закончились, ее слуги стали искать в окрестностях новых молодых жертв. Девушек приглашали в Чахтицкий замок на работу за определенную плату, а некоторых просто воровали на улице. Кроме того, зачастую к Елизавете отправляли своих дочерей представители знатных венгерских семей, чтобы те получили необходимое образование и выучились придворному этикету. Но они и подумать не могли, что девушки найдут свою смерть в подвалах замка, где их будут жестоко пытать.

После смерти супруга за вдовой и ее шестью детьми был поставлен приглядывать граф Дьердь Турзо. Именно он и начнет расследование о бесчинствах кровавой графини. С 1602 по 1604 год лютеранский священник Иштван Мадьяри, после того, как слухи о кровожадности Елизаветы поползли по всему королевству, стал публично и при дворе жаловаться на графиню, но его слова оставались без внимания. Наконец, в 1610 году король Матьяш II поручил Турзо, который был палатином Венгрии, проверить ужасные слухи. Дьердь нанял в помощь двух нотариусов, чтобы те нашли свидетелей. К 1611 году они получили показания более 300 человек, а судебное дело включало показания четырех обвиняемых и 13 свидетелей. Показания подтвердили то, что графиня убивала крестьянских девочек-подростков, а затем ее жертвами стали и дочери мелкопоместных дворян. Также имели место и похищения. Зверства, описанные свидетелями, включали в себя жестокие побои, сжигание и увечья рук, откусывание плоти, рук и других частей тела, замораживание и голодную смерть, пытки иглами. Некоторые из опрошенных называли родственников, которые умерли в замке графини, другие говорили, что тела, захороненные на местных кладбищах, были со следами пыток. Два свидетеля даже утверждали, что видели убийства служанок своими глазами. Свои кровавые расправы Батори устраивала не только в Чахтице, но и в Шарваре, Пожони, Вене и других местах.


Герб рода Батори

Утвердившись в правдивости слухов, Турзо 30 декабря 1610 года нагрянул в замок Батори и арестовал ее, а также четверых слуг, которых считал ее приспешниками: Доротью Сентеш, Илону Йо, Катарину Беницку и Яноша Уйвари (Ибиш или Фицко). Люди Турзо нашли одну девушку уже мертвой, а другую умирающей. Турзо заявил, что поймал Батори с поличным, однако это маловероятно. Скорее всего, версия о том, что графиню застали всю в крови, была приукрашена беллетристами. Елизавету арестовали еще до обнаружения жертв.

Король Матьяш потребовал от Турзо отправить Батори под суд, то тот убедил правителя, что подобное громкое дело в отношении представительницы одной из богатейших семей может негативно сказаться на дворянстве. Кроме того, это был бы позор для всего рода Батори. Король согласился отправить Елизаветуу под домашний арест. Кроме того, благодаря делу против Батори, Матьяш избежал необходимости возвращать ей большой долг. Кстати, среди сторонников невиновности Батори распространена версия, что весь суд был результатом заговора против нее. Действительно, правившая в Трансильвании семья Батори была невероятно богата, если уж сам король занимал у нее денег, и обладала большими земельными наделами. Возможно, действительно были попытки ослабить их влияние, но даже для заговора 600 жертв это чересчур. Поэтому последователей у этой теории не так уж и много.

Суд над пособниками Батори опросил десятки свидетелей и пострадавших. Точное число жертв установить так и не удалось. Одни обвиняемые говорили о 37 жертвах, другие о более чем 50. Слуги замка Шарвар утверждали, что за его стены было вывезено 100−200 трупов. Одна из свидетельниц утверждала, что Батори погубила 650 человек, и это число и легло в основу легенды. Официально же судом были признаны только 80 жертв. Подсудимых Сентеш, Йо и Фицко приговорили к смерти. Йо и Сентеш оторвали пальцы раскаленными щипцами, а потом обеих сожгли заживо на костре. Фицко, которого считали в меньше степени виновным, обезглавили, а тело сожгли. Только Беницка получила пожизненное заключение.


«Кровавая графиня» Елизавета Батори

Сама Елизавета Батори была приговорена к пожизненному заключению в Чахтинском замке. В ее комнате замуровали все окна и двери, оставив лишь небольшие отверстия для воздуха и чтобы передавать еду. Она стала заложницей в собственном доме и прожила так три года вплоть до своей смерти. Кровавая графиня умерла спокойно во сне. Ее похоронили в Чахтицах, но из-за протестов местных жителей, тело было перенесено в ее семейный склеп в Эчеде.

Поделиться