Капитан варяга всеволод федорович руднев. Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев. Последний бой "Варяга"

Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов. Знаток истории искусства академик И.Э. Грабарь называл Старова «одним из одареннейших зодчих мира».

Иван Егорович Старов родился 23 февраля 1745 года в Москве в семье дьякона. Для того времени это была весьма культурная среда. Он обучался в школе для детей «духовного чина». Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете. Он стал одним из первых ее питомцев.

С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.

Впоследствии у Кокоринова и Старова появились родственные связи. Кокоринов женился на старшей дочери богача-горнозаводчика Г.А. Демидова, Пульхерии Григорьевне. Она же была родной сестрой жены Старова, Натальи Григорьевны. Несмотря на значительную разницу в возрасте (восемнадцать лет), отношения зодчих были не только родственными, но и дружескими. После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.

Если даже ограничиться упоминанием только двух имен – Кокоринова и Деламота как архитектурных наставников Старова в Академии художеств, то серьезность его подготовки станет очевидной.

Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу (знак личного дворянства), а за успехи и несомненный талант – золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

По «Уставу Академии художеств», начиная с 1760 года, тех, кто «отлично себя успехами и прилежностью оказали», отправляли на три года «в чужие края». Командированным за границу выплачивали «пенсион»; посланные за рубеж художники и архитекторы назывались пенсионерами. Приказом тогдашнего президента Академии художеств И.И. Шувалова, подписанным 7 января 1762 года, Старова направили во Францию для изучения «славнейших древностей».

Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.

В Париже Старов практиковался у архитектора Шарля де Вайи. Вначале он знакомился с проектами знаменитых зодчих, копируя их. Затем начал проектировать, руководствуясь программой Королевской Академии архитектуры – одного из лучших в Европе высших художественных заведений.

Один из рапортов Старова, относящихся к этому периоду, характеризует его как скромного и требовательного к себе человека, способного критически относиться к собственным произведениям. В 1764 году он сделал по программе академического конкурса проект здания «Коллегии всех наук». Об этой работе он сообщал: «…сии рисунки могут быть лучше моих прежних, однако они гораздо еще слабы против тех, которые посылаются в Рим на три года от здешней Королевской архитектурной Академии».

В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим «и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии». Впоследствии этот срок сократился до года. В Риме Старов не только тщательно осматривал, но по возможности обмерял и подробно описывал древние сооружения.

В журнале большого собрания членов Академии художеств от 1 сентября 1768 года записано: «Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным». Это означало, что Старову было предоставлено право выполнить проект на соискание звания академика.

Каждый год жизни архитектора теперь был отмечен какой-либо значительной работой. В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект – Сухопутный шляхетский корпус. В течение первых двух лет после возвращения на родину он занимал должность архитектора «при строении» этого здания. Чертежи корпуса не сохранились. В 1772 году Старова определили в «Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачи Комиссии кроме вопросов, связанных с работами в столицах, входило и регулирование строительства в других городах. Здесь Старов вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решаются вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатываются проекты планировки таких древних русских городов, как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж.

В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы. Эта усадьба своим композиционным строем и удивительной пластичностью форм во многом предопределила облик усадебных построек, созданных Старовым под Петербургом, внеся и в них мягкость и колорит Подмосковья.

Храм и колокольня в Никольском-Гагарино свидетельствуют и о глубоком творческом освоении Старовым мирового архитектурного наследия, и о дальнейшем развитии художественно-композиционных приемов допетровского зодчества.

По поводу колокольни села Никольского И.Э. Грабарь писал, что, «не будь подписных чертежей Старова, нельзя было бы и мысли допустить, чтобы эта строгая эллинская дорика колонн, эта внушительная пустынность мощно разрустованного низа, несущего колоннаду второго яруса, могли родиться в голове русского художника 1770-х годов. Самый храм… тоже смотрит моложе своих лет… но стиль колокольни точно издевается над всеми законами эволюции. Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга – дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых – своих шуринов – в Тайцах и Сиворицах.

В 1778 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений – Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.

Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.

Троицкий собор удивительно гармоничен, и достигнуто это прежде всего соразмерностью купола и колоколен. Башни колоколен, выдвинутые вперед и включенные в «тело» собора, придают его облику со стороны главного фасада величие. Купол же, более высокий, чем башни, но рассчитанный на восприятие издали, лишь уравновешивает композицию, не подавляя ее.

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.

В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

Расположение дворца на окраине города продиктовало принцип объемно-пространственного решения здания, включающего главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями. Место дворца в структуре города, его широкая обозримость предопределили его план, масштаб, сочетание объемов и архитектурный облик.

Если мощные аккорды высотных композиций Смольного монастыря и Александро-Невской лавры контрастировали с низкими берегами широкой и полноводной Невы, то Таврический дворец как бы усмирял – уравновешивал – взлеты архитектурных масс плавными разворотами крыльев спокойного невысокого здания.

Архитектура Таврического дворца отмечена удивительной гармонией решения фасадов, объемов и плана – качествами, которые присущи только действительно прекрасным произведениям искусства.

В архитектоническом строе Таврического дворца заложена идея силы и мощи русского государства. Величавой торжественностью овеяны интерьеры главного корпуса – Купольный зал и Большая галерея. Единство ордера Купольного зала и Большой галереи делает переход из него в галерею и органичным и эффектным.

Общая стоимость материалов и работ по сооружению Конногвардейского дома составляла около трехсот двенадцати тысяч рублей. 13 апреля 1791 года в Конногвардейском доме устроили грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил.

В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска, годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.

Генеральный план Екатеринослава – яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, – собора, здания магистрата и «каменных лавок».

Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, – мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой. Авторские, хотя и не подписные, чертежи этого несколько помпезного строения хранятся в Государственном Русском музее.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов – дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.

Строительство сначала шло исключительно быстро. Здание возводилось из лучших материалов, с привлечением опытнейших мастеров. К 1789 году основные корпуса подвели под крышу. В том же году работы в Пелле приостановили. Екатерина II объясняла это начавшейся войной с Турцией.

Пелла – гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом. Структура пеллинского Дворцового ансамбля распахнута навстречу речным просторам и вместе с тем гостеприимно открыта со стороны дороги, ведущей из столицы, находящейся от него в тридцати девяти километрах.

Главный фасад ансамбля обращен к Неве. Учитывая эффект восприятия с дальней перспективы, Старов разместил невдалеке от берега трехчастную композицию – центральный парадный трехэтажный корпус и два симметричных двухэтажных, выдвинутых вперед и перекрытых куполами на высоких барабанах. Корпуса связаны с центральной частью галереями.

Идея связи с водным пространством материализована Старовым в ансамбле Пеллы сооружением большой пристани, от которой в сторону дворца поднимались широкие марши каменной лестницы. Северный фасад со стороны Невы впечатляет монументальностью и четкой определенностью объемных соотношений. Одноэтажные галереи подчеркивали ритм всех трех частей дворца, который удачно акцентировался лентами балюстрад.

Двенадцать лет, с 1786 по 1798 год, Старов – главный архитектор руководящего архитектурного органа России – «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавляет работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах и в Шепелевском доме.

Интерьеры Зимнего дворца, созданные Ф.Б. Растрелли, к 1780-м годам перестали отвечать изменившимся вкусам. Парадная половина дворца была перестроена в приемах классицизма. К работам привлекли Старова и Кваренги.

Старов работал в Зимнем дворце с 1788 по 1793 год. Он перестраивал северо-западный угловой корпус, обращенный к Неве и в сторону Адмиралтейства. По-видимому, Старову принадлежала новая отделка Портретного и Зеленого залов. Он также переделывал юго-западный угловой корпус, где был дворцовый театр.

К Зимнему дворцу примыкал дом обер-гофмаршала Д.А. Шепелева. Он был соединен переходами с Малым и Старым Эрмитажами. В 1795 году Старов создал в Шепелевском доме декоративно-художественное убранство интерьеров бельэтажа. Отделывал он интерьеры и в Мраморном дворце.

Не однажды Старов выполнял заказы Шереметевых – одной из богатейших аристократических семей. Он исполнил проект дворца Н.П. Шереметева на Никольской улице в Москве (1789-1792) и усадьбы Вознесенское на Неве (1794).

Последние работы Старова – Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.

Несмотря на огромную занятость, Старов всегда тяготел к преподавательской работе. Но отношения с Академией художеств у него были сложными и противоречивыми. Еще в 1769 году, как написано в постановлении Совета, по собственной инициативе он начал «отправлять в Академии должность адъюнкт-профессора» (помощник профессора). Но вскоре из-за большой занятости, а также, как указывают исследователи, в связи с «трениями с академическим руководством» он оставляет преподавательскую деятельность. Лишь в 1785 году, получив звание профессора, Старов возобновляет преподавание в академии. В 1791 году Старов становится членом ее Совета. Спустя два года ему пожаловали орден Владимира III степени. В 1794-м его избрали адъюнкт-ректором архитектуры.

О серьезном отношении Старова к преподаванию говорит и его тщательное изучение увражей, рисунков, картин, гравюр, работ старых мастеров и современников. Заметим, что помощником Старова – преподавателя Академии художеств долгие годы был А.Д. Захаров – впоследствии великий зодчий.

Старов был связан с Петербургом не только учением, строительной деятельностью и преподаванием. Он жил во многих частях столицы. Молодой адъюнкт-профессор архитектуры Старов в течение нескольких лет, начиная с 1772 года, вместе с семьей занимал дом на Шестой линии Васильевского острова. Возведенный в 1720-1730-х годах дом был двухэтажный, с деревянными службами и небольшим садом. Он принадлежал жене Старова, Наталье Григорьевне Демидовой. С Васильевского острова Старовы переехали на Симеоновскую улицу, в дом, который также входил в приданое Демидовой.

Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями – Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке в 1790 и 1791 годах у Старовых родились две дочери – Наталья и Анастасия.

Судьба дочерей Старова обычна для девушек того времени. Они были выданы замуж. Четверо сыновей Старова в какой-то степени были причастны к архитектуре, но не унаследовали таланта отца.

В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.

Иван Егорович Старов (12 (23) февраля 1745, Санкт-Петербург - 5 (17) апреля 1808, Санкт-Петербург) - русский архитектор.

Биография

Родился в семье дьякона Московской епархии. В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме.

По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в профессоры. В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. в 1794 году - в адъюнкт-ректоры. В 1772-1774 годах - главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

  • Жена - Наталья Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Пульхерии был женат директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов, вместе с «дворянином Никитой Никитичем Демидовым» бывший поручителем на их венчании в церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, «что на Петербургском острову», 30 марта 1771 года.

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1776-1790 годы), там же надвратная церковь (1783-1785 годы);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (1782-1788 годы, участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (1782-1785 годы)
  • Таврический дворец (1783-1789 годы);
  • Князь-Владимирский собор (1783-1789 годы, перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785-1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии.

Московская область:

  • Усадьба Никольское-Гагарино

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771-1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Ростов-на-Дону:

церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год)
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе (1787-1789 годы)
  • план города Николаева (1790 год)

Беларусь:

  • Дворец Потёмкина в Кричеве (1778-1787)

Память

  • В честь И. Е. Старова названа улица в Николаеве.

Литература

  • Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л.: Лениздат, 1982. - 191 с.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1997. - 1021 с. - ISBN 5-289-01585-X.
  • Старов, Иван Егорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Воронов В. Иван Старов - главный архитектор эпохи Екатерины Великой. - Искусство-Спб, 2008. - 605 с. - ISBN 5210015114, 9785210015112.

Архитекторы и скульпторы

(1745 – 1808 гг.) - русский архитектор, один из основоположников русского классицизма, автор генерального плана Екатеринослава.

Иван Егорович Старов родился 23 февраля 1745 года в Москве в семье дьякона. Иван Егорович обучался в школе для детей «духовного чина». Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, родители отдали сына в гимназию при Московском университете. Через год был переведен в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в Академию художеств в ученики к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту.

По окончании академии Старову И. Е. вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

Осенью 1762 года Иван Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург.

В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус, был признан академиком, в 1770 году занял в академии должность адъюнкт - профессора, из которой был повышен в профессоры и в 1794 году - в адъюнкт - ректоры.

В 1772 - 1774 гг. - главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

В 1774 – 1790 гг. Иван Егорович Старов работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге.

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г. А. Потемкина.

  • В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще.
  • В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим.
  • В 1783 - 1790 гг. Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

В период между 1786 - 1790 гг. Старов выполняет для юга России обширнейшие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли.

Генеральный план Екатеринослава - яркая страница в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

Иван Егорович Старов составил проект дворца имперского наместника края князя Потемкина, теперь известный нам как Дворец Студентов Днепропетровского Национального Университета. Дворец строился три года - с 1787 по 1789 гг..

Дворцу Потемкина отводилась важная композиционная роль в формировании городского центра на обширном холме.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.

С 1800 года до своей смерти Старов И. Е. стоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.

Знаменитые сооружения Старова Ивана Егоровича:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1778-1790 годы), там же надвратная церковь (1783-1785 гг.);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (1782-1788 гг., участие в строительстве совместно с Ч. Камероном;
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (1782-1785 гг.);
  • Таврический дворец (1783-1789 гг.);
  • Князь - Владимирский собор (1783-1789 гг., перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785-1796 гг.);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии.

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (начало 1770-х гг.).
  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год);
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе (1787-1789 гг.).

К северо-востоку от Рузы, близ села Никольское, на одном из живописных холмов расположена чудом уцелевшая жемчужина русской культуры - усадьба князей Гагариных. Из усадьбы открывается взору чрезвычайно живописный вид на Тростенское озеро и прилегающие окрестности. У подножия холма - голубая лента реки Озерны. Просвещенный садовод XVIII века А.Болотов так писал об усадьбе: "... едучи подле большого озера, прилегающего к той горе, на которой был....каменный дом, не мог я положением, всех окружающих оное озеро мест, довольно налюбоваться".

Усадебный ансамбль в Никольском - Гагарине (1774 -1776 гг.) создан выдающимся русским архитектором Иваном Егоровичем Старовым. Проект усадьбы - одна из его ранних работ. Затейливость архитектурной выдумки, пронизанной удаляющимся духом барокко, вызывает какое-то мистическое благоговение. Примечательно, что этот архитектурный комплекс - единственное творение на московской земле. А храм в Никольском-Гагарине - это единственный церковный проект Старова.

Сегодня данный факт мало кто вспоминает и знает, особенно молодое поколение. Но тем не менее, 240 лет великолепие и изящество этой старинной дворянской усадьбы пленяет красотой, незримыми чарами манит подойти и взглянуть поближе.



Рядом с усадебным домом Старов тогда же построил Никольскую церковь - усыпальницу владельцев усадьбы. Она украшена колоннами и по стилю принадлежала будущему периоду русского зодчества-классицизму. Отдельно стоявшая колокольня с возвышенной колоннадой была также сооружена в монументальных формах поднего классицизма. Посетителей имения всегда восхищала ее изысканная архитектурная законченность и красота. К сожалению, колокольню во время войны гитлеровцы уничтожили (1941 г.).


Но в настоящее время колокольня восстановлена.


Надо отметить, что здесь везде в стадии формирования предстает классицизм, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки. Иногда эта монументальная строгость даже предвосхищала ампир, как это было в колокольне.

Специалисты, в частности И.Грабарь, так оценивали работу И.Старова: «Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

Иван Егорович Старов родился в в семье дьякона Московской епархии, обучался в гимназии при Московском университете. Видя необыкновенные способности к изобразительному искусству, его в числе "бедных, но способных учеников" отправляют учиться в Петербург в только что образованную Академию художеств. В Петербурге он близко сошелся с В.И.Баженовым, который и зажег в нем любовь к зодчеству.

За выдающиеся успехи по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования он в качестве пенсионера академии был отправлен за границу. В Париже работал в мастерской известного в Европе зодчего Шарля де Вайи. В Риме молодой художник изучал итальянскую архитектуру, в особенности его интересовали памятники эпохи Ренессанса и античности. За шесть лет Старов основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру.

По возвращении в Россию советом академии художеств он за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. В 1772 году И.Е. Старов назначен главным архитектором в "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". Он разрабатывал проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов.

Усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине является наиболее значительным среди его сохранившихся ранних работ. Главный дом, Никольская церковь и другие постройки, в которых еще доминировали криволинейно-барочные структуры планов и объемов, органично вписывались в подмосковный ландшафт. В целом в этой усадьбе композиционно воплотились разнообразные направления и стили русского зодчества.

Умер И.Е.Старов в Петербурге в 1808 году и погребен на Лазоревском кладбище Александро -Невской лавры.

После смерти Ивана Старова в домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и заметок. Его творчество имело глубоко новаторский характер. Им, как и его современниками - великими зодчими В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым, были выдвинуты те художественные идеи и принципы, которые надолго определили пути развития отечественной архитектуры -русского классицизма.

Память о талантливом русском архитекторе Старове хранят длинный ряд построек в различных местах России: Таврический дворец (1782 г.) собор Александро-Невской лавры (1779-1791 гг.); собор в Софии, близ Царского Села, церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова - Скворицы и Пелла, Петербургской губернии.

Для нас, ружан, старинная дворянская усадьба Никольское-Гагарино творения Ивана Старова - особая гордость: Это не просто памятник раннего русского классицизма. Это история дворянской усадебной культуры Рузского края XVIII века.

Поделиться