Правило
К формулировке правила 1956 года почти нечего и добавить: "После Ц буква Ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.В остальных случаях после Ц пишется всегда И , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина."История правила
Вся история этого правила - история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.
Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):
При попытках сформулировать правило в конце 19 - начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.
Даль использует слово цыркать .
Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.
Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь , цирюльник у него с И).
В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь ). Слово цыркать в этом списке не упоминается.
В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.
В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.
На что нужно обратить внимание
- Слова, оканчивающиеся на -ция , пишутся с буквой И после Ц, хотя строго говоря буква в окончании: нация, полиция, станция, квитанция.
- К правилу не имеют отношения слова, в которых после Ц пишется Е . Правописание таких слов надо проверять или запоминать: цемент, цена, цепочка и т. д.
- Современные исключения легко запомнить так: "Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт"
Попробуйте догадаться, о ком написал С. Михалков такие строки: «Миролюбивые жильцы без дела не сидят: с утра на пост бегут бойцы, а няньки - в детский сад».
Это муравьи. В муравьиных семьях существует разделение труда.
Как пишутся слова жильцы, бойцы и другие слова со слогом цы?
В русском языке есть непарный твёрдый согласный [ц]. При письме с буквами гласных после него, даже под ударением, не всё просто.
Звук [ы] в одних случаях обозначается буквой и , а в другом - ы .
В какой части слова на месте новой орфограммы под ударением всегда пишется ы , а в какой - то и, то ы ?
На месте слога [цы] в ударных окончаниях слов всегда пишется буква ы, а в корнях - чаще всего буква и.
В некоторых словах, которые нужно запомнить, в корне пишется буква ы:
на цы почках (ходить на кончиках пальцев ног),
цы п-цы п (возглас, которым подзывают кур),
цы кнул (прикрикивать с угрозой).
Показывай эту орфограмму так : выделяй окончание или корень, ставь ударение, подчёркивай орфограмму.
Как действовать при записи слов со слогом [цы]?
1. Послушаю, под ударением ли слог [цы]. 2. Если под ударением, узнаю, где находится гласный.
Если гласный находится в окончании, то [цы] пишу с буквой ы. Если гласный находится в корне, то [цы] пишу с буквой и, кроме слов-исключений.
Теперь вы сможете решить орфографические задачи в стихотворении о весне.
Как много солнечных лучей!
На старых липах крик грачей,
Свистят весёлые скворц_,
На каждом дереве - певц_.
(Е. Трутнева)
Скворцы , певцы - слог цы под ударением, гласный находится в окончании , пишем букву ы.
Запишем слова во множественном числе: дворец, отец, борец, конец.
Гласный находится под ударением в окончании существительных во множественном числе. Цы пишется с буквой ы .
Понаблюдаем за основами слов: дворец-, дворц-, отец-, отц-, борец-, борц-, конец-, конц-. Замечаете, как часто в нашем языке в основе слова бывают буквы беглых гласных?
Какие буквы пишутся на месте безударного гласного в сочетании [цы]?
Вот несколько слов, в которых мы слышим сочетание, близкое к [цы]: пáль[цы], рáн[цы], [цы]рковόй, [цы]плёнок, за[цы]пѝлся. Вот как пишутся эти слова:
пáльцы , рáнцы , ци рковόй, цы плёнок, заце пѝлся.
Набор слов показывает, как непроста задача выбора буквы в безударном положении.
Сочетание близкое к [цы] бывает и в безударных слогах. Здесь на месте буквы гласного двойная орфограмма. Лучше оставлять «окошко». Букву можно писать, если точно её знаешь. Вот общее правило.
Запомнить слова, в корне которых пишется буква ы, поможет предложение: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
Цыц - это окрик, обозначающий запрет говорить, кричать, петь.
И в однокоренных словах пишется буква ы : цыганский, цыганёнок, цыпки, цып-цып, цыканье.
В слове заце пился проверить букву безударного гласного можно словом зацепка (корень цеп-). Это слово не относится к правилу «Буквы и-ы после ц».
Учимся применять правило:
Прочитайте набор слов. Что в них общего?
Ц_ганка, ц_рквушка, ц_ркачка, птенц_, ц_ркуль, красавц_, ц_нитель, ц_нтральный, мотоц_кл, ц_на, ц_линдр
В этих словах есть сочетание близкое к [цы]. Слова написаны с «окошками». Докажем выбор букв.
Цыгáнка - цыган, это слова-исключения, в корне цыган- пишется буква ы;
церквýшка - церковь, буква безударного гласного е в корне церкв-, церковь-;
циркáчка - это не слово-исключение, в корне цирк- пишем букву и;
птенцы - в окончании существительного множественного числа буква ы;
цѝркуль - это не слово-исключение, в корне циркуль- пишем букву и;
красáвцы - в окончании существительного множественного числа буква ы;
ценѝтель - ценит, буква безударного гласного е в корне цен-;
центрáльный - центр, буква безударного гласного е в корне центр-;
мотоцѝкл - это не слово-исключение, в корне мотоцикл- пишем букву и;
ценá - цены, буква безударного гласного е в корне цен-;
цилѝндр - это не слово-исключение, в корне цилиндр- пишем букву и.
Объясним значение слова цилиндр . Цилиндр - это геометрическая фигура. А раньше этим словом называли ещё и головной убор. Это была высокая блестящая шляпа с маленькими полями. Её носили важные особы, господа. Теперь такой головной убор не встретишь на улицах городов. По форме цилиндр похож на геометрическую фигуру. Потому и получил своё название.
По значению отгадаем слова.
1. Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот - цикада .
2. В древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу - циклоп.
3. Травянистое растение, из сушёного корня которого делается полезный напиток, похожий на вкус кофе - цикорий.
4. В старину так называли парикмахера - цирюльник.
5. Точная дословная выдержка из текста - цитата.
6. Вечнозелёные плодовые растения, к которым относятся лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые.
Буква ы после ц пишется не только в окончаниях существительных:
Хочешь, запомни. Буква ы после ц пишется не только в окончаниях существительных, но и в окончаниях прилагательных и в суффиксах.
Примеры.
Круглолицы й, куцы й - буква ы после ц пишется в окончании -ый имён прилагательных.
Сестрицы н, Лисицы н, Птицы н - буква ы после ц пишется в суффиксе -ын.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.
Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-
После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).
Например: чудо, щука, чаща, целое .
Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .
Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .
Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-
Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).
Например: жить, машина, чинить, щит.
После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.
Пишите -ы- :
- в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
- в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).
Пишите -и- :
- в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
- в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).
Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»
Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .
Употребление -о-, -е- после -ц-
В ударной позиции:
- [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
- [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).
В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.
Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.
Упражнения на -и-/-ы-
Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.
- Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
- Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
- Жизнь, цикл, шина, ципленок.
- Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
- Чаще, гуще, чащя, шустрый.
Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.
Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях
Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.
В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:
- под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
- в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).
Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.
- под ударением употребляем -о- (горячо );
- в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).
Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.
Гласные -о-, -е- в корне слова
Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.
Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.
Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .
Например: шорох, чокаться, чопорный.
Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.
Гласные в глаголах и отглагольных словах
В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .
- В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
- В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).
Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.
- Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
- Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).
По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.
Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .
Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).
Упражнения
В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.
- Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
- Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
- Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
- Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
- Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
- Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
- Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
- Цыц - исключение из правила.
Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.
Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .
Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.
Подберите примеры под орфограммы.
- Ударный гласный в суффиксе существительных.
- Гласный после шипящих в корне слова.
- Безударный гласный в суффиксе наречия.
- Гласный после шипящих в причастии.
- Безударный гласный после шипящих в глаголе.
- И/ы после -ц- - исключение из правила.
Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.
- монтажёр, кольцом;
- шоссе, шёлк, жёлтый;
- реже, больше, жгуче;
- встревоженный, взъерошенный;
- шепчет, машет;
- цыган, на цыпочках.
Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.
Цели урока:
познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
учить правильно обозначать орфограмму;
повторить правописание о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня,
развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, прививать любовь к русскому слову.
Оборудование: карточки для самопроверки и проверки изученного материала, плакат с алгоритмом, таблица.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Фонетическая зарядка.
Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]
Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет 1 ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр. 165).
3. Проверка домашней работы с использованием сигнальных карточек е-о.
Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слова шофёр- шофёры.
Слова для проверки: решётка, щётка, шофёр, шоссе, шоколад, чёрные, жёлтые, шорох, щёки, чёлн.
4. Опрос работающего у доски по карточке.
Карточка:
Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
С…дел на ж…рдочке, р…сток крыж…вника, ш…пот, ра…ч…тливый, (з,с)бежать, (з,с)доровье, выр…сло р…стение, в….дыхать, бе…цельный.
5. Лексическая работа: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки).
Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».
Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.
Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.
Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.
Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.
6. Физминутка.
7. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).
Учитель читатет стихотворение:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Открывается запись на доске:
Стан ция
огур цы
Ци рк
Сини цын
цы пленок
А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)
- «Првописание ы-и после ц»
Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.
Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:
1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).
Случаи написания Ы после Ц:
в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)
в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.
А почему же цыпленок через ы?
Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.
Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?
А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.
Какое слово отсутствует?
- Да, цыц. Сейчас оно будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
Ну что, цыплята, вам все понятно?...
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
8. Чтение теоретических сведений (стр.85).
9. Закрепление изученного.
1. Комментированное письмо.
Задание: спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.
Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,
2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)
- Запомните , что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.
3 . Самостоятельная работа по упр. 185 с последующей проверкой.
Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.
Например:
Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.
Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).
Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.
Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.
Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.
Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.
4. Осложненное списывание.
Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.
Сели птиц… на страницу…
Знают быль и ….. (небылицы)
Поселились мудрец…
В застекленные ….. (дворцы).
Задание 2.
Вставить пропущенные буквы, рассказать о связи предложений.
Однажды летом дедушка принес ц…плят. Живые ж….лтые комочки громко и тр…вожно попискивали.
9. Итог работы.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
10. Задание на дом: стр.85-86, упр. 183
Тема: Буквы Ы –И после Ц
Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;
2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.
Планируемые реультаты
- Предметные УУД
Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
Развивать орфографическую зоркость
Формировать умение находить информацию в тексте
Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные УУД
Строить отношения с людьми
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»
- Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)
- Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.
Работа с карточками Слайд№1
Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы
Машина, учить, барабан,
Заяц, водить, палец,
снег, кот, гвоздь, дом
Самопроверка Слайд №2
Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,
водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик
- Изучение нового материала
Цели: учащиеся должны
Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;
Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.
1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)
Учитель читает стихотворение: слайд №4
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
Цыпленок не знал. А вы знаете?
Словарная работа Слайд №3
(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Открывается запись на доске:
Учитель произносит слова еще раз.
Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)
А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
Какова же тема урока? Сформулируйте ее.
- «Правописание ы-и после ц»
/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/
2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5
В словах после Ц пишется
2.на –ция 2.□
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.
Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.
Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)
Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /
Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль
Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7
VI. Закрепление учебного материала .
Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.
1.Объяснительное письмо. / Слайд №8 /
Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц
Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/
1) птиц…н, дворц…, лекц…я
2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….
3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат
4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть
3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/
1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
Б) куц…й хвост
в) черепаший панц..рь
г) акац..я
2) В каком слове на месте пропуска пишется И?
А) светлолиц..й юноша
Б) громко ц..кнуть
в) солёные огурц..
г) нефтяная ц..стерна
3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц..ферблат
Б) новый ц..линдр
в) ц..рковое представление
г) пушистый ц..плёнок
4) В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) вакц..на против гриппа
Б) птиц..но перо
в) мелкие крупиц..
г) встать на ц..почки
5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?
а) строительство гостиниц..
Б) ц..гейковая шуба
в) красавиц..
«Минута редактора»(карточки)
Письмо Незнайки профессору Спицину.
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)
V . Подведение итогов.
- Какое правило, мы сегодня изучили?
- Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
- Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?
VI. Задание на дом.
- Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
- Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.
Рефлексия.
Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»
Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс
Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть
Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы
Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..
Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов
Спасибо за внимание!
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Когда после ц пишется и?
· Когда после ц пишется ы?
· От чего зависит написание и - ы после ц?
Мы помним, что существуют всегда твёрдые и всегда мягкие звуки. Мы уже говорили о том, что звуки [ж] и [ш] – всегда твёрдые. А [ч] и [щ] – всегда мягкие. И есть ещё всегда твёрдый звук [ц]. У этих звуков, в сущности, одна проблема: некоторые гласные звуки после них не различаются.
Так, после буквы ц любые гласные произносятся твёрдо.
Например, цена, овация, акцент .
И получается, что буквы и и ы после ц произносятся одинаково. Мы можем употребить букву и или ы. Но читается это сочетание как [цы].
Мотоц…кл. Индейц…. Ц…плёнок. Репетиц…я.
Как же нам написать эти слова? Мы слышим в них неизменное [цы].
Прежде всего, нужно выяснить, к какой морфеме относится гласная после ц.
В корне слова после ц пишется и.
Гиацинт, пациент, циркуль, цифра . Во всех этих словах и после ц стоит в корне слова.
Однако в этом правиле есть и исключения . Это слова цыц, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыган .
Во всех этих словах пишется ы в корне. Их нужно запомнить .
А для запоминания мы можем изобрести такую фразу: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»»
Мы можем даже нарисовать эту картину: так запоминать будет ещё легче.
Некоторые слова, которые образовались от исключений, тоже будут писаться через ы.
Например, прилагательное цыганский . Или слово цыпки , обозначающее сыпь на руках. Цыпочка . И даже название танца – цыганочка.
А если нужная нам гласная стоит не в корне?
В суффиксах после ц пишется ы.
Например: сестрицын, лисицын, куницын .
Во всех этих словах ы находится в суффиксе.
Если точнее, то речь идёт всего об одном суффиксе - -цын-. Прилагательных с таким суффиксом совсем немного.
А вот ы после ц в окончаниях встречается чаще.
Молодцы. Борцы. Ы после ц пишется в окончаниях.
Круглолицый. Куцый . Ы опять входит в состав окончания.
Как мы видим, ы после ц появляется в окончаниях существительных и прилагательных.
Буква и после ц пишется в корне.
А в суффиксах и окончаниях после ц пишется ы.
Но что это? Кажется, нас за такое правило собирается арестовать орфографическая полиция!
Прислушаемся к тому, что доносится до нас по громкоговорителю:
Но разве мы что-нибудь забыли? Посмотрите, во всех этих словах пишется и после ц. И у всех этих слов есть кое-что общее: в начальной форме они заканчиваются на -ция.
Значит, нам нужно добавить в наше правило ещё один пункт.
Буква и после ц пишется в словах на -ция.
Это такие слова, как секция, акция, дикция, пунктуация . И так далее. Мы не уточняем, в какую морфему входит и в этом случае. Проще запомнить, что слова оканчиваются именно на -ция.
А теперь вернёмся к знакомым нам словам. Как же мы их напишем теперь?
Прежде всего зададим себе вопрос: к какой морфеме относится нужная нам гласная?
Мотоцикл . Гласная входит в корень. После ц мы напишем и.
Индейцы . Гласная является окончанием. Значит, после ц пишем ы.
Цыплёнок . Гласная находится в корне. Но перед нами исключение, которое нужно запомнить. Пишем ы.
Репетиция . Слово оканчивается на –ция, поэтому мы сразу же пишем и.
Интересно, что в других языках это правило не является настолько сложным. Например, в белорусском языке после ц пишется только ы.
Но в русском языке существует правило, которое нам нужно запомнить.
Чтобы лучше запомнить все пункты этого правила, можно составить фразы для запоминания .
И, конечно, нужно помнить нашу фразу, которая содержит все исключения: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»
Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
После ц пишется буква и или ы .
Буква ы пишется в следующих случаях.
1. В корнях слов - исключений:
цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).
2. В окончаниях существительных и прилагательных ,
огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.
3. В суффиксе прилагательных -ын ,
сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .
Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,
Царицын, Голицыно .
Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.
Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:
а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:
цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;
б) в суффиксах иноязычного происхождения:
организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:
блицинтервью, специнтернат, ЦИК.
ИТОГ:
Пишите И:
- в корне слова:ци рк , ци фра ;
- исключения : цы ган , цы ц , на цы почках , цы плёнок .
- в словах на -ЦИЯ:секци я , станци я , станци онный .
Пишите Ы:
- в суффиксах:Сестрицы н , Птицы н , Царицы но .
- в окончаниях:улицы , станицы , сестрицы .
Примечание:
В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .
Задания:
1. Исправь ошибки:
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.
Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,
ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.
3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте
Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,
ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.
4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .
Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.
5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .
Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.
6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.