Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости

Какие первые слова приходят на ум, когда вы думаете об окружающем вас современном мире? Стремительный, сумасшедший, развивающийся с космическими скоростями, не дающий возможности остановится, сделать паузу и вдохнуть полной грудью. Компьютерные технологии плотно и основательно вошли в жизни людей во всех ее проявлениях, из предмета роскоши превратившись в средство первой необходимости.

Ежедневная жизнь большинства из нас, так или иначе, связана с компьютерной техникой, учеба, ведение домашнего хозяйства, покупки, лечение, общение, досуг и т.д. Все грани человеческой жизнедеятельности зачастую тесно связаны с компьютерами. Даже наши пожилые бабушки и дедушки оценили прелести интернета и легкости общения в скайпе. Плюсы очевидны, к счастью многие задумываются и над минусами, такими медицинскими проблемами как ущерб зрению, опорно-двигательному аппарату и прочее, все это лежит на поверхности, описано в элементарных правилах работы за компьютером и в большинстве своем излечимо.

Сложнее обстоят дела с глубокими, серьезными последствиями, зачастую не заметными на первый взгляд и о которых задумывается далеко не каждый садящийся за компьютер – влияние, которое оказывает компьютер на психику человека. Возникающие заболевания трудно диагностировать, еще труднее лечить. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80х годов американские ученые, а особую остроту данная проблема приобрела к началу нового столетия.

На данный момент выделяют также некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игроманию. И если еще вчера, казалось бы, такое безобидное времяпровождение за компьютером в интернете, уже сегодня характеризуется как интернет зависимость, которая так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

Характерными особенностями зависимостей различного типа являются:

  • синдром абсистенции
  • стремление заполучить объект зависимости
  • поведение, направленное на приобретение объекта зависимости
  • снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
  • потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Что же может стать причиной появления данной зависимости? По мнению специалистов психологов, к глобальной причине возникновения компьютерной зависимости можно отнести повсеместно усиливающуюся тенденцию к интроверсии, индивидуализму, человек уходит в себя, вплоть до аутизма, разрушаются ценности традиций, из жизни уходят ритуалы. Все это оборотная сторона обретенной свободы, развития компьютерных технологий, средств связи. Правила выживания в современном мире заставляют многих людей, а особенно подростков платить дорогой ценой за неизбежный прогресс. Это период переживания внутренней пустоты, одиночества, непонимания, отсутствия смысла жизни, шизоидной и нарциссической акцентуации.

Все это приводит к тому, что человеку становится проще найти себе утешение в мире интернета, мнимых виртуальных друзей и виртуального общения с развлечением. В сложившихся обстоятельствах уход от реальности в виртуальный мир, где человек может играть любую роль, удовлетворять все свои явные и скрытые потребности, почувствовать себя «властелином мира» с волшебной палочкой-компьютерной мышкой в руках. Интерактивное общение является чрезвычайно привлекательным для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не могут найти его в окружающем обществе. Человек, полностью погружаясь в этот иллюзорный мир, перестает отдавать себе отчет, что компьютер лишь инструмент, а не заменитель реальной жизни.

Но несмотря на все факты, указывающие на серьезность данной проблемы интернет зависимости, многие ученые до сих пор не признают ее значимость и необходимость включить в официальный перечень заболеваний. Игнорирование наличия данной проблемы очень опасно, так как если химическая зависимость с очевидностью приводит к понижению физических возможностей человека и постепенному снижению социального статуса, к межличностным конфликтам, то компьютерная, Интернет-зависимость, как радиация, действует не менее пагубно, но гораздо более скрыто.

До сих пор не придумано универсального эффективного средства для лечения интернет зависимости. Лечат их по стандартным схемам, медикаментозно и психотерапевтически. Это может решить сугубо медицинскую проблему, избавить от патологического влечения, но все равно остается проблема инициации, поиска групповой среды, выстраивания отношений с окружающими, обретения смысла жизни. На этом этапе важно предложить человеку страдающему интернет зависимостью альтернативы, эмоционально не менее привлекательные, но более социально приемлемые и не угрожающие потерей психического и физического здоровья.

Важно поддержать человека на первоначальном этапе осознания интернет зависимости. Близким людям под силу, окружить друг друга вниманием, заботой, любовью, научиться уделять друг другу время и дарить радость общения в реальном мире.

Берегите себя и будьте здоровы. Всегда с Вами ваш помощник в вопросах здоровья У ДОКТОРА.

3.1 Общая стратегия и методы исследования


Объектом исследования является субъективное переживание одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации .

Предмет исследования – особенности субъективного переживания одиночества молодыми людьми.

Цель исследования – выявление особенностей субъективных переживаний одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации. Необходимо выявить корреляцию между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества.

Гипотеза исследования: чем выше степень вовлечённости молодых людей в интернет коммуникации, тем выше степень переживания одиночества этими людьми.

Одной из современных социальных групп являются молодые люди, увлеченные Интернетом, для них он расширяет среду обитания. Известно, что активное использование компьютерных сетей приводит к функциональным и структурным изменениям в психологической структуре деятельности человека, а также к изменениям личности. Мы предположили, что увлеченность Интернетом (в предельном случае Интернет-зависимость) может быть связана переживанием одиночества. С этой целью было проведено поисковое психологическое эмпирическое исследование.

Задачи исследования:


  1. Провести анализ степени вовлечённости в интернет среди группы молодых людей ;

  2. Выявить различия в субъективных переживаниях одиночества среди испытуемых молодых людей.
В исследовании приняло участие 30 человек - студенты и выпускники московских ВУЗов.

3.2 Диагностика увлечённости Интернетом

Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и интернет являются мощными инструментами обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. С середины 90-х годов 20-го века стало очевидно, что необходимо выделять особый вид зависимого поведения – Интернет-зависимость. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и в обыденной жизни десятков миллионов людей.

Особенно проблема Интернет-зависимости актуальна для молодёжи.

Диагностика увлеченности Интернетом проводилась с помощью методики диагностики Интернет–зависимости Чена (шкала CIAS) 19 , которая включает в себя пять оценочных шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, управления временем. Сумма всех шкал является интегральным показателем – общим показателем наличия интернет-зависимого поведения.

Минимальная степень Интернет-зависимости (общий CIAS балл от 27 до 42) оказалась у 20% человек. Умеренная склонность к возникновению Интернет-зависимого поведения (от 43 до 64 баллов) – у 33,3% испытуемых, эти лица скорее увлечены Интернетом, чем зависят от него. И 46,7% были отнесены к группе лиц с выраженным и устойчивым Интернет-зависимым поведением (от 65 и выше). Поэтому применительно к нашему исследованию более адекватно говорить о феномене увлеченности Интернетом , чем о собственно Интернет-зависимости. Эти данные занесены в таблице в приложении 1.

На основании данного анализа таблицы были выделены 3 группы испытуемых:

Группа «А» (14 человек) – молодёжь, с высокой степенью интернет зависимости;

Группа «Б» (10 человек) – молодёжь с средней степенью интернет зависимости;

Группа «В» (6 человек) – молодёжь, проводящая в интернете не более 1 часа в день.

Также интернет зависимость была исследована при помощи анкеты для определения степени увлеченности молодёжи компьютерными играми и тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Анкета была составлена нами для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми. Она представлена в виде опросника, состоящего из четырех вопросов, на которые мы предложили ответить испытуемым (приложение 2).

3.3. Личностные типы молодёжи, переживающей одиночество: анализ и обсуждение результатов

Необходимо отметить, что в рамках данного исследования по результатам теста на интернет–зависимость С.А. Кулакова, нами были выявлены социально-психологические характеристики студентов с разным уровнем интернет-зависимости (табл.3.1).

Таблица 3.1

Социально-психологические характеристики студентов

с различным уровнем интернет–зависимости


Группы с разным уровнем интернет-зависимости

Количество человек

Возраст первого обращения к интернету

Количество дней в неделю

Количество часов в день проведённых в интернете

В реальной жизни свойственны

Состояние депрессии

Невозможность расслабится

Недовольство собой

Тревожность

Недовольство окружающими

Одиночество

Интернет - зависимые

22

от 10 до 17лет

Каждый день

от 3 до более 6 часов

6

7

3

3

7

2

Склонные к интернет - зависимости

24

от 7 до15 лет

от 3 до каждый день

от 1 до 6 часов

1

6

3

6

2

12

Не имеющие интернет - зависимости

13

от 10 до 16 лет

от 1 до 4

от 1 до3 часов

2

2

-

1

-

1

Таким образом, мы видим, что возраст первого обращения к интернету ни каким образом не влияет на формирование интернет–зависимости. Существенная разница между группами наблюдается по количеству часов проведённых в интернете. Если в группе интернет–независимых количество часов пребывания в интернете составляет от 1 до 3, то у группы зависимых студентов от 3 до более 6 часов, а у группы студентов склонных мы наблюдаем средние показатели. По актуальному состоянию у группы интернет-зависимых преобладают: недовольство окружающими, невозможность расслабится и состояние депрессии. Испытуемым склонным к интернет–зависимости свойственны тревожность, состояние одиночества и невозможность расслабится.

Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод о том, что студентам с различной степенью выраженности интернет-зависимости присущи специфические проблемы и личностные особенности, которые оказывают влияние на их поведение.

Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости существует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернетзависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помощью Интернета.

При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям равняется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей.

Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характерны кратковременные приступы одиночества и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов.

Интернет по сути является формой коммуникации, поэтому особый интерес вызывают его взаимосвязи и место в структуре коммуникативных склонностей человека. Интернет-коммуникация предоставляет дополнительные возможности для реализации межличностных отношений, что про­является в выборе форм общения, собеседников и тем для разговора, обеспечивая самореализацию путем наименьшего риска и в наиболее защищенных условиях. Здесь не рассматривается вынуж­денная интернет-зависимость, вызванная, скажем, ограниченными возможностями для общения (инвалидность, например).

До появления Интернета отказ от социальных контактов провоцировал уход в себя, возник­новение чувства одиночества, уединения. В настоящее время одиночество замещается виртуаль­ным миром. Вероятно, между внутренним и виртуальным миром личности нетрудно найти неко­торые параллели, такие как, например, доступность, безопасность и простота использования. И в том и в другом случае выражен конфликт между стремлением к людям и их избеганием. Разрешить этот конфликт можно в своем воображении или найти в Интернете, который привлекает возмож­ностью без всякого риска как завязывать общение, так и заканчивать его в любой удобный момент.

Для исследования связи между коммуникативными склонностями и переживанием одиноче­ства у интернет-зависимых лиц было опрошено 100 человек (мужчин и женщин) в возрасте от 18 до 35 лет, жителей разных городов России и ближнего зарубежья. Все эти люди имеют свободный доступ и к Интернету и умеют им пользоваться. Опрос проводился по Интернету при помощи сле­дующих форм связи: электронной почты, ICQ, скайпа, личной почты на форумах, где было выве­шено объявление о приглашении к участию в опросе.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: «Диагностика комму­никативных и организаторских склонностей (КОС-2)»; шкала интернет-зависимости (А. жички­ной); шкала «Одиночество» (Е.Е. Роговой).

В результате исследования коммуникативных способностей были получены следующие ре­зультаты: у 10% респондентов уровень коммуникативных склонностей очень низкий, у 29 – низ­кий, у 30 – средний, у 25 – высокий, у 6% – высший. В совокупности 39% испытуемых имеют низ­кие показатели. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Для 30% испытуемых характерен сред­ний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к кон­тактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устой­чивостью. 31% испытуемых находятся на высоком и высшем уровне проявления коммуникатив­ных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, прояв­ляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Изучение уровня одиночества выявило, что для большинства интернет-пользователей харак­терно временное (59%) и поведенческое (46%) одиночество, т.е. у них можно наблюдать кратковре­менные приступы чувства одиночества и отсутствие значимых дружеских связей или чувства общ­ности, они избегают социальных контактов «в живую».

Результаты диагностики уровня интернет-зависимости распределились следующим образом: 53% – независимые, 43 – склонные к зависимости, 4% – строго зависимые. Примечательно, что по­ловина испытуемых вообще не склонна к интернет-зависимости, хотя они и являются активными пользователями Интернета. Не было также ни одного испытуемого, набравшего максимальное ко­личество баллов – 7. Всего четыре человека из ста опрошенных имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова и нуждаются в психологической помощи.

Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости суще­ствует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернет­зависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помо­щью Интернета. Для выявления особенностей коммуникативных склонностей и проявления чув­ства одиночества у людей с различным уровнем интернет-зависимости испытуемые в зависимости от полученных баллов были распределены на три группы: 1-я группа – не зависимые от Интернета (53 чел.); 2-я группа – склонные к зависимости (43 чел.); 3-я группа – зависимые в строгом смыс­ле этого слова (4 чел.).

При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям рав­няется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей. При этом среди не зависимых от Интернета испытуемых 22,6% имеют низкую и очень низкую комму­никативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Остальные 76,4% – те, кто дали средние, высокие и высшие показатели коммуникативных склон­ностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности.

Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характер­ны кратковременные приступы одиночества (81%) и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов (48%).

При склонности к зависимости от Интернета средний балл по коммуникативным склонно­стям соответствует низкому уровню. В процентном соотношении среди склонных к зависимости от Интернета испытуемых 53,4% имеют низкую и очень низкую коммуникативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми; 18,5% – высокие и высшие показатели коммуникативных склонностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Остальные 27,9% имеют средние показатели, т. е. потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Среди испытуемых данной группы увеличивается количество склонных к интернет­зависимости с постоянным, поведенческим и когнитивным одиночеством, т.е. в течение длитель­ного времени они не могут установить удовлетворяющие психосоциальные связи, теряют связи с окружающими, при этом осознают имеющиеся у них проблемы, но не знают, как их решить.

В третьей группе, респонденты которой имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова, оказалось всего 4 человека. Все они имеют низкий уровень коммуникативных склон­ностей, у них отсутствуют значимые дружеские связи, они избегают социальных контактов «в жи­вую», но в отличие от склонных к зависимости от Интернета данные испытуемые не осознают сво­их проблем, компенсируя их с помощью Сети.

Статистический анализ, проведенный при помощи непараметрического статистического Н-критерия Крускала-Уоллиса, позволяет говорить о том, что различия на уровне исследуемого признака между выделенными выборками являются статистически достоверными.

Заметно, что по сравнению с общими данными для всех испытуемых в первой группе, где испытуемые не склонны к интернет-зависимости, увеличилось процентное соотношение людей с развитыми коммуникативными склонностями. Следовательно, можно сделать вывод о том, что люди с развитым стремлением общаться меньше подвержены интернет-зависимости. По сравне­нию с общими данными для всех испытуемых второй группы, где испытуемые склонны к интернет­зависимости, значительно увеличилось процентное соотношение людей с очень низкими и низки­ми коммуникативными склонностями. Это позволяет резюмировать, что люди, испытывающие за­труднения в общении и не желающие общаться в реальности, значительно больше подвержены интернет-зависимости.

Paccagnella L. 1997. Getting the seats of your pants dirty: strategies for ethnographic research on virtual communities / Journal computer-mediated communication, Vol. 3, No. 1 // http://www.nyu.edu/proj-ects/nissenbaum/ethics_whi_full.html

Paul ten Have. 2000. Computer-Mediated Chat: Ways of Finding Chat Partners /M/C Journal. Vol. 3. No 4 Computer-Mediated Chat: Ways of Finding Chat // http://journal.media-culture.org.au/0008/ partners.php

Rheingold, H. 1993. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Menlo Park, CA: Addison-Wesley, P. 26.

Szacki J. 2011. Historia mysli socjologicznej. Wydanie I - 6 dodruk. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN.

Thomsen, Steven R., Straubhaar, Joseph D. & Bolyard Drew M. 1998. Ethnomethodology and the study of online communities: exploring the cyber streets//Information Research. Vol. 4, No. 1 // http://in-formationr.net/ir/4-1/paper50.html

© 2011 г. Н.А. ЦОЙ

ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ОДИНОЧЕСТВО

ЦОЙ Надежда Алексеевна - психолог Центра по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Дальневосточного федерального университета (Владивосток). E-mail: [email protected]

Аннотация. Интернет-зависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности и выступающей предметом специальных исследований. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной ее возникновения, оказывается одним из ее факторов. Представлены результаты социологического исследования условий развития интернет-зависимости с точки зрения субъективной оценки качества социальных отношений и удовлетворенности ими. Проведение такого рода исследований позволяет выявить факторы риска возникновения интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-пользование социальные отношения интернет-зависимость эмоциональное и социальное одиночество

Введение. Мировой интернет-доступ к марту 2011 г. охватил 1.966.514.816 пользователей . Быстрый рост интернета породил исследования преимуществ и недостатков расширения онлайн-активности, в частности, продолжает активно обсуждаться феномен компьютерной и интернет-зависимости. На поведенческом уровне такая зависимость проявляется в том, что страдающие от нее люди настолько предпочитают Интернет реальной жизни, что забывают о каждодневных делах и обязанностях. Неумеренное пользование компьютером и интернетом имеет особенно серьезные последствия для детей. Ненормированные зрительные нагрузки, связанные с непрерывным смотрением на экран монитора, увеличивают опасность близорукости, которая чаще всего начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет. Частое сидение за компьютером ослабляет способность быстро переключаться на другие виды деятельности, вызывает проблемы с концентрацией внимания, ограничивает эмоциональные контакты и общение

с близкими и друзьями, что особенно необходимо детям для их нормальной социализации. Сказанное, разумеется, не означает отрицания позитивных сторон использования интернет-ресурсов, к примеру, для образовательного и интеллектуального развития детей. Существуют сайты для родителей и детей с записями сказок, развивающими он-лайн играми, интерактивными учебниками, уроками рисования, английского языка и т.д. Одним словом, в изучении социального воздействия Интернета следует избегать категоричных суждений и односторонних подходов.

Вопрос об отнесении интернет-зависимости к клиническим расстройствам остается открытым, однако уже предлагается лечение от нее в специально созданных медицинских центрах. При ее обозначении в литературе используются различные термины: Computer Addiction, On-line Addiction, Cyberaddiction, Internet Addiction Disorder (IAD), Netaholic, Интернет-аддикт. Одними из первых к изучению онлайнового аддиктивного поведения приступили в середине 1990-х годов К.Э. Янг (США) [Янг, 2000], Д. Сулер (США), М. Гриффитс (Великобритания) , Д. Гринфилд (США) . Их исследования позволили выявить предрасполагающие к интернет-зависимости факторы и предложить методы ее профилактики.

Цель исследования и обзор литературы. Задача данного исследования заключается в выявлении корреляции между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества. В ходе знакомства с зарубежной литературой я столкнулась с расхождениями трактовок связи между этими двумя социальными явлениями. Встречается немало публикаций, авторы которых склонны полагать, что активное использование Интернета облегчает межличностное общение и в целом ослабляет ощущение одиночества. Вместе с тем, немало авторов отстаивают противоположную точку зрения, полагая, что неумеренное использование компьютера и Интернета усиливает социальную изоляцию индивида и, соответственно, ощущение одиночества.

Согласно результатам, полученным в ходе исследования, проведенного Р. Краут и его коллегами, более интровертированные неумеренные интернет-пользователи оказывались более одинокими, имели больше негативных эмоций и наиболее заниженные самооценки по сравнению с менее интровертированными. Эти авторы отмечают, что чрезмерно активное пользование Интернетом приводит к ослаблению отношений с членами семьи, часто сопровождается усилением депрессии . В последующих публикациях немало авторов выступили с подтверждением тезиса о наличии такой связи - что интернет-зависимые более одиноки и имеют более низкие самооценки, чем не интернет-зависимые. Так, к примеру, шведские исследователи Энгельберг и Шёоберг отмечают статистическую связь между частым интернет-пользованием и обострением чувства одиночества, более скудной социальной адаптацией и ослабленными эмоциональными навыками . Исследование Муди показало, что интернет-зависимое поведение связано с высокими уровнями эмоционального одиночества, но низкими уровнями социального одиночества . Каплан обнаружил, что одинокие индивидуумы могут развить предпочтение онлайн-социального взаимодействия, которое приводит к интернет-зависимости .

Несмотря на большой интерес к рассматриваемой теме, исследования интернет-зависимости в России пока немногочисленны и не носят систематизированного характера [Войскунский, 2004]. В первых отечественных работах по этой тематике также фиксируется связь между интернет-зависимостью и дефицитом социального контакта. Результаты исследования Н.В. Чудовой, изучавшей состояние эмоциональной сферы субъектов активного интернет-взаимодействия (использовались проективные методики - тест Люшера), а также уровень их самооценок (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн) свидетельствуют о том, что у неумеренных интернет-пользователей имеют место "сложности в непосредственном общении", "переживание одиночества и недостаточного внимания к ним со стороны других", а также "склонность к интеллек-4* 99

туализации", то есть к уходу от эмоциональных контактов [Чудова, 2002; Егоров и др., 2005]. В недавней работе Н.В. Корытниковой была выделена социальная депривация как негативная сторона влияния Интернета, что проявляется в недостаточности выполнения социальных функций, приводящей к невозможности удовлетворения важных социальных потребностей, к сужению социальных контактов, что в итоге сопровождается десоциализацией и социальной дезадаптацией [Корытникова, 2010].

В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в Интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения. При этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. Интернет расширил социальные сети по всему миру. Во-вторых, онлайн-коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. В то же время интернет-общение не позволяет восполнить дефицит непосредственного эмоционального общения "лицом к лицу".

Нам представляется ошибочной попытка выявления единственной или основной причины возникновения интернет-зависимости. Чаще всего имеет место совокупность ее причин. С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и т.д. При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т.д.

Наряду с многообразием встречающихся в литературе определений самого понятия "одиночество" разнообразием отличаются типологии одиночества [Тайгулова, 2010]. Широко распространено представление о том, что чем шире круг социальных взаимодействий человека, тем он менее одинок. Это далеко не всегда так, поскольку чувство одиночества определяется не столько количеством, сколько качеством или силой социальных связей индивидуума с другими людьми. Поэтому наиболее удачной, на наш взгляд, характеристикой одиночества является рассмотрение его как фактического или воспринимаемого отсутствия удовлетворяющих человека социальных связей (отношений).

Многие типологии одиночества возникли как попытки определить природу дефицита социальных отношений или выделить характеристики социального положения личности, обуславливающие ее одиночество. Одна из такого рода типологий принадлежит Р. Вейсу. С его точки зрения, одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, которое удовлетворяет основные запросы личности. Изучая социальный контекст типологии одиночества, он в 1973 г. впервые предложил рассматривать две составляющие чувства одиночества - эмоциональную и социальную: «Я убежден, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество".

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF

АЗАРОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА, ЩЕРБАКОВА ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - 2013 г.

Поделиться