О чем мечтает выпускник? О чём мечтают современные выпускники школ Якутска Что бы ты хотела изменить в школьном образовании

«Правда жизни в том, что даже в эти огромные муравейники в Москве, в жилые монстры даже в Люберцах готовы ехать миллионы россиян. Коренные москвичи зажрались, архитектурную и "доступную" среду им подавай, а провинциалы рады и такому - это всяко лучше их родных городов. Недавно читал исследование Центра демографических исследований Института демографии ВШЭ "Выпускники школ из малых городов России: миграционные и профессиональные предпочтения". И вот там такая миграционная стратегия у молодых россиян:

«Учащиеся 11-х классов школы выбирают жизнь в больших городах - областных центрах, Москве и Санкт-Петербурге. Они предлагают широкие возможности получения высшего образования, а главное - перспективы выгодного трудоустройства и лучшей жизни. Доля планирующих миграционную стратегию выпускников школ в малых городах выросла с 64% в 2004 году до 75% в 2015 году. Желающих остаться в родном городе ничтожно мало - лишь 4%. С 2004 года эта доля упала в 3,5 раза: с 14% до 4% (!!!). Процент не определившихся стабилен - 21-22%.»

Показательно и то, как выпускники оценивают стратегии своего окружения. 92% респондентов отметили, что покинуть малые города планируют "очень много" или "скорее, много" их знакомых. (Ещё раз, прописью: остаться в родном малом городе твёрдо готовы ЧЕТЫРЕ ПРОЦЕНТА молодёжи)

Подавляющее большинство респондентов-школьников - 91% - планируют получать высшее образование. И ещё из исследования, почему молодёжь хочет уехать из провинции: "Среднемесячные зарплаты в исследуемых городах - от 17 до 19 тысяч рублей". Т.е. где-то 250 евро в месяц. Это уже Африка. Сама же молодёжь вполне справедливо отмечает, что для более или менее сносной жизни сейчас нужно 50 тыс. рублей в месяц на человека. И такие деньги можно заработать только в Московском регионе.

Т.е. население Московского региона будет пухнуть и дальше. Сейчас оно - уже около 20 млн. человек. Со среднеазиатскими мигрантами - 22-24 млн. Ежегодно только в Московской области возводится 8-8,5 млн. кв. м жилья (в Москве - ещё 3-3,5 млн.). Т.е. только в МО ежегодная прибавка населения - от 250-300 тыс. человек в год (из расчёта 25-30 кв. м на человека). Жизнь в Москве и в радиусе 30-40 км будет скученная, неуютная, дорогая, с транспортным коллапсом, с атомизированным населением. Но даже такая жизнь, как мы видим, для провинциального россиянина кажется Раем...»

В этом году в Новосибирской области более 13 тысяч ребят заканчивают школы. О каких профессиях мечтают выпускники? Куда собираются поступать? И какие выбрали экзамены? Об этом рассказали сами 11-классники в программе «Классный час».

Боятся ли выпускники ЕГЭ

Последние звонки уже давно отзвенели, и сейчас выпускники сдают единые госэкзамены. Основная волна продлится до конца июня. После будущие абитуриенты смогут вздохнуть свободно.

Как рассказывают 11-классники, сама требует много эмоциональных сил, подчёркивает выпускница Дарья Ивачева: «Когда ты приходишь на экзамен, ты, всё-таки, боишься сложных заданий, того, что ты можешь не сдать. Ты не знаешь, что тебе попадётся, а тут ещё такая ситуация, что тебя прямо на входе будут обыскивать. Эмоционально, конечно, это тяжело».

А вот у выпускника Дэвида Кисса другое мнение: «У меня к этому несколько иное отношение. Да, да изымут всё, но я это и так не собираюсь проносить. Я приду, сяду, я всё знаю, я всё напишу. Точка».

Выпускница Олеся Баянова тоже готова выдержать все испытания. Кроме того, она видит большие плюсы при сдаче единого госэкзамена: «Несмотря на все трудности прохождения ЕГЭ: сложную процедуру, множество условий, которые нужно соблюсти, ЕГЭ всё равно удобный экзамен. Ты его сдаёшь один раз и можешь подать документы, поступить в разные вузы, а не так, как было раньше, когда надо было поступать в один вуз, подавать документы только туда и . ЕГЭ гораздо удобнее в этом плане».

Сдать ЕГЭ на высший балл вполне реально, утверждают выпускники. По словам Кирилла Белика, если школьник заинтересован в своём будущем, то итоговые испытания пройдёт без труда. Тем более, что учителя дают необходимые знания: «В школе можно получить намного больше знаний, когда ты хочешь. То есть, если у тебя есть какой-то интерес: ты заинтересован в своём дальнейшем образовании, поступлении в университет, в 100-бальном экзамене, то, безусловно, учитель тебе и поможет, и подскажет, он знает процедуру сдачи ЕГЭ» .


Готовы ли выпускники ко взрослой жизни

Со своим будущим ребята тоже определились. Кто-то пойдёт на экономический факультет, кто-то на факультет иностранных языков и в театральный институт, а Анна Васильченко отправится покорять культурную столицу нашей страны: «Я собираюсь поступать в Санкт-Петербург на факультет журналистики. Считаю, что в этом городе больше возможностей для развития в медиа-сфере. Конечно, в Новосибирске тоже есть много мест, куда можно пойти работать, но хочется поучиться в культурной столице, прочувствовать эту атмосферу. В дальнейшем хочу работать именно журналистом, возможно, на телевидении, либо в сфере пиар».

На выбор будущей профессии влияют родители, интересы самого школьника и учителя, подчеркивает Дэвид: «Я по жизни хочу стать экономистом, то есть, моя профессия, так или иначе, будет связана с экономикой, поступать буду на экономическую кибернетику. Этому выбору во многом я обязан именно своему преподавателю Ирине Андреевне Серебренниковой. Это прекраснейший учитель по экономике, именно она привила мне невероятную любовь к предмету и дала понять, что это моё, я хочу идти по жизни именно с этими знаниями в этом направлении».

А если завалили?

Если не получится поступить с первого раза, то новосибирские выпускники унывать не будут и попытают счастье ещё раз.

- Я думаю, что никогда не стоит сдаваться. И если вдруг не получится поступить, то можно выбрать другой вуз. А вообще, я думаю, что, в любом случае, нужно пробовать, возможно, что ничего страшного не случится, если мы ещё раз сдадим ЕГЭ. Некоторые меняют своё решение, выбирают для поступления другой вуз, пересдают ЕГЭ. Это всё возможно, и не стоит делать из этого трагедию.

- Я уже выбрал свой жизненный путь. И в моей жизни будет всё либо так, как я хочу, либо так, как я хочу.

Что выпускники думают выпускных балах

В конце июня, после того, как все экзамены будут позади, в школах пройдут выпускные балы. Ребята с нетерпением ждут момента, когда можно будет ещё раз поблагодарить своих учителей за 11 лет знаний, пообщаться со своими одноклассниками, вспомнить важные, интересные моменты школьной жизни. Выпускной бал, как заверяют сами ребята, это приключение и сплочение всех 11 классов.

- Это возможность развиваться, общаться с друзьями, с одноклассниками. В 11 классе мы уже общаемся всей параллелью, готовимся к КВН, собираемся вечерами в школе. Готовим программу, у нас каждый год на последний звонок проходит карнавальное шествие. В нем участвует директор образовательного центра Ирина Германовна Путинцева.

- И ещё это замечательная возможность дружно поностальгировать, что было за все эти 11 лет нашей школьной жизни. Вспомнить всё, что было хорошего.

Желаю всем выпускникам высоких оценок за ЕГЭ, отличных аттестатов и волшебных выпускных балов.

Репортеры "СОЮЗа" узнали, о каких профессиях мечтают выпускники белорусских и российских школ-2018

В эти дни в российских и белорусских школах звенят последние звонки. А это значит, что совсем скоро у вчерашних школьников начнется взрослая жизнь. Кем видят они себя? Все ли мечтают о вузовском дипломе или предпочитают освоить рабочую специальность? О мечтах выпускников и о новых тенденциях в выборе профессии разузнали корреспонденты "СОЮЗа".

Стены только московских школ в этом году покинут более 58 тысяч выпускников. И речь лишь о тех, кто оканчивает 11-й класс. Девятиклассников традиционно больше, ведь часть из них поступают в средние учебные заведения. Многие ли? Каждый четвертый. Согласно исследованию "Траектории в образовании и профессии" Высшей школы экономики, в Москве 75% учеников после 9-го класса остаются в старшей школе, а по России в целом эта цифра равна 57%. В последние годы заметна обратная тенденция: число тех, кто уходит в колледжи после девятого класса, в Москве растет.

"Мы опрашивали московских девятиклассников об их дальнейших планах, и результаты год от года менялись, - говорит ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Валерия Малик. - Если в 2012 году остаться в школе собирались 62% школьников, то в прошлом году эта цифра снизилась до 58%. Остальные ребята собирались поступать в колледжи или еще не определились. Последующий опрос этих же ребят показал, что из тех, кто окончил 11-й класс, более 80% поступили в вузы. Предпочтение чаще всего отдавали экономике и финансам, управлению и менеджменту, информатике и IT-технологиям. Это три самых популярных направления, которые выбирают больше трети выпускников".

В Москве наметилась тенденция: все больше девятиклассников уходят учиться в колледжи

Педагогические и медицинские вузы тоже не остаются без первокурсников - им отдают предпочтение примерно 5% и 6,7% опрошенных участников исследования. Популярны также юриспруденция, инженерные и другие технические специальности.

Причем школьники и студенты сегодня зачастую имеют реальное представление о будущей профессии еще во время учебы. "Если мы говорим о студентах, то многие из них работают уже со второго-третьего курсов, - говорит основатель рекрутингового сервиса Superjob.ru Алексей Захаров. - Иногда даже старшеклассники, например, с навыками программирования, ищут себе не просто подработку на лето, а полноценную работу и зарабатывают больше родителей".

Но большинство выпускников, конечно, поступают в вуз. Руководитель портала для молодых специалистов career.ru Ирина Святицкая также подтверждает, что постоянную работу вчерашние выпускники росийских школ ищут редко. "Но даже в таком случае обычно продолжают учиться на заочном или вечернем отделении, - отмечает она. - Что касается подработок для школьников, то у нас размещено около 100 тысяч резюме от них. А те компании, которые готовы брать на работу несовершеннолетних, помечены специальным знаком. По закону работать можно в возрасте от 14 лет".

Средняя зарплата повара в России колеблется в пределах 44 тысяч рублей в месяц. Фото: Сергей Михеев

Инна Кабышева, Минск

Очевидная тенденция в белорусском образовании: вузы делают ставку на специалистов, подготовленных в разных областях знаний. Завкафедрой биофизики физфака БГУ Григорий Мартинович приводит такой пример: уже сейчас нарасхват физики, которые не только хорошо знают работу новейших приборов, используемых в медицине, но и прекрасно понимают, какие изменения происходят в биологическом объекте, если на него воздействуют эти приборы.

Сегодня наша кафедра готовит, можно так сказать, штучных специалистов - биофизиков. Они очень востребованы в науке, хоть сфера производства у нас в стране для них пока и не создана. Но им есть где применить свои знания. Так, например, в Беларуси на базе Института биофизики и клеточной инженерии НАН работает научно-медицинский центр "Клеточные технологии", часть выпускников нашей кафедры - его сотрудники. Не так давно открылся ПЭТ-центр в Боровлянах: туда нужны физики-ядерщики, но с радостью приглашают и наших выпускников. Они, к слову, зачастую идут разрабатывать технологии, каких еще в природе не существует. А все потому, что у них очень качественная подготовка и есть знания в совершенно разных областях. Это помогает мыслить глобально, - Григорий Григорьевич уверен, что универсальные специалисты в области естественных наук могут приспособиться к любым направлениям.

И в России, и в Беларуси, по заверениям специалистов, резко растет спрос на рабочие специальности. Особенно ценятся "технари"

Эту же мысль развивает и ректор Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники Михаил Батура. Тенденция, говорит он, такова: специальности будут укрупняться, а уже в их рамках предполагаются профили. Благодаря чему вуз сможет быстро реагировать на потребности экономики в специалистах, обладающих современными знаниями. В БГУИР, к слову, в этом году почти на 300 мест увеличен набор на IT-специальности, и подобное решение было принято неспроста, ведь запрос на подобных специалистов есть у заказчиков кадров. Так что на задворках выпускники точно не останутся. А вот с юристами и экономистами есть вопросы: на первых курсах, к слову, в этом году их станет примерно на 10 процентов меньше. Но если абитуриент по зову сердца выбрал юридический факультет, это вовсе не означает, что с дипломом в руках он не найдет работу. Скажем, не так много сегодня в стране юристов в области медицинского права, а с развитием страховой медицины такие могут быть буквально на вес золота. Так что самое время уделить внимание конкретному профилю.

А в каких областях могут найти себя гуманитарии? Лет через шесть однозначно понадобятся переводчики-медиаторы. Подготовку таких специалистов могут взять на себя вузы, которые сегодня выпускают кадры для массмедиа, факультеты психологии и социальных наук. Уже сейчас, по версии экспертов, факультеты PR и связей с общественностью могут готовить модераторов форумов, всевозможных комьюнити в соцсетях и так далее.

А еще бизнесу нужны будут люди, способные генерировать идеи и создавать прорывные технологии, организовывать масштабные междисциплинарные проекты, и здесь уже потребуется подготовка на стыке нескольких областей, например, социологии, IT, филологии. Кстати, по-прежнему на хорошем счету специалисты, владеющие иностранными языками.

Новые специальности появятся в этом году и в средних специальных учреждениях образования Беларуси. На особом счету, уверяют специалисты, будут рабочие профессии.

Например, уже сегодня в аграрном секторе нужны слесари-электрики по ремонту электрооборудования: современные сельхозмашины буквально напичканы электроникой, а квалифицированных специалистов, которые могли бы их обслуживать и чинить, не хватает. Филиал "Индустриально-педагогический колледж" Республиканского института профессионального образования в этом году открывает набор на новую специальность - "Обслуживание и эксплуатация жилых домов": будущие хаус-мастера получат навыки маляра, сантехника и электрика. В торговом колледже Белкоопсоюза будут принимать документы на специальность "Маркетинг", а в Новогрудском аграрном колледже - на специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". Еще одна новинка - специальность "Хранение и переработка зерна" в Молодечненском политехническом колледже.

Всего в профтехобразовании планируют набрать около 31 тысячи выпускников базовой и средней школ. А местные власти, к слову, смогут по согласованию с Минобразования корректировать наборы на востребованные в регионах специальности.

Павел Ходырев, ответственный секретарь приемной комиссии Удмуртского госуниверситета:

Все более популярным у наших абитуриентов становится нефтегазовое дело. Пользуются спросом психология и лингвистика. Все больше желающих изучать иностранные языки. Особенно много ребят, которые интересуются китайским. Растет интерес к направлениям, связанным с информатикой и вычислительной техникой.

Александр Кечемайкин, ответственный секретарь приемной комиссии Донского государственного технического университета:

Если два-три года назад ребята прежде всего шли на менеджмент, экономику и юриспруденцию, то теперь все чаще выбирают технические специальности. У нас сейчас около трех тысяч бюджетных мест и только чуть больше пяти процентов из них - это гуманитарные специальности. Остальные - технические. Раньше для вуза было достаточно проблематичным заполнить места по таким специальностям, как машиностроение или технология машиностроения, сейчас же они востребованы. Думаю, причина в том, что многие крупные предприятия в регионе, да и в целом в России, встали на ноги, активно развиваются и ищут хороших специалистов.

Маргарита Банникова, директор школы № 79 Нижнего Новгорода:

В последние годы все чаще наши выпускники выбирают технические профессии и рабочие специальности. После 11-го класса абитуриенты хотят стать, например, кораблестроителями, речниками, работниками атомной отрасли. Конечно, их выбор тесно связан с наличием в Нижнем Новгороде профильных вузов и популяризацией этих замечательных профессий.

Белорусский выбор

В топ-5 профессиональных предпочтений белорусских абитуриентов в прошлом году входили фармацевтика, современные иностранные языки (перевод), международное право и международные отношения, политология и информатика и технологии программирования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

По всей стране 23 мая выпускники прощаются со школой. Последний звонок, белые банты, традиционная передача эстафеты будущим первоклашкам, встреча с первой учительницей, прогулки на теплоходах и праздники в парках — неизменные атрибуты ежегодного выхода во взрослый мир тысяч школьников. «Газета.Ru» решила выяснить, что на самом деле чувствуют, о чем думают и мечтают теперь уже бывшие дети, и задала самым разным выпускникам несколько одинаковых вопросов. Оказалось, «новые взрослые» — действительно очень взрослые.

Вопросы для выпускников от «Газеты.Ru»:

1. Кем планируете стать и куда поступаете?
2. С какими чувствами прощаетесь со школой?
3. Какой видите свою жизнь через десять лет?

Чувства:
Я не испытываю страх перед будущим, очень люблю новые жизненные этапы. С восторгом жду, когда сдам все экзамены. Хотя, конечно, буду очень скучать по атмосфере, учителям, одноклассникам. И я пока совсем не ощущаю себя повзрослевшей. Я самая младшая в классе, мне 16 лет. Давно пытаюсь понять, когда во мне произойдут изменения и я приду и скажу: «Боже мой, я уже взрослая!» Пока не чувствую этого.

Мечты:
Через десять лет я вижу себя успешной. Не знаю, как все сложится, страшно загадывать. Жизнь ведь по всякому может обернуться. Но если что-то случится даже не так, как я загадываю, значит, так и должно быть, мне кажется. Я знаю точно, что буду счастлива!

Маша Мынова
ФКОУ СОШ, г. Чехов-2


Из личного архива

Планы:
Я хочу стать экономистом, поступаю в РГУ нефти и газа на факультет экономики и управления. Если не пройду туда, то буду рассматривать МГУДТ (Московский государственный университет дизайна и технологий).

Чувства:
Сейчас чувствую больше страх. Я привыкла к одному ритму. Привыкла к тому, что прихожу 1 сентября в школу и знаю, что буду туда ходить, и меня никуда не выгонят. А здесь полная неизвестность. Вдруг я не поступлю? Вдруг меня выгонят? Вдруг не сдам сессию? Начинается новый этап в жизни. И это реально сложно.

Мечты:
Через десять лет я вижу себя квалифицированным работником. Хочу работать в офисе и не хочу ездить. Я не рассчитываю на что-то шикарное вроде собственной квартиры. Но машина у меня должна быть обязательно — машины сейчас нужны. Еще у меня будет какое-то домашнее животное. И ребенок тоже через десять лет, наверное, должен быть.


Из личного архива

Планы:
Я поступаю на экономический. Хочу стать управленцем по персоналу. Управление — достаточно перспективное направление, предполагает в том числе общение с людьми. В дальнейшем можно будет найти хорошую работу в любой сфере. Я точно еще не решила, в какой вуз пойду, но, наверное, это будет .

Чувства:
Сегодня учитель на последнем уроке предложила всем отсчитать секунды до последнего звонка в нашей жизни. Сразу навернулись слезы на глаза и защемило сердце. Когда 40 человек все вместе отсчитывают время, понимаешь, что этот момент в жизни больше никогда не повторится. Целых 11 лет мы были вместе. С одной стороны, хочется взрослой жизни, с другой стороны, понимаешь, что легче не станет, будет только сложнее. Я буду скучать по школьной жизни.

Мечты:
Через десять лет, наверное, мне хотелось бы быть замужем, иметь двоих детей и, возможно, работать в какой-то торговой компании. Может быть, было бы неплохо, чтобы работа была связана с заграницей и языком. Но вообще я пока об этом не думаю.

Сегодня сотни школьников собрались на площади Воинской славы на торжественную «линейку» по поводу последнего звонка. Пока они не разбрелись по городу, мы подловили самых симпатичных и задали им самый простой вопрос: о чем вы мечтаете? «Хочу умереть в родном городе», «Чтобы не было тараканов в столовой», «Поймать самую большую волну» — некоторые ответы оказались весьма неожиданными.

Алена Горшкова, 8 школа
Поступить и сдать экзамены. Хочется счастливо вообще жить и родить здоровых детей.

Диана Якунина, 21 школа
Я мечтаю быть счастливой. А конкретно — не знаю, я особо не планирую жизнь, потому что тот, кто планирует жизнь – он не счастливый человек. Хотелось бы попробовать себя в построении своего бизнеса, ведении своего дела.

Юлия Григоровская, 10 школа
На данный момент сдать ЕГЭ. А вообще – объездить весь мир, забраться на Эверест и поймать самую большую волну на доске для серфинга.

Данила Птицин, 10 школа
Мечтаю поступить в химтех, работать на заводе и умереть в своем городе.

Ирина Гришина, 23 школа
Как и все, хочу сначала сдать экзамены, а потом поступить в вуз, найти себе профессию по душе и работать до конца своей жизни.

Кристина Аношина, 14 школа
Я мечтаю о том, чтобы поступить в тот вуз, в который я хочу, потом построить карьеру и идти только вверх по карьерной лестнице.

Аделина Исакова, 10 школа
Я хочу добиться всего самого хорошего и стать настоящим человеком. А единственная мечта в Коврове – это чтобы сделали дороги, в школах была нормальная еда в столовой, и тараканов чтобы не было.

Вероника Зимина, 15 школа
Поступить. И прыгнуть с парашютом.

Алексей Белов, гимназия №1
Мечтаю сдать экзамен и добиться цели, которую поставил. А что за цель – не скажу. Нельзя ведь все так сразу рассказывать.


Дарья Гохеатулина, 9 школа
Поступить в институт, выйти замуж, родить детей, дом построить.

Виктория Михайлова, 10 школа
Мечтаю, чтобы, наконец, получилось стать дизайнером.

Полина Шишкова, 22 школа
Поступить и нормально сдать ЕГЭ – все, о чем мечтаю на данный момент. Хочется, чтобы все запланированное сбылось.

Екатерина Семенова, 21 школа
Я не мечтаю работать по профессии, я мечтаю работать там, где я хочу, где я найду свое место. Та работа, которая мне будет приносить удовольствие и хороший заработок. Я бы хотела много путешествовать, посетить множество стран, особенно Японию и Францию.

Виктория Лаврова, 10 школа
Мечтаю я о том, чтобы на данный момент прошел спокойно последний звонок, сдать экзамены и поступить. Вот самые такие элементарные вещи. На жизнь планов пока еще нет.

Подготовила Татьяна Миронова

Поделиться