Словарь терминов "изобразительно-выразительные средства языка". Изобразительно-выразительные средства языка. Их функции Какое изобразительно выразительное средство

Лексические средства

Аллегория -

Антонимы (добрый - злой, могу­чая - бессильная).

Он был слаб телом, но силен духом.

Ум и сердце - лед и пла­мень -

Гипербола

Снег валил с неба пудами.

В сто сорок солнц закат пылал.

Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Ирония

Синтаксические средства

Авторская пунктуация - это постановка знаков препина­ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление:



Рожденный полгать - летать не может.

либо особо выделяет вторую по­сле знака часть: Любовь - главнее всех.

Анафора, или единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

Как рассказать красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

Антитеза - стилистический прием, который состоит в рез­ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ния, образы и т. д.

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя низлобе , ни любви .

Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала.

Восклицательные частицы - способ выражения эмоцио­нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление,) радость, восхищение:

Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье!

Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

Сбережем свою душу как святыню!

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в по­следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ний, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

Ради своего ребенка , ради семьи , ради народа, ради человечества - берегите мир!

Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное - после него, дополнение - после управляющего сло­ва, обстоятельство образа действия - перед глаголом:

Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­чи:

Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Досадно было, боя ждали. Ворчали старики…

Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:

Все сделала для меня Родина. Роди­на меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь , которой я горжусь.

Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в наме­ренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:

И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от горя!

Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза.

Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

Поэт внезапно встал. Побледнел.

Нас предадут. Расчётливо. С любовью.

Назначение в тексте

Анафора

Для усиления предшествующего слова

Антонимы

Как выразительное средство создания контраста

Бессоюзие

Для создания впечатления быстрой смены картин

Вводные слова

Выражают отношение говорящего к высказыванию

Выражение эмоциональной оценки сообщаемого

Указание на экспрессивный характер высказывания

Указание на последовательность изложения

Указание на способ оформления мысли

Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам

Вопросительные предложения

Служат собственно вопросом

Подчёркивают нужную мысль

Выражают предположение

Являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

Выражение сильного чувства, волнения

Выражение эмоциональной прерывистости речи

Вставная конструкция

Дополнительное пояснение, уточнение

Поправка, оговорка

Попутное замечание

Добавочное сведение

Гипербола

С целью преувеличения какого-либо явления

Градация

Произвести впечатление по нарастающей

Деепричастие и деепричастные обороты

Для выражения краткости, динамичности

Диалектизмы

В качестве средства выразительности

Для создания местного колорита

Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

Игра слов

Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

Инверсия

Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Метафора

Для создания образности и компактности в плане языковых средств

Особая выразительность и эмоциональность речи

Метонимия

Предельно краткое выражение мысли

Источник образности

Многосоюзие

Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

Для усиления выразительности речи

Неологизмы

Для создания оттенка необычности, новизны

Неполные предложения

С целью экономии языковых средств

Образные выражения

С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

Однородные члены

Показ динамики действия

Зарисовка общей картины как единого целого

Создание гаммы красок, звуков

Создание ряда эпитетов

Создание ритмического рисунка

Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

Олицетворение

Для создания образности, выразительности

Парцелляция

Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Побудительное предложение

Для выражения волеизъявления говорящего

Повтор лексический

Для обозначения большого числа предметов, явлений

Для усиления признака, степени качества или действия

Для указания на длительность действия

Повтор стилистический

Для подчёркивания каких-либо деталей

Для создания экспрессивной окраски

Профессионализм

В качестве показателя образованности в определённой сфере

Прямая речь

Дословная передача чужого высказывания

Средство характеристики говорящего

Средство создания художественного образа

Разговорная лексика

Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Риторический вопрос

Для привлечения внимания читателя

Риторическое обращение

Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Ряды синонимов

С целью указания смысловых оттенков

Для характеристики экспрессии или эмоций

Синекдоха

Сделать речь точной, яркой, художественной

Чтобы избежать повторений

Как отражение высокого художественного мастерства

Сравнение

Для создания художественной выразительности

Термины

Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова

Фразеологизмы

Для придания высказыванию выразительности

Для создания образности

Цитирование

В целях дословной передачи чужих слов

В качестве достоверности

Эллипсис

Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности

Эпитеты

С целью художественной выразительности.

Фонетические средства

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал гро хот грома. (С. Маршак) Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Примеры аллитерации:

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К Бальмонт)

Повторение [л], [л], [в], [в] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.

Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описание двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Примеры ассонанса:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. Некрасов)

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

Но в искупленьях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. (А. Пушкин)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б. Пастернак)

В последнем примере ассонанс на [э] сочетается с аллитерацией на [м], [л], [в], [с]. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

В художественной речи средствами звукописи часто подчеркиваются те или иные образы произведения. Например, читая пушкинские строки,

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал

Остановил...

Изобразительно - выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Лексические средства

Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части ре­чи, но противоположные по значению (добрый - злой, могу­чая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи:

Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ляются антонимами только в тексте:

Ум и сердце - лед и пла­мень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

Снег валил с неба пудами.

В сто сорок солнц закат пылал.

Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Ирония - употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки.

Сочинение на лингвистическую тему. Уроки.

Урок 1

Сочинение по тексту 32 (список тем Цыбулько)

Сочинение

Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Необходимо привести аргументы из текста. Для этого возьмите текст, выпишите или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их в тексте довольно много:

Пришел в себя (2)

Обрушился всем телом (7)

Браться за дело, закатав рукава (15)(чаще в словарях встречается слово «засучив»)

Заходя в тупики(16)

Тяжкий грех (21)

Валить с больной головы на здоровую (21) и другие.

Выберите для своего сочинения те фразеологизмы, значение которых можете истолковать. Переписывайте вторую часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом словаре или в Интернете.)

Переписываете третью часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Все. Наши аргументы готовы. Соединяем все части сочинения и получаем новую работу:

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

Урок 2

Нужно написать сочинение, хотя бы чуть-чуть отличающееся от шаблона (того же сочинение).

Сочинение

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто слышу в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор употребляет фразеологизм «тяжкий грех», который я тоже использую в своей речи. У него также есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

Аргументы по шаблону.

Нужно разнообразить вступление и заключение работы.

Вступление и вывод по смыслу очень похожи.

Поменяем их местами, сохранив только те части, которые

НЕОБХОДИМЫ именно в этом разделе.

ВСТУПЛЕНИЕ

(Жирным шрифтом выделено во вступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Изменили эту часть, воспользовавшись заключением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы, - повседневные спутники нашей речи.

(Жирным шрифтом выделено в заключении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Соберем воедино наше НОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:

Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.

Урок № 3

Ваше вступление и заключение не походили на другие?

Можете в книгах о фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно, эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.

2.Этот путь сложнее и проще одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики тестов? То, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Попробуем написать свое вступление.

ВСТУПЛЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

Просто и доступно написано вступление. Нужно это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Создаем НОВОЕ сочинение.

СОЧИНЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года (По сборнику И.П.Цыбулько)

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения ». К. Г. Паустовский

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Б. Н. Головин

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А . А. Зеленецкий

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

А. И. Горшков

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е . В. Джанджакова

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы ». Г. Я. Солганик

В каждом слове - бездна образов.
К. Паустовский


Фонетические средства

Аллитерация
- повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Ассонанс
- повторение гласных звуков.

Лексические средства

Антонимы - (от греч. «анти» – против и «онима» – имя) - слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существующие различия, по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи:
Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы
- это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
Снег валил с неба пудами.

Литота - художественное преуменьшение:
Мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы)
- благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:
Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы - (от греч. «синонимос» - одноименный) - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы
- слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

Стилистические синонимы
- отличаются стилистической окраской, сферой употребления:
Усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

Синтаксические синонимы
- параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:
Начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

Метафора
- (с греч. «метафора» – перенос) - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул.

Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Развернутая метафора
- развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

Нетрадиционные метафоры (Лавка древностей – Бабули на скамейке у подъезда; Красное и Черное – Календарь;)

Метонимия
– (с греч. «метонимиа» - переименование) - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей:
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или: Читая Белинского…

Синекдоха
– прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии.
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь)

Оксюморон
– сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению:
Грустное веселье продолжалось…

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям:
Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика
– прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:
Пушкин – это чудо.

Перифраз(а)
– использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:
Город на Неве приютил Гоголя.

Пословицы и поговорки
, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

Сравнение
– одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением.

Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий.
Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:
Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:
Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:
…бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) Развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других:
Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.
2) Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так):
Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы
– (с греч «фразис» - выражение) – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:
У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты
из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:
А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Эпитет
– (с греч. «эпитетон» - приложение) – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев;
Но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:
Взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

Реминисценция
– черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

Синтаксические средства

Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет:
Рожденный ползать – летать не может,
либо особо выделяет второю после знака часть:
Любовь – главнее всех.
Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие
– это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:
Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицы
– способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:
О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения
выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
Безобразное отношение! Как можно беречь счастье!
Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:
Сбережем свою душу как святыню!

Градация
– стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия
– обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык
– это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:
Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции
– построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста:
Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания
– особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?
Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм
– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль:
Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений
помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения
делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях называются тропами (от греч «тропос» - образное выражение).
В художественной литературе использование тропов необходимо для того, чтобы придать изображению пластичность, образность и живость.
К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др.

Эвфемизмы – (греч. «эвфемизмос» - хорошо говорю) – слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения («Откуда ноги растут», «Хранительница домашнего очага»).

Эвфемизм – это мощное средство обогащения мысли, катализатор фантазии и ассоциативного мышления. Обратим внимание, что эвфемизм, кроме всего прочего, выполняет роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный авторский синоним.

Аллегория – (с греч. «аллегориа» - иносказание) - выражения отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках, глупость и упрямство – осел, хитрость – лиса, трусость – заяц.
____________________________________________
Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин) – антономасия

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) – метонимия

Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция

Задание 24 ЕГЭ 2015

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно

разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений.

Выразительные средства лексики и фразеологии

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, оборот, образ) - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные наиспользовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся:эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония .

Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: - синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; - фразеологизмы; - стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев),седой туман,лимонный свет,немой

покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться: - существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета:волшебница -зима;мать - сыра земля; Поэт - этолира , а не тольконяня своей души (М. Горький); -наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоитодиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья былинапряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский); -деепричастиями: волны несутся гремя исверкая ; -местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

- причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьемгрохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов,не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор , Играя в облаках, пугает взор.

(М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами: - формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов);

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов нашихтемнее

(А. Ахматова);

Сравнения выражаются различными способами: - сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь , в смиренную обитель Врывается штыками победитель...

(М. Ю. Лермонтов);

При помощи слов подобный, похожий, это :

На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова); - при помощи сравнительных придаточных предложений: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду,Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду .

(С. А. Есенин)

Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положеносходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.:водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы: 1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачноестекло

(A. Ахматова);

И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали.Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы,Вкушают сон безсновидений Полузавядшиецветы. (М. Ю. Лермонтов)

Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи: - между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов); - между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин); - между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин); - между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов); - между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит: - с меньшего на большее: К нему иптица не летит, Итигр нейдет... (А. С. Пушкин); - с части на целое:Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляетсявместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина - «Петра творенье» ,«Полнощных стран краса и диво» ,«град Петров» ; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой -«рыцарь без укоризны» ,«голубоглазый снеговой певец» ,«снежный лебедь» ,«вседержитель моей души» .

Гипербола

Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок ! (Н.А. Некрасов)

Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова?

(И. А. Крылов)

Изобразительно-выразительные средства языка.

Дидактический материал для

Составила В.,

учитель русского языка

МОУ СОШ №3.

г. Боготол

Предисловие

Пособие «Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» предназначено для учителей русского языка и литературы, готовящих учащихся выпускного класса к прохождению аттестации в форме ЕГЭ.

Его назначение – помочь учителю выработать у школьников навыки распознавания изобразительно-выразительных средств языка в тексте, научить ребят видеть их назначение (роль) в художественном произведении.

Данные «Дидактические материалы» могут быть использованы учителями и учащимися на этапе подготовки учащихся к выполнению задания В8, а также при отработке навыков написания сочинения-рассуждения (часть С).

Эти задания, как правило, вызывают у учащихся серьезные затруднения, так как у большинства выпускников довольно слабое представление о наиболее значимых изобразительно-выразительных средствах языка и их роли в тексте, а овладеть навыками использования языковых средств в своей собственной речи невозможно без хорошо отработанного понятийного аппарата.

Сегодня ЕГЭ по русскому языку требует от выпускника умения сформулировать свою точку зрения на ту или иную проблему, а для этого учащийся должен уметь обратиться к предложенному тексту, увидеть эту проблему, раскрыть позицию автора. Обращение к анализу языковых средств помогает раскрыть авторский замысел, сформулировать свой взгляд на проблему.

«Дидактические материалы» содержат перечень наиболее важных языковых средств с подробным разъяснением понятий, знакомят со способами выражения отдельных языковых средств, их ролью в тексте.

Статьи пособия подкреплены примерами.

Специально подобранные по каждому виду тропов и стилистических фигур практические задания могут быть использованы на этапе закрепления изучаемого материала.

Задания тестового характера позволяют проверить уровень усвоения учащимися данной темы.

Материал изложен в доступной форме и может быть использован во время самостоятельной подготовки к экзамену.

Изобразительно- выразительные средства языка.

В различных языковых стилях, особенно в художественной литературе , в публицистике, в разговорной речи, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно - эмоциональные оттенки.

Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую очередь использованием тропов.

ТРОП - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются

нам близкими в каком-либо отношении.

ЭПИТЕТ - это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности. Особенно выразительны в функции эпитетов прилагательные и причастия, благодаря присущему им семантическому богатству и разнообразию.

Например, в предложении:

А волны моря с печальным рёвом о камень бились (М. Г.) в роли эпитета выступает прилагательное печальный, дающее определение существительному рёв благодаря употреблению в переносном значении.

Такую же роль играет наречие гордо в предложении: Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Г.)

Или существительное воевода в предложении Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (И.)

СРАВНЕНИЕ - это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

«Сравнение - одно из естественнейших и действительнейших средств для описания», - указывал Л. Н. Толстой.

Стилистическая функция сравнения проявляется в художественной выразительности, которую создаёт оно в тексте.

Например, в предложении Дредноут боролся, будто живое существо, ещё более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов (А. Т.) не только сопоставляются дредноут и живое существо, не просто поясняется, как боролся Дредноут, но создаётся художественный образ.

Сравнения выражаются различными способами:

2)формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурк.);

3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л.); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.);

4)лексически (с помощью слов подобный, похожий и т. П.): Её любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развёрнутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:... Чичиков всё ещё стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который всецело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: вмиг беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то.

МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений.

Например, в предложении Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) слово весна метафорически употреблено в значении слова «юность».

В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что

сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только то, с чем сравнивается. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развёрнутой, построенной на различных ассоциациях по сходству:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные

громады (М. Г.)

МЕТОНИМИЯ - это слово и ли выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней и внутренней связи между двумя предметами либо явлениями.

Связь эта может быть:

1) между содержимым и содержанием: Я три тарелки съел (Кр.)

3) между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (П.)

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре - на золоте едал (Гр.)

5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Всё поле охнуло.(П.)

СИНЕКДОХА - это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Обычно в синекдохе употребляется:

3) часть вместо целого: ((Имеете ли вы в чём-нибудь нужду?» - «В крыше для моего семейства» (Герц.);

4) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (М.; вместо солнце);

5) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (Г.; вместо деньги).

ГИПЕРБОЛА - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления :

В сто сорок солнц закат пылал (М.).

ЛИТОТА - это выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явлени я:

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н).

Другое значение литоты - определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного

{ср. неплохо сказано - хорошо сказано): Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова (П).

Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку Главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Г).

ИРОНИЯ - это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

Отколе, умная, бредёшь ты голова! (Кр.) - обращение к ослу.

АЛЛЕГОРИЯ - это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа .

Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия :

Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (П.);

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость... (П.)

ПЕРИФРАЗ (или ПЕРИФРАЗА ) - это оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

царь зверей (вместо лев).

Ср. у А. С.Пушкина : творец Макбета (Шекспир),

певец Литвы (Мицкевич),

певец Гяура и Жуана (Байрон)

Стилистические фигуры.

Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения - так называемые стилистические (или риторические) фигуры.

К важнейшим стилистическим фигурам относятся:

Анафора (или единоначатие)

Эпифора (или концовка)

Параллелизм

Антитеза

Оксюморон

(греч. «остроумно-глупое»)

Градация

Инверсия

Эллипсис

Умолчание

Риторическое обращение

Риторический вопрос

Многосоюзие

Бессоюзие

АНАФОРА (или ЕДИНОНАЧАТИЕ) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание .

Например, (лексическая анафора):

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством... (Л.)

Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора):

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей (Св.)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану*

Ни крупицы не прощу врагам (Берг.).

ЭПИФОРА (или КОНЦОВКА) - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) :

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Л.-К.). Примером параллелизма может служить известное стихотворение М. Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий след шумит при звуке ветерка...

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой..

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон...

АНТИТЕЗА - это оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия:

Где стол был яств, там гроб стоит (Держ.).

Часто антитеза строится на лексических антонимах : Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (посл).

ОКСЮМОРОН - это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое:

горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание;

«Живой труп»(Л. Т.);

«Оптимистическая трагедия» (Вишн.)

ГРАДАЦИЯ - это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже - ослабление) производимого ими впечатления.

Примеры восходящей градации : Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид(Акс);

Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (Ч.).

Пример нисходящей градации:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану

Ни крупицы не отдам врагам (Берг.)..

ИНВЕРСИЯ - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Но не всякий обратный порядок слов является инверсией; о ней можно говорить только тогда, когда при её использовании ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи:

С ужасом думала я, к чему всё это ведёт! И с отчаянием признавала власть его над моею душою (П.);

Вывели лошадей. Не понравились они мне (Т.) ;

Ведь он друг был мне (Л. Т.);

Инверсия усиливает смысловую нагрузку членов предложения и переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно - эмоциональный. Руку мне подал на прощанье (Ч.);

Изумительный наш народ (Эр.);

Обеды задавал он отличные (Т.);

Душа к высокому тянется (Пан.).

ЭЛЛИПСИС - это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения:

Мы сёла - в пепел, грады в прах, в мечи - серпы и плуги (Жук.);

Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка (С.-Щ.);

Офицер из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком (Те.).

Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

УМОЛЧАНИЕ - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться о невысказанном: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.);

Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать - и пройти мимо (Т.)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому - или чему-либо для усиления выразительности речи:

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!

Я предан вам душой (П.);

О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу! (Н);

"Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер (М.)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению :

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.);

Иль над Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (П.)

МНОГОСОЮЗИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения. Служит для усиления выразительности речи:

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Г.);

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светил, и уходил в бесконечность (Кор.).

То же при повторении союза между частями сложносочинённого предложения:

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселщах, и над ними кричали вороны (Купр.)

БЕССОЮЗИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями:

отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, юшки, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (П.)

Бессоюзное перечисление предметных названий может быть использовано для создания впечатления быстрой смены картин:

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки , магазины моды, балконы, львы на воротах... (П.)

Функции отдельных изобразительно-выразительных средств языка

Вид тропа

Функции в речи

Подчеркивает наиболее существенный признак предмета или явления. Употребляется с определяемым им словом, усиливая его образность.

Сравнение

Данные языковые средства помогают увидеть

единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая такие далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали.

Придают высказыванию эмоциональную окраску

Метафора

Олицетворение

Метонимия

Благодаря метонимии мы видим этот предмет, это действие в его неповторимости.

Синекдоха

Указывает на сходства и различия, связи и отношения между предметами.

В фольклоре часто служат средствами создания образа.

Основывается на контрасте. Раскрывает истинный смысл отношения к герою.

Аллегория

Служит для создания яркого художественного образа.

Перифраз (или перифраза)

Повышает экспрессивность речи.

Виды стилистических фигур

Функции в речи

Анафора (или единоначатие)

Придают стихам напевность, музыкальность.

Эпифора (или концовка)

Параллелизм

Антитеза

Сочетание контрастных по смыслу понятий сильнее оттеняет их значение и делает поэтическую речь более яркой, образной.

С помощью этого средства писатели могут с большей точностью нарисовать картину, передать чувство или мысль, открыть противоречия, которые есть в жизни.

Оксюморон

(греч. «остроумно-глупое»)

Это языковое средство используется для харак-

теристики сложных явлений жизни.

Градация

Инверсия

Повышение экспрессивности речи.

Эллипсис

В произведениях словесности придает речи динамичность, непринужденность, делает похожей на устный разговор:

Умолчание

Помогает передать эмоциональное состояние героя (автора)

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

Служат для усиления эмоционально-эстетического восприятия изображаемого.

Риторический вопрос

Служит для привлечения внимания читателя к изображаемому.

Многосоюзие

Служит для усиления выразительности речи.

Бессоюзие

Придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины или для создания впечатления быстрой смены картин:

Задания, позволяющие на практике отработать навыки нахождения и определения функции в речи изобразительно-выразительных средств языка.

Задания к разделу «Тропы»:

I. УКАЖИТЕ ЭПИТЕТЫ И ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ.

1.Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор. (П.)

2.К ним, если приедет какой-нибудь гусь - помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.)

3.На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт. (Л.)

4.Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан будто притих. (Ст.)

5.Его особенно смутили детские гневные слова Ольги. (М. Г.)

6.Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. (А. Т.)

7.Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского. (А. Т.)

8.В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём. (Сурк.)

9.Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметёт.

10.А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Л.-К.)

II. УКАЖИТЕ СРАВНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМИ СПОСОБАМИ ОНИ ВЫРАЖЕНЫ.

1.Он бежал быстрее, чем лошадь...(П.)

2.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютч.)

3.И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме.

4. (Стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (Бел.)

5.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (Л.)

6.Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.(Н.)

7.Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н)

8.То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы, (М. Г.)

9.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Сер.)

10.На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен. (А. Т.)

11.Ребята наши таяли как свечки. (Ф.)

III. УКАЖИТЕ МЕТАФОРЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ, НА ЧЁМ ОСНОВАНО МЕТАФОРИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ.

1.Закатилось солнце русской поэзии (о Пушкине). (Жук.)

2.Горит восток зарёю новой. (П.)

3.Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток(П).

4.Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (П.)

5.Над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.)

б. Всё в нём дышало счастливою весёлостью здоровья, дышало молодостью.(Т.)

7.Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришв.)

8.Гуляет ветер, порхает снег. (Бл..)

9.Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. (М.)

10.Тихо дремлет река. (Ее.)

IV . У КАЖИТЕ, НА ЧЁМ ОСНОВАНА МЕТОНИМИЯ .

1. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Кр.)

2. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.(П.)

3. Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (П).

4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (П.)

5.Сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам. (П.)

6. Но тих был наш бивак открытый. (Л.)

7. Плачь, русская земля! Но и гордись. (Н.)

8. Перо его местию дышит. (А. К.Т.)

9. А в двери бушлаты, шинели, тулупы. (М.)

10.Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь. (Ис.)

V. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СИНЕКДОХИ В РАЗЛИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ.

VI. НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ ГИПЕРБОЛЫ В ОПИСАНИИ ДНЕПРА У

Н. В.ГОГОЛЯ («Страшная месть», гл. 10).

VII. НА ПРИМЕРЕ БАСЕН И. А.КРЫЛОВА ПОКАЖИТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЛЕГОРИИ.

VIII. СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЙ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЯ ОДНУ ИЗ ФИГУР ПОВТОРЕНИЯ (параллелизм, анафору или эпифору).

IX. СОСТАВЬТЕ НЕСКОЛЬКО ПЕРИФРАЗ, ЗАМЕНЯЯ ИМИ:

1)фамилии писателей, учёных, общественных деятелей;

2)названия животных;

3)названия растений;

4) географические названия.

Задания к разделу «Стилистические фигуры»:

I. ПОДБЕРИТЕ 10 ПОСЛОВИЦ, ПОСТРОЕННЫХ ПО ПРИНЦИПУ АНТИТЕЗЫ.

II. НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ СПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕРСИИ В РАССКАЗАХ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ.

III. НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С.ПУШКИНА, Н. А.НЕКРАСОВА, В. В.МАЯКОВСКОГО.

IV. НАЙДИТЕ СЛУЧАИ МНОГОСОЮЗИЯ И БЕССОЮЗИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБЪЯСНИТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХ И ДРУГИХ ОБОРОТОВ.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

1.Вся комната янтарным блеском

Озарена...

2.Я жил, как деды, по старинке.

З. В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках...

4.Робко месяц смотрит в очи,

Удивлён, что день не минул...

5.Ель рукавом мне тропинку завесила.

6.Вёл мечи на пир обильный.

7.3абил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

8.Мальчик с пальчик.

9.Погиб Поэт! - невольник чести.

10.Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

2. Глаза, как небо голубые.

3. Осторожно ветер

Из калитки вышел.

4. Деревья в зимнем серебре.

5... .Раздирает рот шире Мексиканского залива.

6.... Ты уснёшь, окружён попечением

дорогой и любимой семьи.

7. Заря алая подымается

Разметала кудри золотистые,...

8. Пуще всего береги копейку...

9. Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит.

0. Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

1. Чёрный вечер, белый снег.

Ветер. Ветер....

2. Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь...

3. Твой ум умолк, что море,

Твой дух высок, что горы.

4. Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

5. И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят, и о берег бьют...

6. Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной...

7. Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень...

8. Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам...

9. Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в стране родной?..

lO. He жалею, не зову, не плачу...

1. Ах! Уймись ты, буря!

2. Там жених с невестой ждут,-

Нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, -

Нет попа,

А я и тут.

3. Всё пролетело далече, мимо.

4.Пришёл, увидел, победил..

5.Ямщик свистнул,

Лошади поскакали.

б. Такова эта книга. Совсем бесхитростная и сложная. Для детей и для взрослых. Книга моего детства… .

7.На окне, серебряном от инея.

За ночь хризантемы расцвели.

8.Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,..

9.Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,...

10. Красноречивое молчание.

1.Лазурь небесная смеётся...

2.В комнате людей - за день не перечесть.

3.Убогая роскошь.

4.Город на Енисее.

5.Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

6.Они вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

7.Слово крошкой в руках улеглось.

8. Бродяга-ветер.

9.Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Ю. Все флаги в гости будут к нам.

Ответы на тесты

Тест № 1. Тест№3.

Эпитет Антитеза

Сравнение Эпифора

Гипербола Параллелизм

Олицетворение Риторическое восклицание

Метафора Многосоюзие

Метонимия Инверсия

Ирония Антитеза

Литота Анафора

Перифраз Риторический вопрос

Метонимия. Градация.

Тест № 2. Тест № 4.

Эпитет Риторическое обращение

Сравнение Эпифора

Олицетворение Эллипсис

Сравнение Градация

Гипербола Параллелизм

Ирония Парцелляция

Метафора Инверсия

Синекдоха Бессоюзие

Аллегория Анафора

Метонимия. Оксюморон

Метафора

Гипербола

Оксюморон

Перифраз

Риторический вопрос

Градация

Сравнение

Антитеза

Метонимия

Таблица-тренажёр*

К разделу «Тропы»

Вид тропа

Определение

Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Сравнение

Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

Метафора

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений.

Метонимия

Слово и ли выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней и внутренней связи между двумя предметами либо явлениями.

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления.

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.

Определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного

Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

Аллегория

Иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа.

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Перифраз (или перифраза)

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

К разделу «Стилистические фигуры»

Виды стилистических фигур

Определение

Анафора (или единоначатие)

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Эпифора (или концовка)

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза

Оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопостав-ляются противоположные понятия:

Оксюморон

(греч. «остроумно-глупое»)

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противореча-щих друг другу, логически исключающих одно другое.

Градация

Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (ослабление) производимого ими впечатления.

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи

Эллипсис

Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения

Умолчание

Риторическое обращение

Стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому - или чему-либо для усиления выразительности речи

Риторический вопрос

Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению:

Многосоюзие

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:

Бессоюзие

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины

* Данные таблицы могут быть использованы на уроках для закрепления понятий тропов и стилистических фигур. (Возможная форма работы – «Найди свою пару»)

Используемая литература:

Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка

Поделиться