Вне закона. История Крыма знала несколько референдумов. Европейские адвокаты сказали своё слово: Крым – российский, референдум – законный

16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 96,77% избирателей республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова с Россией. Явка составила 83,01% и 89,5% соответственно.

Опираясь на итоги референдума и принятую 11 марта декларацию о независимости, 17-го числа парламент Крыма провозглашает независимость республики. Симферополь обращается к Москве с просьбой включить полуостров в состав России в качестве нового субъекта. Владимир Путин подписывает указ о признании независимости Республики Крым, а затем одобряет проект договора о воссоединении Крыма с Россией.

Далее, 18 марта, в Георгиевском зале Кремля подписан договор о воссоединении Крыма с Россией, согласно которому в составе РФ появляются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Под документом ставят подписи президент России Владимир Путин , председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов , председатель Совета министров Крыма Сергей Аксёнов и глава Севастополя Алексей Чалый .

20 марта Государственная Дума РФ принимает закон о воссоединении Крыма с Россией, 21 марта президент подписывает этот документ и утверждает ратификацию соответствующего договора. Также Путин подписывает указ о создании Крымского федерального округа.

Стоит напомнить предысторию проведения плебисцита. Власти автономной республики Крым на фоне системного политического кризиса и массовых беспорядков на Украине еще 27 февраля 2014 года приняли решение о проведении референдума, назначив его на 25 мая 2014 года. К слову, первоначальный вопрос референдума не включал в себя решение выйти из состава Украины, а лишь предлагал возврат к положениям Конституции 1992 года, предоставлявшим Крыму и его населению более широкие права. Основанием для такого решения был отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения полуострова.

Дальнейшее углубление кризиса и угрозы со стороны Киева привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16-ое число. В тот же день и на ту же дату аналогичный референдум был назначен и в Севастополе.

Теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины. Позднее отказались считать законным решение властей Крыма и Севастополя Евросоюз, США и другие государства. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины. Собственно это и предопределило тот факт, что до сих пор Запад де-юре не признает полуостров частью Российской Федерации.

Обама давеча ляпнул "Референдум, который назначен самопровозглашенными властями Крыма на 16 марта, будет нарушать международное право и Конституцию Украины. Любое обсуждение судьбы Украины должно происходить при участии законного правительства страны".

Ну девочка, ну еб твою мать!
Референдум, говорите, в Крыму не федеральный и поэтому нелегитимный? Ну-с, воротник отворачивайте - к вам гости полетели.
В смысле цитаты США и Евросоюза от 2009 года - про референдум в Косово. Который был признан "не нарушающим международное законодательство в связи с объективной ситуацией".

Интересно, чего рагули и Запад будут теперь говорить? Пугать Россию тратами от присоединения (если крымчане так решат) автономии? Питьевой водой по цене газа стращать (в международном праве прекращение или ограничение снабжения питьевой водой - геноцид)? Или дрочить на эсминец США, который зашел в Черное море в рамках учений, подписанных еще в 2013?
О, я знаю. Грозить, что Калининград отделится по референдуму или Чечня. Увы и ах - в отличие от Крыма или Шотландии с Каталонией ни Чечня, ни Сибирь, ни Калининград не являются автономией.
Так что упс

В Крыму в воскресенье, 16 марта, проходит референдум. Жители самопровозглашенной за пять дней до этого республики призваны решить, хотят ли они стать субъектом Российской Федерации или остаться частью Украины. DW выбрала пять наиболее спорных фактов, связанных с проведением голосования.

1. Вопросы, вынесенные на референдум

В бюллетене жителям Крыма нужно отметить "любым знаком в квадрате тот вариант ответа", за который они голосуют. Однако вопросы, вынесенные для голосования, не являются одинаковыми. Первый сформулирован предельно четко: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?".

Второй вопрос звучит иначе: "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?" По конституции 1992 года полуостров получил широкие права автономии. Однако в период, предшествовавший проведению голосования, никакой разъяснительной кампании по этому вопросу, сформулированному довольно замысловато, в Крыму не проводилось.

2. Подготовка к проведению референдума

На подготовку к голосованию новые власти Крыма отвели себе 10 дней. Окончательное решение о дате его проведения было принято 6 марта. За такой короткий срок невозможно провести настоящую избирательную кампанию. Об этом говорила не только канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) , но и в интервью DW председатель Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров.

Новое правительство в Киеве отказалось предоставить Симферополю информацию об избирателях. Организаторы референдума в Крыму заявляют, что у них сохранились данные последних выборов на полуострове. Если имеются в виду парламентские выборы на Украине 2012 года, то за это время многие люди сменили место жительства, умерли или достигли 18-летнего возраста.

Об изменениях жители Крыма могли сообщить в местные избирательные комиссии. Однако проконтролировать этот процесс независимые наблюдатели были не в состоянии.

3. Наблюдатели на референдуме в Крыму

Международные наблюдатели, а по данным организаторов референдума, их в Крыму 135 из 23 стран, могли провести только краткосрочный мониторинг. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - наиболее признанная в мире организация по наблюдению за выборами - не прислала в Крым своих экспертов. ОБСЕ могла принять приглашение только от руководства Украины, но не от лидеров самопровозглашенной республики.

Примечательно, что многие депутаты Европарламента или европейских стран, получившие приглашение на референдум в Крым, являются представителями радикальных и националистических партий. Например, принявший участие в пресс-конференции в Симферополе накануне голосования европарламентарий из Венгрии Бела Ковач.

Он является представителем партии "Йоббик". Ее члены известны своими антисемитскими и ксенофобскими заявлениями. По данным австрийских СМИ, приглашение на референдум приняли два члена Австрийской партии свободы, созданной в свое время ультраправым политиком Йоргом Хайдером.

4. Вмешательство военных

"Где вы видите дуло пистолета, под которым проходит референдум?" - заявил журналистам в Симферополе нынешний премьер Крыма Сергей Аксенов. По его заверениям, вооруженные люди без опознавательных знаков охраняют лишь важные стратегические объекты на полуострове.

Однако уже само решение нынешних крымских властей, начавших процесс отторжения полуострова от Киева, было принято после занятия военными здания Верховного совета автономии и практически тайно. БТРы и другая военная техника с вооруженными людьми в полной боевой готовности, камуфляжной форме и масках на головах появились накануне голосования и на улицах Симферополя.

5. Легитимность проведения референдума в Крыму

Мы, почему-то, очень боимся повторного референдума в Крыму. Понятно почему: администрация Президента не доверяет собственному народу, и даже в ситуации, когда массовые убеждения полностью совпадают с тем, что она делает, она предпочитает моделировать народное волеизъявление, вместо того, чтобы просто реализовать то, которое есть объективно. Совершенно напрасно!

Что было бы, если бы Россия сегодня предложила повторный крымский референдум? Да ничего! Крым бы проголосовал за Россию. Допустим, Украина не согласилась бы с такой постановкой вопроса: их общественные деятели заявляют, что голосовать должна вся Украина целиком. Отлично! Однако, поскольку Крым собирается присоединяться именно к России - не лишним было бы проголосовать и россиянам. Возникает прекрасная, абсолютно новая "геополитическая" (у нас любят это пустое словечко) реальность: впервые за 25 лет народы распавшегося СССР сообща решают какие-то вопросы.

Здесь интересен не только сам референдум, а последствия, которые возникнут при его подготовке и проведению. Россия получит прекрасную абсолютно легальную возможность напрямую обратиться к гражданам Украины, минуя всех посредников в лице украинской власти. Ресурсы, бессмысленно растрачиваемые на 3 танка Арматы и 2 самолета Су, можно было бы использовать в этом направлении - и добиться того, чего не смогли добиться умники с автоматами и буками. Например, первое, что приходит в голову - прямая продажа Газпромом газа населению Украины, воспользовавшись теми же самыми нормами о независимости транспортировки и продаж, которыми Газпром угнетается в Европе. Просто предложить - этого уже будет более чем достаточно! Можно обещать какую-нибудь непрямую компенсацию, да что угодно можно! Есть поле для креатива, в отличие от ситуации, когда весь креатив ограничен тем, как незаметно технику через границу таскать.

Конечно, Украина тоже получит возможность действовать на территории России. Да и на здоровье! Пусть к нам приедут ихние Шустеры, Киселевы, Ганапольские - что мы их не знаем, что ли? Да они от нас же туда и уехали! Пусть привезут своих Ляшко, Тимошенко, Кличко, да даже и Саакашвили. Украинский вектор независимости строится на обособлении от России, попытке Россию "перерасти": этому есть объективные причины. Вот пусть приезжают к нам и расскажут, почему им надо быть независмым от нас! А мы им расскажем, почему мы должны быть вместе! Только, конечно, без духовных скреп, поскольку достаточно вполне практических аспектов экономики.

Следующий аргумент, который могла бы привести Украина - а почему только Крым? Давайте, тогда уж, поставим вопрос о Краснодарском крае и Воронежской области (у них есть какие-то обоснования притязаний на данные регионы). А давайте! Только - в соответствии с тем, как обычно референдумы проводятся: пусть пойдут и соберут в этих регионах подписи для инициации такого референдума. Только пусть уж, тогда, и нам дадут возможность собирать такие подписи в Харькове, Херсоне, Одессе, Днепропетровске. Да в тех же Донецке и Луганске! То, что в Крыму есть значительная группа граждан, выступающих за объединение с Россией, сомнений нет. Есть ли граждане с подобными настроениями в Херсоне и Воронеже - надо сначала выяснить. Впрочем, Россия выигрывает в любом случае: чем больше регионов будет вовлечено в необходимость заново оценить отношения между двумя народами - тем лучше.

Самое смешное здесь, что делать ничего, скорее всего, не придется. Вряд ли наши украинские, европейские и американские партнеры согласятся: поскольку не хуже нас понимают, чем такой референдум закончится. Но у нас возникнет мощнейший аргумент в международной политике! Мы заговорим на их языке, том, который навязывается международным сообществом: языке демократии! Чуркину, вместо того, чтобы ругаться и выкручиваться, достаточно будет со всем его пылом "продавливать" данный референдум - и ответить ему будет нечего. Россия, наконец, получит идею, помимо духов предков: мы спасаем демократию от тех, кто ее запатентовал и пользуется в своих интересах. Сразу легче станет работать нашим разведчикам, лоббистам, агентам влияния. Если сейчас свои притязания они обосновывают только деньгами, в будущем можно будет на первое место ставить идею - любой разведчик знает, что в тонком деле вербовки это самый важный фактор!

Если все же до референдума дело дойдет - пускай присылают своих наблюдателей. Сколько хотят, куда хотят! Только и мы своих, уж, пришлем на Украину. И здесь мы имеем преимущество: закрыть всю Россию наблюдателями практически нереально, а у нас, напротив, достаточно молодых "активистов", которых разводит чуть ли не каждый губернатор.

В самом худшем случае мы потеряем Крым. Вот уж точно дурацкая постановка вопроса! Не "мы потеряем", а граждане выскажут свое волеизъявление. В принципе, Крым сегодня только отягощает бюджет, а в условиях неясности его "геополитического" положения, эту ситуацию изменить невозможно. Впрочем, я не представляю, что должно произойти, чтобы люди проголосовали за возвращение Крыма на Украину. Во всяком случае, сегодняшняя двусмысленность представляет собой большую угрозу, чем повторный референдум. Или, что очень важно: чем однозначно высказанная идея повторного референдума.

Настала четвертая годовщина «референдума о воссоединении Крыма с Россией». Истерика в СМИ определенного сорта и социальных сетях побуждает обстоятельно оценить и факт проведения этого «референдума» под контролем «зеленых человечков», и его реальные результаты. А еще ‒ вспомнить проведенные в Крыму референдумы. Точнее, те политические акции, которые имели такое название, но совсем не обязательно соответствовали правовым нормам.

Если подсчитать, то с 1990 года слово «референдум» в политической жизни Крымского полуострова фигурировало шесть раз. Причем не на уровне «поговорить», а на практически-политическом уровне. Хотя только одно из этих шести событий, называемых «референдумами», оказалось полностью легитимным ‒ 1 декабря 1991 года. Все остальные в правовом смысле ‒ как минимум «туфта», хотя и по разным причинам. Но даже фальсифицированные «референдумы» иногда могут дать представление о настроениях населения, если, конечно, учитывать реальные, а не фейковые данные о явке избирателей и распределении голосов.

Первым по хронологии стал провозглашенный по инициативе обкома компартии, выполнявшего волю Москвы, т.н. «крымский референдум» 20 января 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». В правовом смысле этот «референдум» был ничтожен, поскольку «воспроизвести» Крымскую АССР как субъект Союза ССР нельзя было ни в историческом, ни в юридическом смысле. Созданная в 1921 году КрАССР была субъектом РСФСР, а та, в свою очередь, подписала в следующем году Декларацию об образовании СССР, а в 1923 году ратифицировала Союзный договор. Так же и с 1991 годом: участниками Союзного договора могли стать только союзные республики, что наглядно показал начавшийся в апреле того года т.н. «новоогаревский процесс».

Впрочем, Леонид Кравчук , тогда возглавлявший Верховный Совет УССР, настоял на имплементации результатов этого «референдума»: перед его глазами был пример Абхазии и Приднестровья, где Кремль создал контролируемые непосредственно им анклавы; Кравчук, как всегда, надеялся «пройти между капельками», и в определенной степени это ему тогда удалось. Установить реальные результаты этого «референдума», бойкотируемого крымскими татарами и контролируемого обкомом компартии, невозможно.

Так же «вынести за скобки» смело можно и всесоюзный референдум 17 марта 1991. Ведь там якобы в одном вопросе, по оценке специалистов по логике, вмещалось сразу четыре вопроса, совершенно не касающихся друг друга, а в историческом плане ‒ абсурдных. Вчитаемся в его текст: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» То есть имеем «сохранение», а вместе с тем «обновление», «федерацию», а вместе с тем «суверенных республик». Права и свободы т.н. «титульных национальностей», имеющих свою форму национально-государственной организации (союзная республика, автономия), конечно, будут полнее, чем у тех, кто такой формы не имеет. А понятие «Советских Социалистических» априори означает неравноправие мировоззрений, форм собственности, политических партий и тому подобное. Список умышленно заложенных в вопрос референдума «правовых бомб» можно продолжить, однако достаточно и этого, чтобы сделать вывод.

По хронологии дальше идет Всеукраинский референдум 1 декабря 1991 года. Он полностью соответствовал Конституции и законодательству УССР; на него был вынесен четкий и понятный вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?»; предусматривались, как и положено в соответствии с референдумным правом, два варианта ответов: «да» и «нет». Не случайно последствия этого референдума не вызвали ни у кого сомнения (кроме, конечно, некоторых российских политиков). Как же проголосовали крымчане? Украинские публицисты любят приводить такие цифры: мол, по Крымской АССР независимость Украины поддержало 54,19% избирателей, по Севастополю ‒ 57,07%. Однако не забываем три вещи: во-первых, многие из участников голосования не поддержали независимость Украины (соответственно 42,22% и 39,39%, и среди испорченных бюллетеней, скорее всего, почти все принадлежали противникам независимости, в знак протеста писавшим там что-то мало цензурное); во-вторых, явка в этих регионах была существенно ниже, чем по Украине в целом (84,18% ‒ и, соответственно, 67,5% и 63,74%); в-третьих, те достаточно высокие цифры «за», приведенные выше, взяты от количества участников голосования, а не всех избирателей. Если же прикинуть, какой была поддержка независимости Украины среди всех избирателей, то в обоих регионах Крыма она составляла около 37%. Тоже немало, тоже большинство ‒ но не абсолютное, как это было во всех других украинских регионах (включая, кстати, и Донбасс).

Далее идет т.н. «референдум о статусе Крыма 1994» ‒ тоже фейковый. Сейчас уже почти позабытый Юрий Мешков , одержав 30 января 1994 победу на выборах «президента Крыма», издал декрет о проведении референдума по трем вопросам: расширение полномочий АРК, введение двойного российско-украинского гражданства и приравнивание в силе указов президента Крыма и законов. Далее события развивались стремительно: 14 марта ЦИК Крыма объявил референдум незаконным, 16 марта президент Украины Кравчук заявил, что Мешков превысил свои полномочия, назначив референдум, и своим указом отменил его. В ответ 21 марта Мешков создал специальную «президентскую комиссию для проведения референдума». За неполную неделю (мировой рекорд!) комиссия все подготовила, и 27 марта «референдум о статусе Крыма» состоялся, принеся «выдающуюся победу» Мешкову. А уже 17 марта следующего года должность «президента Крыма» была отменена Верховной Радой АРК, без всяких «зеленых человечков» и общественно-политических бурь…

Всеукраинский референдум 2000 года тоже был фальсифицированным ‒ от сбора подписей в его поддержку до подсчета результатов. Но это сюжет, который не имеет непосредственного отношения к Крыму.

Поделиться