О чем рассказ ревизор в кратком содержании. Пересказ произведения "Ревизор" Гоголя Н.В

/ «Ревизор»

Действие 1

Действие комедии разворачивается в одном из уездных городов России, где в городской гостинице останавливается мелкий чиновник Хлестаков Иван Александрович, который следует из Петербурга в Саратов.

Приблизительно в это же время городничему Антону Антоновичу Сквозник-Дмухановскому приходит письмо от давнего знакомого, в котором сообщалось, что в их городок направляется столичный ревизор. Его визит будет носить тайный характер. Прочитав это письмо, городничий тут же созывает чиновников города и приказывает им навести порядок в своих ведомствах и людных местах.

Чтобы обезопасить себя от доносов, городничий поручает почтмейстеру Шпекину Ивану Кузьмичу вскрывать все письма и отсеивать неугодные. Про каждое такое письмо сразу же докладывать. Как оказалось, Шпекин уже давно занимался этим делом. Он даже оставлял себе некоторые такие письма.

Немного позже к городничему приходят два помещика Бобчинский и Добчинский. Они рассказали Антону Антоновичу, что в гостинице уже около двух недель живет какой-то человек. Денег за проживание не платит. Поэтому они решили, что это и есть столичный ревизор.

Действие 2

Пока городские чиновники суетливо метались и наводили порядок в своих ведомствах, Антон Антонович раздумывал, как бы задобрить столичного ревизора. Решив, что ему нужно дать взятку, он отправляется в гостиницу к Хлестакову. От его слуги мы узнаем, что Иван Александрович ехал из Петербурга в Саратов. По пути он спустил все деньги в карты, поэтому и остановился в этой гостинице. Денег платить на жилье и еду уже не было.

Хлестаков пытался выпросить у хозяина гостиницы хоть какую-то еду. Хозяин соглашается накормить Хлестакова в долг и подает ему суп и жаркое. Попробовав свой обед, Иван Александрович начинает браниться на качество и количество поданной еды.

В это время в гостиницу приезжает городничий. Узнав об этом, Хлестаков решает, что он приехал за ним, и сейчас его отправят за решетку за неуплату долгов хозяину гостиницы. Он начинает репетировать свою гневную речь.

Когда городничий вошел в комнату Хлестакова, тот сразу начал оправдываться и обещал в скором времени вернуть долг. Потом он сказал, что еда в гостинице отвратительная. В свою очередь городничий, приняв все сказанное Хлестаковым в свой адрес, также начинает оправдываться, мол, у него на рынке все продукты свежие. Позже он предлагает Ивану Александровичу переехать на новую квартиру. Хлестаков, думая, что его хотят отправить в тюрьму, угрожает городничему министром.

Узнав, что Иван Александрович нуждается в денежных средствах, Антон Антонович предлагает ему взять взаймы, но, вместо двухсот рублей подсовывает в два раза больше. Хлестаков принимает эту подачку и успокаивается. Городничий также остается довольным, ведь решает, что ему удалось задобрить столичного ревизора.

После этого Антон Антонович вновь предлагает Хлестакову переехать, но уже к нему в дом. Это предложение Иван Александрович принимает. Перед тем, как отправиться на новое место жительства, городничий просит Хлестакова осмотреть его город, как бы провести инспекцию. Иван Александрович, не понимая, зачем ему это нужно, соглашается.

Действие 3

Герои отправляются в городскую больницу. Хлестакова удивляет тот факт, что в больнице практически нет больных. На это Артемий Филиппович Земляника сказал, что как только он возглавил больницу жители города стали резко выздоравливать, даже не принимая лекарств. А все потому, что у него царит полный порядок и к каждому больному он относится с уважением и человечностью.

В общем, такой обход общественных мест быстро наскучил Хлестакову, и он спросил, где можно развлечься, поиграть в карты. Городничий тут же возразил, что в его городе нет игорных заведений. После этого Иван Александрович отправляется в дом городничего.

Там Антон Антонович знакомит гостя со своей супругой Анной Андреевной и дочерью Марьей Антоновной. Хлестаков решает произвести впечатление на своих новых знакомых и начинает рассказывать небылицы.

Себя он преподнес, как очень важного и влиятельного человека. Что Пушкин является его лучшим другом, что он является автором «Женитьбы Фигаро», что обед ему привозят из самой Франции, что однажды 35000 курьеров упрашивали его возглавить какой-то департамент. Хлестаков так заврался, что начал сам верить в свои истории.

После его рассказа все присутствующие были в оцепенении. Ни кто не знал, как обращаться к столь уважаемому гостю. Городничий, дабы разрядить обстановку, предложил хорошо поддатому Хлестакову отправиться «отдохнуть».

Действие 4

Следующим утром Хлестаков проснулся с хмельной головой, он не помнил, что с ним происходило вчера. В это время к Ивану Александровичу выстраивается очередь городских чиновников, каждый хочет дать ему взятку. Хлестаков принимает все подношения чиновников в долг, ведь позже планирует все отдать. Даже помещики Бобчинский и Добчинский дают Хлестакову взятку, хотя это было им без надобности.

Позже к Ивану Александровичу приходят купцы, которые жалуются на городничего. Он внимательно их выслушивает и обещает помочь. Взамен купцы просят принять вино и сахар, ведь денег у них нет. В этот момент Хлестаков понял, что все городские чиновники хотели его подкупить, подсовывая деньги. Он отказывается от натуральных продуктов. В тоже время слуга Ивана Александровича Осип, будучи умнее своего господина, принимает вино и сахар.

После того, как все посетители покинули Хлестакова, он решает написать своему знакомому журналисту Тряпичкину про все, что с ним случилось в этом городе.

Затем Хлестаков решает поухаживать за дочкой городничего. Находясь в гостиной, он садится рядом с ней. Марья Антоновна слушаясь, отодвинула свой стул. Хлестаков снова подвинулся. После этого он целует девушку в плечо. Марья Антоновна вскакивает в недоумении. Иван Александрович, упав на колени, признается ей в любви.

В это время в гостиную входит жена городничего. Увидев эту сцену, она выгоняет Марью Антоновну. Хлестов подмечает, что Анна Андреевна тоже ничего. После этого он также падает перед ней на колени и признается в любви. В этот момент возвращается Марья Антоновна, на ее глазах проступают слезы. Хлестаков бросается к ней и просит ее руки. Родители девушки дают согласие на женитьбу. Перед свадьбой Иван Александрович говорит, что ему нужно посетить своего дядю. Он уезжает.

Действие 5

После отъезда Хлестакова городничий и все чиновники вздохнули с облегчением. Антон Антонович представлял, как пойдет на повышение, ведь угождал ревизору, как мог.

Немного позже он решает отомстить купцам, которые доносили на него Хлестакову. Но, как только купцы пообещали вкусности на помолвку и свадьбу Марьи Антоновны и Хлестакова, городничий простил их. Анна Андреевна думает, что наконец-то породнится со знатными людьми. В общем, все находились в ожидании грядущей свадьбы.

В это время почтмейстер, исполняя указание городничего, вскрыл письмо Хлестакова своему приятелю журналисту. Оказалось, что Иван Александрович совсем ни ревизор. Городничий находится в недоумении и не может понять, как его обманули.

После этого к городничему приходит жандарм и говорит, что в гостинице остановился чиновник из Петербурга и требует его к себе.

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки. Ляпкин-Тяпкин даже выдвинул мысль о грядущей войне. Антон Антонович начинает раздавать указания, дабы не осрамиться перед проверяющим. Вскоре к ним присоединяется почтмейстер Шпекин, который из любопытства просматривал чужие письма, проходившие через него. По его уверениям, ничего о приезде ревизора он не слыхивал.

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки. Ляпкин-Тяпкин даже выдвинул мысль о грядущей войне. Антон Антонович начинает раздавать указания, дабы не осрамиться перед проверяющим. Вскоре к ним присоединяется почтмейстер Шпекин, который из любопытства просматривал чужие письма, проходившие через него. По его уверениям, ничего о приезде ревизора он не слыхивал.

Оставшиеся мужчины начинают обсуждать, как бы задобрить ревизора. Все сходятся на идее взятки. Важное дело поручено Ляпкину-Тяпкину. Неожиданно входит проснувшийся Хлестаков, и Ляпкин-Тяпкин теряет всю свою решимость, роняет деньги и не может молвить ни слова. Хлестаков просит у всех взаймы. Позже Хлестаков в письме товарищу опишет этот курьёзный случай, когда его приняли за какого-то важного человека.

Источник: Краткое содержание Гоголь Ревизор очень кратко за 2 минуты пересказ сюжета
До собравшихся чиновников доходят слухи о том, что в местную гостиницу заселился незнакомец. Городничий сиюминутно приказывает облагородить улицы возле гостиницы.

В это время в гостинице сидит Хлестаков со своим слугой Осипом. Хлестаков глуп, расточителен и только что крупно проигрался. В гостиницу приезжает городничий, принявший Хлестакова за ревизора. Между ними происходит беседа, окончательно запутавшая всех. Рассказы Хлестакова о своих злоключениях принимаются за хитрую ложь. Антон Антонович в страхе даёт Хлестакову денег, зовёт погостить в свой дом и по пути осмотреть город. Хлестаков даёт своё согласие, и они едут.

В это время Анна, супруга городничего, готовится к встрече с важным гостем. Они громко обсуждают с дочерью, в каком наряде встретить ревизора.

Во время обеда, на который были созваны и другие чиновники, начинаются разговоры об успехах присутствующих в деле служения городу. Хлестакову по нраву такой приём, и вскоре он довольный отправляется спать в специально подготовленную для него комнату. Анна Андреевна и дочь Марья начинают спорить, на кого из них обратил внимание гость.

Оставшиеся мужчины начинают обсуждать, как бы задобрить ревизора. Все сходятся на идее взятки. Важное дело поручено Ляпкину-Тяпкину. Неожиданно входит проснувшийся Хлестаков, и Ляпкин-Тяпкин теряет всю свою решимость, роняет деньги и не может молвить ни слова. Хлестаков просит у всех взаймы. Позже Хлестаков в письме товарищу опишет этот курьёзный случай, когда его приняли за какого-то важного человека.

«Ревизор» – бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя. С момента написания ее не прекращали читать и ставить на сцене, потому что те проблемы, которые автор раскрыл в произведении, никогда не потеряют своей актуальности и найдут отклик в сердцах зрителей и читателей во все времена.

Работа над произведением началась в 1835 году. По легенде, желая написать комедию, но не находя достойную этого жанра историю, Гоголь обратился за помощью к Александру Сергеевичу Пушкину в надежде, что он подскажет подходящий сюжет. Так и случилось, Пушкин поделился «анекдотом», который произошел то ли с ним самим, то ли со знакомым чиновником: человека, приехавшего в некий город по своим делам, местные власти приняли за ревизора, прибывшего с тайным поручением проследить, выведать, доложить. Восхищавшийся талантом писателя Пушкин был уверен, что Гоголь справится с поставленной задачей даже лучше него, очень ждал выхода комедии и всячески поддерживал Николая Васильевича, особенно когда тот подумывал бросить начатое произведение.

Впервые комедия была прочитана самим автором на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии нескольких знакомых и друзей (в том числе и Пушкина). В том же году «Ревизора» поставили на сцене Александринского театра. Пьеса возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью», ее могли запретить. Лишь благодаря ходатайству и протекции Жуковского было решено оставить произведение в покое.

В то же время первой постановкой оказался недоволен и сам Гоголь. Он решил, что ни актеры, ни публика не восприняли «Ревизора» верно. За этим последовало несколько разъяснительных статей писателя, дающих важные указания тем, кто действительно хочет вникнуть в суть комедии, правильно понять персонажей, сыграть их на сцене.

Работа над «Ревизором» продолжалась вплоть до 1842 года: после внесения многочисленных правок, он приобрел тот вид, в котором дошел до нас.

Жанр и направление

«Ревизор» – это комедия, где предметом повествования является жизнь русского чиновничества. Это сатира на нравы и порядки, заведенные среди людей, относящихся к этому кругу. Автор мастерски использует элементы комического в своем произведении, снабжая ими как сюжетные перипетии, так и систему персонажей. Он жестоко высмеивает современное состояние общества, то открыто иронизируя по поводу событий, иллюстрирующих действительность, то завуалированно подсмеиваясь над ними.

Гоголь работал в направлении реализма, главным принципом которого было показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Это, с одной стороны, облегчало писателю выбор темы произведения: достаточно было задуматься над тем, какие вопросы являются животрепещущими для общества в данный момент. С другой стороны, это ставило перед ним непростую задачу так описать реальность, чтобы читатель узнал ее и себя в ней, поверил слову автора и сам, погрузившись в атмосферу дисгармонии действительности, осознал необходимость перемен.

О чем?

Действие разворачивается в уездном городе, который естественно не имеет названия, тем самым символизируя любой город, а значит, и Россию в целом. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий – получает письмо, в котором говорится о ревизоре, который в любую минуту может приехать в город инкогнито с проверкой. Новость буквально ставит на уши всех жителей, имеющих какое-либо отношение к чиновничьей службе. Недолго думая перепуганные горожане сами находят претендента на роль важного чиновника из Петербурга и всячески пытаются подольститься к нему, ублажить высокопоставленное лицо, дабы оно снисходительно отнеслось к их грешкам. Комичность ситуации добавляет то, что Иван Александрович Хлестаков, произведший такое впечатление на окружающих, до последней минуты не догадывается, почему все ведут себя с ним так обходительно, и лишь в самом конце начинает подозревать, что его приняли за какого-то другого, по всей видимости, важного человека.

В канву общего повествования вплетен и любовный конфликт, также обыгранный в фарсовой манере и построенный на том, что участвующие в нем барышни, преследуя каждая свою выгоду, стараются помешать друг другу достичь ее, а зачинщик в это же время не может выбрать себе одну из двух дам.

Главные герои и их характеристики

Иван Александрович Хлестаков

Это мелкий чиновник из Петербурга, возвращающийся домой к родителям и погрязший в долгах. «Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» – так пишет Гоголь о Хлестакове в одной из статей в приложении к пьесе. Пустой и ничтожный человек по своей натуре, Хлестаков обводит вокруг пальца целый город плутов и мошенников. Главным помощником ему в этом становится всеобщий страх, охвативший погрязших в служебных «грешках» чиновников. Они сами создают невероятный образ всемогущего ревизора из Петербурга – грозного человека, вершащего чужие судьбы, первого из первых во всей стране, а также столичной штучки, звезды любого круга. Но такую легенду надо уметь поддержать. Хлестаков блестяще справляется с этой задачей, разворачивая каждый брошенный в его сторону пассаж до захватывающей истории, столь нахально нелепой, что трудно поверить в то, что хитрецы города N не смогли раскусить его обман. Секрет «ревизора» в том, что ложь его чиста и наивна до крайности. Герой невероятно искренен в своем вранье, он практически сам верит в то, что рассказывает. Вероятно, это первый раз, когда на него обратили такое всепоглощающее внимание. Его действительно слушают, внимают каждому его слову, что приводит Ивана в полный восторг. Он чувствует, что это момент его триумфа: что бы он сейчас не сказал, все будет воспринято с восхищением. Его фантазия пускается в полет. Он не осознает, что здесь происходит на самом деле. Глупость и бахвальство не дают ему объективно оценить реальное положение дел и осознать, что долго эти взаимные восторги продолжаться не могут. Он готов задержаться в городе, пользуясь мнимыми доброжелательностью и щедростью горожан, не понимая, что обман скоро раскроется, и тогда ярости обведенных вокруг пальца чиновников не будет предела.

Будучи любвеобильным молодым человеком, Хлестаков волочится сразу за двумя привлекательными барышнями, не зная, кого же выбрать, дочь ли городничего или его жену, и бросается то перед одной, то перед другой на колени, чем покоряет сердца обеих.

Под конец, постепенно начиная догадываться, что все собравшиеся принимают его за кого-то другого, Хлестаков, удивляясь такому случаю, но, не теряя бодрости духа, пишет своему другу литератору Тряпичкину о том, что с ним произошло, и предлагает высмеять своих новых знакомцев в подходящей статье. Он радостно расписывает пороки тех, кто благодушно его принял, тех, кого он успел порядочно обобрать (принимая исключительно взаймы), тех, кому славно вскружил голову своими историями.

Хлестаков – это «лживый, олицетворенный обман» и в то же время этот пустой, ничтожный характер «заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми», именно поэтому эта роль всех труднее. Другое описание характера и образа Хлестакова в формате сочинения вы можете найти .

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

«Плут первого разряда» (Белинский)

Антон Антонович – человек неглупый и умеющий управлять делами. Он мог бы быть хорошим городничим, если бы не заботился прежде всего о своем кармане. Ловко устроившись на своем месте, он внимательно приглядывается ко всякой возможности где-нибудь что-нибудь ухватить и никогда не упускает своего шанса. В городе его считают мошенником и плохим управляющим, но читателю становится ясно, что заработал он такую славу не потому, что зол или безжалостен по натуре (он совсем не такой), а потому, что поставил свои интересы гораздо выше чужих. При этом если найти верный подход к нему, то можно заручиться его поддержкой.

Городничий не заблуждается на счет себя и не скрывает в приватном разговоре, что сам все знает о своих грехах. Он считает себя человеком набожным, ибо ходит каждое воскресенье в церковь. Можно предположить, что ему не чуждо некоторое раскаяние, но слабости свои он все равно ставит превыше него. При этом он трепетно относится к жене и дочери, его нельзя попрекнуть равнодушием.

В прибытии ревизора городничего скорее пугает неожиданность, нежели сама проверка. Он подозревает, что если правильно подготовить город и нужных людей к встрече важного гостя, а также взять в оборот самого чиновника из Петербурга, то можно удачно обставить дельце и даже что-нибудь для себя здесь выиграть. Чувствуя, что Хлестаков поддается влиянию и приходит в благостное расположение духа, Антон Антонович успокаивается, и, конечно, нет предела его радости, гордости и полету его фантазии, когда появляется возможность породниться с таким человеком. Городничий грезит о видном положении в Петербурге, об удачной партии для своей дочери, ситуация находится у него под контролем и оборачивается как нельзя лучше, как вдруг выясняется, что Хлестаков — всего лишь пустышка, а на порог уже заявился настоящий ревизор. Именно для него этот удар становится самым тяжелым: он и теряет больше других, и достанется ему не в пример строже. Сочинение, где описан характер и образ городничего в «Ревизоре», вы можете найти .

Анна Андреевна и Мария Антоновна

Основные женские персонажи комедии. Эти дамы – жена и дочь городничего. Они крайне любопытны, как все скучающие барышни, охотницы до всех городских сплетен, а также большие кокетки, любят, когда ими увлечены окружающие.

Появившийся столь неожиданно Хлестаков становится для них замечательным развлечением. Он привозит новости из высшего света столицы, рассказывает множество удивительных и занятных историй, а главное проявляет интерес к каждой из них. Мать и дочь всячески пытаются добиться расположения восхитительного франта из Петербурга, и, в конце концов, он сватается к Марии Антоновне, чему очень рады ее родители. Все начинают строить радужные планы на будущее. Женщины не догадываются, что свадьба никак не входит в его планы, и в итоге обе, как, впрочем, и все жители города, оказываются у разбитого корыта.

Осип

Слуга Хлестакова не глуп и хитер. Он гораздо быстрее своего хозяина разбирается в ситуации и, понимая, что дело идет не к добру, советует хозяину как можно скорее покинуть город.

Осип хорошо понимает, что нужно его хозяину, всегда заботиться о его благополучии. Сам Хлестаков явно не умеет это делать, а значит, без своего слуги он пропадет. Это Осип тоже понимает, поэтому порой позволяет себе вести себя с хозяином фамильярно, грубит ему, держит себя независимо.

Бобчинский и Добчинский

Они городские помещики. Оба низенькие, кругленькие, «чрезвычайно похожи друг на друга». Эти два друга — болтуны и вруны, два главных городских сплетника. Именно они принимают Хлестакова за ревизора, чем вводят в заблуждение всех остальных чиновников.

Бобчинский и Добчинский производят впечатление забавных и добродушных господ, но на самом деле они глуповаты и, в сущности, просто пустозвоны.

Прочие чиновники

Каждый чиновник города N чем-то по-своему примечателен, но все же они в первую очередь составляют общую картину бюрократического мира и представляют интерес в совокупности. Они, как мы увидим далее, обладают всеми пороками людей, занимающих важные должности. Более того, они не скрывают это, а порой даже гордятся своими поступками. Имея в лице городничего союзника, судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и другие свободно творят любой произвол, который приходит им на ум, не боясь расправы.

Сообщение о приезде ревизора приводит всех в ужас, но такие «акулы» чиновничьего мира быстро оправляются от первого потрясения и легко приходят к самому простому решению их проблемы – подкупу страшного, но, вероятно, такого же как они бесчестного ревизора. Обрадованные удачей своего замысла, чиновники теряют бдительность и собранность и оказываются на голову разбиты в тот момент, когда выясняется, что обласканный ими Хлестаков – никто, а настоящее высокопоставленное лицо из Петербурга уже в городе. Образ города N описывается .

Темы

  1. Политическая тематика: самоуправство, кумовство и казнокрадство во властных структурах . В поле зрения автора попадает провинциальный город N. Отсутствие названия и каких-либо территориальных указаний сразу наводит на мысль, что это собирательный образ. Читатель сразу знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как именно они составляют интерес в данном произведении. Это все люди, сплошь злоупотребляющие властью и пользующиеся служебными обязанностями лишь в собственных интересах. Быт чиновников города N сложился уже давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает ими созданный порядок, основу которому заложил сам городничий, до тех пор, пока не появляется реальная угроза суда и расправы за их самоуправство, которая должна вот-вот обрушиться на них в лице ревизора. мы рассказали об этой теме более подробно.
  2. Социальная тематика . Попутно в комедии затронута тема общечеловеческой глупости , по-разному проявляющей себя в разных представителях рода людского. Так, читатель видит, как данный порок заводит некоторых героев пьесы в разные курьезные ситуации: Хлестаков, окрыленный возможностью раз в жизни стать тем, кем он хотел бы быть, не замечает, что его легенда вилами на воде писана и он вот-вот будет разоблачен; городничий, сперва напуганный до глубины души, а затем поставленный перед соблазном выйти в люди в самом Петербурге, теряется в мире фантазий о новой жизни и оказывается неготовым к развязке этой необыкновенной истории.

Проблемы

Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.

Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.

Смысл

Смысл комедии заложен Гоголем в выбранной им в качестве эпиграфа народной пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В своем произведении писатель говорит о насущных проблемах своей страны современного ему периода, хотя все новые и новые читатели (каждый в свою эпоху) находят их злободневными и актуальными. Не все встречают комедию с пониманием, не каждый готов признать существование проблемы, но склонен обвинять в неидеальности мира окружающих людей, обстоятельства, жизнь как таковую – только не себя. Автор видит эту закономерность в своих соотечественниках и, желая бороться с ней доступными ему методами, пишет «Ревизора» в надежде, что прочитавшие его попытаются что-то изменить в себе (и, может быть, в окружающем мире), чтобы не пускать беды и бесчинства на самотек, но всеми возможными средствами остановить торжествующий путь бесчестья в профессиональной среде.

В пьесе нет положительных героев, что можно истолковать, как буквальное выражение главной авторской мысли: все за всех виноваты. Нет людей, которые бы не приняли унизительного участия в бесчинствах и беспорядках. Все вносят свою лепту в несправедливость. Виноваты не только чиновники, но и купцы, дающие взятки и обирающие народ, и простые люди, вечно пьянствующие и живущие в скотских условиях по своей же инициативе. Порочны не только алчные, невежественные и лицемерные мужчины, но лживые, вульгарные и глупые дамы. Прежде чем критиковать кого-то, нужно начать с себя, сократив порочный круг хотя бы на одно звено. В этом и заключается основная идея «Ревизора».

Критика

Написание «Ревизора» повлекло за собой широкий общественный резонанс. Публика восприняла комедию неоднозначно: отзывы последовали как восторженные, так и возмущенные. Критика заняла противоположные позиции в оценке произведения.

Многие современники Гоголя стремились проанализировать комедию и сделать какой-либо вывод относительно ее ценности для русской и мировой литературы. Некоторые сочли ее грубой и вредной для чтения. Так, Ф.В. Булгарин, представитель официозной прессы и личный враг Пушкина, писал, что «Ревизор» – это поклеп на российскую действительность, что если и существуют подобные нравы, то не в нашей стране, что Гоголь изобразил малороссийский или белорусский город да такой гадкий, что не ясно, как он может держаться на земном шаре.

О.И. Сенковский отметил талант писателя, считал, что Гоголь наконец-то нашел свой жанр и должен совершенствоваться именно в нем, но сама комедия была встречена критиком не так благодушно. Сенковский считал ошибкой автора смешать в своем произведении нечто хорошее, приятное с тем количеством грязи и низости, с которым читатель в итоге сталкивается. Также критик отметил, что завязка, на которой держится весь конфликт, неубедительна: не могли такие матерые прохвосты, как чиновники города N, быть столь легковерными и дать ввести себя в это судьбоносное заблуждение.

Существовало иное мнение относительно комедии Гоголя. К.С. Аксаков заявлял, что те, кто ругает «Ревизора», не поняли его поэтику и должны внимательнее вчитаться в текст. Как истинный художник, Гоголь скрыл свои настоящие чувства за насмешкой и сатирой, в действительности же его душа болела за Россию, в который на самом деле есть место всем персонажам комедии.

Интересно то, что в своей статье «Ревизор» комедия, соч. Н. Гоголя» П.А. Вяземский в свою очередь отмечал полный успех сценической постановки. Вспоминая обвинения в неправдоподобности в адрес комедии, он писал о психологических причинах явлений, описанных автором, как о более существенных, но также был готов признать произошедшее возможным и со всех остальных точек зрения. Важным замечанием в статье является эпизод о нападках в сторону персонажей: «Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор».

Сам В.Г. Белинский высоко оценил «Ревизора». Как ни странно, он много писал о комедии Гоголя в статье «Горе от ума». Критик внимательно рассмотрел как сюжет и некоторых персонажей комедии, так и ее суть. Говоря о гениальности автора и расхваливая его произведение, он признавал, что все в «Ревизоре» превосходно.

Нельзя не упомянуть критические статьи по поводу комедии самого автора. Гоголь написал пять пояснительных статей к своему произведению, так как счел, что оно было неверно понято актерами, зрителями, читателями. Он очень хотел, чтобы публика увидела в «Ревизоре» именно то, что он показал, чтобы восприняла его в определенном ключе. В своих статьях писатель давал наставления актерам о том, как нужно исполнять роли, раскрывал суть некоторых эпизодов и сцен, а также общую – всего произведения. Особое внимание он уделил немой сцене, ибо считал ее неимоверно важной, самой главной. Отдельно хочется упомянуть «Театральный разъезд после представления новой комедии». Эта статья необычна своей формой: она написана в виде пьесы. Между собой беседуют зрители, только что посмотревшие представление, а также автор комедии. Здесь содержатся некоторые уточнения относительно смысла произведения, но главное – ответы Гоголя на критику в адрес его произведения.

В конечном итоге пьеса стала важной и неотъемлемой составляющей русской литературы и культуры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр, определенный Гоголем - комедия в 5 действиях. В текст пьесы введены «Замечания для господ актеров».

Перечень основных действующих лиц:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий.
Анна Андреевна - жена его.
Марья Антоновна - дочь его.
Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья.
Артемий Филлипович Земляника - попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер.
Петр Иванович Бобчинский - городской помещик.
Петр Иванович Добчинский - городской помещик.
Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга.
Осип - слуга его.
Степан Ильич Уховертов - частный пристав.
Свистунов, Пуговицын, Держиморда - полицейские.

Действие 1

Комната в доме Городничего.

Явл. 1

Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение). Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками), недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи).

Явл. 2

Почтмейстер выражает опасение, что приезд ревизора может означать скорую войну с турками. Городничий просит его распечатывать и прочитывать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер охотно соглашается, поскольку и до просьбы Городничего поступал именно так.

Явл. 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор - некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явл. 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явл. 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явл. 6

Вбегают жена и дочь Городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице.

Явл. 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге - «галантерейное обращение» на «вы». Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается»).

Явл. 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явл. 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явл. 4

Хлестаков наказывает трактирному слуге потребовать у хозяина обед в кредит.

Явл. 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явл. 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явл. 7

Осип объявляет, что приехал Городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явл. 8

Появляются Городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и Городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, Городничий клянется, что в городе будет наведен порядок). Хлестаков просит у Городничего денег взаймы, и Городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. He верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает», чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явл. 9

По совету Городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явл. 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться, что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приготовила комнату) и к Землянике.

Действие 3

Комната в доме Городничего.

Явл. 1

Анна Андреевна и Марья Антоновна сидят у окна в ожидании новостей. Замечают в конце улицы Добчинского.

Явл. 2

Появляется Добчинский, пересказывает дамам сцену в гостинице, передает хозяйке записку. Анна Андреевна делает необходимые распоряжения.

Явл. 3

Дамы обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя.

Явл. 4

Осип приносит чемодан Хлестакова и «соглашается» поесть «простых» блюд - щей, каши, пирогов.

Явл. 5

Появляются Хлестаков и Городничий в окружении чиновников. Хлестаков завтракал в больнице, остался очень доволен, тем более, что все больные выздоровели - они обычно «выздоравливают, как мухи».

Хлестаков интересуется карточными заведениями. Городничий отвечает, что таких в городе нет, божится, что сам сроду не знал, как играть, а все свое время употребляет «на пользу государственную».

Явл. 6

Городничий представляет гостя жене и дочери. Хлестаков рисуется перед Анной Андреевной, уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге (в том числе и с Пушкиным) «на дружеской ноге», что и сам на досуге сочиняет, что написал «Юрия Милославского», что у него самый известный дом в Петербурге, что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке из Парижа». Доходит до того, что заявляет, что на дом к нему приходит сам министр, а однажды, идя навстречу просьбам 35 000 курьеров, он даже управлял департаментом. «Я везде, везде... Во дворец всякий день езжу». Завирается окончательно. Городничий предлагает ему отдохнуть с дороги.

Явл. 7

Чиновники обсуждают гостя. Понимают, что даже если половина из сказанного Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное.

Явл. 8

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают «мужские достоинства» Хлестакова. Каждая уверена, что Хлестаков обратил внимание именно на нее.

Явл. 9

Городничий перепуган. Жена, напротив, уверена в своих женских чарах.

Явл. 10

Все бросаются расспрашивать Осипа о барине. Городничий дает ему щедро не только «на чай», но и «на баранки». Осип сообщает, что его барин «порядок любит».

Явл. 11

Городничий ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду, чтобы не пропускали к Хлестакову просителей.

Действие 4

Комната в доме Городничего.

Явл. 1 и 2

В полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться поодиночке и давать взятки. Спорят, кому идти первым.

Явл. 3

Представление Ляпкина-Тяпкина Хлестакову: «А деньги в кулаке, а кулак-то весь в огне». Ляпкин-Тяпкин роняет деньги на пол и думает, что пропал. Хлестаков соглашается взять деньги «взаймы». Счастливый Ляпкин-Тяпкин уходит с чувством выполненного долга.

Явл. 4

Пришедший представляться почтмейстер Шпекин только поддакивает рассуждающему о приятном городе Хлестакову. Хлестаков берет у Почтмейстера «взаймы», и Шпекин уходит успокоенный: у Хлестакова нет замечаний по части почтового дела.

Явл. 5

Представление Луки Лукича. Лука Лукич весь дрожит, говорит невпопад, язык у него заплетается. Насмерть перепуганный, он все-таки всучивает деньги Хлестакову и уходит.

Явл. 6

Представление Земляники. Земляника напоминает «ревизору» про вчерашний завтрак. Хлестаков благодарит. Уверенный в расположении «ревизора» к себе, Земляника доносит на остальных чиновников города и дает взятку. Хлестаков берет и обещает во всем разобраться.

Явл. 7

Хлестаков прямо требует денег от пришедших представляться Бобчинского и Добчинского. Добчинский просит признать его сына законным, а Бобчинский просит Хлестакова при случае сказать государю, «что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский».

Явл. 8

Хлестаков понимает, что его по ошибке приняли за важного государственного чиновника. В письме своему другу Тряпичкину описывает это забавное происшествие.

Явл. 9

Осип советует Хлестакову поскорее убираться из города. Слышится шум: это пришли просители.

Явл. 10

Купцы жалуются Хлестакову на Городничего, который требует, чтобы подарки ему дарили на именины дважды в год, отнимает лучший товар. Дают Хлестакову деньги, потому что от поднесенных продуктов тот отказывается.

Явл. 11

Появляются требующие справедливости унтер-офицерская вдова, которую высекли безо всякого на то основания, и слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, поскольку те, которые должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Унтер-офицерская вдова требует штрафа, Хлестаков обещает разобраться и помочь.

Явл. 12

Хлестаков объясняется с Марьей Антоновной.

Ta боится, что столичный гость посмеется над ее провинциальностью. Хлестаков клянется, что любит ее, целует в плечо, встает на колени.

Явл. 13-14

Входит Анна Андреевна, прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени перед Анной Андреевной, клянется, что на самом деле любит ее, но поскольку она замужем, он вынужден сделать предложение ее дочери.

Явл. 15

Появляется Городничий и умоляет Хлестакова не прислушиваться к мнению купцов и горожан о нем (унтер-офицерская вдова «сама себя высекла»). Хлестаков делает предложение. Родители зовут дочь и поспешно ее благословляют.

Явл. 8

Появляется Почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого выясняется, что Хлестаков не ревизор: «Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке». Городничий убит известием наповал. Вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам же Городничий распорядился отдать ему лучших лошадей. Городничий: «Чему смеетесь? - над собою смеетесь!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Все ищут виновника происшедшего и решают, что во всем виноваты Бобчинский и Добчинский, распространившие слух, что Хлестаков и есть ревизор.

Явл. последнее

Входит жандарм и объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена.

Жанр определен автором как комедия в пяти действиях. К пьесе прилагаются “Замечания для господ актеров”.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
Жена его.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
Петр Иванович Д о б ч и н с к и й
Петр Иванович Бобчинскии - городские помещики.
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Федор Андреевич Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
Свистунов
Пуговицын -полицейские.
Держиморда
Абдулин, купец.
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.
Жена унтер-офицера.
Мишка, слуга городничего.
Слуга трактирный.
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Городничий сообщает вызванным им чиновникам “пренеприятное известие”: в город едет ревизор, и еще с секретным предписанием. Чиновники теряются в догадках, уж не подослан ли чиновник узнать, нет где измены накануне войны. Городничий встревожен, но не до такой же степени: “Эк куда хватили! В уездном городе измена! Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Сам городничий кое-какие распоряжения сделал и всем советует сделать так, “чтоб все было прилично”. В больнице колпаки чтоб были чистые, и “больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему... и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... всякую болезнь... Нехорошо, чтоб у вас больные такой крепкий табак курили... Да и лучше, если б их было меньше...”. Судье городничий советует убрать гусей из приемной, где они обретаются, да и лучше не сушить над бумагами охотничий арапник... Потом... от заседателя больно крепкий дух идет, может, луку поесть... Что же до грешков, то судья оправдывается, что берет всего лишь борзыми щенками. Городничий недоволен, что судья не ходит в церковь. Тот оправдывается, что об идеях про сотворение мира дошел своим умом, на что городничий говорит: “Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем на было”. Теперь об учебном заведении. Преподаватели корчат рожи ученикам, уж больно горячи. “Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”, - говорит городничий.
ЯВЛЕНИЕ II
Появившийся почтмейстер боится, не означает ли приезд ревизора скорую войну с турками, “это все француз гадит”. Городничий, отведя почтмейстера в сторонку, просит его вскрывать и прочитывать все письма (“не было ли на меня какого доноса”). Почтмейстеру это не впервой - он вообще очень любопытен.
ЯВЛЕНИЕ III
Вбегают Бобчинский и Добчинский. Пришедши несколько в себя после бега, суматошно, перебивая друг друга и путаясь, они объявляют, что ревизор - не кто иной, как Иван Александрович Хлестаков, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию, но вот уже вторую неделю живущий в трактире в долг. Городничий, начав расспрашивать о подробностях, все больше ругается: ведь именно в последние две недели была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавали провизии и т. д. и т. п. Городничий решает наведаться в трактир, “не терпят ли проезжающие неприятностей”. Остальные чиновники спешно разбегаются по своим ведомствам. За городничим увязываются Добчинский и Бобчинский.
ЯВЛЕНИЕ IV
Городничий требует шпагу и новую шляпу. Бобчинский в дрожках не помещается, решает побежать вслед “петушком, петушком”. Городничий приказывает чисто вымести всю улицу до трактира.
ЯВЛЕНИЕ V
Городничий ругает появившегося наконец частного пристава, у которого весь персонал разбежался по своим делам или пьян. Городничий наскоро занимается камуфляжем старого моста: на мосту пусть стоит высокий квартальный Пуговицын; сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка... Господи, а со всем этим мусором что делать? “Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!” Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу.
ЯВЛЕНИЕ VI
Вбегают жена и дочь городничего. Они сгорают от любопытства, полковник ли приезжий ревизор, да черные ли у него глаза... Посылают служанку все разузнать. Ревизор
страница 2
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Маленькая комната в гостинице.
Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги
ЯВЛЕНИЕ I
Слуга Осип, лежа на барской постели, жалуется на голод. Они с хозяином уже второй месяц как из Питера. Тот все деньги профинтил, в карты проиграл, все выбирал самое лучшее... Осипу в Петербурге нравится, особенно когда баринов отец денег пришлет. А теперь вот в долг не дают.
ЯВЛЕНИЕ II
Появляется Хлестаков. Решительно-просительным тоном посылает Осипа сказать в буфете, чтоб дали пообедать. Осип предлагает привести сюда самого хозяина.
ЯВЛЕНИЕ III
Хлестаков, оставшись один, сетует на бывшие проигрыши, жалуется на голод.
ЯВЛЕНИЕ IV
С Осипом приходит трактирный слуга. Спрашивает, что барину угодно. Хозяин сказал, что кормить больше не будет, пока на заплатят за прежнее.
ЯВЛЕНИЕ V
Хлестаков мечтает, как он в петербургской одежде приедет домой на карете, а Осип чтоб был сзади в ливрее. “Тьфу! даже тошнит, так есть хочется”.
ЯВЛЕНИЕ VI
Трактирный слуга, с тарелками и салфетками, сообщает, что хозяин дает в последний раз. Еды мало. Хлестаков недоволен, но съедает все. Осип со слугой уносят посуду.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Осип и сообщает, что Хлестакова хочет видеть городничий. Хлестаков решил, что на него нажаловались и теперь поволокут в тюрьму. Бледнеет и съеживается.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Добчинский прячется за дверью. Городничий входит: “Желаю здравствовать!” После чего объясняет, что старается заботиться о проезжающих. Хлестаков одновременно оправдывается, обещает заплатить, жалуется на трактирщика. Бобчинский выглядывает из-за дверей. Городничий от потока жалоб робеет и предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Хлестаков отказывается: он уверен, что это значит - в тюрьму. Кричит. Городничий пугается. Хлестакова заносит. Он угрожает пойти прямо к министру! “Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие... - Городничий в страхе кается во взяточничестве. - Что же до унтер-офицерской жены, которую я будто бы высек, то это клевета...” Хлестаков сам с собой быстро соображает, к чему бы это зашел разговор о вдове... Нет, его не. посмеют высечь! Он заплатит, но пока денег у него нет. Потому и сидит здесь, что нет ни копейки! Городничий решает, что это хитрый способ выманить у него денег. Он их и предлагает. “Моя обязанность помогать проезжающим”, - добавляет он. Хлестаков берет двести рублей (городничий на самом деле подсунул четыреста). Что ж, коли ревизор решил быть инкогнито, то и городничий ведет себя соответственно. Они ведут милую, все более спокойную беседу. За каждым словом Хлестакова городничий усматривает какой-нибудь намек и мотает на ус. Наконец городничий приглашает Хлестакова гостем в свой дом.
ЯВЛЕНИЕ IX
Препирательство со слугой по поводу счета, пока не вмешивается городничий: слуга подождет.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий приглашает Хлестакова осмотреть учреждения города, причем от осмотра тюрьмы Хлестаков наотрез отказывается, а тем временем Добчинский несет одну записку Землянике в богоугодное заведение, а другую - к жене городничего. Ревизор
страница 3
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных... Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”... “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш...” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем какего с почтением укладывают спать.

Поделиться