Матвей башкин кратко. Башкин Матвей Семёнович. Смотреть что такое "Башкин, Матвей Семёнович" в других словарях

Спор со священником

Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году . Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы , существование которой противоречило христианским догматам:

Написано: весь закон заключается в словах - возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызёте и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня - пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить.

Ересь Башкина

Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей:

1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают.

Соборный суд

После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает туда 22 декабря 1554 года . Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряд исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины .

На Соборном суде предстал также старец Исаакий , сторонник Башкина. Вскоре после суда Исаакий скончался.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Башкин, Матвей Семёнович" в других словарях:

    Вольнодумец, дьяк. Выступил против официальной церкви, иконопочитания, а также холопства. Осуждён церковным собором 1553 как еретик, заточён в Волоколамский монастырь. * * * БАШКИН Матвей Семенович БАШКИН Матвей Семенович, русский вольнодумец… … Энциклопедический словарь

Ересь Башкина и Косого

Полемика против жидовствующих была только возбудителем для усиленной трактовки назревших больных и больших внутренних вопросов практического богословского и просветительного характера. XVI век, век усиленного московского государственного собирания Руси, был и веком попыток разрешить большие внутренние идейные вопросы в русской церкви. Стоглавый Собор, отразивший в себе эти усилия, уже не удостоил даже упоминанием соблазнительный факт бывшей ереси жидовствующих. Фактически она вымерла, вышла из моды. Новую пищу для критических умов занесло и на Русь огромное общеевропейское реформационное движение. Родная по языку и православию закордонная Литовская Русь была заразительно охвачена и взволнована извне занесенной реформационной бурей, ускорившей там процесс латинской реакции и насильственного введения унии. Москва не могла быть идейно незатронутой этими волнениями. Взаимная инфильтрация русских элементов через свободно открытую границу двух соседних государств переплела в эту эпоху несколькими общими именами историю духовных движений в двух формально разделенных частях Руси. B этом порядке неудивительно, что эпизод протестантских увлечений в Литовской Руси выходит на поверхность и в Москве.

Уродливый соблазн движения жидовствующих нашел почву в длительном застое мысли русского средневековья. Религиозная мысль, неутоленная торжественным шумом благолепных организационных начинаний митрополита Макария и Ивана Грозного, вернулась к тому критицизму и искательству, которое было приглушено гонением на жидовствующих. Теперь явно новым ферментом брожения явилась идущая из-за литовского кордона струя реформационного свободомыслия. Нельзя сказать, чтобы это свободомыслие, как и три четверти века тому назад в Новгороде, задело теперь в Москве широкие группы населения. По-прежнему тут незначительное, сравнительно обеспеченное столичное меньшинство. Взволновавшие его вопросы бесспорно протестантского происхождения.

Вскоре после парада Стоглавого Собора, в великом посте 1553 г. на исповедь к протопопу кремлевского придворного Благовещенского Собора, о. Симеону, пришел сын боярский, Матвей Семенович Башкин. Этот сын духовный показался протопопу «необычным». Сомнения и вопросы, поднятые им на исповеди, вовлекли духовного отца в сравнительно длительное и нелегкое общение с «необычным» духовным сыном. Все это вскоре выплыло наружу на духовном суде над Башкиным под руководством самого всероссийского митрополита Макария. Исповедальные беседы о. Симеона с Башкиным в том же году уже в Петровом посту смутили его настолько, что он рапортовал обо всем личному духовнику молодого царя, Успенскому протопопу Сильвестру. После чего и решено было провести этот необычный исповедальный казус через соборный суд. По письменному докладу о. Симеона, адресованному митрополиту, дело было так: на исповеди Матвей говорил духовнику: «великое-де дело ваше, написано деи: ничтож сея любви больши, еже положити душу свою за други своя. И вы-де по нас души своя полагаете и бдите о душах наших, яко слово воздати вам в день судный. И после того приезжал ко мне на подворье, да чол беседы евангельския, да учал мне говорити: Бога ради пользуй мя душевно. Надобеть-де, что написано в беседах тех честь, да на слово не надеятись, быти б и делом свершитися. Да все-де начало от вас. Прежде вам священником собою начало показати, да и нас научити. Да тутож в Евангелии есть «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Ино-де которая нужа человеку быти смирну, кротку и тиху? То-де все, что на вас лежит. Первое-де вам творити, да и нас учити. И после того прислал по меня человека, и я к нему приехал. И учал он говорити: во апостоле-де написано: «весь закон в словеси скончавается возлюбиши искренняго своего яко сам себе, аще себе угрызаете и снедаете, блюдите, да не друг от друга снедени будете». А мы-де Христовых рабов у себе держим. Христос всех братьею нарицает, а у нас-де на иных кабалы, на иных - беглые, а на иных - нарядные, а на иных - полные. А я-де благодарю Бога моего, у меня-де што было кабал полных, то-де есми все изодрал, да держу-де, государь, своих добровольно. Добро-де ему, и он живет, а не добро - и он куды хочет. А вам отцем пригоже посещати нас почасту и о всем наказывати, как нам самим жити и людей у себя держати и не томити».

По соглашению с царем и после предварительного допроса, Матвея Башкина фактически арестовали и перевезли под руководство двух опытных старцев в Иосифов Волоколамский монастырь. Башкин сначала запирался, утверждая чистоту своего православия, затем нервничал, взрываясь против отцов духовных, грозя им гневом Божиим, наконец, пришел к раскаянию и, по словам судебного акта, «исписа своею рукою и всем подлинно: и свое еретичество и хулы на своя единомышленники». «А злое учение принял он от литвина Матюшки оптекаря да Ондрюшки Хотеева, латынников». Хотя эти лица и называются в процессе иногда по паспорту «поляками», но вернее всего, что это были русские из Литвы, фармацевты по профессии и протестанствующие вольнодумцы по моде того момента, когда в либеральное царствование Сигизмунда II Августа (1544-1572 гг.) сначала пропылал эффектный пожар протестантских увлечений, а затем быстро расцвела побеждающая сила молодого иезуитского ордена. На время Литва Сигизмунда II Августа стала обетованной землей протестантства. Сами крайние еретики, новые антитринитарии, братья Социны - Лелий и Фауст, изгнанные из Германии, нашли для себя прибежище под короной вольной Польши в 1551 году. Иезуитская реакция вскоре победоносно обуздала заразу вольномыслия, но не отменила конституционной свободы, органически свойственной Польше. С той поры кальвинизм обосновался в Польше навсегда. И та же конституционная свобода служила зашитой и русскому православию. Русские беглецы на Москву заносили оттуда заразу протестантского критицизма. А гонимые Москвой еретики в свою очередь бежали в Литву, как в страну сравнительной религиозной свободы. Протестантский рационализм у москвича Башкина не был только заимствован из внешнего литовского источника. Как показало московское следствие, сравнительно давно подавленное вольномыслие жидовствующих продолжало бытовать в московских северо-западных, «заволжских» пределах. Эпигоны жидовского вольномыслия таились здесь от начала XVI века в гостеприимных для них монастырях нестяжательского толка. Тронутым всякого рода вольномыслием москвичам ясно было, куда обращаться за поддержкой и углублением в церковном критицизме. Там, в Заволжье протестовали против смертной казни еретиков. Там, у вельможного старца Вассиана Патрикеева спасались два монаха, обличенные в жидовстве. Башкин путешествовал в Заволжье для научения. Никоновская летопись говорит: «Да и на старцев на заволжских говорил, что его злобы не хулили и утверждали его в том». Башкин был не одинок. Из своей компании он указал на братьев Борисовых, Григория и Ивана, по видимости тоже москвичей. После покаянного испытания в Волоколамском монастыре, в декабре того же 1555 года освященный собор на Москве осудил даже и покаявшегося Башкина и его сотоварищей на пожизненное заключение: Башкин в. Иосифов монастырь, Иван Борисов на Валаам, другой Борисов тоже в северный монастырь. Суд и наказание были произведены в духе осифлянской строгости, ибо и сам митрополит Макарий был иосифлянином по убеждениям. Современная событиям рукопись Волоколамского монастыря из собрания Московской Духовной Академии № 362 гласит: «Осудил их государь царь православный, князь великий, Иоанн Васильевич да преосвященный Макарий митрополит и со всем священным собором в лето 7062-е декабря и в заточение их разослали. Матвей Башкин - привезли его в Иосифов декабря 22, в пяток. Привез Герман архимандрит» (это будущий святитель казанский). Никоновская летопись подводит итог: «Осудили еретиков неисходными быти, да не сеют злобы своея роду человеческому». Но кое-кто из них нашел исход. Иван Борисов с Валаама убежал в Свейскую землю. Бегство в протестантские страны от преследований церковных было в моде того времени. Фигура Матвея Башкина не из калибра ересиархов. Он только честная по-своему и мужественная жертва пропаганды.

Через показание Башкина открыта была другая фигура, действительного ересиарха - Феодосия Косого. Это был русский протестант, взращенный на той же почве продолжавшегося скрытно жидовствующего вольномыслия, оживленного заносным протестантизмом. Благоприятной средой для него были те же Заволжские монастыри. Феодосий был дворовый боярский человек из Москвы, бежавший и постригшийся на Белом Озере. Его религиозное вдохновение было так бесспорно для его господина, что тот с почтением продолжал общаться с своим беглым холопом. Тотчас после осуждения Башкина, в начале 1554 г., Феодосия привезли с Белоозера и поместили под надзор в монастыре в Москве. Затем судили и осудили его. Но Феодосий сбежал в Литву, где и развил свое протестантствующее вольномыслие в общении с Социнианами до резких крайностей… Узнаем мы о доктринах Феодосия из двух обстоятельных полемических сочинений, принадлежащих перу двух книжных монахов московской церкви. В Литовской Руси не нашлось в ту пору достаточно грамотных богословов, чтобы сразиться с Феодосием. Под заголовком «Послание Многословное» остающийся нам неизвестным инок, может быть, соседнего с Литвой края, пишет свой трактат по просьбе двух православных из Литовской Руси, приславших автору изложение ересей Феодосия. Спустя десятилетие, по аналогичному запросу пишется другое обширное и весьма основательное богословское сочинение под заглавием «Истины показание к вопросившим о новом учении». Автор его инок Зиновий из Отней пустыни на реке Большой Вишерке, приблизительно с полсотни верст к северо-востоку от Новгорода. Иноку Зиновию посвящена диссертация Федора Калугина (СПБ, 1894 г.). Зиновий являет собой фигуру крупного писателя своего времени. Человек широко начитанный в богословии, ученый самоучка XVI века. Взялся он за перо в 1566 г. по просьбе трех лиц, соблазненных ересью, но ищущих наставления. Это были два монаха из Старой Руссы и один мирской человек. Пришли искать совета у Зиновия. Очевидно, Зиновий знал, что пропаганда затронула в этих краях очень многих, и потому счел нужным написать целую книгу. Из «Послания Многословного» и «Истины Показания» выступает картина крайнего антицерковного рационалистического сектантства, догматически антитроичного, даже с уклоном и в социальный экстремизм.

Бог в строгом смысле Един. Иисус Христос - не Бог. Церковь - это только сообщество верующих. А все внешнее в ней есть человеческое предание и измышление, подлежащее отвержению. Храмы - это кумирницы, иконы - идолы, иерархия - лжеучители, идольские жрецы. Со всем этим нужно разорвать. Никаких таинств. Причащение - это простой хлеб и вино. Покаяние - самообман. Перестал грешить, вот и нет греха. Надо сокрушать как идолов не только иконы, но даже и кресты. Святым и мощам не поклоняться. Святых отцов не читать. Посты и монашество отбросить. Все это - человеческое предание. Никого на земле отцами не титуловать, как и запрещено в Евангелии. Все эти предания - человеческое измышление. Все люди, со всеми их разными верами и языками, одинаковые дети у Бога. Эта идея религиозного равенства пред Богом вдруг соскальзывает у Косого в радикализм социальный. Без всякого углубления и развития брошены революционные лозунги: не надо ни властей, ни войны.

Бесспорно живет еще у новых ересеучителей старая доктрина жидовствующих. Пятикнижие Моисеево называется «Столповыми книгами» за утверждаемое ими единобожие. Возвещенный Моисеем Единый Бог не мог превратиться в Троицу. Иисус Христос - посланник Божий отменил ветхозаветную обрядность и открыл новую высшую заповедь поклонения Богу в Духе и истине и заповедь о любви к ближним. Из апостольских писаний отрицалась подлинность авторства ап. Павла за посланием к Евреям. К преданию доктрины жидовствующих у Косого присоединено и влияние антитринитарства Социнианского. Писания отеческие характеризуются как баснословие, В них лишь малая доля истины. Косой, видимо, вдохнул в себя дыхание крайних протестантских веяний.

Насколько в Московском государстве, хотя бы и в Белозерских только дебрях, было распространено такое вольномыслие, трудно судить. Но, по признанию самого Башкина, таким критицизмом заражены были «многие». При допросах по делу Башкина некоторые его единомышленники признавались, «что святым иконам не поклонялись, да и уложили перед сего под казнью, что им и впредь святым иконам не поклонятись». Если речь идет даже о какой-то клятве и «казни» за ее нарушение, стало быть, это была группа достаточно организованная и могущая терроризовать отступника и мстить ему. Более всего подходит к такой сплоченности уже готовая форма монастырских групп. Курбский, в это время перекочевавший в Литву, более определенно говорит, что среди монахов Кириллова Белозерского монастыря есть секта, которая считает авторами соборных апостольских посланий не апостолов, а старцев-пресвитеров. Типичный лево-протестантский критицизм. Тот же Курбский сообщает нам, что по указу царя Ивана IV митр. Макарий «повелел оных ругателей везде имати, хотяше истязати их о расколах их, ими же церковь возмущали и где елико аще обретено их, везде имано и провожено до места главного московского, паче же от пустынь заволжских, бо и тамо прозябоша она ругания». О некоторых из этих вольнодумных монахов мы узнаем поименно в связи с возникшим на этой почве делом игумена Артемия.

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Догмат и ересь Итак, путь Богопознания представляет собой образ жизни, а не образ мыслей. С другой стороны, известно, что сама Церковь выработала определенные теоретические положения, или догматы веры, как их принято называть сегодня. Не возникает ли здесь

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Ересь и кафоличность В истории Церкви термин «православие» появляется для того, чтобы отличать истину от ереси, однако и то, и другое - как ересь, так и православие - соотносятся не с теоретическими принципами, но с событиями жизни. Ересь есть отделение от церковной

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Ересь Монофизитов, или ересь Евтихия Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Башкина ересь Башкина и Косого ересь явилась в Москве в 1553 г. Последователи ее не признавали Божества Сына и равенства его с Отцом, евхаристию считали простым хлебом и вином, иконы звали идолами, отрицали покаяние, утверждая, что как перестанет человек грешить, хотя бы и

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Маркелла ересь Маркелла ересь названа так по имени своего основателя - Маркелла, еп. Анкирского (†371 г.). Учение его состояло в следующем. Сын Божий до воплощения не имел личного бытия, но всегда нераздельно существовал в Боге Отце, как Его вечное слово. Воплотившись во

Из книги ТРАДИЦИЯ. ДОГМАТ. ОБРЯД автора Кураев Андрей Вячеславович

Фотина ересь Фотина (епископа сирийского) ересь состояла в том, что Христос был простой человек, одушевленный только Словом Божьим. Она была осуждена на Втором Вселенском

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович

Ересь Но что же есть тогда ересь? В собственно церковном смысле ересь есть искажение известной христианской истины. От ереси отличаются внецерковные учения, с которыми борется апологетика, а не догматическое богословие. В самом же церковном богословии, кроме догматов,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Ересь Кто есть еретик? .С каким различием принимает Церковь покаявшихся еретиков и блудников? .Неверных и еретиков - спорливых, по увещании, должно отрицаться, а желающих научиться истине не должно отвергать. .Как бесы стараются ввергнуть людей в ереси и

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Ересь Башкина и Косого Полемика против жидовствующих была только возбудителем для усиленной трактовки назревших больных и больших внутренних вопросов практического богословского и просветительного характера. XVI век, век усиленного московского государственного

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

Из книги автора

Ересь(Heresy). Греч, hairesisможет означать: (1) "выбор", как, напр., в Лев 22:18, 21 (Септ.), где "мирная жертва по выбору" (в синод, пер.: "по усердию") подразумевает "добровольное жертвоприношение"; (2) "особое мнение"; единственный пример обнаруживается в НЗ, во 2 Пет 2:1, где говорится о

Из книги автора

Скопческая ересь На рубеже XVIII–XIX веков (и позднее) Спасо-Евфимиев монастырь принял нескольких узников скопческой ереси, рассказу о которых будут посвящены отдельные главы. Сейчас же, чтобы ввести читателя в суть вопроса, мы постараемся рассказать лишь об истории и

Из книги автора

Даосская «ересь» Под влиянием социальных и идеологических процессов, происходивших в империи, конфуцианство продолжало трансформироваться. На рубеже нашей эры в нем образовалось два основных толка: мистический, продолжавший линию иррационализма, школа «Новых текстов»

Башкин Матвей Семенович – вольнодумец XVI века, обвиненный в ереси. Несмотря на суровые кары, постигшие еретиков-жидовствующих на рубеже XV-XVI столетий, стремление самостоятельно и вопреки церковному учению объяснять себе значение обрядов, разных мест священного писания продолжало проявляться среди тогдашней московской «образованщины». К отголоскам ереси жидовствующих присоединилось влияние протестантских учений, которые распространились тогда в Литве и проникали в среду русского общества.

О личности еретика Матвея Башкина осталось очень мало сведений. В 1553 г. он, под предлогом исповеди, стал ходить к священнику Благовещенского собора Симеону и задавал ему ряд вопросов: как понимать св. писание? Как пастыри обязаны поучать паству? Как жить по евангельски? «Ради Бога, пользуй меня душевно, – говорил Башкин. – Надобно читать написанное в евангельских беседах, но не надеяться на слово, а совершать его делом. Все начало от вас, священников; вам следует показать пример и нас научать!» А затем: «написано: весь закон заключается в словах: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Если же вы себя грызете и терзаете, смотрите, чтобы не растерзать друг друга. Вот мы Христовых рабов держим своими рабами; Христос же называет всех братией, а у нас на иных кабалы нарядные, на иных полные»... Неподготовленный к толкованиям, Симеон становился в тупик, а Башкин сам пускался в объяснения.

Скоро Симеон решил, что Матвей Башкин самовольно толкует писание и передал его речи знаменитому протопопу Сильвестру и другим духовным лицам. Оказалось, что толкования Башкина уже довольно широко распространились по Москве. Об этом доложили молодому Ивану Грозному . Начитанный царь сперва снисходительно отнесся к вольнодумцу. Но, по внушениям митрополита Макария , что Башкин собирает вокруг себя единомышленников, царь велел арестовать его с четырьмя приятелями.

Арестованный Башкин, по словам современных ему известий, сперва во всем запирался, но потом пришел в душевное «неистовство» и начал каяться. Он сказал, что учение слышал от аптекаря Матвея, родом литвина, и от Андрея Хотеева, «латынника»; что он беседовал со старцами Кирилло-Белозерского монастыря, и эти заволжские старцы, якобы, поддержали его мнения. Для суда над Башкиным собрали собор, под председательством митрополита Макария. На соборе присутствовал сам Иван Грозный с боярами. В Москву привезли заподозренных в распространении еретических мнений монаха Феодосия Косого из Кирилловского монастыря и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, хотя последний получил свой сан после испытания в вере самим протопопом Сильвестром.

Для обличения ереси Матвея Башкина отцы собора руководствовались сочинение Иосифа Волоцкого «Просветитель». Один из членов собора, Касьян, епископ Рязанский, начал вдруг говорить против мнений Иосифа и этим как бы заступался за вольнодумцев, но в наказание у него, будто бы, тут же отнялись язык и ноги. К этому же собору обратился известный дипломат, думный дьяк Висковатый за разъяснением своих недоумений, следует ли изображать на иконах невидимого Бога и бесплотные силы.

За сомнения и попытки толковать писание, дьяка приговорили к трехлетней епитимье. Башкина и его единомышленников-еретиков собор обвинил в том, что они: 1) не признают Христа равным Богу-Отцу, 2) евхаристию почитают хлебом и вином, 3) церковь считают собранием верующих, не придавая значения храмам; 4) иконы называют идолами; 5) отвергают таинство покаяния; 6) предания и жития святых называют баснословием; 7) вселенские соборы укоряют в гордости, что писали, чтобы всем завладеть; 8) Божественное Писание называют баснословием, а евангелие и апостол излагают неистинно. Таким образом, ересь Башкина была весьма близка к воззрениям протестантов и жидовствующих.

Матвея Башкина приговорили к заключению в Волоколамском монастыре; тому же наказанию в более или менее тяжелой форме подвергли Артемия и других.

Феодосий Косой (XVI в.) - еретик, вольнодумец, монах Кирилло-Белоозерского монастыря, из беглых холопов. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву. Его сочинения не дошли до наших дней.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 535.

Феодосий (Косой) - деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря . Глава еретического течения, идеолог крестьянства и город, бедноты XVI веке в борьбе против официальной церкви и феодал, строя. По происхождению - холоп, из беглых. В конце 40-х годов бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 года начал пропаганду т. н. «нового учения». Феодосий Косой подверг критике основные догматы христианства (о божественном происхождении Христа, о воскресении из мёртвых и др.), отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая офиц. церковь, Феодосий Косой проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феодального господства и подчинения, считал « спасение» человека делом его собств. рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. В 1553 году в связи с делом М. Башкина заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу.

Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, Новгородская еп.
Фото А.Н. Савельева .

Феодосий Косой (? - после 1575), холоп одного из царских слуг, еретик, создатель «нового учения», известного по названием «ереси Косого».

Был московским жителем, холопом («рабом»). Создав еретическое учение, стал проповедовать его, нашел сподвижников также в холопской среде. В середине 50-х годов был пойман и заточен в одном из московских монастырей. Но Феодосию Косому и некоторым его единомышленникам удалось бежать - сначала на Белоозеро, потом в Великое княжество Литовское. В Литве Косой и его сподвижники примкнули к крайним представителям Реформации - антитринитариям. Они возглавили движение «русских братьев».

Взгляды Феодосия Косого известны по произведениям, написанным его обличителями, - «Послание многословное к вопросившим… на зломудрие Косого» и др. Ересь Косого обличал Зиновий Отенский . Известно, что за еретическую деятельность в Литве Феодосия Косого обличал Андрей Курбский .

Ересь Феодосия Косого - самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали Священное Предание, необходимость Церкви и церковного землевладения, православные молитвы и таинства. Отрицали они и поклонение кресту, ведь крест - только дерево. Себя же Федор Косой считал истинным учителем, имеющим «разум духовный».

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Феодосий Косой (годы рождения и смерти неизвестны) - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феодального строя и официальной церкви в России середины 16 века. Будучи холопом, Феодосий Косой в конце 40-х годов 16 века бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 году начал пропагандировать созданное им так называемое "Новое учение". В 1553 году привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из московских монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Феодосия Косого оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-литовских антитринитариев. В своем учении Феодосий Косой подверг критике основные догматы православной церкви (о божественной природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Феодосий Косой отвергал не только феодальную церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феодальной эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Феодосия Косого свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретических движений в России.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2;

Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958;

Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960.

Передача из цикла "Час истины", посвящённая вольнодумцам Матвею Башкину и Феодосию Косому.

Участники передачи:

Дмитриев Михаил Владимирович , доктор исторических наук, исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова;
Найденова Людмила Петровна , кандидат исторических наук; Институт российской истории РАН

Биографическая справка

Феодосий Косой - один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя.

«Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых», Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, ещё до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что «во мнишестве ему бе угождая господин его». В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского.

Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашёл благоприятные условия для пропаганды своего учения.

Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732-733). Полемический характер сочинений Зиновия повёл к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: «к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити». Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их «идольскими жрецами, ложными учителями».

Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления.

Матвей Семёнович Башкин (XVI век) - представитель реформационного движения, вольнодумец-гуманист, основатель «ереси Башкина». Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства.

Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам.

Также Башкин заявил о неравенстве Иисуса Христа с Богом-Отцом и Святым духом, подверг сомнению ряд евангельских и апостольских истин, усомнился в необходимости храмов и икон. Данное учение, по словам самого Башкина, он перенял от двух «латынников», то есть лютеран. Смущённый данными откровениями Симеон рассказал о своём прихожанине духовному брату Сильвестру. Вскоре жалобницы от обоих священников доходят до митрополита Макария и царя Ивана Грозного.

После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает туда 22 декабря 1554 года. Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряды исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины.

Поделиться