Инноватика: что это за профессия и где она востребована. Специальность "инноватика" - направление подготовки аналитиков высокого класса Инноватика специальность кем работать отзывы

В современных условиях от предприятий всех видов собственности требуются действия по переходу на инновационные механизмы развития. Это требование диктуется рынком и поставлено на особый контроль со стороны правительства Республики Беларусь.

Однако специалистов, полностью владеющих всеми аспектами такой работы практически нет. Опыт показывает, что выпускники инженерных и экономических направлений не всегда являются достаточно подготовленными специалистами в смежных областях: инженеры - в сфере управления, а менеджеры - в инженерных науках. Исключением является бакалавр подготовленный по направлению «Инноватика».

Выпускник этого образовательного направления будет подготовлен как специалист-инженер и как специалист-менеджер, то есть и как “технарь”, и как “управленец”. В его подготовке «пересекаются» знания из разных областей, формирующие, прежде всего, навыки решения инженерных задач, а также все то, что требуется знать для коммерциализации и практического внедрения инноваций и изобретений в производство.

Он будет уметь выполнять анализ эффективности деятельности предприятия и выявлять проблемы, требующие решения, осуществлять поиск возможных решений и генерировать новые идеи, обеспечивать формирование оптимальных проектов и управлять их воплощением в производство, оценивать возможные риски на пути реализации проекта и минимизировать их, и тем самым обеспечивать экономический подъем своего предприятия.

Он будет способен адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других видах информационных компьютерных технологий.

Такой объем знаний и умений сегодня очень востребован на рынке труда и дает особые конкурентные преимущества перед другими экономическими специальностями.

Практически каждая организация, фирма или предприятие в любой отрасли и в любом регионе страны решают задачи изменений и улучшений, которые и создают для них конкурентное преимущество на рынке, позволяют сохранять лидерские позиции в экономике. Оценить привлекательность и достоинства идеи, определить оптимальные пути ее реализации, привлечь заинтересованных инвесторов и, обойдя всевозможный риск, превратить нововведения в успешный бизнес - в этом заключается искусство и мастерство специалиста-инноватора!

Выпускники специальности «Инноватика» могут работать на производственных предприятиях, предприятиях бизнеса, исследовательских, конструкторских и проектных организациях, инжениринговых центрах, страховых компаниях, банках, органах власти. На промышленном предприятии это одни из основных помощников руководителей предприятия, а в перспективе – главные специалисты или руководители предприятия или фирмы.

Присваиваемая квалификация

Квалификация – бакалавр. Направление подготовки «Инноватика»

Занимаемые должности

  • проектный менеджер;
  • специалист по бизнес-планированию;
  • технический директор;
  • руководитель

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусско-Российский университет (проходные баллы в , )

ВНИМАНИЕ! При расчете проходных баллов не учитывается балл аттестата (правила поступления РФ)

Выпускники данной специальности получают диплом российского образца, так как обучение осуществляется за счет российского бюджета и по российским образовательным программам. Поступать на данную специальность граждане респубики Беларусь могут на равных условиях с гражданами России. Обучение бесплатное .

Описание

Бакалавры данного направления смогут:

  • создавать и координировать производственный процесс инновационной продукции;
  • обеспечивать сопровождение процесса реализации проекта на стадии планирования и контроля;
  • грамотно распределять и проверять эффективность использования технологических и производственных ресурсов;
  • организовывать пуско-наладочные работы и приемо-сдаточное тестирование;
  • работать над проектом на обозначенных стадиях, опираясь на соответствие качеству и требованиям нового изделия;
  • осуществлять технологический аудит;
  • готовить информационные сведения в сфере инновационных продуктов, процессов и технологий;
  • проводить наладку процессов производства и организовывать мероприятия по продвижению инновационного продукта, а также обеспечивать его техническую поддержку и сервис;
  • создавать условия, обеспечивающие защиту и сохранность объектов интеллектуальной собственности;
  • готовиться к переговорам с потенциальными партнерами, разрабатывая специальные средства и материалы;
  • оценивать рентабельность проекта, включая расходы на выполнение маркетинговых мероприятий и сбор сведений о конкурентах;
  • проводить логико-структурный анализ;
  • перед внедрением на рынок нового изделия собирать и изучать патентно-правовую и коммерческую информацию.

Кем работать

Специалисты смогут стать логистиками, маркетологами, менеджерами по инновациям и оценкам рисков. Также выпускники трудоустраиваются специалистами по инноватике и управлению инновационными проектами. Полученного объема знаний хватает, чтобы выполнять функции финансиста или экономиста. Безусловным лидером среди мест, куда недавние выпускники направляют свои резюме, являются исследовательские центры и комплексы, приоритетным направлением которых является выполнение инновационной деятельности. Очень востребованным направлением является и специалист по инвестициям в соответствующих департаментах банковских структур.

Для творческих, разносторонних и изобретательных людей это самая интересная и полезная специальность в ряду современных инженерно-экономических специальностей и направлений.

Типичный пример "инноватора" – это Стив Джобс. Ведь общепризнано, что он не являлся техническим специалистом высокого уровня (тогда всю работу за него делал Стив Возняк). С другой стороны, Стив Джобс и не был профессиональным дизайнером – он лишь предлагал концепции, которые реализовывали для него специалисты. В третьих, он не был и экономистом и маркетологом – тем не менее, несмотря на это, продажи плееров iPod и телефонов iPhone сопровождались взрывным ростом. Причина успеха Джобса в том, что он был разносторонним специалистом, самым известным "инноватором". Однако он был таким по своей сути. А сейчас подобные навыки и умения можно получить в ВУЗе.

Похожей выдающейся личностью в настоящее время, Инноватором с большой буквы является Элон Маск. Электромобили, частные космические корабли, наземный гипертранспорт, новые источники получения энергии – всё это воплощение его идей. Иногда его называют прототипом "Железного человека" из одноименного фильма. Ранее такими людьми были Архимед, Леонардо ДаВинчи, Тесла – расносторонние изобретатели, не только интересовавшиеся наукой и делавшие открытия, но и способные воплотить их в результат.

Направление "Инноватика" вобрало в себя как инженерно-технологическую часть, так и маркетингово-экономическую. Выпускник может хорошо работать как инженером на промышленном предприятии, так и маркетологом, рекламщиком, экономистом. Инженерные и технические дисциплины - это основы работы с измерительными приборами, материалами, подготовка чертежей, компьютерные знания и навыки, сети ЭВМ, мобильные технологии, информационная безопасность. Экономическая часть включает маркетинг, PR, рекламу, управление рисками, логистику и др.

Северный филиал РГУИТП, филиал московского инновационного ВУЗа, расположенный в Великом Новгороде, один из первых в стране начал обучать студентов управлению инновациями. Сейчас наработан огромный опыт, подготовлены великолепные методические пособия, материалы, лекции. До 2013 года обучение велось только очно. Однако, огромное количество запросов от желающих обучаться послужило поводом к открытию заочного направления по "Инноватике". В перспективе – полностью дистанционное образование, построенное на базе инновационных технологий "живого присутствия". Возможно также, что значительная часть материалов будет выложена в открытом доступе. Уже сейчас многие материалы доступны на сайте.

Инновационный менеджер - преобразователь реальности, профессия нового поколения современной России. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В современной России инновационной деятельности уделяется особое внимание. Условием успешного процветания любой компании и экономики в целом является развитие инновационной составляющей. Для этого, помимо квалифицированных технических специалистов в производстве или науке, необходимы грамотные управленческие кадры с инновационным мышлением. Поэтому многие ВУЗы России включили в программу обучения отдельную специализацию и даже целые факультеты инновационно-технологического бизнеса. У профессии инновационного менеджера большое будущее.

Особенности профессии

Профессия инновационного менеджера подразумевает поэтапное решение разноплановых задач:

  • маркетинговое исследование рынка с целью выявления потребности населения в новых продуктах, услугах, материалах, высоких технологиях;
  • предварительный расчет объема потребностей в инновационном продукте;
  • поиск (или создание) и анализ инновационных идей, соответствующих потребностям населения;
  • разработка проекта по внедрению идеи, маркетинговой политики и бизнес-плана;
  • поиск подходящего предприятия, способного внедрить данную инновацию;
  • совместная работа с конкретным предприятием по разработке технологии и техники производства продукции;
  • поиск поставщиков необходимого оборудования и сырья, заключение контрактов.

Отдельно следует отметить и работу с рисками. Любой инновационный проект может оказаться нерентабельным или неудачным. Инновационный менеджер должен иметь это в виду и оградить проект от рисков, составив перечень событий и условий, при наступлении которых проект лучше свернуть.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Серьёзные инновационные проекты, как правило, запускаются в крупных и продвинутых компаниях. Работа в них сама по себе является большим плюсом в смысле профессионального роста, возможностей для творчества, достойной оплаты труда и, в конечном итоге, престижного статуса.
  • В процессе работы с инновационными проектами можно стать высококлассным экспертом, уверенно прогнозирующим перспективность проектов.

Минусы

  • Любая инновация подразумевает риск неудачи.
  • Негарантированная занятость и невысокая востребованность по причине того, что в России не так много компаний, постоянно внедряющих инновационные проекты. Кроме того, в условиях кризиса уменьшение расходов любой компании начинается с сокращений инновационных проектов.
  • Постоянная интенсивная работа по созданию нового и неординарного продукта влечет за собой усталость и так называемое «профессиональное выгорание». Нелегко быть всегда на высоте, генерировать гениальные идеи и удивлять яркими новинками.

Важные качества

Успешные инновационные менеджеры обладают способностями ученого-исследователя , традиционного менеджера и квалифицированного экономиста.

Важные личные качества:

  • высокий профессионализм в сфере деятельности, где реализуется инновационный проект;
  • широкий кругозор;
  • креативность, изобретательность, находчивость;
  • постоянное стремление к освоению новых знаний;
  • умение убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • лидерские качества и организаторские способности;
  • умение сплотить команду вокруг идеи и вдохновить на блестящий результат.

Необходимые профессиональные навыки:

  • наличие опыта в проведении научных разработок, моделировании и управлении процессами;
  • знание прав на интеллектуальную собственность и способов их защиты;
  • владение основами финансового анализа и бухгалтерского учета.

Где учиться на Инновационного менеджера

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Главное образование инновационного менеджера — основная его специальность в той отрасли, где он ведет инновационные проекты. Второе дополнительное образование в области управления инновационными проектами можно получить в следующих учебных заведениях:

Высшее образование Инновационных менеджеров

  • Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, факультет инновационно-технологического бизнеса;
  • Институт инноватики и логистики при Государственном университете управления.
  • Отличную техническую подготовку для внедрения инновационных проектов, связанных с техникой, специалисты получают в государственных технических ВУЗах:
  • МГУ им. Ломоносова — Высшая школа управления и инноваций, Высшая школа инновационного бизнеса;
  • МГТУ им. Н.Э.Баумана;
  • МГУПБ (Московский государственный университет прикладной биотехнологии);
  • МГУТХТ им. М.В.Ломоносова (Московский государственный университет тонких химических технологий);
  • МФТИ — факультет инноваций и высоких технологий;
  • МИФИ (Московский инженерно-физический институт).

Место работы

В зависимости от вида деятельности инновационный менеджер может работать в самых разных сферах: от научных разработок в области высоких технологий до производства обычных товаров народного потребления с новыми свойствами.

Места работы инновационных менеджеров:

  • Академии Наук;
  • ВУЗы, осуществляющие профессиональную подготовку инновационных менеджеров;
  • научно-исследовательские институты, внедряющие собственные научные разработки;
  • научные общества;
  • корпорации, имеющие в своей структуре отделы развития и исследований;
  • конструкторские бюро;
  • венчурные фонды;
  • ассоциации бизнес-ангелов;
  • бизнес-инкубаторы, технопарки;
  • консалтинговые фирмы, сопровождающие инновационные процессы.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 20000—90000 ₽

Москва 35000—150000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера инновационного менеджера может начинаться с двух разных позиций: профессионала и любителя . К профессионалам относятся менеджеры, получившие специальное образование — управленческое, экономическое или финансовое. Любители - это специалисты из научных сфер, продвигающие свой собственный инновационный проект либо выпускники технических высших учебных заведений, специализирующиеся на продвижении научных разработок своих коллег.

Менеджер с многолетним опытом работы, внедривший несколько успешных инновационных проектов, очень ценится на рынке труда. Продвижение по карьерной лестнице возможно по следующим позициям: директор по качеству, директор по разработкам, директор направления, исполнительный директор.

Сравнительно недавно в России были разработаны профессиональные стандарты профессии инновационного менеджера, которые закреплены в Постановлении Министерства труда РФ от 5 марта 2004 г. №34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах».

Начиная настоящую статью, совершенно не хочется повторять мантру «мы отстаем, мы отстаем!». Пусть этим занимаются другие. Мы же постараемся подняться на уровень восприятия хотя бы на одну планку выше и за счет расширения горизонта осмыслить, где находится страна на путях интеграции в реалии новой экономики. Поэтому, в первую очередь, следует обратить наш взор на такое понятие, как инноватика – весьма непростое явление институциональной науки и прикладной сферы деятельности в экономике.

Место инноватики в общем поле нововведенческих понятий

Истории вопроса на нашем сайте будет посвящена целая серия материалов. В настоящей статье мы сконцентрируемся на поиске наиболее близких к сущности понятия инноватики определений и выяснении того значения, которое оказывает данное явление на формирование нового технологического уклада.

Окончание «атика» имеет сложную грамматическую природу древнегреческого происхождения. Предполагается, что родоначальным словом явилась «математика» как царица всех наук. Поэтому такое окончание свидетельствует в современном мире о сопричастности к науке. В этой связи мы можем предположить, что инноватика должна рассматриваться как отрасль научного знания об инновационной деятельности. Далее возникает вопрос, в каком понятийном поле находится рассматриваемая область знания? Обратим внимание на далеко неполный список родственных понятий:

  • новшество (новация);
  • нововведение (инновация);
  • инновационный процесс;
  • инновационная деятельность;
  • коммерциализация;
  • инновационная инфраструктура;
  • инновационный потенциал компании (региона, отрасли, страны);
  • инновационный проект;
  • рынок инноваций;
  • рынок интеллектуального труда;
  • инжиниринг;
  • трансфер технологий;
  • инновационно-инвестиционный процесс.

В наших осмыслениях я предлагаю рассматривать инноватику с трех точек зрения, которые в последние годы получили закрепление в различных литературных источниках. Безусловно, инноватика – это весьма молодая и перспективная область научного знания. Кроме того, под инноватикой следует понимать комплекс системной методологии приведения авторской идеи через новшество в состояние рынком принимаемого продукта. И в этом ее глубокое прикладное значение. Наконец, нами обязательно должна быть рассмотрена инноватика как специальность и как профессия, к овладению которой стремится профессионал, решивший посвятить себя менеджменту в сфере нововведений.

Исходя из отмеченного выше, мы можем дать более полную характеристику трем аспектам обозначенного комплексного явления.

  1. Под инноватикой предлагается понимать отдельное направление научной деятельности. В данном направлении осуществляется разработка и развитие теоретических основ, создаются научная методология и методы прогнозирования, творческого поиска, проектирования и внедрения инноваций в практику. В основе теории и методологии инноватики находятся методы из последних достижений в сфере системного анализа, именуемых системологией. Именно системология позволяет исследовать явления и объекты познания целостно, находить и принимать наиболее взвешенные социотехнические решения. Естественным образом из области теоретического знания возникает прикладная инноватика.
  2. Под прикладным аспектом инновационного знания мы понимаем особое направление научной практики, в котором разрабатываются теоретико-прикладные задачи планирования, организации инфраструктуры, процессов и реализации инновационной деятельности.
  3. Сущность инноватики тесно связана с таким явлением, как рынок интеллектуального труда, то есть с той сферой, в которой возникает предложение и спрос соответствующих категорий персонала. И среди такого персонала, помимо деятелей науки, специалистов инженерных профессий, других работников разных областей инновационной деятельности, мы выделяем особую группу профессионалов, именуемых инноваторами.

Значение персонала в инноватике

С приходом в нашу жизнь новой экономики роль человеческого капитала многократно возрастает. Такое направление, как инноватика требует серьезного переосмысления многих управленческих блоков: организационной культуры, трудовых рыночных отношений, функционального состава управления персоналом, особенно его мотивации и организационного поведения. В мире идет активное формирование рынка интеллектуального труда, в том числе и в международном масштабе. Наглядным примером этих событий являются процессы, происходящие в сфере информационных технологий, в том числе в оффшорном программировании. И численность занятых в IT-секторе косвенно свидетельствует об уровне развития информационной экономики как определенного инфраструктурного базиса массовых нововведений.

Характерно, что в Индии с ее 1,3 миллиардным населением армия программистов растет невиданными темпами. В 1999 г. их было около 300 тысяч, в 2005 г. – 1,3 млн., а в 2013 г. уже 2,75 млн. Планируется также, что к 2018 году специалистов IT-индустрии в этой стране будет уже 5,2 млн. И это при том, что в ведущей стране планеты США численность IT-специалистов составляла на 2013 г. 3,6 млн. человек. Активно прогрессирует в данном направлении и Китай: прогнозируется, что к 2018 году численность программистов из Поднебесной на глобальном рынке труда приблизится к уровню 1,9 млн. человек.

Конкуренция на рынке труда, связанного с новой экономикой, растет не только в IT-секторе. Растущее число инновационных проектов в мире рождает небывалый спрос на ученых, имеющих реальную авторскую позицию, на специалистов других профессий: проектировщиков, инженеров и т.п. Конкуренция на национальных и международных рынках растет, и это только начало. Сегодня молодой человек, начинающий задаваться вопросом, кем работать, уже не может не учитывать тех реалий, которые происходят в мире. Вместе с тем, по предмету статьи нас интересует, в первую очередь, профессия инноватора.

Под инноватором мы будем понимать проект-менеджера, занятого в инновационной деятельности, избравшего своей целью успешную реализацию проектов коммерциализации новшеств. Люди, намерившиеся освоить данную профессию, должны четко представлять, какая работа их ожидает, какие знания, умения и навыки они должны получить. И в первую очередь, это компетенции руководителя инвестиционно-инновационных проектов.

В России по специальности 222000 «Инноватика» ВУЗы готовят специалистов-инноваторов двух квалификаций: бакалавров и магистров. Выпускников пока немного, но процесс идет. При этом под одноименным названием преподаются также и специализированные курсы для будущих экономистов, менеджеров, инженеров и инженеров-менеджеров. Главными задачами предметной подготовки специалистов являются:

  • формирование системного видения о профессиональной практике по созданию новшеств, их производства в промышленных масштабах и дальнейшей коммерциализации;
  • освоение основных правил работы и сопутствующих видов деятельности, связанных с трансформацией новаций в рыночный продукт с высокой добавленной ценностью, в чем и выражается суть нововведений.

История нашей страны демонстрирует массу парадоксов, связанных с особенной национальной культурой. Так, например, самые значимые инновационные прорывы в экономике страны происходили в мобилизационном режиме. Это самый тяжелый и затратный путь, потому что сопровождается он небывалым напряжением человеческих сил. Что-то подсказывает, что и переход на шестой технологический уклад произойдет у нас в подобном авральном режиме. В таком случае стране, все равно, нужно взращивать поколение новаторов, а значит, таких специалистов нужно готовить значительно больше, закладывая в них максимум из того, что ВУЗовская система способна сегодня дать.

Поделиться