Фауст шарль гуно краткое содержание. Опера гуно "фауст". история создания, интересные факты, любимые арии и исполнители. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

История Доктора Фауста была одной из излюбленных тем в творчестве композиторов-романтиков. Магия гётевской трагедии буквально окутала умы творцов того времени – Шуберт , Берлиоз, Лист и многие другие, вдохновленные бессмертной трагедией, создавали свою музыкальную версию «Фауста». Свой вариант предложил и , и ему удалось написать подлинно романтическое произведение – настоящую мистическую драму, которая вот уже более полусотни лет не сходит с мировых оперных сцен.

Краткое содержание оперы Гуно «Фауст » и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Фауст тенор доктор философии
Мефистофель бас дьявол-искуситель
Маргарита сопрано возлюбленная Фауста
Валентин баритон солдат, брат Маргариты
Зибель меццо-сопрано молодой воздыхатель Маргариты
Мариа меццо-сопрано соседка Маргариты
Вагнер баритон студент
горожане, студенты, девушки, ведьмы, демоны, духи

Краткое содержание «Фауста»


Германия, ХVI век. В средневековом Виттенберге проживает ученый. Фауст терзается мучительными переживаниями о бессмысленно потраченном времени на науку. Он хочет вернуть свою молодость и продает свою душу дьяволу, который появляется в образе Мефистофеля. Находясь в сомнениях перед выбором, Фауст поддается уговорам Мефистофеля, видя образ прекрасной Маргариты. Торжествуя над человеческой слабостью, сатана отправляется на весеннее гуляние.

Во время пасхального праздника горожан Мефистофель наводит смуту своими предсказаниями. В конце праздника Фауст встречается с Маргаритой. Ученый, очарованный девушкой, приглашает ее на свидание, но Маргарита ему отказывает. Через некоторое время происходит желанная встреча Фауста и Маргариты, во время которой они признаются во внезапно вспыхнувшей любви друг к другу, однако эта страсть пугает их и им не хватает смелости остаться наедине. В этом им помогает Мефистофель, преследуя свои корыстные дьявольские цели. Сатана подталкивает Фауста в объятия Маргариты. Под действием неудержимой страсти, молодые отдаются чувствам. Мефистофель торжествует.

После проведенной ночи Фауст покидает девушку и больше у нее не появляется. Маргарита терзается от чувства стыда. Чтобы как-то замолить свой грех, она идет в церковь. У входа ее встречает Мефистофель и напоминает ей о потерянной невинности. Девушка не выдерживает издевательств дьявола и падает в обморок. Вскоре возвращается с войны брат Маргариты. Валентин узнает о случившемся. Защищая ее честь, он вызывает Фауста на дуэль, в которой и погибает, как предсказывал Мефистофель. Валентин перед последним вздохом проклинает сестру и желает ей смерти.


Мефистофель, чтобы как-то отвлечь Фауста от сердечных переживаний, касаемых Маргариты, отправляется с измученным ученым на гуляние дьявольских сил, которое проходило в Вальпургиеву ночь. Мефистофель хочет развеселить Фауста, но молодой человек думает о Маргарите и хочет ее увидеть. А она тем временем, окончательно утратив рассудок, томится в тюрьме из-за убийства своего дитя и ждет казни. Мефистофель помогает Фаусту увидеться с его возлюбленной. Влюбленные говорят о своих чувствах, вспоминают свои редкие свидания. Фауст предлагает Маргарите сбежать с ним. Но это сделать им не удается, поскольку девушку уводят на казнь.

Фото :





Интересные факты

  • Весь сюжет оперы построен на первой части гетевской трагедии. Но философский сюжет немецкого автора Гуно истолковывает в лирическом ключе – более всего в этой истории композитора вдохновила судьба и любовные переживания Маргариты. Композитор полностью меняет главного героя Фауста, который перевоплотился в лирического персонажа. Изменения постигли так же гуляку Зибеля, который стал кротким и преданным ухажером Маргариты, и ассистента Вагнера, воплотившимся в друга Фауста.
  • Драма Гете привлекала многих романтиков, и они обращались к ней в своем творчестве. Примечательно, что поначалу все эти композиторы, а их было немало - Дж. Верди , Дж. Россини, Р. Шуман , Ф. Лист, и даже оперный реформатор Р. Вагнер , хотели создать оперное произведение на эту тему. Однако сделать это удалось только Гуно, другим же пришлось отказаться от этой идеи, поскольку они так и не решились воспроизвести общечеловеческую философию на оперной сцене.
  • Опера была очень популярна в США, о чем в своем романе «Эпоха невинности» рассказывает американская писательница Эдит Уортон. Собственно, действие романа и начинается под музыку Гуно – в Нью-Йоркской Академии музыки, где Кристина Нильсон исполняет одну из арий Маргариты.
  • Аргентинский поэт Эстанислао дель Кампо в 1866 году написал сатирическое стихотворение под названием «Фауст», в котором местный ковбой, или гаучо, поделился впечатлениями от постановки оперы Гуно в столичном театре.
  • Популярность спектаклей «Фауста» заметно снизилась с 1950 года. От постановки отказывались многие театры, поскольку она считалась очень затратной – руководству было не по карману оплачивать большой хор, а также декорации и костюмы.


  • О «Фаусте» Гуно упоминается в готическом романе Гастона Леру «Призрак оперы», а также в его экранизациях 1924, 1934 и 1936 года.
  • В одном из самых известных европейских комиксов XX века «Приключения Тинтина» звучат небольшие отрывки из арии Маргариты (с жемчугом). По сюжету Тинтин и его напарник часто сталкиваются с помпезной оперной певицей Бьянкой Кастафьоре, которая внешне очень похожа на французскую оперную диву Эмму Кальве, прославившуюся своим исполнением роли Маргариты. Ее визитной карточкой как раз и является отрывок «жемчужной арии», которую она всегда поет так громко, что всем окружающим приходится едва ли не затыкать уши.
  • Балетную музыку из сцены Вальпургиевой ночи часто опускают в постановке оперных спектаклей, однако иногда она появляется на сцене как самостоятельная балетная программа. Именно под музыку Гуно поставил свой балет «Вальпургиева ночь» известный хореограф Джордж Баланчин.
  • Ария Зибеля из III действия дважды цитируется Дорном во втором акте пьесы А.П. Чехова «Чайка». Она же используется в качестве основы для фортепианной пьесы М. Равеля «В манере Шабрие».
  • В романе Томаса Манна «Волшебная гора» Ганс Касторп играет «Каватину Валентина» в главе «Очень сомнительное».
  • В фильме Жермена Дюлака 1923 года «Улыбающаяся мадам Бёде» супруг главной героини вместе с друзьями часто посещает местную постановку «Фауста».

Популярные номера из оперы «Фауст»

Куплеты Мефистофеля "Le veau d"or est toujours debout" (слушать)

Каватина Фауста "Salute! demeure chaste et pure" (слушать)

Ария Маргариты (с жемчугом) "Les Grands Seigneurs" (слушать)

История создания и постановок «Фауста»

Премьера «Фауста» Гуно состоялась в середине марта 1859 года на сцене парижского Лирического театра. Но вот от мысли о создании оперы до ее первого показа прошло долгих семнадцать лет.

Идея о создании оперы у молодого композитора зародилась в Италии. Имея талант художника, который он унаследовал от своего отца, Шарль, очарованный итальянскими пейзажами, рисовал небольшие картины. Данные творения были посвящены Вальпургиевой ночи. Гуно уже тогда был убежден, что наброски пригодятся ему в написании оперы «Фауст».

В 1856 году произошла судьбоносная встреча Шарля Гуно со знаменитыми либреттистами Ж. Барбье и М. Карре, на которой французский композитор поделился своим замыслом создания «Фауста». Барбье и Карре поддержали инициативу Гуно и с воодушевлением приступили к работе. Одновременно Шарль предложил свою оперу администрации Лирического театра, которая дала положительный ответ на создание произведения по гетевскому творению. Началась кропотливая и трудоемкая работа. Но во время написания оперы произошло немыслимое событие, которое подорвало энтузиазм авторов. Один их драматических театров Парижа первым представил премьеру мелодрамы, написанную по сюжету «Фауста». Директор Лирического театра отказал Гуно в дальнейшей работе над оперой, понимая, что в сложившейся ситуации премьера не принесет никакой прибыли. Но чтобы как-то загладить свою вину, руководитель театра предложил Шарлю заняться написанием другого оперного спектакля по мотивам комедийного произведения Мольера «Лекарь поневоле». Но разочарование было недолгим, и удача снова вернулась к композитору – поставленная мелодрама не имела никакого успеха. Директор Лирического театра опять вернул Гуно к работе, и вскоре композитор представил первые результаты. Спектакль был поставлен, однако он не произвел никакого фурора. Интерес к постановке начал расти со временем.


В 1862 году состоялась премьера на сцене театра Большой оперы в Париже. Но чтобы это свершилось, Шарлю Гуно пришлось переделать изначальный вариант произведения, который был построен на диалогах. Композитор дописал балетную часть «Вальпургиева ночь» и заменил всю речь на вокальные номера. Именно в таком толковании сюжета знаменитой трагедии опера стала самой известной среди существующих. В 1883 году с огромным успехом прошла постановка «Фауста» в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Именно эта версия стала часто исполняемой не только в США, но и во всем мире.

Загадочный образ Доктора Фауста, героя средневековой легенды, стал знаковым для эпохи романтизма. Знаменитый чернокнижник, балансирующий на грани дьявольского и Божественного, стал своеобразным символом романтической души, раздираемой внутренними противоречиями. Именно такой, противоречивой натурой считал себя и – композитор никак не мог определиться, что для него важнее – мирская жизнь или аббатство. С одной стороны, он был яркой личностью, выдающимся оперным капельмейстером, а с другой – скромным художником в длинной сутане, создающим религиозную музыку для церкви…Он, подобно Фаусту, метался между тем, что его безумно привлекало и тем, что он считал идеалом своей жизни. Возможно, именно поэтому ему удалось создать величайший шедевр – завораживающую по красоте и леденящую душу музыкальную драму «Фауст », которой нет равных во всей истории.

Шарль Гуно «Фауст»

Трагедия Гёте «Фауст» – синтез просветительской эпохи.

Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей - восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, косность и консерватизм церкви. Бурная эпоха рождала своих титанов - Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гёте в Германии.

Художественные вкусы эпохи были многообразны. Все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди «третьего сословия».

Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.

В основе трагедии Гёте - народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой - бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе.

Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте - прежде всего ученый, подвергающий сомнению все - от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него - орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.



Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, - все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте.

Трагедия Маргариты («Фауст» Гете).

Первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

Если поначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.

Гретхен - прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.



Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время.

Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место. Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель. Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен. Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.

Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.
Гибель Гретхен - трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий. Гибель Гретхен - трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины, прекрасней чем она, для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.

Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решённым и трудным вопросам жизни

ПРОЛОГ

После мировой катастрофы старый ученый Фауст остается один на Земле. Изо дня в день он приходит в свою лабораторию в надежде найти хоть какой-то намёк на существование других людей. Вечное одиночество сводит с ума, поиски тщетны, а все его знания оказались бессмысленны. Решив расстаться с жизнью, он находится на грани безумия… но голоса из прошлого не дают ему сделать этот роковой шаг в вечность.

В отчаянии Фауст призывает Сатану и, к его великому изумлению, является Мефистофель. В первый момент старик готов прогнать его, но Мефистофель предлагает ему исполнить любое желание. Фауст хочет лишь одного – возвращения его счастливой юности, когда он не был так одинок!

Мефистофель демонстрирует Фаусту видение – образ прелестной Маргариты. Очарованный ею философ соглашается подписать договор, условием которого является служение Мефистофеля Фаусту на земле, но в преисподней хозяином будет он, дьявол. По мановению руки Фауст обретает желанную молодость.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Ярмарка

На ярмарке царит праздничное оживление. Весело пируют горожане, горожанки, солдаты и студенты. Валентин, брат Маргариты, опечален: уходя на войну, он вынужден оставить сестру без присмотра. Появляются Вагнер и Зибель, друзья Валентина. Втайне влюбленный в Маргариту Зибель клянется защищать ее. Общее веселье прерывает внезапно появляющийся Мефистофель и исполняет свою песню, в которой погружает всех в кошмар войны. Вагнер предлагает Мефистофелю выпить вина: беря кубок из его руки, Сатана предсказывает ему скорую погибель. Зибелю же предрекает увядание любого цветка, к которому он прикоснется. Призывая Бахуса, Мефистофель угощает всех великолепным вином и поднимает тост за Маргариту. Валентин приходит в ярость: он нападает на странного незнакомца, но, как по волшебству, его оружие выпадает из руки. Все в страхе отступают, понимая, с кем имеют дело.

Приходит время отправляться на войну, женщины провожают мужчин и остаются совсем одни.

Фауст требует встречи с Маргаритой. Мефистофель закручивает Фауста в общий вальс, а сам растворяется среди девушек. В разгар танца появляется Маргарита. Фауст предлагает ей руку, но Маргарита пугается и исчезает в толпе.

Зибель тайно пытается признаться в своих чувствах Маргарите. Он срывает цветы, желая оставить возлюбленной букет, но сбывается проклятие – цветы вянут, как только он к ним прикасается. Тогда юноша омывает руки святой водой и, чудо, проклятие более не властно над ним. Собрав прекрасный букет, он оставляет его для своей возлюбленной.

В то же время Фауст пребывает в состоянии смятения в ожидании встречи с Маргаритой.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ. Сад Маргариты

Первая картина

Мефистофель приносит коробку с драгоценностями: он уверен, что Маргарита выберет её, а не букет Зибеля.

Маргарита поет балладу о фульском короле, время от времени прерывая ее воспоминаниями о Фаусте. Окончив песню, она замечает букет и догадывается, что он от Зибеля, а затем видит подарочную коробку. Примеряя драгоценности, она удивляется своему отражению в зеркале, будто она не Маргарита, а дочь короля. Появившаяся соседка Марта удивлена не меньше новому прекрасному образу Маргариты. Их разговор прерывает Мефистофель, сообщающий Марте печальную новость – ее муж скончался. Он предлагает ей тут же начать поиски нового кавалера, и Марта, не раздумывая, флиртует с Мефистофелем.

Наконец-то Фауст наедине с Маргаритой... Юноша не в силах больше скрывать своё чувство. Пылкие и нежные признания Фауста глубоко взволновали девушку. Хитроумный дьявольский план осуществился: девушка поведала звездам о своей любви и, в порыве Фауст овладевает Маргаритой.

Вторая картина. Сцена в храме

Суровые, мрачные звуки органа. Здесь, в Божьем храме, Маргарита пытается облегчить молитвой свою душу. Но в ответ слышит страшные слова Мефистофеля: "От неба ты отпала и аду предана!". Маргарита в смятении. До неё доносятся голоса адских духов. Силы покидают бедную девушку и она падает без чувств.

С войны возвращается Валентин. Он расспрашивает Зибеля о сестре, но тот боится рассказать о случившемся.

К дому Маргариты приходят Мефистофель и Фауст, которого мучают угрызения совести о содеянном. Мефистофель поет саркастическую серенаду о том, как надо вести себя благочестивой девушке. На звуки песни выходит Валентин. Он требует сатисфакции. Мефистофель в поединке смертельно ранит противника. В своем предсмертном монологе Валентин проклинает сестру.

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина. Вальпургиева ночь

Сюда собрались ведьмы и демоны, чтобы отпраздновать свой шабаш. Покорный воле Мефистофеля, на праздник злых духов пришёл Фауст. Картина общего веселья утомляет его: роскошно убран стол, пируют весёлые куртизанки... начинается праздничное действо, на которое приглашены самые уважаемые гости. За чашей вина Фауст отвлекается от мрачных мыслей, но не надолго. В его воображении возникает далёкий нежный образ Маргариты. Фауст бежит прочь он хочет вновь увидеть Маргариту.

Вторая Картина. Темница

Маргарита заключена в темницу: ее ждет казнь. После смерти Валентина у нее помутился разум и она убила собственного ребенка. Фауст при помощи Мефистофеля хочет спасти возлюбленную. Девушка, узнав голос любимого, приходит в себя. Внезапно она замечает Мефистофеля и обращается за спасением к Господу. Маргарита отталкивает Фауста, видя в его глазах Сатану. Она запирается в темнице и умирает, возносясь к Господу. Ангелы воспевают спасение грешницы, а Фауст в отчаянии, не желая снова жить в мире одиночества, разрушает всё живое.

Опера в четырех действиях с прологом. Либретто Бабье и Карре по мотивам «Фауста» Гете.

Действующие лица: Фауст - тенор; Мефистофель - бас; Валентин - баритон; Бранднер - баритон; Маргарита - сопрано; Зибель - альт или меццо-сопрано; Марта - меццо-сопрано; студенты, солдаты, горожане, девушки, женщины, ведьмы, духи, демоны.

Действие происходит в Германии в эпоху Средневековья.

Пролог

Кабинет доктора Фауста...

Толстые книги, приборы, пергаментные свитки окружают состарившегося ученого, который разочаровался в науке и теперь чувствует, что совершенно напрасно посвятил ей свою жизнь. В суровом одиночестве проводил он годы, жаждал лишь знаний и совершенно забыл о жизни! А юность уже никто не сможет ему вернуть.

В разочаровании он не видит иного выхода, как покончить с собой. Но чаша с ядом дрожит в его руке, когда в сумрачный кабинет врывается веселая песнь молодежи. Славят Пасху, весну, которая вновь оденет всю землю цветами.

Несколько мгновений смотрит Фауст сквозь заросшее паутиной окно на весенний пейзаж, на веселую толпу людей. В неистовом отчаянии он проклинает бога и призывает сатану.

Тот, кого он зовет, приходит.

Появляется Мефистофель и спрашивает, чего хочет от него Фауст.

Фауст хочет вернуть утраченную юность. Мефистофель предлагает сделку: здесь, на этом свете, он выполнит любое желание Фауста, после смерти душа ученого будет принадлежать ему.

Доктор пугается такого предложения, однако Мефистофель показывает ему призрак прекрасной Маргариты, и в нем вспыхивает жажда жизни, молодости, любви. Фауст подписывает договор с дьяволом, выпивает поданный ему Мефистофелем напиток и превращается в стройного юношу.

Действие первое

За городскими воротами среди цветущих деревьев и зеленеющих холмов народ празднует весну. Солдаты хвастаются, что возьмут приступом и девичьи сердца, и крепости. У столика в трактире беседуют горожане: пусть воюют другие, мы будем попивать здесь живительную влагу.

Юноши заигрывают с девушками. Невесел только Валентин, брат Маргариты. Он должен идти на войну и беспокоится об остающейся одной любимой сестре. Он обращается к богу с мольбой хранить его сестру, которая остается одна, безо всякой опоры.

В этот момент среди веселящейся толпы появляется Мефистофель... Он гадает мужчинам и предсказывает Валентину скорую смерть.

Недоброе предсказывает он и Зибелю, другу Валентина, влюбленному в Маргариту: каждый цветок, к которому прикоснется рука юноши, завянет.

Затем Мефистофель извлекает вино из бочонка, нарисованного на вывеске трактира, угощает им людей и запевает песню о власти золота. Наконец, он поднимает бокал за прекрасную Маргариту, но тут вмешивается негодующий Валентин. Выхвачены шпаги, однако клинок Валентина ломается еще в воздухе при одном лишь блеске оружия Мефистофеля. Валентин поднимает эфес шпаги, напоминающий крест, в сторону опознанного Сатаны. Солдаты следуют его примеру. Сгорбившийся дьявол, ставший сразу бессильным, угрожающе кричит им: «Мы еще встретимся!»

Появляется Фауст, он замечает Маргариту, выходяшую из церкви, подходит к ней и предлагает проводить. Однако девушка сдержанно отвергает предложение незнакомца и спешит домой.

Действие второе

Сад перед домом Маргариты.

Юный поклонник Маргариты, Зибель, собирает цветы, чтобы положить их на порог дома девушки. Но от его прикосновения лепестки тут же вянут, как и предсказал Мефистофель. Только омыв руки святой водой, Зибелю удается собрать букет.

Появляется влюбленный Фауст...

Растроганно приветствует он «приют невинности». Мефистофель смеется над ним и заявляет, что принесет сейчас такое волшебное средство, которое сразу же поможет доктору добиться цели.

Рядом с цветами Зибеля он ставит красивую шкатулку, полную драгоценностей.

Приходит Маргарита. В сердце ее уже вспыхнула любовь: она не забыла любезного кавалера, который обратился к ней, когда она шла из церкви.

Девушка замечает шкатулку, видит сокровища. Она любуется ими, надевает подвески и, взглянув на свое отражение в драгоценном зеркальце, почти не узнает себя.

В это мгновение появляется Мефистофель с Фаустом, которого сатана подбадривает быть смелее. Пока Фауст гуляет с Маргаритой в саду, Мефистофель заговаривает зубы ее соседке Марте, узнающей от сатаны о смерти мужа, ушедшего в далекие края. Но Марта недолго грустит. Она тут же намекает Мефистофелю, что непрочь бы выйти замуж за него.

Фауста глубоко трогает чистота Маргариты, он прощается с девушкой и собирается уйти, когда его останавливает Мефистофель. Уж не думает ли Фауст удалиться, когда девушка уже принадлежит ему?! Оба прячутся.

В окошке появляется Маргарита, она думает, что никто не слышит ее любовного признания, что только звездам рассказывает она о счастье, переполнившем ее сердце.

Влюбленный Фауст бросается к Маргарите и заключает ее в горячие объятья. Сатана разражается долгим, издевательским смехом.

Действие третье

Обманутую, покинутую Маргариту зло высмеивают бывшие подруги. Только Зибель защищает ее, хотя ему очень больно, что она все еще думает о Фаусте.

Слышна песня солдат, возвращающихся из боевого похода.

Вернулся и Валентин. Зибель, стараясь оградить Маргариту от гнева брата, пытается задержать его, но тот, подозревая недоброе, вбегает в дом.

Наступает вечер, и под окном Маргариты появляется Фауст, сопровождаемый Мефистофелем. Юношу мучает совесть, он хотел бы вновь увидеть свою возлюбленную. Вместо него Мефистофель поет издевательскую серенаду, на звуки которой выходит Валентин и требует ответа от незнакомцев, так как подозревает в одном из них соблазнителя своей сестры. Фауст вынужден обнажить шпагу и вступить с ним в поединок.

Короткая схватка. Мефистофель отбивает шпагу Валентина в сторону, и клинок Фауста пронзает сердце несчастного воина. Фауст и сатана скрываются. Соседи находят окровавленного Валентина, который перед смертью проклинает сестру.

Мертвеца вносят в дом. Все расходятся, одинокая, всеми покинутая Маргарита бредет к церкви, пытаясь молитвами снискать прощение своим грехам.

Но все мольбы напрасны. Она слышит лишь неумолимо жестокие слова Мефистофеля: «Нет тебе прощения!»

Лишившись сознания, она падает на ступени церкви.

Действие четвертое

Картина первая. Стараясь успокоить мятущуюся душу Фауста, Мефистофель показывает ему прелести Вальпургиевой ночи, знакомит его со своим царством. Пришельца окружают красавицы-ведьмы, вакханки, призраки, кружащиеся в диком вихре. Все напрасно... Беспокойная душа Фауста не находит утешения в этом зрелище.

Он думает о Маргарите. Перед ним встает ее образ: на шее девушки - тонкая красная полоса - ужасный след секиры палача. «Скорее, скорее отсюда - к ней!» - восклицает Фауст.

Картина вторая. Тюрьма.

Несчастная Маргарита потеряла рассудок под обрушившимися на нее ударами судьбы. Возлюбленный покинул ее, горожане, узнав о ее позоре, отреклись от нее, скончался брат, проклиная ее даже в последнюю минуту.

В отчаянии она убила своего новорожденного ребенка и теперь в тюрьме, закованная в кандалы, ожидает смерти, к которой ее приговорили судьи.

Но решетка темницы не может преградить пути Мефистофелю, который по настойчивому требованию Фауста проникает с ним в тюрьму сквозь запертые ворота.

Появление любимого на несколько мгновений разгоняет тьму, покрывающую душу Маргариты. Девушка вновь переживает счастье первого свидания, прогулки по саду, первые поцелуи, но, увидев лицо Мефистофеля, узнает в нем сатану и в ужасе отворачивается от любимого, отвергает его псмсщь и взывает к милости небес.

Наступает рассвет, а с ним и конец власти сатаны. Мефистофель торопит Фауста.

Подавленный, тот следует за ним.

Однако Маргарита уже покинула землю. С вдохновленным лицом она поет свой гимн, душа ее, очистившись, освободившись от грехов, возносится ввысь.

Шарль Гуно

Действие происходит в Германии в эпоху средневековья.

Пролог . Толстые фолианты и научные приборы загромождают кабинет ученого.

Ночь. Доктор Фауст трудится над рукописями. Мысли его мрачны. Всю жизнь упорно и настойчиво пытался Фауст ^познать сокровенные тайны мироздания, но сейчас, на склоне лет своих, старый ученый осознал бесплодность человеческо­го разума, науки™ «Никто не в силах открыть мне все тайны загадочных миров!» - с горечью признаётся старец.

Возвещая о наступлении дня, в полутемный кабинет пробивается первый солнечный луч. Но прелесть утреннего часа не привлекает Фауста. «О час, мой смертный час! Когда сразишь меня ты?» - с отчаянием восклицает он. Решив рас­статься с жизнью, Фауст наполняет свой кубок ядом.

За окном слышится веселая песенка. Как трудно забыть­ся, уйти в мир иной... Кубок дрожит в руках взволнованного Фауста.

Но вот, преодолев сомнения, он взывает к злому духу, проклиная землю, мечты и жажду знанья, проклиная Бога.» Тотчас перед старцем появляется Мефистофель. Смущен, ис­пуган Фауст. Он пытается прогнать сатану, но тщетно: тот не уходит; богатство, славу, власть предлагает он старику. Но что Фаусту власть?! К чему богатство?! Одно лишь может привлечь его - юность, способная зажечь в душе огонь люб­ви и воскресить давно забытые радости жизни.

Посланец ада соглашается - Фауст вновь обретет мо­лодость. Но при условии: здесь, на земле, Мефистофель будет покорным слугой доктора; там, в аду, душа Фауста должна принадлежать сатана Фауст колеблется вступить в сделку с чертом. Однако Мефистофель быстро рассеивает неуверен­ность доктора: он показывает ему призрак прекрасной Мар­гариты, сразу поразившей воображение Фауста.

Старый ученый подписывает договор. Осушив до дна ку­бок, поданный Мефистофелем, он превращается в цветущего юношу. Полный радужных надежд, Фауст отправляется в путь: он жаждет видеть Маргариту.

Действие первое.

На площади небольшого немецкого городка царит радостное оживление. Сюда собралась много­численная толпа горожан и студентов. Слышится радостный смех, шутки™ Лишь Валентин, брат Маргариты, невесел. Он уходит на войну, и любимая сестра остается совсем одна. Ее судьба тревожит юношу. Взволнованно обращается Валентин к Богу, моля оградить Маргариту от зла и искушений. Друзья Валентина - Зибель и Вагнер - обещают ему быть надеж­ными защитниками девушки.

А площадь по-прежнему бурлит весельем. Вниманием собравшихся овладевает незнакомец. Это Мефистофель. Зло и едко высмеивает он власть всемогущего золота, обрекаю­щего «весь род людской» на горе и кровопролития.

Как загадочны проделки и речи Мефистофеля! Он предсказывает судьбу Вагнера; уверяет, что Зибель не смо­жет сорвать ни одного цветка, чтобы он тотчас же не завял™ Неожиданно для всех Мефистофель предлагает тост за Маргариту. Разгневанные друзья девушки решают наказать дерзкого незнакомца. Валентин первым обнажает шпагу, но она мгновенно переламывается. Юноши догадываются: перед ними - сатана. Высоко поднимают они над головами кресто­образные рукояти мечей - то верный способ сокрушить мо­гущество дьявола.

Появляется Фауст. С нетерпением ждет он встречи с Маргаритой. Завидев девушку, медленно идущую по площа­ди, Фауст тут же подходит к ней: «Осмелюсь предложить, красавица, вам руку...» Ответ Маргариты сердечен и прост: «Не блещу я красою и, право же, не стою рыцарской руки!» Фауст очарован и огорчен: красавица отвергла его- Мефис­тофель ободряет юношу. Он поможет покорить сердце гор­дой девушки.

Действие второе.

В глубине сада, утопающего в цве­тах,- дом Маргариты Сюда пришел Зибель. Заботливо и лю­бовно собирает он для девушки цветы. Они поведают ей о теп­лых и искренних чувствах влюбленного. Но что это? Цветы, сорванные его рукой, тотчас вянут. Вот оно, проклятье Ме­фистофеля! Омыв руки святой водой, чтобы разрушить чары дьявола, Зибель быстро собирает букет и, положив его у две­ри, уходит.

В саду - Фауст и Мефистофель. Они слышат сердеч­ные признания Зибеля, видят букет, предназначенный Мар­гарите. Сердцем Фауста овладевает ревность. Но Мефисто­фель сулит спутнику успех. Он уверен: юную красавицу прельстят чудесные дары, которые преподнесет ей Фауст. Оставив возле двери ларец с драгоценностями, Фауст и Ме­фистофель удаляются.

А вот и Маргарита. Поливая цветы, она напевает старин­ную балладу о фульском короле, но пение все время прерыва­ется: девушка взволнована встречей с молодым незнакомцем. Возле дома Маргарита замечает букет Зибеля, а рядом - та­инственный ящичек Мефистофеля. Поддавшись искушению

она примеряет драгоценности. «И зеркало нашлось, как будто все нарочно. Как тут быть? Как в него не поглядеться?..»

В сад Маргариты заходит ее соседка Марта. Она не со­мневается, что украшения оставлены влюбленным рыцарем. В подтверждение ее слов, появляются Фауст и Мефистофель.

Недобрую весть принес Мефистофель Марте: скончал­ся ее муж. Но легкомысленная женщина скорбит недолго. Узнав, что Мефистофель одинок, она намекает сатане, что готова составить ему пару. Насмехаясь в душе над преста­релой кокеткой, Мефистофель увлекает собеседницу в глубь сада. Наконец-то Фауст и Маргарита одни... Юноша не в си­лах больше скрывать свое чувство. Мефистофель повелева­ет ночи одеть влюбленных своим таинственным покровом, цветам - «душистым тонким ядом... воздух отравить». Пыл­кие и нежные признания Фауста глубоко взволновали девуш­ку. В радостном возбуждении обращается Маргарита к звез­дам, поверяя им свою тайну.

Действие третье.

Картина первая . Любовь к Фаусту принесла Маргарите тяжкие страдания. Много дней провела она в одиночестве, ожидая любимого, но напрасно: Фауст ее покинул. Весь город насмехается над обманутой девушкой. Только Зибель по-прежнему верен ей; утешая несчастную, он дает клятву жестоко отомстить Фаусту. Слова юноши пугают Маргариту: неверный возлюбленный ей все еще дорог, и она предпочитает мести молитву...

Картина вторая. Суровые, мрачные звуки органа... Здесь, в Божьем храме, Маргарита пытается облегчить мо­литвой свою душу. Но в ответ слышит страшные слова Ме­фистофеля: «От неба ты отпала и аду предана!» Маргарита в смятении. До нее доносятся голоса адских духов. Силы поки­дают бедную девушку, и она падает без чувств.

Картина третья. Улица перед домом Маргариты. Под звуки торжественного марша возвращаются с войны солда­ты. Среди доблестных воинов - Валентин. Он счастлив, что вернулся в родной город, рад встрече с друзьями. Но почему Зибель отказывается войти к нему в дом и просит... быть доб­рее к Маргарите? Оставив друга, Валентин спешит к люби­мой сестре.

К дому Маргариты подходят Фауст и Мефистофель. Юношу терзают угрызения совести: это он обесчестил свя­щенный приют Маргариты, принес в ее дом стыд и позор. Мефистофель издевается над его чувствами. Приглашая Маргариту на свидание с любимым, сатана исполняет на­смешливую серенаду.

Взбешенный дьявольским хохотом, выбегает Валентин. Шпага сверкает в его руке: соблазнитель Маргариты должен быть наказан! Но в этом поединке Фаусту ничего не угрожа­ет. О его безопасности позаботится Мефистофель.

Недолго продолжается борьба. Фауст наносит Вален­тину смертельный удар и, увлекаемый Мефистофелем, скрывается. Вокруг умирающего собирается толпа. Марга­рита пытается облегчить страдания брата, но он с негодова­нием отстраняет ее. Валентин проклинает сестру и предска­зывает ей позорную смерть.

Действие четвертое. Картина первая. Маргарита лишилась рассудка: в минуту отчаяния она умертвила свое­го новорожденного ребенка. Безумная объявлена преступни­цей и заключена в тюрьму. Ее ждет казнь.

Никем не замеченные, в камеру Маргариты пробира­ются Фауст и Мефистофель. Девушку можно спасти лишь до наступления рассвета - пока спит стража. Фауст окли­кает Маргариту. Узнав голос любимого, она приходит в себя. Отныне ей нечего страшиться: Фауст уведет ее отсюда, спа­сет от смерти. Оба счастливы.

Обеспокоенный Мефистофель торопит Фауста: скоро утро. Но вновь сраженная душевным недутом Маргарита от­казывается идти с ним: ее пугают глаза сатащл, зло светя­щиеся во мраке. Заслышав приближение стражи, Мефисто­фель и Фауст скрываются.

Картина вторая. Глухое скалистое место в горах. Сюда в Вальпургиеву ночь собрались ведьмы, чтобы отпраздновать свой шабаш.

Покорный воле Мефистофеля, на праздник злых духов пришел Фауст. Мрачный пейзаж, ужасающие чудовища пу­гают его. Тогда Мефистофель в мгновение ока меняет карти­ну: роскошно убран стол, пируют веселые куртизанки... За чашей вина Фауст отвлекается от мрачных мыслей. Но не надолго. В его воображении возникает далекий нежный об­раз Маргариты. Не желая больше находиться под властью сатаны, Фауст бежит проча». Горячая и чистая любовь осво­бождает его от адского плена

Поделиться