Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Московская сретенская духовная семинария Святой лазарь

10 фактов о воскрешенном друге Христа и традициях его почитания

Лазарь — сокращенная форма древнееврейского имени Елеазар‎ (Elʿāzār), что буквально переводиться как «Бог мне помог».

2

В честь св. Лазаря назван один из самых маленьких и самых закрытых рыцарских орденов — орден Святого Лазаря. Он состоит примерно из пяти тысяч человек, проживающих на пяти континентах. Этот военно-монашеский орден был основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных и принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Сегодня орден занимается по большей части благотворительной деятельностью.

3

До сих пор точное место захоронения моще св. Лазаря достоверно не известно. В православной традиции считается, что Лазарь погребен в окрестностях Китиона, католическая традиция предполагает, что он проповедовал и был похоронен во Франции. Однако самым вероятным местом погребения праведного Лазаря на сегодняшний день является могила в Вифании - селение, упомянутое в Новом Завете как родной город Лазаря, Марии Магдалины и Марфы. Ныне это поселение - городом Аль-Азари́я, принадлежащий мусульманам.

4

При церкви св. Лазаря в Ларнаке (Кипр), где в подземной крипте расположена гробница, находится музей. Экспозиция этого музея уникальная тем, что ни один предмет не был сделан на заказ, все представленные объекты — дары прихожан храму, преподнесенные в разные века. Со временем в здании церкви для них перестало хватать места, поэтому было решено отвести для хранения целое здание, превратившееся вскоре в музей.

5

Яма Лазаря — бассейн с целительной водой, который использовал один из главных врагов Бэтмена и суперзлодей вселенной DC Comics Ра’ш Аль Гул для продления своей жизни.

6

Одна из самых необычных интерпретаций новозаветного сюжета с воскрешением Лазаря была сделана Ван Гогом, который, по мнению многих искусствоведов, на картине изобразил в роле Лазаря самого себя. Эта работа отличается весьма вольной композицией, мало напоминающей каноническое изображение «Воскрешения Лазаря». Христос, совершающий чудо, у художника заменен солнцем в зените, а главное место в картине занимает Лазарь и его сестры — Марфа и Мария.

7

В России образ Лазаря Убогого, символизирующего человека, страдающего на земле от бедности и болезней, но вознаграждаемого в своей загробной жизни, был настолько частой темой в так называемых духовных стихах, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих.

8

Одним из последних фильмов, где использован сюжет воскресения Лазаря, стал фантастический боевик «Записки Лазаря» (The Lazarus papers ), вышедший в 2010 году. Сюжет повествует об азиатском шамане-лекаре Аруне, который, после того как его и его семью убил кровожадный наемник Себастиан, воскресает и получает бессмертие. Однако, тоскуя по своей погибшей семье, он отправляется на поиски тайного способа избавления от бессмертия.

9

Сегодня, на социалистической Кубе, просить подаяние разрешено только людям, посвятившим себя Святому Лазарю. Как правило, люди из самых дальних уголков острова, направляясь к храму, ползут на коленях или даже на локтях, начиная свое путешествие задолго до 17 декабря, официального праздника, посвященного святому. Многие кубинцы верят, что Святой Лазарь отпустит их грехи, увидев, как они себя истязают. Святому Лазарю жители Кубы молятся об исцелении, поэтому у церкви всегда продают статуэтки, изображающие прокаженного в лохмотьях, которому собаки вылизывают язвы.

10

Святой Лазарь считается святым покровителем острова. Этот праздник отмечают на Кубе не только христиане, но и последователи синкретической религии Сантери́, для которых св. Лазарь также символизирует божество Бабу-Айе - повелитель всех заразных болезней и эпидемий.

В средние века проказа терзала всю Европу. Несчастные больные были вынуждены доживать свой печальный век в полной изоляции - заразиться было очень легко. Не обошла эта беда и воинственных крестоносцев: уже на территории Палестины появилось множество прокаженных, лечившихся в лепрозории за стенами Иерусалима. Здесь-то и начинается странная история странного ордена прокаженных рыцарей, наводивших на противника страх одним своим видом.

В 1098 году крестоносцы в Палестине основали один из самых необычных орденов за всю историю подобных организаций. Дело в том, что Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского изначально был самой обычной больницей для прокаженных.

Странные воины

Вообще-то, та самая больница находилась под юрисдикцией Греческой патриархии, на что и указали самозванным рыцарям представители Святого Престола. В ряды Ордена Святого Лазаря принимали лишь тех рыцарей, кто заразился проказой - в самом деле, на поле боя таким воинам бояться было уже нечего.

Непризнанные под крестом

До самого 1255 года Орден, следовавший «Уставу святого Августина», Святым Престолом признан не был. Однако, европейские короли благоволили к прокаженным, но не сломленным рыцарям: капитул ордена постепенно набирал силу на Святой Земле.

Третий крестовый поход

Основную часть времени Орден проводил в мирных трудах. Только после того, как Саладин захватил Иерусалим в 1187 году, рыцари Святого Лазаря начали принимать активное участие в боевых действиях. Сохранилось множество документов, согласно которым прокаженные рыцари неоднократно вступали в бои во время Третьего крестового похода.

Бойня при Форбии

17 октября 1244 года Орден вполне мог бы закончить свое существование. Битва при Форбии больше напоминала безжалостную резню: крестоносцы потерпели сокрушительное поражение, ну а Орден Святого Лазаря оставил на поле боя вообще всех рыцарей, способных сражаться - включая самого магистра.

Восставшие из пепла

Однако, орден сумели восстановить. Во время Второго крестового похода Людовик XVII наделил прокаженных храбрецов имуществом и доходами в Буаньи. Здесь, после изгнания крестоносцев из Палестины, и была основана новая резиденция Ордена.

Современные крестоносцы

Французы в 1608 году предпочли объединение с орденом Кармельской Богоматери - теперь госпитальеры величали себя Королевским орденом Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского. В таком виде орден существовал до самого 1830 года. Собственно, организация (уже вернувшая себе прежнее имя) существует и в наши дни. Орден Святого Лазаря имеет резиденции в 24 странах мира и занимается благотворительной деятельностью.

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Воскрешение Лазаря - величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же - не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11:3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12:3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11:31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11:18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11:53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15:24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12:3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».


Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.



Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он - человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, - пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря - состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11:3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11:12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11:14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11:4).

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии - выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.


Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) - это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения - арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря - ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря - это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Сретенская Духовная Семинария

Церковь.

На Кипре есть два трехкупольных храма: Святого Лазаря в городе Ларнака, о котором пойдет речь в данной статье и храм монастыря Святой Варвары близ города Фамагуста. Строительство храма Святого Лазаря началось в 890 году на месте уже существующей в то время церкви, где был захоронен друг Иисуса Христа Лазарь. Средства на строительство были предоставлены городу Китион (тогда так назывался город Ларнака) императором Византии Львом VI Мудрым, взамен части мощей Святого Лазаря. Храм сделан из камня, состоит из трех неф - центрального и боковыми помещений и тремя куполами, расположенными на среднем нефе. В ранней истории храма, когда район, где он находится, был необитаем, вокруг были болота (Свято Лазаревские болота), это сооружение имело статус монастыря.

В период Венецианской оккупации Кипра храм был назван Бенедиктинским монастырем и принадлежал Римской Католической Церкви. После того, как турки захватили Кипр, храм был выкуплен Православной церковью (1589 г.) Туркам было выгодно присутствие православия, так как они пытались уменьшить влияние европейского католицизма в регионе. Однако католикам было разрешено дважды в год совершать службы в храме в пределах маленькой часовни, которая примыкала с севера к алтарю, вплоть до 1794 года, когда Архиепископ Хрисанфос и епископ Мелитиос I , возмущенные претензиями католиков на единоличное владение храмом, не отменили разрешение для католических служб.

О католическом присутствии говорит «Иерусалимский крест», который и ныне можно наблюдать у северного входа в храм и Латинский алтарь, расположенный в небольшой часовне, примыкающей к алтарной части храма. С развитием города, храм фактически перестает быть монастырем, только числится им по документам, вплоть до XIX века.
Три купола впоследствии были разрушены, то ли от землетрясения, то ли, их приказали снести турецкие захватчики (к 1571 г. весь остров был оккупирован Османской Империей).

Аркада у храма была построена в ходе реставрационных работ позднее.

В период власти османов на Кипре колокольный звон и сами колокольни были запрещены - колокола в храме Святого Лазаря располагались на деревянных конструкциях в виде столбов - в Ларнаке турецкое влияние было установлено не в таких жестких рамках как в других городах Кипра, колокола никто не снимал. В 1856 г. Россия потребовала отмены этого запрета. Через несколько лет закончилось строительство каменной колокольни, которая в последующем тоже разрушалась и снова восстанавливалась.


Иконостас храма - воплощение высокого мастерства резьбы по дереву. Его создание началось в 1770-х годах и продолжалось несколько десятков лет. Покрыт он золотом, украшен 120 иконами. Алтарь сделан в 1773 г. и также является эталоном мастерства резьбы по дереву. Икона с изображением Святого Лазаря в облачении, покрытом крестами - риза епископа, икона, повествующая о воскрешении Лазаря и много других икон украшают стены храма.





Воскрешение Лазаря.

Данное событие, как и почти любой другой религиозный сюжет можно назвать легендой, сказкой и т.д. В упрощенном виде её можно пересказать так:

Л азарь и две его сестры - Марфа и Мария были друзьями Иисуса Христа, который часто бывал в их доме в селе Вифания на Западном Берегу Реки Иордан в 3 км. от восточных окраин Иерусалима. Е сть несколько вариантов «как Иисус узнал, что Лазарь болен». П о одним данным, во время болезни и последующей смерти Лазаря, Иисус находился на другом берегу Иордана и предчувствовал болезнь и смерть друга «провидел Иисус Христос Своим Божеством», сказал апостолам про это и они все вместе пошли в Вифанию к Лазарю. П о другим - когда Лазарь тяжело заболел, Иисус уже находился на пути в Вифанию вместе с Апостолами, но не предчувствовал крайне болезненного состояния своего друга (по крайней мере, ничего не рассказывал про это своим попутчикам). Сестры Лазаря узнали, что к ним направляется Иисус в компании Апостолов, послали навстречу гонцов, чтобы те поторопили их. Марфа и Мария верили, что Иисус может вылечить Лазаря, который находился уже в присмерти. Отправленные сестрами Лазаря люди встретили путников и рассказали им всю ситуацию. Несмотря на это, Иисус приказал Апостолам остановиться на пару дней отдохнуть. На вопросительные взгляды Апостолов относительно такой медлительности в столь экстренном деле как излечение Лазаря, Иисус, якобы, сказал: «Болезнь Лазаря не к смерти, но к славе Божией. Да прославится через нее Сын Божий…» Т.е. , через чудо воскрешения Лазаря, Иисус в очередной раз прославит Бога и самого себя. В итоге, по первому или второму вышеописанному сценарию, а может быть, еще по какому-нибудь, Иисус оказался в Вифании, когда Лазарь уже умер, мало того, он уже начал разлагаться. По разным описаниям, от погребальной пещеры с прикрытым камнем входом исходил зловонный запах: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» - говорила Иисусу Марфа, он а не верила уже, что в данной ситуации можно как-то вернуть в тело ее брата жизнь. В жарком климате Палестины гниение трупов начинается быстро, по - этому похороны проводят сразу - в день смерти человека. На четвертые сутки, в таком климате признаки разложения становятся настолько явными, что ни у какого здравомыслящего человека, при виде такого гниющего тела, даже не возникнет мысли о каком - либо воскрешении. Скептическое отношение к этому сестры Лазаря Марфы понятно. В ответ Иисус сказал: «Воскреснет твой брат, ибо Я есть Воскресение и жизнь. Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ? » После этого Иисус подошел к погребальной пещере и сказал убрать камень, закрывающий вход в нее. Сестры Лазаря согласились, и камень был убран. Вокруг столпился народ, все пристально наблюдали за происходящим. Иудеи , стоящие в толпе, выкрикивали в адрес Иисуса оскорбления, кто-то демонстративно плевался, показывая свое отвращение к происходящему, а остальные просто остановились посмотреть. Иисус смотрел на небо и читал молитву, по его щекам текли слезы. Через некоторое время Иисус несколько приблизился к открытой погребальной пещере и громко сказал: «Лазарь, иди вон!» На глазах у многочисленных людей из пещеры вышел обмотанный погребальными пеленами, с платком на голове Лазарь. По одним источникам, он вышел медленно, по другим - выбежал, как будто испуганный чем то, человек. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет!» Люди были настолько удивлены произошедшим, что никто не мог проронить ни слова. Некоторые иудеи, затаили после увиденного еще большую злобу на Иисуса, поспешили в Иерусалим. Там они рассказали членам синедриона (высший судебный орган в городах Древней Иудеи) о случившемся, вскоре было принято решение убить Иисуса. Следующие два дня Иисус гостил у воскрешенного Лазаря дома. Там Он сказал Лазарю отправляться на Кипр, во избежание гонений со стороны иудеев. Лазарь прибыл на Кипр в 33 г. н.э. в возрасте 30 лет, где впоследствии имел титул первого Епископа Китийского. Прожил Лазарь после воскрешения еще 30 лет в г. Китион (на месте Китиона образовался г. Ларнака, некогда состоящий из двух городов: собственно Ларнака и портовая часть Скала, где находилась церковь Святого Лазаря). Согласно легендам, после прибытия на Кипр, Лазарь никогда не улыбался, лишь один раз на его лице появилась улыбка, когда он увидел, как кто-то крадет горшок - «Глина крадет глину!» - сказал он с улыбкой. Так же он всю пищу принимал с медом (или со слабоалкогольным напитком на его основе), якобы, «подсластить свою тоску по своему другу Иисусу». Еще есть легенда, что на месте Соленого озера в Китионе (Ларнаке) в то время был большой виноградник. Лазарь прогуливался там и захотел выпить виноградного сока, подошел к хозяину и попросил разрешения. В ответ хозяин сказал, что у него нет винограда. Когда Лазарь показал на стоящую рядом корзину полную винограда, хозяин сказал, что это соль. Вскоре виноградник завял, а на его месте образовалось болото, а потом - большое соленое озеро, которое так сейчас и называется «Соленое озеро».


Мощи Святого Лазаря.

Впервые мощи Святого Лазаря были обнаружены в 890 г. в церкви, которая находилась на месте нынешней церкви Святого Лазаря. На склепе была надпись «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». В то время Императором Византии был Лев VI Мудрый. Он узнал об этой находке и приказал доставить Святые мощи в столицу Империи Константинополь. Взамен выделил средства и силы на строительство нового храма на месте уже существующего. В 1972 году в саркофаге под алтарем церкви Святого Лазаря была обнаружена часть останков Святого. Это говорит о том, что жители Китиона не отдали все мощи целиком. Саркофаг и по сей день находится на своем месте. На одной из его сторон надпись означающая слово «Друг». Он сделан взамен саркофага, который был увезен в Константинополь по распоряжению Льва VI Мудрого вместе с частью мощей Святого Лазаря. Из Китиона Святые мощи были доставлены в Крисополис, потом перемещены в Кафедральный Собор Святой Софии. В дальнейшем Лев VI кроме храма в Китионе, построил еще один, названный именем того же Святого - в Константинополе, где и находилась часть мощей до того времени, когда их не захватили крестоносцы, которые завоевали город. Они увезли останки Святого Лазаря в Марсель, где их дальнейшая судьба не известна.

Фотографии и текст: Анатолий Сидоров

ЕСЛИ ВЫ ПОДХВАТИЛИ ПРОКАЗУ В 12 ВЕКЕ, ваша карьерная перспектива выглядела плачевно: вы годились разве что на роль пугала для непослушных детей. Люди не имели представления о причинах этой болезни, однако знали о её заразительности, поэтому прилагали все усилия к тому, чтобы изгнать прокажённых из общества. Больным были запрещены любые контакты со здоровыми людьми, их содержали в специальных местах - лепрозориях. Одним из таких мест и был лепрозорий имени Святого Лазаря в Иерусалиме, специализировавшийся на бывших рыцарях. Тамплиеры посылали туда бывших членов своего ордена и оплачивали их проживание.

Однако когда крестовые походы участились и османские орды постучались в иерусалимские двери (образно говоря), прокажённые рыцари решили, что не собираются сдаваться без боя. Вместо того, чтобы спокойно ждать смерти, они снова надели доспехи, взяли в руки свои палаши и вступили в бой.

Не сказать, чтобы рыцари Ордена Святого Лазаря были очень успешными в своих кампаниях, но это не означает, что они не были грозными противниками. Видите ли, куча разваливающихся на глазах парней, к тому же знающих о собственной неминуемой и скорой смерти, а также неспособные чувствовать боль из-за повреждения нервов, были, безусловно, мощнейшим психологическим (и биологическим) оружием. Орден прокажённых - какой прекрасный сюжет для Голливуда.

Давайте узнаем подробности истории этого «биологического оружия» …

Орден Святого Лазаря, третий по счету военно-монашеский орден, учрежденный в Святой Земле, был основан в Иерусалиме в эпоху Крестовых походов. Но первые упоминания о госпитале (странноприимном доме) Святого Лазаря относятся к периоду, предшествовавшему эпохе Крестовых походов, а именно — к 1130 г., когда госпиталь прокаженных, построенный с внешней стороны северной стены Иерусалима, был взят под свою опеку «франкскими» (западноевропейскими) странноприимцами (госпитальерами, госпиталариями), придерживавшимися Устава монашеского ордена августинцев и носившие августинское орденское облачение черного цвета безо всяких эмблем или отличительных знаков. По всей вероятности, он был учрежден на базе лепрозория (лечебницы для прокаженных), основанной греками и армянами еще до начала Первого Крестового похода (и находившейся, до прихода «латинян»-крестоносцев в Палестину с Запада под юрисдикцией греческой православной церкви). Госпитальеры Святого Лазаря, возможно, являлись членами Ордена Святого Иоанна, также носившими в первоначальный период своей истории черные августинские (или бенедиктинские) облачения безо всяких знаков отличия. Во всяком случае, первый глава (ректор) Ордена иоаннитов-госпитальеров, блаженный Герард (Жерар) традиционно считается также и первым главой Ордена Святого Лазаря. В пользу правильности данной версии говорит и следующее обстоятельство.

Правила (Уставы) военно-монашеских Орденов храмовников-тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов предусматривали переход своих членов, заразившихся проказой (лепрой), из своих прежних Орденов в Орден Святого Лазаря.

Новое странноприимное братство в 1142 г. уже имело в Святом граде Иерусалиме собственную церковь, а с 1147 г. было известно под названием «Прокаженные братья Иерусалима» («Прокаженные Иерусалимские братья»). К 1156 г. относятся упоминания о существовании в Иерусалиме самостоятельного конвента (монашеской общины) Святого Лазаря. С 1157 г. в латинских хрониках упоминается уже не просто конвент, а Орден Святого Лазаря, в обязанности которого входила опека над прокаженными и уход за ними, а позднее — также защита паломников, отправлявшихся к Гробу Господню.

К этому времени Орден лазаритов имел страноприимницы-лечебницы в Тивериаде, Аскалоне, Акконе, Кесарии и Берите (Бейруте). Монахи Ордена Святого Лазаря содержали во всех основанных в Святой Земле государствах западных крестоносцев широко разветвленную сеть госпиталей (странноприимных домов) и церквей. Кстати, именно от названия Ордена Святого Лазаря происходит название «лазарет», означающее «больница» (по преимуществу военная). Покровителем Ордена был избран упоминаемый в Евангелиях Святой Лазарь «Четверодневник» (воскрешенный Иисусом Христом из мертвых на четвертый день после своей кончины), ставший впоследствии первым епископом Массилии (Марселя) и принявший вторичную смерть уже как мученик за Христа.

По мере усиления мусульманского натиска на «франкские» государства на Ближнем Востоке, все большее значение в деятельности членов Ордена Святого Лазаря (лазаритов) стало приобретать участие в вооруженной обороне христианских владений. Соответственно, все большую роль в Ордене Святого Лазаря стал играть военно-рыцарский элемент. Рыцари, вступавшие в Орден, не обязательно были прокаженными, но, видимо, постепенно заражались проказой, неся свою нелегкую воинскую службу в его рядах, а в перерывах между боями и походами ухаживая за больными. В Ордене Святого Лазаря состояли и «услужающие братья» (сервиенты или сержанты), набиравшиеся из числа прокаженных неблагородного происхождения. Рыцари Святого Лазаря облачались в черные плащи (мантии) с белой каймой и зеленым крестом (принявшим со временем характерную «мальтийскую» форму с «ласточкиными хвостами» на концах креста) и потому нередко именовались в хрониках и документах «рыцарями Зеленого Креста» — наряду с «рыцарями Белого Креста» (госпитальерами-иоаннитами, «рыцарями Красного Креста» (храмовниками-тамплиерами) и «рыцарями Черного Креста» (тевтонскими, или немецкими, рыцарями). Хотя исторически рыцари Ордена Святого Лазаря носили свои зеленые кресты на черном «августинском» (или «бенедиктинском») облачении, со временем, по мере развития правил геральдики (с принятием запрета накладывать металл на металл и эмаль на эмаль), на орденском гербе лазаритов зеленый крест стал изображаться не на черном, а на белом (серебряном) поле.

Как уже упоминалось выше, по соглашению, заключенному между Орденом Святого Лазаря и другими военно-монашескими Орденами, члены последних, заболевшие проказой, переходили в состав лазаритов (глава которых – Великий Магистр – по Уставу мог быть избран только из числе прокаженных; впрочем, подобное правило существовало не всегда и со временем было отменено). Как бы то ни было, хронистами было неоднократно засвидетельствовано, что, когда мусульмане в бою встречались с колонной прокаженных «братьев» (рыцарей и сержантов) Ордена Святого Лазаря, то предпочитали искать спасения в бегстве.

Вероятно, вид атакующих прокаженных воинов-монахов (особенно в открытых, без забрала, шлемах, или в шлемах с поднятым забралом) был слишком устрашающим для тех, кому предстояло встретиться с ними в бою лицом к лицу. К тому же известно, что прокаженные нечувствительны к физической боли, что также делало их особенно опасными противниками.

Воинский контингент Ордена Святого Лазаря принимал участие в неудачной для армии Иерусалимского королевства крестоносцев битве с армией султана Египта и Сирии Салах ад-Дина при Хиттине (1187 г.). До нас также дошли сведения об участии вооруженного отряда лазаритов в неудачной для «латинян» битве при Газе (Ле Форби или Форбии) в 1244 г., в которой Орден Святого Лазаря понес тяжелые потери (по некоторым данным, он потерял в ней почти весь свой личный состав, как здоровых, так и прокаженных «братьев», во главе с Великим Магистром). После падения Иерусалима в 1243 г. Орден Святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Аккон (Аккону, Акру, Аккарон, Екрон, Сен-Жан д’Акр, Птолемаиду, Птолемеис), разместив ее в башне Святого Лазаря, расположенной в северном пригороде Аккона — Монмусарде, оборона которого была поручена лазаритам.

В 1253 г. Орден лазаритов совершил неудачную военную экспедицию против мусульман в городе Рамле (Рамаллахе) и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству французского короля-крестоносца Людовика IX Святого.

Все «братья-рыцари» Ордена Святого Лазаря, участвовавшие в обороне Аккона от мусульман, погибли при взятии этого последнего оплота крестоносцев на побережье Святой Земли сарацинами в 1291 г.

В 1291 г., после падения Сен-Жан д’ Акра – последней крепости крестоносцев в Палестине – Орден Святого Лазаря был вынужден навсегда покинуть Святую Землю и перебраться сперва на остров Кипр, а затем — в Королевство Обеих Сицилий (Неаполитанско-Сицилийское королевство) и во Францию, где лазариты основали множество госпиталей и лазаретов. К этому времени лазариты полностью прекратили свою военную деятельность, продолжая нести свое госпитальерское служение вплоть до 1342 г. Со временем, вследствие уменьшения численности кавалеров и монахов, Орден Святого Лазаря был вынужден в 1490 г. подчиниться духовно-рыцарскому Ордену Иоаннитов (влившись со временем в его католическую ветвь, ныне более известную под названием Мальтийского Ордена).

Тем не менее, 4 мая 1565 г. папа римский Пий IV восстановил правовую и организационную самостоятельность Ордена Святого Лазаря. Однако, назначенному новым Великим Магистром лазаритов двоюродному брату римского понтифика, Джаннотто Кастильоне, не удалось восстановить прежнюю орденскую структуру, а в 1572 г. герцог Савойский Амедей добился от него признания своего сюзеренитета (верховной светской власти) над командорствами Ордена Святого Лазаря, существовавшими во владениях герцогов Савойских.

С давних времен небесным заступником и покровителем Савойской династии (первоначально — герцогской, а потом и королевской) считался Святой мученик Маврикий – древнеримский военачальник, предводитель Фиванского легиона, претерпевший мученическую кончину за Христа в 286 г., в период преследований христиан Императором Диоклетианом. «Меч Святого Маврикия», наряду со Святым копьем сотника Лонгина, относился к числу древнейших и главнейших святынь и коронационных инсигний («державных клейнодов») средневековой Священной Римской Империи.

В 1434 г. герцогом Савойским Амедеем VIII была учреждена монашеская община во имя Святого мученика Маврикия. Сам герцог, отрекшись от Савойского престола, вместе с несколькими бывшими придворными принял монашеский постриг, принес обеты нестяжания, целомудрия и послушания и поселился в основанном для этой цели монастыре. Позднее к ним присоединилось и некоторое количество братьев-рыцарей. Подобное развитие от чисто монашеской к духовно-рыцарской организации проделали многие западноевропейские Ордены(например, госпитальеры-иоанниты, тевтоны или упомянутые выше лазариты). Однако эта первая духовно-рыцарская ассоциация во имя Святого Маврикия, в силу ряда причин, просуществовала очень недолго. Впрочем, 10 сентября 1572 г. Орден Святого Маврикия был восстановлен специальной буллой римского папы Григория XIII. Апостольский престол особой грамотой подтвердил герцогу Савойскому Филиберту, что звание Великого Магистра лазаритов навечно закреплено за ним и за его преемниками на Савойском престоле. О непременном пострижении герцогов и других лазаритов в монахи речи в папской грамоте более не было, хотя определенные религиозные обеты и некоторый штат клириков были сохранены.

После этого Орден Святого Лазаря был объединен с династическим савойским рыцарским Орденом Святого Маврикия в единый новый Орден Святого Маврикия и Лазаря. 15 января 1573 г. папа римский утвердил новый знак объединенного ордена – белый «клеверный» крест Святого Маврикия, наложенный на зеленый, «мальтийской» формы, крест Святого Лазаря. Эмблема получилась достаточно замысловатой, но в истории военно-монашеской орденской символики случалось и не такое. Эта символика всегда отличалась большим разнообразием. В ней использовалась даже звезда, которую нередко считают чем-то изначально противоположным Кресту.

Так, эмблемой духовно-рыцарского Ордена Монжуа (или Богородицы Монжуа) долгое время являлась красная пятиконечная звезда! Ливонские рыцари Христовы (меченосцы) одно время носили на своих белых «цистерцианских» орденских облачениях над красным мечом красную же звезду — по одним сведениям, восьми-, по другим — шести- или даже пятиконечную. Красная звезда с синим кругом внутри звезды украшала орденское облачение рыцарей-»звездоносцев», и т.д. Как бы то ни было, Орден Святых Маврикия и Лазаря и по сей день является одним из старейших рыцарских Орденов Европы.

Развитие Ордена Святого Лазаря во Франции (где он стал именоваться рыцарским Орденом Святого Лазаря Иерусалимского, или – что более точно – Иерусалимским Орденом Святого Лазаря) пошло своим собственным путем, отличным от пути развития одноименного савойского ордена. Он превратился в династический Орден французских королей, получил название «Ордена Пресвятой Богородицы Кармильской (от горы Кармил в Святой Земле)» и специально поддерживался, в частности, «королем-солнцем» Людовиком XIV, в качестве противовеса Ордену Святого Иоанна Иерусалимского. К 1696 г. французский Орден Святого Лазаря насчитывал в своем составе более 140 командорств и содержал собственную военно-морскую эскадру. Корабли французских лазаритов сражались с английскими пиратами. Французские рыцари Святого Лазаря носили белые полукафтанья с вышитым на груди оранжево-зеленым орденским крестом. В 1790 г. французский Орден Святого Лазаря Иерусалимского был, подобно своему главному сопернику и конкуренту — Ордену Святого Иоанна Иерусалимского — упразднен революционными властями Французской республики, а все его владения во Франции были конфискованы.

В 1798 г. французский король-изгнанник Людовик XVIII пожаловал Орденом Святого Лазаря Иерусалимского предоставившего ему политическое убежище в России Императора и Самодержца Всероссийского Павла I, после того, как тот, в качестве 72-го Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, пожаловал пребывавшего в изгнании в столице Курляндии Митаве французского монарха Большим Крестом Ордена Святого Иоанна.

Что же касается нового объединенного савойского Ордена Святых Маврикия и Лазаря, то он унаследовал от древнего Ордена Святого Лазаря традиционную миссию опеки над больными (преимущественно над прокаженными, но не только). Поскольку объединенный Орден имел теперь не одного, а целых 2 небесных покровителей и заступников, то стал ежегодно отмечать не 1, а целых 2 орденских праздника (22 сентября – день Святого Маврикия, а 17 декабря – день Святого Лазаря). Этим орденом пьемонтский (сардинский) король (прямой потомок герцогов Савойских) наградил, между прочим, российского генералиссимуса А.В. Суворова, графа Рымникского и князя Италийского.

В 1839 г., в рамках системы орденских наград, сардинским королем, как Великим Магистром Ордена, была учреждена золотая Маврикиевская (Маврикианская) медаль за храбрость. Эту медаль получали также все пьемонтские солдаты, прослужившие в армии не менее 50 лет. Сходным образом в России обстояло дело с солдатской Аннинской медалью и солдатскими донатскими знаками отличия Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (павловской эпохи). Впоследствии статус пьемонтской Маврикиевской медали неоднократно менялся. Медаль пережила падение монархии в Италии и была сохранена для вооруженных сил Итальянской республики (впрочем, уже безо всякой связи с Орденом Святых Маврикия и Лазаря).

В 1848 г. было отменено существовавшее прежде, в качестве непременного условия для приема в Орден Святых Маврикия и Лазаря, требование обязательного подтверждения благородного (дворянского) происхождения кандидата. С тех пор орденом стали жаловаться и не дворяне.

После объединения Италии под скипетром монархов Савойской династии, поставленных историей во главе Сардинского королевства (Пьемонта), Орден Святых Маврикия и Лазаря сохранился в качестве одной из высших наград объединенного Итальянского королевства и даже получил владения, конфискованные после 1860 г. у Константиновского Ордена Святого Георгия (династического рыцарского Ордена Пармского великогерцогского дома и Королевского дома Обеих Сицилий) и у Ордена Святого Стефана (династического Ордена тосканских герцогов из австрийской династии Габсбургов). После объединения Италии Орден Святых Маврикия и Лазаря окончательно утратил свой изначально военно-монашеский характер. Все религиозные обеты, еще существовавшие для кавалеров-лазаритов, были отменены. Тем не менее, Орден Святых Маврикия и Лазаря не прекратил своей госпитальерской деятельности Он по-прежнему содержал лазареты-госпитали в гг. Люцерно, Ланцо, Валенце, Аосте и Турине.

Начиная с 1868 г., савойский Орден Святых Маврикия и Лазаря имеет 5 степеней (введенных явно под влиянием аналогичных степеней французского Ордена Почетного Легиона):

1) I степень – Кавалер Большого Креста (Cavaliere di Gran Crocе);

2) II степень – Великий (Большой) офицер (Grande Ufficiale);

3) III степень – командор, комтур или коммендатор (Commendatore);

4)IV степень – офицер (Ufficiale);

5)V степень – рыцарь, или кавалер (Cavaliere).

В годы правления дуче фашизма Бенито Муссолини (при котором итальянский король фактически «царствовал, но не правил»), Орденом Святых Маврикия и Лазаря были награждены, начиная с самого фашистского диктатора, почти все крупные сановники фашистской Италии и союзных с нею государств, в том числе гитлеровского «Третьего (Тысячелетнего) рейха». Когда же Муссолини был свергнут в результате дворцового заговора в 1943 г. и король назначил новым главой правительства маршала Бадольо, в «кавалеры Святых Маврикия и Лазаря» стали зачислять военачальников вчерашних стран-противниц Италии во Второй мировой войне.

Так, безо всякого «перехода», после «столпов» нацистской Германии, орденом Святых Маврикия и Лазаря были награждены польский генерал Владислав Андерс, командовавший 2-м польским армейским корпусом в составе британской 8-й армии под командованием генерал-лейтенанта сэра Оливера Лиза, высадившейся в Италии в 1943 г. 3-я и 5-я польские дивизии вошли в историю Второй мировой войны благодаря своему участию в боях за знаменитый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино, оборонявшийся 1-й германской парашютно-стрелковой дивизией из состава 10-й германской армии под командованием генерала фон Фитингофа. После долгих, крайне ожесточенных и кровопролитных боев и ухода германских войск с оборонявшейся ими т.н. «линии Густава» полякам («с нашивками «Поланд» на английском хаки», как писал советский поэт и прозаик Константин Симонов в одном из своих стихотворений) удалось 17 мая 1944 г. захватить полностью разрушенный монастырь.

Орденом Святого Маврикия и Лазаря были награждены не только сам генерал Андерс, но и многие из его офицеров. Награждение было произведено по указу принца Умберто II в качестве «генерал-капитана Итальянского королевства» и Великого Магистра Ордена Святых Маврикия и Лазаря и всех королевских орденов Савойского дома за отвагу и мужество, проявленные ими в боях за Монте-Кассино. Принц Умберто до конца жизни продолжал претендовать на итальянский трон и – к вящему недовольству властей Итальянской республики, запретивших членам Савойского дома даже въезд в Италию! – награждал всех, кого считал достойными, Орденом Святых Маврикия и Лазаря, как и другими королевскими орденами и знаками отличия, пребывая в эмиграции в Португалии до самой своей смерти, последовавшей в 1983 г. Генерал Владислав Андерс и его офицеры в память о боях за Монте-Кассино, о которых польские бойцы сочинили даже известную песню «Алые (от польской крови — В.А.) маки Монте-Кассино», всегда надевали на встречах ветеранов и официальных мероприятиях свои орденские знаки Святых Маврикия и Лазаря.

Конечно, уважаемый читатель вправе задаться вопросом, способствовал ли престижу династического савойского Ордена тот факт, что им, почти сразу же после измены Итальянского королевства делу держав «Оси Берлин-Рим», верности которой итальянские «союзники» до этого неустанно клялись, и переходу на сторону стран антигитлеровской коалиции, были награждены в одночасье превратившиеся в новых друзей и соратников польские генералы и офицеры, хотя совсем недавно тем же самым орденом награждались бывшие германские союзники Италии. Интересно, какие чувства испытывал генерал Андерс, при мысли о том, что его имя было занесено Орденским канцлером (Cancelliere dell’Ordine) в список кавалеров Большого Креста Ордена Свяых Маврикия и Лазаря – сразу же за именами рейхсмаршала (имперского маршала» Третьего рейха) Германа Геринга и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Впрочем, Андерс был выдающимся военачальником и самым известным польским генералом времен Второй мировой войны, так что его репутации ничего повредить не могло.

Вообще-то, история этой войны была богата подобными казусами. Так, в Королевстве Румынии (после его молниеносного перехода из стан союзников Гитлера в стан его противников и объявления войны Германии, разумеется!) король Михай Гогенцоллерн-Зигмаринген наградил высшим румынским военным орденом Михая Храброго немало советских генералов и офицеров (и продолжал награждать их этим орденом вплоть до своего формального «отречения», а фактического отстранения от власти коммунистами при поддержке СССР в 1947 г.!). А между тем, не кто иной, как упоминавшийся выше «имперский маршал» Герман Геринг был за пару лет перед тем награжден тем же самым королем румынским Михаем всеми тремя степенями ордена Михая Храброго, а германский генерал-фельдмаршал фон Манштейн – орденом Михая Храброго двух степеней! Впрочем, и сам король Михай умудрился, с ходу превратившись в «антифашиста», «защитника свободы и демократии» и пр., удостоился награждения советским Орденом Победы (из которого позднее, пребывая в изгнании в Лондоне, по собственному признанию выковыривал один бриллиантик за другим, чтобы обеспечить себе безбедное существование)!

В Итальянской республике (с 1946 г.) Рыцарский Орден Святых Маврикия и Лазаря, вместе с изгнанием Савойской династии, утратил статус государственной награды, оставшись Орденом итальянского Королевского Дома в изгнании. Тем не менее, госпитальерские структуры Ордена Святых Маврикия и Лазаря были сохранены на территории Итальянской республики – на том основании, что традиционно осуществляют гуманитарно-медицинские функции (наподобие аналогичных структур Мальтийского Ордена).

источники

http://www.proza.ru/2015/01/23/1684

http://voinstvo12age.narod.ru/index/0-8

http://www.templar.globalfolio.net/Epoha/voeno_monasheskije_ordena/Lazarj/orden_lazarja.htm

http://knight-spirit.mianie-system.org/orden-svyatogo-lazarya/

И еще немного интересной информации для вас о крестоносцах: вот , а вот . Вспомним еще кто такой и что это за . А вот конечно же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
Поделиться