Краска для радиаторов какую выбрать. Краска для батарей отопления без запаха. Как красить радиаторы отопления

1.
2.
3.

Неотъемлемую роль в обустройстве любого жилого помещения неизменно играет такая важная коммуникация, как система отопления. Приборы, являющиеся ее частью, могут не только нагревать воздух в комнате, но и являться частью интерьера, при этом удачно оформленный радиатор станет настоящим украшением любой жилой зоны.

Однако старые батареи с облезлой краской вряд ли смогут как-либо украсить дом, поэтому хозяева находят решение этой проблемы в замене старого оборудования на новое. Такой метод является вполне действенным, но и весьма дорогостоящим. Поэтому гораздо более разумным решением в плане экономии станет .

При этом стоит отметить, что в процессе решения того, какой краской покрасить батареи отопления, следует остановить свой выбор на специальных составах, предназначенных именно для таких конструкций. Их применение позволит защитить поверхность радиатора от появления на нем коррозии и обеспечит агрегату эстетичный внешний вид. Если ранее было принято покрывать функциональные части отопления исключительно белыми составами, то сегодня материалы для покраски имеют самые разнее оттенки, поэтому выбрать тот вариант, который будет максимально подходить к интерьеру обустраиваемого помещения, не составит большого труда.

От чего зависит выбор краски для батарей

Чтобы разобраться с тем, какой краской лучше красить батареи, следует помнить, что качества используемого состава напрямую зависит конечный результат работы.

К особым требованиям, предъявляемым к краске для отопительных приборов, относятся следующие:
  • устойчивость к высоким температурам (как минимум 100°С);
  • стойкость к среде агрессивного характера;
  • износостойкость;
  • отсутствие каких бы то ни было вредных выделяемых веществ.
Чтобы решить, чем красить батареи отопления, следует изучить все разновидности применяемых для этих целей составов.

К ним относятся:

  1. Эмали на основе акрила . Их изготовление осуществляется с применением растворителей органического происхождения, вследствие чего в процессе их высыхания возникает характерный и не очень приятный запах. Однако такие краски обладают глянцевым блеском, который не пропадет даже по истечении долгих лет эксплуатации.
  2. Эмали алкидного типа . Такие составы очень стойко переносят высокие температурные воздействия и являются износостойкими. Кроме того, всегда можно подобрать желаемый оттенок, так как эти краски выпускаются в богатой цветовой гамме. Главный недостаток этих эмалей – неприятный запах, который не только держится по истечении нескольких дней непосредственно после малярных работ, но и может появиться вновь при сильном нагревании радиатора.
  3. Краски на водно-дисперсионной основе . Подобный вариант считается среди потребителей оптимальным, поскольку такая краска для батарей без запаха сохнет очень быстро (детальнее: " "). Однако при выборе такого состава очень важно обратить внимание на его упаковку, где обязательно должна указываться информация о возможности нанесения такой краски на элементы отопительной системы. Качественная краска для батарей отопления без запаха не может стоить дешево.
Таким образом, можно сказать, что единственная краска для батареи без запаха – водно-дисперсионная, поэтому именно на такой материал следует обратить особое внимание.

Менее часто сегодня применяется краска на масляной основе, так как такой состав со временем изжил себя и уступил место более современным лакокрасочным изделиям.

Подготовка перед покраской батарей отопления

Важно не только решить, какой краской лучше покрасить батареи, но и тщательно подготовить нужную поверхность к обработке. При этом важным фактом является то, что сами подготовительные мероприятия занимают гораздо больше времени, нежели сам процесс .

Порядок действий должен быть следующим:

  1. Поверхность радиатора нужно тщательно очистить, сняв с него старую краску и зачистив места с проявившейся ржавчиной. Пыль и грязь также следует удалить тряпкой.
  2. Далее на батарею требуется нанести раствор, смывающий старое покрытие, а затем накрыть пленкой с целью его размягчения. Далее краску можно будет легко снять при помощи строительного шпателя или шлифовальной машины, оснащенной (прочитайте: "Чем и как снять краску с батареи отопления – средства для снятия старой краски перед покраской радиатора ").
  3. После этого уже очищенная поверхность зашкуривается посредством наждачной бумаги и обезжиривается при помощи любого раствора с небольшим количеством щелочи.
  4. На уже зачищенную поверхность наносится грунтовочный состав с антикоррозионными свойствами, который не только предотвращает появление вредных образований, но и увеличивает адгезионные свойства краски. Правильнее всего для этих целей будет воспользоваться алкидной грунтовкой.
В процессе выбора того, какой краской красить батареи, нужно помнить, что современный строительный рынок предлагает широкий ассортимент этих изделий, в основу которых уже входит грунтовка и удаляющий налет раствор. Особое удобство таких смесей заключается в том, что наносить их можно сразу же, не проводя все вышеперечисленные манипуляции с батареей.

Процесс покраски отопительного радиатора

Окончательно приняв решение относительно того, какой краской красить батареи отопления, все действия следует выполнить в соответствии со следующим порядком:
  1. Изначально нужно защитить пол от загрязнения, застелив его так, чтобы пятна краски не попадали на него. Для этих целей прекрасно подойдет ненужная бумага (например, старые обои) или ткань.
  2. Затем следует выбрать кисти, имеющие мягкую щетину. При этом одна из них должна иметь прямую форму, а другая – изогнутую для того, чтобы можно было нанести краску на самые труднодоступные участки радиатора.
  3. Наносить красящий состав сначала нужно вверху батареи, постепенно продвигаясь к ее низу. При этом не стоит забывать, что красить нужно все области радиатора, начав с внутренних перекрытий и заканчивая наружными. Делается это в таком порядке для того, чтобы не случайно не окрасить себе одежду или руки. После того, как первый слой состава высохнет, нужно нанести второй. Опытные мастера рекомендуют: вне зависимости от того, какой краской покрасить чугунные батареи или батареи из другого материала, гораздо правильнее будет нанести два тонких слоя, нежели один толстый, так как именно в первом случае можно будет обеспечить равномерное покрытие краски. Читайте также: " ".
Непосредственно саму покраску можно выполнить с помощью специального баллончика или посредством краскопульта.
Выполнив все вышеописанные действия именно в такой последовательности, можно будет добиться идеально ровной и гладкой поверхности радиатора, а нанесенная сама краска прослужит очень долго (прочитайте также: " "). Главное – правильно выбрать тот состав, который будет максимально подходить для конкретной отопительной батареи.

При необходимости всегда можно изучить различные фото вариантов окраски этих приборов, чтобы наилучшим образом подобрать для себя желаемое цветовое решение.

Советы по покраске батарей отопления на видео:

Радиаторы используются в многоквартирных домах для обогрева помещения. Помимо основной функции, они являются неотъемлемой частью интерьера. Для сохранения первозданного эстетичного вида им требуется периодическое окрашивание. Для этого лучше приобретать специальную краску без запаха для батарей отопления. Она замечательно выдерживает высокую температуру, не трескается и не шелушится.

  • Показать всё

    Условия выбора товара

    Смеси для окрашивания радиаторов существенно отличаются от других видов красок. В связи с этим производители рекомендуют ознакомиться с инструкцией и прочей информацией по использованию продукции перед ее приобретением.

    Батареи в процессе эксплуатации подвергаются воздействию высоких температур, поэтому красящие вещества должны соответствовать определенным требованиям. При покупке товара важно обращать внимание :

    Все эти характеристики необходимо учитывать до приобретения материала. Они сказываются на качестве эксплуатации и сохраняют здоровье людям, живущим или работающим в помещениях с радиаторами.

    Как выбрать краску для батарей? Как покрасить батарею или радиаторы?

    Разновидности материалов

    Производители выпускают радиаторную краску без запаха с использованием различных основ. Достоинства и недочеты имеются у каждой из них. Их следует учитывать при проведении работ для предотвращения непредвиденных моментов.


    По основному веществу и дополнительным компонентам, входящим в состав, краски делятся на быстросохнущие, термоустойчивые, алкидные, масляные и производимые на основе водной дисперсии или порошка.

    Масляные эмали

    Составы на базе органических масел используются на протяжении многих лет. Их характеризует ряд положительных качеств, среди которых следует выделить высокий уровень укрывистости. Благодаря этому фактору на поверхности изделия получается прочный и плотный слой после нанесения. Он отлично выдерживает высокие температуры и защищает от механического воздействия радиатор.

    Сегодня промышленность выпускает немало альтернативных вариантов. Краски на масляной основе практически не используются ввиду некоторых изъянов, присущих этой продукции :

    1. 1. Специфический запах. Такие составы неприятно пахнут, причем не только на стадии работ, но и после их завершения. При сильном нагреве радиатора от эмали может исходить неприятный запах.
    2. 2. Высокая плотность. Краска ложится толстым слоем, что существенно снижает теплоотдачу от радиатора.
    3. 3. Сложность нанесения. При нанесении этой смеси сложно добиться идеально ровного слоя. Если слой получится слишком толстым, то эмаль способна растрескиваться и отслаиваться в процессе эксплуатации.
    4. 4. Подверженность коррозии. Масляная основа плохо защищает металл от влаги. Через некоторое время после покраски можно заметить проступающие пятна ржавчины.
    5. 5. Длительный период просыхания. Этому виду сырья требуется много времени для полного высыхания. Структура смеси редко позволяет наносить ее на поверхность без образования подтеков.

    Ввиду всех имеющихся недочетов назвать этот материал пригодным для покраски радиаторов сложно. Главным преимуществом этой продукции является ее невысокая стоимость.

    Алкидные составы

    В основе состава алкидной эмали находятся дисперсии пигментов и специальных добавок с глифталевым или пентафталевым лаком. Благодаря надежности и способности придавать эстетичный внешний вид изделию, они пользуются спросом.

    Алкидные краски выдерживают самые высокие температурные режимы , которые могут быть при водяном отоплении. Допустимые температурные параметры обычно производители указывают на упаковке. После нанесения на поверхность эмаль не отслаивается, не меняет оттенок, а сохраняет гладкость и ровный глянец.

    Продукция этого вида выпускается в богатой цветовой гамме и обладает устойчивостью к механическому воздействию. Среди недостатков следует назвать неприятный едкий запах , который образуется из-за уайт-спирита, входящего в состав продукции. Выделяется он не только в период окрашивания батареи, но и в начале отопительного периода.

    Длительность просыхания способна затянуть ремонтные работы. Для достижения оптимального внешнего вида требуется покрывать радиатор краской в несколько слоев (минимум два раза). Некоторые производители для удобства производят продукцию в виде спрея.

    Акриловые термостойкие смеси

    Эти составы часто используются для окрашивания отопительных систем благодаря ровности и гладкости поверхности после просыхания. Они не издают неприятного запаха не только в процессе работ, но и в период эксплуатации батарей.


    Покупая акриловую краску для радиаторов без запаха, следует тщательно рассмотреть упаковку, на которой производитель указывает область использования товара. Особое внимание необходимо обратить на температуру, которую способна выдержать эмаль.

    Краски на основе акрила быстро просыхают . Это время может варьироваться в зависимости от производителя и составляет от десяти минут до полутора часов. Для полного просыхания одного слоя требуется около пяти часов. Для получения качественного покрытия необходимо избегать попадания воды на поверхность до полного ее высыхания.

    Смеси из акрила имеют густую консистенцию, наподобие сметаны, что позволяет избежать подтеков в период работ. Для продления эксплуатационных качеств следует наносить состав на поверхность, покрытую грунтовочным средством на два слоя. Существенным недостатком считается нестойкость перед механическими повреждениями. Ввиду этого свойства не стоит использовать абразивные чистящие вещества для очистки поверхности.

    Алкидная или акриловая эмаль - что лучше?

    Продукция на основе силикона

    Товары на основе силикона способны сохранять первозданный вид даже при очень высоких температурных показателях. В качестве основного ингредиента применяется силиконовая смола. Ее замешивают при помощи водного или органического растворителя. После окрашивания краска приобретает полуматовый блеск.

    Для ее использования необязательно заранее подготавливать поверхность. Силиконовый состав выдерживает механическое воздействие, что позволяет использовать его длительное время. При сравнении с аналогичными товарами оказывается, что стоимость этой продукции несколько выше. Этот показатель допустимо отнести к недостаткам.

    Товары порошкового типа

    Краски этого вида производятся на основе специального порошка с пигментами, соединенными посредством особых связующих добавок. Этот вид покрытия признан самым прочным и долговечным для радиаторов.

    Но после изучения технологических особенностей становится понятно, что использовать его в быту не получится по ряду причин. Для окрашивания необходимо :

    1. 1. Использовать специальное оборудование. При его помощи краска будет напыляться на радиатор, но его стоимость достаточно велика.
    2. 2. Применять постоянное напряжение. Это требуется для нанесения состава. Порошку дают положительный заряд, а поверхности - отрицательный.
    3. 3. Устанавливать специальную камеру. Изделие помещают в специальную камеру, в которой поддерживается нужный температурный режим, после нанесения состава. Процесс полимеризации протекает при + 170-350 градусах, в зависимости от особенностей смеси для окрашивания.

    После изучения этих особенностей становится понятно, что добиться полноценного процесса окрашивания допустимо только на производстве. Окрасить систему отопления для домашнего использования по этой технологии можно, если в городе найдется автомастерская по кузовным автомобильным работам с таким оборудованием.

    Глянцевая или матовая поверхность

    Любая краска имеет два совершенно противоположных итоговых покрытия: матовый и глянцевый. Какую выбрать для конкретного отопительного прибора, подскажет его поверхность. Чугунные радиаторы старого образца имеют шероховатое покрытие. Чтобы скрыть этот производственный дефект, лучше использовать глянцевые эмали: блеск скроет неровности. Проводить уборку по глянцевой поверхности проще, а эксплуатационный период более длительный.


    Матовая поверхность зрительно выделяет все изъяны изделия. Пористая - такой и останется после окрашивания, что будет способствовать накоплению грязи. Нанесенный на чугунный радиатор матовый состав белого цвета в скором времени приобретет серый оттенок. Мыть эту поверхность достаточно проблематично. Устранить неприятный цвет в этом случае получится только после нового окрашивания.

    Современные приборы отопления имеют идеально ровное покрытие, поэтому для их окрашивания разрешено использовать любые составы. Но при покупке матовой краски следует тщательно изучить этикетку. Иногда производители добавляют в продукцию с матовой основой для стен и потолка мелкодисперсный мел. Присутствие этого ингредиента сделает батареи в скором времени желтыми. Для сохранения естественной белизны радиатора на весь период эксплуатации следует выбирать продукцию с диоксидом титана в составе.

    Инструменты для работы

    Для проведения окрашивания недостаточно купить подходящую быстросохнущую краску без запаха для батарей.

    Получить качественный результат можно при наличии необходимого инвентаря, среди которого должны быть :

    Работать по новому изделию намного проще, чем по-старому. Если требуется обновить покрытие радиатора, который используется по назначению не первый год, то следует вначале удалить старые остатки краски с поверхности.

    Лучшим инструментом для этого считается шлифовальная электрическая машинка с металлической щеткой в виде насадки. Для удаления старого покрытия внутри батареи часто используют строительный фен. Он позволяет размягчить старое сырье и без труда удалить его впоследствии при помощи скребка.

    При отсутствии электроинструмента в доме позволительно использовать смывку-гель, которая продается в строительных магазинах. Смесь наносят на поверхность и ждут указанное на этикетке время. По истечении нужного временного интервала старая краска размягчится и легко снимется шпателем из металла или дерева. При работе желательно использовать перчатки из резины для защиты рук.

    По завершении подготовительных работ приступают к самому окрашиванию изделия. Последовательность действий в этом случае такая :

    1. 1. Подготовленную предварительно поверхность моют и просушивают, затем обезжиривают.
    2. Часто приобретаемые марки продукции

      На рынке строительных материалов представлены товары от разных производителей. Наиболее частым спросом при покупке краски без запаха для батарей пользуются такие марки алкидных эмалей: «Миранол», «Ямайка 90», «Текс» и некоторые другие.

      Среди акриловых красок потребители выбирают марки «Tikkurila», «Барбадос», «Radiator Paint» и другие не менее известные марки. Среди продукции на водной основе спросом пользуется «Тиккурила Термаль».

      Все имеющиеся в продаже марки покрасочного материала отличаются стоимостью, свойствами и цветовой палитрой. Ввиду большого разнообразия каждый потребитель сможет выбрать материал для себя.

      Для сохранения здоровья людей при проведении покрасочных работ дома или в офисных помещениях необходимо применять материал без запаха. Выделяющиеся токсические вещества отрицательно сказываются на здоровье человека, длительно присутствующего в таком помещении.

Отопительные батареи являются неотъемлемым частью практически любого дома, а гармоничное их сочетание с интерьером наблюдается в тех случаях, когда эти сравнительно новые элементы отопительной системы покрыты подходящей краской. В данной статье будет подробно рассказано о том, какие существуют краски для систем отопления, и как правильно выбрать наиболее подходящий вариант.

Необходимость обновления

Срок службы радиаторов из чугуна или алюминия может превышать 50 лет, но если на старых батареях в квартире или кухне краска от времени выцвела и стала вздуваться, то в таком непрезентабельном виде они явно притягивают к себе внимание и вряд ли могут считаться украшением дома.

Решение проблемы путем замены батарей по причине немалой затратности этого способа вряд ли можно считать оптимальным вариантом. А покраска радиаторов заново может стать вполне приемлемым выходом из ситуации.

При этом следует принять во внимание несколько факторов:

  • Далеко не все типы отопительных радиаторов можно окрашивать своими силами в домашних условиях. Зачастую, особенно в случае неверного выбора красителя, он либо быстро пожелтеет, либо облупится в скором времени.
  • Батареи, как известно, изготавливаются из чугуна, алюминия, стали или могут быть биметаллическими. Окрашивание чугунных радиаторов в принципе проблем не вызывает. Здесь все зависит лишь от грамотного выбора краски для этой цели. Зато в случае с алюминиевыми радиаторами, конвекторами либо батареями, выполненными из нержавеющей стали, ситуация выглядит иначе.

Такие элементы отопительной системы окрашиваются порошковым способом на заводе-изготовителе с последующей термообработкой.

Поэтому нанесение поверх заводского красочного покрытия нового слоя краски в домашних условиях становится серьезной проблемой.

  • Подавляющим большинством производителей отопительных радиаторов, изготовленных не из чугуна, попытки самовольной покраски батарей рассматриваются как нарушение потребителем заводской гарантии.

  • Эмалевые красители после своего высыхания покрывают изделия прочным и монолитным слоем, полностью исключающим проникновение воздуха к металлической поверхности. Если же кислород все-таки получит хотя бы незначительный доступ через лакокрасочный слой, то защиту металлоизделия от коррозии следует поставить под вопрос, тогда как именно защитные функции в большинстве случаев являются основной причиной окраски радиаторов.

  • Любопытно, что паспорта на все отопительные батареи содержат категорический запрет, не позволяющий закрашивать выпускающее воздух отверстие на автоматическом воздухоотводчике. То есть, если нанести краску на это отверстие, то в случае необходимости воздух из отопительной системы стравить будет практически невозможно. Это обстоятельство следует обязательно учитывать при выполнении покрасочных работ.

  • Окраска алюминиевых и выполненных из нержавейки радиаторов, в заводских условиях производится порошковыми красителями, которые после их нанесения подвергаются термообработке при высокой температуре в специальных боксах. Понятно, что создание подобных технологических условий на дому не представляется возможным. Обычные же масляные и иные красители по причине их низкой адгезии на алюминиевых и стальных поверхностях долго не продержатся.

  • Надежное окрашивание алюминия требует наличия специального оборудования для этой цели, а также применения эпоксидных грунтовок и эмалей, что обходится весьма недешево. К тому же, отклонения от технологии неизбежно приведут к отслоению вновь нанесенного покрытия. Существует еще метод анодного оксидирования, но он связан со значительными технологическими сложностями и требует определенных познаний.

  • Если у потребителя имеется успешный опыт окрашивания автомобильного кузова и соответствующие задаче лакокрасочные материалы, то можно попытаться окрасить алюминиевые батареи. Но в противном случае от этой затеи лучше отказаться. В таком случае целесообразнее купить новые отопительные элементы, либо прикрыть облупившиеся изделия декоративным экраном.
  • Отдельным моментом являются стальные конвекторы. Они снабжены частым оребрением, выполненным из стальных пластин, нанизанных на пару труб, – так называемой «гребенки». Если попытаться окрасить эти пластинчатые ребра, то возникнет нежелательный эффект резкого снижения теплоотдачи. Добраться до самих труб узкой кисточкой при этом также невозможно. Поэтому от окраски этих поверхностей лучше отказаться.

Подобные радиаторы обычно снабжены железными заслонками и боковыми экранами. Вот эти-то элементы не только можно, но и нужно красить, причем для этой цели вполне подходят обыкновенные термостойкие красители.

Выбор состава

Красящие композитные составы, предназначенные для покрытия ими радиаторов отопления, по своим техническим параметрам несколько отличаются от обычных красителей. Поэтому при их выборе следует принимать во внимание их основные физико-технические и эксплуатационные характеристики в соответствии с рекомендациями специалистов.

Главным критерием такого выбора является термостойкость красителя. Поэтому приобретать для окраски элементов отопительной системы следует лакокрасочные материалы, способные выдержать температуру до +80°С, а для отопительных радиаторов этот показатель должен превышать +100°С. Такие красители обозначаются специальной маркировкой.

Кроме этого, слой краски должен обладать достаточно высокой теплопроводностью, чтобы не снижать теплоотдачу от элементов отопления. Одновременно такая краска должна отличаться большой износостойкостью, не выделяя в процессе нагревания токсических веществ в воздух. Отсюда возникает необходимость в изучении состава красителя при покупке и его подтверждении его соответствия принятым техническим стандартам и требованиям экологической безопасности, принятым в европейских государствах. Это касается импортной краски от европейских производителей.

Если приобретается отечественный продукт, то производитель должен ориентироваться на нормы действующих в России государственных стандартов.

Желательно приобретать быстросохнущую краску, ибо это свойство красителя всегда значительно ускоряет проведение покрасочных работ, ведь обычно принято наносить краситель в два слоя.

Антикоррозийные качества красителя призваны защищать поверхности радиаторов от внешних агрессивных влияний. Это обычно учитывается в процессе производства составов для окрашивания металлических поверхностей.

Некоторые краски издают резкие и неприятные запахи до момента своего полного засыхания , поэтому такие красители лучше выбирать только для работ в тщательно проветриваемых помещениях. Во всех остальных случаях лучше отдавать предпочтение краскам без запаха.

Еще одним аспектом выбора радиаторной краски является ее влагостойкость, необходимая для выполнения влажной уборки с использованием моющих средств.

Для окраски батарей, радиаторов и труб отопительного контура применяются красители на различных основах, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. К термостойким краскам относятся масляные, алкидные, акриловые, силиконовые и порошковые красители.

Масляные краски изготавливаются на основе разного рода органических масел. До недавнего времени масляные красители были практически безальтернативным вариантом композита для покраски радиаторов. Эти краски весьма укрывисты и способны создать на металлической поверхности плотный и достаточно прочный слой, устойчивый к механическим воздействиям разного рода и высоким температурам.

Однако эти красители имеют весьма неприятный специфический запах, не только сопровождающий процесс окрашивания и высыхания покрытых такой краской поверхностей, но и способный проявляться при сильном нагревании в период эксплуатации батарей. К тому же, они образуют довольно плотный красящий слой на радиаторах, что значительно уменьшает полезную теплоотдачу их секций.

Нанесение состава на масляной основе, в отличие от других красителей, далеко не всегда происходит равномерным слоем, а при большой его толщине слой покрытия в процессе эксплуатации растрескивается и отслаивается. Отделанные им поверхности со временем теряют свой первоначальный блеск и желтеют.

Масляные красочные покрытия не способны достаточно эффективно уберечь металл от коррозии, что проявляется в появлении ржавчины на поверхности батарей. К тому же, масляная краска имеет самый длительный период своего полного просыхания, а в процессе ее нанесения редко удается избежать появления подтеков.

Таким образом, за исключением доступной стоимости, масляные краски вряд ли можно считать оптимальным вариантом для окраски радиаторов отопления.

Алкидные термостойкие красители имеют в своем составе пигментные дисперсии и специальные добавки, растворителем для которых служит пентафталевый или глифталевый лак. Их популярность у потребителя обусловлена рядом достоинств, среди которых отмечена надежная защита поверхностей радиаторов от негативных внешних факторов и придание этим поверхностям аккуратного и эстетичного внешнего вида.

Практически все эмали алкидной группы прекрасно выдерживают высокие температуры, возникающие в отопительном контуре. Поверхность, покрытая ими, отличается идеальной гладкостью и ровным глянцем, красочный слой не желтеет от времени и не отслаивается.

Алкидные эмали достаточно износостойки, выпускаются в разнообразной цветовой гамме – от традиционного для радиаторов отопления белого цвета до красной и черной краски. Это при желании позволяет подобрать необходимый цвет под любой интерьер комнаты. Но, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, подобные составы, включающие в себя уайт-спирит, издают неприятный едкий запах, не только сохраняющийся первые несколько дней после покраски, но и способный проявляться некоторое время при значительном нагревании радиаторов.

Период проведения покрасочных работ с алкидными эмалями может продолжаться несколько дней по причине довольно длительного времени ожидания полного высыхания каждого слоя. Существует аэрозольная форма выпуска алкидных эмалей, представляющая собой красящий спрей в баллончиках.

Акриловые эмали нашли широкое применение в сфере окрашивания элементов отопительных систем. Высохший слой такой краски придает поверхности идеально гладкий и ровный вид, внешне немного похожий на пластик. Существенным преимуществом акриловых красок является почти полное отсутствие у них запаха в ходе окрашивания и в процессе эксплуатации отопительных систем.

Приобретая акриловый краситель, следует уделить внимание производителю состава и его назначению, указанному на упаковке. Там же следует изучить температуру при которой краска способна эффективно функционировать, так как далеко не все сорта акриловых красящих композитов выдерживают даже +80 ºС и более высокие температуры.

Акриловые краски отличаются способностью к быстрому высыханию. Время схватывания и полного засыхания таких красителей, обозначенное в инструкции по их применению, может для первого этапа занимать от 10 минут до 1,5 часов и порядка 5 часов до окончательной готовности одного нанесенного слоя. Для получения качественного покрытия, необходимо предохранять свежеокрашенные радиаторы от воздействия на них влаги на протяжении всего времени просыхания краски.

Акриловые красящие растворы по консистенции напоминают сметану средней густоты, не растекаются и не оставляют подтеков в процессе работы с ними.

Для получения нужного эффекта акриловую краску следует наносить на предварительно очищенную и загрунтованную поверхность двумя слоями.

Существенным недостатком акриловых композитов является их невысокая стойкость к внешним механическим и абразивным воздействиям.

Силиконовые качественные композиты способны сохранять свои рабочие свойства даже при нагревании поверхности радиатора до наиболее высоких температур, какие только могут возникнуть в отопительной системе. В основе этих красок находится силиконовая смола, которая замешивается на водных либо органических растворителях. После высыхания слоя силиконовый краситель приобретает полуматовый блеск.

Допускается нанесение силиконовых красящих составов на неподготовленные металлические поверхности. Их долговечность обусловлена стойкостью к механическим воздействиям и истирающим нагрузкам, а единственным значимым недостатком красок этого типа для радиаторов является их высокая стоимость. Поэтому, в сравнении с другими составами, они не столь популярны среди потребителей.

Порошковые краски состоят из особого пигментирующего порошка со специальными связующими добавками. Этот вид покрытия отопительных радиаторов является самым прочным и наиболее долговечным. Однако его применение в квартирных условиях при самостоятельном окрашивании не представляется возможным, так как технологический процесс нанесения таких красителей требует наличия специального дорогостоящего оборудования для этой цели и источника постоянного напряжения. В процессе нанесения такого состава порошку необходимо придать положительный заряд, а покрываемой им поверхности – отрицательный.

Процедура покраски может проводиться только в специальной камере, где по окончании нанесения красящего состава создается определенный температурный режим для его высыхания. Процесс полимеризации порошкового красителя на поверхности радиатора должен протекать при температуре +150 – +170 градусов Цельсия, которая зависит от типа состава.

Все это, естественно, не может быть осуществлено в домашних условиях и является сугубо производственным процессом. Единственным местом, где можно окрасить радиаторы по порошковой технологии, может быть только автомастерская, занимающаяся кузовными работами, в которой имеется комплект оборудования для окраски автомобилей порошковыми эмалями.

Особенности окраски батарей

Оптимальным моментом для окраски батарей вполне естественно считать время проведения в квартире общего ремонта. Проводить такой ремонт, а, следовательно, и красить батареи, принято сразу после окончания отопительного сезона или летом.

Если же попытаться красить теплые или горячие радиаторы во время отопительного сезона, то потребуется перекрыть входной вентиль либо радиаторную термоголовку и дождаться его остывания.

Окрашивание именно горячей батареи при включенном отоплении вызывает появление потеков красителя и его распределение по поверхности полосами, неровным слоем со сморщиванием поверхностной пленки красящего слоя по причине быстрого просыхания растворителя. Особенно ярко такой эффект проявляется при использовании водоэмульсионной краски, когда красящий слой вздувается на поверхностях горячих старых радиаторов.

Если же окраску все-таки понадобилось провести зимой, и отключение отопления не представляется возможным, то для минимизации изъянов краску следует наносить очень тонким слоем. Общеизвестно, что при окрашивании по горячему радиатору, запах краски внутри помещения будет значительно сильнее, а открытие окон для проветривания в холодное время года является проблематичным из-за температуры на улице.

Даже самое старое и высохшее красочное покрытие в большинстве случаев монолитно сцеплено с основой. Поэтому достаточно бывает лишь немного отшлифовать наждачной бумагой поверхность для стабильной адгезии при нанесении очередного свежего красящего слоя.

Если же сквозь старое, протертое и облупленное покрытие проглядывает металл, то шлифовка такого радиатора должна быть более тщательной, чтобы после нанесения нового слоя краски из-под него не было видно сколов или неровностей.

В случае же совсем заскорузлого, облупленного большими площадями покрытия, из-под которого местами виднеется ржавчина, снимать его нужно полностью при помощи металлической щетки и специальных смывающих препаратов. Также следует грунтовать подготовленную таким образом поверхность перед нанесением на нее первого слоя ЛКМ.

Кроме того, можно просто отреставрировать старую краску, нанося на нее вместо равномерного окрашивания некий причудливый узор после предварительного ошкуривания и грунтования.

Если же в помещении установлен алюминиевый комплект радиаторов, то в таком случае целесообразнее купить новые отопительные алюминиевые элементы либо прикрыть облупившиеся изделия декоративным экраном.

Подготовительные мероприятия

Качество окраски батарей непосредственно зависит от правильно выполненной подготовки их поверхностей. Этап подготовительных работ, занимает гораздо больший временной интервал, нежели сама покраска.

Подготовительный этап начинается с тщательной очистки поверхностей радиаторов. Их секции необходимо очистить вручную наждачной бумагой и щеткой, снабженной металлическим ворсом или механически при помощи электродрели с насадкой в виде корщетки.

Такими методами удаляется старый красочный слой, а места, где наблюдается ржавчина, зачищаются до появления металлического блеска. Скопления пыли и загрязнений вытираются мокрой тряпкой, а остатки старой краски следует удалить шпателями и специальными смывающими растворами. Такие растворы наносятся на поверхности радиаторов и накрываются пленкой для их размягчения.

Для ржавых участков следует использовать ингибитор коррозии.

После такой обработки краска легко удаляется с помощью шпателя, шлифовальной машины или металлической щеткой на дрели. Руки желательно защитить при этом строительными перчатками, а дыхательные пути – марлевой повязкой либо респиратором. Затем необходимо выполнить ошкуривание поверхности радиатора наждачной бумагой и ее обезжиривание уайт-спиритом или любым раствором со слабощелочной реакцией. Подойдет 1% раствора нашатырного спирта, соды или бытовых моющих средств.

Далее хорошо очищенная таким образом поверхность покрывается антикоррозионной грунтовкой. Она предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и служит для усиления адгезии краски с поверхностью радиатора. Наилучшим вариантом для этого является грунтовочный композит на алкидной основе.

Выбор грунтовки следует основывать на приобретении именно антикоррозионного состава, о чем, как правило, указывается на его банке. В противном случае, если грунтовать окрашиваемые поверхности иным композитом, весьма вероятно появление новой ржавчины через некоторое время.

Современные производители строительных материалов предлагают потребителю широкий выбор красителей, в состав которых уже включены грунтовка и преобразователь ржавчины. Их преимущество состоит в том, что для их нанесения на элементы отопительной системы не нужна предварительная подготовка основы.

Расчёт количества краски

На упаковке красителя его производители практически всегда обозначают ее средний расход на 1 м2. Все выглядит довольно просто, если требуется окрасить, к примеру, лицевую часть панельного отопительного радиатора. В этом случае, чтобы посчитать расход краски, достаточно определить площадь окрашиваемой поверхности.

Иначе обстоит дело, если целью является покраска чугунных «гармошек». состоящих из нескольких секций.

В технических спецификациях радиаторов отопления зачастую прописывается их общая площадь, которую при желании можно отыскать также и в сети интернет. Там же можно отыскать и специальные калькуляторы, позволяющие рассчитать норму расхода красителя с необходимой точностью и быстротой.

Обычно в таких калькуляторах учитываются параметры чугунных батарей, наиболее распространенных серий «МС» и «ЧМ». Также имеется возможность одновременного вычисления дополнительного расхода материала, если есть необходимость окрашивания примыкающих к радиатору труб и других элементов отопительной системы.

Расходы краски в этих случаях берутся по методу усреднения для основных ее типов, то есть для масляных, алкидных, акриловых и силиконовых красителей.

Приблизительный расход на единицу площади для разных марок красящих композитов, несмотря на некоторые различия, примерно одинаков.

Этапы окрашивания

Таким образом, суть процесса покраски отопительных радиаторов заключается в тщательной очистке их поверхностей от старой краски и обработке ржавых участков ингибитором коррозии, ошкуривании поверхности радиатора наждачной бумагой и ее обезжиривании.

По окончании подготовительного этапа очищенная поверхность покрывается антикоррозионной грунтовкой. Оптимальным вариантом для этой цели является грунтовочный композит на алкидной основе. После схватывания и затвердевания грунтовочного слоя осуществляется окрашивание отопительных приборов избранным для этой цели красителем.

С учетом вышеописанных свойств различных красителей и при использовании несложных материалов и самого обычного инструмента подобную работу легко выполнить своими руками.

Большинство из нас выросло в квартирах с чугунными радиаторами или регистрами отопления. В советские времена такие отопительные приборы ставили «навечно», периодически их ремонтировали, мыли, чистили и красили своими руками. Альтернативы такой батарее практически не существовало. Необходимость иногда возникает и сейчас.

Мы приветствуем постоянного читателя и предлагаем статью о том, как производится покраска батарей отопления своими руками - такой банальный, но в то же время непростой вид ремонтных работ. Все металлические радиаторы и регистры требуют периодической окраски.

С точки зрения здравого смысла и для обеспечения сохранности, окрашивать в обязательном порядке необходимо приборы отопления, которые подвержены коррозии, то есть из стали и чугуна. Но уже давно сложилась традиция, что оконные откосы и подоконные ниши красят в белый цвет, радиаторы также предпочитают белые. В любом небольшом магазине весь ассортимент приборов отопления выкрашен в белый цвет, и только в строительных гипермаркетах изредка можно увидеть алюминиевые или цветные радиаторы.

Чугунные

Когда говорят об окраске своими руками батарей, в первую очередь на ум приходят именно чугунные радиаторы - надежные, тяжелые, «вечные». Если у вас в отопительной системе стоят такие радиаторы и устраивают вас по сохранности обогрева дома или квартиры, то, возможно, не стоит их менять. Если вы живете в многоквартирном доме, то замена системы отопления вообще может привести к разногласиям с теплопоставляющей организацией. В частном доме чугун имеет свои недостатки, но менять его без причин также не имеет смысла. Но периодические очистки и окраски своими руками чугуну необходимы.

Алюминиевые и биметаллические

Самостоятельно окрасить можно также и алюминиевые приборы отопления, и биметаллические, но эта окраска в основном выполняется из эстетических соображений. Для окраски алюминия своими руками необходимы специальные грунтовки. В биметалле стальной сердечник обычно не виден, и красят алюминиевую оболочку.

Медные

Медные батареи окисляются, темнеют и становятся менее привлекательными. Поэтому медные радиаторы и трубы также красят своими руками. Для меди систем отопления применяют специальную грунтовку для цветных металлов.


Можно ли красить горячие батареи

Однозначно - нельзя. Краска, даже алкидная, будет очень быстро сохнуть, буквально «на кисточке». Покрытие при наличии отопления будет иметь много дефектов: застывшие потеки, неравномерная окраска, толстый слой краски, при покрытии очень горячих радиаторов краска просто будет пузыриться, при первой же мойке приборы отопления облезут (или раньше).

Если очень-очень нужно покрасить горячие батареи - необходимо перекрыть краны и подождать, пока батарея остынет до 30 °С. Если в разгаре отопительный сезон и перекрыть нельзя - лучше потерпеть до отключения отопления. Существуют еще специальные краски для нанесения на горячие поверхности, но как при этом покрасить своими руками внутреннюю и тыльную часть - большой вопрос. Даже специальные краски для приборов отопления стоит использовать в аэрозольном виде - это обеспечит равномерное нанесение (с лицевой стороны).

В любом случае покраска своими руками неснятой батареи практически возможна только с лицевой стороны, а значит - это легкий косметический ремонт системы отопления.

Требования к лакокрасочному покрытию

Батареи - достаточно нетипичный элемент интерьера - почти всегда находится на виду, полгода разогреты до температуры 70-90 °C, возле постоянно происходит конвекция воздуха и приносит пыль, на них часто сушат вещи.

Поэтому к краске для радиаторов предъявляются особые требования:

  1. Термостойкость. Краска не должна вспучиваться и отслаиваться в процессе эксплуатации, то есть при отоплении. Очень важно, чтобы краска красиво выглядела в течение длительного времени, не желтела и не теряла цвет - ведь батареи чаще размещают на очень заметном месте под окнами, они играют немалую роль в интерьере.
  2. Не терять цвет, не желтеть, не отслаиваться под воздействием высоких температур из-за отопления и при этом быть безопасной для человека - покрытие систем отопления после высыхания не должно выделять в воздух помещения вредные или пахучие вещества (процесс высыхания не в счет).
  3. Хорошая адгезия. Краска должна обладать хорошим сцеплением с поверхностью радиатора и не отслаиваться при отоплении или при попеременном нагреве-охлаждении.
  4. Покрытие батареи должно создавать плотную воздухонепроницаемую пленку и препятствовать коррозии стальных и чугунных радиаторов. Желательно также, чтобы в состав краски входили ингибиторы коррозии - добавки, тормозящие окисление.
  5. Покрытие должно быть прочным и износостойким, выдерживать сушку вещей и энергичную мойку батарей, в том числе с моющими средствами (неабразивными!).
  6. Достаточная теплопроводность. Краска должна образовывать довольно тонкое покрытие - ведь чем толще слой, тем меньше тепла от батареи передается в помещение.

Виды краски

Много лет назад системы отопления покрывали масляными красками. Через несколько лет они трескались, батареи своими руками красили вторым, третьим... и последующими слоями. В результате через 30 лет радиаторы отопления, надежно изолированные толстым слоем краски, практически переставали греть. Современный ассортимент красок для батарей очень велик и позволяет покрыть своими руками приборы отопления тонким прочным покрытием самых разнообразных цветов, при этом долговечность покрытий может достигать 10 лет.

Краткая характеристика различных красок приведена ниже.

Акриловые

Акриловые красители появились сравнительно недавно. Самые распространенные акриловые краски представляют собой водную эмульсию взвешенных в воде частиц акриловой смолы и пигмента. После высыхания акриловая смола сливается в одну массу, образуя прочный износостойкий слой, прочно удерживающий в себе пигмент.


  1. Покрытие получается гладким, однородным и слегка напоминающим пластиковое.
  2. Яркий цвет батареи сохранится без изменений 7-8 лет, белый не пожелтеет; краска прекрасно переносит повышенную температуру системы отопления, не трескается и не отслаивается.
  3. Покрытие после высыхания становится нерастворимым в воде и в большинстве растворителей, не боится влаги.
  4. Особо стоит упомянуть, что акриловые смеси на батарее высыхают буквально за полчаса, при этом нет резкого, раздражающего дыхательные пути и глаза запаха, как у других красок.
  5. Хорошая адгезия акриловой смолы позволяет применять ее для окраски и стальных, и алюминиевых поверхностей для отопления. Бывают разновидности акриловых красок на основе органических растворителей, качество получившейся поверхности у этих красок лучше, чем у алкидных и водоэмульсионных акриловых красок, стойкость цвета также отличная.

Алкидные

Алкидные краски обладают антикоррозионными свойствами, хорошей адгезией, эластичностью, высокой термостойкостью, образуют ровное гладкое покрытие на батарее, по прочности превосходящее акриловую смолу.

  1. Высыхают алкидные составы в течение суток, испаряющийся растворитель имеет резкий неприятный запах и выветривается еще в течение нескольких дней. Помещение после покраски батареи необходимо интенсивно проветривать. Находиться в нем нельзя - растворитель (особенно при включенном отоплении) не безвреден для человека.
  2. Второй существенный недостаток алкидных составов - невысокая стойкость цветов, через 3-4 года белый цвет начнет желтеть, а цветной - терять свою яркость. Лучше выбирать глянцевую краску - она дольше сохранит белизну или яркость цвета на приборах отопления.


Молотковые

Это современная разновидность акриловых составов. Они образуют очень прочное оригинальное покрытие с интересной фактурой. Поверхность выглядит, как будто ее побили мелким молоточком и покрасили. Неровная, «в крапушку» поверхность хорошо скрывает сколы батареи - особенно это актуально для шероховатого чугунного литья.

Другие виды краски

Для окраски радиаторов своими руками часто используют серебрянку - взвесь алюминиевой пудры в лаке. Серебрянка образует прочное покрытие, устойчивое к повышенным температурам и истиранию. Ее можно наносить на грунтовку и на старое покрытие.

Недостатки:

  • Резкий стойкий запах.
  • Смесь является взрывоопасной - ей следует пользоваться с осторожностью.

Кроме того, радиатор специфического «алюминиевого» вида впишется далеко не в каждый интерьер.

Для приборов отопления применяются также составы на основе силиконовых смол. Они образуют плотное и эластичное покрытие, прочное к истиранию и очень высокой температуре при отоплении. Причем эластичность не зависит от старения состава. Силиконовые составы обладают высокой адгезией к любой поверхности, им не требуется предварительное грунтование. Эти краски также очень неприятно пахнут в процессе высыхания.


Самое прочное эластичное покрытие образуют полиуретановые краски. Эта краска представляет сложную суспензию из пигментов и сополимеров винилового хлорида в полиуретановых композициях. Полиуретановая краска используется для защиты конструкций отопления на открытом воздухе и в промышленных цехах. Она обладает высокой температурной стойкостью, высокой устойчивостью к влажности. Для внутренних работ используется двухкомпонентная краска, образующая красивое глянцевое финишное покрытие.

Применяют также для приборов отопления эпоксидные и пентафталевые эмали.

Какую лучше выбрать

Для интерьера в стиле хай-тек или, возможно, лофт можно выбрать серебрянку. Для других случаев выбирают, исходя из требований к радиатору: износостойкости, необходимости подольше сохранить цвет, месту окраски.

Они привычней и надежней, а современные молотковые вообще очень дорого и интересно смотрятся.

Но если вам хочется своими руками разукрасить батарею в детской или других комнатах и вы не планируете сушить на радиаторе гору пеленок - стоит попробовать акрил: он дает большой простор для творчества. Акрил не выбирают потому, что он еще не очень привычен - сама мысль о том, что можно покрасить своими руками водоэмульсионкой батарею, пока нова. Акрил на водной основе к тому же почти не пахнет и быстро сохнет (особенно, если включено отопление).


Самые долговечные - полиуретановые краски и акриловые составы на органических растворителях.

Советы по выбору цвета радиатора - очень неблагодарное занятие. Мы привыкли к традиционному белому цвету, но в современных интерьерах прекрасно смотрятся приборы отопления одного цвета со стенами или наоборот - яркие, разрисованные узорами или стилизованные под картинку, зверушку или еще что-нибудь.

Цвет зависит от вкуса владельцев и назначения помещения - в строгой классической гостиной уместен будет белый цвет или стилизация «под старину», в детской можно дать волю фантазии, в ванной и на кухне - белый радиатор придется мыть в два раза чаще, чем тонированный в цвет стен. Выбор, как правильно раскрасить своими руками радиатор, - за вами.

Необходимые инструменты для покраски батареи

Для покраски радиатора отопления вам понадобятся:

  • Кисти с натуральным ворсом - прямая и небольшая изогнутая.
  • Наждачная бумага.
  • Болгарка или дрель с проволочной щеткой-насадкой.
  • Шпатель.
  • Смывка.
  • Средство для смывания смывки.
  • Грунтовка.
  • Щетка по металлу с металлической щетиной.
  • Краска.
  • Возможно, краскопульт.
  • Средства ИЗ - костюм, респиратор, очки, перчатки.
  • Ветошь.


Подготовительный этап

Качество окраски батареи в первую очередь зависит от подготовки поверхности. До нанесения грунтовки необходимо выключить отопление, своими руками очистить радиатор от старой краски, пыли, грязи и тщательно обезжирить. Участки старой краски, которые очень прочно сцеплены с поверхностью, не отслоились и не потрескались, удалять необязательно.

Методы удаления пыли и жира

Бывший в употреблении радиатор отопления необходимо тщательно помыть и обезжирить. Обработать теплой водой, если есть пятна бытового жира - помыть с хорошим средством для посуды. Иногда в труднодоступных местах можно удалить грязь пылесосом, но прилипшие пылинки с батареи он вряд ли удалит.

Особое внимание пятнам всевозможных технических масел (батарея лежала в гараже, капнули при транспортировке) - такие разводы убираются только растворителями, уайт-спиритом, ацетоном, бензином. До нанесения грунтовки поверхность должна хорошо высохнуть.

Очистка от старых покрытий краски механическим способом

Механическое удаление старой краски - удаление краски с батареи вручную с помощи наждачной бумаги, щетки по металлу или с помощью дрели/болгарки со специальными насадками. В некоторых местах батареи до краски дотянуться сложно, очистка хотя бы одного радиатора своими руками занимает много времени и терпения, поэтому чаще используют химический способ.


Самый лучший способ избавиться от старой краски на приборах отопления - пескоструйная обработка. Некоторые фирмы, занимающиеся отоплением, такие услуги как раз и оказывают.

Как избавиться от старой краски химическими средствами

Химический метод удаления старого покрытия с прибора отопления убыстряет и облегчает подготовку радиатора к грунтовке и покраске.

Существует большое количество эффективных разновидностей смывок для всех разновидностей красок:

  • Алкидных.
  • Масляных.
  • Перхлорвиниловых.
  • Битумных.
  • Полиуретановых.
  • Эпоксидных.
  • Латексных и многих других составов.
  • Для снятия порошковых составов с металла.
  • Универсальные средства.

Следует иметь в виду, что почти все эти средства не очень безопасны, часто горючи и не предназначены для использования в доме или квартире. Все работы по очистке, грунтовке и покраске батареи лучше выполнять за пределами жилья - в гараже, сарае или под навесом.

При точном соблюдении инструкции эти средства относительно безопасны, но в любом случае очки, перчатки и при необходимости респиратор обязательны.

При расчете количества средства на одну батарею отопления следует иметь в виду, что один слой размягчает 1-2 слоя краски, и если их много, то и средства понадобится много. Площадь секции чугунного радиатора равна 0,244 м².

Обрабатывать батарею придется несколько раз. Рассчитать площадь поверхности батареи сложно - имеет смысл покупать смывку с некоторым запасом.

Для размягчения краски на поверхность радиатора наносят смывку и закрывают полиэтиленом. Выдерживают нужное количество времени согласно инструкции, аккуратно счищают краску шпателем, затем щеткой. Если слоев краски много, то операцию придется повторить несколько раз.

Затем поверхность батареи обрабатывают указанным в инструкции средством, протирают, промывают, сушат.

Термический способ

При этом способе применяют нагрев с помощью паяльной лампы или строительного фена. На металле такой способ практически не работает.

Для любителей поэкспериментировать сообщаем - резкий нагрев может привести к трещине в чугунной батарее и «волнам» металлических листов, из которых сделаны современный радиаторы. Да и пятна окалины на поверхности чугуна и стали прибора отопления вас не порадуют.

Правила грунтования поверхности

Перед грунтованием поверхности прибора отопления необходимо тщательно убрать смывку для краски с помощью предусмотренного в инструкции средства, смыть пыль и лоскутки краски и тщательно высушить радиатор. Затем специальной шпаклевкой заделывают дефекты и грунтуют. Имейте в виду, что и шпаклевка, и грунтовка, и каждый слой краски уменьшает теплоотдачу радиатора при последующем включении отопления.

От качества грунтования батареи зависит прочность сцепления краски с радиатором (адгезия).

Для чугуна и стали выбирают средство для металла с антикоррозионными добавками и подходящее в качестве основы для краски.

Техника качественного окрашивания своими руками

Традиционная и проверенная временем технология качественного окрашивания батареи предусматривает двукратное нанесение тонких слоев краски. Следует иметь в виду, что для большинства красок грунтование элементов отопления является желательным, но необязательным этапом.

Не забывайте про применение средств индивидуальной защиты:

  • Перчаток.
  • Очков.
  • Респиратора.
  • Плотной одежды с длинным рукавом.

До окрашивания очистите радиатор от грязи, а затем обезжирьте и высушите батарею (обязательно в таком порядке). Не забудьте предварительно выключить отопление.


Общая технология окрашивания

Качественную окраску всегда производят в два слоя. До нанесения второго слоя первый слой на батарее должен высохнуть. При таком порядке не будет непрокрашенных мест, потеков, неравномерной окраски. Радиаторы отопления окрашивают либо кистью, либо аэрозолем, либо с помощью распылителя. Для прокраски труднодоступных мест существуют изогнутые кисти. Окрашивание производят, начиная с внутренней части батареи, - так меньше краски попадет на руки.

Для лучшей окраски необходимо окрасить одну сторону батареи, высушить, перевернуть, окрасить вторую. Затем таким же способом наносят второй слой.

Качественно окрасить радиатор можно только в снятом его состоянии и при отключенном отоплении . Если снять невозможно - стоит зачистить, маленькой кисточкой покрасить поврежденные места и прокрасить с лицевой стороны из аэрозольного баллончика или краскопульта.

Окрашивание алюминиевых радиаторов

Алюминиевые батареи (и биметаллические) имеют неотслоившееся заводское покрытие с отдельными повреждениями. В таком случае необязательно его удалять полностью, достаточно зачистить своими руками поврежденные места и покрасить аэрозольной автоэмалью.

Для алюминия можно использовать все те краски, что применяются для черных металлов. Только грунтовка должна быть специальной - для цветных металлов.


Окрашивание медных радиаторов

Медь со временем темнеет. Поэтому ее грунтуют грунтовкой для цветных металлов (свинцово-суриковая № 81; уретановые; ХС-010, ГФ-032, ГФ-073, ФЛ-03К, ФЛ-03Ж, ВЛ-02, ЭП-0126, УР-0116, ЭФ-094).

Для окраски медных поверхностей батарей применяют те же краски, что и для алюминия, стали, чугуна.

Нередко медь покрывают лаком с алюминиевой подрой или просто лаком (лаком ВЛ-51 или этинолевым). Акриловыми красками на водной основе для систем отопления обычно не пользуются.

Интересные идеи окраски батареи

Интересных идей оформления радиаторов отопления множество. Существует две основных тенденции при окраске батарей: под цвет стен или сделать ярким акцентом в дизайне.

Художественная роспись

Помимо однотонной окраски, популярным становится художественная роспись приборов отопления акриловыми красками (или любыми другими) и декупаж.

Вариантов росписи батареи множество:

  • Под животных.
  • Картинки из мультиков.
  • Растения-птички-цветочки.
  • Вариации на тему радуги.
  • Геометрические узоры.

Еще больше ярких вариантов отделки дает декорирование батарей в технике декупажа. При этой технике на декорируемую поверхность прибора отопления наклеивается клеем ПВА рисунок - верхний слой салфетки, рисовая бумага с рисунком. Затем рисунок сушится, если есть необходимость - дорисовывается, покрывается прозрачным лаком. Техника декупажа батареи подробно указана на видео.

Покраска под старину

Под старину батареи раскрашивают под золото, медь или серебро с патинацией самыми разными узорами. Стильно смотрится медная система отопления, покрытая лаком или лаком под золото.

Можно своими руками отделать радиаторы отопления лепниной из самозатвердевающей массы, а затем раскрасить. Массу выпускают окрашенную в разные цвета, в том числе серебристую, золотистую, металлик.

И, наконец, существует целая серия громоздких декоративных батарей на ножках для интерьеров в стиле ретро. Эти приборы отопления самых невообразимых цветов и узоров. Красить их в ближайшие 15 лет не придется - очень стойкое покрытие наносится на заводе.

Заключение

Если у вас, наш дорогой читатель, возникла необходимость взяться за покраску своими руками батарей отопления, дайте волю фантазии и смело беритесь за дело - наша статья вам поможет. Успеха во всех ваших ремонтных начинаниях. Подписывайтесь на нашу рассылку, приводите на сайт своих друзей, делитесь информацией в соцсетях.

Бывают случаи, когда покраска батареи отопления является не просто прихотью хозяев, а действительно необходимостью, вызванной теми или иными факторами.

Так, агрегат следует покрыть красящим составом, если:

  • приобретен новый отопительный прибор. У многих жильцов очень часто возникает вопрос касательно того, как покрасить чугунную батарею, поскольку устройства из этого материала часто поставляются неокрашенными;
  • было принято решение выполнить ремонтные работы с целью обновления интерьера помещения;
  • в процессе эксплуатации отопительный прибор утратил нормальный внешний вид и превратился с устаревший агрегат с облезшей краской. Особенно это касается традиционных батарей из чугуна, которые были так популярны в прошлом веке.

Кроме того, очень важно, чтобы покраска чугунных батарей никак не повлияла на показатели теплоотдачи прибора, иначе производительность работы оборудования существенно снизится.

Перед тем как подготовить батарею к покраске, следует запомнить, что выполнять предварительную очистку требуется не только старой, но и новой батареи, где всегда найдутся некоторые неровности и грязные участки. Поверхность радиатора необходимо как следует зачистить, а после этого обезжирить.

  1. Слой старой краски не имеет каких бы то ни было трещин и сколов. Это означает, что предыдущая покраска радиаторов отопления была выполнена максимально правильно, поэтому в таком случае можно приступать непосредственно к нанесению свежего покрытия.
  2. В том случае, если поверхность батареи имеются небольшие участки со сколотой и облупившейся краской, это означает, что эти области требует зашкурить, чтобы получить гладкую поверхность, а уже затем выполнять покраску.
  3. При условии, если старое покрытие сошло почти полностью, окраска батарей отопления может выполняться только при условии серьезной подготовительной работы, где потребуется применение щетки, оснащенной железным ворсом, либо особого смывочного раствора с добавлением некоторого количества щелочи.

Случается так, что на старом радиаторе появляются участки, подвергшиеся воздействию ржавчины. В этом случае можно воспользоваться разного рода уничтожающими этот налет составами, которые всегда есть в наличии в любом строительном магазине.

Современный строительный рынок предлагает широкий ассортимент красок и цветовых решений для них, поэтому выбор того, чем лучше покрасить батареи отопления, зависит обычно от предпочтений самих хозяев.

Однако, выбирая красящий состав, следует принимать во внимание следующие рекомендации:

  • выбранная краска должна стойко переносить высокие температурные воздействия (от 80 до 90°С);
  • выбирая, , следует понимать, что состав должен иметь однородную структуру и иметь хорошие показатели износостойкости, чтобы не потерять свой привлекательный внешний вид во время эксплуатации;
  • крайне важно сделать краску устойчивой к появлению на поверхности радиатора различных вредных образований наподобие коррозии.

Зачастую специалисты, отвечая на вопрос касательно того, чем и как покрасить старые батареи, советуют использовать различные типы эмалей, соответствующие всем вышеуказанным нормам. При этом стоит различать составы по их техническим особенностям.

После того, как поверхность батареи была должным образом обработана, на нее обязательно требуется нанести грунтовочный слой для того, чтобы краска лучше сцеплялась с прибором.

При нормальном состоянии краски без видимых изъянов, если слой всего один (или два) и лежат они ровно, можно красить сверху, не снимая старое покрытие. Необходима только предварительная обработка.

Если вы хотите красить алюминиевую или биметаллическую батарею, в которой вас не устраивает только цвет, подумайте хорошо, стоит ли портить хорошее покрытие. Может, стоит в таком случае закрыть радиатор экраном? И еще один момент: если радиаторы у вас на гарантии, то после покраски завод (или продавец) в гарантийном ремонте откажет. Даже если причина совсем другая.

Если хотите получить окраску, похожую на «фабричную» обратитесь в специализированное СТО. Они красят авто по той же технологии. Может согласятся покрасить ваши радиаторы

Если необходимость покрасить алюминиевый или биметаллический радиатор все же есть, лучше обратиться в специализированную автомастерскую. Только они смогут профессионально помочь. Если хотите все сделать своими руками, воспользоваться можно краской для машин в баллончике. Но при таком варианте есть вероятность, что в тех местах, где к радиатору часто прикасаются, верхний слой будет стираться, хотя зависит от качества автоэмали и стартового покрытия радиатора.

Если все-таки решили воспользоваться автоэмалью, работать нужно на горячих батареях. И чем горячее, тем лучше. Время высыхания при 130oC - 20 минут, при 60 oC- 40 мин, а при 20 oC - месяц.

Важное условие: во время работ и все время, пока краска сохнет, окно должно быть открытым, двери в другие помещения - закрытыми. Приводите работы в маске и перчатках.

Все вокруг придется закрыть бумагой, старыми тряпками. Баллончик вещь хорошая, но чуть не туда повернул, и все окрашено в тон радиаторов… Во время работы соблюдайте расстояние, которое нужно для равномерного распыления - это примерно 20-30 см, но на упаковке написано точно. И вообще, еще до покупки, внимательно прочитайте и инструкцию и рекомендации по использованию. Так вы поймете, сможете ли обеспечить требуемые условия нанесения краски.

Порядок тот же: начинайте с внутренних поверхностей, потом пройдитесь по наружным сверху-вниз. Не стремитесь с первого раза добиться идеальной окраски. Это практически нереально, особенно если базовый цвет белый, а на него наносится какой-то яркий оттенок. Если слишком долго держать струю на одном месте, появятся наплывы и потеки. С ними гораздо сложнее бороться, чем с непокрашенными местами. Лучше после полного высыхания нанесите еще один или два слоя. Результат будет лучше.

Чаще всего в окраске нуждаются чугунные батареи старого образца. Работы, однозначно, лучше проводить после окончания отопительного сезона: и безопаснее для вас, и качественнее будет окраска. Тогда порядок такой:


Тут вариантов может быть два. Если есть заводское напыление эмали, лучше воспользоваться баллончиком с автоэмалью. Если краска обычная, порядок действий как для чугуна. С той лишь разницей, что лицевую панель проще будет красить валиком, а не кисточками.

Но в панельных радиаторах нужно менять еще и цвет решеток. Их уже нужно будет красить кисточками. Если на решетках есть ржавчина, их стоит в первую очередь зачистить, потом обработать преобразователем ржавчины, загрунтовать (составом с антикоррозионным эффектом), и лишь потом красить. Все эти средства проще всего купить на авторынке - там их много в разной фасовке.

Кистью или пылесосом удаляется накопившаяся пыль, мелкий мусор.

Моющим средством тщательно промывают все внутренние и наружные поверхности.

Удаляют старый красочный слой одним из 3 способов:

  • смывают химическим составом;
  • удаляют механически с помощью дрели и специальных насадок – щеток;
  • размягчают старую краску строительным феном или горелкой, снимают шпателем.

Химические составы для удаления старой краски (смывки) выпускают в виде жидкости или аэрозолей.

Важно! Выбирая смывочный раствор, обратите внимание на состав: он должен включать компоненты, предупреждающие коррозию.

Размягченный красочный слой снимают шпателем, подойдет и тряпка. Удаление краски без размягчения делают при помощи дрели с насадкой-щеткой с металлическими зубьями. Отчистив старую краску, поверхность обеспыливают: вручную – кистью, щеткой или пылесосом.

Поверхность радиаторов ошкуривают до металла. Эту работу можно выполнить вручную, наждачной бумагой, но быстрее и качественнее бывает очистка с помощью шлифовальной машинки.

Обеспыленную поверхность обезжиривают, если планируется покраска алкидными составами – бензином или уайт-спиритом, при окраске акрилом – ацетоном.

Грунтовка

Перед грунтованием изъяны, крупные неровности шпаклюют. Применяют шпаклевку по металлу, рассчитанную на высокие (от 80 °С) температуры (эпоксидную, автомобильную). Высохший слой ошкуривают, обеспыливают и обезжиривают.

Грунтовку подбирают в соответствии с краской. Некоторые производители разрешают вместо грунта использовать разжиженную водой или растворителем краску (5% от объема). Подробно этот момент должен быть описан в инструкции к краске.

Окрашивание

Чтобы правильно покрасить батарею, нужны кисти-флейцы: средней ширины с прямой ручкой и узкая с изогнутой ручкой.

Внимание! Вместо флейца с изогнутой ручкой можно сделать тамповку из куска поролона, закрепленного на проволоке. Проволоку легко загнуть под нужным углом, все труднодоступные места легко прокрасить.

Загрунтованное металлическое основание практически не впитывает краску.

Поэтому, чтобы избежать потеков, на кисть набирают немного краски, тщательно распределяют ее по поверхности тонким слоем.

Баллон с аэрозольной краской держат вертикально на расстоянии 30 см от поверхности, наносят состав зигзагообразным движением.

Последовательность окрашивания – тыльные поверхности сверху вниз, затем верх, боковые и внутренние части, в последнюю очередь – лицевую сторону и низ батареи.

Второй слой краски наносят по просохшему первому слою.

Приветствую тебя, уважаемый читатель!

Во многих квартирах ещё остались чугунные батареи. Это не значит, что «старье», «древность» и т.п. и необходимо срочно от них избавиться. Это самый простой вариант. Если вы не сторонник примитивных решений и готовы эксперементировать – эта статья для вас.

Сегодня я постараюсь вас убедить, что можно из старья сделать конфетку.

Для этого нужно просто преобразить ваши отопительные приборы и это возможно сделать самостоятельно. Как покрасить батареи отопления и расскажу сегодня. Занятие это сложное и трудоёмкое, но оно того стоит.

Перед тем как решиться на самостоятельную покраску батарей в доме, помните, что не все поверхности к этому пригодны. Осмотритесь и выясните, какие радиаторы у вас. Если чугунные или радиаторы старого образца с множеством наборных ребер – вперед!

Итак, ёжику понятно, что перед тем как начать красить, нужно определиться, чем красить. От того, на чем мы остановим свой выбор, и будет зависеть конечный результат нашей работы. Если до недавнего времени применяли лишь белый цвет, то сейчас цветовая гамма очень обширна и разнообразна. Можно не просто обновить внешний вид вашей батареи, но и создать неповторимый интерьер помещения.

Поделиться