Адвайта веданта читать. Психотерапевтическая метафора и адвайта веданта. Как поклонение адвайтистов отличается от оного в других школах веданты

Название: Адвайта («не-два»)
Основатель: Даттатрейя, Шри Ади Шанкарачарья (условно)
Основные священные тексты:
Упанишады, Веды, Брахма-сутры, Бхагавад-Гита, Вивека Чудамани, Трипура Рахасья, Йога Васиштха

Адвайта — название старейшей из всех школ Веданты. Адвайта утверждает, что реальная сущность индивидуальности — ни что иное, как сам Бог (Брахман – санскр.). Это учение основывается на утверждениях Упанишад «Ахам Брахмасми» (Я Есть Брахман). Душа никогда не была отделена от Бога, кажущаяся отделенность — не более, чем иллюзия, которую предстоит разрушить в процессе духовной практики.

Основные постулаты Адвайты были определены в комментариях, написанных святым философом Шри Шанкарачарьей, жившим в VII-VIII в. До Шанкарачарьи учение Адвайты передавалось, главным образом, при помощи устных наставлений от мастера к ученику – именно в форме диалога между учеником и его учителем записаны наставления святого Даттатрейи Парашураме и риши Васиштхи – принцу Раме.

Единство души и Бога — наиболее важное положение Адвайты. Адвайта говорит о том, что весь мир – проявление Божественного сознания, как и все существа и феномены, созданные в нем. Индивидуальная душа, захваченная внешними объектами, направляет свое внимание вовне, перерождаясь много раз для удовлетворения своих желаний и привязанностей. Но однажды, испытав пресыщение и видя бессмысленность постоянно возникающих желаний, она обращается к поиску того, что нетленно и составляет основу и смысл существования. Так начинается ее духовная практика – удивительное путешествие к Богу.

В процессе этого ей предстоит познать, что рождение и смерть, смена эпох – не более, чем игра для Бога-творца, посредством которой он хочет привести к самосознанию живых существ. Проделав длинный путь, душа осознает, что божественность — ее первооснова — никогда не покидала ее, и отбрасывая мишуру
постоянно меняющейся личности, сливается с Богом, достигая просветления и святости.

Практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они позволяют дисциплиновать ум от постоянных отвлечений и энергию от регулярных потерь и загрязнений, и направить их внутрь — на памятовании о Боге. Адвайта – необычайно глубокое учение, которое прямо указывает на Истину, в обрядовости и практике видя лишь вспомогательные методы для ее постижения. Адвайта говорит о том, что есть много путей к Богу, но цель этих путей одна – Богопознание.

Начнём с того, что такое адвайта веданта. (Что такое психотерапевтическая метафора - вы знаете. А я ещё и напомню разок).

Адвайта веданта – это одна из многочисленных индийских философских школ. Как на Западе были неоплатоники или эпикурейцы, так, на востоке (в Индии) были тоже свои философские школы. Так вот – адвайта веданта – одна из них, идеалистического, причём, толка.

(Да, в Индии были не только философы-идеалисты, были там и философы-материалисты. Оттого и существенное уточнение).

Этот факт (что в Индии были а-теисты) очень удивляет и даже горько разочаровывает тех новичков, которые привыкли воспринимать Индию по аляповатым картинкам в уме – страну коров и поголовно истово верующих в Бога (или богов) – блаженных хиппи. Нет. В Индии были материалисты (атеисты) и это – хорошо.

«Почему же это – хорошо?» – спросите вы. Почему вы разрушаете наш миф об Индии-Шамбале, «рае на земле». Заповеднике монастырей и непуганых вероучений.

Потому что именно-то «непуганая» вера – и не стоит ни гроша. Вот почему! Да такого и быть не может, чтобы вера где-то была непуганой.

Когда-то монашествующего с 36 лет советского философа А.Ф. Лосева спросили: «Для чего философия, когда есть вера?» Он ответил: «Чтобы лучше понимать веру. Без понимания - вера превращается в ложное обрядопочитание».

адвайта веданта

Главный тезис философии адвайта веданты звучит так: «Бог – реален. Мир – нереален. Бог и человеческая душа – одно».

Теперь условимся, что вместо слова «Бог» в индийской философии употребляют всегда слово Брахман. Итак, Брахман и только он – реален.

Так же как и Лосев, философы-индусы стремились к пониманию Брахмана – пониманию и постижению единственной реальной реальности. Но стремились они понять его – сидя на земле, пребывая в этом мире.

Получается парадокс невозможного: «Как понять реального Брахмана, если ты пребываешь в мире, который нереален?»

А что такое вообще: «реальное-нереальное»?

Вот какие существуют в философии уточняющие замены словам «реальное-нереальное»:

    Реальное – оно же: реальность – истина – истинное – сущее – существующее – ничем и никем не обусловленное – беспричинное – вечно-неизменное – подлинное – совершенное ;

    Нереальное – оно же: иллюзия – неистинность – не-сущее – несуществующее – обусловленное чем-то – детерминированное – вечно становящееся-изменчивое – подобие подлинного – несовершенное .

Я перечислила эти ряды слов для того, чтобы сразу убрать любимую фразу «критиков» о том, что «как же мир нереален, когда кирпич падает на голову и это больно».

Мир не реален не в том смысле, в каком это понимает наш профанный язык и наше профанное воображение.

Мир не-реален в том смысле, что он – несовершенное подобие подлинного, он изменчив, он подвержен разрушительному течению времени.

Он сегодня – один, завтра – другой. Поэтому на него нельзя опереться. Опереться можно только на что-то реальное, неизменное, на ту устойчивую «точку опоры», благодаря которой «переворачивают» ту самую «землю». Чтобы дверь вращалась, нужны неподвижные дверные петли – как сказал Витгенштейн.

Даже в профанном языке есть это инстинктивное верное понимание «реального». Вот, например, «реальный пацан» – это пацан, на которого можно опереться. Не так ли? Неподвижные дверные петли.

Итак, вернёмся к познанию, постижению реального Брахмана. Или к тому, что Лосев называл

«Необходимость философии для лучшего постижения веры» .

И вот ты пребываешь в мире: в философском понимании этого смысла – иллюзорном, то есть – в искажённом подобии некоего подлинника, не обладающим (в философском смысле этого слова) Бытием, все смыслы и значения которого – изменчивы, текучи, обманы и ложны.

Как же, сидя в таком мире – познать Брахмана, который единственное – подлинное бытие.

Наши язык и мышление – они полностью детища этого мира, очень несовершенные инструменты для познания Истины. Да для всего.

И вот тут возникает способ, уловка, хитрый инструмент – учение об использовании двух приёмов:

Адхъяропа и Апавада

Запомните эти слова и как ими пользоваться (ниже). Потому что вы теперь будете разговаривать со своими клиентами на сеансе психотерапии или психокоррекции, используя адхъяропу и апаваду попеременно.

Только так вы не заблудитесь в дебрях нашего несовершенного языка и только так сможете вывести вашего собеседника на ценный инсайт.

Разбудить его душу, которая как мы помним – Брахман.

В противном случае: пустые споры языком, горячие псевдологичные дискуссии, отвлечение от темы беседы, жалкие попытки в сотый раз объяснить «что я имел в виду»...

Что такое Адхъяропа?

Адхъяропа – это атрибуция чего-то Брахману. Это ответ на вопрос: «Брахман – он какой?» (Он как что?»).

Атрибут – это признак, имя прилагательное, описание.

Атрибуция – описание, приписывание кому-то или чему-то каких-то качеств.

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий.

Что такое апавада?

Апавада – это отрицание только что сказанного.

Вот я сказала, что из примера Витгенштейна следует, что Бог (или подлинное бытие) это неподвижные дверные петли.

Это – адхъяропа.

И тут же я говорю: «Но тем временем, вы должны понимать, что Бог – это, конечно же, не дверные петли».

Это – апавада.

Виртуозное владение адхъяропой-апавадой можно встретить в текстах «Упанишад».

Как только мы используем какую-то яркую метафору для описания Бога, мы тут же и берём свои слова назад и говоря: «но это на самом деле не так!»

Ведь «знание, полученное при помощи слов, подобно пальцу, указывающему на объект. После того как объект усмотрен, палец убирается, чтобы ненароком не быть принятым за объект познания».

Мысль о том, что «Бог – это неподвижные дверные петли» – это знание, полученное при помощи слов.

Как только вы поняли «что я хотела сказать», посмейтесь над моей метафорой, чтобы не превратить её в культ, в «непогрешимый догмат веры».

То был поражен ее глубиной, стройностью и мощью. Основа этого учения в том, что мир нереален, а реален лишь Брахман (Бог, Абсолют, Сознание, Тотальность и т.д.), который идентичен индивидуальной душе: «Ты не ум. Это аксиома, что воспринимающий не может быть воспринят. Ты можешь воспринимать своё тело, следовательно, ты не тело. Ты можешь воспринимать свои мысли, следовательно, ты не ум. То, что не может быть воспринято или понято, - это то, что ты ЕСТЬ ».

На этом положении построено очень последовательное философское мировоззрение, иметь представление о котором полезно каждому.

Здесь мы сосредоточимся, главным образом, на одном аспекте адвайты - ее отношении к концепции «свободы выбора ». Волен ли человек в своих мыслях и поступках? Властен ли он над своими действиями? Способен ли он к независимому , непредопределенному выбору?

Для лучшего понимания привожу высказывания ныне покойного известного индийского учителя адвайты Рамеша Балсекара . Начнем, собственно, с самого Брахмана, которого Балсекар предпочитает называть Сознанием или Тотальностью . Итак:

1. Все есть Сознание; нет ничего, кроме Сознания. Все феномены суть лишь формы Сознания.

Сознание поставило эту пьесу. Сознание написало сценарий. Сознание играет все роли. И Сознание является свидетелем этой пьесы. Это театр одного актёра.

В этой драме жизни Сознание - исполнитель и режиссёр всех ролей миллиардов человеческих существ. Любого персонажа играет Сознание.

Окончательная истина проста: все вещи существуют в Сознании, все вещи вытекают из Сознания, все вещи СУТЬ Сознание, потому что Сознание - это все, что есть .

Наш феноменальный мир - это не совокупность сущностей. Это единый тотальный процесс , в котором вещи, включая людей, являются не объектами, а событиями .

Как волны, вздымающиеся на поверхности воды, не обладают независимым существованием, но есть все та же вода, так и проявленные феномены есть видимая сотворенная форма или тело Непроявленного.

2. Организмы - это инструменты, созданные Сознанием таким образом, чтобы они могли производить определенные Сознанием действия, наподобие «марионеток на веревочках».

Организмы созданы с определёнными заданными свойствами так, чтобы могли совершаться те или иные определённые действия.

Миллиарды человеческих организмов - просто инструменты, посредством которых действует Бог, или Тотальность, или Сознание. Это единственная сила, которая действовала все эти тысячелетия, та самая сила, которая действует сейчас и будет действовать впредь. Иллюзия - думать, будто это мы делаем то, что мы делаем.

Непреложным и незыблемым фактом остаётся то, что нет такого человека, который мог бы совершать какие бы то ни было действия по собственной воле, так же как это не дано марионеткам на верёвочках.

Максимум, что можно сделать на пути духовного поиска, - прочно удерживать в уме важнейшие факты:

1. У человека нет существования, отделённого от проявленной тотальности.

2. Как индивид он не располагает ни свободой выбора, ни инициативой в окружающих его обстоятельствах.

3. Следовательно, любое усилие или борьба, не направленные на удерживание в памяти этих фактов, - не более чем упражнение в тщетности.

Вопрос «Как прожить свою жизнь?» с самого начала поставлен неверно. Как кажущаяся сущность, человек не проживает свою жизнь, но сам ПРОЖИВАЕТСЯ, подобно марионетке на верёвочках. Все его попытки «жить своей жизнью» - не более чем реакции на импульсы, порождённые психофизическими условиями, над которыми у него нет никакого контроля. Все его акты якобы свободной воли - всего лишь фантазии искусственно созданного «я», которое верит, что управляет своей жизнью по собственной «свободной воле».

3. Все происходит лишь по воле и сценарию Сознания, абсолютно предопределено причинностью и не может происходить как-то иначе.

Всё, что происходило, происходит, и будет происходить, может происходить лишь согласно Его Воле.

Всё, что происходит в настоящий момент, необходимо.

Какое бы действие ни происходило, ешь ли ты мороженое или медитируешь, в это мгновение ты не можешь делать ничего другого.

Если изменения необходимы, они произойдут. И если что-то изменяется, и ты начинаешь делать что-то новое или прекращаешь что-то делать, нет нужды чувствовать себя виноватым. Всё это - часть функционирования Тотальности.

Что должно произойти, произойдёт неизбежно, без исключений. И никакая интенсивность предполагаемого волеизъявления какого-то предполагаемого индивида ни в малейшей степени не повлияет на неумолимую причинность Тотальности. Никто не может проявить волю иначе, чем ему положено Тотальностью!

Все изменения, которые необходимы, - происходят. То, что происходит, должно произойти. Единственное, что нужно «сделать», - прекратить сомневаться . Это истинная вера .

4. Свобода выбора и свободная воля - это иллюзия. На самом деле любое действие, мысль, как и любые «выбор» и «воля» безличны и определены внешними стимулами. Мы называем поступки, мысли, достижения «своими», потому что от рождения привыкаем считать себя отдельными существами. Однако, мы не живем своей жизнью - мы «проживаемся» Сознанием. Никто и ничто не имеет существования, отдельного или независимого от безличного Сознания. Поиски смысла и цели жизни бесполезны, потому что все события нашей жизни - есть лишь игра нечеловеческого безличного Сознания.

У тебя нет выбора, только иллюзия такового.

Ты просто инструмент, посредством которого действует Сознание.

Не может быть никакой свободной воли. Бог не может позволить шести миллиардам людей иметь свободную волю и при этом поддерживать во вселенной какой бы то ни было порядок.

Волеизъявление и ответственность напрасно присваиваются индивидом действиям и событиям, которые в действительности все следуют предопределению того, что зовётся причинностью, или судьбой.

Мы чувствуем, что можем поступать по собственной воле, и всё же глубоко внутри мы знаем, что существует порядок бесконечно более мощный, чем тот, который будто бы определяет нашу жизнь.

Твоя жизнь - всего лишь последовательность автоматически обусловленных рефлексов, весьма далеких от обдуманных и целенаправленных проявлений свободной воли, которые ты усматриваешь в ней.

Ты можешь думать, что ты что-то делаешь. Уверяю тебя, что это не так. Нет индивидуального деятеля.

Нет способа, позволяющего контролировать последствия твоих действий. Жизнь - это безличное течение, и ты не можешь контролировать ни свою, ни чью бы то ни было жизнь.

У людей нет никакого независимого, обособленного существования, согласны они с этим или нет. И нравится им это или нет, они беспомощно проживаются в огромной тотальности невообразимо запутанного творения, над которым у них нет ни малейшей власти.

Тщетны поиски человеческой причины, цели или смысла в событиях жизни, которые по сути своей являются безличными и вообще нечеловеческими.

Человек считает себя особым, избранным существом, отличным от остального творения, но если говорить об элементах физической организации, между разнообразными видами чувствующих существ нет никакой разницы. Различаются лишь процессы. Твоя личность появилась только после рождения как результат естественного процесса, в котором ни тебе, ни твоим родителям не было предоставлено никакого выбора. Никого никогда не спрашивали до рождения, желает ли он родиться у такой-то пары родителей, поскольку до рождения не было личности, к которой можно обратиться с подобным вопросом. Итак, ты вообще не имеешь никакого отношения к созданию так называемого независимого индивидуума, которым якобы являешься!

Наши жизни на самом деле проживаются за нас, а не нами, как, по-видимому, мы думаем. Достаточно подробный анализ всего нашего опыта ясно показывает, что волеизъявление в действительности не является значимым фактором нашей жизни. Лишь ничтожнейшая доля наших физических и психических процессов представляется подчинённой нашей воле. Пользовался ли ты свободой выбора, когда тебя зачали? И когда зачатая материя росла в материнском чреве? Сколько ты сможешь прожить без сна, без пищи или воды? Сколько ты сможешь обходиться без выделительных функций своего тела? Как ты дышишь и перевариваешь пищу? Есть ли у тебя абсолютная уверенность, что благодаря своей силе воли ты проживёшь хотя бы ещё пять минут?

Дыхание происходит само собой, в то время как заблуждающийся индивид думает, что это он дышит. Мысли приходят извне, возникая спонтанно и чередуясь с интервалами ментального вакуума, а он думает, что это он думает. Мысли непроизвольно трансформируются в действия, а он думает, что это он действует. Всё это время он не делает ничего, кроме ошибочного истолкования действий Тотальности как своих собственных действий.

Мы не можем контролировать возникновение мысли, или страха, или гнева, или чего угодно. Возникновение любых мыслей, эмоций или чувств никак не зависит от организма.

Эмоция, подобно мысли или желанию, возникает в уме. Возникновение любой мысли, эмоции или желания всегда спонтанно. Ты не можешь заставить определенную эмоцию возникнуть, не можешь ты и предотвратить её возникновение.

Любая мысль или понятие, возникающее в уме, вызывается внешними стимулами, в соответствии с которыми из памяти извлекаются подходящие образы и сущности. Так рождается мысль. Таким образом, реальность любого объекта, будь то нечто близкое, как стул, или далекое, как звезда, представляет собой лишь образ в уме. Ум же - не что иное, как содержание сознания - при отсутствии сознания нет ни ума, ни вселенной.

Любое переживание является безличным переживанием. Личное переживание теряет свою безличность, когда ум-интеллект считает это переживание своим собственным, принимает или отвергает его как хорошее или плохое.

События, происходящие через любой механизм тела-ума, всегда неподконтрольны данной сущности.

Когда события соответствуют тому, что нам представляется приемлемым, мы горды нашими «личными достижениями». Когда же нет, мы разочарованы. Но всё, что мы принимаем за результат собственной воли, на самом деле - просто неизбежное.

Вся наша жизнь, кажется, сводится к напрасным усилиям контролировать свои естественные отклики и реакции на события и изменять их, чтобы они соответствовали тому, что мы считаем предпочтительным для себя. Сам же контролирующий - не более чем концепция , создаваемая мыслями, памятью, прошлым.

Вам не дано ни способствовать изменениям, ни избегать их, поскольку изменения суть сама жизнь, так же как поток есть река. Пытаться сопротивляться переменам или вызывать их - бесполезно, и нет иного выхода, кроме как осознать это. На неумолимый поток причинности никак не повлияет какая-то тень его собственного воплощения, а ничем большим человек и не является.

Мы можем сколько угодно считать, что сами принимаем решения, но в действительности события происходят в невообразимо грандиозном масштабе, относительно которого мы - просто пешки на шахматной доске. Свободная воля, на самом деле, здесь вообще ни при чём.

На самом деле мы не живём, а проживаемся . Нет ничего нигде, кроме одного универсального безличного Я, и ни один объект не имеет существования, независимого от него.

Человеческие существа, что бы они сами ни думали по этому поводу, не живут и не обладают свободой воли, но всецело проживаются . Значение индивидуальной жизни и вообще жизни как таковой сильно переоценивается и преувеличивается. Природа же постоянно опровергает человеческое положение о «священности» жизни, весьма убедительно показывая, что жизнь абсолютно случайна в тотальности проявленного, действующего порядка.

Люди на самом деле не более независимы или автономны в проживании своей жизни, чем персонажи сна. Они не имеют никакого отношения ни к созданию сна, ни к чему-либо в нём. Они просто проживаются вместе со всем остальным в этом живом сне проявленной вселенной. Сон весь нереален. Реален только сновидящий - и это само Сознание.

Ответственность и вина - фиктивные концепции, основанные на ошибочном представлении, будто чувствующее существо обладает независимым существованием, автономностью и свободой выбора. Полагать, что индивид может действовать независимо, в корне ошибочно. Может казаться , будто чувствующее существо действует и реагирует, но на самом деле все действия происходят только в Сознании.

5. Несмотря на отрицание адвайта-ведантой свободы выбора и провозглашаемую ею полную предопределенность проявленного мира, это учение отнюдь не склоняет нас к пассивности. «Мы» можем «предпринимать» действия любого рода и жить, как «нам» кажется уместным. Однако, чтобы «наша» жизнь протекала без страданий, «нам» полезно держать в голове, что все «наши» действия абсолютно необходимы и неотвратимы, а их последствия от нас не зависят. «Мы» не можем ошибиться или выбрать неверный путь, потому что все «наши» заблуждения есть часть сценария, который «написан» для каждого безличным Сознанием. Жизнь нужно проживать так, как будто она реальна, как будто у нас есть свобода выбора, но при этом помнить о том, что все предопределено сценарием, написанным не нами.

Интеллект необходим для того, чтобы подвести чувствующее существо к исходной точке Самореализации, к точке, где интеллект признаёт, что ему не дано знание своего собственного источника.

Если исходить из индивидуальности и свободы выбора, явленная вселенная никогда не раскроет своей тайны.

Тот, кто верит, что свободен в выборе решений и действий, продолжает оставаться несчастным.

Что бы ни происходило в функционировании вселенной в настоящее мгновение, следует принимать это. Неприятие означает для человека страдание.

Когда ты поймешь, что действия, происходящие через твой собственный организм тела-ума, суть не твои действия, а значит, и действия других организмов тела-ума суть не их действия (какое бы кажущееся влияние ни оказывали они на тебя), придёт глубокое понимание того, что во всех организмах существует и вызывает все действия одно и то же Сознание.

Яд любых проблем появляется там же, где гнездится ошибочное отождествление с механизмом тела-ума в качестве отдельной сущности, которая думает, что ей дана власть над собой.

Когда возникает настоящая убеждённость, что я не более чем инструмент, так же как миллиарды других людей, через которых действует Бог, или Тотальность, разве это может не принести огромного чувства свободы?

Когда ты видишь, что результат от тебя не зависит, ты перестаёшь беспокоиться о результатах и сосредоточиваешься на выполняемой работе.

Любое действие спонтанно, а любое проявление воли - иллюзия. Стоит осознать это, и ты перестанешь пытаться быть спонтанным. Понимание ложности волеизъявления автоматически превращает любые действия в спонтанные.

У любого, кто по-настоящему осознал, что ему не дано жить независимо, опираясь на свою собственную «силу воли», естественным образом исчезают все намерения . Когда он убеждается, что жизнь - своего рода сновидение, в котором у него нет никакой власти над своими действиями, всё напряжение исчезает, уступая место чувству полной свободы .

Личное волеизъявление естественным образом покидает того, в ком созрела глубокая убежденность, что в качестве видимого индивида он не живёт как сущность, но лишь проживается сноподобной структурой этого проявления.

В основе интуитивного постижения, являющегося истинной верой, лежит некая неотвратимая неизбежность, спокойное принятие того, ЧТО ЕСТЬ, которое абсолютно свободно от любых сомнений или мнений.

Всё, что ты можешь, - сыграть свою роль наилучшим образом. Последствия не в твоих руках.

Смысл жизни в том, что жизнь не имеет смысла, кроме проживания её как сна, над которым никто не властен.

Для личного сознания, реализовавшего свою универсальность, великий сон творения становится тем, чем он и является, - грандиозной шуткой!

Жизнь надо жить, как будто она реальна, но глубоко внутри следует знать, что жизнь просто проживается как безличное феноменальное функционирование универсального Сознания.

Её появление связывают с именем мудреца Гаудапады (5 в.) и Шанкарачарьи (8-9 в.), который развил и систематизировал учение.

Эта философская школа базируется на «прастхана трайя » - тройном каноне веданты (Упанишады , Бхагават Гита, Брахма сутры), текстах Гаудапады, например «Мандукья-карика» (комментарий на «Мандукья упанишаду» ) и текстах Шанкарачарьи, написавшего свои комментарии на тройной канон, а также множество философских трактатов и боговдохновенных гимнов.

Главный тезис адвайта-веданты - «джаган митхьям, брахмо сатьям, дживо брахмайва напарах» , что означает: «мир ложен, Брахман истиннен, джива неотлична от Брахмана» .

В своем основном положении адвайта-веданта противостоит другим ведантическим школам - дуализму Мадхвы и ограниченному дуализму Рамануджи , провозглашая принцип недвойственности, тождество Атмана и Брахмана. Избранные высказывания из упанишад, постулирующие это тождество, в традиции адвайта-веданты известны как «махавакьи » (великие речения), например такие как «Тат твам аси» - «Ты есть То» , «Ахам Брахмасми» - «Я есть Брахман» и другие.

С точки зрения адвайта-веданты, Атман - высшее "Я" и самое глубинное из состояний - идентичен Брахману, как воздух в закрытом кувшине един с воздухом вне его.

Адвайта-веданта утверждает единый и неделимый Брахман как одновременно действующую и материальную причину мира. Брахман сам создает мир из себя. Материал для создания исходит из Брахмана и Брахман же и является создателем, подобно пауку, делающему паутину из слюны, выходящей из него самого.

Брахман - ниргуна , т. е. лишенный каких бы то ни было атрибутов, качеств и свойств, нерожденный, бесконечный и вечный. Его подлинная природа трактуется как Сат-Чит-Ананда , где Сат - вечное бытие, Чит - изначально чистое сознание, Ананда - бесконечное блаженство. Он один и только один, но у Брахмана есть его скрытая сила, известная как Майя или Шакти . Шакти не существует отдельно от Брахмана, как влажность не существует без воды, но она способна вызвать иллюзию самостоятельного явления, не связанного с Брахманом.

Так, с точки зрения адвайта-веданты, любая двойственность и множественность иллюзорна, она - плод авидьи , незнания, возникающего под воздействием Майи, заключенной в самом Брахмане.

Вселенная никогда не возникала и не была никем создана. Есть только беспредельный и бесформенный Брахман, видимый как различные имена-формы вследствие ошибочного восприятия. Когда при взгляде на веревку исчезает иллюзия змеи, веревка видится в её истинном виде. Точно также, когда исчезает ошибочное восприятие мира явлений, видящий реализует с Брахманом свою изначальную идентичность.

Так в этой школе понимается окончательное освобождение, к которому адепта постепенно подводит практика джняна -йоги . Джняна-йога как правило подразумевала принятие санньясы , и состояла из трех основных ступеней:

  1. Шравана - изучение текстов под руководством Гуру и слушание его наставлений.
  2. Манана - размышления об истинности наставлений до полного устранения каких-либо сомнений.
  3. Нидидхьясана - медитация. Сосредоточение сознания над «Ахам Брахмасми» и другими махавакьями.

Джняна-йогу практиковали санньяси из десяти орденов (дашанами) и матхов -монастырей, основанных Шанкарачарьей и его учениками. Это были аскетические монашеские направления, в дальнейшем в них появились различия, поскольку каждая группа монахов предпочитала определённые условия для практики, например, в горах (Гири), возле святых мест (Тиртхи), в лесу (Аранья) и т. д. Все эти монашеские ордена использовали практику джняна-йоги и аскетизма, но позже, когда эти ордена стали популярны по всей Индии, в них вступали все, кто придерживался веданты, многие из дашанами перестали делать акцент на аскетизме, они смешались с разными шайвитскими, вайшнавскими и другими религиозными направлениями.

Современные дашанами на данный момент тоже перемешались со множеством школ, это было неизбежно в связи с популярностью этой традиции, более мелкие религиозные течения примкнули к ним, так, например, в школе Крийя -йоги, идущей от Бабаджи, мы встречаем имена с окончанием Гири и др.

На протяжении веков джняна-йога была доступна только брахманам-санньяси, и только, начиная с 19 в., ситуация начала меняться усилиями таких учителей как Рамакришна, Вивекананда и их последователи.

Поделиться