Психоаналитическая теория зигмунда фрейда кратко. Зигмунд фрейд и основы психоанализа. Ну и собственно сам Психоанализ Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд - выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности - психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики - бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного - скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» - отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» - контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» - хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания - сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания - стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение - перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации - поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации - замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии - отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа - определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара - это просто сигара».

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура - внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция - Оно - является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности стадий последнего у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.

Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, как считал Фрейд, сформируется орально-пассивный тип личности . Он будет ждать от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно искать поддержки и одобрения, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

Во вторую половину первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная , или орально-садистская , когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на этой стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними, чтобы удовлетворить собственные нужды.

При фиксации на оральной стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие от привычки курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть словесно агрессивным, заниматься оральным сексом и т. п. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия ), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза ). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности , которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип , которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза ). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).

Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер ). У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция Я полностью контролирует потребности Оно, энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения.

В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обусловливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, формирует характер «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

С наступлением полового созревания начинается генитальная стадия сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности обычно ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Однако его осуществление может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений Оно, эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм.

Люди с психической гомосексуальностью не проявляют ее как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола.

Второй тип сексуального характера - нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя. На самом себе, своих действиях и переживаниях концентрируется внимание. Главным становятся самоудовлетворенность и самодовольство.

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости , основными признаками которой являются:

  • способность человека любить другого самого по себе, а не ради удовлетворения своих сексуальных потребностей;
  • стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.

Но этой стадии достигает далеко не каждый человек; многие люди по различным причинам как бы «застревают» на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни.

Таким образом, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботы со стороны родителей, когда те не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, возникает чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, изучала закономерности детского развития и отметила, что параллельно с сексуальным (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная стадии) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, выплевывание, схватывание рукой как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм - на анальной стадии, потом - властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической, и все завершается дисоциальными проявлениями у подростков на пубертатной стадии).

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого - внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве - во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).

Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой исходя из принципа удовольствия может обусловить его асоциальное поведение. Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход ко взрослому состоянию, Но следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям,

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие, например, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности, И с помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Организация защитного процесса - это важная и необходимая составная часть развития Я. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением: оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и созревание мыслительных процессов - необходимые компоненты социализации, что открывает путь для новых ее механизмов (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов - жизни и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению рода. Наиболее важны сексуальные инстинкты и сексуальная энергия (либидо). Инстинкт смерти, или Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркотики). Он подчиняется принципу энтропии, связан со стремлением сохранить динамическое равновесие! в результате чего всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, а люди неосознанно стремятся к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Таким образом, человек с позиции психоанализа - это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек - это часто еще и невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, когда считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют это поведение.

Таблица 5.4.

Теория 3. Фрейда
Понимание человека Человек - противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальными желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего он сам не знает, как поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок.
Личность Личность - это целостная структура соотношения Оно, Я, Сверх-Я
Отношение к телу Тело и психика взаимообусловлены, Тело - источник основной жизненной энергии, мотивов, инстинктов, влечений и соответственно проблем, личностных конфликтов, связанных с их удовлетворением. Телесные заболевания имеют психологическую природу, т, е. психика может влиять на тело. Телесные особенности понимаются как символы выражения психологических и личностных проблем.
Социальные отношения Семья как модель общества. Здесь складываются отношения между индивидами (ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок - другой ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного начальника, образа жизни - все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.
Воля Воля выступает как один из возможных источников защитных механизмов, т. е. волевое усилие направлено на работу с нежелательным симптомом, подавляет его.
Эмоции Эмоциональная жизнь человека - основной источник для понимания подлинной мотивации. Сами эмоции являются:
  • способами изменения напряжения, связанного с инстинктами;
  • способами оценки удовольствия/неудовольствия;
  • формами защиты.

В основе любой отрицательной эмоции лежит подавленный аффект, порождающий тревогу.

Фрейд в основном занимался отрицательными эмоциями как проявлениями бессознательных комплексов человека.

Интеллект Интеллект - это орудие Я, орудие сознательной работы. Эмоциональная жизнь и связанные с ней мотивы доступны интеллектуальному рассмотрению, т. е. он может объяснять симптом, выявлять его истинную природу. Подлинное объяснение - это свобода от иллюзий, от мнимых ценностей. Любой аспект бессознательного может быть рассмотрен рационально. Развитие интеллекта - средство усиления Я, сознания, развития личности.

Если Я сильное, то интеллект может быть использован для объяснения истинной природы симптомов, если слабое, то он дополнительный источник слабости, так как объяснения будут неправильными, искаженными.

Самость (подлинное Я) Самость - это равновесное целое, единство всех структур личности. Отдельной субстанции самости нет. Подлинное Я всегда связано с телом.
Свобода человека Свобода человека крайне ограничена, это иллюзия: все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным инстинктивным силам, в особенности сексуальным и агрессивным. Поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам, сути которых человек никогда не может узнать полностью.
Наследственность Врожденная наследственная структура, бессознательное Оно составляет основу личностной структуры и развития. Психосексуальное развитие человека биологически, генетически обусловлено, хотя условия социальной среды в раннем детстве и могут очень сильно влиять на последующее развитие личности. Хотя Сверх-Я - продукт социального окружения, значение среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.
Изменчивость поведения Личность взрослого человека сформирована опытом раннего детства, характеризуется тем, какой стадии психосексуального развития он достиг или на какой зафиксировался, и практически остается неизменной в зрелые годы. Под влиянием психотерапии могут происходить модификации поведения, но не коренное изменение структуры личности.
Познаваемость психики человека Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, смыслов, которые являются причиной других явлений - действий, реакций, травм и т. п. Человек не выстраивает свое поведение осознанно; больше влияют неосознаваемые факторы, поэтому познаваемость психики достигается с трудом - благодаря научным методам.
Отношение к психотерапевтической помощи Концепция Фрейда рассматривает психические расстройства как следствие психотравм и возникших бессознательных комплексов. Поведенческое расстройство возникает как результат конфликта между Оно и Сверх-Я, который не в состоянии разрешить сознание Я. Психоанализ как метод психотерапии является эффективным, индивидуальным интрапсихическим методом, направленным на поиск и нейтрализацию причин, вызвавших бессознательные комплексы и невротические симптомы, на оказание помощи в осознании самим пациентом причин, проявлений и путей преодоления невротических симптомов.

Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

– отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин :
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.

Предпосылки возникновения теории

Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию. Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма. С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.

Метод доктора Брейера .
Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания.
Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170).
Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Было определено направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).

Метод доктора Бернхейма .
Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов...
Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения. Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл. «О психоанализе», с. 199).

Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).
Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Методы классического психоанализа

Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.
Основное правило гласит: пациент должен говорить всё. «Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).

Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.
«Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум... Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190).
Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

Толкование сновидений .
Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто... ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения».
«В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).

Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов.
Процесс перенесения .
«Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды... Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293).
«Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303).
Процесс контрпереноса .
Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

Процесс переработки сопротивлений .
«Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него... за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284).
Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний.
«Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285).
Процесс катарсиса .
Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.

Техника классического психоанализа

Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда:
1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел... Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259).
2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить. «В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259).
3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам. Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260).
4. «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317).
5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.
6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).

Область применения теории .
Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия».
Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248).
Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325).
При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).

Гарантии .
Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255).
Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252).
«Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254).

Критика теории психоанализа

Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными. «Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5).
Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ. Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции. По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5).
«Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5).
Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как , Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

Литература:
1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с.
2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры.
3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001.
4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004.
5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Фрейд, Зигмунд.
6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

Поделиться