Какие местоимения есть в русском языке перечислить. Местоимение. Разряды местоимений по значению. Смотреть что такое "Местоимение" в других словарях

, вопросительные , относительные , указательные , определительные , отрицательные , взаимные и неопределённые .

Личные местоимения

лицо ед. ч. ,
Падежи - им. (рд. , дт. , вн. , тв. , пр.)
мн. ч. ,
Падежи - им. (рд. , дт. , вн. , тв. , пр. )
1 л. (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)
2 л. ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́)
Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)
3 л. он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)
она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней)
оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ).

В некоторых языках есть также неопределённо-личное местоимение, заменяющее произвольного субъекта вне зависимости от пола - например, фр. on и нем. man .

Возвратное местоимение

Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).

Склоняется по падежам:

  • себя (рд. , вн. падежи ), себе (дт. , пр. ), собой, собою (тв. ).

Литература

  • Местоимение//Русский язык. - «Принтхаус »: Издательство «Астрель», 2003. - С. 3. ISBN 5-271-06781-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сетевое общение
  • Копейка

Смотреть что такое "Местоимение" в других словарях:

    МЕСТОИМЕНИЕ - МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова

    МЕСТОИМЕНИЕ - МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия

    МЕСТОИМЕНИЕ - часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕСТОИМЕНИЕ - МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов

Все имена можно разделить на знаменательные и местоименные слова.

Знаменательные - это слова с определенным постоянным лексическим значением, называющие различные явления познавательного опыта, например: дом, коллективный, пятнадцать, рано и т. п. Подавляющее большинство слов относится к этой группе - они исчисляются тысячами.

Местоименные - это слова, не имеющие постоянного лексического значения, а получающие его в зависимости от того, на какое явление действительности или на какое слово в речи оии указывают, например: Я давно тебя ищу. Словом я обозначен говорящий, словом ты - собеседник. Принеси зонтик, он висит в коридоре. Слово он указывает на слово зонтик, названное в предыдущем тексте, как бы заменяя его. Местоименных слов немного - они исчисляются десятками. Но значение их в языке огромно, потому что они очень часто употребляются.

Местоименные слова объединяются не только общим значением указания на явление действительности (ситуация) нли на слово (контекст), но и рядом частных значений, которые в знаменательных словах не встречаются.

Так, бывают местоимения личные (я, ты, мы, вы, мой, наш. и др.), возвратные (себя, друг друга, свой и др.), лично-указательные (он, она, они, оно и др.), указательные (тот, этот, такой, тут, столько, туда и др.), вопросительные (кто, какой, сколько, где и др.), неопределенные (некто, некоторый, что-то, где-нибудь и др.), отрицательные (негде, некуда и др.), усилительно-отрицательные (никто, никакой, нисколько, никогда и др.), определительные (другой, весь, всякий, везде и Др.).

Основными семантическими разрядами являются местоимения личные, вопросительные и указательные. Остальные семантические разряды по форме или по значению выводятся из этих трех разрядов. Так, отрицательные, усилительно-отрицательные и неопределенные местоимения представляют собой соединение вопросительных местоимений со словообразовательными частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, не-, ни-: что-то, кто-нибудь, какой-либо, кое-где, нечего, никогда и т. п.

Рассмотрим подробнее указательные местоимения в русском языке: это, то; этот, тот, такой, этакий, таков, сей, оный; столько, оба; там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, отсюда, так, этак, потому, поэтому, оттого, тогда, сейчас, теперь.

В определенной ситуации эти местоимения могут указывать непосредственно на предмет или явление действительности (дейктическое значение) и в этом случае обычно сопровождаются жестом: движением руки, пальца, головы, подбородка, глаз. Например, в магазине покупатель спрашивает: - А этот галстук шелковый? - и указывает рукой или движением глаз на приглянувшийся ему галстук. Дейктическое значение указательных местоимений свойственно устной разговорной речи.

В определенном контексте эти же местоимения могут указывать на слово или группу слов предыдущего, реже - последующего текста (анафорическое значение), например: После дождя пошли в лес. Там было много грибов. Там означает «в лесу».

Анафорическое значение указательных местоимений не сопровождается жестом и в равной степени свойственно и устной и письменной речи.

Некоторые указательные местоимения различают указание на близость или отдаленность в пространстве или во времени: это - то, этот - тот, здесь - там, сейчас - тогда, сюда - туда и др.

И прожитому я подвел черту,

жизнь разделив на эту и на ту,

и полужизни опыт подытожил:

та жизнь была беспечна и легка,

легка, беспечна, молода, горька,

а этой Жизни я еще не прожил.

(О. Чухонцев)

Общих грамматических признаков (форм), которые были бы характерны для всех местоимений, нет. По морфологическим (и синтаксическим) признакам одни из них примыкают к существительным (я, вы, никто, что-нибудь и под.), другие - к прилагательным [чей, какой, свой, чей-то, никакой, таков и под.), третьи - к числительным (сколько, столько, оба и под.), четвертые - к наречиям (где, там, никуда, когда-нибудь, как-то и под.) (см. Части речи).

А раз у местоимений нет единства грамматических форм, то они и не представляют собой части речн. На это обращали внимание многие ученые XIX и XX вв. (Г. П. Павский, И. И. Давыдов, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский и др.).

Итак, местоимениям свойственна двойная, перекрещивающаяся классификация: по грамматическим разрядам (частям речи) и по семантическим, местоименным разрядам. Группировать их при изучении можно по-разному в зависимости от цели изучения.

В школьной грамматике местоимения изучаются по семантическим разрядам - так удобнее понять и общую специфику местоимений, и частные особенности отдельных местоименных слов. Только не надо бы называть их частью речи. И уж, конечно, не надо забывать, что есть местоименные наречия.

Местоимения очень древний и сравнительно замкнутый круг слов. Но все же они могут пополняться новообразованиями. Например, не так уж давно появились неопределенные местоименные прилагательные энный н энский: энная сумма денег, на энском заводе и под.

Приближаются к неопределенным местоимениям разных грамматических разрядов и соединения вопросительных местоимений с частицами угодно и попало (пишутся раздельно), например: Не бросай свои тетради где попало. Думай о чем угодно, но не забывай о деле.

В нашем русском языке существуют отдельные слова, позволяющие исключать лишние тавтологии, при этом делая произношение более грамотным, красивым.

Здесь попробуем разобраться: что такое местоимения, какие они бывают, как правильно их сочетать с другими частями речи.

Что это такое местоимение

Под термином «местоимение» подразумеваются совершенно разные группы слов, имеющие различные грамматические, лексические формы, которые позволяют заменять повторяющиеся элементы абсолютно любого текста.

Стоит учесть: местоимение указывает не на конкретный предмет или признак, а на то, о чем говорилось в тексте до него.

Одним словом, термин как часть речи является самостоятельным словом, но не несет четкой конкретики. Оно может лишь указывать на то, о чем говорилось раньше.

Девочка Маша вместе с мамой отправилась в зоопарк. Она хотела увидеть высокого жирафа.

«Девочка Маша» – конкретно указывает на определенную девочку, «она» определяет признак прекрасного пола. А вот если в тексте говорилось про Машу, то «она» будет указывать на нее, у некоторых предложениях это местоимение более уместно, чем повтор имени девочки. Таких примеров можно привести множество.

Какие есть местоимения в русском языке

В зависимости от того, какие части речи, а также члены предложения они заменяют, выделяют несколько разрядов. Признаки, характерные для этих типов, и примеры приведены ниже в таблице.

Разряды местоимений

Разряды Признаки Примеры
Личные Указывают на конкретный одушевленный или неодушевленный предмет я, мы (1-е лицо)
ты, вы (2-е лицо)
он, она, оно, они (3-е лицо)
Возвратные обозначают действие кого-то по отношению к себе себе
Притяжательные показывают принадлежность к чему-либо или кому-либо их, ваше
Неопределенные могут относиться к совершенно разным частям речи, но при этом не дают конкретного понятия несколько, кое-что, нечто
Указательные указывают на определенный предмет, но не дают дополнительной информации этот, тот, столько
Отрицательные показывают отсутствие признаков предмета никто, ничто
Вопросительные задают безличный вопрос Сколько?
Относительные связывающие элементы сложных предложений который, что
Определительные обобщающие варианты, как правило, в предложении являются определением всякий,

любой, каждый

Как определить лицо местоимения? Пользуясь примерами из таблицы, а также принципами склонения по падежам, это сделать легко.

Как определить разряд

Алгоритм определения сводится к разбору предложений текста на грамматические основы, определение членов, которыми являются эти элементы. При необходимости нужно задать вопрос, определить, на что указывает искомое слово (пользуясь таблицей, соотнести его с разрядом).

Соотношение с другими частями речи

По соотношению с другими частями речи, варианты этой категории делятся на несколько видов.

Первые 4 класса отвечают на вопросы тех частей речи, к которым относятся искомые слова:

  • местоимения-существительные;
  • местоимения-прилагательные;
  • местоимения-наречия;
  • местоимения-числительные;
  • местоимения — слова категории состояния.

К 1-ому относятся личные варианты этой части, ко 2-ому – притяжательные и некоторые относительные, ко всем остальным могут принадлежать разные разряды местоимений.

Грамматические признаки

Грамматика, а также правописание слов этой части речи определяется разрядом конкретного слова. Так личные и некоторые вопросительные местоимения хорошо склоняются. При этом они могут полностью изменяться.

Относительные употребляются без вопросов: являются своеобразным «мостиком» сложных предложений.

Синтаксическая роль

В предложениях местоимения могут быть как главными, так и второстепенными членами. Причем они чаще всего заменяют имена существительных и прилагательных, числительные, наречия, поэтому выполняют роль тех членов, которых заменяют.

Элементы этой части речи могут быть у предложения: подлежащими (он), определениями (чей? который?), дополнениями (тот).

Местоимения-числительные вместе с именем существительным могут быть одним членом предложения: подлежащим или дополнением.

Заключение

Таким образом, грамотное использование местоимений в своей речи придаст ей не только эмоциональность и красоту, но также покажет грамотность носителя русского языка.

В 6 классе изучаем местоимения. Вроде бы все разряды усвоили, но нет-нет да и ошибёмся невзначай.

Уж очень похожи местоимения на существительные, прилагательные, числительные и наречия. Как тут не запутаться! Действительно, трудно.

Попробуем для начала понять, зачем они нужны, эти местоимения. Во-первых, без местоимений мы не смогли бы связать предложения в тексте. Во-вторых, не избавились от повторов одних и тех же слов.

Наконец, не передали бы все те лексические значения слов, которые помогают точнее выразить наши мысли.

А теперь прочитайте первый абзац ещё раз и посчитайте, сколько мне потребовалось местоимений, чтобы высказаться о пользе местоимений. Конечно, их восемь: все, они, эти, мы, тех, те, которые, наши. Некоторые из них заменяют существительные - они, мы (это личные местоимения), другие - прилагательные (все, эти, тех, те, которые, наши). В начале текста-рассуждения я использовала больше местоимений-прилагательных, потому что перечисляла их признаки. В тексте рассказа, наоборот, много местоимений-существительных.

Итак, местоимение указывает на какой-то предмет, или признак, или количество, но не называет его. Это определение нужно хорошенько помнить, ведь его придётся писать в первой части морфологического разбора каждый раз, когда мы будем разбирать местоимения.

Давайте выучим разряды местоимений. Местоимения-существительные по своим свойствам и роли в предложении ведут себя как существительные. Это хорошо видно в таблице.

Обратим внимание на приставку КОЕ-, которая содержит указание на известность лица или предмета при нежелании его уточнять. Суффикс -ТО указывает не только на неизвестность, но и на несущественность лица (вас кто-то искал; кто-то ведь должен работать). Суффикс -НИБУДЬ подчёркивает как неизвестность (меня кто-нибудь искал), так и безразличие при выборе лица (пусть кто-нибудь купит).

Местоимения, заменяющие имена существительные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Себя, себе, собой

Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо

Никто, ничто, некого, нечего, некому, нечему, никого, ничего, никому, ничему

Указывают на лицо или предмет

Указывают на тождество

Указывают на неопределённое лицо или предмет

Указывают на отсутствие лица или предмета

Нет Им.падежа

Некто имеет только Им.п.

Нечто имеет только Им.-Вин. падежи

Некого-нечего не имеют Им.падежа

Есть число и падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Подлежащее, дополнение

Дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Со словами пишутся раздельно.

После предлогов добавляется [Н]

Входит в состав фразеологизмов, пословиц

Стоят в начале простого вопросительного предложения

Стоят в середине сложного повествова-тельного предложения

Кое, то, либо, нибудь - чёрточку не забудь!

Приставка НЕ всегда ударная.

Если у глагола есть частица НЕ, пиши приставку НИ.

Есть предлог - пиши в три слова!

Надо мной, у неё, у него

Вместо себя оставила.

Кто забыл ключ?

Кого нет?

Я знал, кто забыл ключ.

Мне сказали, кого нет.

Кое-кто, что-то, кое у кого, кое с чем

Некого винить.

Никого НЕ винить.

Не у кого жить, ни у кого НЕ жить.

Местоимения-прилагательные обладают практически всеми признаками имён прилагательных.

Можно перепутать притяжательные местоимения его, её, их с личными. Отличить легко, если определить главное слово и задать вопрос: от глагола всегда зависят личные местоимения (увидел кого? - его, её, их - дополнение), от существительного - притяжательные (дом чей? - его, её, их - определение). Сравните: Я был у него дома (у кого?). Я был у его брата (чьего?).

Указательные местоимения ближнего действия (этот, эта, это, эти) часто сочетаются с указательной частицей ВОТ (Я возьму вот этот нож.), указывают на одновременность действия (Я встал, и в этот момент раздался смех.), заменяют впереди стоящее предложение (Его долго не было дома. Это беспокоило всех без исключения.).

Указательные местоимения дальнего действия (тот, та, то, те) сочетаются с частицей ВОН (Я жил вон в том доме.), указывают на какие-либо моменты в прошлом (С тех пор я здесь живу.), находятся в главной части СПП (Я отдал то, о чём ты просила.).

Указательное слово ТАКОЙ выделяет качества предмета (Такие письма я получал давно.), бо′льшую степень признака (Такого смешного случая я не припомню.), используется с вопросительными местоимениями (Кто вы такая?) и замещает качества предметов в смежных предложениях (Я ищу плотную бумагу. Но такой бумаги я здесь не вижу.).

Как различить определительные местоимения САМ и САМЫЙ?

САМ имеет ударные окончания - самогО′ себя ругаю. Подчёркивает предмет, который непосредственно совершает действие - ты САМ виноват. Говорит о самостоятельности лица - я САМ решу пример. Показывает чью-то значительность - САМ директор меня узнал.

САМЫЙ обычно сочетается с существительными или прилагательными и указывает на границу времени и места (у СА′МОГО берега стояла хата, с СА′МОГО утра шёл дождь), выделяет что-то особенное (СА′МОЕ главное - это притаиться и ждать) и участвует в образовании превосходной степени (САМЫЙ сильный ветер). Кстати, некоторые лингвисты считают, что в последнем примере местоимение САМЫЙ переходит в разряд формообразующих частиц.

И ещё немного надо сказать об особенностях определительных местоимений. Слова ВЕСЬ, ВСЕ, ВСЁ обозначают полный охват предмета (ВЕСЬ класс в сборе, ВСЁ готово к уроку). КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ указывают на множество однородных предметов (КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ человек это любит). ВСЯКИЙ употребляется в значении разный (я люблю ВСЯКИЕ книги). ЛЮБОЙ имеет два значения: множество разнородных предметов (купи в ЛЮБОМ магазине) и указывает на предпочтение одного предмета (бери ЛЮБУЮ ручку).

Местоимения, заменяющие имена прилагательные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Чей?

Указывают на вопрос в вопроси-тельном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённый признак

Указывают на отсутствие признака

Указывают на принадлежность предмета лицу

Указывают на ближний-дальний предмет, на качество или степень признака

Указывают на определённый признак

Какой, который, чей, каков

Какой, который, чей, каков

Кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, какой-либо, чей-либо, некоторый

Никакой, ничей, ни к какому, ни о каком, ни с какими, ни с чьими, ни о чьём

Мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, её

Этот, этакий, тот, такой, таков

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Определение

Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое

Определение

Определение

Определение

Определение, подлежащее, сказуемое

Определение, подлежащее, дополнение

Дефис, контакт

Контакт, пробел

Какой сегодня день?

Который час?

Каков гусь?

Я не знал, какой сегодня день.

Спросил, который час.

Какого-то человека я видела.

Некоторые птицы уже улетели.

Никакого уговора не было.

Ни с какими уговорами не подходи!

Мой друг болен.

В своём доме не хозяин.

Его помощь была кстати.

Этот дом роднее.

Тот человек ушёл. Таковы люди.

Я сам решил задачу.

У самого леса жил старик. Есть другие темы и дела.

Местоимения-числительные похожи на имена числительные, поэтому их легко заменяют. Местоимения СКОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО не изменяются по родам и числам, но имеют окончание О. Склоняясь, местоимения требуют ставить ударение на первый слог (скО′льким, стО′льких).

Местоимённые наречия очень похожи на местоимения, но нужно знать главный способ отличия - неизменяемость, вопросы и вид словосочетания. У наречий НЕТ ОКОНЧАНИЯ. Вопросы: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Вид словосочетания - ПРИМЫКАНИЕ.

Назовём только часто встречающиеся наречия. Но подробнее о них в другой раз.

Вопросительно-относительные: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему.

Неопределённые: некогда, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-когда, кое-где, кое-куда, зачем-то, зачем-нибудь, откуда-то, откуда-нибудь, кое-откуда, почему-то, почему-нибудь.

Отрицательные: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем.

Указательные: так, там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, тогда, затем, потому, поэтому.

Определительные: всегда, всячески, всяко, иногда, всюду, отовсюду, повсюду, везде.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...

2. Подчеркните местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: "Мне снова легко дышится... Снова легко!" И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, - птичьей лечебницей.

Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе . Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. - 2 изд., доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1964. - С. 212-220.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). - 2 изд., стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 293-303.

3. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993. - С. 107-121, 190.

4. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. - 2 изд. - М.: Дрофа, 1999. - С. 61-67.

5. Вознюк Л.В. Начинаем изучать местоимение/ Русский язык в школе.- 2009. - № 10. - С. 14-17.

Местоимения, заменяющие имена числительные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Указательные

Указывают на вопрос в вопросительном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённое количество

Указывают на отсутствие количества

Указывают на количество

Сколько, насколько

Несколько, сколько-то, сколько-нибудь

Нисколько

Столько, настолько

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Обстоятельство, дополнение

Обстоятельство,

Обстоятельство, подлежащее

Обстоятельство

Обстоятельство

Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

Поделиться