Алешина ю е индивидуальное и семейное консультирование. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Независимая фирма “Класс”

Шкалы: доверительность общения, взаимопонимание между супругами, сходство во взглядах супругов, общие символы семьи, легкость общения между супругами, психотерапевтичность общения

Назначение теста

Методика предназначена для исследования характера общения между супругами.

Инструкция к тесту

Выберите ответ, который наиболее точно описывает ваши отношения с супругой (супругом).

Тест

1. Можно ли сказать, что вам с женой (мужем), как правило, нравятся одни и те же фильмы, книги, спектакли?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
2. Часто ли у вас в разговоре с женой (мужем) возникает чувство общности, полного взаимопонимания?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
3. Есть ли у вас любимые фразы, выражения, которые значат для вас обоих одно и то же, и вы с удовольствием используете их?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
4. Можете ли вы предсказать, понравится ли вашей жене (мужу) фильм, книга и т.п.?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
5. Как вы думаете, чувствует ли ваша жена (муж), нравится ли вам то, что она (он) говорит или делает, если вы прямо ей (ему) об этом не говорите?
1. Практически всегда;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Практически никогда;
6. Рассказываете ли вы жене (мужу) о своих отношениях с другими людьми?
1. Рассказываю практически всегда;

4. Не рассказываю ничего.
7. Бывают ли у вас с женой (мужем) разногласия по поводу того, какие отношения поддерживать с родственниками?
1. Да, бывают почти постоянно;
2. Бывают довольно часто;
3. Бывают, достаточно редко;
4. Нет, не бывают почти никогда.
8. Насколько хорошо ваша жена (муж) понимает вас?
1. Очень хорошо понимает;
2. Скорее хорошо, чем плохо;
3. Скорее плохо, чем хорошо;
4. Совсем не понимает.
9. Можно ли сказать, что ваша жена (муж) чувствует, что вы обижены или раздражены чем-то, но не хотите этого показать?
1. Да, это так;
2. Вероятно, это так;
3. Вряд ли это так;
4. Нет, это не так.
10. Как вы считаете, рассказывает ли вам жена (муж) о своих неудачах и промахах?
1. Рассказывает практически всегда;
2. Рассказывает достаточно часто;
3. Рассказывает довольно редко;
4. Не рассказывает практически никогда.
11. Бывает ли так, что какое-то слово или предмет вызывает у вас обоих одно и тоже воспоминание?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
12. Когда у вас неприятности, плохое настроение, становится ли вам легче от общения с женой (мужем)?
1. Практически всегда;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Практически никогда.
13. Как вы думаете, есть ли темы, на которые жене (мужу) трудно и неприятно разговаривать с вами?
1. Таких тем очень много;
2. Их довольно много;
3. Их достаточно мало;
4. Таких тем очень мало.
14. Бывает ли так, что в разговоре с женой (мужем) вы чувствуете себя скованно, не можете подобрать нужных слов?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
15. Есть ли у вас с женой (мужем) «семейные традиции»?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
16. Может ли ваша жена (муж) без слов понять, какое у вас настроение?
1. Практически никогда;
2. Достаточно редко;
3. Довольно часто;
4. Практически всегда;
17. Можно ли сказать, что у вас с женой (мужем) одинаковое отношение к жизни?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
18. Бывает ли так, что вы не рассказываете жене (мужу) новость, важную для вас, но к ней (к нему) не имеющую прямого отношения?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
19. Рассказывает ли вам ваша жена (муж) о своем физическом состоянии?
1. Рассказывает почти все;
2. Рассказывает достаточно много;
3. Рассказывает довольно мало;
4. Не рассказывает почти ничего.
20. Чувствуете ли вы, нравится ли вашей жене (мужу) то, что вы делаете или говорите, если она (он) прямо не говорит об этом?
1. Практически всегда;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Практически никогда;
21. Можно ли сказать, что вы согласны друг с другом в оценках большинства своих друзей?
1. Нет;
2. Скорее нет, чем да;
3. Скорее нет, чем да;
4. Да.
22. Как вы думаете, может ли ваша жена (муж) предсказать, понравится вам тот или иной фильм, книга и т.п.?
1. Думаю, да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Думаю, нет.
23. Если вам случается совершить ошибку, рассказываете ли вы жене (мужу) о своих неудачах?
1. Не рассказываю практически никогда;
2. Рассказываю довольно редко;
3. Рассказываю достаточно часто;
4. Рассказываю практически всегда.
24. Бывает ли так, что когда вы находитесь среди других людей, жене (мужу) достаточно посмотреть на вас, чтобы понять, как вы относитесь к происходящему?
1. Практически всегда;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Практически никогда;
25. Как вы считаете, насколько ваша жена (муж) откровенна с вами?
1. Полностью откровенна;
2. Скорее откровенна;
3. Скорее неоткровенна;
4. Совсем не откровенна.
26. Можно ли сказать, что вам легко общаться с женой (мужем)?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
27. Часто ли вы дурачитесь, общаясь, друг с другом?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
28. Бывает ли так, что после того, как вы рассказали жене (мужу) о чем-то для вас важном, вам приходилось пожалеть, что «сболтнули лишнее»?
1. Нет, практически никогда;
2. Довольно редко;
3. Достаточно часто;
4. Да, почти всегда.
29. Как вы думаете, есть ли у вашей жены (мужа) неприятности, плохое настроение, становится ли ей (ему) легче от общения с вами?
1. Нет, почти никогда;
2. Довольно редко;
3. Достаточно часто;
4. Да, практически всегда.
30. Насколько вы откровенны с женой (мужем)?
1. Полностью откровенен;
2. Скорее откровенен;
3. Скорее неоткровенен;
4. Совсем неоткровенен.
31. Всегда ли вы чувствуете, когда ваша жена (муж) обижена или раздражена чем-то, если она не хочет вам этого показать?
1. Да, это так;
2. Вероятно, это так;
3. Вряд ли это так;
4. Нет, это не так.
32. Случается ли, что ваши взгляды по какому-нибудь важному для вас вопросу не совпадают с мнением вашей жены (мужа)?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
33. Бывает ли так, что ваша жена (муж) не делится с вами новостью, которая важна лично для нее (него), но к вам непосредственного отношения не имеет?
1. Очень часто;
2. Довольно часто;
3. Довольно редко;
4. Очень редко.
34. Можете ли вы без слов понять, какое у вашей жены (мужа) настроение?
1. Практически всегда;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Практически никогда.
35. Часто ли возникает у вас с женой (мужем) «чувство мы»?
1. Очень часто;
2. Довольно часто;
3. Довольно редко;
4. Очень редко.
36. Насколько хорошо вы понимаете свою жену (мужа)?
1. Совсем не понимаю;
2. Скорее плохо, чем хорошо;
3. Скорее хорошо, чем плохо;
4. Полностью понимаю.
37. Рассказывает ли вам жена (муж) о своих отношениях с другими людьми?
1. Не рассказывает практически ничего;
2. Рассказывает довольно мало;
3. Рассказывает достаточно много;
4. Рассказывает практически все.
38. Бывает ли так, что в разговоре с вами жена (муж) чувствует себя напряженно, скованно, не может подобрать нужных слов?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
39. Есть ли у вас тайны от жены (мужа)?
1. Есть;
2. Скорее есть, чем нет;
3. Скорее нет, чем есть;
4. Нет.
40. Часто ли вы, обращаясь, друг к другу, используете смешные прозвища?
1. Очень часто;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Очень редко.
41. Есть ли темы, на которые вам трудно и неприятно говорить с женой (мужем)?
1. Таких тем очень много;
2. Их довольно много;
3. Их достаточно мало;
4. Таких тем очень мало.
42. Часто ли у вас с женой (мужем) возникают разногласия по поводу того, как воспитывать детей?
1. Очень редко;
2. Довольно редко;
3. Довольно часто;
4. Очень часто.
43. Как вы думаете, можно ли сказать, что вашей жене (мужу) легко общаться с вами?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
44. Рассказываете ли вы жене (мужу) о своем физическом состоянии?
1. Рассказываю почти все;
2. Рассказываю достаточно много;
3. Рассказываю довольно мало;
4. Не рассказываю почти ничего.
45. Как вы думаете, приходилось ли вашей жене (мужу) жалеть, что она (он) рассказала (л) вам что-то очень важное для нее (него)?
1. Практически никогда;
2. Довольно редко;
3. Достаточно часто;
4. Почти всегда.
46. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что у вас с женой (мужем) существует свой язык, неизвестный никому из окружающих?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
47. Как вы считаете, есть ли у вашей жены (мужа) тайны от вас?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет.
48. Бывает ли так, что, когда вы находитесь среди других людей, вам достаточно посмотреть на жену (мужа), чтобы, понять, как она (он) относится к происходящему?
1. Очень часто;
2. Достаточно часто;
3. Довольно редко;
4. Очень редко.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

1. Доверительность общения

Оценка, данная себе: № +6; +18; -23; +30; -39; +44.
. оценка, данная супругу: № +10; +19; +25; -33; -37; -47.

2. Взаимопонимание между супругами

Оценка, данная себе: № +4; +20; -24; +31; +34; -36.
. оценка, данная супругу: № +5; +8; +9; -16; +22; +48.

3. Сходство во взглядах супругов : № +1; -7; +17; -21; +32; +42.

4. Общие символы семьи : № +3; -11; +15; +35; +40; +46;

5. Легкость общения между супругами: № -2; +14; +26; -27; +38; +43.

6. Психотерапевтичность общения: № +12; -13; +28; -29; -41; +45.

Обработка результатов теста

Баллы за каждый ответ начисляются в соответствии со следующей таблицей:

Знак, перед номером вопроса a b c d
+ 4 3 2 1
- 1 2 3 4

Итоговый показатель по шкале равен сумме баллов, набранных респондентом по данной шкале, деленной на количество вопросов в этой шкале.

Источники

Методика "Общение в семье" (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) / Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. – Минск, 2001.

Юлия Алешина немало сделала для того, чтобы сегодня мы чувствовали себя гораздо уютнее в пространстве психологического консультирования. Она была в числе тех, кто десять лет назад создавал первое профессиональное объединение - Ассоциацию психологов-практиков, усилиями которых наша профессия перестала выглядеть как экзотическое растение среди дремучей тайги. В ее книге консультирование предстает не мистическим таинством, а обычным ремеслом. Это книга-учебник, где каждое действие консультанта расписано по шагам: как знакомиться, как вести себя с сопротивляющимися, как объяснять клиентам, что такое консультирование… Такое пошаговое (и поминутное!) описание правил снимает тревогу неопределенности и опасения несостоятельности у начинающих, дает надежду, что если им следовать, то все получится как нужно. И правда - получается. А сейчас, когда уже есть опыт, эти правила - где-то внутри, как схема метро. И от станции А к станции Б ведут много линий-дорог, но места пересадок все те же: установление контакта, переформулировка запроса, анализ типичных ситуаций…

Перечитывая эту книгу, с удивлением обнаруживаешь, как много изменилось в нашей профессии за шесть лет, прошедших со времени ее первого издания. Теперь ни у кого не вызывает сомнения необходимость супервизорской поддержки, о которой автор настоятельно напоминает в каждой главе. И уже для всех очевидно, что “чистота” консультативной работы обеспечивается также клиентским опытом консультанта, его личностной проработанностью. Но шесть лет назад рекомендовать практикующим психологам личную психотерапию, которую негде было получить, означало добавить еще одну невозможность в это и без того мало возможное занятие. Заметим, что у психологов до сих пор нет юридического права заниматься психотерапией. А в те годы требовалась отчаянная смелость, чтобы вступить в новую сферу практики.

За это время изменились и наши клиенты: сейчас уже редко кому приходится объяснять, что такое консультирование, чаще они приходят с пониманием необходимости длительной работы, быстрее готовы рассматривать себя как источник проблемы. Да и типичные проблемы уже не совсем те. Но каким бы ни был запрос клиентов, как бы он ни менялся со временем, описанные автором техники консультирования остаются хорошо работающим инструментом. И если для начинающих именно техники составляют безусловное достоинство книги, то с приобретением опыта начинаешь видеть обобщенные стратегии консультирования, как и любой психотерапевтической практики: передача клиенту ответственности за свою жизнь, помощь в принятии своих чувств, выработка более адекватных способов поведения… И об этом тоже сказано в книге.

Она еще долго будет полезна - как букварь для знакомящихся с консультированием, увлекательное занятие для интересующихся психологией, систематическое руководство для любителей раскладывать все по полочкам.

Елена Пуртова

От издателя с ностальгией

Юлия Алешина является тем человеком, которому я и еще очень многие люди - независимо от того, знают они об этом или нет, - обязаны своим организованным обучением по проверенным и серьезным западным стандартам (что называется “из первых рук”). Если представить себе, что мы когда-нибудь будем всерьез относиться к истории нашей профессиональной жизни и сообщества, то, говоря высоким стилем, ей безусловно стоило бы поставить памятник.

Сочетание профессиональных качеств, энергии, организационных способностей и социальной компетентности соединились в ней в тот драгоценный сплав, который еще отчетливее виден по прошествии времени. Сейчас Юлия - сложившийся и признанный профессионал американской (и международной) психотерапевтической культуры.

Особенно приятно, что книга, написанная более шести лет назад, так хороша и своевременна сегодня. Мне кажется, она является одним из украшений нашей серии, наряду с произведениями “первых лиц” мировой психотерапии. Это лишний раз доказывает: так называемая мировая психотерапия живет и развивается благодаря усилиям наших людей.

Как издатель, я очень надеюсь, что это не последняя книга Юлии на русском языке.

Леонид Кроль

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое вниманию читателей пособие является попыткой ответить на многие вопросы, волнующие прежде всего начинающих психологов-практиков и возникающие при ведении психокоррекционного приема широкого профиля. Книга состоит из двух частей, первая из которых посвящена проблемам организации и ведения консультативного приема. В ней проводится анализ процесса беседы, подробно разбираются специальные техники и приемы ее ведения. Вторая часть книги представляет попытку анализа наиболее типичных случаев обращений людей за помощью к психологу и общие стратегии ведения приема с различными типами клиентов.

Необходимо сразу же оговориться, что анализируемые во второй части типы приемов ориентированы на работу со взрослыми людьми, с их проблемами и жалобами. Работа с детьми неизбежно требует знаний по детской и возрастной психологии, педагогической психологии, а также медицинских и прежде всего психиатрических знаний о развитии детей и подростков, то есть того, что выходит далеко за рамки предлагаемого пособия.

Содержание этой книги может дать читателю лишь схему, общий ориентир для консультативной работы. Профессионально использовать все то, о чем здесь пойдет речь, по нашему глубокому убеждению, могут лишь люди, во-первых, обладающие полноценным образованием в области психологии и, во-вторых, имеющие возможность хотя бы какое-то время работать в условиях супервизорства, то есть контроля и анализа со стороны более опытных коллег.

Психологический диплом необходим не просто потому, что неспециалисты многого не знают и не понимают. За годы обучения на психологическом факультете (в том случае, если оно проходило достаточно эффективно) у студентов формируется особое мировоззрение. О нем существует много шуток и иронических высказываний, в нем есть определенные издержки, но с точки зрения психологического консультирования важно то, что основой его является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека и об отсутствии каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен. Подобные взгляды у психолога-профессионала означают не только определенное отношение к людям вообще, а, следовательно, и к клиентам, но и умение использовать эти взгляды, опираясь на данные психологических исследований, на работы классиков практической и научной психологии (Эткинд А.М., 1987).

Хотелось бы также кратко остановиться на особенностях использования некоторых слов в данном пособии. Так, слова “клиент” и “консультант” являются в русском языке существительными мужского рода и более правильно было бы всякий раз, употребляя их, писать “клиент/-ка/”, “консультант”, он/она и соответственно употреблять и глаголы, относящиеся к ним, например, “клиент/-ка/ сделал/-а/, сказал/-а/” (аналогично - со словами “супруг” и “партнер”). Однако, поскольку это в значительной мере усложнило бы восприятие и понимание текста, то, отводя от себя заранее обвинения в сексизме, хочу извиниться, что эти термины будут использоваться исключительно в мужском роде, подразумевая человека вообще. В тексте также, наряду со словом “консультант”, для обозначения профессионала, осуществляеющего психологическое воздействие, используется слово “психолог”; в данной работе они употребляются как синонимы, точно так же, как и слова “прием”, “беседа”, “процесс консультирования” употребляются как синонимы, обозначающие консультативное воздействие как таковое.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Юлия Алешина немало сделала для того, чтобы сегодня мы чувствовали себя гораздо уютнее в пространстве психологического консультирования. Она была в числе тех, кто десять лет назад создавал первое профессиональное объединение - Ассоциацию психологов-практиков, усилиями которых наша профессия перестала выглядеть как экзотическое растение среди дремучей тайги. В ее книге консультирование предстает не мистическим таинством, а обычным ремеслом. Это книга-учебник, где каждое действие консультанта расписано по шагам: как знакомиться, как вести себя с сопротивляющимися, как объяснять клиентам, что такое консультирование... Такое пошаговое (и поминутное!) описание правил снимает тревогу неопределенности и опасения несостоятельности у начинающих, дает надежду, что если им следовать, то все получится как нужно. И правда - получается. А сейчас, когда уже есть опыт, эти правила - где-то внутри, как схема метро. И от станции А к станции Б ведут много линий-дорог, но места пересадок все те же: установление контакта, переформулировка запроса, анализ типичных ситуаций...

Перечитывая эту книгу, с удивлением обнаруживаешь, как много изменилось в нашей профессии за шесть лет, прошедших со времени ее первого издания. Теперь ни у кого не вызывает сомнения необходимость супервизорской поддержки, о которой автор настоятельно напоминает в каждой главе. И уже для всех очевидно, что "чистота" консультативной работы обеспечивается также клиентским опытом консультанта, его личностной проработанностью. Но шесть лет назад рекомендовать практикующим психологам личную психотерапию, которую негде было получить, означало добавить еще одну невозможность в это и без того мало возможное занятие. Заметим, что у психологов до сих пор нет юридического права заниматься психотерапией. А в те годы требовалась отчаянная смелость, чтобы вступить в новую сферу практики.

За это время изменились и наши клиенты: сейчас уже редко кому приходится объяснять, что такое консультирование, чаще они приходят с пониманием необходимости длительной работы, быстрее готовы рассматривать себя как источник проблемы. Да и типичные проблемы уже не совсем те. Но каким бы ни был запрос клиентов, как бы он ни менялся со временем, описанные автором техники консультирования остаются хорошо работающим инструментом. И если для начинающих именно техники составляют безусловное достоинство книги, то с приобретением опыта начинаешь видеть обобщенные стратегии консультирования, как и любой психотерапевтической практики: передача клиенту ответственности за свою жизнь, помощь в принятии своих чувств, выработка более адекватных способов поведения... И об этом тоже сказано в книге.

Юлия АЛЕШИНА

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Похвала предсказуемости

Юлия Алешина немало сделала для того, чтобы сегодня мы чувствовали себя гораздо уютнее в пространстве психологического консультирования. Она была в числе тех, кто десять лет назад создавал первое профессиональное объединение - Ассоциацию психологов-практиков, усилиями которых наша профессия перестала выглядеть как экзотическое растение среди дремучей тайги. В ее книге консультирование предстает не мистическим таинством, а обычным ремеслом. Это книга-учебник, где каждое действие консультанта расписано по шагам: как знакомиться, как вести себя с сопротивляющимися, как объяснять клиентам, что такое консультирование… Такое пошаговое (и поминутное!) описание правил снимает тревогу неопределенности и опасения несостоятельности у начинающих, дает надежду, что если им следовать, то все получится как нужно. И правда - получается. А сейчас, когда уже есть опыт, эти правила - где-то внутри, как схема метро. И от станции А к станции Б ведут много линий-дорог, но места пересадок все те же: установление контакта, переформулировка запроса, анализ типичных ситуаций…

Перечитывая эту книгу, с удивлением обнаруживаешь, как много изменилось в нашей профессии за шесть лет, прошедших со времени ее первого издания. Теперь ни у кого не вызывает сомнения необходимость супервизорской поддержки, о которой автор настоятельно напоминает в каждой главе. И уже для всех очевидно, что “чистота” консультативной работы обеспечивается также клиентским опытом консультанта, его личностной проработанностью. Но шесть лет назад рекомендовать практикующим психологам личную психотерапию, которую негде было получить, означало добавить еще одну невозможность в это и без того мало возможное занятие. Заметим, что у психологов до сих пор нет юридического права заниматься психотерапией. А в те годы требовалась отчаянная смелость, чтобы вступить в новую сферу практики.

За это время изменились и наши клиенты: сейчас уже редко кому приходится объяснять, что такое консультирование, чаще они приходят с пониманием необходимости длительной работы, быстрее готовы рассматривать себя как источник проблемы. Да и типичные проблемы уже не совсем те. Но каким бы ни был запрос клиентов, как бы он ни менялся со временем, описанные автором техники консультирования остаются хорошо работающим инструментом. И если для начинающих именно техники составляют безусловное достоинство книги, то с приобретением опыта начинаешь видеть обобщенные стратегии консультирования, как и любой психотерапевтической практики: передача клиенту ответственности за свою жизнь, помощь в принятии своих чувств, выработка более адекватных способов поведения… И об этом тоже сказано в книге.

Она еще долго будет полезна - как букварь для знакомящихся с консультированием, увлекательное занятие для интересующихся психологией, систематическое руководство для любителей раскладывать все по полочкам.

Елена Пуртова

От издателя с ностальгией

Юлия Алешина является тем человеком, которому я и еще очень многие люди - независимо от того, знают они об этом или нет, - обязаны своим организованным обучением по проверенным и серьезным западным стандартам (что называется “из первых рук”). Если представить себе, что мы когда-нибудь будем всерьез относиться к истории нашей профессиональной жизни и сообщества, то, говоря высоким стилем, ей безусловно стоило бы поставить памятник.

Сочетание профессиональных качеств, энергии, организационных способностей и социальной компетентности соединились в ней в тот драгоценный сплав, который еще отчетливее виден по прошествии времени. Сейчас Юлия - сложившийся и признанный профессионал американской (и международной) психотерапевтической культуры.

Особенно приятно, что книга, написанная более шести лет назад, так хороша и своевременна сегодня. Мне кажется, она является одним из украшений нашей серии, наряду с произведениями “первых лиц” мировой психотерапии. Это лишний раз доказывает: так называемая мировая психотерапия живет и развивается благодаря усилиям наших людей.

Как издатель, я очень надеюсь, что это не последняя книга Юлии на русском языке.

Леонид Кроль

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое вниманию читателей пособие является попыткой ответить на многие вопросы, волнующие прежде всего начинающих психологов-практиков и возникающие при ведении психокоррекционного приема широкого профиля. Книга состоит из двух частей, первая из которых посвящена проблемам организации и ведения консультативного приема. В ней проводится анализ процесса беседы, подробно разбираются специальные техники и приемы ее ведения. Вторая часть книги представляет попытку анализа наиболее типичных случаев обращений людей за помощью к психологу и общие стратегии ведения приема с различными типами клиентов.

МЕТОДИКА: Определение особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Методика предназначена для диагностики особенностей распределения ро- лей в семье между супругами. Методика содержит в себе следующие шкалы: 1. Воспитание детей. 2. Эмоциональный климат в семье ("психотерапевтическая" функция). 3. Материальное обеспечение семьи. 4. Организация развлечений. 5. Роль "хозяина", "хозяйки". 6. Сексуальный партнер. 7. Организация семейной субкультуры. Обработка. В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтер- нативе приписывается значение " 1" , второй - " 2" , третьей - " 3" , чет- вертой - " 4". В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах № 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписыва- ется значение "4" , второй - " 3" , третьей - "2" , четвертой - " 1". Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. Интерпретация. Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже - реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе прини- мают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяс- нить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними. Примечание к компьютерной версии. Диапазон шкальных оценок в данной методике - от 3 до 12 баллов или от 1 до 4 при расчете средних показателей. Компьютерная интерпретация результатов тестирования, а также построе- ние диаграммы основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета. Условные критерии автоматической интерпретации: 0% - 20% низкий показатель; 21% - 40% пониженный показатель; 41% - 60% средний показатель; 61% - 80% повышенный показатель; 81% - 100% высокий показатель. Опросник состоит из 21 вопроса. Примерное время тестирования 5-10 минут. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Определение особенностей распределения ролей в семье. Ф.И.О:_____________________ Доп. данные:_______________ Диаграмма: % * 100 ┼────────────────────── 90 ┼ 80 ┼─██─────────────────── 70 ┼ ██ 60 ┼─██─██──────────────── 50 ┼ ██ ██ 40 ┼─██─██───────██─────── 30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ 20 ┼─██─██────██─██─██──── 10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──* ВД ЭК МО ОР РХ СП СС Тестовые показатели: 1. Воспитание детей - ВД = 11 3.67 89% 2. Эмоциональный климат в семье - ЭК = 9 3.00 67% 3. Материальное обеспечение семьи - МО = 4 1.33 11% 4. Организация развлечений - ОР = 6 2.00 33% 5. Роль "хозяина", "хозяйки" - РХ = 7 2.33 44% 6. Сексуальный партнер - СП = 6 2.00 33% 7. Организация семейной субкультуры - СС = 4 1.33 11% ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Структура распределения ролей в семье. 1. Воспитание детей: в основном реализуется женой. 2. Эмоциональный климат в семье: в большей степени реализует- ся женой, но и мужем тоже. 3. Материальное обеспечение семьи: в основном реализуется му- жем. 4. Организация развлечений: в большей степени реализуется му- жем, но и женой тоже. 5. Роль "хозяина", "хозяйки": оба супруга реализуют приблизи- тельно в равной степени. 6. Сексуальный партнер: в большей степени реализуется мужем, но и женой тоже. 7. Организация семейной субкультуры: в основном реализуется мужем.
Поделиться