Могилы знаменитостей. Можайский Александр Федорович (1825–1890). Александр Фёдорович Можайский биография Можайский а ф и его изобретение сообщение

Александр Федорович Можайский - создатель первого российского самолета

Путь к осуществлению мечты о полете человека в воздухе был чрезвычайно трудным. Только благодаря усилиям многих выдающихся ученых и инженеров XIX и XX веков полет человека на летательном аппарате тяжелее воздуха из мечты, волновавшей умы в течение многих столетий, превратился в практическую реальность, а ныне даже стал будничным делом.

Наш выдающийся соотечественник, замечательный ученый и инженер Александр Федорович Можайский построил первый в России самолет со специально изготовленными по его заказу паровыми машинами и воздушными винтами. Без необходимой материальной и моральной поддержки на протяжении более 30 лет А. Ф. Можайский вел изыскания - изучал аэродинамику и динамику моделей будущего летательного аппарата с помощью созданной им испытательной тележки, разрабатывал проекты самого аппарата и воздушных винтов для него, наконец, строил, испытывал и непрерывно совершенствовал первый в России самолет.

<Я желал быть полезным своему Отечеству>, - писал А. Ф. Можайский в одной из докладных записок. Его жизнь была подвигом человека большого мужества и гражданственности.

А. Ф. Можайский родился 9(21) марта 1825 г. После окончания Морского кадетского корпуса с 1841 по 1862 г. служил в военном морском флоте, участвовал в кругосветном плавании фрегата <Диана>. В 1882 г. вышел в отставку в чине генерал-майора (с 1886 г. - контр-адмирал).

А. Ф. Можайский скончался в 1890 г. в Петербурге. Поставив перед собой цель - создание самолета, А. Ф. Можайский вынужден был искать ответ на целый ряд проблемных для науки и техники середины XIX века вопросов, составляющих основу компоновки и свойств летательного аппарата тяжелее воздуха: каким образом должна создаваться подъемная сила, необходимая для уравновешивания веса самолета, как оптимальным образом определить площадь крыла и выбрать его форму, как обеспечить потребную тягу воздушных винтов и создать двигатель приемлемого веса, как обеспечить устойчивость и управляемость движения самолета?

Несколькими десятилетиями позднее благодаря работам выдающихся ученых-механиков, изобретению и энергичному совершенствованию двигателя внутреннего сгорания, созданию аэродинамических труб, сделавших возможным накопление обширных экспериментальных материалов, конструкторы самолетов смогли получать достоверные ответы на эти и другие вопросы, выполняя вместе с учеными огромный объем изысканий. А. Ф. Можайский был лишен всех этих возможностей; безгранично увлеченный и преданный своей идее, он самостоятельно выполнял многочисленные экспериментальные исследования, сам конструировал и строил самолет, воздушные винты, искал подходящие двигатели.

Широкая эрудиция А. Ф. Можайского, его богатый опыт моряка, плававшего на парусных и винтовых судах, наблюдение за полетом птиц, его многолетние систематические опыты с летающими моделями и моделями воздушных винтов на тележке, опыты со змеем-планером, а также изучение материалов исследований его предшественников помогли ему создать рациональную компоновку самолета-моноплана с паровыми машинами, вращающими воздушные винты.

<Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур капитану 1-го ранга А. Ф. Можайскому, на воздухолетательный снаряд> 3 ноября 1881 г. - первый в России патент на летательный аппарат - этот наиболее полный из дошедших до нас документов свидетельствует, что Можайским была применена компоновка самолета-моноплана, основные элементы которой и спустя много десятилетий оставались традиционными, широко используемыми в практике самолетостроения.

Предшественникам А. Ф. Можайского, в первую очередь Кейли и Хенсону со Стрингфеллоу, дю Тамплю, Пено, принадлежат важные заслуги в изучении летающих моделей, вопросов устойчивости и в разработке многих компоновок самолета. Однако результаты проведенных ими изысканий и разработок носили главным образом качественный характер и не могли быть положены Можайским в основу инженерных расчетов. Более того, в эти годы сама идея самолета, принцип создания подъемной силы были еще настолько далеки от общего признания, что одна из комиссий Военно-инженерного управления, рассматривавшая 15 июня 1878 г. проект А. Ф. Можайского, даже порекомендовала изобретателю обратиться к <подвижным> крыльям, т. е. в принципе переделать весь проект.

Несколько ранее, в январе 1877 г., другая комиссия, в которой приняли участие выдающиеся ученые Д. И. Менделеев и Н. П. Петров, положительно оценивавшие работы А. Ф. Можайского, в своем заключении на его предложение писала: <... по неимению некоторых существенных данных, не выработанных еще наукою, комиссия не может утвердительно сказать, осуществим ли на деле или нет проект г. Можайского. В то же время комиссия находит, что г. Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам...>.

Глубоко убежденный в правильности выдвинутых идей и рациональности предложенного им проекта, А. Ф. Можайский в 1881-83 гг. на Красносельском военном поле под Петербургом построил свой самолет. Самолет имел фюзеляж с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам фюзеляжа прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые выпуклостью вверх. Все крыло и оперение были обтянуты тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев - деревянные (сосновые). Аппарат стоял на стойках с колесами (шасси). На самолете были установлены две паровые машины мощностью 20 и 10 л. с, построенные в Англии фирмой <Арбекер> по заказу А. Ф. Можайского. Из сопоставления всей совокупности имеющихся архивных документов и свидетельств современников можно сделать вывод, что в 1883-85 гг. конструктор занимался доводкой своего аппарата при наземных испытаниях, а во второй половине июля 1885 г. предпринял попытку летных испытаний, окончившуюся аварией. В дальнейшем, считая, что мощность его паровых машин недостаточна для <определившегося веса самолета>, А. Ф. Можайский заказал на Обуховском заводе два дубликата своей 20-сильной паровой машины, намереваясь довести мощность силовой установки до 60 л. с.

Судьба личного архива, расчетов, чертежей и других проектных материалов А. Ф. Можайского пока остается неизвестной.

А. Ф. Можайский - самоотверженный, преданный своей идее выдающийся ученый и инженер, построив первый в России самолет-моноплан с паровой машиной и воздушными винтами, в своих замыслах намного опередил возможности техники и науки.

На рубеже XX века многие ученые-механики обратились к изучению ведущих проблем, выдвигавшихся созданием летательных аппаратов нового типа.

В 1893-96 гг. успешно совершал полеты на сконструированных и построенных им планерах известный ученый-инженер О. Лилиенталь.

В 1897 г. Н. Е. Жуковский выступил с работой <О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана>, в которой он показал, каким образом следует определять оптимальный угол атаки самолета для выполнения наиболее экономичного полета.

В 1905 г. Н. Е. Жуковский раскрыл механизм возникновения подъемной силы и вывел теорему, определяющую ее количественно, в своей знаменитой работе <О присоединенных вихрях>.

Решающее значение для всего последующего развития авиационной науки и техники имели работы Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, Л. Прандтля и многих других ученых-механиков по теориям крыла, воздушного винта, пограничного слоя (1904, 1905, 1910 гг.). Этими исследованиями были заложены основы аэродинамики как науки.

Огромное значение для авиационной науки и практики имело создание аэродинамических труб - этого важнейшего устройства, применяемого ныне во всем мире для экспериментального определения основных аэродинамических характеристик будущих самолетов путем испытаний их моделей.

Только 20 лет спустя после подвига А. Ф. Можайского были накоплены минимально необходимые научные данные по аэродинамике, динамике полета и устойчивости. Благодаря прогрессу техники были созданы столь необходимые для самолетостроения легкие двигатели внутреннего сгорания. 17 декабрая 1903 г. в США братья Райт совершили свой подвиг - был поднят в воздух самолет с человеком на борту.

Русские конструкторы, продолжая дело, которому отдал более 30 лет жизни А. Ф. Можайский, напряженно работали над созданием отечественных конструкций самолета.

В начале XX столетия в России появились первые русские оригинальные конструкции самолетов с достаточно высокими летными характеристиками: военные <бимонопланы> Я. М. Гаккеля (1911-12 гг.); истребители И. И. Сикорского (1911-13 гг.); первенцы тяжелой авиации - четырехмоторные бомбардировщики Русско-Балтийского завода <Русский витязь> (1913 г.), <Илья Муромец> (1913-1914 гг.); <летающие лодки> конструкции Д. П. Григоровича (1915 г.). Однако только победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла подлинно широкие возможности для развития авиации в нашей стране.

Значителен и исторически важен вклад А. Ф. Можайского - первого конструктора отечественного самолетостроения.

Биография

Детство и юность

Александр Можайский родился 9 (21) марта в семье потомственного моряка, лейтенанта, будущего адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского . Матерью его была дочь ревельского купца Юлия Ионовна Линдерман. Крестным отцом Александра Можайского стал командир Роченсальмского порта капитан-командор Иван Григорьевич Степанов . С по 8 января (ст.ст.)1841 года Александр Можайский обучался в Морском кадетском корпусе . 30 декабря (ст.ст.) 1842 года, был произведён в мичманы .

Служба в Российском императорском флоте 1841-1862

Начало службы во флоте

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Александр Фёдорович Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта . С по 1852 год продолжал службу на Балтике.

Участие в экспедиции в Японию

В период своего пребывания в Японии Александр Фёдорович Можайский сделал множество рисунков, включая акварельные, по крайней мере часть из которых имеет, по мнению некоторых авторов, этнографическую и историческую ценность . Позднее Можайский украшал свой дом различными предметами японского происхождения, включая костюм японского самурая с вооружением, а также пейзажами Японии.

Участие в Хивинской экспедиции

Служба на корабле «Орёл» и командование клипером «Всадник»

По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного винтового линейного корабля «Орёл ». Современники отмечали, что, будучи в этой должности, он сумел добиться от команды «Орла» исключительно высокой выучки и слаженности действий, применяя, однако, для этого весьма суровые и даже жестокие методы .

Гражданская служба 1862-1879

В 1867 году Александр Фёдорович Можайский принимает участие в 1-й Всероссийской этнографической выставке в качестве представителя (депутата ) Вологодской губернии .

В процессе ведения хозяйства в имении Вороновица у А. Ф. Можайского неоднократно случались конфликты с местным крестьянским населением и прислугой, а также с местной (польской) администрацией . В частности, на него был подан ряд жалоб в судебные органы со стороны прислуги об оскорблении и избиении. Один из жалобщиков в процессе разбирательства отказался от своей жалобы. В другом случае Уголовная палата прекратила «по бездоказательности обвинения » дело об избиении и оскорблении А. Ф. Можайским молодой женщины (также из числа прислуживающих в имении). Сам Можайский характеризовал выдвигаемые против него обвинения как измышления людей, враждебных по отношению к русским .

По некоторым данным, эксперименты в области авиации, проводившиеся Можайским в период проживания в Вороновице, увеличивали враждебность к нему местных крестьян, считавших, что он связался с нечистой силой, которая якобы «носит его по воздуху в корыте ». Боясь сглаза, молодые крестьянки при встрече с ним отворачивались и прикрывали лицо руками .

Осенью 1876 года Можайский переехал в Санкт-Петербург с целью продвижения своего проекта летательного аппарата.

Служба в Российском императорском флоте 1879-1882

Личная жизнь

Работы в области авиации

Экспериментальные исследования

В 1856 году, под влиянием наблюдения за полётом птиц, Александр Фёдорович Можайский задумался над идеей создания летательного аппарата, основанного на аэродинамическом принципе . В период проживания в усадьбе Котельниково Можайский занялся научным изучением полёта птиц, а также их анатомии в части, имеющей отношение к полёту . Он отстреливал птиц сам, а также скупал убитых птиц у местного населения. На каждую отстреленную птицу заводилась карточка, содержащая высоту полёта птицы, её геометрические параметры и вес.

В период проживания в имении Вороновица (1869-1876), продолжая изучение птиц, Можайский приступил к изготовлению моделей летательного аппарата (воздушных змеев), которые он запускал с Кумовой горы. Несущие поверхности первых моделей были изготовлены с применением птичьих перьев. Затем изобретатель, поняв непрактичность такого подхода, стал использовать для обшивки другие материалы, в частности, кроличьи шкурки .

В двух публикациях 1877 и 1878 годов сообщается о том, что Можайскому удалось изготовить змей, способный, будучи буксируемым с помощью конной тяги, поднять человека. Согласно данным сообщениям, Можайский совершил на таком летательном аппарате два или три полёта . Существует мнение, что во время одного из них он повредил ногу . По словам очевидцев (прислуги имения Вороновица и местных крестьян), планер-змей Можайского сохранился в усадьбе и после его смерти, и племянник Александра Фёдоровича Н. Н. Можайский иногда также совершал на нём полёты. Согласно описаниям этих свидетелей, планер Можайского, кроме крыла, имел фюзеляж в виде лодки и четырёхколёсное шасси. Высота полёта составляла порядка двух метров («до сажени ») .

Начиная с осени 1876 года Можайский проводил публичные опыты с летающими моделями самолёта в Санкт-Петербурге, в частности, в манеже Берейторской кавалерийской школы . Модели оснащались пружинным двигателем или же двигателем на основе резинового шнура . Одна из моделей демонстрировала способность взлетать после разбега на собственном шасси, совершать довольно устойчивый полёт со скоростью до 5,2 м/с (17 фут/с), а также летать с полезной нагрузкой (кортик морского офицера) .

Кроме того, в ходе работы над проектом летательного аппарата Александр Фёдорович Можайский проводил аэродинамические опыты с использованием специальной аэродинамической тележки. Тележке с закреплённой на ней под определённым углом пластинкой придавалось поступательное движение, и с помощью специальных весов измерялись составляющие аэродинамической силы, действующей на пластинку, то есть подъёмная сила и лобовое сопротивление .

Постройка первого в России натурного самолёта

А. Ф. Можайский пытался отремонтировать самолёт и модернизировать силовую установку, повысив её мощность, однако из-за отсутствия средств не успел сделать этого до своей кончины в 1890 году. После смерти А. Ф. Можайского его сыновья пытались продать самолёт правительству, но получили отказ. В мае 1891 года им было предписано убрать аппарат с военного поля. Дальнейшая судьба самолёта Можайского точно не известна. По сведениям академика А. Н. Крылова , он был продан с аукциона. Паровые машины, снятые с самолёта Можайского в 1885 г., хранились на Балтийском судостроительном заводе , где впоследствии были уничтожены пожаром.

Награды

Можайский в культуре

Фантастически переосмысленная история создания самолёта Можайского составляет сюжетную основу романа Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила » (2016).

Память об А. Ф. Можайском

  • В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области , который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село , Санкт-Петербург).
  • Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область) .
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе .
  • Именем Можайского названы улицы в городах Вологда , Казань , Красноярск , Ставрополь , Тверь , Ульяновск , Черкассы , Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР .
  • Именем Можайского назван проезд и площадь в городе городе Кирове . На площади установлен самолёт-памятник АН-8.
  • Формулой Можайского называют выведенное им

Самолёт способный поднять в воздух человека – это сейчас обыденность, а 140 лет назад о конструкции воздухоплавательной машины, даже из учёных, и подумать мало, кто мог. Первые известия о создании самолёта относятся к 40-м годам 19-го столетия. Проект англичанина Уильяма Хэндсона датирован 1843-м годом, но проект так и остался проектом на бумаге. Француз Феликс Дю Тампль всё же построил свой самолёт, но испытывать его не решился. Первым, кто решил попытаться подняться в небо стал русский потомственный морской офицер, изобретатель и исследователь В то время морские офицеры были одними из самых грамотных офицеров. Первый в мире испытанный самолёт был создан в России, а создателем, в то время этого диковинного воздухоплавательного аппарата, стал Он построил первый в мире самолёт вопреки всем запретам церковников патриархальной России, обогнав на целых 20 лет американских братьев Райт, которым приписывалось изобретение самолёта.

Родился 9-го марта 1825-го года в городе Роченсальм, сегодня это город Котка в Финляндии. Отцом семейства являлся потомственный моряк адмирал русского флота Фёдор Тимофеевич Можайский. Первому ребёнку, в семье предсказывали блестящую карьеру морского офицера. Когда исполнилось 10 лет, родители привезли его в Санкт-Петербург и отдали учиться в морской кадетский корпус, который он окончил 19-го января 1841-го года, получив специальности судоводителя и проектировщика кораблей.

После кадетского корпуса Можайский 2 года ходил на военных парусных судах на Балтийском флоте. Всё шло к тому, что он пойдёт по стопам отца и продолжит семейную династию морского офицера. Во время службы на Балтийском флоте Можайский сменил несколько кораблей таких как, «Мельпомена», «Ольга», «Александр Невский». Большую часть жизни отдал морской службе. За 7 лет он побывал в Балтийском, Белом, Баренцевом, Норвежском, Северном морях. На морской службе он умножил свои знания, практический опыт и закалил волю молодого моряка. Но прогресс не стоит на месте и Александр Фёдорович стал свидетелем перехода от обычных парусных судов на паровые корабли.

В 1852-м году получил направление на один из первых русских военных пароходов с говорящим названием «Усердный»! Во время похода на «Усердном» продолжительностью около 1-го года он ознакомился с двигателем этого корабля, который являлся на тот момент результатом развития техники 19-го столетия, определившим всё дальнейшее развитие транспорта, промышленности и военного кораблестроения. До конца 19-го века ПАРОВОЙ двигатель являлся ЕДИНСТВЕННЫМ ТИПОМ двигателя, который можно было применить на самолёте.

С 1853-го по 1855-й год участвовал в дальнем морском походе от Кронштадта до Японии на фрегате «Диана» в качестве старшего морского офицера. В этом походе у берегов Японии фрегат «Диана» был застигнут сильным землетрясением. Корабль попал в цунами, был слишком сильно повреждён и затонул. Однако команде корабля к счастью удалось спастись! После этого команда русских моряков попросила разрешение купить материалы и нанять плотников, чтобы построить небольшую деревянную шхуну и отплыть на ней на Родину. Шхуна строилась по чертежам Можайского. Пока японцы строили эту шхуну, команда затонувшей «Дианы» в том числе и проводили время в Японии.

Во время этого вынужденного нахождения в Японии, Можайский видел, как местное население запускало в небо ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ. К этому времени воздушные змеи конечно уже были известны и в России и в Европе. А великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов использовал воздушных змеев при конструировании молниеотводов. Но идея запустить на воздушном змее ЧЕЛОВЕКА, первому пришла в голову именно Александру Фёдоровичу Можайскому! Именно в 1855-м году Можайскому пришла мысль целенаправленно создать аппарат тяжелее воздуха, способный поднять человека в воздух! В 1863-м году вынужден был уйти в отставку в связи с сокращением численности флота после Крымской войны.

С 1869-го по 1876-й года Можайский жил в посёлке Воровница, Подольской губернии, находящемся в 20-ти километрах от современной Винницы. Там он поглощённый своей отчасти безрассудной и фантастической идеей создать летательный аппарат занимался всевозможными расчётами и экспериментами. В результате в сентябре 1876-го года он построил ПЕРВУЮ ЛЕТАЮЩУЮ МОДЕЛЬ САМОЛЁТА. Кстати сказать, немецкий планерист и исследователь Отто Лилиенталь создал летательный аппарат на 17 лет позже Александра Фёдоровича Можайского.

Осенью 1876-го года в пасмурный день в Санкт-Петербурге на Манеже собрались тысячи людей желающих увидеть чудо. Можайский представил на обозрение свой небольшой летательный аппарат с собственным пружинным двигателем. Самолёт легко сдвинулся с места и взлетел! В номере газеты «Кронштадтский вестник» от 12 января 1877-го года была опубликована статья: « Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но и может плавать. Скорость полёта аппарата изумительная. Он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении». К тому же модель поднимала в воздух груз, в качестве которого выступал морской кортик.

После успешного испытания первой модели, в 1877-м году обратился в военное министерство с предложением построить полноразмерный самолёт. Через год получил деньги на предварительные опыты и приступил к проектированию аппарата в натуральную величину. Когда были изготовлены рабочие чертежи и проведены дополнительные расчёты, Можайский чтобы обезопасить себя от некоторых дельцов, стремящихся присвоить чужое изобретение или продать его за границу, решил запатентовать своё изобретение. получил «Привилегию» на создание воздухоплавательного снаряда. В то время так назывался летательный аппарат. «Привилегия» в то время была аналогом современного патента на изобретение. ПАТЕНТ был выдан 3-го ноября 1881-го года. Это был первый в мире патент на самолёт. Его выдали русскому изобретателю, морскому офицеру капитану первого ранга Александру Фёдоровичу Можайскому.

После успешных испытаний в Манеже изобретение Можайского получило поддержку военного ведомства, но НЕ ПОЛНУЮ. Военное ведомство определило МЕСТО под постройку самолёта на военном поле Красного Села под Санкт-Петербургом, но выделить ДЕНЬГИ на САМУ ПОСТРОЙКУ летательного аппарата наотрез ОТКАЗАЛОСЬ. Из-за отсутствия денег на финальной части проекта Можайский оказался на грани отчаянья. Для исполнения своей заветной мечты Александр Фёдорович Можайский продал и заложил всё своё имущество, даже обручальные кольца и наручные часы, столовые ложки и форменный сюртук. На вырученные от продажи личных вещей деньги начал непосредственно строить самолёт.

Летом 1883-го года самолёт был построен. Он имел следующие размеры – длина 23 метра, размах крыльев 22,8 метра. Вес аппарата составлял 57 пудов, что примерно равнялось 934-м кг. Можайский назвал самолёт «Жарптица». Самолёт представлял собой МОНОПЛАН. В «Привилегии» специально указывалось, что крылья аппарата остаются НЕПОДВИЖНЫМИ. Двигаться он должен был при помощи 3-х воздушных винтов, которые вращались паровой машиной. Морской офицер Можайский прекрасно знал принцип действия морского гребного винта. Эти знания он применил и при расчёте винта воздушного. В воздухе аппарат должен был управляться хвостовым оперением. Фюзеляж походил на лодку. Собственно он так и назывался «лодкой». В лодке размещались люди, паровые машины и груз. Для движения по земле самолёт имел 4-х колёсное шасси.

На испытаниях присутствовали военные и представители Русского Технического Общества. Самому Александру Фёдоровичу Можайскому лететь на его самолёте не разрешили потому, что считалось, что в возрасте 57 лет организм может не выдержать такие нагрузки. Управлял самолётом помощник Можайского механик Иван Голубев. К сожалению, сказать, как прошёл полёт, точно невозможно. Военное ведомство требовало полной секретности поэтому документов фиксирующих факт первого полёта не существует. Далее в некоторых источниках в конце 19-го начале 20-го века первый полёт описывался так. Самолёт взлетев, пролетел около 10-ти метров по прямой, затем стал садиться и при приземлении повредил крыло, причём пострадал не, только самолёт, но и пилот.

Однако, несмотря на поломку, испытания были признаны успешными потому, что аппарат Александра Фёдоровича Можайского по ОДНИМ ДАННЫМ действительно взлетел! Ввиду жёсткой посадки и травмы пилота начальник комиссии военного ведомства заявил, что проектирование таких аппаратов — это дело англичан и французов и отказался в дальнейшем заниматься продвижением летательных аппаратов. После этого 1-го апреля 1890-го года умер, а первый в мире самолёт стоял в сарае в Красном Селе, разрушался и был полностью утрачен после 1917-го года. Так закончилась история о том, насколько даже самые кажущиеся на первый взгляд сумасбродные идеи на самом деле могут оказаться ДАЛЬНОВИДНЫМИ и ПРОГРЕССИВНЫМИ!!!

Макет самолёта Александра Фёдоровича Можайского Масштаб — 1 к 30

По СОВРЕМЕННЫМ данным полёт на самолёте Александра Фёдоровича Можайского НЕВОЗМОЖЕН. Дело в том, что в конце 1970-х годов 20-го века в ЦАГИ была построена уменьшенная модель самолёта Можайского. Модель была ИСПЫТАНА в аэродинамической трубе. В результате этих испытаний были получены расчёты, которые точно установили невозможность произвести горизонтальный полёт на самолёте Можайского по причине НЕДОСТАТОЧНОЙ ТЯГИ. Здесь поясним. Учитывая геометрические размеры и вес самолёта (смотри выше), имеющейся тогда мощности двигателя – не более 30 лошадиных сил, было однозначно недостаточно для полёта на аппарате Александра Фёдоровича Можайского . Слабые двигатели тех лет не позволили ему осуществить свою мечту. Так же и аэродинамика самолёта была не совсем способной поднять машину в воздух. ВКЛАД Александра Фёдоровича Можайского в Мировую авиацию НЕОЦЕНИМ! Можайский признан ПЕРВЫМ РОССИЙСКИМ АВИАКОНСТРУКТОРОМ! Ему удалось построить и довести до лётных испытаний аппарат ТЯЖЕЛЕЕ ВОЗДУХА, который сейчас мы называем САМОЛЁТ! Дерзнув, он бросил ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ и ОПЕРЕДИЛ его!!!

Впервые в мире человек сумел подняться в воздух на планирующем снаряде тяжелее воздуха. Великий русский изобретатель сознавал, что это - не только его личное, но и национальное первенство.

Великий русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825-1890) написал о себе: «...Я желал быть полезным своему Отечеству...»

Вначале у него была белая зависть к... птицам. Русский морской офицер Александр Федорович Можайский наблюдал их полет как естествоиспытатель и художник, зарисовывал, изучал, вычислял... Но не остановился на «академически бесстрастных естественнонаучных наблюдениях». На «простейшем летуне» (гигантском воздушном змее, или управляемом буксируемом планере) Можайский в 1873-1876 годах неоднократно поднимался в воздух и, по свидетельствам многих очевидцев-современников, летал быстро и... «с большим комфортом».

Впервые в мире человек сумел подняться в воздух на планирующем снаряде тяжелее воздуха. Великий русский изобретатель сознавал, что это - не только его личное, но и национальное первенство. Лишь много лет спустя после того, как расчеты и чертежи Александра Федоровича, выкраденные иноземными шпионами, и российские газеты с описаниями его полетов попали за границей в руки опытных инженеров, подобные опыты начали проводить и в зарубежных странах (во Франции - Майо в 1886 году, в Англии - Баден Паульс в 1888, еще позже - Харграв в Австралии и Отто Лилиенталь в Германии). Немало «позаимствовали» у Можайского и французский конструктор Татен, и британский делец Хайрем Максим, и американские самоучки братья Райт.

Самолет А.Ф. Можайского «вылупился» из его планера на первый взгляд так же естественно, как цыпленок из яйца. Но у авиационного «яйца» была бронированная великим множеством всяческих затруднений скорлупа. Ведь сто двадцать лет тому назад не было ни аэродинамики, разработанной на рубеже XIX и XX столетий отцом русской авиации Николаем Егоровичем Жуковским, ни газовой динамики, созданной в то же самое время Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным. Можайскому приходилось одному выполнять работу многих ученых, инженеров и даже рабочих. И Александр Федорович блестяще справился с этим поистине титаническим трудом, свершив беспримерный научно-технический подвиг.

Аэроплан Александра Федоровича Можайского, конструктивную разработку которого изобретатель закончил в 1877 году, имел все пять основных частей современного самолета. Это был моноплан-амфибия с водонепроницаемым корпусом-лодкой, взлетно-посадочным устройством, хвостовым оперением и подвижными рулями крена и поворота для управления полетом в воздухе. Самолет братьев Райт, построенный в 1903 году людьми, использовавшими аэродинамические расчеты Можайского, был бипланом ферменной (решетчатой) конструкции, скопированным с планеров русского инженера С.С. Неждановского. Он не имел ни корпуса, ни взлетно-посадочного устройства (взлет осуществлялся с помощью примитивной катапульты), ни рулевого управления (кроме хвостового оперения). И наконец, самолет Можайского имел - наряду с двумя толкающими - главный тянущий винт, расположенный спереди, в то время как на аэроплане братьев Райт были лишь два толкающих винта, расположенные сзади крыльев. Подавляющее большинство современных винтомоторных самолетов имеет именно тянущие винты.

Гений Можайского на десятилетия опережал его эпоху. Поэтому нисколько не удивительно, что комиссия под председательством Дмитрия Ивановича Менделеева при рассматривании проекта Александра Федоровича в январе 1877 года признала: «...господин Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам...». (Александр Федорович Можайский, создатель первого самолета. Сборник документов. - М., Издательство Академии Наук СССР, 1955, с. 22.)

Но после столь благоприятного заключения компетентной экспертной комиссии Главного инженерного управления Военного Министерства в дело - как это часто бывало в дореволюционной России - вмешалась наемная агентура иностранных разведок, пригретая под крылышком царского двора, «нашпигованного» немецкими барончиками и прочими чужеземными авантюристами. Инспирированная ее закулисными усилиями вторая комиссия, руководимая неким Германом Паукером, не без основания подозревавшимся в прогерманском шпионаже, забраковала проект Можайского под нелепейшим предлогом «явной несогласности его взглядов со мнениями зарубежным авторитетов, кои рекомендуют слепо подражать природе... и возлагают надежды только на аппараты с машущими крыльями...». Надежды Александра Федоровича на материальную помощь царского правительства (хотя бы самую скромную!) рухнули как карточный домик.

Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). К лету 1881 года были готовы все части и приборы его самолета и сконструированные им паровые двигатели, «поражающие своею силою и легкостью». Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Тогда Александр Федорович, скрепя сердце, вновь обратился к лицам, власть имущим, в частности, к министру императорского двора графу И.И. Воронцову-Дашкову. В докладной записке на имя последнего Можайский (говоря о себе по тогдашним канцелярским правилам в третьем лице) указывал, что он, «всецело посвятив себя разрешению вопроса воздухоплавания, затратил на это все свои средства и в настоящее время, когда остается только собрать аппарат и сделать окончательные пробы, он не имеет на это никаких денежных средств, почему ввиду того громадного значения, которое может оказать в случае успеха аппарат в военном деле, Можайский осмеливается просить Ваше сиятельство об исходатайствовании ему от правительства 5000 рублей для сборки аппарата и опытов над ним». (Там же, с. 80.)

Воронцов-Дашков представил докладную записку капитана 1 ранга А.Ф. Можайского «на благовоззрение» Александра III. Самодержец затребовал справку и документы. Ему без промедления прислали копию письма Можайского к генерал-лейтенанту К.Я. Звереву от 8 июля 1878 года с протестом против неправильного решения комиссии Паукера.

А генерал-адъютант фон Кауфман и генерал-майор Вальберг представили императору подтасованный «доклад по Главному инженерному управлению» от 4 июля 1881 года, в котором проект Можайского вторично браковался на основании уже опровергнутого изобретателем решения комиссии Паукера, и «словесно доложили»:

Опасно, Ваше величество, строить в России на казенные средства воздухолетательный аппарат тяжелее воздуха. Вдруг им какой-нибудь злой революционер воспользуется, на Вашу священную особу с неба посягнет?!

Последние «словеса верноподданические», льстиво и хитро реченные придворными баронами, окончательно убедили царя в ненужности аэроплана дерзкого моряка, и генерал-адъютант Банковский под его диктовку записал: «высочайше повелено отклонить просьбы капитана 1 ранга Можайского».

Тем не менее А.Ф. Можайский 3 ноября 1881 года, получивший от Департамента торговли и мануфактуры привилегию (патент) «на воздухолетательный снаряд», все-таки собрал и опробовал свой самолет, названный им «Жар-Птицей». Материально ему помог прославленный герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов и среднеазиатских походов М.Д. Скобелев, вскоре после постройки аэроплана Можайского отравленный за вольномыслие и великую любовь к России по приказу германского канцлера Бисмарка и главаря контрреволюционной «Священной дружины» банкира Гинцбурга.

Летом 1882 года (по-видимому, 20 июля) «Жар-Птица» поднялась в воздух. Это был первый в мире полет человека на аэроплане. И хотя самолет, пролетев несколько сот метров, потерпел аварию, наткнувшись на высокий столб, и хотя сам Можайский, умерший в нищете в ночь на 20 марта 1890 года, не увидел свое детище во втором полете, пылающие перья его «Жар-Птицы» и сейчас горят как путеводные маяки на творческом пути каждого отечественного авиаконструктора, каждого водителя крылатых машин!

Только при Советской власти была окончательно восстановлена историческая правда, доказано и подтверждено русское национальное и российское государственное первенство не только в изобретении аэроплана (самолета), но и в создании первого в мире самолета, поднявшегося в воздух. В 1955 году вышел в свет сборник документов «Александр Федорович Можайский, создатель первого самолета», подготовленный к печати Институтом истории естествознания и техники Академии Наук СССР. В том же 1955 году было опубликовано второе, исправленное и дополненное издание монографии Н. Черемных и И. Шипилова «А.Ф. Можайский - создатель первого в мире самолета», в котором увидели свет воспоминания старожила города Красное Село Петра Васильевича Наумова: «Я видел первый взлет самолета Можайского». Впервые этот мемуарный этюд был напечатан 3 апреля 1949 года в N 40(649) газеты «Искра», органа Красносельского райкома ВКП(б) и Исполнительного комитета Красносельского районного Совета депутатов трудящихся Ленинградской области, но Н. Черемных и И. Шипилов, перепечатав его в своей книге, сделали драгоценное свидетельство первого в мире полета самолета достоянием сотен тысяч читателей: «Много лет прошло с тех пор, когда я был мальчишкой и со своими товарищами-сверстниками резвился по улицам, проявляя ко всему захватывающий интерес.

Пришел мой отец с работы и говорит, что вблизи лагерей, недалеко от Красного Села, шумит какая-то чудная машина.

И вот я с группой мальчишек бегом бросился к военному полю. Там мы увидели множество собравшихся людей. Здесь были военные и гражданские. Чудная машина с большими крыльями, похожая на птицу, стояла на деревянном настиле. Вокруг нее суетились люди в морской одежде. Все ждали, что сейчас что-то произойдет не-обычайное.

Диковинная птица с огромными крыльями вдруг сильно зашумела, завертелись какие-то впереди нее кресты, и она сдвинулась с места, побежала по деревянному настилу, а затем оторвалась от земли и поднялась в воздух.

Удивлению не было конца. Все восторженно кричали, но больше всего мальчишки. После уже, когда я подрос, отец рассказал мне, что это была за машина, которая летала, как птица, и кто ее сделал. Эта чудная машина была первым самолетом в мире, ее изобрел русский моряк А.Ф. Можайский. Постройкой аэроплана он занимался долго, но его не поддерживало царское правительство. Он был вынужден продать половину дачи и на собственные деньги довести начатое дело до конца.

На 42-м году моей жизни я был призван в ряды царской армии. Участвуя в боях с германцами в Первой мировой войне, я увидел, как идеи русского изобретателя воплощались в жизнь. Русские самолеты делали налет на позиции немцев, внося своим появлением панику среди врагов.

Я слышал, что американцы утверждают, будто они первыми построили самолет в мире. Сущая ложь! Об американских изобретателях стало известно не менее двадцати лет спустя, как был построен самолет Можайского. Видно, господам из Америки не впервые присваивать первенство русских изобретателей». (А.Ф. Можайский - создатель первого в мире самолета. Издание второе, исправленное и дополненное. - М., Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1955, с. 150).

В.Н. ПРИЩЕПЕНКО,

член Российской Народной Академии Наук

Введение

ноября 1881 года изобретатель Александр Федорович Можайский получил привилегию на воздухоплавательный снаряд в Департаменте торговли и мануфактур.

Отзывы в печати, высказывания ученых и специалистов заставили высшие сферы вернуться к проекту А.Ф. Можайского. В частности, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич заинтересовался всем этим делом, ознакомился с ним и приказал командировать А.Ф. Можайского в США для заказа там двигателей. Ему выдали 2500 рублей, но при этом заявили, чтобы он больше не ждал пособий ни от каких ведомств.

Первоначально конструктор предполагал применить двигатели внутреннего сгорания. Но, как оказалось, подобных двигателей достаточной мощности не было. Кроме того, они были тяжелы и ненадежны. Тогда он сам спроектировал паровые машины и заказал их английской фирме. Больший двигатель развивал 20 л.с., меньший - 10 л.с. Двигатели были собраны в мае 1881 г. Они отличались крайне малым по тому времени удельным весом - до 6,4 кг на 1 л.с.

ноября 1881 г. Александр Федорович Можайский получил в Департаменте торговли и мануфактур привилегию на воздухоплавательный снаряд (соответствующее прошение было им послано 4 июня 1880 г.). В том же 1881 г. он приступил к сборке самолета на Красносельском поле близ Петербурга.

Я выбрал данную тему, так как мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 г., когда он начал вести тщательные наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев. В 1872 г. после ряда кропотливых исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. Проверяя свои выводы и наблюдения на практике, Можайский производил опыты в двух направлениях: с одной стороны, он работал над винтами, которые должны были создавать самолету тягу в воздухе, с другой, - над моделями самолетов. Можайский произвел большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 г. он построил первую летающую модель самолета. Для сооружения самолета в натуральную величину Можайскому пришлось пройти нелегкий путь. И благодаря помощи друзей-единомышленников, людей, верных родине, благодаря самоотверженности Можайского, его титаническому труду и упорству испытания первого самолета все же состоялись.

Вклад Можайского в Российскую науку авиастроения бесценен.

Целью реферата является изучение исторического наследия А.Ф. Можайского: контр-адмирала, изобретателя и авиастроителя.

Задачами выступили:

Изучение биографии Александра Фёдоровича Можайского

Русский моряк А.Ф. Можайский

Первый русский самолёт Можайского

Изучение наследия А.Ф. Можайского

1. Биография Александра Фёдоровича Можайского

Александр Фёдорович Можайский был потомственным морским офицером. Отец его, Фёдор Тимофеевич, ушел в свое время в отставку в чине полного адмирала. Сам же Александр Фёдорович дослужился до чина контр-адмирала, но тогда, когда он впервые задумал построить воздухоплавательный снаряд, он имел чин капитан-лейтенанта.

В тот самый 1860 год его, капитана клипера «Всадник», в связи с вынужденным сокращением флота, уволили с морской службы и назначили на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Здесь, в этом уезде, он и поселился в сельце Котельниково, ныне носящем название Можайское.

Времени у Можайского оказалось много, и он стал думать над тем, как создать воздухоплавательный аппарат. Теории полёта аппарата тяжелее воздуха, созданной впоследствии Жуковским, тогда ещё не существовало, и до всего приходилось доходить эмпирическим путем. В основу же конструкции Можайский положил то, с чем ему довелось встретиться в Японии.

Сильное землетрясение 1855 года застало у берегов Японии русский фрегат «Диана», старшим офицером которого служил тогда Можайский. Гигантской волной цунами «Диана» была разбита и затонула. Команде удалось спастись. Русские моряки попросили разрешить им приобрести материал и нанять плотников, чтобы построить небольшую шхуну для возвращения на родину. В благодарность за помощь судно потом передали в дар Японии.

Во время своего пребывания в Японии Можайский увидел, как местное население запускает воздушных змеев. Конечно, воздушные змеи, изобретённые в Китае во II веке до нашей эры, к тому времени знали уже и у нас, и в Европе, а наш великий Ломоносов использовал змеев при конструировании громоотводов. Но то, что на змее можно запустить человека, первым пришло в голову именно Можайскому.

Прежде чем начать строительство своего самолёта, Можайский провёл серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу.

Более того, Можайский неоднократно сам поднимался в воздух на таких змеях, став, таким образом, первым человеком, оторвавшимся от земли на летательном аппарате тяжелее воздуха. Так что говорить о том, что сам Можайский вовсе не летал, не совсем корректно. Хоть и на змеях, но Можайский всё-таки летал.

Результатом испытаний стала знаменитая формула, названная впоследствии формулой Можайского:

Однако Можайский задался целью создать аппарат, пригодный для самостоятельного полёта, и следующим этапом, предваряющим полёт человека на таком аппарате, стала постройка действующей модели.
И вот в один из пасмурных осенних дней 1876 года в петербургском манеже собралась публика, весьма далекая от верховой езды. Под прицелом тысячи глаз Можайский подошел к длинному столу и опустил на него какое-то странное сооружение, установленное на колесики. Оно легко тронулось с места, добежало до края стола и, набирая высоту, взлетело в воздух.

Это был первый, хотя и беспилотный, аппарат тяжелее воздуха, приводимый в движение собственным двигателем - в носовой части летательной машины был укреплен четырехлопастный воздушный винт, приводимый в движение пружиной. За кормой аппарата находились рули - вертикальный и горизонтальный.

Газета «Кронштадтский вестник» в своем номере от 12 января 1877 года восторженно писала: «Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении».

После этих успешных опытов Можайский приступает к разработке проекта большого летательного аппарата. В январе 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована комиссия из специалистов-ученых для рассмотрения проекта.
Комиссия, в составе которой был Д.И. Менделеев, одобрила проект летательною аппарата Можайского и возбудила ходатайство об отпуске необходимых средств для дальнейших исследовательских работ.

Модель самолёта А.Ф. Можайского, Государственный Политехнический музей (г. Москва)

Можайский произвел все требуемые расчеты и, обосновав возможность и необходимость постройки аэроплана в натуральную величину, представил докладную по этому вопросу в Главное инженерное управление - Была назначена вторая комиссия, на этот раз состоявшая из немцев: генералов Паукера и Гериа, полковника Ванденберга и др., которая неожиданно для изобретателя отметила, что проект его сделан на совершенно непонятных для членов комиссии «иных основаниях», чем хотела бы комиссия. Сам же генерал-лейтенант Паукер считал, что аппарат Можайского не годится для военного ведомства по той причине, что не машет крыльями и не может взлетать и садиться вертикально.

Однако сам Можайский, несмотря на все преграды и препятствия, продолжает работу над своим изобретением. Обратившись за помощью к адмиралу Лесовскому, Можайский получает материальную поддержку от морского министерства.

Взамен министерство потребовало его возвращения на военно-морскую службу, присвоив, правда, при этом чин капитана первого ранга.

По совету адмирала Лесовского Можайский выезжает в Америку для заказа паровых машин собственной конструкции, необходимых для его самолета. Однако для американской фирмы «Хоресгофф» технические требования на изготовление паровых машин оказались слишком жесткими. Фирма просила у Можайского оставить чертежи паровой машины на длительный срок, чтобы обдумать, как построить такую машину. Русский изобретатель отказался это сделать, полагая, что ушлые американцы изготовят такую машину без его ведома и продадут на сторону. На обратном пути на родину Можайский передал свой заказ английской фирме «Арбекер-Хамкенс».

Как и следовало ожидать, изготовление паровых машин за границей привело к разглашению секрета. В журнале «Engineering» за май 1881 года были помещены чертежи и дано описание паровых машин Можайского, приведена основные характеристики двигателя. При этом редакция особо подчеркивала, что машины построены «для капитана Можайского из русского императорского флота, который намерен их использовать для летательных машин».

Так изобразил полёт самолёта Можайского лётчик и художник Константин Арцеулов.

Самолёт-моноплан Можайского строился в 1880-82 годах на Красносельском военном поле вблизи лагеря Николаевского кавалерийского училища и был готов к середине июля 1882 года.

Воздухоплавательный снаряд Можайского имел все пять основных частей современного самолета: силовую установку (паровые машины и винты), фюзеляж, неподвижное крыло (моноплан), хвостовое оперение (стабилизатор, рули высоты и киль) и шасси, а в аэроплане братьев Райт, которым приписывают изобретение аэроплана, имелось всего только две части современного самолета (силовая установка и крыло).

Испытание самолета проводилось 20 июля 1882 года под управлением механика Ивана Голубела. После разбега со специального наклоненного помоста самолет поднялся в воздух и со скоростью около 45 км/ч пролетел по прямой над полем около ста саженей . Затем самолёт вдруг стал крениться и задел крылом за землю, при этом крыло сломалось.

Факт полёта в те дни никто не смел отрицать, но факт аварии и поломки охладил интерес военных к изобретению Можайского, и Россия лишилась авиационного приоритета.

Сейчас пишут, что при такой мощности паровых машин самолёт Можайского не мог бы не только взлететь, но даже просто осуществлять горизонтальный полёт. Да, действительно, взлететь при помощи английских двигателей аппарат сам таки не смог. Поэтому для взлёти и был сооружен наклонный помост. Братья Райт, как известно, тоже использовали для взлёта катапульту. При помощи этого помоста самолёт Можайского и удалось разогнать до взлётной скорости, а дальше произошло то, чего нынешние теоретики не учли - самолёт полетел, используя экранный эффект. Ведь если высота полёта не превышает длины хорды крыла, между крылом и поверхностью земли или воды создаётся динамическая воздушная подушка, а для полёта с ее использованием требуется значительно меньше мощности.

Аппарат Можайского, как известно, имел 14,2-метровую хорду, а поскольку, накренившись, он задел крылом землю, то, следовательно, летел на высоте меньше половины размаха крыла. Размах крыла тоже известен. Он составлял 22,8 метра. Следовательно, воздухоплавательный снаряд летел на высоте не более 11,4 метра, что никак не превышает хорды крыла. Таким образом, аппарат Можайского стал, кроме всего прочего, ещё и первым в мире экранопланом.

Талантливому русскому конструктору бесспорно принадлежит первенство в изобретении аппарата» покорившего воздушную стихию» спроектированного и построенного им на основании им же самим созданной элементарной теории полета, являвшейся для того времени вполне научно обоснованной. Многие положения, высказанные в свое время А.Ф. Можайским, в дальнейшем были подтверждены и развиты отцом русской авиации профессором Жуковским.

2. Русский моряк А.Ф. Можайский

моряк можайский самолет авиастроитель

В годы обучения А.Ф. Можайского директором Морского кадетского корпуса был выдающийся русский мореплаватель, почетный член Петербургской академии наук И.Ф. Крузенштерн, который, кстати, и сам окончил Морской кадетский корпус. И.Ф. Крузенштерн привлек к преподаванию в корпусе крупнейших ученых: М.В. Остроградского, В.Я. Буняковского, Э. X. Ленца и других, поднял преподавание в корпусе на большую высоту. Закончив Морской кадетский корпус, А.Ф. Можайский в возрасте 16 лет в январе 1841 г. «вступил в службу в Балтийский флот» гардемарином.

На флоте А.Ф. Можайский провел большую часть своей трудовой жизни. В 1849 г. он, сдав экзамен, был произведен в лейтенанты, а через 10 лет - в капитан-лейтенанты. За эти годы молодой морской офицер проделал множество кампаний, плавал на парусных фрегатах «Мельпомена» и «Ольга», на шхунах «Радуга» и «Метеор», на кораблях «Ингерманланд» и «Память Азова», на пароходах «Грозящий», «Усердный» и «Храбрый». В начале октября 1853 г. А.Ф. Можайский на 52-пушечном фрегате «Диана» отправился в почти полуторагодичное кругосветное плавание.

Выйдя из Кронштадта, «Диана» направилась в Копенгаген, а оттуда через Немецкое море вышла в Атлантический океан, пересекла его и прибыла в Рио-де-Жанейро. Далее «Диана» обогнула мыс Горн, вышла в Тихий океан и пересекла его с юга на север, прошла проливы Матемай, Сангарский, Татарский, Константиновский, плавала в Японском море и посетила ряд портов Японии. В январе 1855 г. у берегов Японии в результате землетрясения фрегат потерпел крушение и затонул. А.Ф. Можайский на коммерческом бриге вернулся в Россию, плавал некоторое время командиром флотилии Амурского лимана, а затем вернулся на Балтийское море, где продолжал службу на пароходах «Смелый» и «Гремящий».

Эти годы оказались очень плодотворными для будущей деятельности А.Ф. Можайского, дав ему, в частности, основательные знания теории и практики паровых машин. В 1858 г. А.Ф. Можайский получил неожиданное приказание принять участие в экспедиции в Хиву. В послужном списке А.Ф. Можайского дана краткая, но исчерпывающая хронология этой трудной и интересной экспедиции: «В 1858 г. под начальством флигель-адъютанта полковника Игнатьева выступил из Оренбурга с миссиею 15 мая и следовал через Киргизскую степь через большое Эмбенское укрепление к урочищу Иссель Чагых и далее по западному берегу Аральского моря до урочища Аксуат, куда миссия прибыла 20 июня; 21 миссия перешла к Ай-Бусарскому заливу к урочищу Урге, откуда переправлялась через Ай-Бушо по 25 июня и вступила в Хивинские пределы; с 27 по 28 движение по городу Кунграду; 30 был отправлен флигель-адъютантом Игнатьевым на Хивинской лодке по Талдынскому рукаву Аму-Дарьи к устью его навстречу Аральской флотилии, но, не застав оную там, возвратился в Кунград и оставался на пароходе «Перевский» с 9 по 20 июля; 21 июля отправился на Хивинских лодках с подарочными вещами вверх по Аму-Дарье и каналу Полвал-Ато от города Кунграда до Хивы, куда прибыл 1 августа и находился до 30 августа; 31 августа выступил с миссиею из Хивы; 1, 2 и 3 сентября миссия переправилась через Дарью близ города Жанки, потом пошла по правому берегу Аму-Дарьи к границе Бухарского ханства, к урочищу Кукеропли, куда прибыли 9 сентября; с 10 по 22 сентября миссия шла от урочища Кукеропли в Бухарских пределах через пески Кизых-Куш и город Кара-Куль в город Бухару.

Из Бухары миссия тронулась в обратный путь 31 октября и, пройдя Бухарские горы, пески Кизых-Куш, Ялы-Дарью и Кузань-Дарью, прибыла в форт №1 по реке Сыр-Дарья 22 ноября; из форта №1 миссия выступила 1 декабря и, пройдя через Уральское укрепление и Карабутский форт, прибыла в Орскую крепость 27 декабря, а 10 января в Оренбург».

Перед экспедицией была поставлена задача провести широкие географические исследования Арало-Каспийской низменности, в программу которых входило также изучение Аральского моря и бассейна Аму-Дарьи. Для проведения этих работ нужен был хорошо образованный и энергичный моряк. Таким человеком и был А.Ф. Можайский. Он прекрасно справился с возложенной на него задачей. «За отлично усердную службу и труды, оказанные во время экспедиции в Хиву», он был награжден орденом Владимира 4-й степени. Кстати, это была не первая награда. До этого он уже был отмечен орденом Станислава 2-й степени, бронзовой медалью на Андреевской ленте и двумя бриллиантовыми перстнями.

В 1860 г. А.Ф. Можайский был направлен в Финляндию, в расположенный на берегу Ботнического залива город Бьёрнеборг, как тогда на шведский манер назывался финский город Пори. В этом небольшом, но промышленно развитом центре находились судостроительные верфи, на которых строился винтовой клипер «Всадник». А.Ф. Можайский, как опытный морской офицер, хорошо знающий паромашинные силовые установки, должен был руководить монтажом паровой машины и всех механизмов судна. Эта работа, безупречно выполненная А.Ф. Можайским, оказалась для него хорошей школой.

Теперь его знания паровых двигателей, ограниченные раньше преимущественно вопросами эксплуатации, значительно расширились. Он более основательно изучил их конструкцию, овладел техникой сборки, наладки и регулирования. Назначенный командиром «Всадника», он был не только первоклассным офицером, но и прекрасным инженером, специалистом в области паровых машин.

В 1862 г. А.Ф. Можайский был временно уволен из флота. Он получил длительный отпуск в связи с сокращением личного состава флота, которое вынуждена была проводить Россия после поражения в Крымской войне. А.Ф. Можайский был назначен «кандидатом при мировом посреднике 2 участка Грязовецкого уезда Вологодской губернии», обязанностью которого являлось введение «Положения от февраля 1861 г.».

В Вологодской губернии А.Ф. Можайский женился на молодой помещице Любови Дмитриевне Кузьминой, которая в 1863 г. родила сына Александра и в 1865 г. - Николая. Вслед за рождением второго сына Любовь Дмитриевна умерла. В этот период А.Ф. Можайский начал свои подготовительные работы к созданию самолета. В свое время он много наблюдал полеты птиц, видел, как они разбегаются, взлетают, парят, как планируют, садятся. Все это давало ему богатую пищу для размышлений. Изучив специальную литературу о полете птиц, А.Ф. Можайский приступил к созданию первого своего летательного аппарата. Это был обыкновенный воздушный змей, какие запускают ребята. Лишь размеры змея были другие. А.Ф. Можайский все увеличивал их, и в конце концов изготовил змей, на котором ему дважды удалось подняться и летать.

Из этих полетов А.Ф. Можайский сделал вывод о больших возможностях неподвижного (не машущего) крыла в качестве источника подъемной силы. Этот вывод имел далеко идущие последствия и позволил перейти к следующему этапу, к разработке схемы летательного аппарата тяжелее воздуха с воздушным винтом, т.е. самолета. В те годы в разных странах, в том числе и в России, горячо обсуждался вопрос о возможности управляемых полетов на аппаратах тяжелее воздуха; многие, даже крупные ученые, отрицали такую возможность - слишком смелой была эта идея. Но вот в 1870 г. знаменитый русский ученый академик М.А. Рыкачев провел опыты по определению подъемной силы винта, вращаемого в воздухе. Результаты были опубликованы в «Морском сборнике» в 1871 г. Из этих опытов неопровержимо следовало, что можно поддерживать в воздухе машину с помощью винта, приводимого во вращение этой же машиной.

А.Ф. Можайский решительно и бесповоротно делает свой выбор: будущее авиации принадлежит самолету. Надо его создавать.

. Первый русский самолёт Можайского

Во многих изданиях советской эпохи утверждается, что создать первый самолёт удалось не братьям Райт, а отставному русскому моряку, контр-адмиралу А.Ф. Можайскому. На деле же сегодня весьма спорными представляются попытки представить самолет Можайского первым среди аппаратов такого рода.

Проводя свои эксперименты с 1856 года, Можайский в 1876 г. приступает к детальной разработке проекта своего летательного аппарата в натуральную величину.

Так как сооружение подобного самолёта требовало немалых денежных средств. Можайский неоднократно обращается в военное министерство и непосредственно к Александру III за помощью. Но поддержка оказывалась лишь в нескольких случаях.

В первый раз (в конце 1876 года) ему было выделено 3 тысячи рублей комиссией под председательством Д.И Менделеева. В заключении комиссии было указано, что изобретатель «в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам».

В том же 1877 году изобретатель составил «Программу опытов над моделями летательного аппарата». Весьма примечательным в ней был пункт об испытании действий особых «маленьких площадей на задней части крыльев». Вероятно, изобретатель считал необходимой установку на самолёте элеронов или, иначе говоря, органов поперечной устойчивости и управляемости самолета.

Сведений о воплощении этой идеи на натурном аппарате не найдено.

ноября 1881 г. Департамент торговли и мануфактур выдал Можайскому первый в России патент на летательный аппарат. Из приложенного описания и чертежей следовало, что «воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колёсами, на которую поставлен весь снаряд; машины для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей горизонтальной и вертикальной… Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колёсами… служит для разбега летательного снаряда по земле перед его подъёмом…».

Таким образом, говоря современным языком, первый русский самолёт представлял собой расчалочный моноплан с крылом малого удлинения, двумя толкающими и одним тянущим винтом, с фюзеляжем в виде лодки.

Основная проблема для Можайского заключалась в двигателях. Заинтересовавший его сперва двигатель внутреннего сгорания Брайтона, демонстрировавшийся в то время в Америке, не оправдал ожиданий: он с трудом запускался, был ненадёжен и гораздо массивнее паровых машин. Поэтому Можайский дал заказ на изготовление двух паровых машин в Англии по разработанному им проекту (и также получил на это средства в размере 2500 рублей).

Это были двухцилиндровые вертикальные паровые машины компаунд облегченной конструкции. Одна из машин развивала мощность в 20 л.с. при 300 об/мин. Вес ее был 47,6 кг. Другая машина имела мощность в 10 л.с. при 450 об/мин. Вес ее составлял 28,6 кг. Пар в машины поступал от прямоточного котла весом 64,5 кг. Топливом служил керосин.

Коленчатые валы и поршневые штоки машин для уменьшения веса были сделаны пустотелыми. Получив машины, Можайский приступил к сборке самолета. При этом конструкция уже отличалась от заявленной в «привилегии». Так, основным материалом стали не стальные пластины, а сосновые бруски углового сечения. Винты с задних кромок крыла он переместил в прорези ближе к передней кромке, что позволило увеличить их диаметр. Переместил вперёд он и 20-сильную машину. Это изменило центровку самолёта, сделав её более передней.


Картина «Взлет самолета», построенного А.Ф. Можайским, совершенного 20 июля 1882 г. в Красном Селе около Петербурга за два десятилетия до полета братьев Райт; в овале - портрет А.Ф. Можайского, представленная на выставке, посвященной создателю первого в мире самолета моряку Александру Федоровичу Можайскому, в Центральном доме-музее авиации и ПВО им. М.В. Фрунзе. 1949 г., Москва.

Наземные испытания самолёта Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года, благо военным ведомством для этих целей был отведён участок под Петербургом «для проведения опытов».

Часто высказывается мнение, что полет самолета Можайского произошел 20 июля 1882 года. Однако прямыми доказательствами эта дата не подтверждается.

Вероятнее предполагать, что полет произошел летом 1883, или даже летом 1885 года. К этому времени сам Александр Федорович просил создать комиссию из членов Русского технического общества. Такая комиссия под председательством М.А. Рыкачева собиралась. Она ознакомилась с самолетом и в решении, подписанном 22 февраля 1883 года, отметила, что первый русский самолет Можайского «уже почти готов». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете и «рекомендовала соотношение подъемной силы к силе сопротивления принять равным 3.7, вместо 9.6, (как было заявлено изобретателем), в связи с чем потребная мощность двигателей определялась в 75 лошадиных сил, а не 30». Продувки в ЦАГИ показали, что комиссия М.А. Рыкачева гораздо реальнее оценивала характеристики «прибора», нежели сам автор проекта.

В июле (до сих пор точно не установлено, какого года. В исследованиях указывается отрезок времени с 1882 по 1885 гг.) Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества. Пилотировал механик И.Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло. Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто первый самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 году, были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г., и затем широко запущены в оборот в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Мнение о совершённом полёте самолёта сложилось также благодаря свидетельствам очевидцев, отыскиваемых различными авторами в архивах. Существует также гипотеза о полёте, который мог бы быть осуществлён при существовавших 20 июля погодных условиях. Но так как точная дата полёта до сих пор не установлена, все эти сведения следует признать лишь гипотетическими.

Испытания модели самолёта, проведённые в 1979-1981 гг. в ЦАГИ, показали, что первый самолёт в принципе был неспособен подняться в воздух - не хватало тяги. Следует заметить, что после первых неудачных опытов Можайский заказывает более мощные двигатели на Обуховском сталелитейном заводе. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета. Оба новых двигателя Можайского были готовы лишь в начале 1890 года. Их вместе с двумя первыми машинами, снятыми с самолета после его испытания, перевезли на Балтийский завод, где они и хранились на складе. Однако установить новые, более мощные машины и испытать их не удалось Можайскому - он умер в марте 1890 года.

После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

4. Наследие А.Ф. Можайского

марта исполнилось 190 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского, контр-адмирала, мореплавателя, русского исследователя и изобретателя в области создания летательных аппаратов, передает пресс-служба Космических войск РФ.

Впервые сконструировал самолет с неподвижным крылом относительно корпуса, силовая установка самолета - две паровые машины. Первым отошел от идеи создания машин с машущими крыльями. А 130 лет спустя, в марте 1955 года, «главной кузнице военно-космических кадров» было присвоено имя А.Ф. Можайского.

Свой без малого трехсотлетний путь академия начала в 1712 г., когда указом Петра I была создана Инженерная школа, ставшая первым в России военно-учебным заведением с законченным циклом инженерного образования.

Академия сегодня - одно из крупнейших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, которое готовит офицеров с высшим военно-специальным образованием для Космических войск, других видов и родов войск Вооруженных Сил по 30 специальностям. Возглавляет «главный космический вуз» доктор технических наук генерал-лейтенант Александр Ковалев, ветеран космодрома Байконур.

Успешному решению стоящих перед академией задач способствует ее высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. В академии работает 40 заслуженных деятелей науки РФ, более 20 сотрудников являются действительными членами или членами-корреспондентами международных академий и академий РФ. Всего же в учебном процессе участвует более 80 докторов и 600 кандидатов наук, более 70 профессоров, свыше 300 доцентов и 80 старших научных сотрудников. Среди них, прошедшие школу космодромов генералы и офицеры В.А. Булуков, В.В. Гладченко, Е.М. Рудой, П.А. Сечкин. А.Л. Яковлев и многие другие, передающие свой опыт очередному поколению космических войск. Мощной опорой для подготовки кадров высшей квалификации выступают созданные здесь 32 научные школы и 13 постоянно действующих научно-технических семинаров.

Наиболее весомым техническим достижением академии в последние годы явилось создание собственной орбитальной группировки малых космических аппаратов (МКА) «Можаец». Оно позволило существенно повысить эффективность образовательного процесса и военно-научной работы. В настоящее время первую в отечественной истории группировку научно-образовательных космических аппаратов учебного заведения составляют два аппарата академии, выведенных на околоземную орбиту с космодрома «Плесецк». Это малые космические аппараты «Можаец-3», запущенный 28 ноября 2002 года, и «Можаец-4» (запущен 27 сентября 2003 г.). Оба пуска осуществлены боевыми расчётами космодрома.

В январе с.г. РН «Космос-3М» с космодрома «Плесецк», в честь 250-летия Московского государственного университета, был запущен научно-образовательный КА «Университетский - Татьяна», на борту которого установлена и успешно функционирует аппаратура Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова и аппаратура ВКА имени А.Ф. Можайского.

Для наращивания группировки в 2005 году планируется запуск ещё двух аппаратов этой серии: «Можаец-5» и спутник МГТУ им. Баумана «Бауманец».

Известно, что одним из наиболее перспективных путей обучения курсантов действиям в условиях, максимально приближенных к практике деятельности войск, является применение тренажерных систем и комплексов. Таким коллективным тренажером является учебный комплекс управления космическими аппаратами. Его создание стало одним из наиболее важных научных результатов последних лет, нашедших воплощение в учебном процессе академии. Этот комплекс родился в результате поиска новых путей организации всех видов занятий, которые позволили бы повысить эффективность подготовки курсантов по должностному предназначению. В состав комплекса управления входят учебно-исследовательский центр управления космическими аппаратами, размещенный на территории академии, и учебно-исследовательский отдельный командно-измерительный комплекс, расположенный в загородном учебном центре.

При непосредственном участии курсантов развернуто необходимое техническое и разработано методическое, информационное и программное обеспечение, составляющее основу автоматизированных рабочих мест начальников и инженеров дежурных расчетов.

Занятия на объектах комплекса управления позволяют в ходе практик, стажировок, тактико-специальных занятий и учений прививать будущим офицерам навыки по решению задач управления космическими аппаратами в условиях, максимально приближенных к реальным. Во время занятий курсанты осуществляют обмен информацией о состоянии наземных средств и бортовых систем реальных космических аппаратов, формируют командно-программную информацию, предназначенную для передачи на борт.

Одной из продуктивных форм занятий на средствах комплекса стало проведение учебного дежурства курсантами старших курсов. За время существования комплекса курсантами подготовлено и проведено свыше 250 сеансов управления МКА, получен и обработан большой объём научной, навигационной и телеметрической информации. Эта информация используется при курсовом и дипломном проектировании, при подготовке конкурсных работ, в изобретательской и рационализаторской работе.

Опыт учебного дежурства показал несомненное повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Повысилась успеваемость курсантов выпускных курсов по профилирующим дисциплинам. Возросли интерес к специальности и успеваемость курсантов младших курсов. Отзывы из войск подтверждают, что уровень профессиональной подготовки выпускников, прошедших через учебное дежурство, соответствует предъявляемым требованиям, а сроки ввода в строй выпускников по тем должностям, которые «отрабатывались» в ходе несения учебного дежурства, сократились.

«Можайка» - единственный ВУЗ - участник и дипломант четырех международных авиационно-космических салонов. На выставках достижений народного хозяйства новизна и качество разработок отмечены 185 медалями и 485 дипломами.

Учеными ВКА совершено 2 научных открытия, подано более 19000 заявок на изобретения, получено более 7000 авторских свидетельств и патентов, внедрено в войсках, промышленности и в учебном процессе свыше 55000 рационализаторских предложений.

Ряд выпускников академии ныне занимают руководящие должности в Космических войсках, а также в государственных и административных органах власти. Среди них: генерал-полковник Владимир Поповкин - командующий Космическими войсками, выпускник 1-го факультета академии генерал-лейтенант Леонид Баранов возглавляет космодром «Байконур», первый космонавт Космических войск - Герой России, полковник Юрий Шаргин. А генерал-лейтенант запаса Борис Калиничев возглавляет правительство Ставропольского края.

В ознаменование юбилея в академии учреждена памятная медаль, которой в ходе торжественного митинга личного состава и ветеранов вуза были награждены представители командования, профессорско-преподавательского состава. Кроме того, медалью Минобороны России «За воинскую доблесть» II степени награжден курсант Анатолий Тучков, проявивший мужество и самоотверженность при задержании вооруженного преступника.

Заключение

Американцы братья Райт совершили свой полёт в декабре 1903 года. Как считается, с того дня и началась история авиации. Но первый в мире самолет был построен и испытан русским конструктором А.Ф. Можайским на двадцать лет раньше. А.Ф. Можайский родился 9 марта 1825 г. в семье потомственного моряка, окончил Морской кадетский корпус в 1841 г. ходил по Балтийскому и Белому морям. В 1863 г. был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, но в 1879 г. вновь зачислен на военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус. В июле 1882 г. Можайскому присвоено звание генерал-майора. Позднее Можайскому было присвоено звание контр-адмирала. Над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха Можайский работал с 1876 г.

Всё началось с того, что он начал тщательно наблюдать за полётами птиц и воздушных змеев. Проведя большое количество расчётов, исследований и экспериментов, в сентябре 1876 г. Можайский построил первую летающую модель самолета. Его консультировали крупнейшие русские учёные. Можайский открыл один из законов аэродинамики: для возможности полёта «существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной плоскости».

В начале 1877 г. Можайский обратился к воздухоплавательной комиссии военного министерства с просьбой выделить ему необходимые средства для дальнейших опытов. Для рассмотрения проекта Можайского была образована особая комиссия, в состав которой вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Благодаря поддержке Д.И. Менделеева было решено отпустить изобретателю 3000 рублей на дальнейшие работы. Можайский получил лишь часть обещанной суммы, но построил новую модель самолета. Весной 1878 года он обратился в Главное инженерное управление с просьбой выделить на строительство аэроплана около 19 тысяч рублей. Комиссии были представлены подробные чертежи самолета, расчёты и пояснительная записка. Самолёт, по замыслу Можайского, предназначался для бомбардировки и разведывательных полётов. В состав комиссии входили иностранцы, комиссия усомнилась в полезности проекта Можайского и отказала в выделении денег.

Можайский продолжил работать над своим аппаратом на деньги частных лиц, понимавших значение этих опытов, и в 1881 г. запатентовал его. Это был патент (как его именовали, привилегия) на первый в мире самолёт. Несколько раз Можайский обращался к правительству с ходатайством о денежной помощи, но ему отказывали. И всё-таки летом 1882 г. аппарат был готов к испытаниям. Испытания самолета Можайского проводились в условиях большой секретности в Красном Селе под Петербургом 20 июля 1882 г. Самолет, набрав необходимую скорость, поднялся в воздух, пролетел несколько секунд и сел, при этом было повреждено крыло. Была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Изобретение А.Ф. Можайского было объявлено военной тайной, но никакой помощи изобретатель по-прежнему не получал. Над совершенствованием своего аппарата Можайский трудился до последних дней.

После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял, разрушаясь, под открытым небом в Красном Селе, а затем был перевезен в имение Можайских под Вологдой. Сарай, в котором стоял самолет, сгорел, и машина-реликвия погибла в огне. Имя Можайского в царской России было забыто, и только советские историки вспомнили о нём.

А.Ф. Можайский похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (нужно пройти по Казанской дорожке до её пересечения с Благовещенской и, стоя спиной к церкви, сделать 50 шагов вправо).

После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

И если во Франции «Авион III» Адера (аэроплан со складывающимися крыльями постройки 1897 г.) сумели сохранить как реликвию, то российские чиновники под давлением иностранцев сделали все для того, чтобы от изобретения Можайского не осталось и следа. Даже имя изобретателя оказалось незамеченным и непризнанным в царской России.

Основываясь на опытах А.Ф. Можайского, русские инженеры-конструкторы создали в 1913 г. на Балтийском заводе в Петербурге тяжелый самолет «Русский витязь». Вслед за ним в 1914 г. была построена серия самолетов типа «Илья Муромец» улучшенной конструкции. Это был первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик с моторами, расположенными в крыле. Исключительным по своим качествам оказался самолет-гигант «Святогор», спроектированный в 1915 г. конструктором В.А. Слесаревым.

Наш народ свято хранит память об А.Ф. Можайском - родоначальнике авиации. Его имя записано на страницах истории рядом с именами талантливейших людей нашей страны, завоевавших приоритет отечественной мысли в самых различных областях науки и техники.

Список литературы

1.Александр Федорович Можайский - создатель первого российского самолета [Электронный ресурс]: http://www.avia-prad.ru/avia1.php

2.В. Малков. У села Можайского // Вологодский комсомолец. - 1979.

Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. - Л.: Молодая гвардия, 1951.

Люди в авиации. Можайский Александр Федорович [Электронный ресурс]: http://www.mvdv.ru/zhukovsky/people/mozhaysky.htm

Н. Черемных, И. Шипилов А.Ф. Можайский - создатель первого в мире самолета. - М.: Воениздат, 1955 г. - 208 с.

Строителев К.С. Русский моряк А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета [Электронный ресурс]: http://www.navy.ru/history/b-mozhaisky.htm

Шипилов И.Ф Самолет - русское изобретение. Стенограмма публичной лекции. Москва, издательство «Правда», 1949 г.

Ю. Никулин. Александр Федорович Можайский. - Вологда, 2006

Ю. Арсеньева. Любовь // Русский Север. - 1996.

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. −3-е изд, исправл. - М.: Машиностроение, 1985 г.

Поделиться