Что лежит в основе поведения организма человека. Высшая нервная деятельность. Уровни поведения и эволюция

Практическое использование собаки возможно только при правильном направлении ее поведения в желательную для человека сторону. Это достигается соответствующей дрессировкой собаки. Для того чтобы правильно дрессировать и использовать собаку, необходимо твердо знать законы, которым подчиняется ее поведение. Поведением оюивотного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражений, причем эти действия направлены на уравновешивание организма с внешними условиями. Следовательно, поведение - это совокупность действий животного, посредством которых оно приспособляется к условиям окружающей среды.

Вес действия, проявляемые животным, возникают под влиянием различных раздражений, идущих из окружающего внешнего мира (внешние раздражения) или из самого организма животного (внутренние). Под раздражением понимается всякое воздействие на организм, вызывающее какое-либо ответное действие животного.

В основе поведения всех многоклеточных животных, за исключением самых примитивных, лежит деятельность чрезвычайно сложного органа - нервной системы. Все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), в результате чего является определенное действие, выполняемое животным. Таким образом, в основе поведения животного лежит деятельность его нервной системы с ее наиболее сложным отделом - головным мозгом. Поэтому знание закономерностей поведения животного, а тем более сознательное управление им, возможно только при знании закономерностей деятельности его нервной системы и специально головного мозга - высшего центра, который управляет наиболее сложными актами поведения животного.

Великая заслуга нашей отечественной науки заключается в том, что русскими учеными профессором И. М. Сеченовым и академиком И. П. Павловым изучены закономерности деятельности высшего отдела нервной системы - головного мозга, лежащие в основе поведения животных и человека. Для того чтобы сознательно управлять поведением животного, дрессировать его, необходимо знать закономерности высшей нервной деятельности, которые лежат в основе поведения.

Рис. 83. Амеба: 1 - захваченный пищевой комок, состоящий из водорослей; 2 - пульсирующая вакуоль; 3 - ядро; 4-ложноножки

При рассмотрении поведения животных, имеющих разную ступень развития, наблюдается усложнение форм поведений, идущее параллельно усложнению организации. Поведение одноклеточных организмов, имеющих наиболее примитивное строение, отличается своей простотой.

Одноклеточное животное амеба состоит из студенистой массы (протоплазмы), в которую включены ядро и вакуоли (шаровидное пространство, наполненное жидкостью). Нервной системы у амебы нет. Тем не менее она передвигается и способна отвечать простейшими реакциями на внешние раздражители. Передвигаясь, амеба как бы перекатывает свою студенистую протоплазму. На всевозможные вредоносные раздражения (большинство химических веществ, действие повышенной температуры, света, прикосновения) амеба отвечает уползаиием, т. е. отрицательной реакцией. Наоборот, если около амебы окажется вещество, служащее ей пищей, она начнет передвигаться по направлению к нему (положительная реакция). При прикосновении амебы к пище (к бактерии или инфузории), она обволакивает ее, и пища оказывается включенной в протоплазму, где и происходит процесс переваривания. На примере амебы мы встречаемся с самыми примитивными ответными реакциями на внешние раздражители.

Таким образом, мы видим, что у одноклеточных организмов на внешнее раздражение отвечает вся клетка. У многоклеточных животных имеются специальные группы клеток, воспринимающие внешние раздражения. Такая специализация клеток дает возможность организму усложнить и формы своего поведения.

Простая форма поведения и примитивная специализация клеток, связанная с восприятием внешних раздражений, имеется у гидры - маленького многоклеточного животного, живущего в пресной воде. Поведение гидры характеризуется довольно однотипными актами. На механические и химические воздействия гидра отвечает только одной формой реакции: сокращением тела и щупалец. На пищу гидра реагирует только в голодном состоянии. Если щупальцы гидры касаются пищевого вещества, они начинают сокращаться и подтягивать пищу ко рту.

Таким образом, у гидры мы встречаемся с более сложными действиями по сравнению с одноклеточными животными. Однако примитивно построенная нервная система гидры обеспечивает возможность выполнения ею лишь крайне примитивных актов.

Рис. 84. Гидра

У более высоко организованных животных в связи с усложнением строения нервной системы происходит и усложнение актов поведения.

Так, например, нервная система у дождевого червя состоит из нервных узлов, расположенных в виде цепочки вдоль всего его тела. Отдельные узлы соединены между собой нервными стволами. Два головных нервных узла осуществляют координированные действия червя.

Узловая нервная система является значительным шагом вперед по пути усложнения нервной системы в сравнения с диффузной нервной системой. При наличии нервных узлов, в которых происходит сплетение нервных волокон различных нервных клеток, оказывается возможной специализация нервных клеток. Одни клетки (чувствительные) проводят нервное возбуждение от кожи к нервному узлу, другие нервные клетки (двигательные) проводят раздражение от нервного узла к мышцам тела. Причем эти нервные клетки проводят возбуждение только в одном направлении. Поэтому у животных с узловой нервной системой уже имеется возможность выполнять простейшие рефлекторные акты - закономерные действия, производимые в ответ на раздражение при участии нервной системы.

Рис. 85. Строение нервной системы дождевого червя: 1 - головной узел; 2 - нервы; 3 - сегменты; 4 - цепочка брюшных узлов

С дальнейшей ступенью в усложнении строения нервной системы, а следовательно, и поведения мы встречаемся у насекомых и ракообразных. У этих животных есть уже ясное деление тела на голову, грудь и брюшко и появляются конечности, а у многих насекомых и крылья. Поведение насекомых характеризуется выполнением сложнейших актов деятельности. Постройка сот пчелами, рытье нор некоторыми осами, тканье паутин пауками, способность к ориентировке и нахождению своего муравейника муравьями или улья пчелами - все это примеры сложных актов поведения насекомых, выполнение которых оказалось возможным в результате значительного усложнения строения тела и организации нервной системы.

Рис. 86. Строение нервной системы насекохмого: 1 - головные узлы; 2 - грудные и брюшные узлы

Наиболее сложна и совершенна нервная система у поёвоночД ных животных. Характерной особенностью строения их Нервной системы по сравнению с другими, более низко организованными животными является развитие высшего координационного центра всей нервной системы - мозга.

Чем выше по своему развитию позвоночное животное, тем сложнее строение его головного мозга. Особенно большие изменения претерпевает строение конечного мозга - переднего отдела головного мозга, дающего начало полушариям. У высших позвоночных животных (млекопитающих) полушария головного мозга настолько разрастаются, что покрывают собой все остальные части мозга, и являются основной частью мозга, управляющей всем поведением. У менее организованных позвоночных животных, у которых конечный мозг развит слабо, высшее управление осуществляется другими отделами головного мозга - межуточным и средним мозгом. С развитием мозга создаются условия для дальнейшего услоншения и приспособления поведения животных ко всему многообразию вечно меняющейся среды обитания. И в этом отношении развитие больших полушарий головного мозга и особенно корковой части, достигающей наилучшего развития у млекопитающих животных, имеет наиболее существенное значение.

Кора больших полушарий головного мозга появляется впервые у ящериц; но у них она находится в зачаточном состоянии и связана, главным образом, с восприятием обонятельных раздражений. У птиц кора развита тоже еще очень слабо. Мощное развитие коры полушарий мозга имеется у млекопитающих. Но и в пределах млекопитающих у разных представителей этого класса кора головного мозга развита в разной степени. У низших млекопитающих, например кенгуру, мышей, кроликов, полушария имеют сравнительно простое строение - их поверхность гладкая. Но уже у хищников, к которым принадлежит и собака, кора полушарий значительно увеличивается и строение ее усложняется. Полушария собаки настолько увеличились, что покрывают собой не только средний мозг, но и часть мозжечка. Кроме того, поверхность полушарий у собаки не гладкая, как у низших млекопитающих, а покрыта множеством извилин и борозд. Появление извилин и борозд значительно увеличивает поверхность коры головного мозга.

Рис. 87. Головной мозг позвоночных животных: А - акулы; Б - костистой рыбы; В - земноводного (лягушка); Г - пресмыкающегося; Д - птицы (голубя); Е и Ж - млекопитающего (кролика и собаки)

Наибольшего развития кора мозга достигает у человекообразных обезьян шимпанзе, орангутанга, гориллы и, наконец, у человека.

Мощное развитие коры мозга обусловливает возможность наиболее совершенного приспособления высших млекопитающих к условиям среды их обитания.

Рис. 88. Головной мозг собаки: 1 - полушарие; 2 - мозжечок; 3 - продолговатый мозг; 4 - обонятельная луковица

B то время как отделы мозга, лежащие непосредственно под корой, обусловливают возможность осуществления врожденных форм поведения (например, сосательный рефлекс млекопитающих, проявляющийся с первых минут рождения животного), с высшим отделом мозга - корой его больших полушарий - связана и сложнейшая функция мозга - разумная, или интеллектуальная деятельность человека.

Прирожденная форма поведения наиболее выражена у разных позвоночных животных (рыб, лягушек, ящериц и т. д.) и у беспозвоночных. Наибольшего своего выражения эта форма поведения достигает в так называемых инстинктах животных. Инстинктами животных называются более или менее сложные действия наследственного порядка, например инстинкт гнездования у птиц, охотничье-промысловый инстинкт у хищных животных, различные инстинкты у насекомых и др.

Рис. 89. Головной мозг орангутанга

Индивидуально приобретенное поведение наибольшего развития достигает у высших позвоночных животных - птиц и млекопитающих. Эта более совершенная и пластичная форма поведения, чем прирожденная, обеспечивает более высокую приспособляемость организма к окружающей среде. Например, собака, побитая палкой, будет избегать встречи человека с палкой, почтовый голубь путем тренировочных полетов привыкает летать к своему жилищу по определенному пути и т. д. Индивидуально приобретенное поведение предполагает возможность дрессировки животных.

Рис. 90. Головной мозг человека

Все вышеприведенное иллюстрирует тесную взаимосвязь и обусловленность между степенью развития нервной системы и поведением животных. Наличие центральной нервной системы с ее сложным образованием - головным мозгом - обусловливает возможность выполнения наиболее сложных актов поведения. Развитие коры больших полушарий мозга является последним этапом в эволюции нервной системы, обеспечивающим возможность приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Нервная система собаки состоит из двух отделов: 1) центральной нервной системы, к которой относят головной и спинной мозг, и 2) периферической нервной системы, состоящей из массы нервов и нервных узлов, расположенных вне центральной нервной системы.

Рис. 91. Нижний двигательный нейрон спинного мозга: 1 - тело нервной клетки; 2 - дендриты; 3 - аксоп; 4 - миелиновая оболочка; 5 - перехваты; 6 - волокно поперечно-полосатого мускула

Нервная система - это сложное объединение отдельных нервных клеток и их отростков. Тело нервной клетки имеет форму неправильной пирамиды или звезды и достигает в диаметре примерно 0,1 мм. В отличие от других клеток нервная клетка имеет не только клеточное тело, но и несколько нитеобразных отростков. Большинство отростков распространяется от тела нервной клетки на небольшое расстояние, всего на несколько миллиметров.

Нервная клетка вместе со своими отростками носит название нейрона или нефрона.

Нейроны и их отростки, являясь проводниками нервного возбуждения, обеспечивают возможность осуществления рефлекторных актов.

Рис. 92. Схема рефлекторной дуги в спинном мозгу позвоночных животных: 1 и 2 - серое и белое вещество мозга; 3 - передний "рог" с двигательными клетками; 4 и 5 - спинные и брюшные корешки спинномозговых нервов; 6 - спинальный узел; 7 - участок коши с нервными окончаниями; 8 - мышца

Познакомившись со строением нейрона, можно перейти к рассмотрению схемы рефлекторной дуги. Всякий рефлекторный акт начинается в результате воздействия внешнего или внутреннего раздражителя на нервные окончания того или другого органа чувств.

Анатомической основой рефлекса, т. е. закономерного ответного действия нервной системы на раздражитель, является рефлекторная дуга. Рефлекторной дугой называется нервный путь, по которому проходит раздражение от воспринимающего органа, например кожи, по чувствительному центростремительному нервному волокну, до центральной нервной системы и от последней по двигательному (центробежному) нервному волокну до исполнительного рабочего органа (мышца, железа). В каждой рефлекторной дуге следует различать три части: 1) воспринимающую, которая состоит из воспринимающего органа (кожи, глаза, уха, органа обоняния и т. д.), чувствительного нервного волокна и чувствительной нервной клетки; 2) переключающую и распределяющую воспринятые раздражения; эта часть состоит из нервных центров и проводящих нервных путей спинного и головного мозга; 3) исполнительную, состоящую из двигательной нервной клетки, двигательного нервного волокна и "рабочего" органа (мышца, железа).

Надо иметь, однако, в виду, что в действительности рефлекторный акт совершается гораздо сложнее. Во-первых, при раздражении какого-либо рецептора возбуждается не одно его нервное волокно и нервные клетки, а огромное их количество; во-вторых, отростки нервных клеток, входя в спинной мозг, разветвляются на ряд веточек, каждая из которых передает нервные импульсы многим промежуточным нервным клеткам, а те в свою очередь вовлекают в "действие" ряд двигательных нервных клеток. Таким образом, в каждом рефлекторном акте участвует большое число нервных клеток и их отростков.

Схема рефлекторной дуги имеет огромное значение, она обрисовывает тот анатошгаеский путь, которым лежит в основе рефлекса - закономерного ответного действия организма на раздражитель, осуществляемого с участием центральной нервной системы. В основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов их головного мозга. Поведение животных строится, как было показано академиком И. П. Павловым, из двух видов рефлексов: безусловных (врожденных) и условных (индивидуально приобретенных).

Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.

Поведение — совокупность всех действий организма.

Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная. Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.

Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот). Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.

В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотивацией . Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки. Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.

Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.

Уровни поведения и эволюция

Выделяют пять уровней (форм) поведения, характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы , рефлексы и инстинкты . Они практически не меняются в течение жизни и чаще всего носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность . По мере усложнения организации врожденные формы поведения постепенно уступают место приобретенным. Например, таксисы чаще проявляются у протистов, в меньшей степени — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих. У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная деятельность начинает формироваться у низших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов). Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.

Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.

Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них. Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.

Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения. Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.

Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида. Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов. Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко. Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.

Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)

Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды. Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.

Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок . К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.

Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление) . Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом. Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.

Простой формой научения является привыкание . Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.

У птиц и млекопитающих развито подражание , которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.

Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.

Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается. Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.

Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире. Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».

Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведения бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ: рефлексы

В основе поведения всех многоклеточных животных, за исключением самых примитивных, лежит деятельность нервной системы. Все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), результатом чего является определенное действие, выполняемое животным. Таким образом, в основе поведения животного лежит деятельность его нервной системы с ее наиболее сложным отделом - головным мозгом. Поэтому для понимания закономерностей формирования поведения животных необходимо знание основных физиологических процессов, лежащих в его основе. Данные процессы подробно изучаются в специальном учебном курсе "Физиология центральной нервной системы", поэтому мы кратко остановимся лишь на самых основных его понятиях.

В 1902 г., в процессе изучения нервной регуляции процесса пищеварения, И.П. Павлов обнаружил, что отделение слюны у подопытных собак начиналось еще до попадания пищи в рот, а сразу как только они оказывались в экспериментальной камере. Данный феномен был назван "психическим слюноотделением" и лег в основу фундаментального учения об условных рефлексах.

На основе изучения слюнных условных рефлексов у собак И.П. Павлов осуществил настоящий переворот в естествознании, создав новое направление в физиологии, которое он назвал "учением о Высшей нервной деятельности". Оно представляет собой глобальную концепцию о физиологических основах поведения человека и животных, получившую широчайшее распространение в России. Дальнейшую разработку этого учения, в основе которого лежал так называемый рефлекторный принцип, успешно развивали и продолжали многочисленные ученики и последователи И.П. Павлова, представлявшие так называемую "павловскую школу".

С момента создания Павловым его учения физиология мозга сделала гигантские шаги. Нейрофизиологи научились вживлять в мозг электроды и записывать биоэлектрические импульсы как от отдельных нейронов, так и от целых "ансамблей" нервных клеток. Исследованы физиология и биохимия отдельных частей нейрона, выяснены многие интимные стороны его деятельности. Тем не менее, несмотря на явные успехи физиологии, основные представления о механизмах образования условных рефлексов до сих пор не разгаданы. Основной проблемой является замыкание временной связи. Таким образом, несмотря на то, что от классических павловских экспериментов нас отделяет почти столетие, до полного раскрытия всех тайн физиологии Высшей нервной деятельности (ВНД) фактически так же далеко, как и в те далекие времена. Поэтому мы считаем, что основы физиологии ВНД вполне правомочно и наиболее доступно изучать именно по И.П. Павлову, поскольку его учение остается в силе и по сей день.

4.1. Безусловные рефлексы

В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции - безусловные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами, включающими определенный проводниковый аппарат, т.е. готовый нервный путь - рефлекторную дугу, обеспечивающий прохождение нервного раздражения от рецептора к соответствующему рабочему органу (мышце или железе) при воздействии определенного раздражителя. Так, если нанести болевое раздражение на конечность собаки, она ее непременно отдернет. Данная реакция безусловно проявится со строгой закономерностью у любой собаки, поэтому реакции такого типа И.П. Павлов назвал безусловными рефлексами.

Самые первые врожденные реакции новорожденного детеныша: дыхание, сосание, мочеотделение и другие физиологические акты - все это безусловные рефлекторные реакции, обеспечивающие первое время существование организма. Они возникают под воздействием раздражений, идущих в основном от внутренних органов: переполненный мочевой пузырь вызывает мочеотделение, наличие кала в прямой кишке вызывает потуги, приводящие к испражнению и т.д. По мере роста и созревания животного появляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов. Таков, например, половой рефлекс. Запах самки, готовой к размножению, вызывает у самца безусловно-рефлекторную реакцию, которая проявляется в виде последовательности довольно сложных, но в то же время закономерных действий, направленных на совершение полового акта. Вся разница между половым рефлексом и отдергиванием лапы при болевом раздражении заключается лишь в различной их сложности.

В проявлении сложной безусловно рефлекторной реакции участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных актов. Так, например, пищевая реакция новорожденного щенка осуществляется при участии целого ряда более простых актов - сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез желудка. При этом, поскольку предыдущий безусловно-рефлекторный акт является стимулом для проявления последующего, говорят о цепном характере безусловных рефлексов. Практически наблюдать единичный простой безусловный рефлекс возможно только в лабораторных условиях, нанося точечное раздражение на одно единственное нервное окончание и наблюдая ответ одной рефлекторной дуги. В естественных условиях, даже в случае простого укола пальца булавкой, всегда бывает задействовано несколько чувствительных нейронов и в отдергивании руки принимает участие целый пучок двигательных нейронов, иннервирующих соответствующие мышцы. Поэтому в процессе изучения поведения животных более корректным вместо термина "безусловный рефлекс" является употребление термина "безусловно-рефлекторная реакция".

4.2. Условные рефлексы

Сразу же после рождения детеныш млекопитающего, еще будучи связанным пуповиной с матерью, ползет к ее соскам и начинает сосать. Не вполне четкие вначале, его действия уже в течение первых часов становятся более уверенными. Сосательные движения делаются четче и результативнее, он запоминает запах матери, облегчающий ее поиск. Вскоре детеныш научается отыскивать самые молочные соски. Таким образом, его врожденная безусловная реакция сосания, как снежный ком, обрастает приобретенными реакциями - условными рефлексами. По определению И.П. Павлова, условный рефлекс - это временная нервная связь бесчисленных агентов окружающей животное среды, воспринимаемых рецепторами данного животного, с определенными функциями организма. Таким образом, условный рефлекс является ответным действием животного на определенный раздражитель, приобретаемый в процессе индивидуальной жизни.

Экспериментальная работа по изучению механизмов образования условных рефлексов проводилась в лаборатории И.П. Павлова в Колтушах, вблизи Санкт-Петербурга. Для того чтобы избавиться от влияния многочисленных случайных раздражителей, мешающих выработке условного рефлекса, работу с собаками проводили в изолированных звуконепроницаемых камерах, в так называемой "Башне молчания". Экспериментатор находился вне камеры и наблюдал за собакой через небольшое отверстие со специальной системой стекол, не дающей возможности животному видеть экспериментатора. Кроме того, собаку фиксировали в специальном станке, ограничивающем возможность ее лишних движений.

До начала работы собаке делали операцию, при которой один из протоков слюнных желез выводился на щеку. После этой операции часть слюны попадала не в полость рта, а через фистулу выводилась наружу, что позволяло фиксировать начало слюноотделения, количество и качество выделившейся слюны. В камере находился ряд приборов, при помощи которых можно было подавать собаке различные сигналы: звуковые (звонки, удары метронома, треск трещотки и т.д.), световые (вспышки лампочки, проекция разных фигур на экране и т.д.). На кожу собаки могли при помощи специальных аппаратов подаваться прикосновения разной частоты, различные температурные раздражения и т.д. Автоматически собаке подавалась кормушка с подкормкой, обычно в виде мясо-сухарного порошка.

Классический "павловский" эксперимент по выработке условных рефлексов проводился следующим образом. Собаке, находящейся в камере и в станке, автоматически подавалась пища (безусловный раздражитель), затем появлению пищи начинал предшествовать "условный раздражитель", или "условный сигнал", в виде звонка, вспышки лампочки или звука метронома. Реакция собаки на безусловный раздражитель в виде пищи сопровождается безусловно-рефлекторным отделением слюны. Предъявление безусловного стимула вслед за условным в процессе эксперимента, называется "подкреплением". Если при выработке условного рефлекса применяется подкрепление, соответствующее имеющейся у животного мотивации (например, пищевое подкрепление у голодного животного), то оно называется "положительным". Возможна выработка условного рефлекса и с применением "отрицательного подкрепления" (наказания), т.е. такого воздействия, которого животное стремится избегать. В эксперименте в качестве отрицательного подкрепления чаще всего используют удары электрического тока, заставляющие животное перебегать в безопасное отделение камеры или вызывающие у него безусловно-рефлекторное отдергивание конечности. Примером отрицательного подкрепления может быть действие воздушной струи, направленной на роговицу глаза, вызывающей мигательный рефлекс.

Физиологический механизм условно-рефлекторной пищевой реакции у собаки осуществляется следующим образом: пища, попадая в полость рта, раздражает вкусовые рецепторы, при этом в нервных окончаниях чувствительного нерва возникает возбуждение, передающееся по центростремительным нервам к слюноотделительному центру, находящемуся в продолговатом мозгу. Из него по центробежным нервам нервное возбуждение направляется к слюнным железам, вызывая отделение слюны. Но одновременно с этим от слюноотделительного центра возбуждение передается и к пищевому центру коры полушарий головного мозга, в котором временно возникает очаг повышенного возбуждения. Если одновременно или немного раньше дачи пищи перед собакой начнет вспыхивать электрическая лампочка, в нервных окончаниях, находящихся в сетчатке, возникает возбуждение, которое дойдет до затылочной доли коры больших полушарий (зрительного коркового центра). Таким образом, в коре полушарий при этом образуются два очага возбуждения: в пищевом корковом центре и в зрительном корковом центре. Более сильный очаг возбуждения пищевого коркового центра притягивает к себе возбуждение из зрительного коркового центра. В результате этого между обоими центрами устанавливается связь.

При систематическом одновременном возбуждении обоих центров между ними происходит упрочение связи. При загорании лампочки очаг возбуждения в зрительном корковом центре будет самостоятельно направляться к пищевому корковому центру. Даже если собака не получила пищи, вспышка лампочки будет возбуждать пищевой корковый центр, а из него возбуждение пойдет к продолговатому мозгу, в котором возбудится слюноотделительный центр и передаст, в свою очередь, возбуждение слюнным железам, а последние ответят на это секрецией слюны. Такова упрощенная схема механизма образования условного рефлекса.

Условный рефлекс, по Павлову, - целостная реакция животного, требующая для своего осуществления участия многих нейронных объединений сложноорганизованного мозга, тогда как по представлениям нейрофизиологии рефлекс - достаточно элементарный механический акт, осуществляемый любым отделом центральной нервной системы.

Выработка условных рефлексов, поскольку она требует определенного структурного совершенства нервной системы, происходит лишь у животных, обладающих достаточно развитым мозгом. Есть основания предполагать, что среди беспозвоночных их образование возможно начиная с высших кольчатых червей, а у позвоночных - с акул и скатов. У высших моллюсков, ракообразных и насекомых, а в ряду позвоночных (уже с костистых рыб) условные рефлексы становятся основным видом индивидуально приобретаемых поведенческих реакций.

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:

Активную постановку цели на основе внутренних механиз­мов целеполагания, а также планирование способа ее до­стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­ции;

Реализацию действий, направленных на достижение цели, организация, координация и коррекция которых осущест­вляется на разных психофизиологических уровнях при участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4. С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных - это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации

движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

Целесообразного выбора траектории движений на основе ограничения избыточных степеней свободы;

Постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­ционных сил, образующихся в результате любых движе­ний и передающихся на все звенья кинематической сис­темы;

Постоянной координации между силами, действующимина организм из внешнего мира, и внутренними силами, возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного исполнительного действия? Что представляет собой меха­низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:

Сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­ровка во внешней среде);

Обеспечение координированной работы органов, реализу­ющих двигательные действия (ориентировку в организа­ции собственного поведения).

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек­торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.


Разные двигательные задачи в зависимости от своего содержания и смысловой структуры обеспечиваются качест­венно различающимися, формирующимися на протяже­нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­ными комплексами сенсорных коррекций.

Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций характеризуется:

Нейрофизиологической локализацией и анатомическим субстратом (определенными типами рецепторов и типами чувствительности, проводящими нервными путями, цент­рами в ЦНС);

Ведущей афферентацией - особенностями сигналов, ко­торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­приятие результативности собственных движений и дейст­вий;

Специфическими характеристиками и свойствами движе­ний, которые преимущественно регулируются данным уровнем сенсорных коррекций;

Набором самостоятельных движений, которые преиму­щественно организуются и управляются данным уров­нем;

Фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных действиях, управляемых вышележащими уровнями;

Дисфункциями и патологическими синдромами.

8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.

Уровень регуляции тонуса, рубро-спинальный, палеокине-тический (уровень А)

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы, иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли­чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц); спинной мозг и стволовая группа красного ядра (ра!аеошЬ - гшп, пеогаЬгат).

Ведущая афферентация". информация о положении и на­правленности тела в поле тяготения, проприорецепция давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной системой.

Характеристика движений: обеспечивает тонус попереч­но-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбуди­тельных и механических характеристик мышечного тону­са.

Движения, где данный уровень выступает в качестве веду­щего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, приня­тие и удержание определенной позы. При этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и неосознаваемыми.

Дисфункции и патология:

а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров­ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп­сия;

б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ­ленных действий (который также может быть связан с поражением уровня С).

Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетиче­ский (уровень В)

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела (входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф-

фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют группу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкор­ковому эффектору - полосатому телу.

Ведущая афферентация: суставно-угловая проприорецеп­ция скоростей и положений частей тела (тело выступает исходной системой координат), экстероцептивная кожная чувствительность.

Характеристика движений: движения тела безотноситель­но к чему-либо вовне - приспособленность к обширным мышечным синергиям; стройность и налаженность мы­шечных движений во времени, их чередование и повторяе­мость.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­стве ведущего: выразительная мимика и пантомимика, пластика, вольные упражнения, управление ритмом дви­жения, обеспечение чередования работы обширных групп мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей.

Дисфункции и патологии:

а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии, гиперкинезы;

б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма – выклю-чение отправлений самого уровня и снятие контроля над уровнем А; деавтоматизация различных сложных предметных действий; персеверации в мо­мент начала и остановки движений.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

    Поведение - Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля

Поделиться