Госсектор. Готовимся к переходу на новые федеральные стандарты бухучета. Стандарты для госсектора Федеральные стандарты для казенных учреждений

В связи с применением с 1 января 2018 г. Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.1.2016 № 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.1.2016 № 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.1.2016 № 258н);
  • Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.1.2016 № 259н)

31.03.2018 утверждены приказы Минфина России

  • № 64н - о внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010№ 157н, далее - Приказ № 64н;
  • № 65н - о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010№ 162н;
  • № 66н - о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010№ 174н;
  • № 67н - о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010№ 183н.

Указанные приказы зарегистрированы Минюстом России 26 апреля 2018 г. По общему правилу, приказы вступили в силу с 8 мая 2018 г. Согласно пункту 2 указанных приказов, они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации – детализированы статьи КОСГУ по доходам и расходам. В соответствии с Приказом Минфина России от 20.02.2018 N 29н новые КОСГУ применяются с 1 января 2018 года.

Приказом № 64н внесены существенные изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета. Изменения, в том числе, предполагают упразднение ряда аналитических счетов, применение новых синтетических и аналитических счетов, изменение назначения счетов, что влечет перенос входящих остатков на новые счета. В связи с поздним вступлением приказов в силу и распространением их действия с 1 января 2018 г., помимо переноса входящих остатков, на новые счета необходимо перенести также обороты 2018 г.

Для государственных учреждений уровня бюджета субъекта (Краснодарский край), а также муниципальных бюджетов, бюджетов городских округов и поселений, Министерство финансов Краснодарского края утвердило «План мероприятий по внедрению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора» , который можно распечатать по ссылке .

Вышеуказанным планом утвержден способ перевода остатков и оборотов в связи со вступлением в силу нормативных актов:

  • По входящим остаткам на 01.01.2018 – перенос остатков в межотчетный период с возможным изменением валюты баланса;
  • По оборотам 2018 года – каждую бухгалтерскую запись с детализацией методом «Красное сторно» на дату перехода, утвержденную учреждением самостоятельно.

Для учреждений уровня Федерального бюджета методику перехода на новый план счетов следует согласовать с вышестоящим распорядителем бюджетных средств или учреждением, выполняющим функции учредителя.

Начиная с релиза 1.0.52.4 (Инструкция по переходу) для программы «1С:Бухгалерия государственного учреждения 8» ред.1 и 2.0.56.36 (Инструкция по переходу ) для программы «1С:Бухгалерия государственного учреждения 8» ред.2 функционал программы включает в себя обработки, реализующие вышеуказанный переход на новые нормативные акты. Описание изменений при обновлении релиза программы содержит подробную инструкцию по переходу на положения Приказа 64н (по трансформации остатков и оборотов 2018 года).

После ознакомления с «Планом мероприятий по внедрению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора», а также с Инструкцией по переходу на новые положения, утвержденные приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н, Вы можете самостоятельно выполнить все необходимые действия, которые подробным образом описаны в вышеуказанных документах.

С целью помощи работникам финансовых служб государственных учреждений по вопросам применения бюджетной классификации, налогообложения, формирования и представления квартальной отчетности в 2018 году, а также ведения бухгалтерского учета при первом применении СГС "Основные средства", "Аренда" на практических примерах в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" (ред.1 и 2) для казенных, бюджетных и автономных учреждений в соответствии с действующими нормативными документами, Центр компетенции по бюджетному учету фирмы «1С» приглашает 21 июня 2018 года работников финансовых служб казенных, бюджетных и автономных государственных учреждений принять участие в семинаре серии "1С:Консалтинг": "Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Новые правила применения бюджетной классификации. Практические примеры в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8".

Для консультационной и методологической помощи Вы можете воспользоваться платными услугами консультантов по учету Центра компетенции Интерсофт, которые под Вашим непосредственным руководством выполнит переход на применение нового плана счетов и положения федеральных стандартов для государственного сектора согласно Инструкции на выбранную Вами дату перехода. Заявку на платные работы Вы можете оставить, заполнив форму Заявки на нашем сайте по ссылке.


2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

С 2018 года начали действовать пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе СГС «Основные средства». В консультации рассмотрим, какие мероприятия нужно осуществить в связи с новыми правилами учета основных средств, как отразить переходные операции в бухгалтерском учете, что необходимо предусмотреть в учетной политике исходя из разъяснений Минфина.

Прежде чем рассмотреть мероприятия по переходу на применение СГС «Основные средства», отметим основные изменения в правилах ведения бухгалтерского учета основных средств в учреждениях государственного сектора, в соответствии с которыми возникла такая необходимость.

Что изменилось в учете основных средств?

Начиная с 2018 года при ведении учета объектов основных средств необходимо иметь в виду следующие изменения.

1.К основным средствам относятся объекты финансовой аренды .

Так, согласно п. 8 СГС «Основные средства» помимо объектов, находящихся у государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления, в состав основных средств включаются также материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании государственного (муниципального) учреждения на условиях:

    лизинга по договорам, условиями которых не определен балансодержателем;

    долгосрочной аренды с правом выкупа;

    безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;

    иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.

Отметим, ранее такие объекты учитывались:

    на забалансовом счете «Имущество в пользовании»;

    на балансовых счетах 0 101 11 000 «Жилые помещения – недвижимое имущество учреждения», 0 101 12 000 «Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения», 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых субъектом учета в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

2.Изменена группировка основных средств . Приведем сравнение групп основных средств в соответствии с п. 7 «СГС «Основные средства» и Инструкцией № 157н (в редакции до 2018 года).

Группы основных средств, предусмотренные СГС «Основные средства», в 2018 году

Группы основных средств, предусмотренные Инструкцией № 157н, до 2018 года

Жилые помещения

Жилые помещения

Нежилые помещения (здания и сооружения)

Нежилые помещения

Инвестиционная недвижимость

Сооружения

Машины и оборудование

Машины и оборудование

Транспортные средства

Транспортные средства

Инвентарь производственный и хозяйственный

Производственный и хозяйственный инвентарь

Многолетние насаждения

Библиотечный фонд

Основные средства, не включенные в другие группы

Прочие основные средства

Таким образом, в 2018 году:

    исключена группа «Библиотечный фонд»;

    группа «Сооружения» включена в состав группы «Нежилые помещения (здания и сооружения)»;

    введены новые группы: «Инвестиционная недвижимость», «Многолетние насаждения».

3.Изменился порядок и способы амортизации основных средств . Согласно п. 39 СГС «Основные средства» амортизация на объекты основных средств начисляется в следующем порядке:

а) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

б) на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;

в) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;

г) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.

В соответствии с п. 35 СГС «Основные средства» предусмотрены следующие методы амортизации основных средств:

1) линейным метод. Данный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

2) метод уменьшаемого остатка. При использовании этого метода годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

3) метод начисления амортизации пропорционально объему продукции. Он заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

Учреждение вправе самостоятельно выбрать метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Какие мероприятия необходимо осуществить?

Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» даны в письмах Минфина:

    от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 (при первом применении);

    от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (при первом и дальнейшем применении).

Согласно разъяснениям в указанных письмах в целях перехода на новые правила ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо провести ряд мероприятий:

1) внести изменения в учетную политику (в том числе в рабочий план счетов);

2) определить объекты основных средств, подлежащие переносу в иные группы (на основании результатов инвентаризации), и отразить данные операции в бухгалтерском учете;

3) выявить объекты основных средств, ранее не признаваемые таковыми (на основании результатов инвентаризации), и отразить в бухгалтерском учете принятие их на счета балансового учета.

Что касается амортизации в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение СГС «Основные средства» (до 01.01.2018) в п. 7 Письма № 02-07-07/84237 отмечено следующее: пересчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент принятия объекта к учету) не производится.

По мнению автора, в письме идет речь о том, что в отношении указанных объектов не меняется способ начисления амортизации, который применялся ранее (то есть линейный метод), в связи с чем пересчет амортизации не производится. При этом, поскольку порядок амортизации основных средств с 01.01.2018 изменился, в отношении объектов стоимостью до 100 000 руб. доначисление амортизации произведется в общем порядке при начислении амортизации за январь 2018 года (то есть по состоянию на 31.01.2018). По сути, и объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. (кроме объектов библиотечного фонда) целесообразно было бы перевести на забалансовый счет 21. Однако в Письме № 02-07-07/84237 таких указаний нет, поэтому рекомендуем подождать дополнительных разъяснений Минфина по данным вопросам.

Как отразить в бухгалтерском учете?

Операции по переходу на применение СГС «Основные средства» необходимо отразить в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной исходя из данных инвентаризации объектов основных средств, проведенной учреждением в порядке, установленном им в рамках учетной политики (Письмо № 02-07-07/79257).

Как уже было отмечено выше, к таким операциям относятся:

    перевод объектов основных средств в бухгалтерском учете при первом применении (по состоянию на 01.01.2018) в иную группу основных средств либо иную категорию объектов бухгалтерского учета;

    отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов).

Обратите внимание: при составлении бухгалтерской отчетности за 2018 год данная информация будет отражаться в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Объектами, в отношении которых необходимо осуществить указанные мероприятия, являются:

1.Сооружения . Данные объекты необходимо перевести со счета 0 101 03 000 «Сооружения» (применялся до 01.01.2018) на счет 0 101 02 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) (применяется с 01.01.2018) следующим образом:

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Сооружения»:

0 101 13 000
0 101 33 000

0 104 13 000
0 104 33 000

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Нежилые помещения (здания и сооружения)»:

– в сумме балансовой стоимости сооружения

0 101 12 000
0 101 32 000

– в сумме амортизации сооружения

0 104 12 000
0 104 32 000

2.Библиотечный фонд, за исключением периодических изданий . Такие объекты необходимо перевести со счета 0 101 07 000 «Библиотечный фонд» (применялся до 01.01.2018) на счет 0 101 08 000 «Прочие основные средства» (применяется с 01.01.2018) с использованием следующих корреспонденций счетов:

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Библиотечный фонд»:

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Прочие основные средства»:

– в сумме балансовой стоимости библиотечного фонда

– в сумме амортизации библиотечного фонда

3. Многолетние насаждения и скот . Такие объекты необходимо перевести со счета 0 108 00 000 «Прочие основные средства» (применялся для учета указанных объектов до 01.01.2018) на счет 0 101 07 000 «Биологические ресурсы» (применяется с 01.01.2018) следующим образом:

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Прочие основные средства» в части многолетних насаждений, скота:

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Биологические ресурсы»:

– в сумме балансовой стоимости прочих основных средств (в части многолетних насаждений, скота)

– в сумме амортизации прочих основных средств (в части многолетних насаждений, скота)

4. Имущество, полученное (созданное, приобретенное) для целей предоставления его в аренду (субаренду) . Указанное имущество необходимо перевести с соответствующих балансовых счетов бухгалтерского учета (на которых такое имущество учитывалось до 01.01.2018) на счет 0 101 03 000 «Инвестиционная недвижимость» (применяется с 01.01.2018). При этом право по предоставлению государственного (муниципального) имущества в аренду должно быть предусмотрено учредительными документами.

К сведению: инвестиционная недвижимость – объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Перевод указанных объектов основных средств, учтенных по состоянию на 01.01.2018 по данным бухгалтерского учета за 2017 год, в соответствующие группы учета основных средств 2018 года осуществляется в следующем порядке.

Дебет

Кредит

Перенос объектов из учетной группы 2017 года «Недвижимое имущество (жилые помещения, нежилые помещения)»:

0 101 11 000
0 101 12 000

0 104 11 000
0 104 12 000

Перенос объектов в учетную группу 2018 года «Инвестиционная недвижимость»:

– в сумме балансовой стоимости недвижимого имущества (жилых помещений, нежилых помещений)

– в сумме амортизации недвижимого имущества (жилых помещений, нежилых помещений)

5. Имущество, находящееся в пользовании учреждения в рамках финансовой (неоперационной) аренды (на условиях: договора лизинга (независимо от того, кто по договору является балансодержателем); долгосрочной аренды с правом выкупа; безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования; иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде). Для принятия к балансовому учету указанных объектов (при первом применении СГС «Основные средств» по состоянию на 01.01.2018) используются следующие корреспонденции счетов:

Принятие объектов финансовой аренды на баланс отражается в бухгалтерском учете на соответствующих аналитических счетах по их первоначальной стоимости, определенной в соответствии с СГС «Основные средства».

В целях определения первоначальной стоимости таких объектов при первом применении СГС «Основные средства» (по состоянию на 01.01.2018) в п. 58 данного стандарта предусмотрены упрощенные, единообразно применяемые правила определения стоимостных оценок объектов недвижимости (зданий, сооружений):

а) по их кадастровой стоимости (при ее наличии);

б) при отсутствии кадастровой стоимости:

    по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на 01.01.2018);

    в случае, если объекта до первого применения не была сформирована, в условной оценке: один объект – один рубль.

Обратите внимание: отражение объектов в условных оценках (либо в оценках, не соответствующих актуальным кадастровым оценкам) осуществляется до получения актуальных кадастровых оценок по объектам недвижимого имущества, признанным при первом применении СГС «Основные средства», – объектам, вовлеченным в хозяйственный оборот на условиях постоянного пользования и (или) пользования в целях выкупа (приобретения (лизинга)).

В Письме № 02-07-07/79257 указано, что в настоящее время актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости, определенные на 01.01.2018, отсутствуют, и поэтому государственным (муниципальным) учреждениям необходимо в течение 2018 – 2020 годов осуществить мероприятия по их определению.

В дальнейшем, при пересмотре стоимости указанных объектов недвижимости до их актуальной кадастровой стоимости (при наличии) на дату пересмотра стоимости в бухгалтерском учете отражается:

1) списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (уменьшение стоимости объекта, в отношении которого пересматривается стоимость, до актуальной кадастровой оценки (уменьшение объектов учета основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости));

2) увеличение стоимости объекта недвижимости (на счетах 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения») до актуальной кадастровой стоимости (на разницу стоимости объекта, сформированной на 01.01.2018, уменьшенной на накопленную амортизацию (по состоянию на дату пересмотра стоимости).

При этом сформированная стоимость объектов недвижимости, пересмотренная до актуальных кадастровых оценок активов, признается балансовой стоимостью с дальнейшим начислением амортизации.

Дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости и пересмотренного срока полезного использования.

При этом пересмотр срока полезного использования указанных объектов недвижимости осуществляется по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. С момента пересмотра стоимости объектов недвижимости до актуальной кадастровой оценки начисляется амортизация на оставшийся по той же расчетной норме амортизации, что и до момента пересмотра стоимости (по норме, которая была определена для объектов основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости).

Что предусмотреть в учетной политике на 2018 год?

1) способы амортизации относительно групп объектов основных средств;

2) особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;

3) порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;

4) порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств;

5) особенности ведения учета комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (в том числе определение состава такого имущества, критерии отнесения имущества к данной категории);

6) порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации составных частей объекта основных средств (объектов группового учета, комплекса);

7) порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на ремонт (замену) составных частей объекта (групп объектов) основных средств;

8) особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, отражаемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т. п.);

9) особенности ведения забалансового учета объектов основных средств, не соответствующих критериям признания в качестве таковых;

10) методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах;

11) способ пересчета накопленной амортизации при переоценке основных средств;

12) порядок ведения аналитического учета по объектам основных средств (при необходимости):

    получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

    передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);

    получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

    передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);

    в эксплуатации;

    в запасе;

    Регистрационный N 46517

    б) государственные (муниципальные) учреждения отвечают по своим обязательствам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственники имущества казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации*** . Собственники имущества государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных учреждений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственные (муниципальные) учреждения не отвечают по обязательствам собственников имущества (учредителей) этих учреждений.

    77. Допущение непрерывности деятельности означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - обозримое будущее) и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

    При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не являются свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.

    78. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).

    VIII. Основные требования к инвентаризации активов и обязательств

    79. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

    При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

    80. Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.

    81. Проведение инвентаризации обязательно:

    при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

    в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

    при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

    при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользовании, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

    в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    82. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.

    Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Результаты инвентаризации реорганизуемого (упраздняемого, ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

    _____________________________

    * утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195); от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854); от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741).

    ** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2017, N 7, ст. 1031.

    *** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2016, N 49, ст. 6852.

    Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

    Новые стандарты бюджетного учета с 2018 года

    С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

    1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
    2. «Основные средства» (257н);
    3. «Аренда» (258н);
    4. «Обесценение активов» (259н);
    5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

    Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

    Программа разработки стандартов бюджетного учета

    С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

    1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
    2. «События после отчетной даты».
    3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
    4. «Отчет о движении денежных средств».
    5. «Непроизводственные активы».
    6. «Доходы» и т.д.

    Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

    Стандарт «Основные средства»

    С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

    1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
    2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
    3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

    Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017. Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

    Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

    Что делать со старыми ОС

    Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

    Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

    Стандарт «Аренда» 258н

    Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

    • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
    • биологические активы во временное владение или пользование;
    • нематериальные активы во временное пользование.

    Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

    Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

    Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

    Новые стандарты отчетности

    В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

    Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

    Порядок действий бюджетной организации

    1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
    2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.
Поделиться