В каком веке было образовано древнерусское государство. Возникновение государства Киевская Русь. Норманнская теория. Монгольская империя и распад Киевской Руси

Киевская Русь

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.

Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.

В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большая часть города сровнена с землёй. В истории Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет монголо-татары господствовали на украинских землях. И всё же Киеву удалось сохранить свои древние, ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

Царская Россия

В 1648 г. жители Украины начали вооружённую борьбу с поработителями. Во главе восстания стал гетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины и Киев были освобождены. Однако, встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах - с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, - Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада). После поражения и смерти Ивана Мазепы, пытавшегося найти соязника для борьбы против царизма в лице Швеции, Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII -XVIII в.в. в Киеве всё же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации. Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия. Некоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась.

Киевско-Могилянская Академия, основанная в 17-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711).

Советский Союз

После революции в Петербурге власть в городе неоднократно менялась. Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого, но разрываемого на части гражданской войной, украинского государства. 22 января 1918 г. украинская Центральная Рада, возглавленная историком Михаилом Грушевским, провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран сам Грушевский. Однако это решение было попыткой утопаюшего схватиться за соломинку. У украинских политиков не было достаточно политической, экономической и военной власти, чтобы отстоять независимость украинского государства. Вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. В январе 1919 г., в обстановке большой торжественности, Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западноукраинской Народной Республикой. (Последняя, имевшая своей столицей Львов, возникла на землях, ранее входивших в состав Австро-Венгерской империи). Однако этот союз украинских земель оказался весьма недолговечным, так как полки Западноукраинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.

В 1922 году быд создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально - как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной.

При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.

Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней. Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200 000 человек - советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г. ценой боьших потерь и человеческих жизней.

В послевоенные годы Киев стремительно отстраиватлся. Политическая обстановка, однако, оставалась прежней - доносы, чистки, показательные судебные процессы, расстрелы в тюрьмах НКВД, ссылки в ГУЛАГ без суда и следствия. После смерти Сталина режим в стране несколько смягчился.

Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 г. заставила содрогнуться весь мир. Отныне жизнь каждого киевлянина раскололась на две части: до взрыва реактора и после. Чернобыль уже принёс Украине десятки тысяч смертей, загубил здоровье сотен тысяч людей, причинил огромный экологический и экономический ущерб.

Независимая Украина

В конце 80-х все заметнее становится безперспективность соцмалистического пути развития. Обещанного коммунизма так и не дождолись, а "развитый социализм" людей все больше не устраивал. Новы лидер, первый (и последний) президент СССР Михаил Горбачев берет курс на так называемую "перестройку", которая сопровождалась "гластностью", очередями в магазинах и высокой инфляцией. Одна за другой из социалистического лагеря выходят Венгрия, Польша, ГДР, Чехия, Румыния. "Железная система" трещит по швам.

6 июля 1990 г. парламент Украинской Советской Социалистической Республики провозглашает суверенитет Украины. Тревожные три дня неудавшегося кремлёвского путча в августе 1991 года стали поворотными в истории Украины. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украины провозглашает Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года население страны на общенациональном референдуме подавляющим большинством голосов - 93% - высказывается за независимость. Леонид Макарович Кравчук, в прошлом коммунистический идеолог, становится первым демократически избранным Президентом независимой Украины. 10 июля 1994 г. во втором туре президентских выборов Леонид Кравчук проигрывает Леониду Кучме, который был переизбран на второй срок в 1999 году.

Позади 70 лет тоталитаризма. Украинские политики видят Украину демократической страной с рыночной, социально ориентированной экономикой.

Летописный свод «Повесть временных лет » — единственный письменный источник, подтверждающий существование так называемой Киевской Руси . Явившаяся миру в момент формирования «официальной версии » нашей древней истории, она то и дело подвергается справедливой критике специалистов и не может рассматриваться в качестве достоверного исторического документа.

Но даже если всерьез воспринимать сие сугубо литературное произведение и описываемые в нем события, то этого как минимум недостаточно для подтверждения существования такого средневекового объединения, как Киевская Русь. Ну не могло столь «выдающееся» государство в Восточной Европе оставить после себя всего один письменный исторический источник! Но обо всем по порядку…

Мог ли Киев быть столицей Руси?

Для начала хотелось бы рассмотреть саму возможность появления такого Приднепровского объединения, как Киевская Русь, и в частности его центра — Киева. Даже для далекого от исторической науки человека понятно, что вероятность того, что именно Киев, расположенный где-то на окраине, мог стать центром государства, непросто ничтожно мала, но и абсурдна. Во-первых , независимо от первоначальных размеров государства его столицу всегда пытаются располагать как можно ближе к центру — подальше от внешних границ и их потенциального врага. Таким образом, центр страны будет надежно защищен от внешнего вторжения, чего мы совершенно не видим в случае с Киевом, который располагался на окраине средневекового государства.

Во-вторых , другим, наиболее благоприятным местом для расположения столицы является точка пересечения транспортных путей сообщения. В этом случае из центра всегда можно с легкостью добраться в любой, даже самый отдаленный уголок государства. В противном случае управлять таким гигантским объединением, как Киевская Русь, без наличия современных средств связи (телефон, радио, телевидение, телеграф, интернет) просто невозможно. Но в случае с Киевом мы видим прямо противоположную картину — он не только расположен на окраине, но и не имеет удобных транспортных путей сообщения с большинством значимых городов — Москвой, Новгородом, Владимиром, Ярославлем, Полоцком и другими.

В-третьих , большинство средневековых столиц — это не только административные, но и торговые центры своих государств. Для удобства поддержания торговли они могли располагаться на берегу моря или крупной реки. И в случае с Киевом, на первый взгляд, все нормально — он расположен на Днепре. Но это только на первый взгляд! Поскольку перспектива развития международной торговли по реке Днепр весьма сомнительна. Его притоки позволяют попасть в такие «партизанские» территории, как Припять, Полесье или Пинск, освоение которых не завершилось даже к началу XX в. Что уж тут говорить о более раннем периоде и перспективах развития транзитной торговли посредством этих земель. И тут на помощь сомнительному положению Киева приходят сторонники Варяжского пути — «из варяг в греки». Согласно мнению отдельных историков, именно этот путь соединил северные балтийские земли, Новгород, Киев и Черное море. Абсолютно иррациональный, а местами и абсурдный, он предполагает прохождение замысловатого, извилистого маршрута «Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр » и преодоление двух водоразделов волоком. Но ведь варяги — это настоящие герои своего времени, им все нипочем! Они могут тащить свои корабли по суше волоком и не ищут прямых путей!

Ну а если серьезно, то расстояние по маршруту «Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр» — это в 5 раз больше расстояния по маршруту «Балтика — Западная Двина — Днепр», который предполагает всего один волок и выходит прямо в Черное море. Не говоря уже о том, что «ходить в греки» можно было и по маршруту «Балтика — Висла — Буг — Припять — Днепр». Но, как бы там не «ходили варяги», а существование экономически выгодного торгового пути, соединявшего север, Киев и юг, подлежит очень большому сомнению. Это очень маловероятно из-за естественных географических особенностей самого Днепра — ниже Киева он испещрен довольно опасными порогами, которые исключают возможность прохождения торговых судов. Так, известный французский инженер и картограф Гийом Боплан в своей работе «Описание Украины » пишет:

Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на добрых семь миль, что составляет целый день пути, как это видно на карте. Эта преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь.

Интересный факт! Как это в XVII в. вдруг перестала быть судоходной река, по которой всего несколько веков назад проходил крупнейший торговый путь «из варяг в греки»? Ну допустим, что самоотверженных купцов того времени не пугали никакие преграды. Снедаемые жаждой наживы, они были готовы петлять абсурдным маршрутом, десятки верст тащить свои суда волоком, разбивать их на опасных днепровских порогах, и все ради того, чтобы попасть из Балтики в Черное море через Киев. Тогда возникает вполне закономерный вопрос: а где, собственно, существование морского порта или хотя бы захудалой крепости, расположенной в устье р. Днепр? Ведь только с их помощью киевские князья могли контролировать торговлю и порядок на этом маршруте. Но их просто нет!

И только в будущем представители Османской империи возведут географически и стратегически важную крепость Ачи-Кале , запиравшую выход в Черное море из Днепра. Именно за Ачи-Кале почти полтора года будет биться князь Потёмкин . В 1788 г. она будет покорена, и с 1792 г. станет носить уже русское название — Очаков . Чуть ранее (в 1778 г.) в устье р. Днепр появится еще один крупный город — Херсон . Но он тоже основан как русская крепость и не имеет никакого отношения к существованию Киевской Руси. Равно как и заложенная в 1784 г. в Днепровско-Бугском лимане крепость, от которой ведет свою историю г. Николаев .

Но и в этот раз шаткое положение Киевской Руси «спасают хитроумные историки ». В частности, они в буквальном смысле слова додумывают существование древнерусского порта в устье р. Днепр. Дескать, ранее на месте небольшого городка Алешки, который был основан в 1784 г. и с 1854 г. называется Цюрупинск , был возведен достаточно богатый торговый город-порт Олешье (XI в.), который появился еще во времена существования казачьей сечи. При этом полностью отсутствуют прямые исторические доказательства этой «чудесной метаморфозы ». А все реальные археологические находки лишь доказывают то, что в начале XVIII в. здесь действительно располагалось казачье укрепление, возникшее еще в конце XVII в. Однако, это поселение носило название Днепровск , и лишь спустя время оно было переименовано в честь выдуманного древнерусского города Олешье. Ведь изменить топонимику, особенно если в этом возникает необходимость, для историков не составляет никакого труда!

Но вернемся к нашему «великому торговому пути», который, по всем определениям, должен был быть лакомым кусочком наживы для лихих разбойников. Для защиты от них князья и их подданные просто обязаны были возводить на берегах Днепра хорошо укрепленные поселения. Располагая постоялыми дворами для отдыха купцов и необходимой инфраструктурой, со временем они должны были расширяться и постепенно превращаться в достаточно крупные города. А теперь вопрос: сколько таких древнерусских городов на берегах р. Днепр вам известно? Небольшой Канев с населением всего в 28 000 человек, поселочек Любеч , районный городок Рогачев , Орша и Смоленск ? Но ведь это ничтожное по своим географическим и стратегическим масштабам число! Особенно учитывая тот факт, что скандинавы называли территорию Древней Руси не иначе, как Гардарика — страна городов. Где эти города? И это не говоря уже об особо опасных участках «Великого торгового пути» — днепровских порогах, преодоление которых подразумевало надежную защиту от внешнего нападения разбойников. Такую защиту могли гарантировать только крепостные сооружения, возведенные по маршруту «из варяг в греки». Только вот где эти укрепления?

Киевская археология: мало находок, много баек

А теперь попробуем посмотреть на проблему существования Киевской Руси с экономической точки зрения. Согласно ее постулатам, любой мало-мальски крупный торговый город — это место, где совершаются сделки и существует таможенный сбор, т.е. мыт. И в данном случае историки пытаются убедить нас в том, что Киев был именно таким местом. Он «давал добро » активно торгующим купцам, следующим по маршруту «из варяг в греки», и здесь все купцы еще с «докиевских » времен обязаны были платить мыт. При этом один из самых влиятельных деятелей советской истории, профессор и академик Борис Рыбаков , в своем исследовании «Город Кия » пишет следующее:

Предположение о «таможенных сборах» в окрестностях будущего Киева подкрепляется большим количеством находок красивых бронзовых предметов, украшенных многоцветной выемчатой эмалью. Фибулы, декоративные цепи, детали питьевых рогов компактной массой встречаются на пространстве от устья Десны до Росси.

О чем это нам говорит академик? Получается, что повсеместно таможня требовала уплаты мыта деньгами, а «докиевские» и киевские таможенники были больно падкими до произведений прикладного искусства и по своей доброте душевной брали с купцов пошлину не деньгами, а различной утварью? Впрочем, спасибо академику Рыбакову и на этом! Ведь в отличие от современных «светил» украинской исторической науки он хотя бы не врал и честно, хоть и в завуалированной форме, но констатировал: под Киевом мытная монета обнаружена не была . Зато в изобилии встречается домашняя утварь, изготовленная из бронзы. Кстати! К аналогичному заключению пришли и скандинавские исследователи, которые также опровергают «величие торгового пути из варяг в греки ». Согласно их мнению, на долю византийских монет приходится менее 1% всех находок, обнаруженных на территории археологических комплексов. В то же время большое количество обнаруженных серебряных дирхемов указывает на довольно развитые торговые отношения с русскими, проживавшими в районе Волги.

Резюмируя все вышесказанное, вывод напрашивается сам собой. По сути своей, Киев — это скорее региональный центр торговли . Ему далеко до звания «мирового» центра торговых отношений, и уж тем более он не мог играть значительной роли в политической жизни древней Руси. Был бы он действительно столицей, то вокруг его центра без сомнения сформировались бы крепостные сооружения, со временем образовывая города-спутники, со всех сторон защищающие его подступы. Например, вокруг той же Москвы сформировалось Золотое Кольцо с хорошо укрепленными городами и монастырями. Подступы к Петербургу защищает большое количество фортов и обширная сеть пригорода и т.д.

В отличие от Москвы и Питера Киев был очень и очень слабо защищен, из-за чего при малейшей угрозе со стороны потенциального противника он с легкостью переходил «из рук в руки» и не мог противостоять натиску. При этом на территории самого города мы не обнаруживаем даже слабого подобия неприступной цитадели, которая приличествует статусу столицы. Здесь нет и намека на московский кремль или хотя бы на меньшие по масштабам псковские или новгородские сооружения. А все известные фортификационные строения были возведены на территории Киева уже гораздо позже, в конце XVII — начале XVIII вв. Все это лишний раз подчеркивает некую несостоятельность Киева в политическом, торговом и экономическом плане. В ответ на эти факты историки не перестают твердить одно: дескать, в свое время Киев очень пострадал от татаро-монгольского нашествия, был разграблен, сожжен, разрушен и т.д. Тогда вполне закономерный вопрос: почему столь «крупная столица» Киевской Руси не была восстановлена и не воссияла в своем величии назло врагам? Почему та же Москва, сожженная в 1812 г. и несколько раз в более ранний период, всегда быстро отстраивалась? В то время как «бедный, несчастный» Киев был сломлен, подавлен и прозябал в тени практически до наступления советской эпохи.

Просто для справки, немного статистических данных, так сказать, возможность взглянуть на проблему с другой стороны. На рубеже XVIII — XIX вв. население Киева составляет 188 000 человек. Население тогда еще очень молодой Одессы — более 193 000 человек. В Харькове на этот момент проживает около 198 000 жителей. К концу XIX в. в Москве проживает уже порядка 800 000 человек, а Петербурге, вместе с пригородами, насчитывается более 1 350 000 жителей. В это же время население Киева практически не увеличивается, а сам он является малозначительным губернским, практически провинциальным городом на территории России и просто железнодорожным узлом. И дело здесь далеко не в «исторической несправедливости»! А географическом и стратегическом положении Киева. Расположенный вдали от крупных торгово- и экономически значимых центров, он малопривлекателен для заселения и продолжает оставаться просто провинцией. А наряду с его прозябанием активно осваивается южный регион и Новороссия. Даже с приходом советской власти столицей Украины становится не Киев, а Харьков, в котором на украинском языке практически никто не говорит. И только в послевоенное время, когда в 1947-1954 гг. был сооружен архитектурный ансамбль Крещатика, Киев приобретает более привлекательный, торжественный вид, становится более «столичным» и красивым городом.

Вообще даже в прошлом Киев никогда не рассматривался в качестве единого поселения. Так, в конце XVIII в. на будущей территории современного города были расположены три разнесенных поселения: Киево-Печерская крепость с предместьями, в двух верстах от нее находился Верхний Киев и в трех верстах от них лежал Подол. Согласно «Географическому описанию города Киева, сочиненному Киевскаго гарнизона поручиком Василием Ивановичем Новгородцовым »

…Старый или Верхний город Киев состоит в четырех отделениях, которые обведены земляным валом с нарочито глубокими рвами и называются Андреевским , Софийским , Михайловским и Печерским отделениями…Там располагалось партикулярных дворов деревянных — 682.

На тот момент в Киево-Печерской крепости, составной частью который были Лавра и предместье, Новгородцев зафиксировал 2 мужских монастыря, 8 каменных и 3 деревянных церкви. А прибывший ревизор насчитал 9 казенных каменных и 27 деревянных зданий вместе с предместьем и 1095 партикулярных (гражданских) дворов.

Самой населенной частью Киева был Подол. А именно:

В городе Киево-Подоле строения: монастырей мужеских: каменной — 7, деревянных — 2, женской каменной — 7; церквей: каменных — 9, деревянных — 77; магистратского строения: каменного — 4, деревянного — 7; обывательских дворов: каменных — 3, деревянных — 1926.

Таким образом, во всех трех разрозненных поселениях Киева насчитывалось менее 4 000 дворов (домов), три из которых были каменными. А общее количество обывателей, согласно переписи на момент правления Екатерины II, не превышало 20 000 человек ! Другими словами, средненький райцентр. О торговых возможностях тогдашнего Киева можно судить по фразе того же поручика:

Купечества из мещан киевских, кои б имели большие капиталы, нет, кроме трех или четырех, а иные посредственный, лучше ж сказать, малой капитал имеют.

Другими словами, характер торговли был весьма и весьма посредственный. Далее он продолжает:

По реке Днепр весною и в межень, тож и осенью из великороссийских городов: из Брянска, Трубчевска, а из малороссийских: Новгородка-Северского и из других мест до Киева и до малороссийских городов Переяслава, Городища, Кременчуга и Переволочны с хлебом, с хлебным вином, железом полосным и чугунным, с конопляным маслом, диогтем, с веревками, рогожами, с медом, с ветчинным салом и деревянною посудою ходят барки, или так называемые байдаки, а из Польши в плотах строевой и дровяной лес, и прочие лесные припасы сплавляются… При городе Подоле есть пристань судам.

Одним словом, ничего интересного и особо выдающегося о жизни провинциального города Киева поручик в своем отчете не сообщает. Общую картину «унылой провинциальной хроники » подтверждают и археологические раскопки. Призванные обнаружить материальные ценности прошлого, они активно ведутся на территории Киева с середины 50-х гг. XX в. За это время было отрыто приличное количество различной малосущественной мелочи, благодаря которой было написано немало научных трудов. А что в итоге? — В итоге ничего! Клады, которые имеют особую ценность для археологов, на территории Киева, особенно на Подоле, обнаруживают с заветной регулярностью. Но проблема в том, что найденные при этом византийские монеты не имеют никакого отношения к периоду зарождения «государственности» Киевской Руси и становлению ее «столицы». А основываясь на официальной датировке отрытых монет, можно сделать только один вывод: серебро и золото на приднепровских просторах зарывали обычные разбойники.

Ну а как же обстоит дело с древнерусскими монетами? Да тоже никак! Период XII-XIII вв. был официально объявлен «историками» «безмонетным». Дескать, не было в ту эпоху денег и, соответственно, искать их бессмысленно. При этом некоторые ученые мужи предлагают свою версию товарно-денежных отношений — существование так называемых гривен, которые по сути своей являлись слитками серебра.

Серебряные слитки (гривны) — это, конечно, намного лучше, чем вообще «безмонетный» период. Но тогда напрашивается вполне естественный вопрос: как простые люди расплачивались на базаре за свои покупки? Согласитесь, сложно себе представить, какого-нибудь обывателя, который пришел «скупиться по мелочи» и каждому из продавцов «отрубывает» от своего слитка по маленькому кусочку серебра. Любая монета — это простое и вместе с тем гениальное изобретение человечества. Ведь все монеты идентичны между собой — они равны по весу и составу, а значит, имеют абсолютно одинаковую покупательскую ценность. Что же до слитков, то определить на глаз, сколько нужно серебра «отрезать», например, за курицу — этого не сможет с ювелирной точностью сделать ни продавец, ни покупатель. Поэтому даже обычный здравый смысл подсказывает, что если уж монеты хотя бы один раз в истории народа вошли в обращение, то они уже никуда не денутся — это удобно и значительно упрощает товарно-денежные отношения.

Но проблема в том, что серебряные и золотые монеты в процессе своей ежедневной эксплуатации постепенно истираются. Например, была монета весом 12 г, а через год, глядишь, а она уже не 12 г весит, а 11 г. Как быть в этой ситуации? Человек придумал выход — со временем были изобретены бумажные купюры, которые не утрачивали своего веса, а, следовательно, и покупательской способности ни через год, ни через два. Но это случилось со временем, а пока что были придуманы гривны — своеобразные 200-грамовые серебряные купюры.

Таким образом, серебряные слитки-гривны — это не расходные монеты! Это купюры крупного номинала, предназначенные для расчета за оптовые покупки. И скорее всего они были в обращении не вместо мелких монет, а наряду с ними. Мало того, ими расплачивались только при крупных сделках, например, купцы за свой опт. А простые обыватели по-прежнему ходили в лавку или на рынок с мелкими монетами. В этом случае возникает новый вопрос: почему историки упорно датируют гривны именно XII-XIII вв.? Ведь даже согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона они имели хождение плоть до XVI в., и привязывать их существование именно периоду Киевской Руси нет видимых оснований. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Гривна — это определенная мера серебра . При этом в обращении могли быть и совершенно иные монеты — динары, ефимки, талеры. Они могли быть серебряными или золотыми. Главное — все они конвертировались в единую серебряную гривну весом 200 г. При этом их поток должен был стекаться в единый княжеский монетный двор, который, согласно «рассказам» историков, мог располагаться только в Киеве, как в столице Киевской Руси. А, значит, именно здесь археологи должны были то и дело обнаруживать большое количество кладов с гривнами. Но где они, эти клады!? За ответом обратимся к официальным историческим источникам! Так, Книга Ивана Спасского «Русская монетная система » указывает следующее:

Только одна монета найдена в Киеве [в 1792 г.], да и то не в земле, а как подвеска к иконе, тогда как все остальные тяготеют к северо-западному краю древнерусского государства: одна найдена в земле поблизости от древнего Юрьева (Тарту), другая — на острове Саарема; есть указания и о находке в Петербургской губернии. Известно несколько подражательных монет, происходящих из Скандинавии. «Ярославле сребро» и относят поэтому к периоду княжения Ярослава в Новгороде — под рукой Владимира, занимавшего русский стол. Подобно тому, как на монетах описанного выше раннего киевского типа помещалось изображение Христа, здесь другая сторона занята изображением христианского покровителя Ярослава — святого Георгия.

…В конце 20-хгг. XIX в. появилось еще несколько монет: две серебряных монеты Владимира нашли в Борисполе на Украине, и по одной — на Цимлянском городище (древний Саркел — Белая Вежа) и в Польше — в составе Ленчицкого клада.<…> В 1852 г. был найден ставший знаменитым Нежинский клад — около 200 серебряных монет.

Таким образом, данные монеты сложно назвать «по-настоящему киевскими» — их находят где угодно, но только не на монетных складах-кладах столицы Киевской Руси. Например, один из самых больших кладов был обнаружен в 1906 г. на территории Твери. Много монет киевского типа было отрыто при раскопках готландского клада в Швеции. При этом историки не предоставляют никаких доказательств тому, что эти «сокровища» были отчеканены именно в Киеве. Вывод: их привязка именно к Киеву — это не более чем очередной спекулятивный ход «горе-историков». И только одна находка на территории Михайловского монастыря могла бы говорить в пользу чеканки истинно киевских монет в Киеве. Но, к сожалению, она была сделана в 1997 г., т.е. уже в период «свидомой самостийности », и вполне могла быть просто сфальсифицирована. И доказательство тому — все последние «сенсационные» находки современных украинских археологов. То они обнаружили массовое захоронение жертв «батуринской резни », то чудесным образом миру был явлен «украиномовный » вариант орликовской конституции, хотя «мовы» в XVIII в. еще не существовало. Одним словом, если в пропагандистских или политических целях нужно будет обнаружить затонувшую Атлантиду посреди Киевского водохранилища, то украинские труженики-археологи ее без труда там откапают.

Зато доподлинно известно, что под так называемыми киевскими сребниками следует понимать около 340 видов монет с различным содержанием серебра. Скорее всего, к их чеканке приступали по мере того, как пустела княжеская казна, а после их насильственно вводили в обращение по нужному курсу, что напрямую свидетельствует об экономической слабости княжества. И все же! Что собой представляют киевские клады и о чем говорит их наличие? В большинстве случаев — это скромные заначки обывателей. По сути своей, это отложенные на «черный день» серебряные либо золотые украшения: кольца, серьги, крестики. Как правило, они спрятаны в горшках и просто зарыты в землю. Что касается более крупных кладов, например, принадлежавших тем же купцам, то в данном случае не все так прозрачно и просто. Приведем лишь один из последних примеров. «Клад из руин Десятинной церкви » С.И. Климовского , сотрудника Института археологии НАН Украины, опубликованной в «Восточноевропейском археологическом журнале» (№ 5(6), 2000 г.). Начинается данная статья довольно многообещающе:

Среди древнерусских городов Киев занимает первое место по количеству найденных кладов…

Однако после этого идет описание каких-то мифических находок, сделанных еще в XI в., и о которых известно лишь по летописям последующих веков. Из достоверно сделанных открытий автор первым упоминает клад, обнаруженный «на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры, являвшегося тайной монастырской казной XVII-XVIII вв. и насчитывавшего 6184 золотые монеты… ». Бесспорно! Данный клад — это настоящее сокровище для археологов и историков, но, к сожалению, он не имеет никакого отношения к древней Киевской Руси. Наконец, С.И. Климовский сообщает действительно достоверные сведения:

В 1955 г. при раскопках по ул. Владимирской, 7-9 в жилище XIII в. возле печки был найден глиняный горшок, в котором находились золотые колты, серьги, серебряные витые и пластинчатые браслеты, перстни. Этот клад, спрятанный при осаде 1240 г., на долгие годы стал последним древнерусским кладом, обнаруженным в этой части Киева. И вот, через 43 года на противоположной стороне улицы был найден новый клад, резко отличающийся от известных в этом районе, но тесно связанный, как и большинство из них, с событиями декабря 1240 г.

Исходя из этого, несложно предугадать риторику заинтересованных историков: все древние клады уже давно разграблены, а до нас доходят «достоверные» слухи об их раннем существовании. При этом любой здравомыслящий человек может сделать вполне закономерный вывод: все монетные клады, отрытые на территории Киева, указывают на то, что этот древний город никогда не был и не мог быть столицей государства русского.

Киев не являлся административным, торговым или экономическим центром Киевской Руси. Иначе бы он то и дело радовал археологов ценными находками, доказывающими его могущество и экономический расцвет древнего государства. Почему этого не происходит? Вот здесь ответ уже предельно прост! Потому что Киевская Русь со столицей Киев — это не более чем выдумка заинтересованных в этом историков .

———————————————-

По материалам книги Алексея Кунгурова
«Киевской Руси не было, или Что скрывают историки »

Киевская Русь - исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.

Формирование соплеменных союзов

Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.

В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э. племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе. Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.

Вначале возникали временные, случайные объединения племен - для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников. Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен. Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа - земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.

Кратко: состав славянских племен

Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования - племенного союза. Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян. Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге. Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.

Возникновение зачатков государственного устройства

В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники - вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение. Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть. В состав такой прослойки входили бояре - советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.

Выделение полянского союза

Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева - его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского

Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.

Образование названия «Русь»

Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое. В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком - принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек - Росава. Рось, и др. Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами. В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.

Территории восточных славян

Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.

Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами. Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей. Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.

Взаимоотношения с соседями

На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата - сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму. По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже - и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами. Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки - каган.

Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.

Образование государства Киевская Русь

Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.

Имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в. русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием. Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.

Первые князья Киевской Руси

Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом - Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов - шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием - христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов - среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян - эпохи полноценной государственно-политической жизни.

Краткая история Киевской Руси

Киевская Русь сформировалась в последней четверти IX века. Фактически, это средневековое государство образовалось путем объединения различных культур. Во время правления династии Рюриковичей к ряду восточнославянских племен присоединились финно-угорские. В период своего наивысшего расцвета Киевское государство простиралось на 800 тыс. кв. км, от Таманского полуострова до Северной Двины.

В разные времена Киевскую Русь по-разному называли. С самого начала своего появления это было Древнерусское государство, возникшее на торговом пути «из варяг в греки». Первые сведения о данном государстве связывают с IX столетием. По некоторым данным, крещение Руси произошло именно в 860 -х, сразу после похода на Константинополь. Это событие упоминается а «Повести временных лет». В этот же период бояре Аскольд и Дир, отправленные Рюриком, взяли Киев в подчинение, тем самым заняв самый главный торговый путь. Есть версия, что Аскольд и Дир с Рюриком никак не были связаны, а являлись потомками полулегендарного Кия.

Таким образом, первыми славянскими князьями считались Кий (основатель Киева), Рюрик­ (основатель Новгородского княжества), Аскольд и Дир (завоеватели Киева в IX в.) и Вещий Олег (регент маленького сына Рюрика). В 882 году по приказы Олега в Киеве были убиты Аскольд и Дир, после чего престол перешел к династии Рюриковичей. Многие историки считают Олега фактическим основателем Киевского государства.

В те времена господствующей религией было язычество, но в Киеве существовала и христианская община. Вещий Олег быстро распространил свою власть на земли древлян и северян путем военного вторжения. Своим походом на Византию он обеспечил русским купцам льготные условия торговли, то есть без пошлин и даней. Более 30 лет он носил титул Великого князя, а после его смерти в 912 году престол был передан Игорю - подросшему сыну Рюрика.

Во время правления Игоря Рюриковича было два похода на Византию. Первый (941 год) был неудачным, а второй (944 год) завершился договором, отменяющим беспошлинную торговлю. В 945 году князь бы убит. Фактической правительницей после его смерти стала княгиня Ольга, так как Святослав Игоревич был еще мал. Она была первой правительницей Киевского государства, принявшей христианство. В 960 году власть отошла к возмужавшему Святославу. Этот правитель, в первую очередь, занялся Хазарским каганатом и искоренением его власти. Смерть настигла князя в 972 году в битве с печенегами.

После смерти Святослава власть между собой поделили его сыновья: Ярополк, Олег и Владимир. В 980 году права на престол отстоял князь новгородский Владимир Святославович. Во время его правления официальной религией на Руси стало христианство, получили развитие письменность, архитектура и ремесла. После его смерти в государстве начались междоусобицы. С 1019 года правителем стал великий князь Ярослав Мудрый. Это была пора наивысшего расцвета Руси. Он сумел построить отношения со многими правящими европейскими династиями, победил и навсегда изгнал печенегов, вернул Черниговское княжество.

В 1054 году перед смертью Ярослав Мудрый разделили русские земли между пятью своими сыновьями. Вскоре двое младших из них погибли, а трое выживших составили «триумвират Ярославичей». Первым от Киева отделилось княжество Полоцкое, а в первой половине XII века все государство распалось на отдельные княжества. Годом распада Киевской Руси принято считать 1132 -й. В этот год умер внук Всеволода Ярославовича Мстислав Великий, после чего некоторые города перестали признавать Киевскую власть.

Киевская Русь (Древнерусское государство, Киевское государство, Русское государство) - название раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве, которое возникло на изломе VII-IX вв. в результате длительного процесса экономической, политической и культурной консолидации восточнославянских племенных союзов и в различных формах существовало до середины XIII в.

1. Киевская Русь. Общая характеристика . Во времена правления Владимира Великого (980-1015 гг.) было завершено формирование территории Киевской Руси. Она занимала территорию от Чудского, Ладожского и Онежского озер на севере до рек Дон, Рось, Сула, Южный Буг на юге, от Днестра, Карпат, Немана, Западной Двины на западе до междуречья Волги и Оки на востоке; ее площадь составляла около 800 тыс км кв.

В истории Киевской Руси можно выделить три последовательных периода:

Период возникновения, и становления, и эволюции государственных структур, хронологически охватывает конец IX - конец X в.;

Период наибольшего подъема и развития Киевской Руси (конец X - середина XI в.)

Период политической раздробленности Киевской Руси (конец XI - середина XIII в.).

2 Происхождение названий «Киевская Русь» и «Русь-Украина». Государство восточных славян называлось «Киевская Русь», или «Русь-Украина». О происхождении и дефиниции названия «Русь» исследователи не имеют единого мнения. Существует несколько версий:

Русами называли племена норманнов (варягов) - они основали государство славян и от них пошло название «Русская земля»; такая теория зародилась в XVIII в. в Германии и получила название «норманской», ее авторы - историки Г. Байер и Г. Миллер, их последователей и единомышленников называют норманистами;

Русы - славянские племена, жившие в среднем течении Днепра;

Рус - это древнее славянское божество, от которого произошло название государства;

Руса - в праславянские языке «река» (отсюда и название «русло»).

Украинские историки в целом придерживаются антинорманских взглядов, хотя и не отрицают значительный вклад варяжских князей и войск в формирование государственного строя Киевской Руси.

Русь, Русская земля по их мнению:

Название территории Киевщины, Черниговщины, Переяславщины (земли полян, северян, древлян);

Название племен, которые жили на берегах рек Рось, Росава, Роставиця, Роська и др.;

Название Киевского государства начиная с IX в.

Название «Украина» (край, регион) означает территорию, которая была основой Киевской Руси в ХI-ХII вв. Впервые этот термин употребляется в Киевской летописи в 1187 г. относительно земель Южной Киевщины и Переяславщины.

3. Возникновение Киевской Руси. Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:

а) восточнославянские племена- предки украинцев - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты;

б) восточнославянские племена - предки белорусов - дреговичи, полочане;

в) восточнославянские племена - предки русских - кривичи, радимичи, словене, вятичи.

Основные предпосылки образования восточнославянской государственности:

На начало VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и создания территориально определенных больших и малых союзов племен;

Наличие в восточнославянских союзах племен определенных локальных различий в культуре и быту;

Постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества - догосударственные объединения более высокого уровня, предшествовавшие появлению восточнославянского государства;

Формирование на рубеже VIII-IX в. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда.

Можно выделить следующие главные этапы процесса объединения восточных славян в одно государство:

а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;

б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью которого до этого находилась часть славянских племен;

в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

Первые славянские князья:

- князь Кий (полулегендарный) - вождь союза племен полян, основатель г. Киева (по легенде, вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в V-VI в.);

Князь Рюрик - летописное упоминание о нем в «Повести временных лет», говорится призвание в 862 г. новгородцами «варягов» Рюрика с войском ; .

Князья Аскольд и Дир завоевали Киев во второй половине IX века, по летописным данным Аскольд и Дир были боярами князя Рюрика;

После смерти новгородского князя Рюрика (879 г.) до совершеннолетия его сына Игоря фактическим правителем новгородской земли стал Олег;

В 882 г. Олег захватил Киев, по его приказу были убиты киевские братья Аскольд и Дир; начало правления в Киеве династии Рюриковичей; князя Олега многие исследователи считают непосредственным основателем Киевской Руси.

4. Экономическое развитие Киевской Руси. Ведущее место в экономике Киевского государства занимало сельское хозяйство, которое развивалось в соответствии с природными условиями. В лесостепной зоне Киевской Руси применялась огневая-подсечная система обработки земли, а в степной переложная. Земледельцы использовали совершенные орудия труда: плуг, бороны, лопаты, косы, серпы, они сеяли злаковые и технические культуры. Значительного развития достигло скотоводство. Сохраняли свое значение охота, рыболовство, бортничество.

Первоначально в Древнерусском государстве преобладало землевладение свободных общинников, а с XI в. постепенно формируется и усиливается феодальное землевладение - вотчина, которая передавалась по наследству. Важное место в хозяйстве Киевской Руси занимало ремесло. С этого времени известно свыше 60 видов ремесленных специальностей. Через Древнерусское государство пролегали торговые пути: например, «из варяг в греки», соединявшие Русь со Скандинавией и странами черноморского бассейна. В Киевской Руси была начата чеканка монет - серебряников и злотников. В Русском государстве росло число городов - от 20 (IХ-Х вв.), 32 (XI в.) до 300 (XIII в.).

5. Политическая и административная система Киевской Руси. Политическая и административная система Киевской Руси базировалась на княжеско-дружинном устройстве для длительного сохранения органов самоуправления городских и сельских общин. Общины объединялись в волости - административно-территориальные единицы, в которые входили города и сельские округа. Группы волостей объединялись в земли. Киевская Русь сформировалась как единоличная монархия. Во главе государства стоял великий князь киевский, который сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Советниками князя были «княжеские мужи» из верхушки его дружинны, которые получали титул воеводы, а с XI в. их называли боярами. Со временем возникли династии бояр, занимавших важные государственные должности.

Внутреннее управление государством осуществляли многочисленные княжеские управители (посадники, тысяцкие, дворецкие, тиуны и др.). Княжеская власть опиралась на постоянную военную организацию - дружинну. Дружинникам-посадникам поручались в управление отдельные волости, города и земли. Народное ополчение формировалось по десятичному принципу. Во главе отдельных подразделений стояли десятник, сотский, тысяцкий. «Тысяча» составляла военно-административную единицу. В ХII-ХIII вв. форма государства изменилась. Отношения между отдельными княжествами развивались на принципах федерации или конфедерации.

6. Социальная структура Киевской Руси. Социальная структура Киевской Руси отвечала ее экономической системе. Господствующее положение занимали воеводы (бояре), тысяцкие, сотские, тиуны, огнищане, сельские старосты, городская верхушка. Свободная категория сельских производителей называлась смердами, феодально зависимым населением в Киевской Руси были рядовичи, закупы и изгои. Холопы и челядь находились на положении рабов.

7. Политическая раздробленность Киевской Руси и ее последствия. Киевская Русь была одним из могущественных государств своего времени, что значительно повлияло на развитие европейской цивилизации, однако после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) она начала терять свое политическое единство и разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества.

Политические предпосылки раздробленности были такими:

Престолонаследие среди князей Киевской Руси было разным: в одних землях власть передавалась от отца к сыну, в других - от старшего брата к младшему;,

Были ослаблены политические связи между отдельными феодальными владениями и отдельными землями, развитие отдельных земель привело к возникновению местного сепаратизма;

В отдельных землях местное боярство для обеспечения защиты своих прав требовало сильной власти князя; с другой - усиливалась реальная власть удельных князей и бояр, власть киевского князя была ослаблена, много бояр ставили местные интересы выше общегосударственных;

В Киевском княжестве не была создана собственная династия, так как Борьбу за владение Киевом вели представители всех княжеских родов;

Усилилась экспансия кочевников на русские земли.

Социально-экономические предпосылки раздробленности:

Натуральный характер хозяйства Киевского государства приводил к ослаблению экономических, торговых связей между отдельными землями;

Стремительно развивались города, которые становились политическими, экономическими и культурными центрами княжеств;

Превращение условного землевладения удельного боярства в наследственное значительно усиливало экономическую роль местной знати, которая не желала делиться своей властью;

Изменение торговой конъюнктуры, вследствие чего Киев утратил роль центра торговли, а Западная Европа стала непосредственно торговать с близким сходом.

Современные исследования ученых доказывают, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в развития средневекового общества. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что все народы и государства Европы пережили ее. Раздробленность была вызвана дальнейшей феодализацией древнерусского общества, распространением социально-экономического развития на местах. Если раньше Киев был центром всей общественно-экономической, политической, культурной и идеологической жизни страны, то с середины XII в. с ним уже соперничали другие центры: старые - Новгород, Смоленск, Полоцк - и новые - Владимир-на-Клязьме и Галич.

Русь раздирали княжеские междоусобицы, большие и малые войны, постоянно шли между феодалами. Однако вопреки распространенному мнению Древнерусское Государство не распалось. Оно только изменило форму: на место единоличной монархии пришла монархия федеративная, при которой Русью совместно правила группа наиболее влиятельных и сильных князей. Историки называют такой способ правления «коллективным суверенитетом».

Раздробленность ослабила государство политически, но способствовала развитию экономики и культуры на местах. Она, в известной мере, заложила основы трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Периодом прекращении раздробленности на восточнославянских землях принято считать последние десятилетия XV века, когда образовалась Российское централизованное государство, а украинские и белорусские земли попали под власть Литвы, Польши, Венгрии и Молдавии.

8. Значение Киевской Руси. Значение Киевской Руси заключается в следующем:

а) Киевская Русь стала первым государством восточных славян, ускорила перерастание последней стадии развития первобытнообщинного строя в более прогрессивный феодальный; этот процесс создал благоприятные условия для развития хозяйства и культуры; М. Грушевский утверждал: «Киевская Русь является первой формой украинской государственности»;

б) образование Киевской Руси способствовало укреплению обороноспособности восточнославянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (печенегов, половцев и т.д.);

в) сформировалась древнерусская народность на основе общности территории, языка, культуры, психического склада;

г) Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе; международное значение Киевской Руси состоит в том, что она повлияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке; русские князья поддерживали политические, экономические, династические связи с Францией, Швецией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Византией;

д) Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др...);

е) Киевская Русь выступала восточным форпостом европейского христианского мира, она сдержала продвижение орд степных кочевников, ослабила их натиск на Византию и страны Центральной Европы.

В исторический период Киевской Руси на Поднепровье, в Галичине и на Волыне, в Причерноморье и Приазовье закладывались традиции независимой государственности на территории Украины. Историческим центром формирования украинской народности была территория Киевщины, Переяславщины, Чернигово-Сиверщины, Подолии, Галиции и Волыни. С XII в. на этой территории распространяется название «Украина» . В процессе раздробления Киевского государства украинская народность стала этнической основой земель-княжеств Юго-Западной Руси в XII-XIV вв.: Киевского, Переяславского, Черниговского, Северского, Галицкого, Волынского. Так, Киевская Русь была формой социально-экономического и государственного развития украинского этноса. Непосредственным наследником Киевской Руси стало Галицко-Волынское княжество.

Поделиться